Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1.Освоить социальный опыт трудовой деятельности на кухне, поддерживать ощущение взрослости, потребность в самоутверждении, признание возможностей у де...полностью>>
'Конкурс'
Фотоконкурс «Мир, в котором я живу» направлен на привлечение внимания молодежи к окружающему миру, к внутреннему мироощущению, формированию чувства лю...полностью>>
'Документ'
Россия имеет богатую на события, неоднозначную и полную трагических ошибок историю. И для того, чтобы понять, как должна развиваться Россия, какие ори...полностью>>

В. А. Жуковский (1783-1852) (3)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОДУЛЬ 1.

В.А. Жуковский (1783-1852)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Работа с текстами

  1. Внимательно прочитайте все программные произведения Жуковского. Расположите их в хронологическом порядке, указывая год написания. Из стихотворений «Вечер», «Невыразимое» и «Море» приведите по 5 цитат, наиболее ярко, с Вашей точки зрения, выражающих основную мысль и эмоциональное своеобразие этих произведений.

_____________________

«Вечер» (1806)

«О дней моих весна, как быстро скрылась ты

С твоим блаженством и страданьем!»

«Блажен, кому дано цевницей оживлять

Часы сей жизни скоротечной!»

«Так, петь есть мой удел... но долго ль?..

Как узнать?..»

«Где вы, мои друзья, вы, спутники мои?

Ужели никогда не зреть соединенья?»

«Иль всяк своей тропою,

Лишенный спутников, влача сомнений груз,

Разочарованный душою,

Тащиться осужден до бездны гробовой?..»

«Невыразимое» (1819)

«Что наш язык земной пред дивною природой?»

«Кто мог создание в словах пересоздать?

Невыразимое подвластно ль выраженью?..»

«Хотим прекрасное в полете удержать,

Ненареченному хотим названье дать —

И обессиленно безмолвствует искусство?»

«Все необъятное в единый вздох теснится,

И лишь молчание понятно говорит.»

«Море» (1822)

«Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его»

«И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает»

«Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя —

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...»

«Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое светлое небо к себе?..»

«Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.»

===================

  1. Перечитайте стихотворение «Вечер». Приведите из него строки, выражающие каждый из следующих мотивов:

  • текучесть и изменчивость душевных переживаний;

  • размышления о жизни и смерти;

  • переживание природных явлений лирическим героем;

  • отождествление жизни человека и природы;

  • духовность, одухотворенность природного мира.

При необходимости поясните Ваш выбор.

_____________________

Текучесть и изменчивость душевных переживаний:

Сначала лирический герой восхищен природой, на душе у него радость от созерцания красоты окружающего мира:

«Как солнца за горой пленителен закат, —

Когда поля в тени, а рощи отдаленны

И в зеркале воды колеблющийся град

Багряным блеском озаренны».

Но с восходом луны его мысли становятся печальны, он охвачен размышлениями о прошлом:

«Луны ущербный лик встает из-за холмов...

О тихое небес задумчивых светило,

Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!

Как бледно брег ты озлатило!

Сижу задумавшись; в душе моей мечты;

К протекшим временам лечу воспоминаньем...»

Размышления о жизни и смерти:

«Лишенный спутников, влача сомнений груз,

Разочарованный душою,

Тащиться осужден до бездны гробовой?..

Один — минутный цвет — почил, и непробудно,

И гроб безвременный любовь кропит слезой.

Другой... о небо правосудно!..»

«Ах! скоро, может быть, с Минваною унылой

Придет сюда Альпин в час вечера мечтать

Над тихой юноши могилой!»

Переживание природных явлений лирическим героем:

«Внимаю, как журчит, сливаяся с рекой,

Поток, кустами осененный.

Как слит с прохладою растений фимиам!

Как сладко в тишине у брега струй плесканье!

Как тихо веянье зефира по водам

И гибкой ивы трепетанье!»

Отождествление жизни человека и природы:

«О дней моих весна, как быстро скрылась ты

С твоим блаженством и страданьем!»

Духовность, одухотворенность природного мира:

«Приди, о муза благодатна,

В венке из юных роз, с цевницею златой;

Склонись задумчиво на пенистые воды

И, звуки оживив, туманный вечер пой

На лоне дремлющей природы».

===================

  1. Перечитайте стихотворение «Невыразимое». Приведите из него строки, воплощающие взгляд Жуковского на следующие проблемы:

  • сущность поэтического познания и предмет поэзии;

  • сущность природы;

  • сущность прекрасного;

смысл слова и молчания.

