Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
В состав естествознания входит множество отдельных дисциплин, но основу его составляют четыре научные дисциплины: физика, химия, биология, психология...полностью>>
'Документ'
Рано или поздно родители сталкиваются с детской ложью. Трудно не почувствовать недоумение и гнев, непонимание и обиду, когда узнаешь или подозреваешь...полностью>>
'Документ'
Структурный анализ конкурентного окружения начинается с определения типа среды, в которой действует организация. Выше были рассмотрены различные типы...полностью>>
'Основная образовательная программа'
способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантно...полностью>>

Учебная рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса. Составитель

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Российская Федерация

Костромская область

Буйский муниципальный район

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БОРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

БУЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

157020 Костромская область, Буйский район, село Борок, улица Колхозная , 45

.(49435) 33-1-24

e-mail: borok.schkola.60@

ОГРН 1024401233812

ИНН/КПП 4409003086/440901001

Химия в быту

Учебная рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса.

Составитель: Смирнова Ольга Николаевна,

учитель биологии и химии Боровской основной школы

Утверждено на заседании

методического совета школы

протокол № 2 от 03.09.2007 г

руководитель методического совета:_________________

( И.А. Белоблоцкая)

Борок 2007

Пояснительная записка

Для нашего времени характерно резкое усиление химизации многих сфер жизни. Однако успехи химической науки нередко широко используются без осознания необходимости научно обоснованного, грамотного применения веществ и материалов. Это касается и производства, и повседневной жизни. Курс «Химия и человек»предназначен для учащихся 9 класса основной школы. Он ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности, интереса к химии, обучению, умения правильно обращаться с химическими препаратами в быту. Исключительно перспективный в контексте экологического кризиса принцип « в химии грязи нет, реализуется пока явно недостаточно. Это определяет целесообразность дополнительного химического экскурса для тех учащихся, которые в основном завершили своё химическое образование в 9 классе Подросток не отделён от этого мира глухой стеной, он ежедневно сталкивается с подобными ситуациями. Подготовку к решению таких проблем и должны взять на себя элективные курсы.

Основные цели курса

  • Развитие общекультурной компетентности учащихся, познавательной активности и самостоятельности.

  • Расширение знаний учащихся о применении веществ в повседневной жизни .

  • Оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования.

Задачи курса

  • 1.Существенно расширить знания о классах неорганических и органических соединений и их конкретных представителях, широко используемых в повседневной жизни, их составе, свойствах, способах применения.

  • 2.Существенно расширить знания о химической технологии, истории её возникновения и современных достижениях, конкретных производствах, основных научных принципах их организации, сырье, химизации и продукции.

  • 3.Совершенствовать экспериментальные умения; развивать познавательный интерес, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся, умения самостоятельно добывать знания.

Содержание программы.

  • Программа курса рассчитана на 8 учебных часов и состоит из следующих разделов:

  • Введение ( 1 час)

  • СМС ( синтетическое моющие средства) и средства ухода за предметами домашнего обихода. ( 3)

  • Химические процессы в технологии приготовления пищи ( 2)

  • Будь красив.( 1 )

  • Итоговое занятие (1).

Требование к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • Требования безопасности труда на рабочем месте.

  • Основные правила и инструкции по безопасности.

  • Ядовитые и едкие вещества.

  • Простейшие противоядие, способы оказания первой медицинской помощи.

  • Технику выведения пятен различного происхождения

  • Приёмы чистки мебели, одежды.

  • Состав мыла и СМС.

  • Причины жёсткости воды и образование накипи и способы удаления накипи.

  • Состав ржавчины и способы её удаления с различных изделий.

  • Назначение зубных паст, порошков, макияжа.

  • Состав белков, жиров, углеводов и их значения в питании.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться первичными средствами пожаротушения.

  • организовать рабочее место и соблюдать условия труда.

  • Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах, порезах.

  • Выводить пятна различного происхождения, чистить верхнюю одежду, мебель. мех.

  • Умягчать воду, получать мыло.

  • Подбирать СМС по виду ткани и загрязнению

  • Удалять накипь и ржавчину.

  • Подбирать зубные пасты, порошки.

  • Подбирать цветовую гамму макияжа, декоративную косметику в зависимости от возраста, цели, времени года.

  • Пользоваться компьютером при подборе макияжа.

  • Определять состав пищи и вредные вещества в ней.

Формы организации учебных занятий.

Занятия включают лекцию и практическую часть. Практическая часть курса организована в форме уроков. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся.

Теоретическую и практическую часть курса можно изучать параллельно, чтобы сразу же закрепить теоретические вопросы на практике. Часть заданий выполняются с помощью компьютера и необходимых программных средств.

В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы .Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно.

Учебно- методический комплект:

Программа курса обеспечивается:

  • Курсом лекций, составленных учителем;

  • Практическим курсом, комплектом заданий по практической части курса;

  • Комплектом обучающих презентаций и опорными конспектами.

Тема

Кол-во

Форма деятельности

Форма контроля

1

Введение

1

Лекция: Отравляющие бытовые химикаты.

П.з Оказание первой помощи при отравлениях, ожогах, порезах.

