Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
банк, именуемый в дальнейшем Банк 1, в лице , действующего на основании Устава, с одной стороны и банк, именуемый в дальнейшем Банк 2, в лице , дейст...полностью>>
'Доклад'
Валерий Язев: «Достаточная ресурсная база, программы освоения новых месторождений и развития газотранспортной инфраструктуры, многолетний опыт междун...полностью>>
'Документ'
который, получив тайную традицию, решил принести тайные знания людям и на основе этого учения установить гармонию в Поднебесной....полностью>>
'Конкурс'
2 апреля - в день детской книги – учащиеся МОУ «Полдневская основная общеобразовательная школа» побывали в гостях у сестер Присказок , бабушки Зачины...полностью>>

Понкин И. В. Половое воспитание школьников в России. Материалы к оценке ситуации // Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв ред и сост д. ю н., проф. М. Н

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ленинградская область

Перечень используемых учебных пособий при организации образовательного и воспитательного процессов в общеобразовательных учреждениях Волосовского муниципального района Ленинградской области45:

• Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетних подростков и молодежи. – М., 2003;

• Панков Д.Д., Румянцев А.Г. Разговор учителя с врачом. Медицинские и психологические проблемы школьников-подростков. – М., 2002;

• Мойта М.Г. Поговорим о сексуальности: Руководство для родителей и воспитателей;

• Колесов. Все ли вы о себе [знаете]? Методическое пособие, 1996 г.;

• Колесов Д.В. Мы отвечаем на ваши вопросы: Пособие для учащихся;

• Ерхова Н.В., Климович В.Ю. День здоровья: Методическое пособие;

• Полетаева Н.М., Лободин В.Т. Профилактика СПИДа в образовательных учреждениях;

• Молотилов В.Ф., Сафронов Р.И. СПИД. Его последствия и предупреждение;

• ВИЧ/СПИД. Об этом нужно знать / НОУ «Лоцман»;

• О великом женском секрете. Для девочек 7-х классов / Московский педагогический университет;

• Я выбираю жизнь / Информационно-просветительский журнал (СПб), № 5.

Другие субъекты Российской Федерации

В образовательных учреждениях Оренбургской области для рассмотрения с обучающимися школьниками 9-11 классов вопросов полового воспитания используются следующие учебные издания46:

• Сонин Н.И., Захаров В.Б., Плешаков А.А., Сивоглазов В.И. Биология: Программа. 5–11 кл. – М.: Дрофа, 1999-2001, 2003-2005;

• Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа;

• Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Биология. Основные закономерности. 9 кл. – М.: Дрофа»;

• Пономарева И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А. Основы общей биологии. 9 кл. – М.: Вентана-Граф;

• Программа «Общая биология». 10-11 кл. (Захаров В.Б.). – М.: Дрофа, 2000-2001, 2003, 2007;

• Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 кл. – М.: Дрофа;

• Биология. 10-11 кл. / Под ред. Д.К. Беляева. – М.: Просвещение;

• Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Биология. 10 кл. – М.: Вентана-Граф;

• Пономарева И.Н., Корнилова О. А., Лощилина Е.Н. Биология. 10 кл. – М.: Вентана-Граф;

• Программа элективного курса «Здоровый образ жизни» Н.А. Степановой;

• Программа элективного курса «Человек и его здоровье».

Министерство образования Правительства Калининградской области заявило, что считает возможным рассмотреть вопрос изучения полового воспитания в рамках рекомендованных Минобрнауки РФ образовательных программ при наличии высококвалифицированных специалистов.47

Перечень используемых в школах Удмуртской Республики учебных пособий, в том числе используемых как дополнительные (вспомогательные) пособия, пособия для учителей и т.д., в рамках программы профилактики ВИЧ/СПИДа48:

• «Полезная привычка» (в 2-х школах г. Ижевска – № 49 и 86);

• «Полезная практика: реальные альтернативы» (в учреждениях начального профессионального образования);

• Ковриго Н.М. Педагогика здоровья: Учебное пособие (автор-составитель Н.М. Ковриго, к.б.н., доцент Центра безопасности образовательных учреждении ИПК и ПРО Удмуртской Республики);

• Брошюра для работников домов ребенка, детских яслей и садов.

