Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В Сургутский институт нефти и газа (филиал) Тюменского государственного нефтегазового университета принимаются граждане Российской Федерации, иностра...полностью>>
'Закон'
По итогам конференции планируется издание сборника материалов. Редколлегия сборника оставляет за собой право отклонения материалов, не соответствующи...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Специальность: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (специализация – экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и ...полностью>>
'Справочник'
Наша задача — научить выживать не просто в сложных условиях, а в аномально сложных. Выживание в аномальных зонах и в обычных местах — в моменты действ...полностью>>

Внешнеполитическая стратегия администрации б. Клинтона на ближнем востоке

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

КИРЕЕВ Алексей Александрович

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

Б. КЛИНТОНА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

Специальность 07.00.03 – всеобщая история

(новая и новейшая история)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

МОСКВА

2008

Работа выполнена на кафедре новой и новейшей истории Запада и Востока исторического факультета Московского педагогического государственного университета

Научный консультант:

доктор исторических наук, профессор

Шпилькова Вера Ивановна

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор Загладин Никита Вадимович;

доктор исторических наук, профессор Гарбузов Валерий Николаевич;

доктор исторических наук

Алиев Ариф Али-Гусейнович

Ведущая организация:

Дипломатическая академия МИД РФ

Защита состоится «13» октября 2008 г. в 15 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.154.09 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 119571, г. Москва, пр. Вернадского, 88, исторический факультет, ауд. 322.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, г. Москва, ГСП-2,ул. Малая Пироговская, д.1.

Автореферат диссертации разослан «___» _________________2008 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Иванцова Н.Ф.

I. Общая характеристика работы:

В 1990-е гг. международные отношения переживали этап реорганизации, вызванный окончанием «холодной войны». Складывание новой системы международных отношений происходило при абсолютном преобладании политической, военной и экономической мощи США. Изучение специфики влияния внешней политики Соединенных Штатов на весь комплекс международных отношений в 1990-е гг. дает возможность понять сущность конкретных нововведений в международной политической практике.

Актуальность исследования вызвана тем, что проблема осуществления внешнеполитической стратегии США как на общем уровне, так и на региональном, влияние её целей и методов на трансформацию международного права, остается центральной в политической повестке дня в наступившем XXI веке.

На внешнюю политику США после окончания «холодной войны» оказывали влияние ряд факторов. Они способствовали складыванию основных направлений поведения США в регионах мира. Во-первых, это подавляющая мощь и ощущение своего всемогущества. Американское руководство с начала 1990-х гг. было уверено в силах своей страны: США добились стремительной победы в войне в Персидском заливе, не встретили сёрьезного противодействия в мире их операции на Гаити и Балканах.

Во-вторых, в США росло осознание своей уязвимости. Основную роль в этом сыграл рост международного терроризма, в том числе на почве исламского фундаментализма. Под влиянием технологической революции в распространении информации и глобализации мелкие государства и частные лица получили возможность создавать угрозы крупным государствам и международной стабильности. Это явление в мировой политике получило название «присвоение права на применение силы» или, по выражению американского политолога Дж. Ная, «приватизация войны»1.

В-третьих, после окончания «холодной войны» возросло ощущение американцами своей исключительности, которое, по мнению исследователей, привело их к одиночеству в мире2. Ни ООН, ни союзники США в Европе и Азии не могли составить равноправное партнерство с военно-политической машиной США. Новые региональные державы в глазах Вашингтона не выглядели достойными для сотрудничества, считались американскими политиками не созревшими для самостоятельной роли в мировых и региональных делах.

В-четвертых, большое влияние на формирование внешнеполитической стратегии США в 1990-е гг. оказала интенсивная идеологизация их внешней политики. Мессианизм был одной из основ этой политики в течение всей «холодной войны», но с приходом в 1993 г. в Белый дом администрации Б. Клинтона, американцы окончательно уверились, что распространение идеалов свободы и демократии в мире – лучшая гарантия защиты многообразных американских интересов, в том числе и интересов национальной безопасности.

Опыт США представляет интерес в качестве примера попытки обеспечения современным государством своей безопасности и жизненно важных интересов. После окончания «холодной войны» наравне с мессианизмом и морализаторством во внешнеполитической деятельности администрации Клинтона проявил себя в полной мере американский прагматизм3. Несмотря на то, что эти явления часто рассматриваются как антиподы, в 1990-е гг. они взаимодействовали. Это нашло свое выражение как в двухпартийном характере внешней политики администрации Клинтона, так и в попрании демократических норм международных отношений (прежде всего, отрицании опыта и эффективности ООН) и стремлении к единоличным действиям. Разрыв между идеалами «продвижения демократии в мире» и реальным следованием прагматизму привел к «двойным стандартам» во внешней политике США. Ярким проявлением этого была политика в отношении урегулирования арабо-израильского конфликта и появление концепции «стран-изгоев», которая объясняла, почему США «приходится» отступать от демократических принципов.