При необходимости поясните Ваш выбор.

_____________________

Сущность поэтического познания и предмет поэзии:

«Спирается в груди болезненное чувство,

Хотим прекрасное в полете удержать,

Ненареченному хотим названье дать —

И обессиленно безмолвствует искусство?»

Сущность прекрасного:

«Святые таинства, лишь сердце знает вас».

«Но то, что слито с сей блестящей красотою —

Сие столь смутное, волнующее нас,

Сей внемлемый одной душою…»

Сущность природы:

«Что наш язык земной пред дивною природой?

С какой небрежною и легкого свободой

Она рассыпала повсюду красоту

И разновидное с единством согласила!»

Смысл слова и молчания:

«Сии столь яркие черты —

Легко их ловит мысль крылата,

И есть слова для их блестящей красоты».

«Все необъятное в единый вздох теснится,

И лишь молчание понятно говорит.»

===================

  1. Перечитайте стихотворение «Море». Приведите из него строки, иллюстрирующие следующие мотивы:

  • лирическое «я» как отражение природного мира;

  • морская стихия как одухотворенное существо;

  • стихия моря и стихия человеческой души как две бездны;

  • взаимосвязь жизни человека и природы;

  • море как символ плена и тоски;

  • вечное стремление к гармонии и единству.

При необходимости поясните Ваш выбор.

_____________________

Лирическое «я» как отражение природного мира:

«Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты».

Морская стихия как одухотворенное существо:

«Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя —

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...»

Стихия моря и стихия человеческой души как две бездны:

«Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид…»

Взаимосвязь жизни человека и природы:

«Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?»

Море как символ плена и тоски:

«Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него».

Вечное стремление к гармонии и единству:

«Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое светлое небо к себе?..»

«Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его».

===================

  1. Перечитайте балладу «Светлана». Лаконично (15-20 строк) и стилистически грамотно изложите сюжет произведения.

_____________________

Жуковский начинает балладу с описания гаданий в крещенский вечер. Девушки веселятся и поют, только Светлана не разделяет всеобщей радости – её суженый уехал, и от него уже год нет вестей. Ночью, последовав совету подруг, Светлана садится у зеркала и всматривается в него, надеясь узнать, что с её женихом. Во время гадания она слышит голос своего друга и видит его в дверях. Тот сообщает, что всё готово к венчанию, и вот сани несут их по ночной степи в церковь. По дороге Светлану смущает бледность и мрачность молодого человека, однако в ответ на свои вопросы она слышит лишь молчание. Проезжая церковь, Светлана видит гроб и читающего молитву священника. Страх сковывает её, но вдруг всё меняется – налетает вьюга, и Светлана остается одна. Замечая небольшую хижину со светом в окошке, девушка решает укрыться в ней. Зайдя внутрь, она замечает гроб. Светлана падает на колени и молится, а потом садится в уголок под иконами. Откуда ни возьмись появляется белый голубок и обнимает её крыльями. Светлане чудится, что мертвец в гробу шевелится. Но голубь садится ему на грудь, и мертвец перестает двигаться. Светлана видит, что это её суженый и пробуждается. Она оказывается в той же светлице, в которой начала гадать. На душе у неё неспокойно от страшного, и, может, вещего сна. Но тут она смотрит в окно и видит сани, мчащиеся к её дому. К крыльцу идет гость, в котором она узнает своего жениха, который приехал, чтобы вести её к венцу. Баллада заканчивается радостным описанием венчания.

===================

  1. Приведите строки из баллады «Светлана», иллюстрирующие следующие художественные особенности произведения:

  • использование фольклорных мотивов и образов;

  • фантастический ход событий;

  • принцип романтического «двоемирия».

_____________________

Фольклорные мотивы и образы –

«Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Ворон каркает: печаль!»

«Гибель близко... но не спит

Голубочек белый.

Встрепенулся, развернул

Легкие он крилы;

К мертвецу на грудь вспорхнул...

Всей лишенный силы,

Простонав, заскрежетал

Страшно он зубами

И на деву засверкал

Грозными очами...»

Фантастический ход событий –

«Вот примчалися... и вмиг

Из очей пропали:

Кони, сани и жених

Будто не бывали».

«Виден весь — на лбу венец,

Затворены очи.

Вдруг... в устах сомкнутых стон;

Силится раздвинуть он

Руки охладелы...»