В шести учреждениях образования Республики Марий-Эл используется программа превентивного образования «Полезные привычки. Полезные навыки».49

Образовательные учреждения общего и начального профессионального образования Сахалинской области реализуют программы по направлению «Здоровый образ жизни», включающие в себя, в том числе, вопросы полового воспитания.50

В 125 общеобразовательных учреждениях Приморского края используется программа Министерства образования Российской Федерации «Этика и психология семейной жизни» (10-11 классы), в 7-9 классах - «Основы гигиены и санитарии». В рамках этих курсов в г.г. Уссурийске, ЗАТО Большой Камень, Владивостоке, а также муниципальных районах: Хорольском, Яковлевском, Кировском, Хасанском на факультативных занятиях рассматриваются вопросы гигиенического просвещения с приглашением специалистов органов здравоохранения.51

В школах Псковской области при реализации полового воспитания школьников в деятельности образовательных учреждений используются следующие учебные пособия:

• Руководство по предоставлению услуг в области планирования семьи, Международная федерация планирования семьи, 1999;

• Пособие к программе «Основы планирования семьи и здорового образа жизни» / Под общей редакцией И.И. Гребешевой. – М.: Российская Ассоциация «Планирование семьи», 2002;

• Красная нить. Советы и рекомендации – методы работы по профилактике ВИЧ/СПИДа и половому воспитанию среди подростков. – Стокгольм-Санкт-Петербург: Lafa, 2006;

• Я хочу провести тренинг: Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и ИППП. – Стереотипное издание / ГУП «Медицина для Вас», 2003.52

В учебных планах образовательных учреждений Псковской области отсутствуют специализированные программы по половому воспитанию. Вместе с тем, в государственных образовательных учреждениях реализуется комплексная программа «Здоровье», цель которой – «развить у воспитанников способности к самостоятельному, независимому, позитивному жизнепроживанию в сложных общественно-экономических условиях настоящего времени с учетом их психофизиологических особенностей». В муниципальных образовательных учреждениях области реализуются школьные программы, направленные на профилактику вредных привычек и развитие физических способностей обучающихся.53 Для проведения «уроков здоровья» используются:

• Здоровье: Учебно-методическое пособие / Под редакцией В.Н. Касаткина;

• Полезные привычки. Полезные навыки. Полезный выбор: Программа / Под редакцией О. Романовой;

• Все цвета, кроме черного / Под редакцией М. Безруких.54

Государственное управление образования Псковской области заявляет, что считает целесообразным «внедрение в школьную программу “Здоровье” курса полового воспитания, разработанного совместными усилиями специалистов Министерства образования и науки РФ, Министерства здравоохранения РФ, с привлечением ведущих специалистов научно-исследовательских институтов, занимающихся проблемами подростков и молодежи для сохранения репродуктивного потенциала нации».55

В Краснодарском крае реализуется программа регионального (кубанского) компонента содержания общего образования по валеологии, в которой нашли отражение вопросы профилактики заболеваний, передаваемых половым путем. С апреля 2006 года Департаментом образования и науки Краснодарского края утверждена учебная программа антинаркотического воспитания школьников, целью которой являются активизация профилактики табакокурения, употребления психоактивных средств, алкоголя и пропаганда здорового образа жизни в процессе учебной деятельности школьников. Заявляемые задачи программы: «формирование представлений об опасности наркотизации и ВИЧ/СПИД инфекции для физического и социального здоровья человека, формирование позитивного мироощущения посредством выработки у школьников навыков эффективной социальной адаптации, развитие ценностного отношения к собственному здоровью, готовности заботиться о нем и укреплять его».56

