Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежный опыт государственной службы» предназначен для слушателей, обучающихся по специальности «Госуда...полностью>>
'Документ'
V Международная конференция «МЕТАЛЛУРГИЯ-ИНТЕХЭКО-2012» состоится 27-28 марта 2012 г. в конференц-залах «Суздаль» и «Ростов», расположенных на 3-м эта...полностью>>
'Доклад'
В соответствии с приоритетными направлениями в сфере решения проблем инвалидов в РФ, которые были обозначены Президентом РФ и Председателем Правитель...полностью>>
'Документ'
номер, присвоенный налоговым (финансовым) органом иностранного государства (при наличии), код страны за месяц год (номер месяца) (две последние цифры...полностью>>

Бажилин Роман Николаевич, тгмпи им. Рахманинова, профессор кафедры народных инструментов Фирсова Галина Михайловна, Заместитель директора по увр знаменской школы искусств пояснительная записка

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Комитет образования администрации города Тамбова

«МЕЛОДИЯ»

программа дополнительного образования детей

для детей среднего и старшего школьного возраста

муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей

Центра развития творчества детей и юношества

города Тамбова

Тамбов 2006

Допущено

Комитетом образования администрации

города Тамбова

«Мелодия»

Программа составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста

Автор: Алексеева Ольга Ростиславовна,

педагог первой квалификационной категории

муниципального образовательного учреждения

дополнительного образования детей

Центра развития творчества детей и юношества

Рецензенты: Бажилин Роман Николаевич,

ТГМПИ им.Рахманинова, профессор кафедры народных инструментов

Фирсова Галина Михайловна,

Заместитель директора по УВР Знаменской школы искусств

Пояснительная записка

Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма взаимоотношения людей. Образцом для подражания становятся исполнители, часто звучащие в эфире. И за мишурой аранжировки слушатели не замечают пустоты текста, примитивных мелодий и гармонии, не способствующей развитию слуха и интеллекта. Слабые вокальные способности, плохая профессиональная подготовка исполнителя песни - вот массовая культура сегодня. Поэтому мы, педагоги дополнительного образования, педагоги – музыканты должны как можно ближе приобщить детей и подростков к основам мировой культуры, развивать музыкальный – эстетический вкус, воспитывать нравственные чувства, научить понимать истинные духовные ценности.

Пение является дополнительным компонентом в воспитании и образовании, наиболее близко и доступно детям. Оно способствует формированию эмоционально-чувственной сферы ребенка. Дети любят петь и охотно поют. Участвуя в песне, дети сами используют музыкальные произведения, при этом они активно развивают музыкальные способности: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, развитию голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Песенное искусство строится с учетом вокально – хоровых основ: вокальных (звукообразование, дикция, дыхание) и хоровых (строй, чистота интонации, ансамбль по темпу, динамики и тембру) навыков.

Программа обучения вокальному пению разработана с учетом следующих положений:

  • весь материал программы, ее репертуар, организация занятий отвечают современным требованием педагогической науки и практики,

  • постепенно и последовательно происходит процесс формирования творческих интересов и вокальных способностей ребенка.

Основным учебным материалом являются песни современных композиторов, русские народные песни, специальные вокальные упражнения, которые способствуют развитию координации слуха на ладовой основе, формированию вокально-технических навыков, гибкости и подвижности голоса. Вокальные упражнения способствуют разучиванию отобранной песни. Важная задача при обучении песне – это раскрытие жизненного содержания песни каждому ребенку, обучение умению радоваться, получать удовольствие от своего пения.

Одной из составных частей музыкальных занятий являются музыкальные игры, которые способствуют развитию творческой активности, сближению детей друг с другом, развитию музыкального слуха, памяти, чувства ритма.

Цель программы: - создание условий для формирования музыкального и эстетического вкуса на основе целостного представления о музыкальном искусстве; развитие музыкальных способностей детей; понимание истинных духовных ценностей; профессиональное самоопределение.

Задачи:

        • создание условий для раскрытия таланта каждого ребенка и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;

        • расширение поэтического и музыкального кругозора, воспитание чувства сопричастности к прекрасному;

        • приобщение детей к широкому пласту духовно-нравственных и культурных традиций народов России;

        • формирование понятий о профессиональном певческом голосе, индивидуальных особенностях голосового аппарата;

        • развитие голоса, формирование естественного звучания, укрепление и расширение его диапазона;

        • развитие творческих способностей и вокальных данных, необходимых для выступления на профессиональной сцене; обучение детей исполнению песни с музыкальным сопровождением и без него; получение дополнительного музыкального образования, профессиональной подготовки.

Программа состоит из следующих разделов: введение; певческий голос, вокальные (певческие) навыки; освоение пения в унисон; двухголосное пение; элементы теории музыки; элементы музыкальной литературы; основные жанры фольклора; освоение пения в народном стиле; знакомство с элементами хореографии.

