Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
Элективный курс для учащихся 9 классов «Теория и практика сочинений разных жанров» разработан на основе методического пособия Т.А.Ладыженской «Теория ...полностью>>
'Лекция'
В конце 1980-х годов перед Россией (точнее, перед СССР) встали четыре масштабных исторические проблемы, которые и предопределили развитие страны на п...полностью>>
'Реферат'
Тема 1.1. Общее содержание курса. Основные методы поисков нефти и газа. Геохимические методы поисков месторождений нефти и газа и их место в общем ко...полностью>>
'Закон'
Порядок та механізм витрачання коштів у Міському управлінні праці та соціального захисту населення Луганської міської ради регулюється чинним законод...полностью>>

Обращение Совета Общественной палаты Ивановской области к органам закон

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Приложение

к первому вопросу протокола заседания

Общественной палаты Ивановской области

первого состава

Обращение Совета Общественной палаты Ивановской области к органам законодательной и исполнительной власти, жителям, общественным организациям и объединениям по реформированию системы управления лесным хозяйством области и сохранению лесных насаждений

Уважаемые земляки!

Понятие Родина для жителей центра России неразрывно связано с лесными просторами. На протяжении многих веков лес с раннего детства и до последнего мгновения сопровождал русского человека как доброго друга и помощника, кормил и одевал, защищал от врагов, давал приют изгнанникам веры.

Лес и сопутствующие ему природные компоненты- реки и ручьи, озера и тихие заводи, луга и поляны - создают в душе человека неповторимый образ «малой Родины», формируют понятие красоты, дают человеку духовные силы, пробуждают людей творческих к созданию произведений литературы и искусства.

Лес - одно из главных природных богатств нашей области. Длительное время, бездумно растрачивая лесные богатства, не вглядываясь в перспективу, мы брали из леса все, что требовалось. Брали много, отдавали на восстановление мало. Не сработали, очевидно, примелькавшиеся на обочинах дорог призывы: «Берегите лес!», «Лес - наше богатство!». Сегодня наши леса взывают о помощи. Незаконная порубка лесных, насаждений, несанкционированная заготовка древесины, варварское захламление и загрязнение лесов, неосторожное обращение с огнем наносят непоправимый ущерб лесным ресурсам региона. Более всего от этих бед страдают пригородные леса, утрачивающие функции «Легких» промышленных зон.

В ходе реформирования лесного хозяйства страны регионам предоставлены все основные права и полномочия в лесоуправлении.

Совет Общественной палаты обращается к Правительству Ивановской области, Ивановской областной Думе, комитету Ивановской области по лесному хозяйству с призывом - не допустить в ходе реформирования системы управления лесным хозяйством области ущемления интересов населения.

Обязательным условием заключения договоров аренды лесных участков должна стать регламентация режима природопользования, доступность леса для общения граждан с природой, сбора ягод и грибов, охоты, заготовки лекарственных трав.

Мы обращаемся к экологическим и природоохранным общественным объединениям и организациям, представителям бизнеса с предложением активно включиться во Всероссийское Движение «Возродим наш лес».

Сделать каждый из нас может многое: - посадить деревья вдоль оврагов, берегов рек, в заброшенных карьерах или пустырях;

- создать небольшой лесной питомник на 2-3 грядки для выращивания саженцев деревьев и кустарников (на пришкольном или собственном приусадебном участке);

- выращивать и подсаживать редкие и исчезающие для нашего региона породы
деревьев;

  • оказать помощь саженцами и семенами деревьев лесхозам и питомникам;

  • собрать группу лесоводов-любителей и организовать работу в своем районе;

  • не оставлять в лесу мусор и быть нетерпимыми к тем, кто лес захламляет;

  • быть осторожным с огнем, не разводить без надобности костер.

Совет Общественной палаты Ивановской области поддерживая инициативу Губернатора Михаила Меня о запрете вырубки леса в Ивановском муниципальном районе, разделяет уверенность главы региона, что «только таким способом можно сохранить защитные леса и экологию в областном центре».

Давайте сделаем это в интересах ныне живущих и будущих поколений!

Приложение

к первому вопросу протокола заседания

Общественной палаты Ивановской области

первого состава

Председатель комиссии по образованию и науке

Общественной палаты Ивановской области Балдин К.Е.

