Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Российские законы пока слишком либеральны к нарушителям прав в сфере интеллектуальной собственности, считает эксперт ТПП РФ, партнер Юридического бюр...полностью>>
'Документ'
Аудиторська перевірка проведена незалежним аудитором Сочинською Галиною Валентинівною, сертифікат аудитора на право здійснення аудиту банків серія “Б...полностью>>
'Документ'
пошлины, сбора Понятие налога, сбора и пошлины Функции налогов и налогообложения Виды налогов и способы их классификации Классификация основных принц...полностью>>
'Программа'
Основная цель дисциплины - формирование у будущих специалистов компьютерной грамотности: освоение практических навыков работы на компьютере, изучение...полностью>>

Методические разработки к практическим занятиям по дисциплине основы психологии и педагогики раздел -психология

Главная > Методические разработки
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

РАЗДЕЛ –ПСИХОЛОГИЯ

МЕДИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ (СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО)

Тема №1 Введение в психологию

Учебные вопросы

  1. Анализ житейского и научного знания.

  2. Этапы развития психологии как науки

  • психология как наука о душе

  • психология как наука о сознании

  • психология как наука о поведении

  • психология как наука о психике

  1. Методы психологии

  • наблюдение и его виды (открытое и скрытое, включенное и невключенное)

  • тестирование

  • эксперимент и его виды (лабораторный и естественный)

  • биографический

  • метод анализа документов и продуктов деятельности

  • статистические методы в психологии

  1. Отрасли современной психологии

  • инженерная

  • возрастная

  • педагогическая

  • психология спорта

  • психология рекламы

  • юридическая психология

  1. Взаимосвязь психологии с другими науками (социология, медицина, педагогика и др.)

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций - Уч. пособие для вузов. - М., 1996 – 334с.

  2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии – М.,1999 – 276 с.

  3. Майерс Д. Психология. Пер. англ. – Мн., 2001 - 848 с.

  4. Маклаков А.Г. Общая психология: Уч. пособия для вузов - Спб: «Питер», 2000 – 582с.

  5. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн - кн. 1 – М., 1994 – 526с.

  6. Общая психология: Курс лекций. // Сост. Е.И. Рогов. М., 1998. - 448с.

Тема №2 Понятие о психике и ее эволюции.

Учебные вопросы

  1. Основные подходы к проблеме возникновения психики

  2. Психика в свете теории отражения

  • уровни отражения (физический, химический, биологический, психический)

  • раздражимость и чувствительность.

  1. Психика и эволюция нервной системы

  • стадия элементарной сенсорной психики

  • стадия узловой нервной системы и поведение животных

  • трубчатая нервная система и усложнение поведения животных.

  • интеллектуальное поведение животных

  • концепция Леонтьева-Фабри.

  1. Виды психических явлений

  • психические процессы

  • психические состояния

  • психические свойства.

  1. Различия психики животных и человека.

Литература:

  1. Маклаков А.Г. Общая психология: Уч. пособия для вузов - Спб: «Питер», 2000 – 582с.

  2. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн - кн. 1 – М., 1994 – 526с.

  3. Общая психология: Курс лекций. // Сост. Е.И. Рогов. М., 1998. - 448с.

  4. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. Спб.: «Питер», 1998 - 212 с.

Тема №3 Сознание

Учебные вопросы

  1. Предпосылки возникновения сознания

  • физические

  • социальные

  • психические

  • роль труда

  1. Культурно-историческая концепция развития психики человека

  • понятие о высших психических функциях в концепции Л. С. Выготского

  • Составные части концепции Л.С. Выготского: человек и природа, человек и его собственная психика, генетические аспекты.

  • Интериоризация.

  1. Физиологические основы психики человека.

  2. Понятие сознание и его структура.

  3. Понятие самосознания и его структура

  • образ Я и его виды (реальное Я, Динамическое Я, идеальное Я,

  • самооценка и ее виды (завышенная, заниженная и адекватная)

  • поведенческий компонент самосознания

  • механизмы самопознания

  1. Бессознательное и его функции

  2. Защитные механизмы

  • вытеснение,

  • проекция

  • замещение

  • рационализация

  • регрессия

  • сублимация

  • отрицание

Литература:

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии – М.,1999 – 276 с.

