Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Исследование'
В настоящее время для изучения структурной организации сложных молекулярных систем, в том числе и адсорбционных слоев поверхностно-активных веществ (...полностью>>
'Документ'
Гр. РФ , именуем__ в дальнейшем "Соавтор - 1", с одной стороны, и гр. РФ , именуем__ в дальнейшем "Соавтор - 2", с другой стороны...полностью>>
'Задача'
Можно с уверенностью сказать, что учитель математики в своей работе постоянно сталкивается с различными трудностями и проблемами: как научить ученико...полностью>>
'Диплом'
5 сентября 2011 года во Владимирской области стартовал Первый региональный конкурс «Диплом Доверия потребителей». Проект инициирован Владимирским рег...полностью>>

Управление затратами. Концепция «бережливого производства» Введение

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Современная модель технически сложного продукта


Поясним основные элементы предложенной модели сложного продукта.

Продукт по замыслу соответствует основной выгоде, воплощенной в свойствах продукта в реальном исполнении и извлекаемой потребителями при его использовании.

Продукт в реальном исполнении имеет пять характеристик:

набор потребительских свойств;
уровень качества;
внешнее оформление;
марочное название;
упаковка.

Кроме перечисленных характеристик, на втором уровне предлагается выделить свойство безопасности продукта для пользователей.

Продукт с подкреплением означает :

- удовлетворение индивидуальных запросов покупателя (заказчика);
- кредитование;
- организацию обратной связи с конечными потребителями и своевременное устранение (предупреждение) их претензий;
- доставку, монтаж и установку (наладку) технически сложных продуктов;
- сервисное послепродажное обслуживание;
- гарантию возврата денег в случае отказа техники и т.д.

Изменения в покупательском поведении и оценке потребителями высокотехнологичных продуктов обусловлены влиянием следующих факторов:

 объективное удорожание создания новых продуктов усиливает стремление покупателей удовлетворить свои потребности не путем покупки новых образцов продукта, а путем модернизации, направленной на повышение потребительских свойств существующих образцов;

 проблемы охраны окружающей природной среды и ресурсосбережения заставляют уделять повышенное внимание покупателей к вопросам утилизации выработавших ресурс или морально устаревших образцов продукта, а также отходов их производства и эксплуатации.

Исходя из этого, на четвертом уровне продукта предлагается учитывать:

  • безопасность в производстве;

  • экологические затраты на его производство;

  • экологические затраты и ущерб от вредных воздействий на окружающую среду в процессе эксплуатации продукта потребителем;

  • возможности его модернизации (модификации);

  • экономические и экологические затраты на его утилизацию.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ


По степени готовности различают готовую и некондиционную продукцию.

Продукция готовая - изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком.
Продукция некондиционная - продукция, не отвечающая требованиям стандартов, технических условий или образцов, которая не может быть доведена до установленной кондиции, но пригодна для использования.

Готовая продукция в зависимости от цели производства подразделяется на основную и побочную, по способу использования исходного материала – на сопряженную и несопряженную.

Продукция основная - продукция, ради получения которой организовано производство.
Продукция побочная - продукция, которую получают параллельно с основной продукцией и которая не является целью производства. При калькуляции себестоимости продукции в одних случаях побочная продукция оценивают по установленным ценам и исключают из суммы затрат на производство, а в других - сумму затрат на производство распределяют между видами основной и побочной продукции по установленным коэффициентам.

Продукция сопряженная - несколько видов продукции, получаемых в результате переработки одного исходного материала (совокупности материалов). При калькуляции себестоимости затраты на ее производство обычно распределяются между видами продукции по установленным коэффициентам.