2

СМС (синтетические моющие средства) и средства ухода за предметами домашнего обихода

3

1)Синтетические моющие средства:

Мыло, отбеливатели.

Беседа: Средства применяемые в быту.

Групповая работа с коллекцией.

2) Жесткость воды и её устранение.

Мини доклад

П.з Устранение временной и постоянной жёсткости.

3) Подбор СМС по виду ткани и удаление пятен с различных изделий.

Мини доклад

П.з Удаление пятен с одежды и ржавчины с изделий и ткани.

3.

Химические процессы в технологии приготовления пищи.

2.

1) Состав пищи ( белки, жиры, углеводы, соли)

Лекция

Тема: «Состав пищи. Пища будущего.»

Самостоятельная работа по изучению аннотации пищевых продуктов.

2) Искусственная пища.

П.з Обнаружение крахмала и белков в пищевых продуктах.

Л.о Качественная реакция на крахмал и сахарозу.

4.

Будь красивым.

1.

Сообщение

  1. Средства ухода за зубами

2) Декоративная косметика

Творческое задание

« Подборка косметики и макияжа с использованием компьютерной программы « Визаж студия»»

Самостоятельная работа по подборке зубных паст и щёток.

5.

Итоговое занятие

1

Заслушивание рефератов., защита презентаций

Темы рефератов:

  • Искусственная пища: за и против.

  • Химия в моём доме.

  • Техника выведения различных пятен.

  • Чистящие и моющие средства.

  • Ароматные средства.

  • Химия и косметика.

  • Средства борьбы с «незваными гостями».

  • Домашняя аптека.

Занятие1

Тема:. Значение данного элективного курса для человека.

1. Ведение

2.Отравляющие бытовые вещества.

3.Оказание первой помощи при отравлениях , ожогах, порезах.

4.Темы рефератов: ( на зачёт)

  • 1.Искусственная пища за и против.

  • 2.Химия в моем доме.

  • 3.Техника выведение различных пятен.

  • 4.Чистящие и моющие средства.

  • 5.Ароматные средства.

  • 6.Химия и косметика.

  • 7.Средства борьбы с незваными гостями.

Занятие 2

Тема: СМС( синтетические моющие средства) и средства ухода за предметами домашнего обихода.

Цель: познакомить учащихся с СМС и правила пользования ими.

Ход занятия.

1 Демонстрация опыта растворения в воде мыла и порошка.

(учащиеся делают вывод о том какими моющими свойства они обладают).

2. Лекция «СМС на службе человека.»

  • Виды моющих средств(детергенты).

  • Области применения моющих средств

  • Вред и польза СМС.

  • Правила пользования моющими средствами.

3. Как предохранить себя от аллегри

  • а ) симптомы аллергии.

  • б ) правила подборки СМС .

  • в ) детское белье и подбор средств для его стирки.

4. Уход за кожей после работы с СМС.

Занятие 3

Тема :Жесткость воды и её устранение

Цель: дать понятие о жёсткости воды , её причинах; научиться устранять жёсткость воды в чайниках.

Ход занятия:

I. Теоретический материал:

  • 1) Понятие о чистой воде

  • 2) Как получить чистую воду (дисстиляция)

  • 3) Жёсткость воды

    • а) временная Са(НСО3)2

    • б) постоянная МдС!2 СаС!2

4. Устранение временной жёсткости

5. Устронение постоянной жёсткости

6. Почему необходимо пользоваться чистой водой?

  • а) образование «камней» в органах.

  • б) быстрое изнашивания белья при стирке.

  • в) взрывоопасность нагревательных приборов.

II . Практические работы.

  • Определение чистоты водопроводной воды.

  • Устранение накипи лимонной кислотой.

Занятие 4

Тема: Подбор синтетических моющих средств по виду ткани и удаление ржавчины с различных изделий.

Цель: установить причины износа ткани и образование ржавчины на изделиях и научить удалять пятна.

Ход занятия:

I .Изучение теоретического материала:

  • Пятновыводящие, чистящие и полирующие средства.

    • а ) общее свойство препаратов (высоколетучие, токсичные., ядовитые, огнеопасные, взрывоопасные.)

    • б) поступление токсических веществ в организм.

  • Пятновыводители: бензин, трихлорэтилен, дихлорэтан, бензол, керосин, ацетон

    • а) влияние пятновыводителей на организм.( бензин, керосин, ацетон.)

  • Чистящие средства.

  • Полирующие средства ( скипидар для мебели, мастика для полов)

II Скорая химическая помощь.

  • а) пятна крови(промыть водой , а потом с мылом замыв холодной водой)

  • б) старые пятна можно убрать с помощью 10% буры с нашатырным спиртом

  • в) пятна йода убирают холодной водой ,а затем потереть крахмалом ( несколько раз )

  • г) жирное пятно удаляют бензином, ацетоном, эфиром.

  • д) фруктовые пятна (засыпать поваренной солью, промыть водой).

  • е) зелёные травяные пятна удаляют мыльным раствором с нашатырным спиртом.