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций - Уч. пособие для вузов. - М., 1996 – 334с.

  3. Майерс Д. Психология. Пер. англ. – Мн., 2001 - 848 с.

  4. Маклаков А.Г. Общая психология: Уч. пособия для вузов - Спб: «Питер», 2000 – 582с.

  5. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн - кн. 1 – М., 1994 – 526с.

  6. Общая психология: Курс лекций. // Сост. Е.И. Рогов. М., 1998. - 448с.

  7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология – М, 1998. – 512 с.

  8. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. Спб.: «Питер», 1998 - 212 с.

  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность - М., 1977

Тема №4 Психологическая теория деятельности

Учебные вопросы

  1. Общая характеристика психологической теории деятельности

  • понятие деятельности

  • побудительные причины деятельности

  • виды человеческой деятельности.

  1. Основные понятия

  • структура деятельности

  • действие как центральный компонент деятельности

  • основные характеристики действия

  • понятие об операциях

  • психофизиологические функции деятельности

  • Мотив деятельности

  1. Физиология движений по Н.А. Бернштейну.

Литература:

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии – М.,1999 – 276 с.

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций - Уч. пособие для вузов. - М., 1996 – 334с.

  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность - М., 1977

  4. Майерс Д. Психология. Пер. англ. – Мн., 2001 - 848 с.

  5. Маклаков А.Г. Общая психология: Уч. пособия для вузов - Спб: «Питер», 2000 – 582с.

  6. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн - кн. 1 – М., 1994 – 526с.

  7. Общая психология: Курс лекций. // Сост. Е.И. Рогов. М., 1998. - 448с.

  8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология – М, 1998. – 512 с.

  9. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. Спб.: «Питер», 1998 - 212 с.

Тема №5 Ощущение

Учебные вопросы

  1. Понятие об ощущениях

  2. Физиологические основы ощущений

  • понятие об анализаторах

  • рефлекторный характер анализатора

  1. Виды ощущений

  • интероцептивные, экстероцептивные и проприоцептивные ощущения.

  • контактные и дистантные ощущения

  • понятие модальности и классификация ощущений по модальности.

  1. Свойства ощущений

  • качество

  • интенсивность

  • длительность

  • пространственная локализация

  1. Пороги ощущений

  • верхний абсолютный порог

  • нижний абсолютный порог

  • относительный порог ощущений.

  • Закон Бугера-Вебера

  • Константа Вебера

  • Основной психофизический закон Вебера-Фехнера

  1. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений

  • понятие сенсорной адаптации

  • понятие о сенсибилизации

  • понятие о синестезии

  • взаимодействие ощущений одного вида.

  1. Развитие ощущений

Литература:

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии – М.,1999 – 276 с.

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций - Уч. пособие для вузов. - М., 1996 – 334с.

  3. Майерс Д. Психология. Пер. англ. – Мн., 2001 - 848 с.

  4. Маклаков А.Г. Общая психология: Уч. пособия для вузов - Спб: «Питер», 2000 – 582с.

  5. Общая психология: Курс лекций. // Сост. Е.И. Рогов. М., 1998. - 448с.

  6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология – М, 1998. – 512 с.

  7. Психология ощущений и восприятия / Под редакцией Гиппенрейтер – 1999 – 610 с.

  8. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. Спб.: «Питер», 1998 - 212 с.

Тема №6 Восприятие

Учебные вопросы

Восприятие

  1. Общая характеристика восприятия

  • понятие о восприятии

  • взаимосвязь восприятия и ощущений

  1. Физиологические основы восприятия.

  2. Виды восприятия

классификация по модальности

Классификация по форме существования материи.

  1. Основные свойства восприятия

  • предметность

  • целостность

  • константность

  • структурность

  • осмысленность

  • апперцепция

  • активность

  1. Механизмы группировки образов

  • механизмы близости

  • сходства

  • продолжения

  • протяженности

  • соотношение фигуры и фона в восприятии

  1. Иллюзии восприятия

  2. Восприятие пространства

  • факторы, влияющие на восприятие величины предметов

  • механизмы бинокулярного зрения

  1. Восприятие движения и времени.

