Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
1.1. Открытое акционерное общество «Агропромышленная компания «Константиново» (вдальнейшем именуемое «Общество») является коммерческой организацией, ...полностью>>
'Документ'
Идеальный маршрут для первого знакомства со Швейцарией и Францией - этими удивительными, уникальными странами, где соседствуют разные культуры, разны...полностью>>
'Документ'
Настоящая методика оценки возможных потерь (Value at Risk, VaR) предназначена для измерения валютных рыночных рисков отрицательной переоценки открыты...полностью>>
'Реферат'
Тема работы актуальна потому, что одним из сущностных признаков рынка является конкуренция - форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйс...полностью>>

Анализ рынка услуг по утилизации (размещению на свалке) твердых бытовых отходов в Костомукшском городском округе Республики Карелия с января по октябрь 2009 год

Главная > Анализ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Анализ рынка услуг по утилизации (размещению на свалке) твердых бытовых отходов в Костомукшском городском округе Республики Карелия с января по октябрь 2009 года.

Общие положения

1. Основание и цель исследования.

Настоящий анализ выполнен Карельским УФАС России в соответствии с пунктом 3.5 раздела 3 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, на основании поступившего в Карельское УФАС России заявления на действия ООО «МСА».

Целью настоящего исследования является: изучение структуры рынка услуг по утилизации (размещению на свалке) на территории Костомукшского городского округа и проведение анализа конкурентной среды на данном рынке.

Методическую основу исследования составил Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утв. приказом ФАС России 25.04.2006 №108 (далее - Порядок).

2. Источники исходной информации.

В качестве источников информации использовались материалы Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия (Карелиястат), Администрации Костомукшского городского округа, хозяйствующих субъектов, экономической периодической печати.

Временной интервал исследования

В соответствии с п. 10 ч. 2 Порядка и с учетом целей данного исследования проводится ретроспективный и перспективный анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по сбору, вывозу и утилизации (размещению на свалке) коммунальных ТБО.

Таким образом, временной интервал исследования вышеуказанного рынка определен с 01 января по 01 октября 2009 года.

Продуктовые границы товарного рынка

Продуктовые границы товарного рынка определяются, исходя из вида деятельности, возможности взаимозаменяемости услуг и товаров.

Отходы – это вещества (или смеси веществ), признанные непригодными для дальнейшего использования в рамках имеющихся технологий, или после бытового использования продукции.

Отходы различаются:

  1. По агрегатному состоянию:

          1. Твердые. Твердые отходы в свою очередь классифицируются:

- твердые бытовые отходы (ТБО) – отходы образующиеся в результате жизнедеятельности населения;

- крупногабаритные отходы (КО)- отходы в виде изделий, утративших свои потребительские свойства (мебель, бытовая техника, компьютеры, торговое оборудование, велосипеды, коляски и т.п.);

- промышленные отходы (ПО) – отходы производственных предприятий, специфические отходы (древесина, текстильные отходы, кожа, резина, гипс, соли, зола, металл, отходы строительных материалов и конструкций при новом строительстве и капитальном ремонте зданий, отходы животного происхождения и т.д.);

- смешанные отходы (СО) – отходы садово-дачных массивов, отходы потребления автотранспортных средств.

          1. Жидкие. Жидкие отходы разделяются по месту образования на:

- бытовые (нечистоты, помои, сточные воды);

- промышленные (жидкости, суспензии, сточные воды с производственными примесями и т.д.).

          1. Газообразные.

  1. По происхождению:

          1. Отходы производства (промышленные отходы).

          2. Отходы потребления (коммунально-бытовые).

  2. По классу опасности

          1. 1й – чрезвычайно опасные;

          2. 2й – высоко опасные;

          3. 3й – умеренно опасные;

          4. 4й – малоопасные;

          5. 5й – практически неопасные.

В России существует Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 года № 786, в котором каждому виду отходов в зависимости от источника его происхождения присваивается идентификационный номер. Согласно данному каталогу твердые бытовые отходы соответствуют коду группы 91000000 00 00 0 ТВЕРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ. Данная система классификации отходов применяется при лицензировании, учете и отчетности, а также при определении платы за размещение отходов и установлении лимитов на размещение отходов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») под отходами производства и потребления понимаются – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

При этом промышленные отходы – твердые отходы производства, полученные в результате химических и термических преобразований материалов природного происхождения. Отходы определенной продукции – неупотребимые остатки сырья и/или возникающие в ходе технологических процессов вещества и энергия, не подвергающиеся утилизации.

