Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Торгівля людьми є одним з видів насильства щодо жінок. Цей злочин має довге історичне коріння, але наприкінці ХХ століття він набув форми сучасного р...полностью>>
'Документ'
Средневековые древности центральной части Суздальской земли оказались в поле зрения археологии раньше, чем археологические памятники большинства друг...полностью>>
'Документ'
Лев Семенович на заре своей научной деятельности гигантской силой теоретического проникновения в самую сущность детской дефективности совершил здесь ...полностью>>
'Документ'
В настоящее время заболевания щитовидной железы являются одними из самых распространенных в мире. Среди эндокринных заболеваний они занимают второе м...полностью>>

Указом Президента Республики Беларусь от 02. 2011 г. №43 2011 год объявлен Годом предприимчивости

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Указом Президента Республики Беларусь от 3.02.2011 г. № 43 2011 год объявлен Годом предприимчивости. Учреждениям, реализующим образовательные программы среднего специального образования (далее – учреждения образования), необходимо обеспечить изучение тем по основам предпринимательства в рамках дисциплин «Экономика организации» и «Основы экономики» по всем специальностям среднего специального образования.

Одним из ресурсов повышения качества образования является внедрение системы менеджмента качества (СМК). Информация о преимуществах СМК, требованиях к документации, этапах работы, процессах и видах деятельности учреждения образования в рамках СМК, а также специальные термины и определения изложены в методических рекомендациях: Барановская С.М. Проектирование и внедрение системы менеджмента качества в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования: метод. рекомендации/С.М. Барановская. – Минск: РИПО, 2011. По вопросам приобретения издания обращаться по тел. (017) 226 41 00.

Утвержден План-график сертификации учреждений среднего специального образования, подведомственных Министерству образования, в 2011 – 2015 гг. (электронный вариант плана опубликован на образовательном портале «Профессиональное образование», http://ripo.unibel.by/cr/?mode=norm#3). Проектирование и внедрение СМК в учреждениях образования, находящихся в подчинении иных государственных органов, осуществляется в соответствии с планами-графиками, утвержденными вышестоящими организациями (ведомствами). Сведения о результатах прохождения учреждением образования процедуры добровольной сертификации в соответствии с требованиями стандарта СТБ ISO 9001 должны предоставляться в Министерство образования не позднее 2-х недель после получения официального уведомления со стороны уполномоченного органа по сертификации.

Совершенствование структуры подготовки специалистов осуществляется в рамках внесения изменений в ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации». Порядок внесения изменений определен Инструкцией, утвержденной постановлением Министерства образования от 1.07.2009 г. № 42. Обращаем внимание, что:

изменением № 4 (Постановление Министерства образования от 20.08.2010 г. № 95) на уровне среднего специального образования введена новая специальность для подготовки рабочих со средним специальным образованием 2-36 11 51 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных средств», введена новая специализация 2 36 01 06-01 03 «Технология и контроль качества в сварочном производстве», изменен код специализации 2-37 01 05 31 «Эксплуатация электрооборудования и электроснабжение городского электрического транспорта»;

изменением № 5 (Постановление Министерства образования от 28.02.2011 г. № 7) внесены изменения в наименования специальностей 2 25 01 33 «Розничные услуги в банке» и 2-40 02 51 «Техническое обслуживание и ремонт вычислительной техники» и специализации 2 40 02 51-51 «Электромеханик по ремонту и обслуживанию вычислительной техники 5-го разряда».

Инструкция о порядке введения изменений в ОКРБ, а также изменения в ОКРБ размещаются на сайте Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы» (http://www.nihe.niks.by/).

Обращаем внимание, что постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от:

23.12.2010 г. № 177 внесены дополнения и изменения в выпуск 2 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденный постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.12.2000 г. № 160. Изменено содержание тарифно-квалификационной характеристики профессии рабочего «Электромеханик по ремонту и обслуживанию вычислительной техники 3-6 разряда»;

23.03.2011 г. № 18 внесены дополнения и изменения в выпуск 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД), утвержденный постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 г. № 159. Изменено содержание квалификационных характеристик должностей: «Заместитель руководителя организации по информационным технологиям», «Специалист по технической инвентаризации», «Методист»;

26.05.2011 г. № 33 внесены дополнения и изменения в выпуск 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД), утвержденный постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 г. № 159. Изменено содержание квалификационных характеристик должностей «Переводчик жестового языка», «Специалист по компьютерной графике», «Специалист по поисковому продвижению web-сайта», «Редактор интернет-ресурса», «Фоторедактор», «Педагог дополнительного образования».