Приоритетный национальный проект «Образование» и участие региональной общественности в его реализации в Ивановской области.

Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО), который начал функционировать в 2006 г. включает в себя в общей сложности 6 направлений.

Первое из них «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования» предусматривает стимулирующие меры как в отношении средней школы, так и вузов.

Ежегодно предусматривается отбирать 6 000 школ по всей России, которые активно внедряют инновационные образовательные программы. Каждая такая школа получает федеральный (или его еще называют президентским) грант в 1 млн. р. Это позволит стимулировать лучшие школы, которые не стоят на месте, даст толчок тем школам, где что-то застоялось.

Ежегодно отбирают по Российской Федерации 10 тыс. лучших учителей, каждый из них поощряется премией в 100 тыс. р. Сейчас все учителя, ведущие одинаковую учебную нагрузку, получают одинаково – и творческие личности и те, кого иногда называют урокодавателями. Эти премии позволят поддержать лучшие педагогические кадры.

Предусматривается в рамках первого направления государственная поддержка талантливой молодежи, предполагается вручение в целом по стране 2,5 тыс. грантов. Об этой стороне нацпроекта известно меньше, поэтому здесь необходимы некоторые пояснения. Их присуждают молодым людям от 14 до 25 лет – победителям различных международных и общероссийских олимпиад. Как видно из возрастного интервала в конкурсе могут участвовать старшеклассники, студенты и молодые специалисты. Есть премии по 60 тыс. р. и есть по 30 тыс. Номинации, в которых выдвигаются кандидаты на эти премии следующие:

1)Социально-значимая и общественная деятельность.

2)Научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность.

3)Профессиональное мастерство.

4)Художественное творчество.

5)Любительские спорт.

Сегодня в докладе Людмилы Васильевны Туркиной будет сказано о том, как нацпроект затронул среднюю школу. К сожалению, в Ивановской области меньше известно о том, как он коснулся высшего образования. По тому же первому направлению в результате конкурсного отбора предусматривается государственная поддержка вузов. Среди них в год отбирается очень небольшое количество – в 2006 г. было отобрано всего 17 вузов по всей стране. На поддержку вузов в 2006 г. выделено было 3 млрд. р., на 2007 г. – 6 млрд. Это очень большие суммы.

В конкурсе 2006 г. победителями, естественно стали в основном ведущие вузы страны – МГУ, СПбГУ, МКТУ им.Баумана, Петербургский горный институт (институт ?). Есть в этом списке вузы и нестоличные – стразу 2 из Томска, Владивостока, Краснодара, есть Таганрогский государственный радиотехнический университет, т.е. вуз широко не известный. Результаты этого конкурса говорят о том, что провинциальным вузам надо дерзать, участвовать в конкурсе. Участвовать стоит, потому что размер субсидии, которую единовременно получает вуз равен в среднем его годовому бюджету. Например, МГУ получил почти миллиард рублей, упомянутый Таганрогский радиотехнический университете – 365 млн., т.е. дополнительное субсидирование по миллиону в день. В 2006 г. из ивановских вузов подавал свою заявку на грант только Ивановский государственный химико-технологический университет, но результат участия был отрицательным. В этом году конкурс для вузов пока не объявлен, но участвовать будет явно не одно высшее учебное заведение. В частности, ИвГУ намерен подать заявку на конкурс.

В свое время много говорилось о том, что будут закрывать вузы. Создается такое впечатление, что государство поступит по-другому. Специально закрывать эти заведения не собираются, но передовые инновационные и, что тоже важно крупные, заведения будут получать очень значительную материальную помощь государства, они будут постепенно отрываться от аутсайдеров, которые останутся только на обычном бюджетном финансировании и будут обречены на прозябание, а в дальнейшем в ходе конкурентной борьбы – и на вымирание. Поэтому, вероятно, существует такой путь – увеличение потенциалы сравнительно небольших вузов путем их объединения.

Второе направление ПНПО называется так: «Внедрение современных образовательных технологий».