Литература:

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии – М.,1999 – 276 с.

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций - Уч. пособие для вузов. - М., 1996 – 334с.

  3. Майерс Д. Психология. Пер. англ. – Мн., 2001 - 848 с.

  4. Маклаков А.Г. Общая психология: Уч. пособия для вузов - Спб: «Питер», 2000 – 582с.

  5. Общая психология: Курс лекций. // Сост. Е.И. Рогов. М., 1998. - 448с.

  6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология – М, 1998. – 512 с.

  7. Психология ощущений и восприятия / Под редакцией Гиппенрейтер – 1999 – 610 с.

Тема №7 Память

Учебные вопросы

  1. Определение и общая характеристика памяти

  • определение памяти

  • основные механизмы памяти: запечатление, сохранение, узнавание, воспроизведение

  1. Физиологические основы памяти

  2. Теории памяти

  • ассоциативная теория

  • биохимическая теория

  • гештальттеория

  • физическая теория

  1. виды памяти

  • классификация видов памяти по продолжительности сохранения информации, по характеру психической активности, по наличию цели.

  • Кратковременная, промежуточная, долговременная, оперативная память

  • Двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

  • Произвольная и непроизвольная.

  1. Процессы и механизмы памяти.

  • Основные виды запоминания: произвольное и непроизвольное

  • Законы запоминания: эффект Зейгарник, Эффект края, эффект самозаинтересованности.

  • Понятие о мнемической деятельности.

  • Осмысленное и механическое запоминание.

  • Воспроизведение - преднамеренное и непреднамеренное.

  • Припоминание

  • Узнавание.

  • Забывание. Реминисценция.

  • Закон забывания Эбингауза

  1. Индивидуальные особенности памяти

Литература:

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии – М.,1999 – 276 с.

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций - Уч. пособие для вузов. - М., 1996 – 334с.

  3. Майерс Д. Психология. Пер. англ. – Мн., 2001 - 848 с.

  4. Маклаков А.Г. Общая психология: Уч. пособия для вузов - Спб: «Питер», 2000 – 582с.

  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология – М, 1998. – 512 с.

  6. Психология ощущений и восприятия / Под редакцией Гиппенрейтер – 1999 – 610 с.

  7. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. Спб.: «Питер», 1998 - 212 с.

Тема №8 Внимание

Учебные вопросы

  1. Понятие о внимании

  • основные характеристики внимания

  • внимание и сознание

  1. Физиологические основы и психологические теории внимания

  • процессы возбуждения и торможения и внимание, ориентировочный рефлекс, доминанта Ухтомского.

  • теория внимания Т.Рибо.

  • теория Узнадзе Д.Н.

  1. Виды внимания:

  • произвольное внимание и его особенности

  • непроизвольное внимание и вызывающие его факторы

  • послепроизвольное внимание

  1. Свойства внимания:

  • устойчивость

  • распределение

  • концентрация внимания

  • переключаемость и объем внимания

  • отвлекаемость и ее физиологические основы.

  • мнимая и подлинная рассеянность

  1. Развитие внимания

Литература:

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии – М.,1999 – 276 с.

  2. Годфруа Ш. Что такое психология – в 2-х т. – М.,1996

  3. Ланге Н.Н. Теория волевого внимания // Хрестоматия по вниманию. М.: Из-во МГУ, 1976.

  4. Маклаков А.Г. Общая психология: Уч. пособия для вузов - Спб: «Питер», 2000 – 582с.

  5. Нейрофизиологические механизмы внимания // Под ред. Е.Д. Хомской, Изд-во МГУ, 1979.

  6. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн - кн. 1 – М., 1994 – 526с.

  7. Общая психология: Курс лекций. // Сост. Е.И. Рогов. М., 1998. - 448с.

  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Уч. пособие для поступающих в ВУЗы.- Р.Д, 1997 – 236с

Тема №9 Воображение

Учебные вопросы

  1. Общая характеристика воображения

  • понятие о воображении

  • физиологические основы

  • роль воображения в жизни человека.

  • связь воображения с регуляцией органических процессов.

  • функции воображения.

  1. Виды воображения

  • произвольное

  • непроизвольное воображение

  • творческое

  • воссоздающее воображение

  • активное и пассивное воображение

  • мечта и грезы.