В целях определения содержания образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста (рабочего) со средним специальным образованием, Министерством образования 31.01.2011 г. утвержден Макет образовательного стандарта по специальности среднего специального образования.

Для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего со средним специальным образованием, разработаны и готовятся к утверждению образовательные стандарты, типовые учебные планы, примерные тематические планы по учебным дисциплинам и практике по специальностям: 2-36 01 53 «Техническая эксплуатация оборудования», 2-36 01 56 «Мехатроника», 2-40 02 51 «Техническое обслуживание и ремонт вычислительной техники», 2-91 01 51 «Общественное питание», 2-94 01 51 «Монтаж и эксплуатация охранно-пожарной сигнализации».

Учреждения образования осуществляют подготовку по учебным планам, утвержденным по 2011 год включительно. Перечень действующих типовых и учебных планов специальностей и специализаций для учреждений, реализующих образовательные программы среднего специального образования, для групп набора 2011-2012 учебного года и Перечень действующих типовых учебных программ по учебным дисциплинам профессионального компонента и практике учебных планов учреждений, реализующих образовательные программы среднего специального образования, для групп набора 2011-2012 учебного года будут размещены к началу учебного года на сайте учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» (УО РИПО) по адресу: http://ripo.unibel.by (Уровни образования → Среднее специальное образование → Научно-методическая деятельность → Учебно-программная документация → Перечни учебных планов, перечни учебных программ).

С 2012 года планируется поэтапный переход на новые типовые учебные планы в связи с приведением учебно-программной документации в соответствие с Кодексом.

План учебно-методических мероприятий для педагогических работников и учащихся учреждений, реализующих образовательные программы среднего специального образования, планы работы республиканских учебно-методических объединений по направлениям образования, специальностям на 2011-2012 учебный год будут размещены на сайте УО РИПО.

Изучение учебных дисциплин общеобразовательного компонента осуществляется в соответствии с Перечнем учебно-программной документации по учебным дисциплинам общеобразовательного компонента учебных планов учреждений среднего специального образования на 2011-2012 учебный год, утвержденным Министерством образования. Календарно-тематические планы по общеобразовательным учебным дисциплинам разрабатываются в учреждениях образования на основе указанных в Перечне учебных программ или тематических планирований.

С 2011-2012 учебного года вносятся изменения в порядок проведения экзаменов по учебным дисциплинам общеобразовательного компонента учебных планов учреждений образования:

для проведения экзаменов в устной форме используются билеты для проведения выпускных экзаменов по выбору учащихся, утвержденные Министерством образования для учреждений общего среднего образования;

для проведения экзаменов в письменной форме учреждения образования получают в УО РИПО тексты и задания в соответствии с заявками, подаваемыми в отдел методического обеспечения общего среднего образования не позднее, чем за два месяца до начала экзаменационной сессии. В заявке указывается название учебной дисциплины, а также количество экзаменационных пакетов в соответствии с количеством учебных групп, в которых проводится экзамен. Пакет с текстами, заданиями для проведения экзамена вскрывается перед началом экзамена в присутствии учащихся учебной группы, выбирается один из вариантов текстов, заданий для данной учебной группы. Информация о процедуре получения экзаменационных пакетов будет размещена к началу учебного года на Республиканском портале «Профессиональное образование» по адресу: http://ripo.unibel.by/oso/ (отдел методического обеспечения общего среднего образования): Уровни образования → Общее среднее образование → Справочная информация → Получение экзаменационных пакетов.

Материалы для письменных экзаменов формируются УО РИПО на основе сборников экзаменационных материалов для общеобразовательных учреждений, утвержденных Министерством образования:

по белорусскому языку – «Зборнік экзаменацыйных матэрыялаў па беларускай мове для агульнаадукацыйных устаноў (узровень агульнай сярэдняй адукацыі). Тэксты для пераказаў». – Мн.: «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2011;

по русскому языку – «Сборник экзаменационных материалов по русскому языку для общеобразовательных учреждений (уровень общего среднего образования). Тексты для изложений». – Мн.: «Национальный институт образования», 2011;

по математике – «Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету ”Математика“ на уровне общего среднего образования». – Мн.: «Национальный институт образования», 2011.

Оборудование кабинетов по учебным дисциплинам осуществляется в соответствии с Перечнем средств обучения, учебного оборудования для общеобразовательных учреждений (постановление Министерства образования от 6.10.2008 г. № 97; «Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь», № 7, 2009 г.).