Программа направлена на формирование правильного понятия содержания вокальных музыкальных образов, овладение необходимыми навыками, проявлять свои чувства в непринужденном естественном пении. Методика обучения вокальному пению еще не достаточно разработана: нет типовых учебных программ, конкретных требований. Данная программа является примерной, ее, возможно, видоизменять, совершенствовать, исходя из опыта конкретных условий работы.

Специфика занятий, подбор репертуара, участие в концертной деятельности учитывают желание ребенка, его интерес, возможности, способности, психофизиологические особенности.

Возраст детей, участвующих в реализации программы, соответствует возрастным группам11-13 лет; 14-18 лет;

Основной формой организации обучения пению являются групповые занятия, которые базируются на программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей. Имеют место занятия с небольшой группой или индивидуальные занятия с солистами.

Программа рассчитана на 4 года обучения:

1 год – 144ч., занятия по 2ч., 2 раза в неделю;

2 год –216 ч., занятия по 3 ч., 2 раза в неделю;

3 год – 216 ч., занятия по 3ч., 2 раза в неделю;

4 год – 288 ч., занятия по 4 ч., 2 раза в неделю;

В группу первого года обучения принимаются дети по желанию на основе проверки музыкального слуха, голоса, чувства ритма. Возможен прием в течение года.

В группу второго, третьего, четвертого года обучения могут поступать вновь прибывающие дети, после специального тестирования и опроса, при наличии определенного уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.

Способами проверки ожидаемых результатов, а также формами подведения итогов реализации данной программы является:

  • участие в массовых, праздничных мероприятиях;

  • тематические концерты, мини-концерты с выездом в другие детские учреждения и организации;

  • класс – концерты;

  • контрольные занятия и слуховые контрольные по темам обозначенным в программе;

  • музыкально- литературные композиции;

  • участие в районных, городских, областных конкурсах, фестивалях эстрадной и народной песни;

  • отчетный концерт в конце года для родителей, детей и педагогов.

С каждым годом материал программы усложняется, углубляется, но обязательно педагог следит за его доступностью. Процесс обучения проходит в увлекательной, интересной форме, где плавно интегрируются теория и практика.

Учебно-тематический план

1-й год обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

всего

теория

практика

Введение

2

1

1

1

Певческий голос

- певческие голоса их разновидности;

- «программность» «изобразительность» музыки;

-длительность, высота, динамика, пауза, кульминация, интонация, акцент;

35

10

10

15

9

3

3

3

26

8

8

10

2

Вокальные (певческие) навыки

- формирование навыков певческой установки;

- певческое дыхание;

- индивидуальное певческое развитие воспитанников;

- развитие навыков ансамблевого исполнения;

- упражнения на дыхание;

- понятие атаки звука;

- изучение механизма первичного звукообразования.

40

10

10

6

6

2

2

4

10

1

1

3

2

1

1

1

30

9

9

3

4

1

1

3

3

Освоение пения в унисон

-пение мягким, округлым, нефорсированным звуком;

- регистры;

- упражнения на артикуляцию;

-унисонное пение;

- элементы двух голосия;

-гармонические интервалы;

-аккорды;

-разучивание песен индивидуально и в составе вокальной группы.

29

4

4

4

4

2

4

4

3

9

1

1

1

1

1

1

1

2

20

3

3

3

3

1

3

3

1

4

Освоение пения в народном стиле

- народная песня;

- виды народной песни.

18

9

9

9

5

4

9

4

5

5

Элементы хореографии

-ритм танца;

-основные позиции;

18

9

9

4

2

2

4

2

2

6

Итоговое занятие

2

1

1

Итого часов:

144

43

101

Содержание программы

Введение

Круглый стол «Давайте познакомимся».

Экскурс в историю вокального исполнительства. Формы предстоящей работы: учеба, практика, концертная деятельность.

Многообразие звуков.

Понятийный материал: звук музыкальный (колебание звучащего тела, имеющего основные свойства: высоту, динамику, длительность, тембр).

Знакомство с режимом работы детского объединения. Правила личной гигиены вокалиста.

Практика:

Начальная диагностика – прослушивание (музыкальный слух, память, ритм), пение с сопровождением, без сопровождения. Пение под аккомпанемент знакомых песен.

1. Певческий голос

Певческие голоса их разновидности и характеристики; строение голосового аппарата, дыхательный аппарат.

Знакомство с понятиями «программность» и «изобразительность» музыки. Интонация и выразительность исполнения: определение пауз, фраз, выделение важных слов во фразе и наиболее важных звуков в мелодии.

Понятийный материал: длительность, высота, динамика, пауза, кульминация, интонация, акцент.

Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.