  1. Механизмы переработки представлений

  • анализ

  • абстрагирование, синтез

  • агглютинация

  • гиперболизация

  • схематизация и акцентировка.

  1. Индивидуальные особенности воображения и его развитие.

Литература:

  1. Введение в психологию/ Под редакцией А.В. Петровского: учебник для вузов. – М., 1997 – 496 с.

  2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Учебное пособие. – Р.Д., 1999 – 332с.

  3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии – М.,1999 – 276 с.

  4. Маклаков А.Г. Общая психология: Уч. пособия для вузов - Спб: «Питер», 2000 – 582с.

  5. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн - кн. 1 – М., 1994 – 526с.

  6. Общая психология: Курс лекций. // Сост. Е.И. Рогов. М., 1998. - 448с.

  7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология – М, 1998. – 512 с.

  8. Холодная М.А. Психология интеллекта – М.,1997 –392с.

Тема №10 Мышление

Учебные вопросы

  1. Понятие о мышлении и его общая характеристика.

  • понятие о мышлении

  • физиологические основы мышления

  • основные характеристики мышления: связь с чувственным познанием, опосредованность, обобщеннсоть, связь с речью, социальная обусловленность

  • функции мышления

  1. Классификация мышления:

теоретическое (понятийное и образное) практическое(наглядно-образное и наглядно-действенное)

3. Теоретические подходы к исследованию мышления

  • понятие об интеллекте

  • исследования А.Бине и Т. Симона.

  • тест Стенфорда-Бине. Тест Векслера

4. Основные формы мышления

  • понятие

  • суждение

  • умозаключение

  1. Виды умственных операций:

  • анализ и синтез

  • сравнение, ошибки сравнения

  • обобщение

  • абстракция и конкретизация

  • понятия индукции и дедукции.

  1. Развитие мышления

  • теория развития интеллекта Ж.Пиаже

  • теория формирования умственных операций по П,Я. Гальперину.

Литература:

  1. Введение в психологию/ Под редакцией А.В. Петровского: учебник для вузов. – М., 1997 – 496 с.

  2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Учебное пособие. – Р.Д., 1999 – 332с.

  3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии – М.,1999 – 276 с.

  4. Годфруа Ш. Что такое психология – в 2-х т. – М.,1996

  5. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. - Уч. пособие для вузов, 3-е изд. М., 1992 – 152с.

  6. Маклаков А.Г. Общая психология: Уч. пособия для вузов - Спб: «Питер», 2000 – 582с.

  7. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн - кн. 1 – М., 1994 – 526с.


Тема №11 Речь

Учебные вопросы

  1. Общая характеристика речи

  • речь и язык

  • лексический, грамматический и фонетический состав языка.

  • речь и общение. Смысловой подтекст

  • функции речи

  1. Физиологические основы речи

  • периферические и центральные системы речи

  • центры Вернике и Брока

  1. Теоретические проблемы происхождения речи

  • теория Ж. Пиаже

  • теория Л.С. Выготского

  1. Виды речи

  • устная и письменная речь

  • диалог и монолог

  • пассивная и активная речь

  • кинетическая речь

  1. Развитие речи и ребенка.

Литература:

  1. Введение в психологию/ Под редакцией А.В. Петровского: учебник для вузов. – М., 1997 – 496 с.

  2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Учебное пособие. – Р.Д., 1999 – 332с.

  3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии – М.,1999 – 276 с.

  4. Годфруа Ш. Что такое психология – в 2-х т. – М.,1996

  5. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. - Уч. пособие для вузов, 3-е изд. М., 1992 – 152с.

  6. Лурия А.Р. Язык и сознание – Р.Д. Феникс, 1998 – 416 с.

  7. Маклаков А.Г. Общая психология: Уч. пособия для вузов - Спб: «Питер», 2000 – 582с.

Тема №12 Введение в психологию личности

Учебные вопросы

  1. Понятие о личности.

  • понятие личности в психоанализе, бихевиоризме и гуманистическом направлении

  • понятие личности в отечественной психологии

  • соотношение понятий «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность»

  1. Взаимосвязь социального и биологического в личности.