В образовательных учреждениях семи муниципальных образований Вологодской области реализуются программы «Здоровье» под редакцией В.Н. Касаткина и Л.А. Щеплягиной. Заявляется, что «данные программы ориентированы на формирование у подростков и молодежи привычки к здоровому образу жизни».57

Для реализации полового воспитания школьников города Тулы используются материалы, содержащиеся в учебниках биологии, обществознания, ОБЖ, литературы, истории, включенных в Федеральный перечень. Вопросы полового воспитания рассматриваются в образовательных программах по биологии, обществознанию, ОБЖ, литературе и истории. Например, в образовательных программах по Биологии предусмотрено:

• в 6-х классах включен раздел «Жизнедеятельность организмов», в котором изучается тема «Размножение» (4 часа) – половое размножение организмов, особенности полового размножения животных, органы размножения, половые клетки, оплодотворение и т.д.;

• в 8-х классах включена тема «Размножение и развитие» (3 часа) – система органов размножения, строение и гигиена, оплодотворение и т.д.

• в 9-х классах включены разделы «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Наследственность и изменчивость». В рамках первого раздела изучаются темы: индивидуальное развитие организма (онтогенез), причины нарушений развития организмов, индивидуальное развитие человека, репродуктивное здоровье, последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, половые и возрастные особенности человека, половое созревание, болезни передающиеся половым путем и т.д. В рамках второго раздела изучаются темы: генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости, половые хромосомы, сцепленное с полом наследование и т.д.;

• в 10-11-х классах включен раздел «Размножение организмов», в котором изучается тема «Половое размножение» (4 часа).58

В образовательных программах по обществознанию предусмотрено изучение тем, затрагивающих вопросы полового воспитания:

• в 6-х классах «Отличие человека от животных» – потребности, способности, характер, пол и возраст человека, ребенок и взрослый, отношения в семье, неполные семьи и т.д.;

• в 9-х классах – образ жизни, социальная значимость здорового образа жизни, семья как малая группа, брак и развод, неполная семья, межличностные отношения в семье, психологический климат в семье, этика семейных отношений, семейный долг, забота о членах семьи, отношения между поколениями и т.д.;

• в 10-11-х классах – семья и брак, проблема неполных семей и т.д.59

В образовательных программах по предмету ОБЖ для 11 класса предусмотрены в разделе «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» 9 часов занятий по темам:

• «Профилактика инфекционных заболеваний» – 5 часов;

• «Основы здорового образа жизни» – 4 часа, в рамках которых рассматриваются темы: нравственность и здоровье, формирование правильного взаимоотношения полов, болезни, передаваемые половым путем и меры их профилактики, СПИД и его профилактика, семья в современном обществе, законодательство о семье, формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, проявление дружбы и любви, брак и семья, культура брачных взаимоотношений.60

Общеобразовательные учреждения города Белгорода в целях полового воспитания обучающихся используют Программы, утверждённые Министерством образования и науки РФ:

• 8 класс, курс биологии «Репродуктивная система человека»;

• 11 класс «Основы медицинских знаний» – «Репродуктивное здоровье человека», «Брак и семья», «Здоровье и здоровый образ жизни»;

• в системе дополнительного образования учащихся изучается курс «Здоровый образ жизни», утверждённый Управлением здравоохранения Белгородской области.61

В Республике Тыве разработаны и приняты программы профилактики ВИЧ/СПИДа, ИППП, направленные на «реализацию образовательной политики, повышение культуры гигиены и полового воспитания, престижа и ценности семьи, совершенствование форм семейного и правового воспитания обучающихся», Распространяются методические пособия по профилактике ВИЧ/СПИД и ИППП и наркомании, подготовленные Минобразования России. Определен единый подход в воспитании старшеклассников, рекомендована программа «Подготовка старшеклассников к семейной жизни» (приказ Минобразования Республики Тывы от 28.06.2006 № 385/д). Сообщается, что разработано 6 памяток для учащихся.62