В этом проявился эгоцентризм американской внешней политики после «холодной войны». Яркой чертой его стало отсутствие всякой критики по отношению к себе. Администрация Клинтона попыталась закрепить единоличное право на применение силы и свои «образы врагов» в качестве норм международного права, что, безусловно, явилось новым моментом в истории современных международных отношений. Можно поставить под сомнение универсальность этого опыта, но он может иметь практическое значение при моделировании позитивных и негативных аспектов этой политики.

Важность изучения проблем Ближнего Востока в целом обуславливается его существенным геополитическим, экономическим и военно-стратегическим значением. Этот регион является обладателем уникальных запасов минерального сырья – углеводородов, имеющих первостепенное значение для нормального функционирования мирового хозяйства. Ближний Восток расположен на пересечении главных экономических и стратегических путей, связывающих три континента – Европу, Азию и Африку. Здесь проходят морские, сухопутные и воздушные коммуникации, играющие важную роль в мировых экономических связях и представляющие ценность для стратегических перебросок войск. Важность Ближнего Востока для Соединенных Штатов стала еще более очевидной в связи с превращением этого региона в один из главных центров генерирования идей политического и религиозного экстремизма, деятельности многочисленных террористических организаций.

США действуют в этом регионе наиболее активно, масштабно и целенаправленно, последовательно осуществляя планы реализации американских политических, экономических и военно-стратегических целей. Первостепенное внимание уделяется при этом обеспечению гарантированного безопасного доступа к финансовым и энергетическим ресурсам ближневосточных стран. Именно эти цели привели Соединенные Штаты к политическому противостоянию с Ираком и Ираном, которые претендуют на лидерство в ближневосточном регионе. С этих позиций и целесообразно рассматривать как участие США в ближневосточном урегулировании (имея ввиду сохранение военно-технического превосходства Израиля над арабскими странами), так и противодействие распространению наиболее радикальных течений исламского фундаментализма. Важное место в политике Вашингтона отводится таким вопросам, как развитие военного сотрудничества США с государствами региона, закрепление в некоторых из них прямого американского военного присутствия.

Актуальность работы определяется и нарастающим потоком критики внешнеполитической деятельности США после «холодной войны» как внутри страны, так и во всем мире. Особое значение имеют действия Вашингтона на Ближнем Востоке, где США апробируют методы контролирования ключевых регионов с целью достижения доминирования в мире.

Для России исследование деятельности США на Ближнем Востоке имеет большое значение, поскольку отечественная дипломатия в 1990-е гг. фактически устранилась от решения проблем этого региона. Возвращение России на Ближний Восток необходимо и неминуемо – это важно для обеспечения безопасности южных рубежей и интересов страны. Под влиянием политики США изменилась картина региона. Необходимо понять, что надо предпринять для проведения адекватной внешней политики России на Ближнем Востоке. Имеет значение и изучение опыта администрации Клинтона по урегулированию арабо-израильского конфликта, поскольку России остаётся коспонсором мирного процесса.

Таким образом, на примере развития внешнеполитической стратегии США на Ближнем Востоке можно дать оценку американскому опыту экстраполяции их внешнеполитических норм в практику международных отношений. Это позволяет не только сделать выводы о специфике переходного периода наступившего после окончания «холодной войны», но и проследить путь общей трансформации международных отношений.

Хронологические рамки работы охватывают период с 1993 по 2001 гг. Это были годы пребывания у власти в США администрации президента Уильяма (Билла) Джефферсона Клинтона. Нижняя граница - связана с началом попыток разработать и претворить в жизнь отличные от предыдущего периода методы поддержания доминирующего положения Соединенных Штатов в мире. В официальных документах администрации Клинтона отражена попытка объединить общечеловеческие ценности, принципы либеральной демократии и жизненно важные интересы США. Это отразилось и на региональной стратегии в ключевых регионах мира, включая Ближний Восток. Администрация Клинтона стремилась использовать выгодную для себя ситуацию, сложившуюся в 1991 г. после войны в Заливе, для продвижения миротворческих усилий и одновременного контролирования ситуации в регионе.

