Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Тематика курсовых работ'
Дивидендная политика : цели и варианты 13. Долгосрочное финансирование за счет акционерного капитала 14. Оценка эффективности финансирования за счет ...полностью>>
'Документ'
40-17.40 10 3 апреля 4. Батова Светлана Александровна Консультация 03 апреля 15.40-17.40 105 17 апреля 5. Горбунов Михаил Александрович Консультация 0...полностью>>
'Примерная программа'
Основная цель преподавания дисциплины «Иммунология» - дать студентам современные знания о фундаментальной иммунологии, привить практические навыки по...полностью>>
'Автореферат'
Специальность: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (стро...полностью>>

В. М. Юрьев Непроизводственная сфера в современном социокультурном и экономическом пространстве: колл моногр. /колл авт. /под ред. Г. В. Козловой; Министерство образования и науки рф, гоувпо тамб гос ун-т им

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки

Российской Федерации

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»

НЕПРОИЗВОДСТВЕННая СФЕРа

В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Коллективная монография

Тамбов

2010

УДК

ББК

Рецензент:

заслуженный деятель науки РФ, д.э.н., проф., член Президиума

Центрального правления Вольного экономического общества России

В.М. Юрьев

Непроизводственная сфера в современном социокультурном и экономическом пространстве: колл. моногр. /колл. авт. /под ред. Г.В. Козловой; Министерство образования и науки РФ, ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. - 520с.

ISBN

В монографии представлены результаты исследований коллектива авторов – преподавателей и аспирантов Института сервиса и рекламы ТГУ имени Г.Р. Державина, по различным аспектам развития сферы услуг. Особое внимание уделяется вопросам развития предпринимательства в сферах сервиса и туризма, рекламной и дизайнерской деятельности Тамбовской области.

Книга адресуется широкому кругу читателей, практикам и работникам государственного управления, всем, кто интересуется третичной сферой экономики, в том числе преподавателям и студентам, изучающим непроизводственную сферу.

УДК

ББК

Коллектив авторов

ГОУВПО «Тамбовский государственный

ISBN университет имени Г.Р. Державина

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 7

Раздел 1. Дизайн в современных и исторических условиях социокультурного пространства

Глава I

Организация дизайнерской деятельности (Быковская А.А.)

13

Глава II

Становление дизайнерского образования (Воробьева Н.М.)

34

Глава III

Развитие и сохранение национально-культурных традиций средствами народно-художественных промыслов (Горюнов Д.С.)

59

Глава IV

История архитектурной формы (Козодаева Н.В.)

81

Глава V

Психолого-педагогические особенности изотерапии (Куприна Ю.П.)

96

Глава VI

Законы композиции в уставной православной иконописи

(Никольский М.В.)

113

Глава VII

Проблемы формирования

информационных компетенций

будущего специалиста - дизайнера

в проектной деятельности

(Перуновская И.Н., Китаевская Т.Ю.)

145

Глава VIII

Мифотворчество как один из аспектов художественного мышления в творческой деятельности дизайнера (Татаринцева И.В.)

172

Глава IX

Сущность, содержание и структура художественно-проектной деятельности студента-дизайнера (Филатова К.В.)

187

Глава X

Город и градостроительное сознание горожан (Черемисин В.В).

208

Раздел 2. Развитие предпринимательства в сферах сервиса и туризма: региональные особенности управления

Глава I

Управление в гостиничном бизнесе: усиление роли административных и экономических методов (Балян Э.В.)

227

Глава II

Особенности развития сервисных услуг в Тамбовской области (Любомудрова А.Ю.)

233

Глава III

Становление гостиничного хозяйства Тамбовской области (Любимова Л.А.)

252

Глава IV

Современное состояние индустрии питания: проблемы и перспективы развития на региональном уровне (Малышкина Е.А.)

282

Глава V

Совершенствование системы подготовки кадров туристской индустрии

(Морева С.Н.)

309

Глава VI

Сущность и совершенствование системы потребления сервисных услуг (Плотникова Е.В.)

