Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Исследовательская работа'
5 марта 1953 году умер И.В.Сталин. С тех пор не прекращается дискуссии политиков, журналистов и историков о причинах его смерти и о роли Л.П.Берия, Г...полностью>>
'Лекции'
Ок­лад­ни­ко­ва Е.А. Се­ман­ти­ка ку­ло­нов из пер­ла­мут­ра и ук­ра­ше­ний ин­дей­цев Ка­ли­фор­нии От­кры­тие Аме­ри­ки про­дол­жа­ет­ся. СП­б., ...полностью>>
'Документ'
Конец XVI – начало XVII вв. историки назвали Смутным временем1. Основной причиной «Смуты» послужило отсутствие наследника в правящей династии. Судьба...полностью>>
'Документ'
Как же трудно дать малышу лекарство! К каким ухищрениям только не приходится прибегать, лишь бы ребенок выпил таблетку или ложку горькой микстуры! Что...полностью>>

Концепция создания уральского федерального университета согласовано (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

КОНЦЕПЦИЯ

СОЗДАНИЯ

УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Согласовано:

Ректор Уральского государственного технического университета – УПИ

им. первого Президента России Б.Н.Ельцина

____________________________ Матерн Анатолий Иванович

И.о. ректора Уральского государственного университета им. А.М.Горького

_____________________________ Рогожин Сергей Алексеевич

Председатель Уральского отделения Российской академии наук,

______________________________ академик Чарушин Валерий Николаевич

1. Социально-экономические основания и предпосылки разработки и реализации программы создания Уральского федерального университета

В современных условиях уровень развития экономики, ее конкурентные преимущества определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Приоритетным источником экономического роста становятся инвестиции в человека, в его уровень образования, квалификацию, здоровье и социальную ответственность. Создание крупнейших университетов национального масштаба при поддержке федеральных, региональных органов государственного управления и участии ведущих бизнес-структур является ответом на вызовы современной мировой экономики, в которой определяющую роль играют инновации, знания и человеческий капитал.

При разработке предложений по концепции Уральского федерального университета (УрФУ) учитывались глобальные тренды, а также сложившаяся ситуация в российской экономике и Уральском регионе.

Доминирующие глобальные экономические тренды:

  1. Крупнейшие международные организации (ООН, МВФ, ВТО) прогнозируют замедление темпов роста глобальной экономики на фоне мирового финансового кризиса и высоких цен на сырьевые ресурсы.

  2. На международной арене появились новые экономические лидеры – страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Усиливается роль новых экономических объединений – в частности, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). По прогнозам, к 2020 году сформируются новые финансовые центры в Шанхае, Гонконге.

  3. Ключевыми драйверами экономического роста наиболее конкурентоспособных стран являются инновации. Реиндустриализация и сопутствующий рост эффективности использования ресурсов рассматриваются как необходимый этап для перехода к экономике, основанной на знаниях.

  4. Приоритетом в социально-экономической политике ведущих мировых держав является обеспечение высокого качества жизни населения. Особое место в этом процессе занимают вузы – в современной экономике они стали центрами компетенций, ключевым звеном в цепочке создания знаний и инноваций, ядром сферы образования и культуры.

Ситуация в экономике России:

  1. В последнем рейтинге глобальной конкурентоспособности, опубликованном Всемирным экономическим форумом, Россия занимает 58 место, что незначительно лучше результатов прошлых лет. Низкий рейтинг России связан с проблемами в базовых сферах (качество институтов, инфраструктура, здоровье и образование) и низкой конкурентоспособностью бизнеса по инновационным факторам.

  2. Очевидна необходимость модернизации основных фондов российских предприятий и преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт). По данным Счетной палаты, степень износа основных фондов в России составляет более 52%, предел возможностей энергетической инфраструктуры будет достигнут уже в 2010 году.

  3. Тенденция последних лет – реализация масштабных проектов, направленных на комплексное развитие территорий и сфер деятельности, реализуемых при участии государства и бизнеса в формате частно-государственного партнерства.