Бытовые отходы – твердые отходы, образованные в результате бытовой деятельности человека.

Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 г. № 155 определено понятие «твердые и жидкие бытовые отходы» - это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.). В составе ТБО в настоящее время преобладают следующие компоненты: бумага (газеты, журналы, упаковочные материалы); пластмассы; пищевые и растительные отходы; различные металлы (цветные и черные); стекло; текстиль; древесина; сухая листва. Состав ТБО отличается в разных странах, городах. Он зависит от многих факторов, включая благосостояние населения, климат и благоустройство. Состав может меняться в зависимости от сезона, погодных условий. На состав мусора существенно влияет система сбора в городе стеклотары, макулатуры и т.д.

Важно отметить, что в зависимости от степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека отходы подразделяются на 5 классов опасности, в соответствии с Критериями, утвержденными приказом Минприроды РФ от 15.06.2001 № 511. Твердые бытовые отходы, являющиеся предметом настоящего анализа, относятся к отходам III-IV класса опасности. В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2002 № 340, обращение с ТБО III-IV класса опасности требует получения лицензии, обращение с ТБО (отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, код по ФККО 91201500 01 00 5) – V класса не требуют получения лицензии.

Деятельность по удалению и обработке твердых отходов в действующем Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 029-2001) (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст) находится в разделе «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», имеет код 90.00.2. В эту группировку включены следующие виды деятельности:

1. Сбор мусора, хлама, отбросов и отходов.

2. Сбор и удаление строительного мусора.

3. Уничтожение отходов методом сжигания или другими способами: измельчение отходов, свалка на земле или в воде, захоронение или запахивание отходов.

4. Обработка или уничтожение отходов, включая очистку загрязненной почвы.

В данном исследовании анализ проводился в отношении 1 и 3 видов экономической деятельности вышеуказанной группировки. Эти виды деятельности являются общими, а остальные - специальными.

В различных актах и классификаторах применяются разные понятия, определяющие одни и те же виды работ (услуг), связанные с санитарной очисткой городов, которые можно обобщить следующим образом и которые формируют самостоятельные рынки:

1) услуги по сбору и вывозу (транспортировке) ТБО;

2) услуги по переработке и захоронению/утилизации ТБО (что включает также использование, обезвреживание, размещение, хранение, уничтожение, измельчение, свалку и др.).

Вывоз отходов осуществляется автотранспортными предприятиями, имеющими соответствующий специализированный подвижной состав, дальнейшая переработка и захоронение отходов производится в местах размещения отходов, в том числе на мусороперерабатывающих заводах. При этом данные работы находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и представляют собой неразрывную технологическую цепочку - форма контейнеров и площадок для сбора отходов зависит от конструкции машин для их транспортировки, технология сбора (смешанный, раздельный и т.п.) и транспортировки определяются технологией переработки.

Таким образом, можно говорить о том, что существуют взаимосвязанные рынки: рынок услуг по сбору и вывозу (транспортировке) ТБО и рынка услуг по утилизации (размещению на свалке) твердых бытовых отходов.

Следует отметить, что на территории Республики Карелия не применяется система раздельного сбора мусора, а также отсутствуют мусороперерабатывающие заводы, в связи с этим услуги по переработке отходов соответственно не оказываются. Таким образом, в республике применяется только метод утилизации отходов – размещение на свалке.

Объектом размещения отходов согласно ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, отвал горных пород и другое). При этом по размещение отходов понимается – хранение и захоронение отходов.

Следует отметить, что самый дешёвый способ избавиться от отходов - произвести их захоронение. Этот способ восходит к простейшему пути - выбросить что-либо из дома, на свалку. Большинство хозяйствующих субъектов в РФ, в целом, и в Республике Карелия, в частности, захоронение ТБО осуществляют методом свалки на земле.

Свалка (полигон отходов) - специально оборудованное место для захоронения промышленных и бытовых отходов. Свалки являются необходимым атрибутом жизнедеятельности городов и других населенных территорий, поскольку в настоящее время промышленность и жилые массивы производят большое количество отходов, которые невозможно бесследно переработать по причинам технологического и экономического характера.

В России и во многих других странах утилизация (размещение на свалке), захоронение промышленных и бытовых отходов относится к компетенции органов местного самоуправления.

Так ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет цели и основные принципы государственной политики в области обращения с отходами. Согласно статье 13, устанавливающей требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований, организация раздельного сбора отходов возложена на местные органы самоуправления. Также в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросу местного значения муниципального района. В связи с вышеизложенным большинство свалок имеет муниципальную принадлежность.