328

Глава VII

Внешняя среда предпринимательской

деятельности как фактор развития ТПК Тамбовской области (Плужников И.А.)

338

Глава VIII

Современные методы и инструменты регулирования рынка туристского бизнеса в регионе (Тарасова О.Ю., Сытова А.Ю.)

355

Раздел 3. Реклама: между социумом и маркетингом

Глава I

Формирование культуры организации и принципы управления (Н.А. Зелепукина)

376

Глава II

Рынок рекламы как часть мировой хозяйственной системы (Козлова Г.В., Козодаева Н.А.)

405

Глава III

Направления развития инфраструктурного обеспечения молодежного рынка труда (Лапшина И.М., Лапшин В.Ю.)

428

Глава IV

Маркетинговый подход в совершенствовании системы продвижения молодого специалиста на рынке труда (Лапшина И.М.)

442

Глава V

Аксиологические основы рекламной деятельности (Новикова М.В.)

452

Глава VI

Структурные особенности формирования имиджа регионального вуза в условиях глобализации (Прохоров А.В.)

471

Глава VII

Интеграционный подход к формированию бренда высшего учебного заведения (Степанычева Е.В.)

507

ПРЕДИСЛОВИЕ

Процесс глобализации во всех своих противоречивых ипостасях является неоспоримой реальностью современного мира, его исторически возникшим и реально существующим атрибутом. Глобализация позиционируется в качестве неизбежного, объективно и субъективно обусловленного фактора становления постиндустриального общества, всей мировой и региональных цивилизаций XXI века.

Каждая региональная цивилизация в территориально-структурном и общественно-экономическом плане сложна и иерархична, поскольку представляет собой определенную совокупность социально-экономических систем различного ранга. Каждая подобная система включает в себя множество функционирующих и развивающихся социальных, политических, общественных и экономических структур, также имеющих системный характер.

Представляется, что полиструктурная система отраслей непроизводственной сферы имеет особый характер взаимодействия и взаимовлияния с глобализационными процессами современности. Сфера услуг, в силу ее функциональной специфики, была и остается, в определенной степени, пионерной по воздействию на нее процессов глобализации. В то же время, ее динамика была и остается фактором как стимулирующим глобализацию, так и обусловливающим ее диалектику. Действительно, типологические направления в области различных видов сервисной деятельности объективно порождают и, одновременно, являются следствием и реальным воплощением международной и межрегиональной социально-хозяйственной интеграции.

К таким направлениям, прежде всего, следует отнести: торговлю (оптовую и розничную), кредитно-финансовые услуги, связь и информационное (в том числе информационно-компьютерное) обслуживание, транспорт. Они реально способствуют консолидации, во-первых, всех составных частей социально-экономических систем, во-вторых, совокупности социально-экономических систем регионального и государственного ранга, способствуя постепенному превращению их в единое глобальное общественно-экономическое образование.

Подобную же роль, прямо или опосредованно играют и другие составные функциональные элементы третичной сферы: культура и искусство, образование, наука и научное обслуживание, различные посреднические и рекламные услуги.

Глобализация оказывает значительное, но достаточно специфическое воздействие, с одной стороны, на российское общество, в широком смысле, с другой, на все отрасли национального экономического комплекса. Специфика этого воздействия достаточно полно исследована и заключается в некоторой однобокости включения России в систему мирохозяйственных связей. Огромный территориальный и ресурсный потенциал нашего отечества обусловливает не только в целом экстенсивный характер экономики, но и в достаточной степени примитивный характер места ее экономического комплекса в международном разделении труда.

В России, расположенной на масштабной территории Евразийского материка, проявилось немало общемировых тенденций развития услуг и сервисной деятельности. Однако эволюция отечественной сферы услуг отмечена, как было сказано выше, немалым своеобразием. Характер и динамика услуг в значительной степени определялись суровыми климатическими условиями, обширной, но малообжитой территорией, многообразием социальных, региональных и культурно-религиозных миров.

