Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Под понятием "информационная безопасность" принято иметь в виду состояние (уровень) защищенности информационных ресурсов – информационных об...полностью>>
'Образовательный стандарт'
Сферы речевого общения1. Функциональные разновидности языка (разговорная речь, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; я...полностью>>
'Закон'
Об образовании избирательных участков по выборам Президента Российской Федерации и дополнительным выборам депутатов Думы города Пятигорска четвертого...полностью>>
'Документ'
РАССВЕТ Я встал и трижды поднял руки.Ко мне по воздуху неслисьЗари торжественные звуки,Багрянцем одевая высь.Казалось, женщина вставала,Молилась, отхо...полностью>>

Высшее профессиональное образование т. Я. Дубнищева концепции современного естествознания

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

14.8. Естественно-научная картина мира и общественная мысль

В Древней Греции науки о природе и обществе были тесно взаимосвязаны. Начало разделению духа и материи положило атомистическое учение. Эпоха Возрождения открыла экспериментальный путь исследования природы и математическую формулировку теорий, следствия из которых проверялись опытным путем. Отделение гуманитарного знания от естественно-научного относится к Новому времени. Исключив из описания мира Бога и человека, наука способствовала бурному росту промышленности. Но, как стало ясно в последнее время, научный рационализм имел для Человека и Природы и отрицательные последствия.

Естественно-научные достижения породили уверенность, что любыми процессами можно управлять так же, как предсказывать траекторию движения небесных тел. Поскольку физика шла по пути рассмотрения простых систем и простых моделей, которые старались применять к системам реальным и которые описывали наиболее существенные черты явлений вблизи положения равновесия, то этому следовали и другие науки. В механистический век Т. Гоббс описывал государство как машину, где шестернями служат граждане. «Невидимая сила» рынка А. Смита действовала как сила всемирного тяготения. Да и квантовая механика строилась по образу классической — уравнение Шредингера линейно, для волновой функции выполняется принцип суперпозиции. Это привело к неопределенности собственных значений, к невозможности единообразно описать процесс измерения. В копенгагенской трактовке квантовой механики пришлось говорить о расщеплении суперпозиции состояний (прибора и квантовой системы) или о коллапсе волнового пакета. Оказалось, что процесс измерения вдали от равновесия необратим и линейное мышление работает лишь в ограниченных условиях.

Биосоциальные явления имеют сходство с физико-техническими, несомненна их волновая природа. Периодичность общественных событий связывают с цикличностью самой природы и человека, периодической повторяемостью его потребностей. А.Л. Чижевский писал: «Если бы мы попытались графически представить

593

картину многообразия этой цикличности, то получили бы ряд синусоид, накладывающихся одна на другую или пересекающихся одна с другой... В этом бесконечном числе разной величины подъемов и спусков сказывается биение общемирового пульса, великая динамика природы, различные части которой созвучно резонируют одна с другой». В экономике, например, известно несколько рынков со своей динамикой, которые подвержены различным циклам. Так, годичный цикл определяет сельскохозяйственный или туристический рынки, отсюда сезонные распродажи овощей, зерна, топлива, путевок. Экономические модели циклов деловой активности строились в 30-е гг. (модели Хансена— Самуэльсона или Лундберга — Метцлера) и были линейными, а для объяснения нерегулярностей вводился внешний толчок. Аналогичные циклы были выделены Питиримом Сорокиным в истории открытий и изобретений, прослеженных им с XV в.

Сейчас понятно, что окружающий нас мир представляет собой сложную систему, скорее иерархию взаимодействующих систем, когда каждая из этих подсистем должна рассматриваться как открытая; физическая картина мира изменилась. Новое мировоззрение основано на идее эволюции и единства мира, на понятиях вероятности и самоорганизации, на нелинейных взаимодействиях. Этот взгляд неминуемо должен проявиться и в гуманитарных знаниях, и не просто по внешней аналогии. Процессы описываются одними математическими уравнениями, на одном языке. Сформировалась междисциплинарная методология для объяснения процесса образования макроскопических явлений, возникающих вдали от равновесия в открытых системах при превышении некоторого порогового значения фактора внешнего воздействия из-за возникновения нелинейных взаимодействий на микроуровне. Макроскопическими явлениями могут быть различные виды световых или химических волн, жидкостей, растения, популяции, рынки, ансамбли атомов, молекул, клеток, организмов, животные... Они возникают из-за взаимодействия на микроуровне между разными силами, разными частицами. Процессы описываются одинаково, и хотя в каждой предметной области конкретные выводы могут отличаться, общая эволюционная тенденция остается.