Приобрести необходимые средства обучения и учебно-производственное оборудование можно:

в Белорусском республиканском торговом объединении «Глобус» по адресу: 220024, г. Минск, ул. Пирогова, 5 (филиалы объединения имеются в каждой области); телефон для справок: (017) 275 12 05; 275 60 31; факс 275 24 12; 220034, г. Минск, ул. Козлова, 8; телефон для справок (017) 294 01 16, 285 35 30;

в научно-методическом учреждении «Национальный институт образования» по адресу: 220013, г. Минск, ул. Б. Хмельницкого, 3. Телефон для справок: (017) 293 87 87; факс 292 52 12 (магазин «Адукацыя»).

В учреждениях образования в обязательном порядке необходимо организовать изучение инструктивно-методических писем Министерства образования к началу учебного года, которые ежегодно публикуются в мае-августе в «Настаўніцкай газеце» и содержат подробные рекомендации по учебно-методическому обеспечению следующих учебных предметов: белорусский язык, белорусская литература, русский язык, русская литература, иностранный язык, всемирная история, история Беларуси, обществоведение, математика, информатика, физика, астрономия, химия, биология, география, физическая культура и здоровье, допризывная подготовка, медицинская подготовка.

Изучение учебных дисциплин «История Беларуси», «Всемирная история» учебными группами нового набора осуществляется в соответствии с программами для 10-11 классов учреждений общего среднего образования, опубликованными в научно-методическом журнале «Гісторыя: праблемы выкладання» (2010г., № 7 – для 10 класса; 2009г. № 7 – для 11 класса). Указанные программы размещены также на сайтах Министерства образования, Национального института образования, на Республиканском портале «Профессиональное образование» (http://ripo.unibel.by).

В учреждениях образования необходимо продолжить работу по реализации положений Закона Республики Беларусь «Аб правілах беларускай арфаграфіі і пунктуацыі» от 23.07.2008 г. № 420-З. При этом необходимо руководствоваться «Прапановамі па арганізацыі выканання плана мерапрыемстваў па рэалізацыі палажэнняў Закона Рэспублікі Беларусь ад 23.06.2008 г. “Аб правілах беларускай арфаграфіі і пунктуацыі” на 2010-2013 гг.», утвержденными Министерством образования 17.11.2009 г. Особое внимание необходимо обратить на ознакомление преподавателей белорусского языка с новой редакцией правил белорусской орфографии и пунктуации, на обеспечение библиотек новыми учебниками по белорусскому языку для 10 11 классов общеобразовательных учреждений с целью организации обучения в соответствии с положениями Закона.

Обращаем внимание, что в соответствии с п.30 Плана мероприятий Министерства образования по популяризации и расширению сферы использования белорусского языка в жизни общества на 2010 и последующие годы, утвержденным 12.03.2010г., письмом Министерства образования Республики Беларусь от 5.01.2011г. № 04 02 12/5254/дс/2 с января 2011 года введена для обязательного изучения на III или IV курсе учебная дисциплина «Белорусский язык (профессиональная лексика)» в объёме 20 учебных часов (из них 18 учебных часов – на практические занятия и одна обязательная контрольная работа) в дневной форме получения образования для всех специальностей (кроме специальности 2-02 03 01 «Белорусский язык и литература» и 2-26 02 31 «Документоведение и документационное обеспечение управления»). Введение учебной дисциплины обеспечивается за счет резерва учебного времени или увеличения обязательной учебной нагрузки в неделю.

Учебная дисциплина «Белорусский язык (профессиональная лексика)» планируется в заочной форме получения образования в объеме 6 учебных часов (из них 4 учебных часа – на практические занятия), вечерней форме получения образования – в объеме 14 учебных часов (из них 12 – на практические занятия и одна обязательная контрольная работа). Введение учебной дисциплины осуществляется за счет резерва учебного времени или учебных часов, выделенных на консультации.