Для бухгалтерского и управленческого учета используют следующие понятия:

Продукция валовая - показатель, характеризующий объем продукции, произведенной в той или иной отрасли материального производства в стоимостном (денежном) выражении. Рассчитывается в сопоставимых и текущих ценах. Включает элементы продукции, не являющейся товаром (незавершенное производство).
Продукция товарная - один из показателей объема промышленного производства, характеризующий стоимость всей продукции, произведенной объединением, предприятием и предназначенной дли реализации на сторону или для собственных нужд.
Продукция реализованная - показатель, характеризующий в денежном выражении объем товарной продукции, отпущенной за пределы объединения, предприятия и оплаченной потребителем, сбытовой или торгующей организацией.
Продукция отгруженная - продукция, фактически отправленная потребителям. Моментом отгрузки считается дата документа, удостоверяющего факт приема груза к перевозке транспортной организацией, или дата акта сдачи продукции заказчику в месте ее изготовления. По составу данная продукция не отличается от товарной и реализованной, но объем ее отличается от объема товарной продукции на величину изменения остатков готовой продукции на складе предприятия.

По законности обращения на рынке продукция может быть легальной или контрафактной.

Продукция контрафактная - продукция, выпускаемая предприятием с нарушением чьих-либо исключительных прав (например, нарушение патента на изобретение, промышленные образцы (дизайн), товарные знаки (этикетки), авторские права на тиражирование аудио-, видеопродукции, программного обеспечения, базы данных).

По способу подтверждения безопасности и качества различают продукцию сертифицированную и не сертифицированную.

Продукция сертифицированная - продукция, соответствующая конкретному стандарту или другому нормативному документу, удостоверяющему, что производимая продукция отвечает требованиям соответствующих технических условий (техническим требованиям, требованиям технического регламента).

По уровню инновационности различают новую и обновленную продукцию.

Продукция новая - впервые изготовленные изделия на основе передовых достижений науки и техники, соответствующие по своим экономическим и эксплуатационным свойствам лучшим мировым образцам и вполне удовлетворяющие новые потребности или уже существующие потребности принципиально другим способом по сравнению с ранее выпускаемой продукцией аналогичного назначений.

Видами обновленной (улучшенной) продукции являются модернизированная, усовершенствованная и модифицированная продукция.

Модернизированная продукция - изделия с улучшенными основными показателями. Например, если для горюче смазочных материалов (ГСМ) достигнуты более высокие характеристики показателей теплотворности, такие продукты можно считать модернизированными.

Усовершенствованная продукция - изделия с улучшенными неосновными показателями качества. Например, в составе ГСМ могут быть использованы присадки, не влияющие на основные показатели.

Модифицированная продукция - изделия с дополнительной областью применения и (или) с дополнительной комплектацией. Например, ГСМ с пониженной температурой образования кристаллов льда за счет добавления соответствующих химических веществ.

По назначению продукция различается на:

продукцию производственно-технического назначения (промышленную продукцию);
научно-техническую;
строительную;
сельскохозяйственную и др.

Продукция производственно-технического назначения - продукция, предназначенная для производственного потребления, для оказания услуг в сфере материального производства и сфере нематериальных услуг.Данную продукцию по характеру реализации ее свойств при эксплуатации (использовании) подразделяют на два класса и семь групп (см. рисунок ).

  • Промышленная продукция первого класса расходуется в процессе использования (например, сырье, материалы - при необратимых процессах переработки, топливо - при сжигании и т.п.).

  • Промышленная продукция второго класса. При ее использовании происходит расход ее ресурса. Данная продукция используется до технического (физического) и (или) морального износа. Программные средства могут быть условно отнесены к данному классу продукции, т.к. в процессе своего использования они могут морально изнашиваться и для поддержания своего ресурса требуют проведения периодической модернизации в части усовершенствования отдельных компонентов.

К группе 1 относятся сырье и природные топлива (например, нефть, газ, полезные ископаемые, уголь, соль каменная, естественные строительные материалы и декоративные материалы, драгоценные минералы и т.п.).

К группе 2 относятся расходные материалы и продукты (например, бензины, масла моторные, трансформаторные, трансмиссионные, смазки, прокат, проволока, химические продукты, строительные материалы, кино- и фотоматериалы, медицинские препараты, моющие средства и пищевые продукты, не входящие в группу 3 и т.п.).

