Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
чем занимаетесь) Основные показатели деятельности за последние месяцев составили: № Показатели Месяцы Итого за период Среднемесячные показатели 1 3 4...полностью>>
'Документ'
Мораль и религия — это две разные культурные системы. В очень давнем прошлом верования в форме магии (колдовства) и культы человекоподобных божеств о...полностью>>
'Документ'
Пріоритет уроку як засобу соціалізації учнів у контексті європейського виміру. Розвиток і підвищення мотивації вивчення іноземних мов. Проблеми та осо...полностью>>
'Документ'
3. В связи с введением в действие настоящей Инструкции, считать утратившей силу Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий государственным...полностью>>

Литература для самостоятельной работы 20

Главная > Литература
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ 10

Глава 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, ЕЕ ВЫДЕЛЕНИЕ В ОСОБУЮ ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ 10

1. Социально-экономические потребности общества в подготов­ке подрастающих поколений к жизни как объективная предпо­сылка возникновения и развития педагогической теории 10

2. Вычленение педагогики в особую отрасль научного знания и её виднейшие деятели 13

3. Влияние политики и идеологии общества на развитие педаго­гической теории 16

4. Предмет педагогики и важнейшие проблемы ее исследования 20

Литература для самостоятельной работы 21

Глава 2. РОЛЬ МЕТОЛОЛОГИИ, СВЯЗИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ПЕДАГОГИКИ 21

1. Методологические основы педагогических исследований как фактор развития педагогической теории 21

2. Связь педагогики с другими науками и использование их идей о развитии человека и воспитании 23

3. Развитие методов исследования как условие совершенствова­ния педагогической теории 24

4. Дифференциация педагогики на отдельные научные дисцип­лины и расширение границ ее исследования 28

5. Педагогика как теоретическая наука и педагогическая дея­тельность как искусство 29

Литература для самостоятельной работы 30

Глава 3. РАЗРАБОТКА В ПЕДАГОГИКЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ И ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ 31

1. Значение целей воспитания для разработки педагогической теории и методических основ воспитания 31

2. Абстрактно-философский подход к определению целей воспи­тания в различные периоды развития общества 32

3. Социально-экономическая обусловленность одностороннего воспитания в эпохи домашинного производства и зарождение идеи о всестороннем развитии личности 33

4. Развитие машинного производства и возникновение объек­тивных предпосылок, обусловливающих необходимость всесто­роннего и гармоничного развития личности 34

5. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания и его со­ставные части 36

6. Конкретизация в педагогике содержания воспитания всесто­ронне и гармонично развитой личности 37

7. Реализация целевых установок в практической работе школы и учителя 39

Литература для самостоятельной работы 40

Глава 4. ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ, ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 40

1. О разработке в педагогике проблемы развития и воспитания личности. Понятия: личность, ее развитие и формирование 40

2. Анализ преформистских теорий развития личности 43

3. Идеи прогрессивных мыслителей прошлого о развитии лич­ности 46

4. Научная трактовка проблемы об основных факторах развития личности 48

5. Роль активности самой личности в собственном развитии. Внешние и внутренние факторы развития личности. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания 50

Литература для самостоятельной работы 52

Глава 5. СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, ЕГО ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ 53

1. Воспитание как специально организованный и сознательно осуществляемый педагогический процесс 53

2. Направленность воспитания на овладение личностью общест­венным опытом как его глубинная сущностная характеристика 54

3. Понятие воспитания в широком и узком смысле 56

4. Понятие о закономерностях воспитания 57

5. Общие закономерности воспитания и их психолого-педагоги­ческие основы 58

6. Переход закономерностей воспитания в принципы воспита­тельной работы 64

Литература для самостоятельной работы 65

Глава 6. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ 65

1. Проблема возрастных и индивидуальных особенностей разви­тия и воспитания личности в педагогике 65

2. Особенности развития и воспитания младших школьников 66

3. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста 69

4. Особенности развития и воспитания старших школьников 71

5. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания 74

Литература для самостоятельной работы 75

Раздел II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА) 76

Глава 7. ОБУЧЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ И ЕГО ИССЛЕДОВАНИЕ В ДИДАКТИКЕ 76

1. Понятие о дидактике и ее исследование в педагогике 76

2. Сущность образования как отражение единства развивающей и воспитательно-формирующей функций обучения 76

3. Важнейшие проблемы, которые разрабатывает дидактика 77

4. Выделение из дидактики частных методик и ее влияние на их развитие 78

Литература для самостоятельной работы 78

Глава 8. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 78

1. Понятие «содержание образования» и необходимость разра­ботки его научных основ 78