Особенности развития российского общества, обусловленные указанными условиями, сказывались и сказываются непосредственным образом на сфере услуг. Так, например, у разных этнических групп и культурных сообществ сохраняются в определенной степени неодинаковые представления об иерархии социальных запросов, различное понимание комфортной жизни, способов сохранения здоровья, развития высших потребностей и т. п.

Насущной необходимостью является трансформация структуры российских экспортно-импортных связей, сущностных черт и экономических особенностей вовлеченности страны в глобальную социально-экономическую систему. Это в полной мере относится и к области отраслей сферы услуг, особенно в условиях формирования общества постиндустриального типа. Его динамика определяется в значительной степени не индустриально-массовым производством, а наукоемкими, информационно-компьютерными технологиями, а также возрастающей ролью услуг, особенно в социальном и культурном сегментах сервиса.

Позитивные трансформации становятся возможными в рамках проведения Российской Федерацией державной экономической политики и создания особой формы национального государства – Российской Державы. Ее отличительными чертами следует считать: во-первых, достижение оптимального (максимально-возможного) уровня социально-экономического благополучия при достижении и сохранении гармонии интересов всех социальных групп внутри Державы, а также всех государств-партнеров по внешним политическим, экономическим и социальным связям. Во-вторых, реализация национальных целей развития с использованием, в зависимости от всего комплекса внутригосударственных и внешних социально-экономических условий и обстоятельств, различных экономических инструментов. Их спектр должен варьировать от чисто либеральных, в условиях стабильного поступательного развития, до тоталитарно-мобилизационных, в условиях жестких кризисов и конфликтных (внешних и внутренних) ситуаций. При этом Держава не должна отступать от общих демократических принципов своего существования во всех сферах.

Думается, что уже сейчас целесообразным является применение, использование державных принципов в функционировании и развитии российской сферы услуг, основанных на общих тенденциях и формах ее функционирования в условиях формирующегося постиндустриального общества. Это позволяет обеспечивать гармоничное сочетание национальных и глобальных интересов в области сервисных отраслей. Становится возможным оптимизация структурных черт, внешней и внутренней динамики всей непроизводственной сферы на внутригосударственном и международном уровнях.

«Державные» трансформации должны иметь определенную дифференциацию в зависимости от видов услуг. Торговые услуги целесообразно развивать в условиях реального уровня цен, оптимизируемых одновременно рыночными механизмами и государственными структурами посредством прямого и налогового регулирования. Производственные (деловые, банковские, ремонтные и т. д.) услуги должны жестко соответствовать исключительно национальным экономическим интересам, сохраняя при этом интернациональный характер. Услуги социальные, связанные с потребностями людей в тех товарах, качествах и функциях, которые необходимы им как субъектам общественных отношений (транспортные, финансовые, рекреационные, образовательные, информационные), необходимо удовлетворять, безусловно, усилиями различных институтов под контролем государственных структур. В условиях господства державной экономической политики услуги жизнеобеспечения полностью гарантируются государством. К культурным услугам художественно-эстетического, развлекательного характера, должен осуществляться более либеральный подход, отдавая прерогативу их удовлетворения частному бизнесу с доминированием рыночных механизмов. Однако реализация данных перспективных направлений развития отечественной сферы услуг зависит от ряда условий. Прежде всего, в практике нашего сервиса должно активизироваться создание в нем крупных производственно-предпринимательских сетей на основе отечественных технологий и в рамках российских компаний.

РАЗДЕЛ 1.

Дизайн в современных и Исторических условиях Социокультурного Пространства

Глава 1

Организация дизайнерской деятельности

Структурные изменения в экономике, создание цивилизованных рыночных отношений существенно влияют на организацию дизайнерской деятельности как на предприятиях и фирмах, оказывающих услуги потребителям, так и вносят изменения в профессиональную подготовку производственника нового типа, и влияют на обоснование социально-педагогического и социально-психологического статуса высшего профессионального образования.