Учебная дисциплина «Иностранный язык (профессиональная лексика)» вводится в общепрофессиональный цикл учебных планов учреждений образования по специальностям с 1 сентября 2011 года на III или IV курсах в объеме 20-40 учебных часов или более (в зависимости от специальности). Из них 90-100% учебных часов отводится на практические занятия, планируется одна обязательная контрольная работа (в дневной и вечерней формах получения образования). Введение учебной дисциплины планируется по всем специальностям (кроме специальностей 2-02 03 08 «Иностранный язык (с указанием языка)», 2-23 01 32 «Лингвистическое обеспечение социокультурной деятельности», 2-37 04 01 «Техническая эксплуатация воздушных судов и двигателей», 2-37 04 02 «Техническая эксплуатация авиационного оборудования (по направлениям)», 2-44 01 31 «Организация движения на воздушном транспорте») и обеспечивается в дневной форме получения образования за счет резерва учебного времени или увеличения обязательной учебной нагрузки в неделю.

В заочной и вечерней формах получения образования учебная дисциплина «Иностранный язык (профессиональная лексика)» планируется за счет резерва учебного времени или учебных часов, выделяемых на консультации, и устанавливается в пределах 25% -30% (в заочной форме получения образования) и 70% (в вечерней форме получения образования) от объёма учебных часов, предусмотренных учебным планом дневной формы получения образования.

В 2011-2012 учебном году планируется проведение республиканской олимпиады профессионального мастерства учащихся учреждений среднего специального образования по специальности 2 02 03 08 «Иностранный язык (с указанием языка)». Для отбора наиболее способных и талантливых учащихся в учреждениях образования необходимо провести I этап данной олимпиады.

В соответствии с Протоколом заседания Комиссии по имплементации международного гуманитарного права при Совете Министров Республики Беларусь от 11.02.2011 г. № 1 в учреждениях образования в рамках учебной дисциплины «Основы права», темы «Основы международного права. Международное гуманитарное право», с 1.09.2011 года осуществляется изучение международного гуманитарного права в объеме 10 учебных часов. Примерный тематический план изучения данной темы размещен на Республиканском портале «Профессиональное образование» по адресу: http://ripo.unibel.by/oso/ (Уровни образования → Общее среднее образование → Методические рекомендации для преподавателей учебных предметов → Основы права). Преподавателям необходимо внести соответствующие коррективы в календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине.

В соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства образования «О введении типовых учебных программ дисциплины «Математика» в образовательный процесс учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования» от 27.08.2009 г. № 04-02-11/4047/дс типовые учебные программы дисциплины «Математика» (утверждены Министерством образования 19.08.2009 г.) используются в учебном процессе с 1.09.2009 года для обучения по ряду специальностей среднего специального образования. Перечень специальностей, указанный в вышеназванном письме, дополнен специальностями 2-39 02 31 «Техническая эксплуатация радиоэлектронных средств», 2-53 01 05 «Автоматизированные электроприводы», 2-37 01 05 «Городской электрический транспорт».

Обращаем внимание, что если учебным планом по специальности предусмотрено проведение единого экзамена по учебным дисциплинам «Правила дорожного движения», «Основы управления транспортным средством и безопасность движения», «Доврачебная медицинская помощь пострадавшим при ДТП», «Правовые основы дорожного движения» при оформлении выписки из зачетно-экзаменационной ведомости (Приложение к диплому) необходимо в графе «Названия учебных дисциплин» под одним порядковым номером последовательно записать название каждой учебной дисциплины с указанием объема изученных учебных часов, а по окончании записи в графе «Отметки, зачеты», указать итоговую отметку, полученную учащимся на экзамене.

Напоминаем, что в соответствии с письмом Министерства образования от 06.05.2010 г. № 04-03-07/П-243/4 для первокурсников, обучающихся на основе общего базового образования, по всем специальностям организуется преподавание курса «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» в объеме 18 учебных часов (8 часов – за счет учебного времени, предусмотренного в учебных планах на изучение дисциплин «Всемирная история» и «История Беларуси», 10 часов – за счет резерва учебного времени, а также учебного времени, отведенного на факультативные занятия и консультации). Отметка учащемуся, выставленная по итогам изучения указанного курса, вносится в приложение к диплому.

При изучении факультативной дисциплины «Основы идеологии белорусского государства» рекомендуется использовать учебные издания:

Лученкова Е.С. Основы идеологи белорусского государства. Практикум: учеб. пособие / Е.С. Лученкова. – Минск: Вышэйшая школа, 2010.

Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства. Практикум: учеб пособие / Я.С. Яскевич, Д.В. Белявцева. – Минск: Экоперспектива, 2010.

В новом учебном году необходимо продолжить работу по организации факультативных занятий: «О доступе к экологической информации», «Правила дорожного движения», «Здоровый образ жизни», «Коррупция и её общественная опасность», «Менеджмент качества», а также иных с учетом интересов учащихся и актуальных социальных аспектов жизни страны.