Американский астрофизик член Римского клуба Э.Янч, например, считает, что флуктуационную теорию эволюции нужно развить до политической теории и что именно так поступил К.Маркс на основе естественно-научных знаний своего времени, когда описывались равновесные процессы и каждая замкнутая система стремилась к состоянию равновесия. Поэтому равновесная и статичная картина мира прошлого века не могла не завершиться теорией бесклассового общества как конечной точки движения всей человеческой истории. С микроскопической точки зрения общество состоит из индивидов со своими стремлениями, желаниями,

594

убеждениями. Но развитие рынков, наций, культур не отражается простой суперпозицией своих частей. Тот же А. Смит подчеркивал, что намерения индивидов несущественны для рынка, баланс поддерживается «невидимой рукой», т.е. нелинейным взаимодействием потребителей и производителей. Поведение сложных систем в общественных науках должно быть описано нелинейными моделями. Стандартные экономические модели должны быть переформулированы в терминах нелинейностей, и введение нели-нейностей привело к понятию странных аттракторов в экономике, когда небольшие отклонения в начальных условиях приводили к существенному изменению траектории (так называемый «эффект бабочки»).

Пока социальные волновые процессы только исследуются, но понятия, сложившиеся в теории колебаний, уже применяются для их анализа. Развитие общества представляют спиралевидным необратимым процессом с элементами повторяемости и цикличности, описываемым диалектическими законами «отрицания отрицания» и «единства и борьбы противоположностей». Социальный или экономический порядок интерпретируется с помощью представлений синергетики — с использованием аттракторов фазовых переходов. Социологические исследования включают теорию «управляемого общественного прогресса», основанную на общей «социологии конфликтов», анализ специфики социальных институтов культуры, политики и экономики, а также концепции самоорганизации и самоуправления общественных систем.

Новое мировоззрение, опирающееся на достижения современных естественных наук, связано с понятиями вероятностей, случайностей, выбора, информации и ее кодирования. Стремительное развитие и вторжение кибернетики и ЭВМ в нашу жизнь по своим последствиям гигантски превышают перемены в обществе после изобретения книгопечатания. Микро- и наноэлектронные технологии, вызвавшие небывалый количественный рост и снижение стоимости вычислительной техники, сделали доступными массовому потребителю ЭВМ и компьютерные информационные сети. Динамику информационных технологий также можно моделировать. Общество переходит от традиционных производств, связанных с товаром, к индустрии знания, работающего на получение информации и экономию информационных средств. Отсюда задача совершенствования отношений между человеком и средствами информации. Изменения коснулись и средств передачи и переработки информации. В образовательных технологиях снижается роль личной беседы, лекции, общения с учителем. На смену им приходит дистанционное образование, использующее современные каналы связи и общемировые информационные ресурсы, например система Интернет. Человечество переходит от индустриальной эпохи к постиндустриальной, или информационной. Это

595

означает, что источники информации доступны любому человеку в любой части Земли. И наоборот — генерируемая людьми новая информация мгновенно становится достоянием всего человечества.

Полученный вывод, что самоорганизация есть результат собственного, внутренне необходимого изменения системы, распространяют и на общественные процессы. Фактически это переход от стихийной эволюционно-биологической организации к социально-организованному уровню материальных структур. Благодаря дальнейшему развитию общественно-трудовой деятельности, зачатки которой Кропоткин отметил в особенностях группового поведения животных, человечество от животной формы перешло к социальным формам взаимодействия с окружающей природой. Исследование закономерностей прогрессивной эволюции можно построить, выделив три положения: 1) усложнение организации биотической среды (взаимодействие живого с живым) — решающий фактор эволюции; 2) внутренние процессы, определяющие направление развития, есть результат предыдущих этапов развития; 3) антропогенный фактор имеет доминирующее значение в процессе эволюции. Изучение естественной предыстории человечества на основе представлений о самоорганизации систем открывает возможности создания целостной теории эволюции.