В настоящее время в мире, наряду с отделами дизайна на крупных промышленных предприятиях, существуют крупные и мелкие фирмы и бюро, продающих дизайн как таковой, потому что это специализированный высокооплачиваемый труд. Дизайнерская деятельность стала многоаспектной и обогатилась новыми видами оказываемых услуг, и многочисленные коллективы профессиональных дизайнеров ведут различными средствами борьбу за существование, признание и развитие. Специалисты и практики отмечают что, по сути дела от юридической принадлежности дизайнерского объединения дизайн подразделяется на три основные группы: стафф-дизайн, независимый дизайн и нон-дизайн.

При стафф-дизайне отделы дизайна существуют на промышленных предприятиях и могут принимать множество форм организации дизайнерской деятельности: от отделов дизайна, существующих в лице единственного дизайнера, до сложных бюрократических систем, насчитывающих сотни специалистов. Эти различные по количеству сотрудников отделы стафф-дизайна существенно различаются и по способу организации решения задач и по способу их постановки. Вполне естественно, что в этом случае специфика задач предприятий является первичной по отношению к задачам отдела дизайна. Поэтому типология стафф-дизайна является одновременно типологией самих промышленных предприятий по особому признаку — по типу их отношений с потребителями. При всем богатстве специфических форм, существующих в живой практике современного производства, характер отношений предприятия — производителя и его потребителя сводится к эффективной и продуктивной организации дизайнерской деятельности. Поэтому современные предприятия в настоящее время все более активно привлекают дизайнеров, будь то фирмы, потребителем которых почти исключительно является предприятие — производитель промышленной продукции различного характера, или фирмы, которые производят свою продукцию почти исключительно для массового потребителя, или же фирмы, производящие продукцию для специального потребителя, представляющего коммерческую, производственную, научную, военную или бюрократическую организацию и наконец, необходимо выделить как основной сейчас тип фирмы, обслуживающие как массовых потребителей, так и специальных потребителей.

Последние предприятия являются наиболее распространенным типом современной крупной промышленной корпорации.

Конечно, это всего лишь поверхностное определение видов организации стафф-дизайна в зависимости от характера потребителя, на которого ориентируется та или иная группа промышленных компаний. Типы организации стафф-дизайна во всем их разнообразии убедительно указывают на факт, что характер дизайнерской деятельности всегда конкретен в конкретных условиях и во многом определяется организационной структурой промышленной фирмы. А отношение фирмы к потребителю и политика ее руководства в значительной степени диктуют формы работы дизайнера: текущая или перспективная проектная работа, разделение проектной работы с независимыми дизайн-фирмами или самостоятельное выполнение всех видов дизайнерских работ, относительная свобода творчества или выполнение частных заданий, универсальный характер деятельности дизайнера или его узкая специализация. Оказывается, что внутри единого дизайна постепенно углубляется дифференциация задач и типов деятельности дизайнера, что характер дизайна является сейчас определенно вторичным по отношению к системе управления производством.

С ростом количества малых предприятий возрос спрос на специалистов – дизайнеров владеющих арсеналом умений и практических навыков выполнять весь объем дизайнерского проектирования: фирменный стиль, упаковка и ярлыки, промышленные и конторские интерьеры для всех отделений фирмы и оформление экспозиций фирмы на выставках.

Кроме того, появилось принципиально новое явление относительно «классического» дизайна — непроектные функции, выполняемые художником-проектировщиком благодаря его специфическим профессиональным средствам. Блюменфельд считает, что задача дизайнера заключается в том, чтобы служить в качестве катализатора, поощряя стремление к дизайну в других. Нам важно подчеркнуть, что существует и другое мнение — профессиональный дизайнер почти полностью отказывается от непосредственного проектирования вещей, выступая в роли эксперта коммерческой и плановой деятельности фирмы.

Необходимо отметить, что штат дизайнеров на фирмах, работающих на производителей, невелик и одновременно приобретает статус крупнейших основных отделов управления, что дает дизайнерам материальные, моральные и престижные преимущества. Специфика условий продукции и сбыта таких фирм приводит к тому, что все чаще профессиональный художник-проектировщик выполняет помимо собственно проектной работы еще и другие функции, внешне с проектированием не связанные.