  • биологические концепции. евгеника

  • социологизаторские концепции

  • комплексный подход.

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций - Уч. пособие для вузов. - М., 1996 – 334с.

  2. Майерс Д. Психология. Пер. англ. – Мн., 2001 - 848 с.

  3. Маклаков А.Г. Общая психология: Уч. пособия для вузов - Спб: «Питер», 2000 – 582с.

  4. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн - кн. 1 – М., 1994 – 526с.

  5. Общая психология: Курс лекций. // Сост. Е.И. Рогов. М., 1998. - 448с.

Тема №13 Формирование и развитие личности.

Учебные вопросы

  1. Концепция Эльконина

  • понятие ведущая деятельность, сензитивный период

  • S-O S-S виды деятельности и особенности развития личности ребенка.

  1. Концепция развития личности Э.Эриксона

  2. Социализация

  • макро и микро-факторы социализации

  • механизмы социализации;

  • идентификация

  • сравнение

  • подражание

  • конформизм

  • первичная и вторичная социализация

  1. Устойчивость личностных черт.

Практическая часть:

Методические приемы: рассказ, объяснение, инструктаж, упражнение

Заключение Подведение итогов занятия. Выставление результатов. Задание на дом.

Литература:

  1. Бернс Р.В. Развития Я-концепции и воспитание: Пер. С англ./ Общ.ред. В.Я. Пилиповского. - М.:, 1986

  2. Введение в психологию/ Под редакцией А.В. Петровского: учебник для вузов. – М., 1997 – 496 с.

  3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Учебное пособие. – Р.Д., 1999 – 332с.

  4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии – М.,1999 – 276 с.

  5. Кон И.С. Открытие Я – М., 1993

  6. Маклаков А.Г. Общая психология: Уч. пособия для вузов - Спб: «Питер», 2000 – 582с.

  7. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн - кн. 1 – М., 1994 – 526с.

  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999

Тема №14 Мотивационно-потребностная сфера личности

Учебные вопросы

  1. Понятие о потребностях

Основные характеристики потребностей

  1. Виды потребностей

  2. Иерархия потребностей по А.Маслоу.

  3. Понятие о мотиве и мотивации

Основные характеристики мотивов

Психологические теории мотивации

теории инстинктов З. Фрейда и У. Макдаугалла.

Поведенческая теория

Гуманистическая теория

Когнитивная теория

  1. Классификация мотивов

по критерию предмета удовлетворения

по степени осознаваемости, интересы, убеждения, влечения.

  1. Закономерности формирования мотивов

  2. Мотивация достижения и избегания, агрессивности и аффиляции.

Практическая часть:

Методические приемы: рассказ, объяснение, инструктаж.

Демонстрационный материал: тест «Мотивация достижения и избегания неудач»

Заключение Подведение итогов занятия. Выставление результатов. Задание на дом.

Литература:

  1. Гиппенрейттор Ю.Б. введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. - М.: ЧеРо, 1997.

  2. Ильин Е. П. Мотивация и Мотивы. - СПб.: Питер, 2000

  3. Майерс Д. Психология. Пер. англ. – Мн., 2001 - 848 с.

  4. Маклаков А.Г. Общая психология: Уч. пособия для вузов - Спб: «Питер», 2000 – 582с.

  5. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн - кн. 1 – М., 1994 – 526с.

  6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология – М, 1998. – 512 с.

Тема №15 Эмоции

Учебные вопросы

  1. Общие характеристики эмоций и чувств.

  • понятие об эмоциях и чувствах

  • функции эмоций и чувств

  1. Физиологические основы и психологические теории эмоций и чувств

  • концепция происхождения эмоций по ч. Дарвину.

  • теория эмоций Джемса-Ланге.

  • теория эмоций Кенона.

  • активационная теория Линдсея-Хебба. Колокол Хебба.

  • теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.

  • вторая сигнальная система и эмоции.

  1. Виды эмоциональных состояний.

  • базовые эмоции по Изарду.

  • настроение

  • аффект, физиологические механизмы аффекта. психологические характеристики.

  • Стресс, виды стресса. фазы развития стресса по Г. Селье. регуляция эмоционального состояния. стрессоустойчивость.