«Чу, Светлана!.. в тишине

Легкое журчанье...

Вот глядит: к ней в уголок

Белоснежный голубок

С светлыми глазами,

Тихо вея, прилетел,

К ней на перси тихо сел,

Обнял их крылами».

Принцип романтического двоемирия –

«Где ж?.. У зеркала, одна

Посреди светлицы;

В тонкий занавес окна

Светит луч денницы;

Шумным бьет крылом петух,

День встречая пеньем;

Все блестит... Светланин дух

Смутен сновиденьем.»

«Ах! ужасный, грозный сон!

Не добро вещает он —

Горькую судьбину;

Тайный мрак грядущих дней,

Что сулишь душе моей,

Радость иль кручину?»

«Загадай, Светлана;

В чистом зеркала стекле

В полночь, без обмана

Ты узнаешь жребий свой:

Стукнет в двери милый твой

Легкою рукою;

Упадет с дверей запор;

Сядет он за свой прибор

Ужинать с тобою».

===================

Развитие навыков литературоведческого анализа

  1. Приведите определение лирики как рода литературы. Изложите своими словами Ваше понимание следующих терминов:

  • лирический герой;

  • поэтический мотив;

  • пейзажная лирика;

  • лирический пейзаж.

_____________________

Лирика – род литературы, в котором окружающий мир показывается через внутренние переживания героя, его мысли и чувства.

Лирический герой – персонаж, через ощущения которого показывается мир вокруг.

Поэтический мотив – то, что повторяет автор в своем произведении.

Пейзажная лирика – передача через состояние природы состояния души.

Лирический пейзаж – описание природы, отражающее внутренний мир лирического героя.

===================

  1. Приведите наиболее ясное, с Вашей точки зрения, и наиболее понятное Вам определения термина «романтизм» (не путать с термином «романтика»!). Раскройте содержание этого понятия своими словами.

_____________________

Романтизм – направление в литературе, в котором наибольшее внимание уделяется идеалам человека, его стремлениям. В романтизме часто можно наблюдать разрыв между действительностью и мечтой.

===================

  1. Используя примеры из всех программных произведений Жуковского, проиллюстрируйте и охарактеризуйте своими словами следующие особенности романтического миросозерцания (10-15 строк на каждую):

  • видение человеческой личности со всем богатством ее внутреннего мира как абсолютной ценности;

  • принцип «двоемирия» и стремление личности преодолеть границы «мира здешнего» и обрести «мир иной»;

  • обращение к событиям и образам исторического и легендарного прошлого как форма выхода в «мир иной»;

  • обращение к сверхъестественному, к мистической, магической и фантастической образности и символике как форма соприкосновения с «миром иным»;

  • акцентирование роли поэтического познания;

  • одухотворение природы.

_____________________

===================

  1. Что Вам известно о сентиментализме и его месте в истории литературы? Какие мотивы, обнаруживаемые в романтическом мире Жуковского, имеют сентименталистское происхождение?

_____________________

Первостепенное место в представлениях сентименталистов занимают чувства, или, как говорили в России в XVIII в., чувствительность. От этого слова (по-французски sentiment) получило название и само литературное направление. В отличие от классицизма, философской основой которого был рационализм, сентиментализм опирался на сенсуалистическую философию английского ученого Локка, объявившего отправной точкой познания — ощущения. Чувствительность понимается сентименталистами не только как орудие познания, но и как область эмоций, переживаний, как способность отзываться на радости и страдания других людей, как основа общественной солидарности. В Словаре Академии Российской, выпущенном в конце XVIII в., слово «чувствительность» определялось как «качество трогающегося человека несчастиями другого». В лирике Жуковского сентиментализм прослеживается в склонности к самосозерцанию, выражении настроения через пейзаж.

===================

  1. Уточните свои представления о романтических жанрах. Перечислите основные признаки элегии, баллады, отрывка. Определите жанровую природу каждого программного произведения Жуковского и аргументируйте свой ответ.

_____________________

Элегия – произведение с характером задумчивой грусти. К этому жанру можно отнести стихотворения Жуковского «Вечер» и «Море» - в них ключевым являются переживания героя, его мысли и эмоции.

Баллада характеризуется фрагментарностью изложения, фиксирующего только высшие моменты развития действия и опускающего промежуточные звенья. Часто присутствуют фольклорные мотивы. В балладах преобладает диалог, драматизирующий рассказ, мрачный тон повествования. К балладам относится произведение «Светлана» - в ней присутствуют и мрачность, и мистические мотивы, и то, что автор не уделяет особого внимания деталям.