Верхняя граница - 2001 г. Это было – не только время смены администрации в Вашингтоне, но и начало на международной арене больших изменений, последовавших за событиями 11 сентября 2001 г. Ближний Восток оказался в центре глобальной политики, в том числе по причине нерешенности основных региональных проблем. Выражением этого стало в конце 2000 г. начало второй интифады, кризис в отношениях США с Ираном, тупик в политике «сдерживания» Ирака и сохранение общей политической нестабильности в регионе на фоне усиления гонки вооружений.

Целью исследования является изучение развития и осуществления региональной стратегии администрации Клинтона в отношении Ближнего Востока. Исходя из этого, поставлены следующие задачи:

- определить место Ближнего Востока в глобальной стратегии администрации Клинтона;

- выявить особенности политики контролирования ключевых регионов мира в отношении Ближнего Востока в период правления администрации Клинтона;

- изучить внутриполитические факторы формирования в 1990-е гг. ближневосточной стратегии США. Особенно – общественного мнения США и этнического лоббизма;

- выявить специфику миротворческой политики Вашингтона в 1990-е гг. в арабо-израильском конфликте и её итоги;

- определить место политики «двойного сдерживания» Ирака и Ирана в ближневосточной стратегии и ее эффективность для американских интересов в регионе;

- рассмотреть взаимосвязь между военным присутствием США на Ближнем Востоке, военно-техническим сотрудничеством со странами региона и другими составляющими ближневосточной стратегии администрации Клинтона;

- дать оценку методам региональной стратегии США на Ближнем Востоке с точки зрения их универсального характера для политики достижения мирового доминирования.

Методология исследования основана на методологическом синтезе, который включает в себя комплексный, сравнительный, критический и другие принципы познания. Их применение обусловлено характером решаемых в диссертации проблем. В исследовании применяется диалектический метод, в основе которого лежит системный подход к анализу исторических явлений, рассмотренных в динамике, взаимосвязи и взаимовлиянии с другими явлениями и процессами.

Важнейшее значение для автора имел принцип историзма, понимаемый как неразрывное диалектическое единство общего и частного, как отсутствие всякой предвзятости, как прочтение источника в широком социально-политическом и мировоззренческом контексте изучения эпохи.

Объектом исследования является регион Ближнего Востока в политике США после окончания «холодной войны».

Предметом исследования является формирование и реализация региональной стратегии администрации Клинтона на Ближнем Востоке (1993-2001 гг.)

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предпринята попытка комплексного изучения ближневосточной стратегии администрации Клинтона (1993 – 2001 гг.) в русле общей внешнеполитической линии США после «холодной войны».

В работе углубленно рассматривается проблема формирования внешнеполитической стратегии США в отношении одного из ключевых регионов мира в период трансформации международной системы после окончания «холодной войны». Это дало возможность более предметно изучить дискуссионные проблемы развития современных международных отношений.

Научную новизну исследования определяет также рассмотрение вопросов формирования и осуществления внешнеполитической стратегии в совокупности с внутриполитическими факторами США – общественным мнением и политическим лоббизмом.

Другим аспектом научной новизны является анализ проявления во внешнеполитической стратегии США мессианства, прагматизма и «двойных стандартов». Продемонстрированы не только средства осуществления этих принципов во внешней политике США, но и их взаимодействие, что имело большое значение для формирования новой системы международных отношений.

Представляет несомненный интерес исследование таких важнейших международных проблем современности как способы урегулирования региональных конфликтов (на примере арабо-израильского), формирование взаимоотношений между региональными «центрами силы» и мировыми державами, а также способности современных лидеров международных отношений сохранять стабильность международной системы, в том числе и в ключевых регионах.

Проведен анализ многих важнейших вопросов истории формирования и осуществления внешнеполитической стратегии администрации Клинтона на Ближнем Востоке. В научный оборот введены ранее не использованные в отечественной историографии источники и научные исследования.

Практическая значимость работы состоит в рассмотрении особенностей формирования и трансформации внешнеполитической стратегии администрации Клинтона на Ближнем Востоке с учетом как внутриполитического, так и внешнеполитического положения США после окончания «холодной войны». Проанализирован процесс выбора поведения Соединенных Штатов после окончания «холодной войны» в условиях влияния на их внешнюю политику как традиционных элементов, так и новых условий современного мира.

Выводы, сделанные в диссертационном исследовании, могут быть использованы при выполнении научных квалификационных работ всех уровней, в том числе при подготовке монографий по истории внешней политики США и стран Ближнего Востока. Результаты исследования могут быть применены в ВУЗах при чтении общих курсов и спецкурсов, подготовке спецсеминаров по новейшей истории стран Европы и Америки и истории стран Азии и Африки.

