Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
У 2009/2010 навучальным годзе ва ўстанове адукацыі “Даматканавіцкая дзяржаўная агульнаадукацыйная сярэдняя школа Клецкага раёна” на 01.09.2009 года н...полностью>>
'Анкета'
Изучение технологии современного урока, методики проведения внеклассного мероприятия и т.д. Методическая работа с этой группой индивидуальна, основана...полностью>>
'Публичный отчет'
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края работает в режиме сред...полностью>>
'Заседание'
Тема: Планирование и организация методической работы учителей русского языка на 2011/2012 учебный год. Повышение эффективности контроля за состоянием...полностью>>

История Российской Церкви

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

История Российской Церкви.

Владимир Русак.

Издание второе, исправленное и дополненное, 2002 год.

Интернет-версия под общей редакцией

Его Преосвященства Александра (Милеанта),

Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского.

Содержание:

Эпоха после имп. Петра Великого.

История Российской Церкви.

Владимир Русак.

Епархиальное управление.

Богослужебная жизнь.

Богослужебные книги.

Праздники.

Церковное зодчество.

Иконописание.

Церковное пение.

Приходское духовенство.

Духовное просвещение.

Церковная письменность.

Исправление Библии.

Библейское общество.

Перевод Библии на русский язык.

Народные нравы.

Монастыри и подвижники.

Секуляризация церковных имуществ.

Западные влияния.

Сектантство.

Старообрядчество. Единоверие.

Распространение веры.

Миссионерство.

В польских областях.

Воссоединение униатов.

В Прибалтике.

В Финляндии.

В Сибири.

На Американских островах.

В Японии.

В Китае.

Среди калмыков, киргизов, самоедов.

В Казанском крае.

В Крыму.

На Кавказе.

Православное миссионерское общество.

Миссионерские съезды.

Отречение императора Николая II от престола.

Явление иконы Божией Матери “Державная.”

Всероссийский Поместный Церковный Собор 1917-1918 гг.

Каноны и Декрет об отделении Церкви от государства.

Новомученики и Исповедники.

Начало 1918 года.

Вскрытие мощей.

Секуляризация церковного имущества.

Ликвидация монастырей.

Изъятие церковных ценностей.

Репрессии в связи с изъятием.

Обновленческий раскол.

Патриарх Тихон после освобождения.

После смерти Патриарха Тихона.

Декларация митроп. Сергия.

Патриарх Алексий.

Архиерейский Собор 1961 года.

Патриарх Пимен.

Патриарх Алексий II.

Современное состояние Московской Патриархии.

Церковное Управление.

Зарубежные представительства Московской Патриархии.

Храмы и монастыри.

Духовное просвещение.

Издательская деятельность.

Церковное пение. Иконопись.

Миротворческая и экуменическая деятельность.

Русская Православная Церковь за границей.

Канонические основы.

Декларация митроп. Сергия и Зарубежная Церковь.

Второй Всезарубежный Собор 1938 года.

Зарубежная Церковь во время и после войны.

Раскол Зарубежной Церкви.

Западно-Европейский Экзархат.

Американская Митрополия.

(Православная Церковь в Америке, OCA).

Современное положение Русской Зарубежной Церкви.

Катакомбная Церковь.

Список архипастырей Русской Православной Церкви с года ее основания.

Алеутская и Аляскинская.

Архангельская.

Астраханская.

Владикавказская.

Владимирская.

Муромское викариатство.

Волынская.

Острожское викариатство.

Владимиро-Волынское викариатство.

Вологодская.

Великоустюжское викариатство.

Воронежская.

Острогожское викариатство.

Вятская.

Глазовское викариатство.

Сарапульское викариатство.

Донская.

Аксайское викариатство.

Екатеринбургская.

Екатеринославская.

Енисейская.

Забайкальская.

Иркутская.

Киренское викариатство.

Казанская.

Чебоксарское викариатство.

Калужская.

Камчатская.

Кишиневская.

Аккерманское викариатство.

Киевская.

Костромская.

Кинешемское викариатство.

Курская.

Литовская.

Брестское викариатство.

Ковенское викариатство.

Минская.

Могилевская.

Московская.

Нижегородская.

Балахнинское викариатство.

Новгородская.

Кирилловское викариатство.

Олонецкая.

Оренбургская.

Орловская.

Пензенская.

Пермская.

Подольская.

Балтское викариатство.