Академик Н.Н.Моисеев считал каждый ее этап бифуркационным, т.е. само развитие может в любой момент пойти непредсказуемым путем. Но с развитием интеллекта человек приобрел способность гибкого реагирования на внешнюю информацию, предвидения событий и принятия соответствующих решений. При возникновении новых общественных отношений был отброшен первобытный стадный коллективизм, преодоление которого шло скачкообразно, через диалектическое отрицание. Росли дифференцированность особей и групп, и эти «морфологические» изменения стали важнейшими.для обеспечения эволюционной эффективности форм интеграции. Больше шансов на оставление потомства имели как сильные особи, так и выделяющиеся по своим интеллектуальным и другим (личностным) особенностям индивиды, а также члены стада, выражавшие лучшие качества коллектива. В межстадных коммуникациях проявлялись свойства открытых систем, и межгрупповой отбор определял успех групп, которые были более передовыми в способах групповой организации: обеспечивали надежную природную основу для фиксации, накопления и передачи опыта в процессе социогенеза.

Высокая степень потенциальных возможностей человека и низкая степень их реализованности в случае неэффективной организации современного общества указывают на опасные тенденции развития. Оно может идти как в сторону саморазвития, так и в

596

сторону самораспада. Когда в XVIII в. Мопертюи выдвинул свой экстремальный принцип для величины, названной в механике действием, Эйлер отметил, что реальные траектории из всех возможных выбираются не обязательно по идее минимума действия вдоль них, возможен и максимум. Главное, что первая производная — нулевая, т.е. удовлетворяет условию экстремума. И, развивая аналогичную естествознанию схему, можно сказать, что в живой природе реальным оказывается максимум экстремума действия, а в неживой — минимум. Если обратиться, например, к книге «Поиски вымышленного царства» Л. Н. Гумилева, то в ней название каждой главы как бы отражает определенный уровень организации общества, пассионарность представляется физическим действием, а экстремальные ситуации в жизни общества сопровождаются состоянием крайнего дискомфорта. Перспектива движения к развитию или распаду определяется уровнем самоорганизации общества.

К числу критериев, определяющих высокий уровень самоорганизации и, следовательно, относительную устойчивость общественных систем, относят «способность системы противостоять деструктивным тенденциям и воздействиям окружающей среды, поддерживать определенное соотношение равновесных и неравновесных процессов, уровень градиентов и т.д.» В отличие от такой общественной системы малоэффективная организация существует только благодаря временным субъективным факторам или внешним условиям. При этом нарастают ее внутренние противоречия, а вмешательство в естественноисторический процесс происходит хаотически.

Развитие общества зависит от его самоорганизации, определяемой объективными и субъективными причинами. Из субъективных причин обычно выделяют содержание сознания, уровень образованности и меру интеллектуализации мышления, состояние духовного опыта и культуры. Процесс самоорганизации обеспечивается, как показывает исторический опыт человечества, самоуправлением при достаточной компетентности в осмыслении и оценке событий, определении путей и средств достижения цели. В этом случае происходит ориентация в сторону интересов развития общества, исключающая возможность подтасовки и обмана, рассчитанных на некомпетентность и неосведомленность большинства людей.

Логика самоорганизации общественного процесса отражает единство институтов культуры, политики и экономики, становится ведущей идеей человеческого взаимопонимания и общественного развития. В теории управления необходимо хорошо знать свойства объекта, его реакции на управляющие воздействия и умело направлять их на достижение поставленной цели. Понимание и формальное определение цели — задача не менее сложная, чем само управление. Нахождение компромисса при

597

многих противоречивых тенденциях в таких сложных системах, как «общество—окружающая среда», представляет собой один из примеров решения подобных задач. Существует раздел математики, посвященный анализу конфликтных ситуаций, где под компромиссом понимается коллективное решение, не нарушающее интересы всех сторон (устойчивость систем). История показывает, что неспособность достичь компромисса вызывала войны и другие конфликты, отбрасывавшие человечество назад.