  • Старые пятна удаляют спиртом совместно с уксусной эссенцией в соотношении 8: 1

  • ж) пятна ржавчины можно удалить 10% раствором лимонной кислоты. В нагретую кислоту опустить ткань, далее промыть содовым раствором

III Практическая работа № 2 на тему «Удаление ржавчины с ткани»

.

Занятие 5

Тема: Средства ухода за зубами.

Цель: научиться правильно ухаживать за зубами; правила чистки и подбора паст и щёток; уход за зубными щётками.

Ход занятия:

I Изучение теоретического материала:

  • Зубы – признак здоровья человека.

  • Как подобрать пасту для зубов.

  • Какие щётки можно использовать:

      • а) мы покупаем щётку,

      • б) жизнь щётки в её хранении и уходе за ней

  • Правила чистки зубов.

  • Уход за зубами. Почему наши зубы разрушаются ?

Занятие 6

Тема: Будь красив. Декоративная косметика .

Цель: научить ребят, как правильно подобрать по своей коже крем, мыло, помаду, лак для ногтей.

Ход занятия:

I Изучение теоретического материала: ( беседа с учащимися)

  • Для чего и как нужно использовать косметические средства.

  • Подбор мыла

  • а) значение мыла ( размягчает, разрыхляет, роговой слой кожи, удаляет грязь).

  • б) виды мыла , лучшие мыла ( детское, карболовые мыла для жирной кожи, дектярное мыло при угрях на коже, глицериновое при сухой коже.)

  • Можно ли применять одеколон при обтирании кожи лица и оливковое масло?

  • Крем и его виды :

  • а) для сухой кожи,

  • б) для жирной кожи.

  • Пудры и их назначение.

  • а) растительные ( входит крахмал ,пшеница, рис,картофель; применяются при раздражении и опрелостях).

  • б) минеральные пудры( тальк ,мел ; применяются при зуде)

  • Виды пудр:

  • а) белая- после бритья

  • б) розовая ( Рашель) – для темной кожи.

  • Румяна ( состав рисовая пудра )

  • а) правила нанесения румян,

  • б) время нанесения румян на лицо.

  • Губная помада и её назначение:

  • а) состав ( смесь спермацета, воска , растительного масла).

  • Как правильно наносить макияж.

II Практическая работа: подбор собственного макияжа ( работа в компьютерной программе «Визаж студия»)

Занятие 7

Тема :Химические процессы в технологии приготовления пищи.

Цель: дать понятие о составе пищи; натуральная и искусственная пища ; польза или вред в искусственной пище.

Ход занятия:

I Изучение теоретического материала.

  • 70% учащихся употребляют искусственную пищу ,к чему это приводит?

  • Понятие о натуральной и искусственной пище.

  • Состав натуральной пищи ( белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода , витамины)

  • Есть ли польза в искусственной пище? ( чипсы)

      • А) история приготовления чипсов 1853 г в США для мультимиллионера Вандербильта его шеф- поваром Крумом.

      • Б) как готовятся чипсы.

  • Шоколад, его состав и свойства. Влияние шоколада на организм.

      • А) влияние употребления шоколада на увеличение температуры тела человека.

  • Свойства жевательных резинок

      • А) состав жевательной резинки

      • Б) определение красителей в жвачке:

                  • Резинка+H2O =( t) р-р

                  • Р-р+H2SO4 =(t)

                  • Р-р +NaOH = (t)

      • В) вредны или полезны жевательные резинки.

  • 7. Подведение итогов занятия.

Занятие 8

Тема: презентация творческих работ учащихся по выбранным темам рефератов.

Цель : выяснить уровень знаний учащихся по содержанию материала элективного курса « Химия в быту», умение применить полученные знания на практике.

Ход занятия:

I Защита своих презентаций учащимися.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебная рабочая программа элективного курса для учащихся 5 класса. Составитель

    Рабочая программа
    В нашу жизнь властно вошли выборы и референдумы, банковские кредиты и страховые полисы, таблицы занятости и диаграммы социологических опросов. Общество все глубже начинает изучать себя и стремится сделать прогнозы о самом себе и о
  2. Учебная рабочая программа элективного курса для учащихся 6 класса. Составитель: Сарычева Зоя Николаевна, учитель математики

    Рабочая программа
    В настоящее время теория вероятностей завоевала очень серьёзное место в науке и прикладной деятельности. Её идеи, методы и результаты не только используются, но буквально пронизывают все естественные и технические науки, экономику,
  3. Приказ № от 2011 г   Программа элективного курса для учащихся 9 класса «Технология работы с контрольно-измерительными материалами»

    Программа
    Итоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9-х классов. С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена: малое ЕГЭ (ГИА).
  4. Программа элективного курса для учащихся 9 (10-11) классов литература калужского края

    Программа
    Приложение 4. Ксенофонтов И.В. Литература Калужского края: Учебно-методическое пособие. – Калуга: Институт повышения квалификации работников образования - 2003.
  5. Программа элективного курса для обучающихся 9 класса основной школы Томск 2006

    Программа
    В данном сборнике представлена программа элективного курса «Химия и жизнь» для обучающихся 9 классов с подробными разработками материалов к данному курсу.

Другие похожие документы..