2. Важнейшие объективные и субъективные факторы, влия­ющие на разработку содержания образования 79

3. Теории формального и материального образования и их одно­сторонность 80

4. Разработка в педагогике научных основ определения содержа­ния образования и его совершенствования 81

Литература для самостоятельной работы 86

Глава 9. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ЕГО ЗАДАЧИ И ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА 87

1. Сущность обучения как педагогического процесса и его зада­чи. Понятия: «знание», «умение», «навык», «способности» 87

2. Внутренняя структура процесса обучения и отражение в ней характера учебно-познавательной деятельности учащихся 89

3. Определение целевого компонента обучения 90

4. Формирование у учащихся потребности в овладении знания­ми и мотивов учения. Понятие о движущих силах учения 91

5. Определение содержания учебных занятий 92

6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом (операционно-деятельностный компонент обучения) 93

7. Придание процессу обучения эмоционально-волевого характера 100

8. Регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности 100

9. Оценка и самооценка качества овладения изучаемым материа­лом 101

10. Развитие учащихся в процессе обучения 101

11. Воспитание в процессе обучения 103

Литература для самостоятельной работы 104

Глава 10. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ 104

1. Закономерности обучения, присущие ему как органической части воспитания (в широком смысле) 104

2. Специфические закономерности обучения 105

3. Принципы обучения 111

Литература для самостоятельной работы 111

Глава 11. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 111

1. Понятие о методах и приемах обучения. Проблема классифи­кации методов обучения 111

2. Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяс­нение, школьная лекция, беседа; метод иллюстрации и демон­страции при устном изложении изучаемого материала 114

3. Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником 120

4. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные занятия 122

5. Методы учебной работы по выработке умений и навыков приме­нения знаний на практике: упражнения, лабораторные работы 126

6. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащих­ся: повседневное наблюдение за учебной работой учащихся; уст­ный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный; вы­ставление поурочного балла; контрольные работы, проверка до­машних работ; программированный контроль, тестирование 129

7. Критерии оценки успеваемости учащихся 132

Литература для самостоятельной работы 134

Глава 12. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ РАЗВИТИЕ В ДИДАКТИКЕ. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 134

1. Понятие о формах организации (организационных формах) обучения. Соотношение между формами организации обучения и его методами 134

2. Краткие сведения о развитии организационных форм учеб­ной работы в школе 135

3. Важнейшие формы организации учебной работы в школе 137

4. Урок как основная форма организации учебной работы. Клас­сификация уроков. Нестандартные, инновационные формы урочных занятий 138

Литература для самостоятельной работы 138

Глава 13. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОКОВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ 139

1. Смешанные, или комбинированные, уроки 139

2. Уроки изложения нового материала учителем 151

3. Уроки закрепления изучаемого материала и выработки прак­тических умений и навыков 152

4. Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала 153

5. Уроки-семинары. Уроки-конференции 153

6. Поиски инновационных форм урочных занятий 154

7. Уроки проверки и оценки знаний 155

8. Индивидуальная работа с учащимися на уроках 155

9. Развитие и воспитание учащихся на уроках 156

Литература для самостоятельной работы 157

Глава 14. ДРУГИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 157

1. Учебные экскурсии 157

2. Факультативные занятия 159

3. Формы внеклассной учебной работы 160

Литература для самостоятельной работы 161

Глава 15. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 161

1. Компьютер как орудие деятельности человека 161

2. Основные проблемы компьютеризации обучения 162

3. Содержание компьютерного обучения 166

Литература для самостоятельной работы 168

Глава 16. ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ 168

1. Сущность домашней учебной работы школьников и ее роль в овладении знаниями 168

2. Основные недостатки домашней учебной работы школьни­ков 169

3. Правила домашней учебной работы школьников 170

4. Формирование у учащихся умений и навыков домашней учеб­ной работы 174

Литература для самостоятельной работы 176

Раздел III. Теоретические и методические основы воспитания 176

Глава 17. ВОСПИТАНИЕ ОТНОШЕНИЙ КАК ПРОЦЕСС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ И ЕГО ИССЛЕДОВАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ 177

1. Специфика воспитания в отличие от процесса обучения и не­обходимость разработки его теоретических основ. Формирова­ние отношений как важнейшая задача воспитания 177

2. Содержание отношений, которые необходимо формировать в системе всестороннего развития личности 179

3. Сущность отношений как предмета воспитания и их переход в личностные качества. Структура личностного качества и ее зна­чение для процесса воспитания 180

4. Интегративный и целостный характер формирования лич­ностных качеств. Явление генерализации при формировании личностных качеств 181

5. Реализация общих закономерностей воспитания в процессе формирования отношений (личностных качеств) 182