К группе 3 относятся расходные изделия, представляющие собой единицу промышленной продукции, количество которой исчисляется при помощи непрерывных величин (килограммов, метров и т.п.) и которая выпускается в специальной промышленной упаковке (например, жидкое топливо в бочках, газы в баллонах, нити, провода и кабели в катушках и бобинах, аптекарские товары в промышленной упаковке, консервы в банках, кондитерские изделия, пищевые продукты в упаковках и т.п.).

К группе 4 относятся неремонтируемые изделия (например, подшипники, оси, шестерни, электровакуумные и полупроводниковые приборы, гайки, болты, кирпичи и т.п.).

К группе 5 относятся программные средства, которые используются как самостоятельный программный продукт или как программное обеспечение (составная часть, комплектующее) различных конечных изделий.

К группе 6 относятся ремонтируемые изделия (например, технологическое оборудование, сельскохозяйственные машины, транспортные машины и средства, средства радиоэлектроники, медицинские и бытовые приборы и т.п.).

К группе 7 относятся стационарные сооружения и здания (например, офисные здания и производственные цеха, ангары, склады и т.п.).


Классификация продукции производственно-технического назначения


Продукция научно-техническая - предназначенные для реализации результаты завершенных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных и технологических работ, а также услуги по их выполнению.

К научно-технической продукции относятся:

техническая документация;
опытные образцы (опытные партии);
экспериментальные образцы;
модели;
макеты;
отчеты о научно-исследовательской работе;
а также отдельные виды работ, выполненных по заказу (испытания, подконтрольная эксплуатация, технологические операции и т.д.).

Продукция строительная - результат деятельности строительных и монтажных, проектных и изыскательских организаций, входящих в строительство как в отрасль экономики.

КЛАССИФИКАЦИЯ РАБОТ (УСЛУГ)


Различают услуги материальные и нематериальные (чистые), производственные и потребительские. Ниже рассмотрим производственные услуги, т.к. они выполняются на стадиях жизненного цикла продукции, оказывают влияние на ее себестоимость, а также могут входить в состав сложного продукта.

Производственную услугу обычно называют работой.

По функциональному назначению различают следующие виды производственных услуг:

  • материально-техническое снабжение;

  • заготовка сельскохозяйственной продукции, применяемой в качестве сырья при производстве промышленной продукции;

  • выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

  • услуги по испытаниям, проверке и сертифицированию продукции;

  • транспортная экспедиция;

  • консультационные и информационные услуги;

  • демонстрация сложного технического товара в действии;

  • упаковка, доставка и установка (монтаж) купленных товаров;

  • техническое обслуживание товара в гарантийный и послегарантийный период и т.п.

Практика показывает, что состав и структура (номенклатура) продукта предприятия существенно влияет на затраты при его производстве. Так, например, при повышении структурной сложности продукта растут прямые и косвенные затраты. Изменение структуры производства продуктов оказывает влияние на их материалоемкость и себестоимость, а также на объем продукции в стоимостном выражении.

Объем продукции может возрасти без увеличения количества продукции в натуральном выражении в результате структурных сдвигов в ассортименте, т.е. по причине увеличения удельного веса более дорогой продукции. Сумма прибыли может увеличиться вследствие увеличения удельного веса высокорентабельной продукции.

Следует отметить, что при наличии структурных сдвигов стоимостные показатели объема продукции (валовая и товарная) не отражают трудовые затраты работников предприятия, связанные с выпуском продукции.

Стоимость продукции, как известно, образуется из затрат овеществленного и живого труда. Соотношение этих затрат в стоимости различных изделий неодинаково. Одни изделия могут быть материалоемкими, но менее трудоемкими по производству, другие - трудоемкими, но менее материалоемкими. Поскольку между ценами и затратами живого труда нет прямой пропорциональной зависимости, то структурные сдвиги в ассортименте продукции могут вызвать значительные расхождения между объемом продукции в стоимостном выражении и трудоемкостью ее изготовления.

