Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Як розвивати мислення й розумові сили дітей. Сухомлинський В.О...полностью>>
'Доклад'
Гимназия создает условия для реализации творческих способностей обучающихся через включение их в исследовательскую деятельность, работает по проблеме...полностью>>
'Документ'
организация и управление медицинским учреждением» № п/п Наименование дисциплины Вид учебно-преподавательской работы (часы) Форма конт-роля знаний Ауд...полностью>>
'Документ'
Один великий философ сказал о сущности человеческой жизни так: «Работать, любить, быть необходимым». Последнее требование, пожалуй, нигде не выражено...полностью>>

Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года (1)

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Приложение

к постановлению Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067
«Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года»

В редакции постановления Законодательного Собрания Ростовской области
от 24.11.2011 № 1752

стратегия

социально-экономического развития

Ростовской области на период до 2020 года

Введение

Необходимость принятия в новой редакции Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года
(далее – С СЭР РО–2020), утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30 октября 2007 года № 2067, продиктована коренными изменениями социально-экономической ситуации в России и мире в целом. Последствия мирового финансово-экономического кризиса, повлекшие изменения денежно-кредитной и бюджетной политики, конъюнктуры на рынках специализации Ростовской области, сферы занятости и доходов населения, потребовали внесения соответствующих изменений в действующую стратегию долгосрочного социально-экономического развития региона. Кроме того, внесение поправок и дополнений в С СЭР РО–2020 было обусловлено необходимостью её согласования со Стратегией социально-эконо­мического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (далее – Стратегия социально-экономического развития ЮФО).

Основной целью стратегирования социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года является создание для органов исполнительной власти Ростовской области системы управления долгосрочным развитием региона. Реализация С СЭР РО–2020 направлена на формирование и развитие экономических и институциональных условий для устойчивого и динамичного развития региона. Основные идеи С СЭР РО–2020 базируются на эффективном использовании ресурсного и рыночного потенциала региона в целях обеспечения достойного качества жизни населения Ростовской области.

С СЭР РО–2020 – это целостная система, включающая в себя миссию, цели, задачи, приоритетные направления и механизм реализации экономической и социальной политики на период до 2020 года с учетом принятых и разрабатываемых программ, концепций и мероприятий социально-экономического развития разных уровней управления. Для этого в С СЭР РО–2020:

проанализировано текущее социально-экономическое положение региона, дана оценка сложившимся тенденциям и трендам социально-экономического развития, определены место и роль Ростовской области в системе межрегиональных социально-экономических связей и отношений;

определены долгосрочные экономические и социальные приоритеты Ростовской области, достижение которых позволит решить текущие проблемы, минимизировать перспективные риски и угрозы, преодолеть ограничения, использовать имеющиеся возможности и конкурентные преимущества в системе межрегионального и международного разделения труда, обеспечить устойчивое развитие региона;

определены целевые индикаторы и разработан механизм реализации долгосрочных социально-экономических целей и задач;

разработан механизм управления процессом стратегирования в регионе на период до 2020 года.

Идеологией С СЭР РО–2020 является консолидация интересов населения, деловых кругов, общественных организаций и органов исполнительной власти Ростовской области.

В основе С СЭР РО–2020 использовались следующие ключевые принципы и подходы:

  1. Общественное партнерство. С СЭР РО–2020 разработана интерактивным методом совместно со всеми заинтересованными субъектами: органами исполнительной власти Ростовской области, Законодательным Собранием Ростовской области, органами местного самоуправления в Ростовской области, научным сообществом, предпринимателями и общественными организациями, а также при активном участии населения. Предполагается, что С СЭР РО–2020 будет реализовываться совместными усилиями всех заинтересованных сторон. С СЭР РО–2020 нацелена на поиск, консолидацию и использование общественного согласия.

  2. Взаимосвязанность и комплексность. С СЭР РО–2020 согласована с основными приоритетами развития России и Южного федерального округа (далее – ЮФО), определёнными на период до 2020 года. Состав основных блоков и элементов сформирован с учётом структуры Стратегии социально-экономического развития ЮФО. В С СЭР РО–2020 сбалансированы экономические, институциональные, инфраструктурные и социальные приоритеты развития региона, обеспечена взаимная увязка интересов общества и действующих на территории региона предприятий, организаций и иных хозяйствующих субъектов. Она разработана с учетом опыта использования программно-целевого подхода в управлении развитием региона, дополняет федеральные, а также другие региональные и ведомственные стратегические и программные документы.