Всякий компромисс достигается определенной последовательностью шагов и действий. Например, для разрешения экологических проблем необходимо учесть все ограничения, нарушение которых означало бы нарушение гомеостатического состояния. Это позволило составить формальную систему запретов, или минимум условий, необходимых для обеспечения гомеостазиса.

Современные проблемы сочетания противоречивых интересов в управлении экономикой, а также теория и практика военного дела вызвали к жизни математический аппарат описания конфликтных ситуаций вообще, т.е. общую стратегию. В 1944 г. в США была опубликована книга математика и физика Джона фон Неймана и экономиста Оскара Моргенштерна «Теория игр и экономическое поведение», в которой рассматривались вопросы математического описания способов принятия решений, типичных для конкурентной экономики. Впоследствии теория игр превратилась в общую математическую теорию конфликтов, описывающую экономические, военные и правовые коллизии, столкновения, связанные с биологической борьбой за существование, различные игровые стратегии. При использовании игр с противоположными интересами (антагонистическая игра) оптимальной считается стратегия, направленная на достижение максимального выигрыша. Конкуренция здесь является разновидностью конфликта. В центре внимания теории — оптимизированные правила поведения, ведущие к победе одной из сторон.

Вопросы для самопроверки и повторения

  1. Охарактеризуйте биогеоценозный уровень организации живой материи. Дайте определения понятиям «биогеоценоз», «экологическая ниша», «биоценоз». Чем определяется их устойчивость, какие связи существуют между организмами в экосистеме?

  2. Каково значение круговорота веществ для биосферы?

  3. Назовите основные выводы учения Вернадского о биосфере.

  4. Как формировался климат на Земле и каковы перспективы его изменения?

  5. Какие факторы определяли изменение климата планет? Чем доказывается единовременное происхождение тел Солнечной системы? Каковы размеры «пояса жизни» в Солнечной системе?

  6. Опишите этапы эволюции жизни до появления человека.

598

7. В чем суть концепции коэволюции и как она развивалась? Как в ней
совместились взгляды Дарвина и Кропоткина?

  1. Обоснуйте на основе эволюционных представлений о развитии структурных уровней организации живой материи становление ноосферы. Существует ли ноосфера в настоящее время?

  2. Как происходила эволюция с позиции концепции коэволюции? Поясните выражение «Земля — живой организм». Как оценивается роль пассионариев по теории Гумилева и синергетики?

10. В чем феномен человека? С какого времени начинается человече
ская история? Как Вы понимаете проблемы социальной экологии, это
логии и социобиологии?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Закрыта последняя страница книги...

Даже если Вы читали ее для того, чтобы грамотно ответить на экзамене, автор надеется, что книга не только способствовала расширению кругозора, но и оказала эмоциональное воздействие, пробудила живой интерес к познанию мира и осмыслению его устройства. Как писал Сенека, «кто мудр, тот смотрит на замысел, а не на исход. Досуг без занятий наукой — смерть и погребение заживо».

Без знания современной науки, без освоения ее идей, языка и методов невозможно принятие ответственных решений, которые требуются для управляемого развития. Как-то Станислав Лем подчеркнул, что «общая тенденция, заметная буквально повсюду, в том числе и в США, такова, что возрастающей сложности государственных, социальных, технических, наконец, глобальных проблем сопутствует явное снижение уровня компетентности правящих».

Многочисленные кризисы, как и экологический кризис, поставивший нашу планету на грань катастрофы, возникли не из-за развития науки и техники, а из-за недостаточного распространения знания и культуры, в силу безответственности решений некомпетентных руководителей, равнодушия и бесконтрольного развития человеческих потребностей. Поэтому люди, собирающиеся стать управленцами, экономистами или юристами, должны понимать естественно-научную сущность анализируемых объектов, проблем и современных технологий. Сказанные ранее слова А. Эйнштейна дополняют эту мысль: «Ограничение области знания лишь небольшой группой людей ослабляет философский дух народа и ведет к духовному обнищанию».