Стихотворение «Невыразимое» сам Жуковский относит к отрывку.

===================

  1. Кратко охарактеризуйте своеобразие элегий Жуковского. Традиции каких европейских поэтов развил Жуковский в своих элегиях?

_____________________

Своеобразие элегий Жуковского в том, что в них облик автора показан через переживания лирического героя. Жуковский в своих элегиях продолжил традиции Грея (большие стихотворения, исполненные скорбного раздумья, такие как «Вечер», «Славянка», «На кончину кор. Вюртембергской»), Шиллера («Мечты»).

===================

  1. Кратко охарактеризуйте своеобразие баллад Жуковского. Традиции каких европейских поэтов развил Жуковский в этом жанре?

_____________________

Баллады Жуковского мрачны, пропитаны мистикой, но при этом в них есть дух некой мечтательности, они содержат множество образов и символов. Первая баллада Жуковского «Людмила» - вольное переложение Бюргеровской «Леноры», но, не до конца довольный своим произведением, Жуковский пишет «Светлану», привнося в неё истинно русский колорит. Баллада «Лесной Царь» - вольный перевод Гете.

===================

  1. Обратите внимание на специфику образности Жуковского. Найдите в каждом программном произведении и прокомментируйте по 5 примеров на каждую из следующих групп образов:

  • мифологические образы (преимущественно античного происхождения);

  • фольклорные образы;

  • религиозные образы.

_____________________

Мифологические образы:

«Приди, о муза благодатна,

В венке из юных роз, с цевницею златой;

Склонись задумчиво на пенистые воды

И, звуки оживив, туманный вечер пой

На лоне дремлющей природы».

«Где песни пламенны и музам и свободе?

Где Вакховы пиры при шуме зимних вьюг?»

Фольклорные образы

«Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Ворон каркает: печаль!»

«К мертвецу на грудь вспорхнул...

Всей лишенный силы,

Простонав, заскрежетал

Страшно он зубами

И на деву засверкал

Грозными очами...»

Религиозные образы

«Белоснежный голубок

С светлыми глазами,

Тихо вея, прилетел,

К ней на перси тихо сел,

Обнял их крылами».

«Яркий свет паникадил

Тускнет в фимиаме;

На средине черный гроб;

И гласит протяжно поп:

«Буди взят могилой!»

===================

  1. Проанализируйте одно из программных стихотворений Жуковского в соответствии со схемой разбора лирического стихотворения, помещенной в разделе «Принципы анализа литературных произведений». Обратите внимание на необходимость упомянуть об изобразительных средствах, речевых особенностях, особенностях ритмики, рифмы и строфики. При необходимости уточните свои представления о соответствующих терминах и принципах анализа поэтического текста. (Форма свободная, обязательно наличие всех пунктов плана).

_____________________

Стихотворение «Море» было написано в 1822 г. Это романтическая элегия. Оно относится к периоду расцвета творчества писателя, который в те годы служил при дворе.

В этом стихотворении описываются душевные терзания лирического героя, сопоставлены две бездны – бездна неба и бездна моря. В отличие от неба, спокойного и безмятежного, море – в постоянном волнении. Оно боится потерять небо – свой идеал, и герою близки эти чувства. При прочтении элегии складывается впечатление, что море – живое существо. Оно динамично – то спокойно, то бушует, то тревожится после бури. Образ моря в стихотворении создается и при помощи звукописи: в элегии мы видим ассонанс на «о» и аллитерацию на сонорные:

Безмолвное море, разумное море,

Стою очарован над бездной твоей…

Создается впечатление спокойного, переливающегося, играющего моря, которое не стоит на месте, а постоянно движется.

В бурю море бьётся, вздымает волны, шум которых Жуковский изображает при помощи аллитераций:

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу...

Создаётся полная иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Трёхсложные стопы в приведённых строках разделены паузами, передающими мерные удары волн.

Море в стихотворении – живое существо, и поэт показывает это при помощи метафор, олицетворения, сравнений.

Стихотворение «Море» написано белым амфибрахием. Оно не разделено на строфы и в нем нет рифмы, этим Жуковский подчеркивает, что море — это неделимая, таинственная, мистическая сущность.

