Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Настоящее положение разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профес-сиональном образо...полностью>>
'Документ'
Наряду с необходимостью усиления роли государства в экономике в связи с мировым финансовым кризисом и все более очевидной экономической рецессией в м...полностью>>
'Документ'
Укрепление и расширение связей между ведущими специалистами и учеными в области взрывных технологий, а также проектными, научно-исследовательскими ор...полностью>>
'Диплом'
Співпраця органів юстиції, ЛОІППО, навчальних закладів області щодо підвищення правової культури, професійної майстерності викладачів правознавчих дис...полностью>>

Понкин И. В. Половое воспитание школьников в России. Материалы к оценке ситуации // Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв ред и сост д. ю н., проф. М. Н

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Костромская область

Обучение по вопросам полового воспитания учащихся общеобразовательных учреждений города Костромы ведется по следующим учебно-методическим комплексам и пособиям:

• Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8 класс. – Изд. «Дрофа»;

• Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. – 9 класс, 10 класс, 11 класс. – Изд. «Дрофа»;

• Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. – Изд. «Вентана-граф»;

• Пономарева И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А. Биология. 9 класс. – Изд. «Вентана-граф»;

• Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.М. Биология. 10–11 класс. – Изд. «Просвещение»;

• Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. Биология – профильный уровень. 10, 11 класс. – Изд. «Дрофа»;

• Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Биология. 10 класс, 11 класс. – Изд. «Вентана-граф».18

В общеобразовательных учреждениях города Галича Костромской области половое воспитание строится на основе программно-методических материалов по биологии для 6-11 классов (Москва, «Дрофа», 2001). Используются также следующие учебные пособия: учебники по биологии для 8 класса (автор Колесов), методические пособия по биологии 8 класса, а также дополнительная литература:

• Ерхова Н.В. Знание сила СПИД победила;

• Чечельницкая С.М. Подростковая наркомания и СПИД – концептуальный подход;

• Чечельницкая С.М. Правильный выбор: Программа формирования у старших подростков социальных установок на здоровый образ жизни;

• Ляхович А.В. «Это надо знать о ВИЧ и других инфекциях, передаваемых половым путём»;

• брошюры «Секретные материалы для неё и для него», «Безмолвный крик», «Что такое аборт», «Бизнес требует жертв», «Что такое мини - аборт» и другие.19

В общеобразовательных учреждениях Кадыйского муниципального района Костромской области и районном методическом кабинете отдела образования используются централизованно и безвозмездно переданные по линии Департамента образования и науки следующие издания20:

• Ляхович А.В., Голиусов А.Т. Профилактика ВИЧ/СПИД и других инфекций, передающихся половым путём. – М., 2003;

• Правильный выбор: программа формирования у старших подростков социальных установок на здоровый образ жизни. – М., 2005;

• Ерхова Н.В., Климович В.Ю. Знания сила СПИД победила. Методическое пособие / Центр «Планетариум». – М., 2005;

• Ляхович А.В., Лозовская А.С. Это надо знать о ВИЧ/СПИД и других инфекциях, передаваемых половым путём. Для девочек 7-8 классов;

• Ляхович А.В., Лозовская А.С. Это надо знать о ВИЧ/СПИД и других инфекциях, передаваемых половым путём. Для мальчиков 7-8 классов.

В своей работе педагогические работники общеобразовательных учреждений Вохомского муниципального района Костромской области используют, в частности, следующие пособия:

• Скобкин В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток 90-х: движение в зону риска;

• Синягина Н.Ю. Современная молодая семья: взрослые и дети;

• Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования;

• DVD «Половое воспитание»;

• плакаты и брошюры областного Центра медицинской профилактики.21

Программы по воспитательной работе, в которые включены вопросы полового воспитания, в образовательных учреждениях разработаны «творческими группами педагогических работников» и утверждены администрацией общеобразовательных учреждений.22

В общеобразовательных учреждениях Макарьевского муниципального района Костромской области при реализации полового воспитания используются (в том числе как дополнительная литература) следующие издания:

• Пономаренко Л.П. Психология для старшеклассников: Учебник;

• Ходаков Н.М. Наедине с сексопатологом. – М.: Медицина, 1992;

• Азбука для несовершеннолетних. – М.: Молодая гвардия;

• Гребешева И.И. Ваш ребенок. – М.: Медицина, 1990;

• Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина, 1982;

• Скрепкин Ю.К., Марьяниз Е.Д. Гигиена юноши. – М.: Медицина, 1982.23

В общеобразовательных учреждениях города Шарьи Костромской области работа по направлению полового воспитания ведется с использованием следующих материалов:

• учебники под ред. Т.С. Суховой – на уроках природоведения (5 класс);

• учебник под ред. И.Н. Пономаревой – на уроках биологии (8 класс);

• учебник под ред. Воробьева – на уроках ОБЖ (10, 11 класс).24

Пермский край

В общеобразовательных учреждениях города Перми для информирования по вопросам полового воспитания в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» используются следующие учебники:

• 7-8-9 классы, автор Воробьёв Ю.Л. – М.: АСТ; Астрель, 2002-2005,

• 8-9 классы, автор Дерюгина О.В., 2001; Торопов И.К., М.: Просвещение, 2002,

• 10-11 классы, автор Смирнов А.Т. – М.: Просвещение, 2004-2006;

• Мишин Б.И. – М.: Дрофа, 2001;

• Воробьёв Ю. A. – М.: ACT; Астрель, 2006.25

При реализации полового воспитания обучающихся школ Ильинского района Пермского края используются следующие учебные пособия26:

• Зайцев Г.К. Твое здоровье. – СПб: Детство-Пресс, 2001;

• Дедловская В.И. Здоровый образ жизни: Таблицы. – М: Школьная пресса, 2003;

• Каптерев П.Ф. О семейном воспитании: Учебное пособие / Сост. И.Н. Андреева. – М: Academia, 2000. – 167 с.;

• Марков Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник. – М: Academia, 1999. – 231 с.;

• Марков В.В. Основы здорового образа жизни. – М: Academia, 2001. – 319 с.

• Формирование здорового образа жизни российских подростков: Для классных руководителей 5-9 классов / Под ред. Л.В. Боль, С.В. Барканова. – М: Владос, 2002. – 190 с. – (Здоровьесберегающая педагогика);

В общеобразовательных учреждениях указанного района реализуются следующие учебные программы:

• Коркина М.В. Материнская школа. «Исток» для девочек-подростков: Авторская программа // Практика административной работы в школе. – 2007. – № 6. – С. 25–34.

• Программа воспитания ЗОЖ школьника // Научно-методический журнал зам. директора по воспитательной работе. – № 1. – С. 75–80.27

Перечень используемых в общеобразовательных учреждениях Краснокамского муниципального района Пермского края учебных пособий по направлению полового воспитания учащихся, в том числе используемых как дополнительные (вспомогательные) пособия, пособия для учителей:

• Нагаев В.В. Медицинская и педагогическая сексология;

• Чумаков Б.Н. Валеология: Курс лекций. – М., 2002;

• Дейнега Г.Ф. Жизнь вдвоём;

• пятитомник академика В.П. Петленко, А.В. Нестеренко «Основы сексологии»;

• методические пособия и таблицы по программе «Изменение» для учителя из серии «О тебе»;

• Кожарская В.И., Ослон В.Н., Лядова Н.В. Восстановление личностного и социального статуса ученика;

• Безруких М.М., Сонькина В.Д. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений;

• Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам;

• Лядова Н.В. Формирование ЗОЖ и профилактика социально значимых заболеваний;

• Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании;

• Нравственно-половое воспитание / Пермский государственный педагогический институт. – Пермь, 1995;

• Научно-исследовательский институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков. История о великом женском секрете;

• Ваша дочь выросла. Время отвечать на вопросы;

• Женщине об аборте / Пермский государственный медицинский институт; Центр здоровья;

• Брошюра для девочек. Брошюра для мальчиков «О тебе». Брошюра для юношей «Как изменяются мальчики»;

• Материалы справочников классного руководителя;

• Маленкова Л.И. Классный руководитель-воспитатель: Практические материалы;

• Дереклеева Н.И. Материалы по проведению родительских собраний;

• Бадилова. Классные часы и беседы для девушек: Пособие (6-11 классы);

• Сексуально-гигиеническое просвещение детей и подростков: Учебное пособие / Пермский государственный педагогический институт, кафедра охраны здоровья детей; Областной центр медицинской профилактики. – Пермь, 1994;

• Афанасьева Т.М. Семья: Учебное пособие;

• Дедловская В.И. Здоровый образ жизни;

• Гребенщиков И.В. Основы семейной жизни;

• Хрипков А.Г. В семье сын и дочь;

• Варламова Е. Ты. Наедине с психологом. Пособие;

• Когда девочка взрослеет: Пособие (при поддержке организации «Гедеон Рихтер»);

• О великом женском секрете: Пособие (при поддержке организации «Гедеон Рихтер»).28

