Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Всей полноты научного обоснования, почему настолько чаще и сильнее стали аномальные явления (наводнения, засухи, резкие периоды жары и т. п.), еще не...полностью>>
'Сказка'
Как-то раз рано утром светило солнышко, теплый ветер дул по скошенной траве, жаворонки распевали над полями, а пчелы гудели на гречихе. У дверей свое...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н....полностью>>
'Документ'
Организатором и непосредственным исполнителем соревнований является Чугуевский Союз радиолюбителей « Радiохвиля » при поддержке Чугуевской районной г...полностью>>

Программа дисциплины Теории личности  для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра Автор программы

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный
исследовательский университет
"Высшая
школа экономики"

Факультет психологии

Программа дисциплины

Теории личности



для направления 030300.62 – Психология

подготовки бакалавра

Автор программы:

Е.Б. Старовойтенко, докт. психол. наук, проф., hstarovoytenko@hse.ru.

А.Н. Исаева, aisaeva@hse.ru.

А.Б. Паукова, apaukova@hse.ru.

Одобрена на заседании кафедры психологии личности «___»____________ 2009 г

Зав. кафедрой Е.Б. Старовойтенко

Рекомендована секцией УМС «Психология» «___»____________ 2009 г

Председатель В.А. Штроо

Утверждена УС факультета психологии «___»_____________2009 г.

Ученый секретарь Е.Б. Старовойтенко ________________________

Москва, 2009

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.62 «Психология», изучающих дисциплину Теории личности.

Программа разработана в соответствии с:

  • ОС НИУ ВШЭ;

  • Образовательной программой для направления 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 030300.62 – «Психология» подготовки бакалавра, утвержденным в 2011г.

2Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины Теории личности являются:

  • освоение студентами истории становления психологии личности и ее основных парадигм,

  • овладение системой критериев сравнительного анализа теорий личности,

  • приобретение знаний о специфике содержаний каждой теории,

  • приобретение знаний об особенностях преломления теоретических концепций в методах и практике диагностики, консультирования и психотерапии личности.

  • освоение новых исследовательских и практико – ориентированных подходов, разрабатываемых на основе классических теорий личности.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать историю становления психологии личности и ее основных парадигм, критерии сравнительного анализа теорий личности, содержание основных теорий личности, особенности преломления теоретических концепций в методах и практике диагностики, консультирования и психотерапии личности, новые исследовательские и практико-ориентированные подходы, разрабатываемые на основе классических теорий личности.

  • Уметь применять полученные знания в дальнейшем освоении психологии личности, в практике анализа индивидуальной жизни, в построении собственной консультативной практики.

  • Иметь навыки психологического анализа индивидуальных случаев с помощью моделей личности классических теорий и интегральных персонологических моделей; сравнения теорий личности и основ теоретического моделирования; написания оригинальных персонологических текстов, соответствующих академическим канонам.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

СК-Б1

По мере освоения дисциплины студент демонстрирует высокий уровень общей эрудиции, самостоятельность в освоении дополнительной литературы курса и релевантной литературы вне программы, в подборе аналитических материалов, индивидуальных случаев; демонстрирует междисциплинарный подход к проблематике личности.

Лекции, семинары, групповые дискуссии, работа в малых группах, самостоятельный подбор аналитических материалов, освоение литературы по дисциплине, подготовка и презентация самостоятельных работ, письменных домашних заданий, анализ индивидуальных случаев.

Способен применять профессиональные знания и умения на практике

СК-Б2

Демонстрирует навыки анализа индивидуальных случаев с применением психологических теорий и моделей, способен к прогнозированию и составлению рекомендаций для консультанта.

Семинары, групповые дискуссии, работа в малых группах, самостоятельный подбор аналитических материалов, освоение литературы по дисциплине, анализ индивидуальных случаев.

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе, на основе системного подхода)

СК-Б6

Демонстрирует самостоятельность в подборе теоретических источников для подготовки презентаций и письменных работ, аналитических материалов, индивидуальных случаев.

Групповые дискуссии, работа в малых группах, самостоятельный подбор аналитических материалов, освоение литературы по дисциплине, подготовка и презентация самостоятельных работ, письменных домашних заданий, анализ индивидуальных случаев.

Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества

СК-Б7

Способен к формулированию научных проблем, проектированию научного исследования с корректным использованием психологического знания о личности в русле разрабатываемой им темы.

Лекции, семинары, групповые дискуссии, работа в малых группах, самостоятельный подбор аналитических материалов, освоение литературы по дисциплине, подготовка и презентация самостоятельных работ, письменных домашних заданий, анализ индивидуальных случаев.

    Способен оформить и представить результаты своей деятельности в виде отчета по научной и практической работе и презентации на русском (государственном) и иностранном языке в публичном и индивидуальном общении с использованием современных средств ИКТ.

    ИК-Б3.1/2_2.4.1/2_2.5.1/2_4.2

Владеет навыками написания академического и аналитического текста, демонстрирует владение основными категориями психологии личности и персонологии в устном и письменном тексте, способен использовать академический язык в устной коммуникации с аудиторией в рамках презентации и групповой дискуссии.

Семинары, групповые дискуссии, работа в малых группах, самостоятельный подбор аналитических материалов, освоение литературы по дисциплине, подготовка и презентация самостоятельных работ, письменных домашних заданий.

    Способен использовать современные средства ИКТ для поиска и обработки информации, работы с базами данных профессиональной информации и сетевой коммуникации.

    ИК-Б4.1\3\4

Демонстрирует навыки самостоятельного поиска и освоения литературы, релевантных индивидуальных случаев, использует иностранные источники по разрабатываемой теме в подготовке презентаций и письменных работ.