Рекомендации об особенностях изучения учебных дисциплин общеобразовательного компонента в 2011/2012 учебном году размещены на Республиканском портале «Профессиональное образование» по адресу: http://ripo.unibel.by/oso/ (Уровни образования → Общее среднее образование → Методические рекомендации для преподавателей учебных предметов). Перечень учебников и учебных пособий, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе, размещен в издании «Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь» (№ 7, 2011 г.).

Информируем, что в рамках выполнения государственной программы «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 гг.» созданы электронные средства обучения (ЭСО) для учебных дисциплин: «Основы ботаники, дендрологии и цветоводства», «Общий курс слесарного дела», «Оборудование швейного производства», «Конструирование швейных изделий», «Технология швейного производства». Содержание вышеперечисленных электронных средств обучения соответствует утвержденной учебно-программной документации по соответствующим учебным дисциплинам. ЭСО прошли процедуру технической, дизайн-эргономической экспертизы в Главном информационно-аналитическом центре Министерства образования и педагогической экспертизы в УО РИПО. Учреждения образования могут получить копию ЭСО в региональном учебно-методическом центре или в Центре информационных технологий УО РИПО.

В 2011-2012 учебном году в учреждениях образования приоритетными направлениями идеологической и воспитательной работы являются:

формирование у обучающихся гражданско-патриотических качеств, способствующих активной жизненной позиции;

воспитание культуры семейных отношений, повышение престижа семьи, формирование ответственного материнства и отцовства.

В новом учебном году воспитательный процесс в учреждениях образования необходимо осуществлять на основе программно-планирующей документации в соответствии с требованиями Кодекса (гл. 9, ст. 95).

Характерной особенностью воспитательной работы с учащейся молодежью в современных условиях должно стать развитие профессиональных качеств будущего специалиста: предприимчивости, конкурентоспособности, исполнительности, ответственности, профессиональной мобильности и др.

Важным условием эффективности идеологической и воспитательной работы в учреждениях образования является организация и проведение мониторинга качества системы воспитания, который реализуется на основании Приказа Министерства образования от 26.12.2003г. № 497 «Об идеологическом сопровождении воспитательной работы». В целях совершенствования действующей системы мониторинга рекомендуется использовать обновленный диагностический инструментарий (Методическое пособие «Планирование и организация изучения качества воспитательного процесса в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования», РИПО, 2011). Результаты мониторинга следует использовать при планировании и проведении заседаний педагогических советов, методических объединений, цикловых комиссий, воспитателей общежитий. Необходимо уделять первоочередное внимание контролю, совершенствовать механизмы управления, своевременно конкретизировать задачи, совершенствовать содержание, формы и методы идеологической и воспитательной работы.

Важным фактором гражданского и патриотического воспитания являются музеи учреждений образования, на базе которых целесообразно проводить выставки, посвященные государственным праздникам и знаменательным датам, создавать краеведческие экспозиции. Значительный воспитательный эффект дает использование возможностей государственных музеев Республики Беларусь. Неформально можно подойти к такому традиционному мероприятию как посещение Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. Сегодня музей предлагает новую форму работы – «Музей в чемодане», когда сотрудники выезжают непосредственно в учреждение образования с экспозицией и лекцией. Такая форма должна быть востребована.

В новом учебном году продолжится реализация второго этапа республиканской акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся» (Инструкция о проведении республиканской акции утверждена постановлением Министерства образования от 20.12.2008 г. № 129) // Сб. нормат. док. Мин-ва образования Респ. Беларусь. – 2009. – №3), в рамках которой следует продолжить организацию мини-акций:  «Мой род, моя семья»; «Моя школа – частичка моей жизни»; «Моя деревня, мой город»; «Моя родина – Беларусь».

Особое внимание следует уделить изучению реального положения молодежи на рынке труда, активной профориентационной работе, развитием в процессе обучения профессионально значимых качеств учащихся в соответствии с избранной специальностью, проблеме профессиональной адаптации молодых специалистов на предприятии, психологическим условиям закрепляемости выпускников на рабочем месте.

Необходимо организовывать разнообразную по содержанию деятельность, направленную на творческое обучение и выявление лидеров в среде учащихся, развитие общественной активности учащихся, повышения роли в воспитательном процессе органов ученического самоуправления, ОО БРСМ других молодежных общественных организаций.