Особенности экономики Уральского региона:

Экономическая ситуация региона связана как с его унаследованным профилем, так и с формирующимися тенденциями:

1.Экономика Уральского региона традиционно носит индустриальный характер. Его основные отрасли специализации: нефтегазодобыча, черная и цветная металлургия. Исторически сильные позиции в Уральском макрорегионе имело машиностроение - транспортное, энергетическое, нефтегазовое, производство горнодобывающей техники, металлургического оборудования и сектор ВПК, а также электротехническое производство и сложная химия.

2. Происходит процесс интеграции наиболее крупных и конкурентоспособных промышленных активов Урала в глобальные рынки, международные цепочки создания стоимости и новый, преимущественно международный, корпоративный контекст.

3. В регионе, как и в целом по России, ведется ускоренная комплексная технологическая модернизация наиболее значимых и включенных в глобальные рынки базовых отраслей. Это касается, в частности, нефтегазового комплекса, горнорудной промышленности, черной и цветной металлургии, специализированного машиностроения и химии. Модернизация ключевых инфраструктурных секторов хозяйства осуществляется в рамках инвестиционных программ в атомной (ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России») и традиционной энергетике (инвестпрограммы ОГК, ТГК и ФСК), а также в рамках беспрецедентных по масштабам инвестиционной программы ОАО РЖД и ФЦП «Развитие транспортной инфраструктуры РФ».

4. Наблюдается переход крупнейших городских центров к постиндустриальному укладу хозяйства. Опережающими темпами разворачивается сектор услуг. Появились новые «локомотивы» роста: сложные деловые услуги (такие как финансовые и банковские услуги, страхование, PR, юридические услуги), технологические сервисы, выделяемые как обособленный вид деятельности из промышленного сектора. Свердловская область и г.Екатеринбург в Уральском регионе находится в эпицентре развития этих секторов экономики.

Как следствие, эксперты указывают на необходимость реиндустриализации (создания принципиально новой экономической системы, основанной на передовых промышленных и социальных технологиях, современных принципах организации производства, разворачивании постиндустриальных отраслей экономики) как ответа на существующие вызовы и инфраструктурные ограничения глобальной и российской экономики.

В сложившейся ситуации высшие учебные заведения в мире все чаще рассматриваются в качестве ключевых партнеров федеральных и региональных властей при реализации политики социально-экономического развития территорий. В современных условиях ведущие вузы становятся катализаторами экономического роста, основанного на инновациях, центрами общественной и культурной жизни региона, связующим звеном между обществом, государством и бизнесом.

Среди университетов, заслуживших мировую известность, можно выделить Массачусетский технологический институт (США), Калифорнийский технологический институт (США), Стэнфордский университет (США), Калифорнийский университет в Беркли (США), Университет Синьхуа (Китай), Индийские технологические институты.

Их отличительными чертами являются:

  1. Глобальный масштаб деятельности и влияния за счет реализации международных образовательных программ, проведения лидирующих научных исследований, широкого привлечения зарубежных студентов, преподавателей-исследователей, реализации совместных долгосрочных образовательных и научных проектов с университетами развивающихся стран.

  2. Интеграция исследовательской и образовательной деятельности, что позволяет наполнить образовательные программы актуальным содержанием, обеспечивает их практичность и конкурентные преимущества по сравнению с традиционными университетами.

  3. Динамичное развитие исследований и технологических разработок в областях «научного прорыва», формирование кадрового потенциала для инновационных областей, партнерство с ведущими региональными и транснациональными компаниями.

  4. Подготовка специалистов для управления и гуманитарной сферы, которые рассматриваются в качестве одной из основ развития постиндустриальной экономики. За счет совместного гуманитарного и инженерно-технологического обучения формируются универсальные взаимодополняющие компетенции.

  5. Междисциплинарный характер учебных программ, выражающийся в создании проблемных центров и лабораторий, работа которых выходит за границы традиционной факультетской структуры вузов.

  6. Диверсифицированная государственная поддержка в форматах предоставления государственных заказов и грантов, выделения средств на реализацию программ развития, прямого бюджетного финансирования.

Примечательно, что некоторые из всемирно известных университетов были созданы путем объединения нескольких вузов (например, Калифорнийский университет в Беркли создан путем слияния Калифорнийского колледжа, Сельскохозяйственного и горного ремесленного колледжа).

Анализ мировых тенденций показывает, что современный университет перестал быть местом передачи знаний от преподавателя к студенту. Сегодня университет является местом формирования интеллектуального капитала во всех его формах – знаний, инноваций, компетенций.

