Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рассказ'
Роман принадлежит к эпическим жанрам литературы. Эпос — один из родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним собы...полностью>>
'Документ'
Уникальное энергосберегающее синтетическое масло. Рекомендуется для всех автомобилей VW с системой WIV, требующих масел, отвечающих требованиям специф...полностью>>
'Методические рекомендации'
Тематика рефератов для студентов очной формы обучения и контрольных работ для студентов заочной формы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...полностью>>
'Документ'
9 № 8 в 3 частях "Ансамбль "Ла Партита", Суламит Хаки 07:31 Сергей Сергеевич Прокофьев Балет "Золушка" Акт 1....полностью>>

Виды речевых дефектов

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Виды речевых дефектов

Ребенок овладевает речью постепенно. До 2-х лет процесс овладения произношением носит по преимуществу неосознанный подражательный характер. Первоначально ребенком многое пропускается, переставляется. Воспринимается, прежде всего, то, что сильнее действует на слух ребенка и легче артикулируется. Постепенно из воспринимаемых звуковых комплексов вычленяются слова, слоги, звуки.

На этом этапе развития речи формируются основные гласные и согласные звуки, связанные с переживаниями и эмоциональными потребностями ребенка.

В возрасте 2-3 лет в результате активного подражания, подкрепляемого повышенным с возрастом интереса к речи, речь ребенка представляет богатую, хотя и крайне пеструю и неустойчивую картину.

К 3-4 годам у ребенка речь уже сформирована и имеет лишь некоторые особенности, обусловленные психофизиологическими факторами. Однако даже в этом возрасте важно не пропустить нарушение речевой функции и отличить патологическую речь от физиологической, присущей данному возрасту.

Развитию патологической речи способствуют различные заболевания матери во время беременности, заболевания ребенка в ранние периоды развития (от 0 до 3 лет). Травмы, психоэмоциональные ситуации, травмирующие еще не зрелую психику ребенка.

Важно вовремя предупредить и устранить целый ряд вредных последствий неисправленной речи у ребенка, которые могут выражаться в следующем:

  1. Задержка в умственном развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его.

  2. Тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи (проявляющиеся уже к 5 годам).

  3. Затруднения в школьном обучении (вторичные речевые нарушения: диссиксия, дисграфия).

  4. Нарушение стройного течения занятий в классе при наличии плохо говорящих, из-за смеха одноклассников, слезы и отказ отвечать.

  5. В будущем - личные проблемы и ограничения в выборе профессий.

Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная коррекция, а также профилактика речевых нарушений - главная задача не только логопеда, но и родителей, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Можно выделить некоторые виды дефектов речи:

  • задержка речевого развития (ЗРР);

  • общее недоразвитие речи (ОНР);

  • фонетические и фонематические нарушения (ФиФН);

  • дислалия;

  • дизартрия (стертая форма дизартрии и дизартрический компонент);

  • заикание и др.

Так, возникнув в детстве, речевое нарушение без квалифицированной помощи логопеда, закрепляется и с большим трудом преодолевается в последующие годы и может сохраниться на всю жизнь.

Если вы обратили внимание на то, что речь вашего ребенка отличается от речи сверстников, у ребенка возникают проблемы в общении и он замыкается в себе, то вам необходимо обратиться к специалистам - логопеду, детскому психологу.

Индивидуальные занятия с логопедом проводятся, учитывая возраст и индивидуальные особенности развития ребенка.

В занятие входят следующие направления:

- коррекция звукопроизношения;

- развитие фонематического слуха;

- общее развитие речи;

- растормаживание речи (у не говорящих детей от 3 лет).

ЗРР - задержка речевого развития

ЗРР - задержка речевого развития - отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до 4 лет.

Развитие речи ребенка связанно с постепенным овладением языком:

- развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка;

- овладение словарным запасом и правилами синтаксиса;

- активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается;

- овладение смысловой стороной речи.

В психическом развитии ребенка речь имеет важное значение, выполняя три главных функции:

  • коммуникативную

  • обобщающую

  • регулирующую.

Задержка в развитии речи (ЗРР) отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу.

Задержка в развитии речи у детей требует обязательной логопедической коррекции.

Если у ребенка к 2,5 годам не появилась речь необходимо обратиться за консультацией к логопеду, невропатологу.

Занятия важно начинать как можно раньше и не ждать возрастного рубежа 4-х лет.

ОНР - общее недоразвитие речи

ОНР - общее недоразвитие речи - это такое нарушение речи которое при нормальном слухе и интеллекте резко задерживает формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.

У всех детей с общим недоразвитием речи (ОНР) всегда отмечаются: нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха (фонематический слух отличается от обычного, физического, возможностью воспринимать, дифференцировать и выделять фонемы родного языка), выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.

Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Своевременная и длительная логопедическая помощь в конечном результате позволяет подготовить ребенка к обучению в общеобразовательной или специальной (речевой) школе.

Дислалия

Дислалия - нарушение звукопроизношения - подразделяется на два вида:
органическую
- вызванную органическими дефектами переферического речевого аппарата: изменения в строении челюстей; укорочение подъязычной связки (уздечки); неправильное строение нёба (слишком высокое, наоборот низкое, плоское и т.д.)
функциональную - выражающуюся в неправильном звукопроизношении, при котором дефектов в строении артикуляционного аппарата нет.