Обычно оно воспринимается в широких кругах населения как присоединение школ к «всемирной информационной паутине». Действительно, предусматривается ежегодное подключение по 10 000 школ к сети Интернета и оснащение не менее 2,5 тыс. школ компьютерными классами. Обычно это эти мероприятием информация об этом направлении и ограничивается. На самом деле это не так.

Это второе направление проекта включает в себя разработку и размещение в открытом доступе на федеральном сайте 100 образовательных программ по различным предметам, которыми могут пользовать педагоги и учащиеся в с помощью Интернета.

Кроме того в 2006-2007 гг. рассчитывают оснастить не менее 8 тыс. школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием. Имеются в виду комплекты приборов для физических кабинетов, химикаты и посуда для химических, препараты и наглядные пособия для кабинетов биологии. В этом годы руководство палаты и члены комиссии по науке и образованию побывали в некоторых школах, расположенных в сельской глубинке и обнаружили, что на уроках физики дети имеют дело с приборами, которым по несколько десятков лет и значительная часть их просто испорчена.

К этому еще следовало бы добавить в программу такой ее раздел как оснащение комплектами карт кабинетов географии и истории. В школах, в том числе и в некоторых городских, дети изучают историю по картам, которые напечатаны еще в конце 40-х – начале 50-х гг. На них обозначены, как и полагалось это в то время, места жизни и деятельности не только Ленина, но даже еще Сталина.

Третье направление национального проекта называется «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня». В принципе у нас есть университеты мирового уровня, но они (Московский и Петербургский) находятся в столицах. Далеко не все талантливые уроженцы из провинции имеют возможность учиться в столицах, т.к. жизнь здесь очень дорога для молодых людей из небогатых семей. Поэтому нацпроект предусматривает открытие двух очень крупных университетских центров в Южном и Сибирском федеральном округах. Из сообщений средств массовой информации вы уже знаете, что такие университеты образуется в результате объединения ряда уже существующих вузов в Ростове-на-Дону и Красноярске.

Будут также созданы две бизнес-школы по 500 учащихся каждая, одна – в Московском регионе (где – пока сведений нет) и в Петербурге.

Только на создание двух таких университетов и двух бизнес-школ в 2006 г. было отпущено 3 млрд. р. и в 2007 г. – 6 млрд. Можно только представить какими будут эти 4 вуза, на которые всего за два года будет потрачено 12 миллиардов рублей.

Четвертое направление называется «Повышение уровня воспитательной работы в школах». Здесь основное мероприятие – выплата дополнительного ежемесячного вознаграждения за классное руководство. Каждый месяц классный руководитель получает 1 тыс. р. за полнокомплектный класс. Комплектом считается в городской школе 25 чел., в сельской – 14 чел. Если в классе учеников меньше комплекта, то соответственно, вознаграждение меньше. В 2006 г. на это направление предусматривалось направление 7,7 млрд. рублей.

Пятое направление – «Развитие системы профессиональной подготовки в армии». Об этом направлении средства массовой информации писали гораздо меньше, чем о других. Предполагается создать в военных частях 100 учебных центров начального профессионального обучения для военнослужащих срочной службы.

Предоставляются льготы при поступлении в вузы тем военнослужащим-контрактникам, которые прослужили в Вооруженных силах не менее трех лет. Здесь же значится следующее мероприятие: «организация обучения на подготовительных отделениях вузов» этих лиц (отслуживших по контакту не менее 3 лет) с выплатой им специальных стипендий. Термин «подготовительные отделения» означают приблизительно такие структуры в вузах, которые в 70-80- гг. носили название «рабфаков». На них в то время в порядке конкурсного отбора принимались те кто отработал на предприятиях или отслужил в Советской армии. Таким образом, исчезнувшие в конце ХХ в. «рабфаки» предполагается возродить, но с несколько иным контингентом учащихся. На все это направление в 2007 г. предполагается выделить по федеральному проекту 700 млн. р.

Последнее, шестое по счету направление – реализация проекта «Сельский школьный автобус». В рамках его в 2006-2007 гг. субъектам Российской Федерации будут предоставлены субсидии в 2,08 млрд. р. на приобретение ежегодно 3,5 тыс. школьных автобусов на условиях паритетного финансирования. Имеются в виду небольшие машины ПАЗ, КавЗ и «Газель».