Общество ответственно за формирование реальных ценностей развития науки и техники, за воспитание нравственных устоев будущего человечества. Сейчас важно, чтобы научные разработки были восприняты обществом и востребованы им. Создание научной общественности должно быть одной из важнейших задач в обучении молодежи, поскольку восприятие достижений науки зависит от сознания общества больше, чем от самих достижений. Это особенно актуально в наше время, когда в условиях свободы слова средства массовой информации обеспечивают нас сенсациями на любой вкус. Только общественность, умеющая правильно

600

оценить достижение и отличить его от ложного успеха, может помочь науке развиваться по правильному пути.

Синергетике уже тридцать лет, это всего на порядок меньше, чем классическому естествознанию, если отсчитывать его рождение с периода Нового Времени, Галилея, Кеплера и Ньютона. Но мы уже мыслим иначе, нас интересует не устоявшееся и застывшее, а становящееся и возникающее. «В любых сложных системах наблюдается периодическое чередование стадий эволюции и инволюции, свертывания и развертывания, схождения к центру и частичного распада. И аналогии с историческими свидетельствами о циклах процветания и гибели цивилизаций, с циклами Кондратьева, колебательными режимами Гэлбрайта, этногенетичес-кими ритмами Л.Н.Гумилева», — отмечают известный математик С. П. Курдюмов и философ Е. Н. Князева. Следуя за современными моделями естествознания, синергетическими моделями, возможно строить прогнозы на будущее. Причем прогнозы грамотные, отличные от пути блуждания через пробы и тупики.

Ф.М.Достоевский писал: «Нравственный и образованный народ составляет великую и справедливую цель, достойную великой нации. Нравственное стремление, просвещение не только высшая, но, может быть, самая выгодная политика для великой нации именно потому, что она великая. Политика текущей практичности и беспрерывного бросания себя туда, где повыгоднее, где понасущнее, изобличает мелочь, внутреннее бессилие государства. Ум практической и насущной выгоды всегда оказывается ниже правды и чести, а правда и честь всегда кончали тем, что торжествовали...» В заключение приведу выдержку из книги Д. И. Менделеева «Заветные мысли»: «Нам особенно нужны образованные люди, близко знающие русскую природу, т. е. всю русскую действительность для того, чтобы мы смогли сделать настоящие, самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей страны». Эти мысли должны соответствовать реформам системы образования.

Так что, учитесь, делайте выводы, ставьте в своей единственной жизни достойные цели.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арнольд В. И. Теория катастроф. — М.: Наука, 1990.

  2. Бялко А.В. Наша планета — Земля. — М.: Наука, 1989.

  3. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. — М.: Наука, 1968.

  4. Войткевич Г. В. Химическая эволюция Солнечной системы. — М.: Наука, 1991.

  5. Галимов Э. М. Феномен жизни: между равновесием и нелинейностью. Происхождение и принципы эволюции. — М.: Едиториал УРСС, 2001.

  6. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — Л.: Гидрометеоиздат, 1990.

  7. Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания. — Новосибирск: ЮКЭА, 1997. - М.: Маркетинг, 2000, 2001.

8. Дубнищева Т.Я. Современное естествознание / Т.Я.Дубнищева,
А.Ю.Пигарев. — Новосибирск: ЮКЭА, 1998. — М.: Маркетинг, 2000.

9. Дубнищева Г. Я. Ретрофизика в зеркале философской рефлексии. —
М.: ИНФРА-М, 1997.

  1. Дэвис И Случайная Вселенная. — М.: Мир, 1989.

  2. Камшилов М.М. Эволюция биосферы. — М.: Наука, 1979.

  3. Князева Е.Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов. — М.: Наука, 1994.

  4. Липкин А. И. Основания современного естествознания. — М.: Вузовская книга, 2001.