Глава 18. ОБЩИЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ 182

1. Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих ме­тодов воспитания 182

2. Утверждение в педагогике гуманного подхода к воспитанию учащихся и преодоление методов авторитаризма 184

3. Убеждение как важнейший метод воспитания 186

4. Метод положительного примера 187

5. Метод упражнений (приучения) 188

6. Методы одобрения и осуждения 191

7. Методы требования и контроля за поведением. Метод пере­ключения. Комплексное использование методов воспитания 193

Литература для самостоятельной работы 194

Глава 19. ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА И УСИЛЕНИЕ ЕГО ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ 194

1. Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания 194

2. Понятие о воспитательном коллективе и основные стадии его развития 196

3. Структура воспитательного коллектива в школе 197

4. Важнейшие средства и методические основы воспитания уче­нического коллектива 198

5. Предъявление требований к учащимся как фактор создания и воспитания коллектива 199

6. Организация ученического самоуправления и воспитание ак­тива 200

7. Закон развития (движения) коллектива 201

8. Формирование в коллективе здорового общественного мне­ния 202

9. Накопление и развитие положительных традиций совместной деятельности учащихся 203

Литература для самостоятельной работы 204

Глава 20. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ 204

1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая зада­ча школы. Мораль как регулятор поведения личности 204

2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности 206

3. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравствен­ности личности 206

4. Моральное воспитание как процесс организации разнообраз­ной деятельности учащихся и формирования у них нравствен­ных качеств 208

Литература для самостоятельной работы 209

Глава 21. ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 210

1. Патриотизм и культура межнациональных отношений – важ­нейшие моральные качества человека; их значение для его лич­ностного развития 210

2. Сущность патриотизма и культуры межнациональных отно­шений, их содержание и внутренняя структура 211

3. Развитие у учащихся потребностно-мотивационной сферы, связанной с патриотизмом и культурой межнациональных отно­шений 212

4. Формирование у учащихся интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отноше­ний 213

5. Воспитание у учащихся взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и культуры межнациональных отношений 214

6. Организация практической деятельности учащихся по форми­рованию патриотизма и культуры межнациональных отноше­ний 216

Литература для самостоятельной работы 217

Глава 22. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ 218

1. Воспитание добросовестного отношения к труду и сбереже­нию материальных ценностей как фактор морального форми­рования личности. Функции трудового воспитания 218

2. Сущность трудового воспитания, трудового обучения и про­фессиональной ориентации. Понятие трудолюбия как личност­ного качества и его внутренняя структура 220

3. Основные виды трудовой деятельности школьников 220

4. Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отно­шении к материальным ценностям общества и личным вещам 221

5. Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеж­дений по вопросам трудолюбия 222

6. Организация трудовой деятельности учащихся и формирова­ние у них трудовых умений и навыков. Обогащение и обновле­ние форм трудовой деятельности школьников 223

7. Воспитательная работа по профессиональной ориентации уча­щихся 225

Литература для самостоятельной работы 226

Глава 23. ВОСПИТАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ 227

1. Формирование дисциплинированности и культуры поведения как важнейшая задача нравственного воспитания 227

2. Различные подходы к разработке проблемы воспитания дисциплины и культуры поведения в педагогике 227

3. Сущность сознательной дисциплины и культуры поведения. Понятие дисциплинированности 228

4. Формирование у учащихся потребности в соблюдении правил дисциплины и культуры поведения 229

5. Воспитание сознательного отношения к соблюдению установ­ленных в школе правил поведения и внутреннего распорядка 230

6. Выработка у учащихся умений и навыков дисциплинированно­го поведения 231

7. Использование общественного мнения воспитательного кол­лектива в процессе формирования у учащихся дисциплиниро­ванности и культуры поведения. Индивидуальная работа с уча­щимися 233

8. Выдвижение и решение ведущих воспитательных задач в процессе формирования у учащихся дисциплины и культуры поведения 233

Литература для самостоятельной работы 234

Глава 24. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 234

1. Роль эстетического воспитания в развитии личности 234

2. Сущность эстетического воспитания и его содержание 236

3. Формирование у школьников художественно-эстетических по­требностей 237

4. Формирование у учащихся эстетических представлений, поня­тий и вкусов 238

5. Приобщение школьников к художественному творчеству и развитие их способностей в области литературы, музыки и изо­бразительного искусства 239

6. Использование эстетического воспитания в целях формиро­вания нравственности учащихся 240

7. Формирование эстетики поведения 241

Литература для самостоятельной работы 241

Глава 25. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 241

1. Физическое воспитание как фактор всестороннего развития личности. Сущность физического воспитания и его содержание 242