  3. Приоритетность инновационной формы развития. С СЭР
    РО–2020 закладывает основы и обеспечивает условия для устойчивого инновационного развития территориальной социально-экономической системы региона, сбалансированного развития общества, его экономики и имеющейся природной среды. Инновационность является ключевым приоритетом при выборе направлений и инструментов развития в экономике и социальной сфере.

  4. Концентрация ресурсов. С СЭР РО–2020 учитывает ограниченность ресурсной базы и предполагает, что развитие экономики Ростовской области возможно на основе реализации наиболее перспективных направлений, способных служить катализатором роста всего народнохозяйственного комплекса, как органического единства и взаимосвязи всех отраслей экономики и непроизводственной сферы, а также обеспечить реализацию синергетического эффекта. Для обеспечения высоких темпов роста необходимо концентрировать человеческие, финансовые, природные, инфраструктурные и иные ресурсы на приоритетных направлениях развития региона.

  5. Системный подход. С СЭР РО–2020 предполагает изучение и учет всех сторон и аспектов жизнедеятельности общества в регионе как единой открытой системе, включающей в себя историческую, этническую, культурную и конфессиональную специфику, социально-экономическую сферу, внутренние конкурентные преимущества и объективные ограничения, внешние возможности, вызовы и угрозы. Ростовская область в С СЭР РО–2020 рассматривается не только как субъект в системе межрегиональных российских отношений, но и как активный участник международных экономических, политических, культурных и других связей.

  6. Адаптивность. В условиях постоянно меняющихся внешних и внутренних вызовов, открывающихся возможностей и угроз С СЭР РО–2020 сохраняет гибкость и может быть скорректирована в процессе реализации. Это обуславливает необходимость создания механизмов непрерывного мониторинга реализации стратегии, ее корректировки и территориальной детализации, наличия специальной организационной структуры контроля за ходом ее реализации.

  7. Реалистичность и конкретность. С СЭР РО–2020 трансформируется в конкретные и реалистичные инвестиционные проекты, реализуемые в пяти важнейших аспектах: правовом, административном, финансовом, пространственном и временном.

  8. Ясность, доступность и публичность. С СЭР РО–2020, её основные положения, изложены в форме, доступной для восприятия и понимания всеми субъектами, в интересах которых она разрабатывалась. С целью активного участия всех заинтересованных сторон формирование предложений, обсуждение и конструирование выводов в процессе её разработки, реализации и последующей актуализации носило публичный характер.

Все указанные ключевые принципы и подходы имеют равное значение для разработчиков и в совокупности составляют целостную научно-методическую систему, способную в полной мере служить фундаментом для выводов и рекомендаций.

  1. Базовые положения и характеристика социально-экономической системы Ростовской области: конкурентные преимущества, тенденции, вызовы и угрозы, цели и задачи социально-экономического развития Ростовской области

    1. Конкурентные преимущества и специализации Ростовской области

      1. Конкурентные преимущества Ростовской области

Благоприятные природно-климатические условия и ресурсный потенциал Ростовской области

Одним из основных конкурентных преимуществ Ростовской области являются земельные ресурсы и климатические условия, которые служат фундаментальной основой для развития агропромышленного комплекса (далее – АПК). Климат Ростовской области умеренно-континентальный, со среднегодовым объёмом осадков 400-650 мм в год. Средние температуры января от -9°С до -5°С, июля от +22°С до +24°С. Территория Ростовской области относится к степной зоне и имеет разнообразные естественные ресурсы. Это прежде всего пригодные для сельского хозяйства плодородные, хотя и недостаточно обеспеченные влагой земли и в меньшей мере – минеральные и водные ресурсы.

Благодаря южному положению (46–50°сев. широты) на территории Ростовской области отмечается обилие солнечного света и тепла. Продолжительность солнечного сияния увеличивается с севера на юг от 2 067 ч/год (город Миллерово) до 2 143 ч/год (город Ростов-на-Дону). Продолжительность периода с температурой выше 10ºС колеблется по территории от 160 до 180 дней. Поэтому на территории Ростовской области такие сельскохозяйственные культуры, как озимая пшеница, яровой ячмень, горох, подсолнечник, просо, картофель, огурцы, помидоры полностью обеспечены теплом. Достаточно обеспечены теплом и теплолюбивые культуры. Большая часть территории Ростовской области расположена в засушливой зоне, и для получения высоких устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур необходимо постоянное искусственное орошение.