Фирмы, которые производят свою продукцию почти исключительно для массового потребителя относятся к крупным. Нужно заметить, что количество крупных фирм, работающих только на массового потребителя, постепенно сокращается — промышленные компании стремятся застраховаться от случайностей массового рынка производством специальных «непотребительских» продуктов. Но все же, хотя и не в чистом виде, этот тип остается достаточно распространенным.

Анализ деятельности предприятий, оказывающих услуги в области дизайна, показывает что, чем сложнее структура фирмы, работающей на массового потребителя, чем больше объем и разнообразие ее продукции, тем более сложные формы приобретает организация службы стафф-дизайна. Соответственно, и масштаб работ компании и сама численность дизайнеров требуют эффективной организационно-бюрократической структуры службы дизайна. Вся работа дизайнеров осуществляется в многочисленных самостоятельных студиях; они не только не поддерживают непосредственного контакта между собой, но чаще всего являются конкурентами и осуществляют параллельную разработку проектов по единой программе в строгой секретности. В общей структуре дизайна специализация дизайнерских студий доведена до предела: отдельная студия осуществляет координацию художественно-проектных разработок, отдельная студия работает над графикой, отдельная — над оформлением выставок, отдельные студии — над перспективными моделями и т. д.

Из структуры дизайна в системе сверх-корпораций следует, что собственно творческие задачи могут ставить и решать только немногочисленные ведущие специалисты и руководители административных отделов дизайн-службы; на долю рядовых дизайнеров остается квалифицированное исполнение уже принятых принципиальных решений и не больше. Главное для штатного дизайнера — это уже не столько то, что он дизайнер (который, по мнению ряда авторов теоретических «дизайнов», является уже по характеру своей профессии творческой личностью, ставящей принципиальные задачи), сколько то, что он рядовой служащий огромной бюрократической машины.

Дизайн-служба компаний фирмы, обслуживающие как массовых потребителей, так и специальных потребителей имеет, как правило, небольшое количество специалистов, что сразу увеличивает их индивидуальные профессиональные возможности, их персональный статус. В то же время в компаниях этого рода деятельность профессионального дизайнера довольно жестко ограничена однородностью проектных задач, четко ориентированных по нескольким видам однородной продукции.

Объединение в рамках одной хозяйственной организации принципиально разных производств ставит перед администрацией конкретной фирмы чрезвычайно сложные задачи, которые решаются различным образом.

В таких фирмах отдел дизайна работает как автономная дизайн-фирма, включенная во внутреннюю систему корпорации, она обслуживает производственные отделы на консультационной основе, по договорам и имеет право самостоятельно привлекать внешних дизайнеров-консультантов, при чем запрещается дизайнерам постоянно работать на один и тот же производственный отдел, так как чрезмерной специализации ведет к потери профессиональных качеств дизайнера-консультанта.

Характер дизайнерской деятельности всегда конкретен в конкретных условиях и во многом определяется организационной структурой промышленной фирмы. Отношение фирмы к потребителю, политика ее руководства в значительной степени диктуют формы работы дизайнера: текущая или перспективная проектная работа, разделение проектной работы с независимыми дизайн-фирмами или самостоятельное выполнение всех видов дизайнерских работ, относительная свобода творчества или выполнение частных заданий, универсальный характер деятельности дизайнера или его узкая специализация. Оказывается, что внутри единого дизайна постепенно углубляется дифференциация задач и типов деятельности дизайнера, что характер дизайна является сейчас определенно вторичным по отношению к системе управления производством.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В. М. Баутина Москва Издательство

    Документ
    115 лет со дня рождения профессора Н.Д. Кондратьева: Материалы Междуна­родной научно-практической конференции. М.: Изд-во ФГОУ ВПО РГАУ - МСХА имени К.
  2. М. В. Ломоносова В. И. Добреньков, А. И. Кравченко методы социологического исследования учебник

    Учебник
    В учебнике рассматриваются методология, методики и техники соци­ологического исследования. Особое внимание уделено видам социологи­ческого исследования, теории и практике выборки, созданию программы социологического исследования,
  3. Учебник: в 4 т. Т. 4

    Учебник
    К65 Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун. — Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. — 656 с.

Другие похожие документы..