Реализуемые в общеобразовательных учреждениях Краснокамского муниципального района Пермского края программы, используемые учебно-методические комплекты по дисциплинам, предметам или вопросам полового воспитания в общеобразовательных учреждениях:

• Обучение подростка основам знаний о ВИЧ/СПИД/ЗППП и их профилактике;

• Зайцев Г.К. Педагогика здоровья;

• Татарникова Н.Н., Колесов Д.В. Изменение;

• Семьеведение: Программа нравственно-полового воспитания среди молодёжи и подростков;

• Программа «Здоровье» (1–11 класс);

• Программа «Нравственное воспитание»;

• фильм «Когда взрослеет девочка»;

• Афанасьева Т.М. Семья: Учебное пособие;

• Варламова Е. Ты. Наедине с психологом. Пособие;

• Пособие «Когда девочка взрослеет», «О великом женском секрете» (при поддержке «Гедеон Рихтер»);

• Нравственно-половое воспитание / Пермский государственный педагогический институт. – Пермь, 1995;

• Сексуально-гигиеническое просвещение детей и подростков: Учебное пособие / Пермский государственный педагогический институт, кафедра охраны здоровья детей; Областной центр медицинской профилактики. – Пермь, 1994

• методические пособия и таблицы по программе «Изменение» для учителя из серии «О тебе»;

• видеофильмы «Рождение человека»;

• брошюры Российской ассоциации «Планирование семьи»;

• Этика и психология семейной жизни: Учебник;

• Лядова Н.В., Аносова Ю.А., Мицкевич С.С. Формирование ЗОЖ и профилактика социально значимых заболеваний: Программа;

• Тематический план по урокам ОБЖ, раздел «Семья и брак» (11 класс).29

В общеобразовательных учреждениях Горнозаводского муниципального района Пермского края используются следующие учебно-методические пособия для информирования по вопросам полового воспитания:

• Формирование здорового образа жизни и профилактика социально значимых заболеваний. – Пермь: ПОИПКРО, 2002;

• Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни: Учебное пособие для учащихся старших классов;

• информационные буклеты о венерических заболеваниях, наркомании, алкоголизме, курении, гепатитах / Пермский краевой центр медицинской профилактики;

• Сексуально-гигиеническое просвещение детей и подростков / Пермский государственный педагогический институт, кафедра охраны здоровья детей. – Пермь, 1994.30

В общеобразовательных учреждениях Еловского муниципального района Пермского края реализуются профилактические программы по вопросам полового (сексуального) воспитания (просвещения):

• Семьеведение / Под ред. Н.Г. Налимовой, Е.Г. Бузмановой и др. – Пермь, 2003;

• Лялько Л.Ф. Я – семьянин. – Пермь, 2005.31

Учебно-методическим пособием для учителей всех школ города Кунгура Пермского края по вопросам полового просвещения учащихся является книга «Формирование здорового образа жизни и профилактика социально значимых заболеваний». Пособие разработано специалистами Пермского института повышения квалификации под редакцией Н.В. Лядовой – канд. мед. наук, доцента, заведующей кафедрой валеологии. В книге рассмотрены вопросы программного обеспечения валеолого-гигиенического обучения и воспитания школьников, формирования здорового образа жизни. Пособие адресовано педагогам, психологам, медицинским работникам, социальным педагогам для работы с учащимися 1–11 классов. Рецензенты: докт. мед. наук, проф. Н.И. Аверьянов, докт. пед. наук, проф. Р.А. Рогожникова и др. Как заявляется, данным пособием педагоги пользуются с 2002 года. В данном пособии представлены сценарии уроков, внеклассных мероприятий, включенных в учебно-тематический план, теоретический и практический материал, позволяющие учителю «при минимальной затрате времени овладеть современными научными знаниями, подходами к формированию здорового образа жизни, качественно подготовиться к уроку». Разделы программы являются своего рода проектом системы содействия детям и подросткам в решении задач взросления. Имеется раздел «Здоровье, материнство и отцовство».32

Республика Татарстан

Согласно Республиканской программе по снижению в Республике Татарстан распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2005-2007 годы было запланировано переиздание и распространение в учебных заведениях учебного пособия «ВИЧ/СПИД/ИППП: Подготовка учащихся к безопасным формам поведения» (разработчик – Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Министерства здравоохранения Республики Татарстан). В образовательных учреждениях Республики реализуются образовательные программы по вопросам профилактики ВИЧ/СПИДа, в частности:

• Программа «Здоровье» / Руководитель проекта В.Н. Касаткин;

• Профилактика ВИЧ-инфекции у подростков / Под общей редакцией В.Н. Касаткина.33

Создание и реализация программы «Образование и здоровье школьников Республики Татарстан» проходили в Республике Татарстан при непосредственном участии профессорско-преподавательского состава Института развития образования Республики Татарстан. Преподаватели ИРО РТ осуществляли научно-методическое сопровождение становления программы, значимым блоком которой выступала тема «Предупреждение употребления психоактивных веществ», которая со временем развилась в тему «Профилактика ВИЧ-инфекции у подростков». Формирование и реализация программы были инициированы министром образования Республики Татарстан того времени, д.п.н. Ф.Ф. Харисовым. Научное консультирование и общее редактирование учебно-методических пособий, педагогически и психологически обеспечивающих реализацию программы, осуществлял д.м.н., проф. В.Н. Касаткин. В ИРО РТ была разработана программа «Педагогика здоровья в системе повышения квалификации работников образования» в объеме более 300 часов, которая, при соответствующей доработке и развитии, может быть использована в переподготовке кадров. На базе этой программы разработана (на 144 и 72 часа) программа «Формирование здорового стиля жизни как профилактика наркотизации в среде подростков». Тематические модули программы соответствуют существующей Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде в части, как заявляется, «реализации её социального аспекта, ориентированного на формирование у учащихся позитивных моральных, нравственных ценностей, определяющих их выбор индивидуального здорового стиля жизни, психологически направленных: на формирование стрессоустойчивой личности, установок быть успешным, способным сделать позитивный выбор в трудной жизненной ситуации».34

В образовательных учреждениях Московского района города Казани реализуются образовательные программы по вопросам профилактики ВИЧ/СПИДа и используются следующие пособия (в рамках т.н. проекта «Глобус» ими были обеспечены все образовательные учреждения Московского района г.Казани):

• Здоровье: Программа (руководитель проекта В.Н. Касаткин);

• Профилактика ВИЧ-инфекции у подростков / Под общей редакцией В.Н. Касаткина;

• Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей. 1-11 классы;

• Профилактика ВИЧ-инфекции у подростков: Учебно-методическое пособие.35

В учреждениях образования Кировского района города Казани по вопросам полового (сексуального) воспитания реализуются следующие программы36:

• «Искусство быть здоровым»;

• «Мое здоровье»;

• «Программа по профилактике вредных привычек и утверждения здорового образа жизни и культуры здоровья»;

• ОБЖ – «валеология» – «экология человека»;

• Программа поддержки психического здоровья «Праздник жизни»;

• «Этика и психология семейной жизни»;

• «Я становлюсь старше»;

• «Брак и семья в жизни человека» и др.

Классными руководителями, педагогами-психологами 9–11 классов в течение учебного года проводятся занятия по пособию «ВИЧ/СПИД/ЗППП; подготовка учащихся к безопасным формам поведения». Как заявляется, цель данного пособия – «просвещение в области безопасного поведения, оказание помощи молодым людям в осознании последствия сексуальных экспериментов, в избежании ранней беременности, а также ВИЧ, ИППП и связанных с этим психических травм, осложняющих здоровые человеческие отношения в будущем». Указанным пособием укомплектованы все школы района.37

Калужская область

В Калужской области разработаны и реализуются учебные модули, используемые при проведении комплексных тематических курсов, отдельных семинаров:

• Скоблова Н.М. Пути формирования здорового образа жизни в образовательном учреждении. 12 ч. (автор – Н.М. Скоблова, главный врач ГУЗ «Областной центр здоровья»);

• Казакова Т.И. Практические рекомендации по профилактике употребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях (автор – Т.И. Казакова, заместитель главного врача ГУЗ «Областной центр здоровья»).38

В школах муниципального района «Ульяновский район» Калужской области используются следующие пособия и программы:

• Майоров Н.И., Чепурных Е.Е. Обучение жизненно важным навыкам: Программа;

• Мой выбор: Программа;

• Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу (серия ЮНЭЙДС «Примеры передового опыта»);

• брошюры издательства Федерального НИИ медицинских проблем Формирования здоровья МЗРФ.39

При реализации полового воспитания в системе образования муниципального района «Сухиничский район» Калужской области используются образовательные программы, включающие разделы «Мое здоровье», «Развитие навыков адекватного поведения в стрессовых ситуациях»:

• «Мой выбор» (8–10 класс);

• «Обучение жизненно важным навыкам» (5–7 класс);

• «Все цвета, кроме черного» (1-4 класс).