Территория Ростовской области составляет 10 096,7 тыс. га (табл. 1.1). По данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области1, по состоянию на 1 января 2009 года структура земельного фонда включает: земли сельскохозяйственного назначения – 87,31 процента; земли поселений – 4,33 процента; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны, безопасности и иного специального назначения за пределами поселений – 0,92 процента; земли особо охраняемых территорий и объектов – 0,11 процента; земли лесного фонда – 3,39 процента; земли водного фонда – 2,15 процента; земли запаса – 1,77 процента.

В структуре земель сельскохозяйственного назначения пашни занимают 64,86, кормовые угодья – 27,31, многолетние насаждения – 0,4 процента.

Основу пахотных земель составляют черноземы и каштановые почвы. Черноземы занимают 65 процентов территории Ростовской области, это 4-5 процентов черноземов России. Ростовская область по уровню плодородия почв сельхозугодий в России занимает 10-е место по пашне, 50-е – по сенокосам, 61-е – по пастбищам, 13-е – в целом по сельхозугодиям.

Таблица 1.1

Структура земельного фонда Ростовской области по состоянию на 1 января 2009 года2

Категория земель

Площадь, га

Всего

10 096 710

в том числе земли сельскохозяйственного назначения

8 815 826

в том числе:

пашня

5 718 103

кормовые угодья

2 407 262

многолетние насаждения

35 335

земли поселений (населенных пунктов)

438 023

земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны, безопасности и иного специального назначения за пределами поселений

93 381

земли особо охраняемых территорий и объектов

11 411

земли лесного фонда

342 412

земли водного фонда

217 186

земли запаса

178 471

Ростовская область относится к малолесным регионам России. Площадь лесов на территории Ростовской области составляет 374,322 тыс. га.

Леса располагаются на землях:

лесного фонда, площадь которых составляет 360,602 тыс. га, или
96,3 процента от общей площади лесов Ростовской области;

населенных пунктов, на которых расположены городские леса площадью 13,72 тыс. га, или 3,7 процента от всех лесов Ростовской области.

Водные ресурсы Ростовской области в среднем оцениваются в
27,7 куб.км, из которых только 2,7 куб.км (10 процентов) формируются в пределах Ростовской области, а остальные 25,0 куб.км (90 процентов) поступают извне, в основном с территории Верхнего Дона и Украины (река Северский Донец и реки Приазовья). При этом ресурсы речного стока весьма неравномерно распределяются по территории и во времени. В северо-западных районах Ростовской области слой годового стока составляет 70 мм, а в юго-восточных – немногим превышает 10 мм. Причем 70 процентов годового стока, а в юго-восточных районах до 90 процентов приходится на период кратковременного весеннего половодья. Среднеобластной слой речного стока (33 мм) более чем в 7 раз уступает среднероссийскому показателю, а в расчете на одного жителя (2,4 тыс. куб.км /чел.) – более чем в 10 раз.

Несмотря на низкую водообеспеченность в целом по Ростовской области водохозяйственный баланс (в годовых объемах) бездефицитен. Однако вследствие неравномерного внутригодового распределения стока отмечаются дефициты водных ресурсов в меженные месяцы. Напряженность водохозяйственного баланса усиливается на юге и юго-востоке Ростовской области.

Ростовская область имеет ресурсный потенциал топливно-энергетичес­кого, строительного, теплоизоляционного, металлургического, агрохимического и рудного сырья. В последние годы открыт ряд месторождений и перспективных участков нетрадиционных видов минерального сырья (бентониты, глаукониты, кремнистые породы), используемых в качестве природных сорбентов, естественных мелиорантов, минеральных удобрений.

В минерально-сырьевом потенциале Ростовской области важное место занимают неметаллические полезные ископаемые, которые являются основой для развития производства строительных материалов и стройиндустрии. Ростовская область имеет также предпосылки для расширения ресурсного потенциала дефицитных видов сырья: таких как цементное, сырье для производства минеральной ваты, агрохимическое, кремнистое, стекольное, сорбентное и пигментное.