Освоение литературы по дисциплине, подготовка и презентация самостоятельных работ, письменных домашних заданий.

    Способен описывать проблемы и ситуации профессиональной деятельности, используя язык и аппарат гуманитарных и социальных наук для решения проблем на стыке наук, в смежных профессиональных областях на русском (государственном) языке.

    ИК-Б5.3/6

Демонстрирует владение основными категориями психологии личности и персонологии, владеет навыком персонологического поиска и анализа гуманитарного знания в смежных областях науки, демонстрирует общую эрудированность и способность к рассмотрению проблемы с психологической, социальной, общекультурной точек зрения.

Лекции, семинары, групповые дискуссии, работа в малых группах, самостоятельный подбор аналитических материалов, освоение литературы по дисциплине, подготовка и презентация самостоятельных работ, письменных домашних заданий, анализ индивидуальных случаев.

    Способен использовать конкретные концепции, модели, методы, способы и инструменты работы для решения комплексных задач в государственных, общественных и бизнес-организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, а также организациях, оказывающих консультационные и психотерапевтические услуги населению.

    ИК-Б7.1/7

Демонстрирует способность применять современные теории и модели личности на практике анализа индивидуальных случаев, способен к прогнозированию и составлению рекомендаций для консультанта.

Лекции, семинары, групповые дискуссии, работа в малых группах, самостоятельный подбор аналитических материалов, освоение литературы по дисциплине, подготовка и презентация самостоятельных работ, письменных домашних заданий, анализ индивидуальных случаев.

    Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе.

    СЛК-Б6

Владеет навыками распознавания социальных, психологических, культурно-психологических, индивидуально-личностных феноменов и проблем, способен применять психологическое знание о личности в практике их анализа

Лекции, семинары, групповые дискуссии, работа в малых группах, самостоятельный подбор аналитических материалов, освоение литературы по дисциплине, подготовка и презентация самостоятельных работ, письменных домашних заданий, анализ индивидуальных случаев.

    Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.

    СЛК-Б9

Обращается к великим текстам и образам культуры в подборе аналитического материала и интерпретационных моделей, демонстрирует хороший вкус в выборе аналитического материала, способен оценивать различные культурные источники с точки зрения их психологической информативности, нетривиальности и эстетичности, демонстрирует выраженное этическое отношение к жизни.

Лекции, семинары, групповые дискуссии, работа в малых группах, самостоятельный подбор аналитических материалов, освоение литературы по дисциплине, анализ индивидуальных случаев.

4Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин и является базовой.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Общая психология, Психология личности, История психологии, Философская антропология, Психология кризисов личности, Психология развития и возрастная психология.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Владеть категориальным аппаратом психологии,

  • Знать историю психологии, теории общей и возрастной психологии.

  • Знать основы психологии личности.

  • Иметь представление о философских основаниях психологического знания о личности.

  • Иметь навыки написания текстов, подготовки презентаций и групповой работы.

  • Иметь навыки работы в электронных библиотеках.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Психология творческой личности;

  • Основы психологического консультирования;

  • Научно-исследовательская практика.

5Тематический план учебной дисциплины

Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

1

Место теорий личности в структуре современной персонологии.

24

6

6

12

2

Основные отечественные теории личности

26

6

6

12

3

Классический психоанализ и направления его развития.

18

4

4

10

4

Аналитическая психология К.Г. Юнга.

24

6

6

12

5

Экзистенциальная психология и экзистенциальный персональный анализ.

26

6

6

12

6

Гуманистическая психология и транзактный анализ личности

26

6

6

12

7

Новые концепции личности, тенденции развития персонологии.

18

6

6

12

ИТОГО:

162

40

40

82



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «Психология творческой личности» для направления 030300. 62- «Психология» подготовки бакалавра Авторы: д психол н., проф. Агапов В. С., преп. Исаева А. Н

    Программа дисциплины
    Дисциплина «Психология творческой личности» ориентирована на подготовку бакалавров по направлению «Психология». В контексте данного курса учитываются знания студента по общей психологии, психологии личности, психологии развития, истории
  2. Программа дисциплины психофизиология 2011/2012 уч г. для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра Авторы: кандидат психологических наук Рамендик Д. М

    Программа дисциплины
    Авторы программы: кандидат психологических наук, доцент кафедры психофизиологии Д.М.Рамендик dina@ramendik.ru, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры психофизиологии Е.
  3. Программа дисциплины Общая психология (2 курс) для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра Авторы программы: А. Н. Гусев, Ю. Г. Овчинникова

    Программа дисциплины
    Курс «Общая психология» читается в течение трех лет. На втором курсе студенты проходят разделы «Мотивация и эмоции» (1 и 2 модули) и «Ощущение и восприятие» (3 и 4 модули).
  4. Программа дисциплины Социальные коммуникации для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра Авторы программы: А. К. Болотова, А. С. Рубан, И. А. Яксина

    Программа дисциплины
    В современной жизни мы постоянно сталкиваемся с бесчисленным множеством разнообразных межличностных контактов, социальных взаимодействий и взаимовлияний на диадном и групповом уровне, что предъявляет особые требования к знанию закономерностей
  5. Программа дисциплины Общая психология для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра Авторы: Шадриков В. Д., Болотова А. К., Гусев А. Н

    Программа дисциплины
    Требования к исходному уровню знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины, - знание анатомии и физиологии человека в объеме курса «Биология» для средней школы, включая знание формы и строения

Другие похожие документы..