  • фрустрация.

  1. Классификация чувств.

Практическая часть:

Методические приемы: рассказ, объяснение, инструктаж, упражнение

Заключение

Литература:

  1. Бэкон Р., Ричардсон Д. Агрессия- Спб., 1997 – 336с.

  2. Введение в психологию/ Под редакцией А.В. Петровского: учебник для вузов. – М., 1997 – 496 с.

  3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Учебное пособие. – Р.Д., 1999 – 332с.

  4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии – М.,1999 – 276 с.

  5. Майерс Д. Психология. Пер. англ. – Мн., 2001 - 848 с.

  6. Маклаков А.Г. Общая психология: Уч. пособия для вузов - Спб: «Питер», 2000 – 582с.

  7. Общая психология: Курс лекций. // Сост. Е.И. Рогов. М., 1998. - 448с.

  8. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. Спб.: «Питер», 1998 - 212 с.

  9. Черепанова Е. М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку –М., 1998.

  10. Блум, Лейзерсон, Ховстедтер : "Мозг, разум, поведение" -М:, 1988.

Тема №16 Воля

Учебные вопросы

  1. Общая характеристика волевых действий

понятие воли в обыденном сознании и науке.

связь воли с мышлением, постановкой цели, с эмоциями и чувствами.

  1. Физиологические основы воли

  • пирамидная, экстрапирамидная система, премоторная зона коры, префронтальные участки коры головного мозга.

  • апраксия и абулия.

3. Психологические теории воли:

  • волюнтаризм

  • экзистенциализм.

  • бихевиоризм

  • воля как произвольная мотивация (Рубинштейн, Зейгарник)

  1. Структура волевых действий:

  • роль желаний в формировании мотивов и целей деятельности. принятие решения и борьба мотивов

  • классификация волевых качеств

5. Волевые качества и их развитие.

Практическая часть:

Методические приемы: рассказ, объяснение, инструктаж, упражнение

Заключение Подведение итогов занятия. Выставление результатов. Задание на дом.

Литература:

  1. Гиппенрейттор Ю.Б. введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. - М.: ЧеРо, 1997.

  2. Ильин Е. П. Мотивация и Мотивы. - СПб.: Питер, 2000

  3. Майерс Д. Психология. Пер. англ. – Мн., 2001 - 848 с.

  4. Маклаков А.Г. Общая психология: Уч. пособия для вузов - Спб: «Питер», 2000 – 582с.

  5. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн - кн. 1 – М., 1994 – 526с.

  6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология – М, 1998. – 512 с.

  7. Психология воли – Спб.: Питер – 2000, 288 с.

Тема №17 Способности

Учебные вопросы

  1. Общая характеристика способностей

  • понятие о способностях

  • определение способностей по Б.М. Теплову.

  1. Теории способностей

  • френология. концепции Ф. Галлея и Ф. Гальтона.

  • близнецовый метод исследования способностей.

  • роль биологических и социальных факторов в развитии способностей

3. Классификация способностей

  • характеристика общих способностей

  • теоретические и практические способности.

  • учебные и творческие способности.

  1. Уровни развития способностей

  • соотношение задатков и способностей

  • потенциальные и актуальные способности.

  • одаренность

  • мастерство и талант

  • гениальность

  1. Развитие способностей

Практическая часть:

Методические приемы: рассказ, объяснение, инструктаж.

Заключение Подведение итогов занятия. Выставление результатов. Задание на дом.

Литература:

  1. Введение в психологию/ Под редакцией А.В. Петровского: учебник для вузов. – М., 1997 – 496 с.

  2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Учебное пособие. – Р.Д., 1999 – 332с.

  3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии – М.,1999 – 276 с.

  4. Майерс Д. Психология. Пер. англ. – Мн., 2001 - 848 с.

  5. Маклаков А.Г. Общая психология: Уч. пособия для вузов - Спб: «Питер», 2000 – 582с.

  6. Общая психология: Курс лекций. // Сост. Е.И. Рогов. М., 1998. - 448с.

  7. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. Спб.: «Питер», 1998 - 212 с.

Тема №18 Темперамент

Учебные вопросы

  1. Понятие о темпераменте

  • определение темперамента по Б.М. Теплову.