Полоцкая.

Полтавская.

Прилукское викариатство.

Псковская.

Рижская.

Ревельское викариатство.

Углицкое викариатство.

Рязанская.

Михайловское викариатство.

Самарская.

Саратовская.

Симбирская.

Смоленская.

Санкт-Петербургская.

Ставропольская.

Таврическая.

Тамбовская.

Козловское викариатство.

Тверская.

Старицкое викариатство.

Тобольская.

Березовское викариатство.

Томская.

Бийское викариатство.

Тульская.

Каширское викариатство.

Туркестанская.

Уфимская.

Финляндская.

Харьковская.

Сумское викариатство.

Херсонская.

Новомиргородское викариатство.

Елисаветградское викариатство.

Холмско-Варшавская.

Люблинское викариатство.

Черниговская.

Новгород-Северское викариатство.

Якутская.

Ярославская.

Грузинский экзархат.

Карталинская и Кахетинская.

Горийское викариатство.

Киевская епархия.

Чигиринское викариатство.

Уманьское викариатство.

Коневское викариатство.

Московская епархия.

Дмитровское викариатство.

Можайское викариатство.

Волоколамское викариатство.

Санкт-Петербургская.

Нарвское викариатство.

Гдовское викариатство.

Московский Патриархат.

Епископат Московской Патриархии.

Россия

Украина

Беларусь

Австрия

Азербайджан

Аргентина

Бельгия

Великобритания

Германия

Казахстан

Канада

Латвия

Литва

Молдова

США

Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан

Франция

Эстония

Япония

Русская Православная Церковь за рубежом.

Епископат Русской Зарубежной Церкви (1920-1988).

Великие князья и императоры.

Великие князья:

Цари.

Императоры в Петербурге

Список важнейших событий Русской истории.

Епархиальное управление.

В 1721 году, при открытии Синода, в Русской Церкви было 18 епар­хий. С переделами губерний число епархий увеличивалось.

Епархиальные архиереи подчинялись Синоду, как раньше патриарху. Московская епархия, как уже было сказано, до 1742 года оставалась в ве­дении Синода, без собственного архипастыря.

В 1753 году в ведении Синода было 30 епархий. Штатами 1764 года назначены были: 3 первоклассных епархии, т. е. митрополии; 8 второк­лассных (архиепископий); 15 епископий.

В эти штаты не были включены 3 малороссийские епархии и одна бело­русская. В 1775 году была открыта славянская епархия, с состав которой вошли поселения сербов на юге.

С присоединением новых областей в 1785 году число епархий еще бо­лее умножилось. В 1787 году последовало разграничение епархий по пре­делам губерний. Штатами 1799 года предусматривалось наличие:

4 митрополитов,

12 архиепископов,

12 епископов.

В это число не входил грузинский экзархат с 13 епархиями, присоединенный к синодальному управлению в 1783 году.

Замещение архиерейских вакансий производилось Синодом, кото­рый представлял избранных кандидатов (вначале двоих, а с 1822 года — троих) для Высочайшего утверждения одного из них к поставлению.

В пределах своей епархии епископ был совершенно самостоятель­ным, главой всех епархиальных учреждений и всего духовенства.

Органы епархиального управления долгое время оставались преж­ними. Коллегиальная система, данная Петром I высшему церковному управлению, была перенесена на епархии только в 1744 году. Вместо ар­хиерейских приказов велено было учредить Консистории, существовав­шие раньше только в южнорусских епархиях. Консистории представляли собой как бы канцелярию епископа.

В 1883 году Консистории получили новый устав. Согласно ему, “ду­ховная Консистория есть присутственное место, через которое, под не­посредственным начальством епархиального архиерея, производится управление и духовный суд в поместном пределе православной россий­ской церкви, именуемой епархией.”

При образовании Консисторий ее членами могли быть только монашествующие. Позднее получили доступ и представители белого духовен­ства. Консистории делились на присутствие и канцелярию. Они находи­лись в ведении Синода и их начальник назначался Синодом.

Вспомогательными учреждениями и лицами у архиерея были:

а) викарии,

б) благочинные с благочинническими советами,

в) епархиальные попечительства о бедных духовного звания (уч­реждены в 1823 году при Консисториях),

г) депутаты.