  5. Моисеев Н.Н Универсум, информация, общество. — М.: Устойчивый мир, 2001.

  6. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. — М.: Гардарика, 1999.

  7. Наука и безопасность России: историко-научные, методологические, историко-технические аспекты. — М.: Наука, 2000.

  8. Новиков И. Д. Как взорвалась Вселенная. — М.: Наука, 1988.

  9. ПеховА.П. Биология с основами экологии. — СПб.: Изд-во «Лань», 2000.

  10. Пригожин И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. — М.: Прогресс, 1994.

  11. Суханов А. Д. Концепции современного естествознания / А.Д.Суханов, О.Н. Голубева. — М.: Агар, 2000.

  12. Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. — М.: Наука, 1988.

  13. Эйген М. Игра жизни / М. Эйген, Р. Винклер. — М.: Наука, 1979.

I

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1, Логика познания и методология естественных наук 7

  1. Наука — часть культуры 7

  2. Формирование критерия научности 13

  3. Методы естествознания, всеобщность его законов. Системный подход 18

  4. Понятия «научная программа» и «научная картина мира» ....26

  5. Математическая научная программа в развитии 31

  6. Понятия «научная парадигма» и «научная революция» 33

  7. Оценки научных успехов и достижений 37

  8. Современная научно-техническая революция: достижения и проблемы 39

Глава 2. Понятия пространства, времени и материи.

Фундаментальные взаимодействия 44

  1. Понятие «пространство» 44

  2. Масштабы расстояний во Вселенной. Методы оценок размеров и расстояний 48

  3. Понятие «время» в своем развитии 56

  4. Временные масштабы во Вселенной. Методы измерения времени 60

  5. Структурные уровни организации материи 68

  6. Понятие «поле». Уравнения Максвелла.

Свет — электромагнитная волна 71

  1. Типы фундаментальных взаимодействий в физике 76

  2. Попытки построения Теории Всего Сущего 80

Глава 3. Мироздание в свете классической механистической

парадигмы 89

  1. Модель материальной точки и законы классической механики 89

  2. Масса инертная и гравитационная. Принцип эквивалентности 94

  3. Движения планет и законы Кеплера 96

  4. Закон всемирного тяготения 98

  5. Связь законов сохранения со свойствами пространства

и времени 104

  1. Колебания и волны в природе и их описание. Гармонический осциллятор 108

  2. Распространение звука в средах и реакция организма

на звуковые волны 115

3.8. Описание волновых процессов. Типы и свойства волн.
Спектр и его анализ 118

603

3.9. Эффект Доплера, его исследование и значение для науки.... 122
3.10. Явление резонанса. Резонансы в движении планет 126

Глава 4. Концепции классической термодинамики

и статистической механики 131

4.1. Теплота, температура и механический

эквивалент теплоты 131

4.2. Понятие «внутренняя энергия».

Первое начало термодинамики 136

4.3. Преобразование тепловой энергии

в механическую работу 140

4.4. Понятие «энтропия».

Суть спора о «тепловой смерти Вселенной» 143

4.5. Начала термодинамики. Энтропия и вероятность.

Принцип Больцмана 148

  1. Микро- и макропеременные в описании систем. Основные модели 151

  2. Основные положения молекулярно-кинетической теории

и эмпирические газовые законы 153

  1. Связь параметров газа с его микроструктурой. Распределение Максвелла 155

  2. Распределение частиц газа во внешнем поле

и в атмосферах планет 159

  1. Понятие «флуктуация» и точность измерений 161

  2. Процессы обратимые и необратимые. Принцип локального равновесия 163

Глава 5. Концепции строения и корпускулярно-волновой дуализм

материи 169

  1. Ограниченность законов классической оптики. Измерение скорости света 169

  2. Волновые свойства света. Спектр электромагнитного излучения 176

  3. Явление дисперсии сред и доказательство материального единства мира 181

  4. Законы теплового излучения, кризис классической

теории и появление квантовой гипотезы 185

  1. Открытие электрона и радиоактивности. Рождение представлений о сложном строении атома 189