При органической дислалии, коррекцию дефектов переферического речевого аппарата (исправление прикуса, зубного ряда, "подрезание уздечки" и т.д.) проводит врач ортодонт, стоматолого. Коррекцию звукопроизношения проводит логопед.

Причины возникновения функциональной дислалии:

  • неправильное воспитание речи в семье(сюсюканье)

  • подражание плохо говорящим сверстникам

  • двуязычие в семье

  • педагогическая запущенность

  • недоразвитие фонематического слуха

  • недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата
    (неумение владеть и чувствовать свой язык и его положение в полости рта)

  • снижение слуха

  • отклонения в умственном развитии ребенка.

Выделяются несколько видов дислалии:

  1. Сигматизм - нарушение произношения свистящих (с, с", з, з", ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков.

  2. Ротацизм - нарушение призношения звуков р, р".

  3. Ламбдацизм - нарушение произношения звуков л, л".

  4. Дефекты произношения небных звуков:

каппацизм - звуков к и к"

гаммацизм - звуков г и г"

хитизм - звуков х и х"

йотацизм -  звука й.

  1. Дефекты озвончения - недостотки произношения звонких согласных звуков, которые заменяются на парные глухие звуки: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к, и т.д.

  2. Дефекты смягчения - нарушение произношения мягких звуков, которые заменяются на парные твердые звуки: д"-д, п"-п, к"-к и т.д.

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую (когда нарушеннодо четырех звуков) и сложную (нарушенно более пяти звуков).
Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы (например, свистящих) - это мономорфная дислалия. Если дефект распространяется на две и более артикуляционные группы (например, сигматизм, ламбдацизм, ротацизм) - это полиморфная дислалия.

В дошкольном возрасте речь ребенка интенсивно развивается. В этом возрастном

периоде речь наиболее пластична и поддатлива, в связи с этим все виды дислалии преодолеваются быстрее и легче.

Если не обратить должного внимания на речевые проблемы ребенка в данном возрасте, то в дальнейшем нарушения звукопроизношения может повлечь целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Таким образом, именно с возраста 4-5 лет надо начинать логопедические занятия, направленные на преодоление дислалии.

Дизартрия

Дизартрия - нарушение звукопроизношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Основные проявления дизартрии:

- расстройство артикуляции звуков

- нарушение голосообразования

- изменение темпа и ритма речи

- изменение интонации.

Выше перечисленные проявления дизартрии проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.

Причины дизартрии:

органические поражения ЦНС в результате воздействия неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем развитии.

Чаще это внутриутробные поражения, вызванные:

  • острыми и хроническими и хроническими инфекциями,

  • кислородное голодание (гипоксия)

  • интоксикации

  • токсикозы беременности

  • несовместимость по резус-фактору

  • ряд других факторов, создающих условия для возникновения родовой травмы.

При родах:

  • недоношенность

  • асфиксия

  • травмы.

Реже дизартрия возникает под воздействием инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребенка.

Работа по коррекции речи при дизартрии длительная и требует тесного сотрудничества логопеда и родителей.

Заикание

Заикание - является дискоординационным судорожным нарушением речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными, собственно речевыми, и вторичными расстройствами, которые у детей и взрослых часто становятся доминирующими.

Как и при других невротических нарушениях, в механизмах развития заикания принимают участие психологические, социально-психологические и биологические факторы. Во многих случаях заикания отмечается так называемая органическая "почва" в виде церебральной дефицитарности различного генеза (В.М. Шкловский).

Коррекция заикания включает комплексный подход и включает следующие этапы:

  • диагностика

  • гомеопатическое \ медикаментозное воздействие (укрепление нервной системы) способствуещие нормализации функций нервной системы ребенка и создающие благоприятный фон для активной логопедической работы и психотерапии (назначается врачом неврапотологом, психиатором).

  • психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы), которое направленно на востановление (приобретение) уверенности в себе, собственных силах, в возможнисти преодолеть речевые трудности; снимается патологически фиксированное внимание на запинках, переключение фиксации внимания на успехи,

  • логопедическое воздействие, осуществляется на протяжении длительного курса занятий. Основной целью занятий является воспитание навыков правильной речи,
    воздействие окружающих на личность заикающегося ребенка, на его взаимоотношения со средой и на его эмоционально-волевую сферу (воспитание уверенности в себе, сознание своего "я", здоровый взгляд на дефект речи, желание преодолеть его, поддерживание сознание успеха проделанной работы).




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации

    Документ
    Все виды нарушений, рассматриваемые в данной класси­фикации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.
  2. Коррекция речевых нарушений у детей обучающихся в режиме интеграции

    Литература
    Глаголева Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, №4, 2003, стр.
  3. Методические рекомендации по использованию специального дополнительного компьютерного оборудования для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и речевыми дефектами Цель

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по использованию специального дополнительного компьютерного оборудования для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и речевыми дефектами
  4. Методика обучения аудированию на уроках иностранного языка как виду речевой деятельности на среднем этапе в основной общеобразовательной школе 1Теоретические

    Урок
    1.1Теоретические основы обучения аудированию на уроках иностранного языка как виду речевой деятельности на среднем этапе в основной общеобразовательной школе.
  5. «Речевые нарушения и причины их возникновения» Задачи

    Документ
    Разъяснить необходимость комплексной диагностики и коррекции речевых нарушений; дать обоснование необходимости специального, направленного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи;

Другие похожие документы..