В реализации национальных проектов активное участие принимают общественные организации. Хотя Общественная палата в Ивановской области действует только около пяти месяцев, но уже кое-что сделано. Как известно, во время выездов членов палаты в районы и города Ивановской области проводятся круглые столы по проблемам напрямую связные с образованием, воспитательной работе с молодежью. В частности, такие мероприятия были проведены в январе в Лежневе, феврале – в Шуе, марте – в Фурманове. Участниками круглых столов становились заведующие местными отделами народного образования, директора школ и др. образовательных учреждений, ученые, преподаватели вузов, рядовые педагоги школы, профтехучилищ, работники детских садов, служители церкви в том числе епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф, заведующая областным департаментом образования Л.В.Туркина, ректор Шуйского государственного педагогического университета И.Ю.Добродеева.

Тематика таких круглых столов была разной. В Лежневе речь шла в основном о проблемах средней школы, в Фурманове – путям развития профессионально-технических учебных заведений, в Шуе – патриотическому воспитанию молодежи. В ходе обсуждений и дискуссий выявились следующие проблемы. Кадры учителей в провинциальной глубинке постепенно стареют, в Лежневском районе каждый пятый школьный педагог уже находится в пенсионном возрасте. Велик пока в провинции процент учащихся, которые сдают Единый государственный экзамен на «двойки». В районах в школах не штатных врачей и даже медсестер, поэтому в случае каких-либо травм невозможно оказать учащимся первую помощь на месте, приходится везти их в ближайшую больницу. Последний вопрос целесообразно поставить перед областным департаментом здравоохранения.

В ходе выездов общественной палаты члены ее знакомились с теми школами, которые получили федеральные и региональные гранты. Как оказалось, эти деньги были потрачены с пользой – закуплено компьютерное оборудование, хорошие познавательные книги, которых в ином случае школа наверняка бы не приобрела из-за их высокой цены. Школы после подключения их к Интернету создают свои сайты.

Три комиссии общественной палаты – по образованию и науке, по молодежной политики и по культуре провели на базе ИГТРК обсуждение проекта о внедрении в школах области нового курса с элементами религиоведения, участники признали не только полезным, но и необходимым сделать это.

Общественная палата не осталась в стороне и от общественной экспертизы конкурсной документации инновационных школ и лучших учителей, которые претендовали на федеральные и региональные гранты. Палата рекомендовала в экспертную комиссию своих кандидатов – лучших директоров школ и учителей города и области.

Среди прочих общественных организаций с тесно активно связано Ивановское областное краеведческое общество, через него сейчас готовится целый комплекс учебной и методической литературы, в частности, учебник по истории края для 9 классов, учебный атлас Ивановской области. Необходимы также учебные пособия для детей и методические пособия для учителей по литературному, экономическому, природному краеведению, рабочая тетрадь по краеведению для начального звена.

Приложение

к третьему вопросу протокола заседания

Общественной палаты Ивановской области

первого состава

ИНФОРМАЦИЯ

по итогам проведения Дня общественной палаты

Ивановской области в Фурмановском муниципальном районе.

Очередной День Общественной палаты Ивановской области прошел 30 марта 2007 года в Фурмановском муниципальном районе. Выполняя функцию связующего звена между властью и населением, Палата продолжила практику изучения общественного мнения, выявления болевых вопросов, волнующих местное сообщество.

К участию в мероприятиях насыщенной программы Дня были приглашены руководители Департаментов, Комитетов, и Управлений области во главе с заместителем Председателя Правительства Ивановской области С.А.Пахомовым, депутаты Ивановской областной Думы.

На традиционной информационной встрече в администрации района присутствовали руководители Фурмановского муниципального района, Главы и депутаты Советов городского и сельских поселений, руководители местных предприятий и общественных организаций. Впервые для участия в мероприятиях Дня были приглашены редакторы районных средств массовой информации. На встрече с общественностью района председатель Общественной палаты Ивановской области В.В.Иванов проинформировал о деятельности Палаты за прошедшие пять месяцев. Глава Фурмановского муниципального района А.И.Смирнов проанализировал социально-экономическое положение района, ход реализации национальных проектов, остановился на проблемах и задачах, ответил на вопросы членов Палаты.