Перечень учебных пособий, используемых в общеобразовательных учреждениях Республики Тывы при реализации полового воспитания и профилактики ВИЧ/СПИД и ИППП, в т.ч. используемых как литература для учителя, как вспомогательные материалы63:

• Базарный В. Спасем детей – спасем Россию. Видеопроект. – М.: Госкино, 2000;

• Безруких М.М., Сонькин В. Д. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе. Методология анализа, формы, методы, опыт применения: Методические рекомендации. – М., 2002;

• Долженко Ю.А. Передовой педагогический опыт: творчество педагогического коллектива Рубцовского района: Сборник № 4 АКИПКРО. – Барнаул, 1993;

• Здоровая школа (из опыта работы Ростовской области) / НИПКиПРО. – Новосибирск, 2003;

• Здоровьесберегающая программа информационно-экономического лицея г.Новосибирска. – Новосибирск, 2003;

• Кабаева В.М. Я – мой образ жизни – мое здоровье: Программа психологического обучения и воспитания школьников: Методические рекомендации. – М., 2002;

• Кузнецова И.В. Школа здоровья: Сборник, т. 1,2. – М.: МТО Холдинг, 2003;

• Кузнецова И.В. Школа здоровья. Внедрение проекта в учреждениях системы образования. – М.: МТО Холдинг, 2001;

• Классный руководитель (научно-методический журнал). – М. – 2003. – №№ 1–8.

• Лизинский В.М. Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – М. – 2003. – №№ 2–3.

• Моделирование процесса обучения здоровому образу жизни. Новосибирск, 2003;

• Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений / Авторский коллектив // Сост. Г.Н. Тростанецкая, А.А. Гериш / Под ред. академика РАО М.М. Безруких, проф. В.Д. Сонькина. – М., 2004;

• Склянова Н.А., Плющ И.В. Безопасность образовательного пространства. – Новосибирск, 2001;

• Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М., 2005;

• Актуальные проблемы наркоситуации в молодежной среде: состояние, тенденции, профилактика / Сост. Ф.Э. Шереги и др. – М., 2004;

• Беличева А.С. Превентивная психология. – М., 1994;

• Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Подростковая наркомания. Выпуск 3. «Сопротивление распространению»: Комплект наглядно-методических материалов для работы с подростками, 2000.

• Данилин А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. – М., 2001;

• Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. – СПб., 1999;

• Демьянов Ю.Г. Психотерапия и психопрофилактика. – СПб., 1999;

• Деятельность классного руководителя в организации воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями. – М.: Красико-принт, 2000;

• Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. – М., 1999;

• Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних / Под ред. Л.М. Шипицыной. – М., 2004;

• Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001;

• Легальные и нелегальные наркотики. Российско-германское учебное пособие. Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков. (В помощь школьному психологу и учителю). Части 1 и 2. – Изд. «Иматон», 2000;

• Межведомственное взаимодействие государственных, муниципальных, общественных и религиозных организаций по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами / В.И. Слободчиков и др. – М., 2004;

• Мендельсон А.Л. Учебник трезвости. – СПб.: Издание Российского Общества борьбы с алкоголизмом, 1913;

• Косарецкий С.Г., Родионов В.А. и др. Менеджмент в профилактике злоупотребления психоактивными веществами. – М., 2005.

• Вострокнутов Н.В., Шалимов В.Ф. Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье. – М.: Вариант, 2005;

• Николаева Л.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. – М., МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000;

• Наркомания: что необходимо знать каждому: Памятка / Составители: Р.Г. Садыкова, Л.А. Кудряшова. – Казань: Дас, 2001;

• Наркомания. Методические рекомендации по преодолению наркозависимости. Под ред. А.Н. Гаранского. – М.–СПб., 2000;

• Организация профилактики наркозависимости в условиях сельского образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций. – СПб., 2001.

• Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С.Лисецкого, И.Б. Орешниковой. – М.: Институт психотерапии, 2000;

• Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений / Под ред. акад. РАО М.М. Безруких, проф. В.Д. Сонькина. – М.: Вариант, 2005;

• Шереги Ф.Э. и др. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: Доклад. – М., 2004;

• Чечельницкая С.М., Михеева А.А. и др. Правильный выбор: Программа формирования у старших подростков социальных установок на здоровый образ жизни. – М., 2005;

• Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами / Под ред. Л.М. Шипициной, Л.С. Шпилени. – М., 2004;

• Профилактика злоупотребления психоактивными веществами: Сборник методических материалов по проблеме профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи. – М., 2001;

• Профилактика наркозависимости в школе. Методическое пособие. В 2 книгах. Книга 2, часть 1. – Изд. второе, испр. – Новосибирск, 2001;

• Бабинский М.Б., Белогуров С.Б. и др. Профилактика употребления психоактивных веществ среди учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2005;

• Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации. Под ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999;

• Колесов Д.В., Максимов С.В. и др. Региональные модели социально-педагогической профилактики ПАВ-зависимостей в молодежной среде. – М., 2005;

• Сборник программ Центра социального здоровья по развитию личности, формированию социальной компетенции и ориентированности в мировоззренческих вопросах. – Кострома, 1999;

• Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. – М., 1986;

• Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи. – М., 2004;

• Сказка о тебе и других. Программа «Избирательной профилактики по употреблению ПАВ для детей из асоциальных детей» / Под ред. А.А. Михеевой. – М., 2005;

• Смотри по жизни вперед. Руководство по работе с подростками. – СПб., 2002;

• Цетлин М.Г., Пелинас В.Е. Реабилитация наркологических больных: концепция, программа. – М.: Анахарис, 2001;

• Харитонова Н.К., Пережогин Л.О., Лесогоров А.Ю. Интерактивные формы профилактической и консультативной антинаркотической работы в СМИ и интернет-сети. – М., 2004;

• Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация. – СПб.: Лань, 2000;

• Школа без наркотиков / Под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. – 2-е изд. – СПб., 2001;

• Шульга и др. Психологические основы работы с детьми группы риска. – М., 1997;

• Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М.: Просвещение, 1988;

• Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. Как? – М., 1995;

• Детство идеальное и настоящее: сборник работ современных западных ученых / Под ред. Е.Р. Слободской. – Новосибирск, 1994;

• Заслуженюк B.C., Семиченко В.А. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение? – М., 1996;

• Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика, 1987;

• Козлов В.П. Коррекция одностороннего воспитания детей в семье // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. – Л., 1978;

• Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989;

• Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами. – М., 2001;

• Правильный выбор: Программа формирования у старших подростков социальных установок на здоровый образ жизни / Сост. С.М. Чечельницкая, А.А. Михеева, Д.А. Шалаева, Ю.В. Величкина. – М.: Фонд «Центр социального развития и информации» (PSI), 2005;

• Полякова В.В. Обучение здоровому стилю: Программа. – Кызыл, 2003;

• Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорового образа жизненного стиля. – М., 2000;

• Тренинг «Профилактика ВИЧ/ СПИД/ ИППП и наркомании» / Сост. Л.И. Кара-оол. – Кызыл, 2003;

• Консультирование до и после тестирования на ВИЧ-инфекцию / Сост. A.M. Ламажаа, Н.Д. Ооржак, Н.М. Санчай. – Кызыл, 2002;

• Ляхович А.В., Лозовская А.С. Это надо знать. О ВИЧ/СПИД и других инфекциях, передаваемых половым путем;

• Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом;

• Ерхова Н.В., Климович В.Ю. Знания сила СПИД победила. – М.: Центр «Планетариум», 2005;