Стоимостная оценка продукции может привести к неправильному представлению о выполнении плана и темпах роста объема продукции и всех исчисляемых на ее основе показателях эффективности производства (например, производительности труда, фондоотдачи, материалоотдачи).

Чтобы исключить влияние структурных сдвигов вследствие различной материалоемкости изделий и объективно оценить трудовой вклад работников предприятия в производство продукции используют показатель «нормативно чистой продукции» или трудовые измерители (нормо-часы, нормативы заработной платы).

На предприятиях серийного и массового производства обрабатывающей промышленности одними из показателей структурных сдвигов в части обновления ассортимента продукции является выпуск принципиально новых или модернизированных изделий, технический уровень которых должен соответствовать или превышать мировой аналог. Важным аналитическим показателем, характеризующим степень обновления продукции, является средний возраст выпускаемой продукции.

ТЕХНИЧЕСКИЙ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ) УРОВЕНЬ И УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКТА ПРЕДПРИЯТИЯ


Любой продукт наделен целым рядом различных свойств, совокупность которых формирует не только качество этого продукта, но и его уровень.

Технический уровень продукта относительная характеристика его качества, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемого продукта, и соответствующих базовых значений.

Качеством продукта называется совокупность свойств, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

Уровень качества продукции - относительная характеристика качества продукта, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемого продукта с базовыми значениями.

Свойства продукта - это объективная особенность продукта, которая может проявляться при его создании, эксплуатации или потреблении.

Интегральным показателем качества продукта называется отношение суммарного полезного эффекта от его эксплуатации или потребления к суммарным затратам на его создание, эксплуатацию (потребление) и утилизацию.

Качество продукта количественно определяется:

техническим уровнем или уровнем потребительской оценки;
уровнем качества его разработки и изготовления;
уровнем качества при его эксплуатации (или потреблении);
уровнем качества при его утилизации.

Основные показатели технического уровня созданного образца приводятся в сопоставлении с базовым и лучшим мировым аналогом.

Для оценки технического уровня продукта необходимо правильно определять номенклатуру основных свойств, характеризующих его техническое совершенство. Многообразие свойств требует их классификации на основе наиболее важных признаков.

В таблице представлена классификация групп свойств промышленной продукции, изложенная в [20].

Группы свойств промышленной продукции и примеры их показателей

№ п/п

Группы свойств качества

Примеры показателей свойств

1

Целевого назначения

Теплота сгорания топлива; грузоподъемность лифта; быстродействие ЭВМ; производительность станка

2

Состава, структуры или конструкции

Содержание компонентов в сложном продукте; вес и габаритные размеры изделия; кратность резервирования в техническом устройстве

3

Технологические

Трудоемкость; материалоемкость; энергоемкость; длительность изготовления (добычи) продукции

4

Экономические

Затраты на изготовление (добычу) продукции; затраты на эксплуатацию продукции; стоимость продукции

5

Сохраняемости

Средняя продолжительность хранения в заданных условиях; средняя дальность транспортирования в заданных условиях

6

Ремонтопригодности

Среднее время восстановления; вероятность выполнения ремонта в заданное время

7

Безотказность

Интенсивность отказов; вероятность без: отказной работы в течение заданного времени; средняя наработка на отказ

8

Долговечности

Ресурс; средняя наработка до капитального ремонта

9

Эргономические

Показатели, характеризующие удобство работы, комфортабельность и т. д.

10

Стандартизации и унификации

Коэффициенты стандартизации, унификации, применяемости, повторяемости

11

Патентно-правовой защиты

Уровень известности; показатель патентной чистоты

12

Эстетические

Балльные оценки внешнего вида продукции, соответствие современному стилю и т. д.