Указ Президента Республики Беларусь от 1.02.2010 г. № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети интернет» нацеливает на дальнейшее развитие информационного пространства как условия оптимизации воспитательного процесса. Сле­дует привлекать учащихся к участию в интернет-конферен­циях, виртуальных круглых столах, созданию web-сайтов, электронных газет, мультимедийных молодежных проектов и др. Основные требования к построению web-сайта учреждения профессионального образования изложены в методических рекомендациях «Технология создания web-сайта воспитательной работы учреждения профессионального образования» (www.ripo.unibel.by web-сайт «Идеология и воспитание»).

В 2011-2012 учебном году необходимо продолжить и эффективно осуществлять работу с неблагополучными семьями учащихся, обеспечив неукоснительное выполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», и реализацию всей правовой основы для организации работы по защите прав и законных интересов детей, повышения ответственности родителей за воспитание детей. В целях реализации Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2010г. № 1922); Государственной программы противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным деяниям на 2011-2013 годы (Указ Президента Республики Беларусь от 2.10.2010 г. № 518) необходимо расширить сеть консультативных услуг, осуществляемых социально-педагогической психологической службой учреждения образования, осуществлять психолого-педагогическое, социально-правовое просвещение, коррекционную помощь и поддержку учащихся и семей, оказавшихся в социально опасном положении. Целесообразно активно привлекать учащихся к общественно-полезной деятельности и волонтерскому движению, помощи детским домам, совместным молодежным акциям с детьми-сиротами; проводить для родителей выставки достижений учащихся, создавать семейные творческие мастерские, выпускать газеты с материалами об успехах учащихся в учебной, профессиональной, социальной и других видах деятельности.

Специалистам социально-педагогической психологической службы необходимо уделять особое внимание профилактике суицидов, формированию ценностного отношения к жизни и адекватной самооценки молодежи. Реализация данной цели требует от педагогов-психологов системного анализа проблемных ситуаций, организации взаимодействия всех участников образовательного процесса.

В рамках расширения практики по подготовке учащихся к семейной жизни рекомендуется использовать в работе методические ресурсы Республиканского портала «Профессиональное образование»:

примерная программа факультатива по подготовке учащихся к семейной жизни, с учетом культурных и национальных традиций белорусского народа, принципов гендерного равенства;

комплексное методическое обеспечение по семейному воспитанию учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования;

виртуальный семейный клуб «Радуга» (www.ripo.unibel.by, web-сайт «Идеология и воспитание»).

Система работы по профилактике преступлений и правонарушений среди учащейся молодежи в новом учебном году предполагает четкую координацию усилий руководителей учреждений образования, педагогических работников, родителей, представителей органов исполнительной власти, правоохранительных органов (МВД, ИДН, КДН, прокуратуры), других заинтересованных государственных учреждений и общественных организаций. Целесообразно проводить мониторинг мнения учащихся по актуальным проблемам противоправного поведения, организовывать воспитательно-профилактическую работу по принципу «Равный-равному». Следует активно вовлекать учащихся в правоохранительное движение (создание и функционирование служб охраны правопорядка, оперативных молодежных отрядов), что создаст возможность привлечения юношей и девушек к процессу принятия правовых решений. Руководителям учреждений образования необходимо уделять особое внимание профилактике наркомании, токсикомании, фальшивомонетничества, коррупции в соответствии с Государственной программой комплексных мер противодействия наркомании, незаконному обороту наркотиков и связанным с ними правонарушениям в Республике Беларусь на 2009-2013 годы (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2008 г. № 1634).

Обязательной составляющей воспитательно-профилактической работы является формирование правовой культуры личности. В рамках реализации Плана мероприятий по правовому просвещению граждан на 2011-2015 годы (Распоряжение Премьер-министра Республики Беларусь от 3.12.2010 г. № 177) необходимо обеспечить возможности доступа к информации на Детском правовом сайте (www.mir.pravo.bv), компакт-диске «Мир права», а также шире использовать методические ресурсы Республиканского портала «Профессиональное образование» (www.ripo.unibel.by web-сайт «Идеология и воспитание»): комплексное методическое обеспечение правового воспитания учащихся учреждений образования, Дистанционный консультативный пункт для родителей, учащихся и педагогов по правовому просвещению и профилактике торговли людьми, нормативно-правовая базу.