  2. Планетарная модель строения атома. Современная наука

и постулаты Бора 193

5.7. Корпускулярные свойства света. Фотоны Эйнштейна

и доказательство их реальности 199

5.8. Поглощение и испускание квантов света. Спонтанное

и вынужденное излучения 202

5.9. Корпускулярно-волновые свойства вещества

и значение их открытия 204

Глава 6. Концепции взаимодействий и структур в микромире 208

6.1. Описание движения микрочастиц. Принципы

дополнительности и причинности 208

6.2. Принципы соответствия и неопределенности.
Роль прибора и процесса измерения в квантовой

механике 213

  1. Строение химических элементов и понимание Периодической таблицы Менделеева 218

  2. Радиоактивные элементы и возможности превращения элементов 224

  3. Представления о строении атомного ядра 234

  4. Элементарные частицы и проблема поиска

«первичных объектов» 239

Глава 7. Концепции строения вещества (от микромира

к макромиру) 245

  1. Представление о строении молекул 245

  2. Развитие представлений о составе веществ. Законы стехиометрии 251

  3. Развитие структурной химии 256

  4. Строение веществ в разных агрегатных состояниях 261

  5. Строение и свойства металлов 268

  6. Структура и уникальные свойства воды 275

  7. Строение и свойства атома углерода, определившие

его роль в природе 278

Глава 8. Концепции процессов и возможности управления ими 283

  1. Химический катализ и методы управления химическими процессами 283

  2. Цепные реакции и свободные радикалы 289

  3. Особенности растворения в воде различных веществ 291

  4. Процессы диффузии и осмоса, их роль в клеточных мембранах 299

  5. Понятия фазы и фазового перехода. Фазовые переходы первого и второго рода 303

  6. Сверхтекучесть и сверхпроводимость 308

  7. Возникновение самоорганизации в неравновесных системах. Понятие обратных связей 314

Глава 9. Концепции строения, эволюционных процессов

и зарождения структур в мире звезд 319

9.1. Строение типичной звезды. Источники энергии Солнца

и звезд 319

  1. Звезды, их характеристики и эволюция 325

  2. Переменные звезды и их эволюция. Конечные стадии эволюции звезд и Солнца 333

  3. Галактика, ее форма и строение. Солнечная система

в Галактике 338

  1. Многообразие мира галактик. Содержание и значение закона Хаббла 344

  2. Сценарий стационарной Вселенной и «Космология Большого Взрыва» 351

  3. Рождение частиц по современной модели развития Вселенной 357

605

9.8. Модель инфляционной Вселенной.

Возникновение во Вселенной крупномасштабных
неоднородностей 360

Глава 10. Концепции строения, эволюционных процессов

и зарождения структур в мире планет 368

  1. Элементы планетной космогонии 368

  2. Формирование малых тел Солнечной системы, Луны и Земли. Движения Земли, строение геосфер

и изучение процессов 376

  1. Распространенность и круговороты химических элементов на Земле 385

  2. Модели появления геологических структур

на поверхности Земли 391

  1. Геохронологическая шкала эволюции Земли 402

  2. Самоорганизация при образовании планет

и взаимодействии геосфер 407

Глава 11. Основные формы, свойства и уровни организации живой

материи. Молекулярный уровень 415

  1. Общая характеристика науки о живом и развитие традиционной биологии 415

  2. Основные свойства живой материи 421

  3. Уровни организации живой природы на Земле 426

  4. Молекулярно-генетический уровень организации живой материи. Строение и структура макромолекул белков 429

  5. Установление строения и структуры молекул

ДНК и РНК 435

  1. Молекулярные механизмы генетической репродукции, синтеза белка и изменчивости 439

  2. Молекулярный механизм процессов

обмена веществ и энергии 452

11.8. Молекулярные основы воспроизведения генетической
информации и осуществления связи между клетками 458

Глава 12. Онтогенетический уровень организации жизни.