Источники по проблемам исследования весьма разнообразны. Прежде всего, это официальные документы американской внешней политики: доклады и выступления президента и чиновников его администрации; документы государственного департамента США, совета по национальной безопасности и других ведомств, имевших отношение к формированию и осуществлению внешней политики США; материалы интервью и пресс-конференций сотрудников внешнеполитических ведомств и особых представителей госдепартамента США по Ближнему Востоку.

При изучении официальной внешней политики на глобальном и региональном уровнях особую ценность имеют ежегодные доклады президента Клинтона конгрессу США, в которых излагаются внешнеполитические доктрины страны4. В них дается оценка ситуации в мире и отдельных регионах, определяются основные угрозы интересам США и даются главные направления как глобальной, так и региональной стратегии. Президент учитывал ситуацию в конгрессе США, где с 1994 г. республиканцы получили большинство. Поэтому риторика официальной доктрины имела цель сгладить межпартийные противоречия и представить цели внешнеполитической доктрины как общенациональные. Спорные моменты, как правило, опускались. Деятельность президента, в том числе и во внешнеполитической сфере, освещена в специальных изданиях, в которых собраны все выступления, письма, интервью и другие материалы, позволяющие составить представление о взглядах президента Клинтона на отдельные проблемы внешней политики страны и их изменения5.

Положения внешнеполитической доктрины рассматривались в многочисленных выступлениях чиновников правительства и специальных документах госдепартамента6. В них даны более полные оценки внешнеполитической идеологии США, ее целей и методов их достижения. На основе этих материалов можно было составить представление о существовании разногласий внутри администрации по различным вопросам глобальной и региональной политики США.

Необходимо отметить документы и материалы, относящиеся к формированию военной стратегии США7. Они свидетельствуют об эволюции подходов военных экспертов к проблемам обеспечения национальной безопасности и защиты национальных интересов на региональном уровне.

Существенным источником для изучения внешней политики США и её ближневосточного направления являются материалы слушаний в конгрессе. Как правило, присутствовавшие на слушаниях чиновники администрации (госсекретари или их помощники по ближневосточной политике) освещали основные положения региональной стратегии США, а в ходе дискуссий вскрывали её нюансы. Приглашенные на заседания эксперты (политики и ученые) зачастую давали оценки внешней политики администрации Клинтона на Ближнем Востоке, высказывали альтернативные точки зрения. В ходе работы комиссий конгресса оглашались данные относительно размеров военной и финансовой помощи странам региона, заслушивались отчеты о поездках членов конгресса на Ближний Восток, приводились сведения по многим аспектам американской ближневосточной политики.

Анализ данных документов дал возможность составить представление об основах ближневосточной стратегии администрации Клинтона, её трансформации и методах достижения целей. Дискуссии в конгрессе свидетельствовали о деятельности этнического лобби и его влиянии на принятие конкретных решений.

Документы и материалы научно-исследовательских центров и общественных организаций дают возможность проследить эволюцию позиций внешнеполитической элиты по изучаемым вопросам. Представители различных политических школ и направлений группировались вокруг определенных научно-аналитических институтов (РЭНД, Центра стратегических и международных исследований, Фонда наследия, Университета национальной обороны, КАТО института и пр.)8 Все эти, так называемые «мозговые центры», принимали активное участие в формировании внешнеполитического курса США, а также поставляли профессиональные кадры для соответствующих госучреждений. К этой группе источников примыкают документы политических партий (республиканцев и демократов), в которых излагалось видение будущей внешнеполитический стратегии США. Во многом эти документы носят пропагандистский характер, поскольку использовались в ходе предвыборных кампаний. Однако, они дают представление об идеологии основных политических движений США.

Статистические источники отражают данные по вопросам развития военно-экономического сотрудничества США со странами Ближнего Востока, динамики торговли оружием и общего уровня развития стран региона.

Большую группу источников составляют работы политических, государственных, военных деятелей, современников и участников событий. Прежде всего, это - воспоминания американских политических деятелей – бывшего президента Б. Клинтона, госсекретарей в его администрации - У. Кристофера и М. Олбрайт и других9. Немалое значение имеют работы таких политических фигур, которые принимали участие в непосредственном осуществлении внешнеполитической стратегии США на Ближнем Востоке, как Б. Бутрос Галли, Б. Нетаньяху, Р. Батлер.