При этом деятельностью по сбору и вывозу ТБО в некоторых районах республики занимаются один или несколько хозяйствующих субъектов (чаще – управляющие компании, у которых заключены договоры на обслуживание многоквартирных домов). А организацией по размещению на свалке отходов занимается другой хозяйствующий субъект (муниципальное предприятие или хозяйственное общество), с которым администрация района, округа заключило договор на оказание услуг по утилизации, размещению ТБО на свалке. При этом - это зачастую единственное в муниципальном районе или городском округе предприятие, имеющее лицензию на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами. В некоторых муниципальных районах, городских округах, поселениях на товарном рынке действуют единственные предприятия, предоставляющие одновременно услуги по сбору, вывозу и утилизации (размещению на свалке).

Учитывая, что целью данного исследования является анализ конкурентной среды на рынке услуг по утилизации (размещению на свалке) ТБО в Костомукшском городском округе, то следует отметить, что в данном районе существует только одна муниципальная свалка (полигон), предназначенная для размещения (утилизации) на ней отходов производства и потребления Костомукшского городского округа, в том числе твердых бытовых отходов.

Поскольку товарный рынок согласно «Порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках» определяется, исходя из возможностей покупателей приобрести товар, за продуктовые границы анализируемого рынка принимается рынок услуг по утилизации (размещению на свалке) твердых бытовых отходов.

Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар.

Рынок услуг по утилизации (размещению на свалке) ТБО является закрытым для международной и межрегиональной торговли.

Учитывая указанную специфику, географические границы рынка услуг по утилизации (размещению на свалке) ТБО следует считать местными (локальными).

В соответствии с административно-территориальным устройством Республики Карелия (утвержденным Законом Республики Карелия от 29.04.2005 № 871-ЗРК), а также согласно Закону Республики Карелия от 01.12.2004 г. № 825-ЗРК «О муниципальных районах Республики Карелия» локальные рынки услуг по утилизации (размещению на свалке) ТБО необходимо рассматривать в географических границах 16 административных районов Республики Карелия, а также двух городских округов Петрозаводск и Костомукша.

В целях проведения данного анализа географическими границами вышеуказанного рынка приняты административные границы только Костомукшского городского округа.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке (состав продавцов и покупателей услуг)

ТБО являются отходами сферы потребления, образующимися в основном в результате жизнедеятельности населения. Они состоят из материалов, не пригодных для дальнейшего использования в быту. Эти отходы образуются и накапливаются в жилых домах, учреждениях, предприятиях общественного назначения.
Продавцами на данных рынках являются хозяйствующие субъекты любой организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность по вывозу (транспортировке), переработке и захоронению ТБО.
Согласно информации, представленной Администрацией Костомукшского городского округа ООО «МСА»- единственное предприятие в Костомукшском городском округе оказывающее услуги по «уничтожению отходов методом сжигания или другими способами: измельчение отходов, свалка на земле или в воде, захоронение или запахивание отходов» I-IV класса опасности, требующие лицензии (Договор №1 от 30.03.2007 года между Администрацией Костомукшского городского округа и ООО «МСА» о передаче в аренду всего автопарка мусоровозов (10 ед.) для осуществления функций по вывозу мусора и оказанию услуг полигона твердых бытовых отходов на территории г.Костомукша). Таким образом, в Костомукшском городском округе в качестве продавца услуг по утилизации (размещению на свалке) ТБО в анализируемый период являлся и является ООО «МСА».

Из всего вышеперечисленного следует, что субъектами исследуемого товарного рынка являются:
- население, промышленные предприятия, организации и т.п., в процессе жизнедеятельности которых образуются различные ТБО;
- хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по вывозу, переработке и захоронению ТБО.

Объем рынка услуг по сбору, вывозу и утилизации (размещению на свалке) коммунальных твердых бытовых отходов и доли хозяйствующих субъектов на них.

Как уже указывалось в предыдущей главе, в Костомукшском городском округе существует только одна свалка (полигон), предназначенная для размещения (утилизации) на ней отходов производств и потребления г.Костомукша, в том числе твердых бытовых отходов. При этом по Распоряжению Администрации Костомукшского городского округа от 29 марта 2007 года №117 в связи с передачей с 01.04.2007 года функций по вывозу мусора и услуг полигона твердых бытовых отходов ООО «МСА» муниципальным учреждением «Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования Костомукшский городской округ» были заключены с ООО «МСА» договоры аренды движимого (10 мусоровозов) и недвижимого имущества (производственный ангар для использования в качестве гаража и ремонтной базы автотранспортных средств- мусоровозов), а Постановлением от 22.08.2007 года №786 Главы администрации Костомукшского городского округа ООО «МСА» был передан земельный участок площадью 17,1 га для размещения полигона твердых бытовых отходов.