Концепции эволюционной биологии 465

  1. Основные положения клеточной теории, методы изучения состава клетки 465

  2. Строение и функции основных органелл клетки 472

  3. Функции клеточных мембран. Работа «ионного насоса» 477

  4. Процессы фотосинтеза и клеточного дыхания 480

  5. Формирование идей эволюции в биологии 488

  6. Понятие о неодарвинизме и синтетической

теории эволюции 493

12.7. Понятия микро- и макроэволюции. Естественный

отбор — направляющий фактор эволюции 498

  1. Основные гипотезы происхождения живого 502

  2. Концепция происхождения живого по гипотезе

Опарина —Холдейна 508

606

12.10. Современная оценка концепции биохимической

эволюции в биологии 512

Глава 13. Концепции самоорганизации и моделирования

процессов в сложных системах 519

  1. Возникновение упорядоченности в гидродинамике. Понятия аттрактора и динамического хаоса 519

  2. Порядок и хаос в больших системах. Понятие фрактала 524

13.3.Пороговый характер самоорганизации и представление

о теории катастроф 528

13.4. Математические закономерности эволюции.

Понятие бифуркации 531

  1. Синергетика — новый научный метод 535

  2. Эволюционная химия. Возникновение упорядоченности

в химических реакциях 539

  1. Возникновение самоорганизации в морфогенезе 543

  2. Моделирование отношений между трофическими уровнями в биоценозах 546

  3. Элементы теории самоорганизованной критичности 551

Глава 14. Концепции строения и функционирования

на биосферном уровне организации живой материи 557

14.1. Биосферный уровень организации жизни.

Основы учения В.И.Вернадского о биосфере 557

  1. Распределение на Земле солнечной энергии. Биотический круговорот 562

  2. Связи между организмами в экосистеме 568

  3. Самоорганизация в формировании климата 572

  4. Концепции эволюции растительного и животного мира ....579

  5. Человек — качественно новая ступень развития биосферы 584

  6. Концепции коэволюции и ноосферы 588

  7. Естественно-научная картина мира и общественная

мысль '. 593

Заключение 600

Список литературы 602

Учебное издание

Дубнищева Татьяна Яковлевна

Концепции современного естествознания

Учебное пособие

Редактор Е.И.Борисова

Технический редактор О. С. Александрова

Компьютерная верстка: С. В. Шеришорин

Корректоры В. В. Кожуткина, В.А.Жилкина

Диапозитивы предоставлены издательством

Изд. № A-738-VI. Подписано в печать 15.12.2005. Формат 60x90/16. Гарнитура «Таймс». Бумага тип. № 2. Печать офсетная. Усл. печ. л. 38,0. Тираж 1500 экз. Заказ № 15891.

Издательский центр «Академия».

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.004796.07.04 от 20.07.2004.

117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 360. Тел./факс: (495) 334-8337, 330-1092.

Отпечатано в ОАО «Саратовский полиграфический комбинат». 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. С. Г. Хорошавина концепции современного естествознания курс лекций (1)

    Курс лекций
    Предлагаемый курс способствует расширению представлений о едином процессе развития, охватывающем живую природу, неживое вещество и общество. Программа курса позволяет вооружить слушателей знаниями, отвечающими современному уровню
  2. С. Г. Хорошавина концепции современного естествознания курс лекций (2)

    Курс лекций
    Предлагаемый курс способствует расширению представлений о едином процессе развития, охватывающем живую природу, неживое вещество и общество. Программа курса позволяет вооружить слушателей знаниями, отвечающими современному уровню
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 04 Концепции современного естествознания индекс по гос/наименование дисциплины (2)

    Учебно-методический комплекс
    (Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 010200 – Прикладная математика и информатика (третий уровень высшего профессионального образования) к содержанию данной
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 04 Концепции современного естествознания индекс по гос/наименование дисциплины (1)

    Учебно-методический комплекс
    Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные
  5. Программа дисциплины Концепции современного естествознания Специальность/направление подготовки цикл гсэ (1)

    Программа дисциплины
    Подготовка студентов по курсу Концепции современного естествознания в соответствии с требованиями «Государственного образовательного стандарта ВПО 080507 – Менеджмент организации».

Другие похожие документы..