Одна из важных задач учреждений образования состоит в формировании у учащихся стремления приверженности к здоровому образу жизни, рациональному питанию, эффективной организации здорового быта и досуга, развитию физической культуры, нравственно-психологической и физической готовности к высокопроизводительному труду и защите Родины. Решение данной задачи предполагает системный подход к образовательному процессу, как здоровьесберегающему. Принятие Государственной программы национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011-2015 годы (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.01.2011 г. № 27) и Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции на 2011-2015 годы (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4.03.2011 № 269) предполагает необходимость обозначить акценты в организации работы по формированию мотиваций ведения здорового образа жизни, ценностного отношения к себе и всему окружающему, ответственности за свою жизнь. Следует направить усилия педагогических коллективов на проведение широкомасштабной информационно-пропагандистской работы по доведению требований законодательства о недопущении курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива в общественных местах; создание условий для организованного отдыха и оздоровления учащихся, совершенствуя деятельность спортивных и оздоровительных центров досуга, секций, клубов, кружков, студий по реализации творческих инициатив учащихся. Рекомендуется использовать в работе комплексное методическое обеспечение воспитания здорового образа жизни учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования (www.ripo.unibel.by, web-сайт «Идеология и воспитание»).

В новом учебном году наиболее эффективными формами и методами работы в сфере экологического воспитания учащейся молодежи являются: экологический, семейный туризм и агротуризм; эколого-краеведческая деятельность, изучение истории и культуры родного края, обычаев белорусов. Необходимо развивать работу по направлениям: исследовательская деятельность по изучению природы родного края, практическая деятельность по охране природы, проектная деятельность, а также создавать и развивать инфраструктуру активного экологического туризма и отдыха для учащейся молодёжи. Целесообразно использовать в работе комплексное методическое обеспечение экологического воспитания учащихся (www.ripo.unibel.by web-сайт «Идеология и воспитание»).

Остается актуальным исследование социума учебного заведения, выявление возможного воздействия асоциальных группировок, деструктивных организаций на личность обучающихся с целью организации упреждающей и профилактической работы. Включение их в различные виды социально значимой деятельности должно стать важнейшей целью учреждений образования. В новом учебном году необходимо уделить особое внимание развитию творческого потенциала личности, максимальному приближению воспитания каждого обучающегося к его способностям и возможностям, формированию у молодежи навыков построения карьеры и эффективного продвижения молодых людей на рынок труда. Педагогическим коллективам рекомендуется активизировать работу по созданию инфраструктуры социокультурного окружения одаренной молодежи, интеллектуального и творческого совершенствования будущих рабочих и специалистов на основе организации исследовательской, изобретательской и рационализаторской деятельности, работы научных кружков, объединений технического творчества.

В целях совершенствования научно-методического обеспечения идеологической и воспитательной работы в 2011-2012 учебном году на базе УО РИПО будет функционировать кабинет научно-методического обеспечения воспитательной работы, в котором сосредоточено комплексное методическое обеспечение по 11 основным направлениям воспитательного процесса; продолжена работа консультационных центров для молодых специалистов в области воспитания, социально-педагогического и психологического сопровождения учащейся молодежи, обеспечено оказание дистанционной методической помощи педагогическим работникам.

В 2011-2012 учебном году планируется проведение республиканского семинара-практикума «Культурно-досуговая деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи» для заместителей директоров по воспитательной работе учреждений образования.

Информация по научно-методическому обеспечению воспитания и актуальным проблемам социализации личности расположена на Республиканском портале «Профессиональное образование» (www.ripo.unibel.by): web-сайте «Идеология и воспитание» Центра воспитательной работы УО РИПО, в электронном журнале «Воспитание. Личность. Профессия».

В соответствии с Положением «О лицензировании отдельных видов деятельности», утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 1.09.2010 г. № 450, при лицензировании образовательной деятельности необходимо наличие библиотечного фонда по каждой подлежащей изучению в предстоящем году учебной дисциплине из расчета не менее одного учебника (учебного пособия) на 5 обучающихся в очной и на каждого обучающегося в заочной форме получения образования. Напоминаем, что формирование и обновление библиотечных фондов необходимо осуществлять, прежде всего, национальной учебной литературой, прошедшей научно-педагогическую экспертизу и получившей гриф Министерства образования Республики Беларусь (учебник, учебное пособие) или УО РИПО (пособие, учебно-методическое пособие, рабочая тетрадь и т.д.).