• Денисов В.Н., Бабенко А.И., Лузан Н.В. Meдико-профилактическая помощь несовершеннолетним с инфекциями, передаваемыми половым путем. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. – 244 с.;

• Профилактика ВИЧ/СПИДа, ИППП и наркомании. – Кызыл, 2003;

• Профилактика ВИЧ/СПИД в труднодоступных социальных группах. – Новосибирск, 2002.64

В Нижегородской области специализированных программ по половому воспитанию в масштабах области не разрабатывается, но данный вопрос включен во все долгосрочные комплексные областные программы. С 2005 года в работе по профилактике ВИЧ/СПИД среди детей и молодёжи используется «Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде», разработанная и рекомендованная к использованию Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Министерством образования и науки Российской Федерации. С 2003 года в образовательное пространство Нижегородской области введен интегрированный курс «Уроки здоровья» для учащихся общеобразовательных школ начальной и средней ступени образования, разработанный и апробированный лабораторией «Проблемы здоровья в образовании» Нижегородского института развития образования. В 2004 году в 30 школах г. Нижнего Новгорода апробирована 15-часовая учебная программа «Профилактика ВИЧ и наркомании среди школьников 8-9 классов», которая в настоящий момент широко интегрирована в учебный процесс и внеурочную деятельность.65

В Амурской области, как заявляется, «с целью профилактики гинекологических заболеваний подростков» в рамках акции-выставки «За здоровый образ жизни» врачами Амурского областного Центра медицинской профилактики прочитан курс лекций с демонстрацией видеофильмов, распространением печатной продукции:

• «Человеческая жизнь – главное чудо»;

• «От девочки к женщине»;

• «Гигиена пола» (для юношей и девушек отдельно);

• «Заболевания, передающиеся преимущественно половым путем и их профилактика»;

• «Профилактика ВИЧ-инфекции».

В течение учебного года образовательные учреждения обеспечиваются печатной продукцией: памятками по данной тематике.66

Перечень используемых по вопросам полового воспитания в общеобразовательных учреждениях Кировской области учебных пособий, в том числе используемых как дополнительные (вспомогательные) пособия, пособия для учителей и т.д.:

• Воронина Г.А. Школа здоровья. – Киров, 2004;

• Гребенников И.В. Основы семейной жизни. – М., 1991;

• Кон И.С. Сексуальная культура XXI века. – М.: Педагогика, 2003;

• Моя родословная: Пособие для начальной школы / Автор-составитель B.C. Василевская. – М.: Вита-Пресс, 2001;

• Овчарова Р.В. Психология родительства. – М., 2005;

• Соковня-Семенова И.Н. Основы здорового образа жизни. – М., 2004;

• Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004;

• Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2005.67

В Кировской области программа «Духовно-нравственное возрождение личности на традициях народной культуры» разработана в Кировском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (2004 г.). Программами обеспечены все библиотеки общеобразовательных школ области.68



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Льных отношений и права гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности Сборник Москва 2009 ббк 71. 01, 74. 200. 53, 87. 7

    Документ
    Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв. ред. и сост. д.ю.н., проф. М.Н. Кузнецов, д.ю.н.
  2. Понкин И. В. Экстремизм: правовая суть явления

    Анализ
    Сборник сдержит материалы, подготовленные доктором юридических наук И.В. Понкиным, членом Общественного совета при Министерстве внутренних дел РФ, директором Института государственно-конфессиональных отношений и права, преподавателем
  3. Конституции Российской Федерации Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным закон (1)

    Закон
    «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
  4. Конституции Российской Федерации Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным закон (2)

    Закон
    «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
  5. Институт государственно-конфессиональных отношений и права

    Документ
    Гражданско-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. д.ю.н., проф. М.Н. Кузнецов, д.ю.н. И.В. Понкин.

Другие похожие документы..