2. Миссия, стратегическая цель и основные задачи

Уральский федеральный университет создается в контексте реализации концепции долгосрочного развития Российской Федерации как один из глобальных лидеров образования и научно-инновационных разработок.

Миссией Уральского федерального университета является обеспечение реиндустриализации – формирования человеческого и научно-технического потенциала сбалансированного обновления традиционных и развития постиндустриальных отраслей экономики.

В результате создания УрФУ должна быть достигнута стратегическая цель: формирование в Уральском регионе научно-образовательного и инновационного кластера, ядром которого станет новый университет. Это обеспечит лидерство УрФУ в области естественных, гуманитарных и технических наук, его вхождение в число ведущих мировых образовательных и интеллектуальных центров.

Для достижения стратегической цели первоочередным является решение следующих задач:

  1. Формирование новой генерации специалистов, способных с использованием современных гуманитарных и социальных технологий создавать и развивать новые направления постиндустриальной экономики, формировать привлекательную социальную среду и новое качество жизни.

  2. Организация современной инженерной подготовки, сочетающей в себе техническое, естественно-научное, социально-экономическое и управленческое образование. При этом необходимо сохранить традиции российского инженерного образования – фундаментальную подготовку, позволяющую выпускникам решать комплексные проблемы, выходящие за рамки узкой специализации.

  3. Достижение мирового уровня качества научных исследований и технологических разработок, обеспечивающих модернизацию и реструктуризацию действующих производств, внедрение современных высокоэффективных технологий.

  4. Разворачивание активной научно-исследовательской деятельности и практических разработок в постиндустриальном секторе экономики, в сфере инноваций и интеллектуальных услуг, реализация социальных и экспертно-аналитических проектов.

  5. Интернационализация образовательного процесса, включая привлечение иностранных студентов, преподавателей и исследователей. При этом стратегически важными регионами для Университета будут Индия, Китай, страны Средней и Юго-Восточной Азии. Обеспечение международного лидерства в исследованиях и разработках по ряду прорывных научных направлений. УрФУ должен стать одним из ведущих интеллектуальных центров ШОС, центром трансферта технологий, геополитическим фактором влияния России в странах Средней и Юго-Восточной Азии.

  6. Превращение УрФУ в ядро инновационной системы Уральского региона за счет создания инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (технопарк, венчурный фонд, структуры обучения, консалтинга, экспертизы, сертификации) и создания малых наукоемких бизнесов.

  7. Построение впервые в Российской Федерации системы подготовки элитных инженерных кадров высшей квалификации.

3. Организационная схема формирования УрФУ

УрФУ создается путем объединения двух вузов: Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный технический университет-УПИ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» и Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М. Горького». Создание УрФУ предусматривает интеграцию деятельности нового университета и Уральского отделения Российской академии наук (УрО РАН) в разных формах, в том числе за счет создания базовых кафедр и лабораторий, центров коллективного пользования, малых инновационных предприятий, реализации совместных проектов и программ. Описание существующего научно-образовательного потенциала УГТУ-УПИ, УрГУ и УрО РАН приведено в Приложении.

Отношения между УрФУ и другими образовательными организациями (в первую очередь, вузами) Уральского региона, Российской Федерации, иностранных государств будут строиться на базе стратегических партнерских соглашений.

Совместная деятельность с предприятиями различных отраслей экономики и организациями социальной сферы будет опираться на систему долгосрочных договоров о взаимовыгодном сотрудничестве, территориально-распределенные образовательные структуры, образовательные программы на предприятиях с использованием дистанционных технологий, создание совместных центров подготовки специалистов, совместных предприятий в инновационном секторе экономики, реализацию масштабных совместных проектов и программ.

В структуру деятельности УрФУ также будут интегрированы:

  • венчурный фонд при участии Правительства Свердловской области и бизнес-структур (как основа динамичного развития научно-образовательного и инновационного кластера на базе УрФУ);

  • ведущие учреждения среднего профессионального образования гуманитарного и технологического профиля (для решения задач обеспечения высококвалифицированными кадрами экономики Уральского региона);

  • лицеи (специализированные учебно-научные центры), обеспечивающие целевую работу с талантливой молодежью Уральского региона;

  • отраслевые научные институты (для построения эффективной системы внедрения прикладных научных разработок).