Депутатами были духовные лица, вызываемые для следствий о ду­ховных же лицах, члены училищных и общеепархиальных съездов, при­сутствующие в заседаниях земств и городских дум при разбирательстве дел, связанных с церковными землями. В качестве хозяйственного епар­хиального управления при епископе имелся т. н. архиерейский дом.

Если при Петре I в России насчитывалось 15 миллионов православ­ных, то при Николае II их было 115 миллионов. Если в патриарший период Русская Церковь имела 20 епархий с двадцатью же епископами, то к кон­цу императорского периода (синодального) в ней было 64 епархии и 40 викариатств с более чем 100 епископами.

Со времени Петра I благочиннические обязанности стали поручаться особым лицам, уже не выборным, а определяемым на должность самим архиереем. Благочинные заменили выборных поповских старост, выпол­нявших финансовые обязанности (до 1764 года, когда были отменены ар­хиерейские сборы с духовенства).

С конца XVIII века появилась новая должность благочинных над мо­настырями (из почетнейших настоятелей монастырей).

В 1766 году Синод добился смягчения административных наказаний: последовал Указ об отмене по духовному ведомству телесных наказаний для всех священнослужителей белого и черного духовенства. Появились архиереи нового склада, старавшиеся поднять духовенство из его прини­женного состояния. Особенно выделялся в этом отношении святитель Ти­хон (Соколов), епископ Воронежский. Он еще до синодального указа отменил в своей епархии телесные наказания духовенства.

Преимущественное внимание епископов было обращено на воспита­ние юношества. Пока духовные училища не были открыты в каждой епар­хии, для испытания и обучения ставленников определены были при ка­ждом епископе два экзаменатора.

Заведывание монастырями и иконописанием было поручено строго­му надзору епископов. Подтверждено было правило, чтобы епископ обоз­ревал епархию, по крайней мере, раз в два года, если не каждый год.

Существовала проблема, вызванная традицией передавать священ­нические места своим детям, и проблема, связанная с претензией прихо­жан располагать церковными должностями по их произволу.

Полномочия епархиальной власти, согласно законам Петра I, дол­жны были распространяться на все церковные учреждения и всех лиц епархии, без исключения. Но таковые (исключения) остались. Кроме ставропигиальных монастырей, из круга епархиального ведомства было выделено придворное духовенство, подчиненное непосредственно Сино­ду в лице протопресвитера, духовника Их Величеств.

В особое ведомство при Павле I было выделено военное духовен­ство. В прежние времена оно находилось в подчинении епархиального на­чальства по месту расположения воинских частей. При Павле I в 1800 году учреждена была должность постоянного обер-священника, который был поставлен во главе всего духовенства армии и флота.

В 1816 году из его управления было выделено управление духовен­ством гвардейских полков под началом обер-священника главного штаба и гвардии.

В 1840 году учреждена должность обер-священника в отдельном кавказском корпусе с подчинением его обер-священнику армии и флота. О 1858 году обер-священники были переименованы в главных священников.

В 1890 году все управление военным духовенством было объединено под ведомством одного протопресвитера военного и морского духовен­ства и при нем духовного управления. Все это управление было независи­мо от епархиальных властей и подчинялось непосредственно Синоду.

Придворное духовенство управлялось особым протопресвитером, состоявшим одновременно духовником Их Величеств.

Причты заграничных церквей, получая содержание от министерства иностранных дел, управлялись петербургским епархиальным началь­ством, исключая иерусалимскую, пекинскую, японскую и др. миссии, со­стоявших в непосредственном ведении Синода.

С 1867 года разделения епархий на классы не существовало. Все Архиереи считались равными, исключая митрополитов Киевско-Галицкого, Московско-Коломенского, Петербургско-Ладожского и Экзарха Грузии.

К началу XX столетия при Синоде существовали следующие подчи­ненные ему учреждения:

а) Московская Синодальная Контора и

6) Грузино-Имеретинская Синодальная Контора.

Московская Контора управляла ставропигиальными монастырями (за исключением Соловецкого), Успенским собором в Москве и москов­ским синодальным домом с его церковной библиотекой и ризницей. Она же снабжала епархии святым Миром. В 1892 году при ней было учреждено Училище церковного пения. Председателем Конторы был митроп. Мо­сковский, членами — один или два настоятеля московских ставропигиальных монастырей.