Таким образом, данное предприятие является единственным поставщиком услуг по утилизации (размещению на свалке) коммунальных ТБО на анализируемом товарном рынке в географических границах Костомукшского городского округа.

В связи с вышеизложенным и в соответствии со ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» можно говорить о том, что ООО «МСА» занимает 100 % доли на рынке услуг по утилизации (размещению на свалке) всех видов ТБО, соответственно занимает на нем доминирующее положение.

Уровни концентрации товарного рынка.

В связи с занимаемой ООО «МСА» на рынке услуг по утилизации (размещению на свалке) всех видов ТБО доли равной 100 % индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана будет равен 10000. Рынок высококонцентрированный.

Барьеры входа на рассматриваемый рынок.

В результате проведенного исследования установлены следующие барьеры входа на анализируемый рынок.

Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов на рынок по сбору, вывозу и утилизации (размещению на свалке) ТБО служат:

- административные ограничения;

- экономические и организационные ограничения.

Так можно отметить следующие основные административные ограничения:

1. В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» предъявлены требования к хозяйствующим субъектам по обращению с отходами, а именно требования к обращению с опасными отходами; требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; требования к транспортированию опасных отходов. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по обращению с опасными отходами. В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» под понятием «обращение с отходами» понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. В зависимости от степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека отходы подразделяются на 5 классов опасности, в соответствии с Критериями, утвержденными приказом Минприроды РФ от 15.06.2001 № 511. ТБО, являющиеся предметом настоящего анализа, относятся к отходам I-V класса опасности. В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2002 № 340, обращение с ТБО I-IV класса опасности требует получения лицензии. Обязательному лицензированию подлежит деятельность по утилизации, складированию, перемещению, размещению, захоронению, уничтожению промышленных и иных отходов.

2. В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, в соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» услуга по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов подлежит государственному регулированию. В частности в соответствии с указанными нормативными документами регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

3. Примером административных барьеров может также служить процедура получения земельного участка для организации полигона или строительства мусороперерабатывающего завода, поскольку количество таких земельных участков ограничено как в силу ограниченности территорий, а также исходя из требований экологической, санитарной безопасности.

Кроме того, существуют различные санитарные нормы и правила организации утилизации (размещения на свалке) ТБО.

Экономическим барьером является значительный размер первоначального капитала для создания предприятия, предоставляющего услуги по переработке и захоронению ТБО, большие сроки окупаемости капитальных вложений для покупки специального оборудования, позволяющего осуществлять выгрузку отходов из контейнеров и его транспортировку к местам размещения и утилизации.

С учетом требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, осуществляющим услуги по вывозу, переработке и захоронению ТБО, круг участников данного процесса ограничен.

Отмеченные барьеры входа являются труднопреодолимыми, связанные с необходимостью значительных финансовых затрат.

Оценка состояния конкурентной среды на рынке.

Анализ рынка услуг по утилизации (размещению на свалке) ТБО, проведенный в географических границах Костомукшского городского округа Республики Карелия показал, что в данном районе на рынке существует единственный хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по утилизации (размещению на свалке) коммунальных твердых бытовых отходов – ООО «МСА». Это обусловлено наличием в округе только одной муниципальной свалки, которая передана в аренду ООО «МСА», имеющему лицензию на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами, к которым также относятся коммунальные твердые бытовые отходы.

В Костомукшском городском округе возможно наличие иных ведомственных полигонов (ОАО «Карельский Окатыш» и др.) для захоронения и утилизации собственных промышленных отходов, но в данном случае, рассмотрение этих полигонов для захоронения коммунальных ТБО не рассматривается, так как они предназначены для других целей и, как правило, ограничиваются территорией, законодательно закрепленной за каждым конкретным предприятием.

Таким образом, можно сделать вывод, что ООО «МСА» занимает на рынке услуг по утилизации (размещению на свалке) всех видов коммунальных ТБО в Костомукшском городском округе доминирующее положение.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Машиностроительный комплекс 42 Строительный комплекс и промышленность строительных материалов 47 Лесной комплекс 50

    Документ
    2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста на территории Уральского федерального округа 23

Другие похожие документы..