13

Транспортабельности

Средняя продолжительность подготовки к транспортированию; материалоемкость упаковки и т.п.


С помощью указанной классификации может быть охарактеризовано качество большинства видов промышленной продукции. Однако она имеет недостатки и требует своего дальнейшего развития по следующим причинам:

  • во-первых, в ней не отражена иерархическая многоуровневая структура свойств качества;

  • во-вторых, только первые пять групп свойств применимы для оценки уровня качества любого конкретного образца продукции, остальные восемь не имеют универсальной применимости;

  • в-третьих, в ней не выделены в отдельную группу эксплуатационные свойства, имеющие существенное значение для заказчиков и потребителей высокотехнологичной продукции.

Повышение технического уровня продукта безусловно приводит к повышению затрат при его разработке и изготовлении, т.к. формирование и достижение повышенных характеристик свойств продукта требуют дополнительных затрат интеллектуальных и материальных ресурсов.

Следует отметить, что для оценки влияния рассматриваемого фактора на себестоимость продукта используются, в первую очередь, показатели, характеризующие экономичность продукта на стадиях его жизненного цикла (технико-экономические свойства).

Технико-экономические свойства проявляются либо в сфере производства, либо в сфере обращения, либо в сфере потребления продукта и могут быть комплексными и простыми. При этом каждое комплексное свойство определяется рядом простых свойств.

В зависимости от сферы проявления технико-экономические свойства различаются на:

производственные;
обращенческие;
эксплуатационные (потребительские).

Поскольку указанные свойства продукции влияют на затраты при проектировании и разработке продукции, то для подробного изучения содержания данных свойств рекомендуется использовать сведения, изложенные в учебном модуле системы дистанционного бизнес образования (): «Конкурентоспособность».

Факторами, определяющими качество продукции и влияющими на производственные затраты, являются:

качество сырья и материалов;
прогрессивность применяемой технологии;
техническая оснащенность производства;
организация труда и производства;
квалификация кадров.

Следует отметить, что качество сырья неоднозначно влияет на затраты. Чем выше качество сырья, тем выше их цена, затраты на производство конечной продукции растут. Использование материалов с низким качеством и ценой уменьшает затраты на его приобретение, однако при этом затраты, связанные с отходами, устранением брака при производстве конечной продукции и удовлетворением претензий потребителей, могут свести на нет всю экономию. Количество израсходованных материальных ресурсов на единицу продукции также может измениться за счет качества материалов, замены одного вида материалов другим, изменения норм отходов и потерь и т.д.

К сожалению, при определении себестоимости единицы продукции уровень качества еще слабо учитывается, и это является существенным недостатком калькулирования затрат.

ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКТА ПРЕДПРИЯТИЯ


Данный фактор оказывает наибольшее влияние на издержки производства продукта и его обращения, так как переменные затраты прямо связаны с изменением этого показателя. Например, рост объема производства продукта или товарооборота приводит к увеличению общей суммы издержек производства или обращения, однако уровень издержкоемкости при этом снижается (так как сумма постоянных издержек обращения остается неизменной).С ростом объема производства или товарооборота до определенного предела сумма переменных, а соответственно и общих производственных затрат или издержек обращения предприятия растет обычно меньшими темпами, т.к. в составе переменных преобладают виды издержек, имеющие дигрессивный характер (это связано с реализацией резервов более эффективного использования ресурсного потенциала предприятия). Однако, начиная с определенного момента, рост объема производства или товарооборота вызывает еще больший рост суммы переменных, а частично и постоянных издержек, в результате чего темпы роста общей их суммы могут превысить темпы роста объема производства (товарооборота). Такая ситуация связана с необходимостью вовлечения дополнительного объема ресурсов всех видов на обеспечение прироста производства или реализации продукта, в результате чего резко возрастают постоянные затраты, а в составе переменных в этом периоде начинают преобладать виды издержек производства или обращения, имеющие прогрессивный характер.