Беседа «Искусство общения» (что такое этикет; правила поведения в общественных местах; «Давайте говорить друг другу комплименты»).

Практика:

Определение певческих голосов. Распределение по голосам. Дыхательная гимнастика. Разучивание упражнений на дыхании. Артикуляция. Роль гласных и согласных звуков в пении. Пение нефорсированным звуком.

  1. Вокальные (певческие) навыки

Формирование навыков певческой установки, развитие слуха, музыкальной памяти, певческой эмоциональности, выразительности, вокальной артикуляции, певческого дыхания.

Певческое дыхание – его роль в звукообразовании; приемы голосоведения, их краткая характеристика.

Индивидуальное певческое развитие воспитанников. Развитие навыков ансамблевого исполнения.

Ознакомление с основами вокального искусства. Первичная установка. Дыхание. Упражнения на дыхание. Понятие атаки звука. Изучение механизма первичного звукообразования.

Понятийный материал: мелодия, звукообразование, дикция, дыхание, артикуляция, темп, ритм, атака.

Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.

Беседа «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».

Практика:

Формирование навыков певческой эмоциональности, выразительности. Определение диапазона голоса и работа над его расширением. Разучивание мелодий (сложные места по интервалам). Работа над культурой речи. Фразировка Динамические оттенки. Особенности драматургического развития, художественный образ.

Скороговорки.

3. Освоение пения в унисон

Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции. Пение мягким, округлым, нефорсированным звуком. Выравнивание регистров.

Понятийный материал: интонация, мелодия, чистота, интонирование, тональность, лад, унисон.

Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.

Практика:

Упражнения на артикуляцию. Унисонное пение. Элементы двух- и трехголосия, пение гармонических интервалов. Пение аккордов. Разучивание песен индивидуально и в составе вокальной группы.

«Помоги себе сам»- комплекс упражнений, способствующих снятию нагрузки.

4. Освоение пения в народном стиле

Народная песня. Раскрытие ее значения как выразительницы исторического прошлого народа, его труда, быта и т.д.

Общая характеристика, виды народной песни – хороводная, плясовая, частушечная, былинная, сказания, обрядовая и т.д.

Общая характеристика понятий «загадки» и «сказки», обзорное знакомство с народными инструментами.

Практика:

Показ исполнения песни. Разбор ее содержания. Разучивание материала с сопровождением и без сопровождения. Слушание народных песен в записи П.Лещенко, Ф.Шаляпина, М.Мордасовой и др.

Слушание в записи народного говора.

Разучивание скороговорок и специальных упражнений для артикуляции и дикции.

Музыкальная игра «Музыкальный калейдоскоп»

Цикл бесед «История происхождения музыкальных инструментов».

5. Элементы хореографии

Особенности ритмов исполняемой музыки.

Костюм и танцевальная культура народа. Влияние костюма на стилистические особенности хореографии. Связь костюма с обрядовой культурой.

Теоретические навыки постановки танца. Основные позиции эстрадных движений. Постановка руки с микрофоном.

Практика:

Проведение воспитанниками танцевального тренинга. Постижение основ сценического движения. Самостоятельная работа над подтанцовкой к своему исполнению.

Итоговое занятие

Проведение отчетного концерта. Составление программы. Выбор ведущих и отбор солистов. Оформление зала, приглашение гостей. Репетиции.

Прогнозируемый результат после 1-го года обучения

Должны знать:

  • роль песенного искусства в общественной жизни;

  • физиологические особенности голосового аппарата;

  • особенности профессионального певческого голоса;

  • приемы голосоведения;

  • принципы подбора репертуара;

  • понятие правильной певческой установки;

  • классификацию музыки.

Должен уметь:

  • исполнять упражнения на развитие диапазона голоса и на формирование правильного певческого дыхания;

  • усвоить правильную певческую установку и сохранять ее во время пения;

  • петь выразительно, естественным образом, без напряжения;

  • точно брать обще-хоровое дыхание и по фразам;

  • произносить отчетливо и правильно слова и согласные звуки в конце слов;

  • одновременно начинать и заканчивать пение по знаку педагога;

  • точно петь в унисон;

  • подбирать и выполнять тренажные упражнения по хореографии;

  • выразительно и артистично передавать характер музыки и танца.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Терехин Вадим Федорович, поэт, член Союза писателей России «Среди гласных и согласных»: книга

    Книга
    Лауреат Всероссийских премий: им. А.Фета, им. А.Прокофьева, им. Э.Сафонова. Секретарь правления Союза писателей России. Награжден орденом «Дружбы», медалями
  2. «Среди долины ровныя» и Концерта для клавира с оркестром Ре мажор И. К. Баха

    Документ
    Элементарная музыка – основа музыкально-педагогической концепции Карла Орфа «Шульверг». Карл Орф – основы и принципы метода музыкального и двигательного воспитания

Другие похожие документы..