В ходе выступления главы муниципального района на информационной встрече и «круглых столах» был назван ряд объектов, ввод которых возможен лишь при финансовой поддержке областного бюджета :

В 2007 году:

- строительство моста через реку Шача - 18 млн. рублей;

- капитальный ремонт дорог - 10 млн. рублей;

- реконструкция очистных сооружений

в д. Иванково - 4.5 млн. рублей;

- выделение дополнительных средств на

строительство блочных газовых котельных

для общеобразовательных школ - 11 млн. рублей;

В 2008 году:

- строительство пристройки акушерского

отделения к ЦРБ (на 30 коек) - 20 млн. рублей;

- строительство блочных газовых котельных

для образовательных учреждений - 45 млн.рублей;

- реконструкция здания под детский сад в

г. Фурманов - 10 млн. рублей.

Кроме того, прозвучали предложения, отражающие интересы всех муниципальных образований области:

- по разработке в 2007 году областных целевых программ:

«Пожарная безопасность муниципальных лечебно-профилактических учреждений Ивановской области»;

«Пожарная безопасность муниципальных учреждений культуры»;

«Безопасный маршрут» - программы ремонта дорог, по которым осуществляется перевоз сельских школьников»;

- по повышению норматива финансирования на содержание сельского ученика в расчете областной субвенции на сферу образования с целью сохранения отдаленных сельских школ.

Депутат Государственной Думы С.Н.Сироткин, изъявивший желание принять участие в информационной встрече, призвал членов Общественной Палаты и депутатов всех уровней активнее влиять на формирование гражданского общества.

Комиссии Общественной палаты провели шесть тематических «круглых столов». Проблемы, вынесенные на обсуждение, волнуют органы власти, общественность и население района и области в целом.

Главной темой «круглого стола» с депутатами различных уровней, главами поселений стали вопросы реализации Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В его работе приняли участие начальник Департамента по работе с муниципальными образованиями Ивановской области А.В.Климов, председатель и заместитель председателя Комитета Ивановской областной Думы по местному самоуправлению и средствам массовой информации Е.Л.Григорьева и Д.И.Ключарев.

В ходе осуждения отмечалось, что благодаря реформе местного самоуправления сельские поселения получили возможность укрепить свои позиции в защите интересов людей, повысить их статус и авторитет среди населения. Создаются реальные условия для развития органов местного самоуправления, усилилось внимание общества к решению насущных проблем на местах. Вместе с тем организационный этап реформы высветил ряд проблем, требующих решения на областном и федеральном уровне.

Сельские поселения не в состоянии оказывать жилищно-коммунальные услуги. При существующей тарифной политике плата за отопление, водоснабжение, канализацию, которые сегодня установлены для населения, не покрывают реальных затрат. Возникает разрыв между объемом платежей населения и объемом затрат на содержание жилого фонда. Из местных бюджетов исключена статья расходов «Убытки ЖКХ». При этом многие коммунальные сети, котельные находятся в кризисном состоянии.

Участники «круглого стола» пришли к мнению, что на сегодняшний день в стране не разработана долгосрочная концепция жилищной реформы, не предпринято конкретных мер по накопившимся долгам предприятий ЖКХ. Высказано предложение о необходимости принятия в кратчайшие сроки федерального закона «О финансовом оздоровлении жилищно-коммунального хозяйства». Предложено создать одно межпоселенческое предприятие ЖКХ, которое предоставляло бы услуги всем жителям района.

Двухуровневая система власти, увеличение числа органов местного самоуправления высветили две проблемы: проблему подбора и обучения кадров и необходимость упорядочения исполнительно – распорядительной власти, исключения дублирующих или излишних функций, выполняемых органами местного самоуправления.

В выступлениях звучали предложения о наделении Фурмановского

городского поселения статусом городского округа, о подготовке сотрудников органов местного самоуправления в филиале Северо-Западной Академии государственной службы по заочной форме обучения, отмечалось несовершенство межбюджетных отношений.

На «круглом столе» прозвучало предложение изучить опыт Владимирской области, где на уровне городских поселений не создается двух уровней власти. Председатель Совета Фурмановского городского поселения С.А.Колпаков считает необходимым провести административную реформу в Ивановской области, создать пять – шесть муниципальных районов с численностью 50 – 60 тысяч человек, а все населенные пункты самодостаточные с точки зрения финансов, транспорта, ЖКХ, преобразовать в городские округа. Неоднократно звучала просьба вернуть Фурманову статус городского округа.