Также используются:

• Методическое пособие по первичной профилактике наркомании в молодежной среде: Электронное пособие / Министерство образования, культуры и спорта Калужской области;

• видеофильм «Профилактика распространения СПИДа»;

• видеофильм «Когда девочка становится взрослой».40

Согласно ответу Износковского районного отдела народного образования, в Износковском районе Калужской области специальных учебных пособий, пособий для учителей в образовательных учреждениях нет. Зато, как следует из ответа, используется популярная литература, периодические печатные издания.41

В муниципальных общеобразовательных учреждениях Кировского района Калужской области реализуются комплексные и специализированные программы общеобразовательных учреждений42:

• «Здоровье»;

• «Семья и школа»;

• «Воспитание»;

• «Программа профилактики дезадаптации и аддиктивного поведения подростков»;

• «Школа здорового образа жизни»;

• «Ученик и его здоровье»;

• «Культура здоровья»;

• «Валеология»;

• «Здоровое детство»;

«Уроки нравственного здоровья».

Перечень используемых в муниципальных общеобразовательных учреждениях Кировского района Калужской области учебников и учебных пособий, в том числе используемых как дополнительные (вспомогательные) пособия, пособия для учителей:

учебники:

• Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебник для 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2005;

• Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник 8-11 кл. / Под ред. Ю.Л. Воробьёва;

• Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник 10-11 кл. / Под ред. А.Т. Смирнова;

• Колезов В.И. Человек: Учебник;

учебные пособия:

• Имеева Е.Л. Профилактика ВИЧ/СПИД: Методическое пособие для специалистов, работающих с молодёжью. – Улан-Удэ, 2007;

• Основы семейной жизни. – М.: Просвещение, 1991;

• Биология: 9 кл. – М.: Дрофа, 2006; М.: Просвещение, 2006;

• Хрипкова А.Г. Мальчик – подросток – юноша;

• Девочки. Медицина;

• Мальчики. Медицина;

• Рубанович В.М. Сексуальное воспитание начинается с детства. – Улан-Удэ, 2002;

• Профилактика ВИЧ/СПИД и других инфекций, передающихся половым путём: Учебное пособие для врачей и педагогов. – М., 2003;

• Ковинько Л.В. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни: Учебное пособие для учащихся старших классов.

Как заявлено, используются также разнообразные научно-популярные издания.

Реализуемые программы, используемые учебно-методические комплекты полового (сексуального) воспитания (просвещения) в муниципальных общеобразовательных учреждениях Кировского района:

• Вайнер Э. Основы демографического воспитания школьников;

• Вайнер Э. Воспитание культуры здоровья в общеобразовательной школе.43

Перечень используемых по вопросам полового воспитания школьников в муниципальном образовательном учреждении «Информационно-методический центр» муниципального района «Юхновский район» Калужской области учебных пособий:

• учебники по биологии и ОБЖ, утвержденные Министерством образования РФ;

• Ляхович А.В., Голиусов А.Т., Полесский В.А. Профилактика ВИЧ/СПИД и других инфекций, передающихся половым путем: Учебное пособие для врачей и педагогов. – М., 2003;

• Правильный выбор: Программа формирования у старших подростков социальных установок на здоровый образ жизни / Составители С.М. Чечельницкая, А.А. Михеева, Д.А. Шалаева, Ю.В. Величкина. – М., 2005;

• Охрана репродуктивного здоровья подростков и молодежи. Брошюра;

• Магомедова Т.И., Канищева Л.Н. Формирование здорового образа жизни. Классные часы 5-11 классы.44



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Льных отношений и права гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности Сборник Москва 2009 ббк 71. 01, 74. 200. 53, 87. 7

    Документ
    Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв. ред. и сост. д.ю.н., проф. М.Н. Кузнецов, д.ю.н.
  2. Понкин И. В. Экстремизм: правовая суть явления

    Анализ
    Сборник сдержит материалы, подготовленные доктором юридических наук И.В. Понкиным, членом Общественного совета при Министерстве внутренних дел РФ, директором Института государственно-конфессиональных отношений и права, преподавателем
  3. Конституции Российской Федерации Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным закон (1)

    Закон
    «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
  4. Конституции Российской Федерации Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным закон (2)

    Закон
    «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
  5. Институт государственно-конфессиональных отношений и права

    Документ
    Гражданско-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. д.ю.н., проф. М.Н. Кузнецов, д.ю.н. И.В. Понкин.

Другие похожие документы..