В структуре УрФУ будет создан технопарк, который сделает Университет ключевым элементом инновационной инфраструктуры Уральского региона.

4. Основные направления реализации Концепции

Для достижения поставленных целей и задач будет реализован комплекс мероприятий по четырем основным направлениям:

  1. Создание конкурентоспособных на мировом уровне образовательных программ.

  2. Создание инфраструктуры генерации и распространения знаний, конкурентоспособных технологий и инноваций.

  3. Создание развернутой системы партнерских отношений с образовательными организациями, научными центрами, коммерческими и некоммерческими организациями, органами власти

  4. Формирование современной системы управления и инфраструктуры Университета.

1. Создание конкурентоспособных на мировом уровне образовательных программ

1.1. УрФУ реализует полный спектр профессиональных образовательных программ: от прикладного бакалавриата до докторантуры.

1.2. Основой образовательной деятельностью УрФУ станет «пакет» конкурентоспособных на мировом уровне модульных программ магистратуры и аспирантуры (в том числе в международном формате), реализуемый на вновь вводимой учебной, исследовательской, инновационной, социальной инфраструктуре.

В УрФУ будут разработаны и получат развитие магистратуры двух типов:

  • академические: научно-исследовательские, научно-педагогические (совместно с УрО РАН и другими региональными, российскими и международными научными организациями), опирающиеся на потенциал научных школ и традиции фундаментального университетского образования;

  • проектно-технологические: проектные, опытно- и проектно-конструкторские, управленческие, экономические, технологические (с использованием потенциала инновационной инфраструктуры УрФУ в сотрудничестве с предприятиями и организациями, а также на базе создаваемых в структуре УрФУ отраслевых институтов).

Сбалансированное развитие двух типов магистерской подготовки – академической и проектно-технологической – по широкому спектру отраслевых направлений, промышленных и социальных технологий будет отличительной особенностью УрФУ. Синергетический эффект будет проявляться на стыке отраслей и направлений обучения. «Политехнологичность», полноценная гуманитарная и фундаментальная составляющая обеспечат высокую конкурентоспособность программам УрФУ не только на национальном, но и на международном уровне. Проектно-технологическая магистратура обеспечит подготовку инженерных кадров, прежде всего для Российской Федерации, а также стран ШОС. При этом образовательные программы УрФУ пройдут валидацию в промышленно развитых странах с традиционно «сильным» инженерным образованием.

Ориентировочно соотношение численности студентов на программах магистратуры академического и проектно-технологического типов составит 30/70.

1.3. Особенностью вновь создаваемого федерального университета будет сильная гуманитарная составляющая образования. В настоящее время, в условиях постиндустриальной трансформации глобальной экономики, гуманитарное образование и гуманитарные технологии не только повышают эффективность деятельности ученых, специалистов, руководителей, но и реально становятся для регионов источниками создания прибавочной стоимости, инструментами, обеспечивающими успешные масштабные социальные реформы и формирование гражданской идентичности различных социальных и этноконфессиональных групп.

1.4. Для решения задачи повышения качества профессионального образования в УрФУ будут созданы принципиально новые программы бакалавриата в идеологии компетеностного подхода, ориентированные на потребности работодателей. Изменение содержания программ и технологий обучения обеспечат требуемый уровень компетенций для успешной профессиональной деятельности. Образовательные программы будут основаны на модульном принципе и системе зачетных единиц, что даст студентам широкие возможности выбора индивидуальных образовательных траекторий.

1.5. Интеграция в структуру УрФУ ряда учреждений среднего профессионального образования гуманитарного и технологического профиля расширит возможности студентов по ранней специализации и освоению практических навыков через обучение на программах «прикладного» бакалавриата. Программы «прикладного» бакалавриата будут разработаны с учетом актуальных требований современного производства. Полученные на этих программах кредиты (зачетные единицы) будут зачитываться в дальнейшем при прохождении программ полного бакалавриата. Это исключит образовательные тупики, расширит спектр выбора образовательных модулей, позволит более успешно решать вопрос обеспечения квалифицированными кадрами экономики Уральского региона.