Грузино-Имеретинская Контора управляла церковными делами в За­кавказском крае, заведовала там церковными имуществами, предста­вляла Синоду кандидатов на архиерейские кафедры. Ее председателем был экзарх Грузии, членами — четверо настоятелей монастырей и прото­иерей. При обоих Конторах состояли:

1. Прокуроры.

2. Канцелярия.

3. Хозяйственное управление.

4. Контрольная комиссия,

5. Духовно-учебный комитет.

6. Училищный совет.

Все эти вспомогательные учреждения находились в ведении обер-прокурора (в 1865 году была учреждена должность товарища обер-проку­рора).

В некоторых епархиях имелись викариатства. Получив титул еписко­па одного из уездных городов епархии, викарии не обладали правом само­стоятельного управления в этом уезде. Они имели только право поста­влять и смещать в уезде причетников.

Важное значение в епархиальной жизни получили съезды духовен­ства — епархиальные и окружные.

К концу царствования Николая I казенное жалование получали 55.163 священно- церковнослужителя при 13.214 церквах в 32 епархиях. В целях улучшения содержания духовенства при Николае I усилен надел церквей землями.

Для западных епархий с 1842 года назначены были небольшие (до­полнительно к приходским средствам) оклады, которые постепенно рас­пространялись и на другие епархии. Значительно усилилось казенное со­держание духовенству при Александре III.

28 октября 1892 года было Высочайше утверждено мнение Государ­ственного Совета об отпуске в последующих годах на обеспечение духо­венства жалованьем 250.000 рублей. В конце года государь писал Победоносцеву: “Давно это была моя мечта, мое глубокое убеждение, что необходимо придти на помощь и обес­печить сельское духовенство, и теперь, слава Богу, мне это наконец уда­лось.” По всеподданнейшему отчету обер-прокурора за 1900 год в Церкви было:

2.230 протоиереев, 43.784 священников, 14.945 диаконов, 43.857 причетников.

По тому же отчету, кроме заграничного, придворного и военно-мор­ского духовенства, казенное содержание уже получали причты 24.660 приходских церквей. По-прежнему за причтами сохранялись земельные наделы (от 33 до 99 десятин). И, разумеется, ощутимым подспорьем для духовенства были доброхотные даяния, частью деньгами, частью, осо­бенно в сельских приходах, — хлебом и разным натуральным продуктом.

В 1904 году в России было: 4 митрополии, 1 экзархат, 62 епископии.

В 1904 году в каждой епархии (за исключением Финляндской и Туркестанской) издавались “Епархиальные ведомости.” Первыми вышли в свет “Ярославские епархиальные ведомости” а апреле 1861 года при архиеп. Ниле (Исаковиче).

Законом 1842 года были точно определены права детей духовенства, и им была дана возможность почетного и выгодного выхода из своего сос­ловия и избрания рода деятельности по своему усмотрению.

Окончательно расторжение сословной зависимости последовало в 1869 году, когда дети духовенства были отчислены из духовного сословия с правами личного дворянства или потомственного почетного граждан­ства, после чего духовное сословие ограничилось только кругом лиц, на­ходившихся на действительной церковной службе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История российской империи

    Документ
    Ослабление влияния русской православной церкви в XVIII веке выразилось в появлении новой антихристианской силы -масонства. Зародившись как профессиональный союз «вольных каменщиков» в глубине векав.
  2. История Русской Церкви (2)

    Документ
    христианство в пределах России до начала Русского государства. Крещение великой княгини Ольги. Обстоятельства крещения святого Владимира. Крещение русских в Киеве.
  3. И. К. История Русской Церкви. 1700-1917 гг. Оглавление А. Общее влияние развития Российского государства в XVIII-XX вв на Русскую Церковь Б. Источники и литература

    Литература
    А. Общее влияние развития Российского государства в XVIII–XX вв. на Русскую Церковь Б. Источники и литература по истории синодального периода Примечания
  4. История русской церкви в период совершенной зависимости ее от константинопольского патриарха (988-1240)

    Документ
    Русская Церковь есть только часть Церкви Восточной, православно-кафолической. С этою последнею она всегда имела со времени происхождения своего самое полное внутреннее единение, содержа одну и ту же православную веру, одни и те же
  5. История Российской империи в поисках масштаба и парадигмы

    Документ
    Автору еще не написанной работы о том, как изучалась история империи Романовых как полиэтнического государства в конце прошлого и начале нынешнего века, будет нетрудно определить начало 1990-х годов как границу между двумя существенно

Другие похожие документы..