2. Основные средства и методы физического воспитания 243

3. Физическое воспитание в процессе учебных занятий 244

4. Внеклассная работа по физическому воспитанию 245

Литература для самостоятельной работы 246

Глава 26. ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 247

1. Формирование у учащихся мировоззрения как важнейшая воспитательная задача школы 247

2. Основные виды мировоззрения 248

3. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура 249

4. Система знаний и идей в содержании школьного образования, позволяющих формировать у учащихся научное мировоззрение 252

5. Глубокое и прочное овладение знаниями – важнейшая пред­посылка формирования научного мировоззрения 253

6. Дидактические и воспитательные условия, способствующие переводу знаний во взгляды, убеждения и идеалы личности в системе учебных занятий и внеклассной работы 253

7. Критерии сформированности мировоззрения учащихся 257

Литература для самостоятельной работы 258

Глава 27. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 258

1. Стимулирование учащихся к активной работе над собствен­ным развитием и самосовершенствованием – важнейшая задача воспитания. Понятие о самовоспитании и его социальная детер­минация 258

2. Основные факторы, побуждающие личность к самовоспита­нию, и их использование в процессе стимулирования учащихся к работе над собой 260

3. Организация процесса самовоспитания учащихся и его важ­нейшие методы 261

4. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся 264

Литература для самостоятельной работы 265

Глава 28. СОВМЕСТНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ 266

1. Сочетание общественного и семейного воспитания как важ­нейшая предпосылка повышения его эффективности 266

2. Социально-экономические факторы повышения роли школы в организации воспитательной работы семьи и общественности 266

3. Основные вопросы совместной работы семьи и школы по вос­питанию учащихся 267

4. Организационно-педагогическая работа школы с родителями. Органы родительской общественности в школе 270

5. Педагогическое просвещение родителей 271

6. Индивидуальная работа школы с родителями учащихся 272

7. Привлечение родителей к оказанию помощи школе в проведе­нии внеклассной учебно-воспитательной работы 273

Литература для самостоятельной работы 273

Раздел IV. ВОПРОСЫ ШКОЛОВЕДЕНИЯ 274

Глава 29. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ 274

1. Развитие образовательно-воспитательных учреждений как важнейшая предпосылка осуществления целей и задач общества в области воспитания. Понятие о системе образования 274

2. Основные факторы развития системы образования 275

3. Особенности системы образования и тенденции ее развития в различных странах 276

Литература для самостоятельной работы 279

Глава 30. УЧИТЕЛЬ, СТРУКТУРА ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ 280

1. Учитель как центральная фигура в школе и его определяющая роль в осуществлении учебно-воспитательной работы 280

2. Проблема профессиональной пригодности учителя 281

3. Структура педагогической деятельности учителя и сущность ее отдельных видов 281

4. Ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство 285

Литература для самостоятельной работы 287

Глава 31. КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В ШКОЛЕ 288

1. Классный руководитель в школе, специфика его работы, основные функции и обязанности 288

2. Работа классного руководителя по изучению учащихся 289

3. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива 291

4. Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспитанию учащихся 292

5. Работа классного руководителя с учителями 293



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов специальности (1)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации содержат пояснительную записку (цель, задачи, дисциплины и т.д.), содержание дисциплины, вопросы для подготовки к зачёту, перечень рекомендуемой литературы и другие методические материалы.
  2. Темы семинаров по зоологии: Список тем рефератов для самостоятельной работы студентов

    Семинар
    1. Аристотель и его представления о животных. 2. Классификации животных (Аристотель, Линней, Ламарк, Кювье). 3. Реконструирование филогении беспозвоночных.
  3. Задания для самостоятельной работы (3)

    Доклад
    Levi Strauss –крупнейший в мире производитель джинсовой одежды, объемы продаж которой исчисляются миллиардами долларов. Однако в начале 90-х гг. в адрес компании стали поступать упреки, что она медленно обновляет свою продукцию, уступая
  4. Методические указания для самостоятельной работы студентов Павлодар

    Методические указания
    Металлы наряду со способностью деформироваться обладают также высокими прочностью и вязкостью, хорошими тепло- и электропроводностью. При сплавлении металлов в зависимости от свойств составляющих компонентов создаются материалы с
  5. Методические рекомендации по изучению дисциплины Материалы для самостоятельной работы студентов Тема Введение в легкую атлетику. История развития легкой атлетики. Классификация легкоатлетических упражнений

    Методические рекомендации
    Рассмотрение учебных программ по физической культуре (физическому воспитанию) образовательных учреждений с анализом легкоатлетических упражнений, включенных в данную программу.

Другие похожие документы..