1.6. На базе УрФУ будет разработана и внедрена модель сетевого взаимодействия вузов, научных и инновационных организаций, обеспечивающая обучающимся возможность освоения индивидуальных образовательных программ с использованием ресурсов и зачетом результатов, полученных в различных образовательных и научных организациях. Нормальной практикой станет совмещение магистрами и аспирантами образовательной, научной, инновационной и производственной деятельности. Около трети кредитов (зачетных единиц) студенты магистратуры и аспирантуры будут получать за успешную научную, инновационную и производственную деятельность, непосредственно связанную с профилем обучения.

1.7. Одним из базовых оснований деятельности УрФУ станет принцип широкой академической мобильности (студенческой, научной, преподавательской) на региональном, национальном и международном уровнях. Среди студентов, зачисленных на программы магистратуры и аспирантуры в 2016 году, будет не менее 30% выпускников иных вузов. Фактически УрФУ будет аккумулировать лучшие молодые интеллектуальные ресурсы региона, страны, сопредельных государств. К 2016 году не менее 15% программ магистратуры и аспирантуры будут реализовываться на иностранных языках. Получит распространение привлечение к обучению и научно-инновационной деятельности ведущих российских и иностранных профессоров, исследователей, экспертов. Студентам будет выдаваться международное (общеевропейское) приложение к диплому о высшем образовании. Не менее 20% студентов магистратуры и аспирантуры к 2020 году будут составлять граждане иностранных государств. Это позволит выстроить систему партнерских отношений с целевой группой государств с точки зрения экономических, культурных и научных связей, формирования позитивного имиджа Российской Федерации на международной арене и достижения национальных геополитических интересов.

1.8. С целью достижения конкурентоспособности на международном и национальном уровне интеллектуальные, организационные, финансовые и материальные ресурсы УрФУ будут сконцентрированы на прорывных направлениях исследовательской и образовательной деятельности. Фактически в рамках университета будет реализована идеология поддержки «точек роста».

В качестве приоритетных направлений развития научно-образовательной и инновационной деятельности УрФУ выбраны:

  • био- и химические технологии;

  • естественные науки;

  • информационные технологии;

  • математика;

  • металлургия и металлообработка;

  • новые материалы и материаловедение;

  • социально-политические и гуманитарные исследования и технологии;

  • экономика и управление;

  • строительство;

  • энергетика.

По мере становления университета перечень приоритетных направлений научно-образовательной деятельности будет расширяться.

1.9. С целью повышения эффективности обучения в УрФУ будет реализована новая «технологическая парадигма» обучения. Идеология передачи в ходе обучения «готовых знаний» будет заменена идеологией формирования необходимых компетенций, перечень которых определяется в процессе взаимодействия преподавателей университета и потенциальных работодателей. На всех уровнях обучения в УрФУ произойдет массовое внедрение современных образовательных технологий на базе активных методов обучения (кейсов, тренажеров, компьютерных симуляций, моделирования, проектных методов обучения). В УрФУ будет создан Центр превосходства в области современных образовательных технологий, который обеспечит создание конкурентоспособных образовательных продуктов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Концепция создания уральского федерального университета согласовано (1)

    Документ
    В современных условиях уровень развития экономики, ее конкурентные преимущества определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Приоритетным источником экономического роста становятся инвестиции в человека, в его
  2. Программа создания и развития Физико-технологического института Уральского федерального университета имени первого

    Программа
    Будет разработано не менее 15 учебно-методических коплексов по дисциплинам. Обеспечивает качество осуществляемых программ подготовки, конкурентноспособность и тем самым достижение целевых индикаторов: табл.
  3. Философия бренда Уральского федерального университета

    Документ
    В основе общения любого человека с другими людьми лежит его жизненная позиция. Жизненная позиция современного бренда сформулирована в его философии. В данном контексте слово философия используется в классическом значении, а именно
  4. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (3)

    Документ
    Человек. Религия. Право. Религиозный экстремизм: истоки, сущность и проблемы противодействия: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции.
  5. Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе осуществляет контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации и действующего федерального закон

    Закон
    Возрастные границы молодежи, принятые в ЦФО, от 14 до 30 лет включительно. На начало 2009 года численность молодежи в Центральном федеральном округе составила около 8,5 млн.

Другие похожие документы..