Общее количество запасов угля на территории Ростовской области, учтенное до глубины 1 500 м, составляет 13 523,9 млн. тонн, в том числе разведанных (категории А+В+С1) – 6 584,2 млн. тонн, предварительно оценённых (категория С2) – 3 160,3 млн. тонн, забалансовых – 3 779,4 млн. тонн. Марочный состав углей разнообразен – от длиннопламенных до антрацитов. Преобладают антрациты (87 процентов), коксующиеся угли составляют лишь
5,2 процента от общего количества балансовых запасов.

В границах Ростовской области открыто и учтено 21 месторождение углеводородного сырья: 16 газовых, 3 газоконденсатных, 1 нефтегазоконденсатное и 1 газонефтяное. Разведанные геологические запасы свободного газа составляют 31,183 млрд.куб.км, а предварительно оценённые – 17,673 млрд. куб.км. По нефти значения в разрезе вышеназванных показателей соответственно равны 1,891 млн. тонн (извлекаемые – 0,783 млн. тонн) и 1,679 млн. тонн (извлекаемые – 0,713 млн.тонн), а для конденсата – 0,188 млн. тонн (извлекаемые – 0,162 млн.тонн) и 0,001 млн.тонн (извлекаемые – 0,001 млн. тонн). Перспективные ресурсы Ростовской области составляют 54,732 млн. тонн нефти (извлекаемые) и 69,405 млрд.куб.км газа (геологические)1.

Все месторождения углеводородного сырья в Ростовской области по величине запасов относятся к мелким. Для увеличения добычи газа в северной части Ростовской области начато строительство нового газопровода Марковское–Астаховское. Современное состояние газодобычи в Ростовской области следует признать неудовлетворительным, а потенциал достаточно высоким, так как из ее недр отобрано менее 20 процентов начальных разведанных запасов газа. Имеются значительные перспективы открытия газовых и газоконденсатных месторождений.

Уникальное геополитическое и геоэкономическое положение

Ростовская область расположена на юге Европейской части России. Граничит на юге с Краснодарским и Ставропольским краями, на юго-востоке – с Калмыкией, на востоке и северо-востоке – с Волгоградской областью, на севере – с Воронежской областью, на западе проходит государственная граница с Украиной (с Донецкой и Луганской областями, протяженность сухопутной границы составляет 660 км, на юго-западе омывается Таганрогским заливом Азовского моря (имеет морскую границу с Украиной).

Уникальное географическое и геополитическое положение обеспечивает Ростовской области звание и функцию «ворот Северного Кавказа». В городе Ростов-на-Дону расположен аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации по ЮФО, Южное таможенное управление, а также функционируют региональные офисы крупных вертикально интегрированных российских и зарубежных корпораций.

Выгодное геополитическое положение создаёт предпосылки для активной внешнеполитической роли Ростовской области на юге (Турция, Азербайджан, Армения, Грузия и другие страны) и юго-западе (Украина, Румыния и другие страны) России, а также особую политическую и экономическую роль в связи с соседством с Северо-Кавказскими республиками, Краснодарским краем с его высокоразвитым рекреационным и транспортным сектором, Астраханской областью и её выходом в Казахстан. В Ростовской области осуществляют деятельность Представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации, Генеральное консульство Республики Армения, Генеральное консульство Румынии, Почетный консул Словацкой Республики Шулек Петер, Торговое представительство Венгрии, действует Генеральное консульство Украины, Республики Беларусь, а также работает заместитель руководителя Торговой миссии Украины в России.

Развитая транспортная инфраструктура

Транспортная инфраструктура Ростовской области является составляющей ведущих евроазиатских международных транспортных коридоров: «Север–Юг», проходящего по маршруту Санкт-Петербург – Москва – Ростов-на-Дону – Новороссийск, и «Транссиб», проходящего по маршруту Саратов – Волгоград – Каменск-Шахтинский – Ростов-на-Дону – Новороссийск, официально установленных на Второй общеевропейской конференции по транспорту (о. Крит) – № 1, 2, 9, и евроазиатский коридор «Север–Юг», установленный на Второй международной европейской конференции по транспорту (Санкт-Петербург, 2000 год).