- соотношение темперамента, характера и способностей.

  1. Физиологические основы темперамента

  • свойства нервной системы как основа темперамента

  • учение И.П. Павлова. Типы нервной системы по И.П. Павлову

  • исследования свойств нервной системы Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина

3. Учения о темпераменте

  • учение о темпераменте Гиппократа.

  • типология Кречмера

  • типология Шелдона

  • исследование темперамента у И.П. Павлова

  • концепция темперамента В.М. Русалова.

  1. Психологические характеристики темперамента

Типы темперамента:

  • холерический

  • сангвистический

  • флегматический

  • меланхолический

  1. Соотношения темперамента и успешности деятельности.

Практическая часть:

Методические приемы: рассказ, объяснение, инструктаж.

Тестирование типа темперамента по Г. Айзенку и методике Стреляу.

.

Заключение Подведение итогов занятия. Выставление результатов. Задание на дом.

Литература:

    1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций - Уч. пособие для вузов. - М., 1996 – 334с.

    2. Маклаков А.Г. Общая психология: Уч. пособия для вузов - Спб: «Питер», 2000 – 582с.

    3. Немов Р.С. Практическая психология: Учеб. Пособие. - М.: Владос, 1997

    4. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн - кн. 1 – М., 1994 – 526с.

    5. Общая психология: Курс лекций. // Сост. Е.И. Рогов. М., 1998. - 448с.

    6. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характера. - Самара: «Бахрах» - 1997.

Тема №19 Характер

Учебные вопросы

  1. Понятие о характере.

  • определение характера.

  • закономерности формирования характера.

  • понятие о чертах характера.

  • классификация черт характера.

  1. Исследования характера.

  • Типология характера по Э.Фромму.

  • Типология характера по К. Юнгу.

  • Взаимосвязь характера и темперамента.

  1. Акцентуации Характера

  • определение акцентуаций характера.

  • концепция К. Леонгарда и А.Е. Личко

  1. Формирование характера.

  • детство и формирование характера.

  • трансформация характера в процессе жизни.

  • Самовоспитание

Практическая часть:

Методические приемы: рассказ, объяснение, инструктаж, упражнение

Заключение Подведение итогов занятия. Выставление результатов. Задание на дом.

Литература:

    1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций - Уч. пособие для вузов. - М., 1996 – 334с.

    2. Майерс Д. Психология. Пер. англ. – Мн., 2001 - 848 с.

    3. Маклаков А.Г. Общая психология: Уч. пособия для вузов - Спб: «Питер», 2000 – 582с.

    4. Немов Р.С. Практическая психология: Учеб. Пособие. - М.: Владос, 1997

    5. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн - кн. 1 – М., 1994 – 526с.

    6. Общая психология: Курс лекций. // Сост. Е.И. Рогов. М., 1998. - 448с.

    7. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характера. - Самара: «Бахрах» - 1997.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Основы педагогического мастерства» 2004

    Учебно-методическое пособие
    Педагогическое мастерство и его элементы. Профессиональные знания, умения, способности к педагогической деятельности. Профессионально значимые личные качества педагога.
  2. Программа дисциплины дпп. Ф. 14 Основы психологии семьи и семейного консультирования (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом)

    Программа дисциплины
    Целью учебной дисциплины «Основы психологии семьи и семейного консультирования»: является формирование у студентов представлений о семье как целостной системе, динамике её развития и кризисных периодах семейных отношений, формирование
  3. Методические указания к практическим занятиям для студентов очной формы обучения специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» (3)

    Методические указания
    Целью изучения дисциплины «Разработка управленческого решения» является формирование у студентов системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих принятие ими обоснованных, эффективных управленческих решений.
  4. Учебно методический комплекс дисциплины «Основы педагогического мастерства» для специальности Физика

    Учебно-методический комплекс
    Современное образование характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании, так и в технологиях, используемых в воспитательно-образовательном процессе.
  5. Темы контрольных работ для заочников по дисциплинам кафедры психологии и социальной педагогики

    Документ
    Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей. Науки о человеке и человечестве. Изменение и расширение предмета психологии с древнейших времен до наших дней, ее пополнение теориями и методами других наук.

Другие похожие документы..