===================

Анализ проблематики

  1. Опираясь на тексты программных произведений, раскройте следующий тезис: «В лирике Жуковского, отмеченной сосредоточенностью рефлексии, медитативной созерцательностью и исповедальностью, глубоко и полно отразился внутренний мир личности поэта, его психологический облик, своеобразие его переживаний» (0,5-1 стр.)

_____________________

===================

  1. В контексте романтического мира Жуковского объясните смысл следующих понятий:

  • человек;

  • природа;

  • судьба;

  • счастье;

  • прекрасное.

_____________________

===================

  1. Перечислите основные составляющие нравственно-философской проблематики баллад Жуковского и на примере баллады «Светлана» покажите, как эти проблемы решаются в его художественном мире (0,5-1 стр.).

_____________________

===================

  1. Составьте подробные планы сочинений на темы: «Человек и природа в лирике Жуковского» и «Проблема счастья в лирике Жуковского». Планы должны отражать структуру сочинения, используемые тексты, краткое содержание каждой части (0,5 стр. на каждый план).

_____________________

«Человек и природа в лирике Жуковского»

1. Вступление.

Роль Жуковского в истории русской литературы. Предмет творчества Жуковского – мир человеческой души. Личный характер поэзии.

2. Основная часть.

Роль описаний природы. Восхищение окружающим миром («Невыразимое»), передача переживаний героя через пейзаж («Вечер»), образность, зримая осязаемость.

3. Заключение.

Стремление Жуковского к идеальному, тонкое понимание внешнего мира.

«Проблема счастья в лирике Жуковского»

1. Вступление.

Жуковский как основоположник русского романтизма.

2. Основная часть.

Счастье – в поиске себя, в стремлении к идеалу.

3. Заключение.

===================

  1. В чем, на Ваш взгляд, заключаются положительные и отрицательные стороны романтического миросозерцания?

_____________________

К положительным сторонам романтического миросозерцания можно отнести наличие некого идеала, который дает определенный стимул, цель, смысл к существованию. Однако есть и отрицательные стороны – уйдя из реального мира в мир фантазий, человек может, напротив, перестать хоть что-то делать, чтобы приблизиться к мечте, мир вокруг по сравнению с идеалом кажется серым.

===================

  1. В чем Вы видите вклад Жуковского в развитие русской поэзии (5-10 строк).

_____________________

Жуковский – поэт, ставший тем, на кого равнялись в юности многие выдающиеся русские поэты-классики. Жуковский своим романтическим творчеством подготовил общественность к появлению Пушкина. Баллады и элегии Жуковского, вольные переводы и подражания, ставшие оригинальными стихотворениями, открыли дорогу русской лирической поэзии эпохи романтизма.

===================

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

  1. Своеобразие художественных средств в лирике Жуковского.

  2. Мотив судьбы в балладах Жуковского.

  3. Образ романтического поэта в лирике Жуковского.

_____________________

===================

И.А. Крылов (ок. 1769-1844)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В. А. Жуковский (1783-1852) (1)

    Документ
    Внимательно прочитайте все программные произведения Жуковского. Расположите их в хронологическом порядке, указывая год написания. Из стихотворений «Вечер», «Невыразимое» и «Море» приведите по 5 цитат, наиболее ярко, с Вашей точки
  2. В. А. Жуковский (1783-1852) (2)

    Документ
    Внимательно прочитайте все программные произведения Жуковского. Расположите их в хронологическом порядке, указывая год написания. Из стихотворений «Вечер», «Невыразимое» и «Море» приведите по 5 цитат, наиболее ярко, с Вашей точки зрения,
  3. В. А. Жуковский (1783-1852) (5)

    Документ
    Внимательно прочитайте все программные произведения Жуковского. Расположите их в хронологическом порядке, указывая год написания. Из стихотворений «Вечер», «Невыразимое» и «Море» приведите по 5 цитат, наиболее ярко, с Вашей точки зрения,
  4. В. А. Жуковский (1783-1852) (4)

    Документ
    Внимательно прочитайте все программные произведения Жуковского. Расположите их в хронологическом порядке, указывая год написания. Из стихотворений «Вечер», «Невыразимое» и «Море» приведите по 5 цитат, наиболее ярко, с Вашей точки зрения,
  5. 09. 02. 1783–1852

    Документ
    Многие поколения детей учились по балладам Жуковского благородству и высоте чувств, верности, преданности, сочувствию бедным и обиженным. Поэтичные, романтические, исполненные глубокой нравственной красоты герои его не могут оставить

Другие похожие документы..