Основой железнодорожной сети Ростовской области является двухпутная, электрифицированная магистраль Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону – Баку (495 км), пересекающая с севера на юг ее западную часть и обеспечивающая выход на Северный Кавказ и страны Закавказья. В железнодорожную сеть Ростовской области входят также следующие магистральные линии:

Ростов-на-Дону – Марцево – Ясиноватая (135 км), обеспечивающая выход на Украину и связь двух самых крупных городов Ростовской области Ростова-на-Дону и Таганрога;

Ростов-на-Дону – Краснодар – Новороссийск (110 км), дающая выход на Черноморское побережье к крупнейшему порту России;

Батайск – Азов (30 км), обеспечивающая связь с портом Азов;

Батайск – Сальск (180 км), предоставляющая выход на магистраль Краснодар – Волгоград;

Лихая – Морозовск – Волгоград (225 км), связывающая Ростовскую область с городом Волгоградом.

Наиболее значительными железнодорожными станциями являются Ростов-на-Дону, Батайск, Лихая, Сальск.

Для экономических связей Ростовской области с другими регионами России, а также для внутриобластных связей большое значение имеет водный транспорт, в частности Азово-Донской водный путь. По территории Ростовской области протекает река Дон и её главные притоки Северский Донец и Маныч, а также Азово-Донской и Таганрогский подходные морские каналы.

Основные портовые мощности Ростовской области располагаются в городах Таганроге, Азове, Ростове-на-Дону, Волгодонске, Усть-Донецке. Причем Таганрогский, Ростовский и Азовский порты являются международными, связывают регион с пятью морями и обеспечивают доступ к странам Средиземноморья и Западной Европы, а по рекам Дунай и Рейн – к придунайским странам.

Вместе с портами Краснодарского края порты Ростовской области формируют один из двух, наравне с Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, основных экспортно-импортных регионов Российской Федерации. Суммарная мощность портов Азово-Черноморского бассейна Российской Федерации составляет более 150 млн. тонн в год.

Сеть автомобильных дорог Ростовской области представлена федеральными, прочими федеральными и территориальными автодорогами общего пользования, а также ведомственными (сельскими) дорогами.

На территории Ростовской области расположены следующие федеральные магистрали:

М-4 «Дон» – от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска;

М-19 – Новошахтинск – Майский (из Киева через Полтаву, Харьков) от границы с Украиной до магистрали «Дон»;

М-21 – Волгоград – Каменск-Шахтинский до границы с Украиной (на Днепропетровск, Кишинев);

М-23 – Ростов-на-Дону – Таганрог до границы с Украиной (на Харьков, Одессу).

Автодорожными узлами являются, как правило, районные центры, но наиболее загруженные из них – города Ростов-на-Дону, Миллерово, Каменск-Шахтинский, Белая Калитва, Зерноград, Таганрог.

На территории Ростовской области воздушный транспорт представлен аэропортом города Ростова-на-Дону.

По территории Ростовской области проходят следующие трассы магистральных нефтепроводов:

Лисичанск — Тихорецк, L = 246 км по Ростовской области, D – 720 мм, давление – 50 атм., производительность – 60 тыс. тонн/сутки;

Самара — Тихорецк, L = 257 км по Ростовской области, D – 800 мм, давление – 40 атм., производительность – 30 тыс. тонн/сутки;

Самара — Лисичанск», L = 151 км по Ростовской области, D – 1200 мм, давление – 35 атм., производительность – 114 тыс. тонн/сутки;

обходная ветка нефтепровода Суходольная– Родионовская, L = 260 км, которая проходит по территории Ростовской области вдоль границы с Украиной, производительность – 70 тыс. тонн/сутки.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года (2)

    Закон
    к постановлению Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067«Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года»
  2. План работы Комиссии по обеспечению устойчивого социально-экономического развития Ростовской области на 2011 год №

    Документ
    Об анализе показателей мониторинга процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах Ростовской области по итогам работы в январе-декабре 2010 года
  3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года утв распоряжением

    Документ
    2. Минэкономразвития России разработать с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и до 30 октября 2010 г. внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации прогноз долгосрочного социально-экономического
  4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года утверждена

    Документ
    Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации,
  5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020 года (1)

    Документ
    2. Минэкономразвития России разработать с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и до 1 августа 2009 г. внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации прогноз долгосрочного социально-экономического

Другие похожие документы..