Информацию о планируемой к изданию национальной учебной литературе можно найти на сайте центра учебной книги и средств обучения УО РИПО (www.ripo.unibel.by/lit,) где в разделе «Планы издания» размещается утвержденный Министерством образования план выпуска учебной литературы для учащихся на год. В разделе «Учебная литература» размещены перечни изданной в 2001–2010гг. учебной литературы по профилям образования с указанием места издания. В разделе «Издания РИПО» на сайте опубликованы развернутые аннотации новинок литературы для учащихся и педагогических работников.

Сведения о потребности в учебной литературе, о необходимости переиздания, предложения по формированию планов издания, по включению кандидатур работников в состав авторских коллективов для подготовки учебной литературы, отзывы и предложения можно направлять в центр учебной книги и средств обучения УО РИПО по адресу: 220004, г. Минск, ул. К. Либкнехта, 32. Тел./факс (017) 226 41 00, тел. 200-15-91, 200-62-23. E mail: lit@ripo.unibel.by, izdatel@ripo.unibel.by.

Для повышения уровня профессиональной компетентности всех категорий работников системы среднего специального образования факультет повышения квалификации и переподготовки кадров профессионального образования УО РИПО осуществляет переподготовку руководящих и педагогических работников системы на базе высшего образования. Факультет предлагает курсы повышения квалификации и профессиональной подготовки для мастеров производственного обучения со сдачей квалификационного экзамена на рабочий разряд по профессии. На постоянной основе на факультете функционирует система подготовки педагогических работников всех категорий и мастеров производственного обучения к аттестации и сдаче экзамена на соответствие высшей квалификационной категории.

В соответствии с действующими нормативными правовыми актами обращаем внимание на важность и актуальность повышения квалификации резерва руководящих кадров; лиц, ответственных за внедрение системы менеджмента качества в учреждениях образования, вопросы энерго- и ресурсосбережения, охрану труда, а также таких категорий, как бухгалтер, секретарь, делопроизводитель, инспектор отдела кадров.

В 2011-2012 учебном году запланированы курсы по вопросам нормативного правового и научно-методического обеспечения учреждений образования, организации и содержания образовательного процесса при обучении лиц с особенностями психофизического развития и другие. Подробная информация размещена на сайте http://ripo.unibel.by/

План повышения квалификации на календарный год размещается в конце текущего года на сайте УО РИПО (Уровни образования → Последипломное образование → Факультет повышения квалификации и переподготовки кадров).

Заявки на курсы направлять на адрес: г. Минск, ул. Ваупшасова, 23, комн. 220, тел/факс (017) 245 84 43.

Дополнительно информируем, что УО РИПО совместно с ГОРУП «Центр международных связей» Министерства образования организует выезды на международные образовательные выставки, научно-практические семинары и иные мероприятия по обмену педагогическим опытом, проводимые в странах ближнего и дальнего зарубежья. УО РИПО до 30.09.2011 года осуществляет формирование групп по профилям специальностей и предлагает до указанного срока направить предложения по тематике семинаров и стажировок, количеству участников и предпочтительному сроку поездки на 2012 год. Предложения направлять на адрес: г. Минск, ул. К.Либкнехта, 32, комн.301, тел (017) 200 11 80, olga.dekhtiarenko@ripo.unibel.by.

Информация структурных подразделений УО РИПО размещена на Республиканском портале «Профессиональное образование» по следующим адресам:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программы программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике беларусь на 2006-2010 годы. Утверждена постановлением министерства образования республики беларусь от 28 декабря 2006 г. №132

    Программа
    ПРОГРАММА НЕПРЕРЫВНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА 2006–2010 ГОДЫ. УТВЕРЖДЕНА ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 28 декабря 2006 г.
  2. 2011 год – год предприимчивости (9)

    Документ
    Материал подготовлен с использованием информации, предоставленной Министерством экономики, областными исполнительными комитетами и Минским горисполкомом
  3. В выпуске: президент республики беларусь 9

    Документ
    Лукашенко 11 Завершился рабочий визит А.Лукашенко в Россию 11 А.Лукашенко: в Беларуси не будут дополнительно печататься деньги для выплаты заработной платы 11 Беларусь пока не пойдет на повышение пенсионного возраста - А.
  4. 2011 год – год предприимчивости (1)

    Документ
    За предыдущие годы суверенитета Беларусь достигла значительных успехов в деле строительства независимого государства, своего динамичного социально-экономического развития и повышения благосостояния народа.
  5. 2011 год – год предприимчивости (2)

    Документ
    Материал подготовлен с использованием информации, предоставленной Министерством экономики, областными исполнительными комитетами и Минским горисполкомом

Другие похожие документы..