Таким образом, рост объема производства или товарооборота лишь до определенных пределов может вызывать снижение уровня издержкоемкости на предприятии.

Следует отметить, что различные виды производства или товарооборота имеют разный уровень издержкоемкости.

Например, массовое производство требует для его организации дорогого и сложного производственного оборудования. Поточное производство и полностью автоматизированное производство с автоматическими поточными линиями позволяют выпускать большее количество единиц продукта. Однако рентабельность дорогого оборудования обеспечивается только тогда, когда на рынке продается значительное количество продукта. Если сокращается объем выпуска и продаж продукта, постоянные затраты, не зависящие от объема производства и товарооборота продукта, резко увеличивают его себестоимость (затраты на единицу продукта).

В сфере обращения продукта, наибольший уровень издержек обращения приходится на единицу продажи товаров населению, меньший - на единицу мелкооптового товарооборота, еще меньший - на единицу оптового товарооборота, а наименьший - на единицу торгово - посреднического оборота.

 

2.2.2 Технологические факторы

Для того, чтобы минимизировать затраты на стадии производства продукции с заданным в конструкторских документах качеством и в необходимом для рентабельности количестве, необходимо уметь проектировать и применять наиболее эффективные технологии.

Под «технологией» понимается совокупность средств, процессов, операций, методов, с помощью которых входящие в производство элементы преобразуются в материально-вещественные и (или) нематериальные результаты на выходе. Технология охватывает машины, механизмы, устройства, инструменты, навыки и знания исполнителей.

Таким образом, к технологическим факторам можно отнести:

видовой состав и структуру технологических процессов;
качество технологической подготовки производства;
качество управления технологическими процессами;
уровень механизации и автоматизации технологических процессов;
применение ресурсо и энергосберегающих технологий.

- Классификация технологических процессов при создании и обращении продукции

КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРИ СОЗДАНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ


Для лучшего понимания сути и области применения указанного фактора для управления затратами рассмотрим основные понятия в данной области.

Технологический процесс - это часть процесса производства или обращения продукции, содержащая действия по изменению и последующему определению состояния объекта. Например, технологический процесс изготовления автомобиля представляет собой сложный комплекс взаимодействий различных видов ресурсов (оборудования, документации, топливно-энергетических и других материальных ресурсов, а также исполнителей) по преобразованию исходных (входных) материалов в автомобиль (выходной результат).




Похожие документы:

  1. Проект программ а «Реализация проекта «Бережливое производство»

    Реферат
    Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 ноября 2010 г. № 8989 «Об утверждении концепции целевой программы «Реализация проекта «Бережливое производство» в Республике Татарстан на 2011-2013 годы»;
  2. Управление процессом создания инновационного продукта на предынвестиционной стадии

    Автореферат
    Защита состоится 14 декабря 2010 г., в __ часов, на заседании диссертационного совета Д 212.298.07 в Южно-Уральском государственном университете по адресу: 454080, г.
  3. Оглавление: Введение 4

    Документ
    Многолетний опыт внедрения стандартов ИСО серии 9 российскими организациями подтвердил их эффективность в управлении деятельностью. [ВЫРЕЗАНО ДЕМО-ВЕРСИЯ]
  4. Ббк 60. 8 Лазуткин А. П. Постгосударственная парадигма управления акционерным капиталом. – Красноярск: Сибгту, 2011. – 242 с

    Документ
    В монографии анализируются глобальные причины отчуждения власти от интересов общества, и обосновывается возможность улучшения характера общественного влияния с позиции новой, постгосударственной парадигмы управления акционерным капиталом.
  5. Тематический план. Блок Предпосылки стратегического управления в бизнесе. Основные принципы стратегического менеджмента

    Календарно-тематический план
    Блок 1. Предпосылки стратегического управления в бизнесе. Основные принципы стратегического менеджмента. Внешняя и внутренняя среда бизнеса. Проблема принятия управленческих решений в рыночных условиях.

Другие похожие документы..