По этим замечаниям и предложениям разъяснения дал начальник Департамента по работе с муниципальными образованиями Ивановской области А.В.Климов. Он проинформировал участников обсуждения о мерах, принимаемых Правительством области по улучшению подготовки муниципальных служащих, об исполнении поручения Губернатора Ивановской области по изменению методики межбюджетных отношений в целях увеличения финансирования сельских поселений.

Перспективы развития промышленности и предпринимательства в Фурмановском муниципальном районе обсуждались на «круглом столе» с участием руководителей промышленных предприятий, организаций, предпринимателей. Местом проведения делового общения было избрано ОАО «Хромцовский карьер», лидирующее по темпам роста промышленного производства, качеству поставляемых строительных материалов, занимающееся восстановлением природного ландшафта. Участники «круглого стола» отметили позитивные тенденции в развитии промышленного потенциала района. Индекс промышленного производства за 2006 год составил 129,2%, что на 17% выше среднеобластного. Техническое перевооружение текстильных предприятий района способствует повышению

производительности труда, росту производства тканей и заработной платы. Самая высокая предпринимательская и инвестиционная активность отмечена в сфере торговли. Активно развиваются предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. В 2006 году построено 12 жилых домов за счет средств населения, что в 2,7 раза больше чем в предыдущем. В работе активно действует некоммерческое партнерство «Фурмановская торгово-промышленная ассоциация».

На «круглом столе» обсуждались две проблемы, решение которых является приоритетом в работе комиссии Общественной Палаты по экономическому развитию Ивановской области: инвестиции и вопрос о земле. Заместитель председателя Общественной Палаты В.В.Скворцов, генеральный директор Союза промышленников и предпринимателей Ивановской области, член комиссии по экономическому развитию А.Ю.Жбанов проинформировали собравшихся о реализации на территории области инвестиционных проектов, организации текстильного кластера, о работе над областным законом о господдержке капвложений и мерах, предпринимаемых по снижению цены выкупаемых земельных участков (с трехкратного увеличенного земельного налога до 2,5 кратного). Участники обсуждения были проинформированы о проекте закона, находящегося на рассмотрении в Государственной Думе, касающегося участия субъектов малого предпринимательства в приобретении объектов муниципального имущества, об усилиях, предпринимаемых членами Палаты, представителями бизнес-сообщества, членом Совета Федерации РФ Ю.В.Смирновым, по обеспечению цивилизованной приватизации объектов малого бизнеса, господдержки промышленным предприятиям и предприятиям торговли, сферы услуг.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Приложение к первому вопросу протокола заседания Общественной палаты Ивановской области первого состава Доклад

    Доклад
    «О работе органов государственной власти и местного самоуправления Ивановской области по повышению качества услуг, предоставляемых населению государственными и муниципальными учреждениями».
  2. План работы Общественной палаты Ивановской Области на период ноябрь 2010 ноябрь 2011 года

    Документ
    2. Об утверждении заключения Общественной палаты Ивановской области по проекту Закона Ивановской области «Об Уполномоченном по правам человека в Ивановской области»
  3. Заседание совета Общественной палаты Амурской области на тему: «Состояние охраны труда на предприятиях Амурской области в текущем году»

    Заседание
    Влияние охраны труда на все сферы жизни общества огромно. А пренебрежение приводит к печальным последствиям. Причем, это не только смертность трудоспособного населения в результате несчастных случаев на производстве, но и в целом
  4. Ивановская областная дума доклад о деятельности Ивановской областной Думы в январе – декабре 2010 года

    Доклад
    Информация о количестве граждан, побывавших на личных приемах депутатов Ивановской областной Думы, и тематике поставленных вопросов в январе-декабре 2010 года.
  5. Мониторинг сообщений сми об Общественной палате РФ за июнь 2011 года

    Документ
    2. Проблема доступности городского метрополитена для передвижения людей с ограниченными физическими возможностями. Открытое письмо заместителя секретаря Общественной палаты М.

Другие похожие документы..