Немалую ценность представляют воспоминания российских политиков и общественных деятелей. Прежде всего, это - Е.М. Примаков, который с января 1996 по сентябрь 1998 г. был министром иностранных дел Российской Федерации10. По роду своей работы, а также, являясь крупным специалистом по ближневосточным проблемам, он уделял и уделяет в своей деятельности этому региону большое внимание. МИД России при Е.М. Примакове имел четкую позицию по вопросам мирного урегулирования арабо-израильского конфликта и обеспечения безопасности в этом взрывоопасном регионе мира. В его мемуарах дается подробная характеристика американской внешней политики и её политическим деятелям, с кем ему приходилось общаться.

Не меньший интерес вызывают воспоминания А.Е. Бовина, бывшего в 1991 – 1997 гг. послом Российской Федерации в Израиле11. Являясь знатоком Ближнего Востока, он дал всестороннюю характеристику практически всем региональным проблемам периода 1990-х гг.

Заслуживают внимания и мемуары заместителя председателя Организации Освобождения Палестины (ООП), нынешнего главы ФАТХ и Палестинской автономии, Абу Мазена (Махмуда Аббаса), который представлял палестинскую сторону на переговорах с Израилем12. Противоположную точку зрения представляют работы Шимона Переса – одного из виднейших политиков Израиля и министра иностранных дел в правительстве Ицхака Рабина (1992-1995 гг.), которое пошло на подписание соглашений с палестинцами в Осло13.

Данный круг источников позволил раскрыть побудительные мотивы политических деятелей при принятии тех или иных решений.

Следующая группа источников – периодическая печать. В работе в основном были использованы издания, издаваемые как в США, Западной Европе и странах Ближнего Востока, а также России. Особенностью американской прессы является её повышенное внимание к вопросам внешней политики. СМИ США являются не только наблюдателями, но и соучастниками политического процесса. Пресса даёт информацию о дискуссиях по вопросам формирования глобального и регионального внешнеполитического курса США, особенностях функционирования администрации Клинтона, оценки её деятельности в политическом и экспертном сообществе, а также общественностью. В прессе публиковался материал относительно реакции общественного мнения США на проводимый администрацией Клинтона внешнеполитический курс. Были использованы не только материалы центральных изданий США, но и специализированных журналов, в которых освещался процесс формирования и осуществления внешнеполитической стратегии США.

Среди научной периодики можно выделить журналы «США: экономика, политика, идеология» (с 1997 г. «США: Канада: экономика, политика, культура»), «Мировая экономика и международные отношения», «Международные процессы», «Восток», «Middle East Journal». Содержащиеся в них научно-исследовательские публикации имели определенное значение в изучении нашей темы.

Таким образом, в данном исследовании был изучен, проанализирован и критически осмыслен обширный круг источников. Разнообразие источников помогло сформулировать научную позицию и решить поставленные в диссертации задачи.

Отечественная историография. Внешняя политика США всегда была в центре внимания отечественных исследователей. Не меньший интерес у них вызывал и Ближневосточный регион. В отечественной историографии имеется значительное количество работ, в которых исследуются различные аспекты внешнеполитической деятельности США после «холодной войны», в том числе и администрации Клинтона.

Изучению трансформации глобальной политики США после «холодной войны» в русле общих перемен в международных отношениях посвящены работы Э.Я. Баталова, А.Д. Богатурова, Н.В. Загладина, О.А. Колобова, С.М. Рогова, М.И. Рыхтика, Л.С. Семейко, А.И. Уткина, Т.А. Шаклеиной14. Рубеж XX-XXI веков был отмечен выходом целого ряда коллективных монографий, в которых проанализированы первые итоги внешнеполитической деятельности США, как единственной сверхдержавы15. В них поднимаются общие вопросы трансформации внешней политики США после «холодной войны». Большинство ученых отмечало, что администрация Клинтона, как и администрация Дж. Буша-старшего, наследовала основные компоненты внешнеполитической стратегии США. Цель её оставалась прежней – мировое доминирование.

Делается вывод, что внешняя политика администрации Б. Клинтона носила двухпартийный и эклектичный характер. Администрация Б. Клинтона, сделав попытку придать внешней политике США гуманитарную ориентацию, акцентировав её на продвижении либеральной демократии и защите общечеловеческих ценностей, к концу 1990-х гг. вернулась к отстаиванию американских жизненно важных интересов и силовым методам политики. Исследователи отмечали, что это не было поражением внешнеполитического курса Клинтона, скорее это был закономерный результат тех дискуссий, которые велись внутри страны. Либералы Клинтона, идеализировавшие постбиполярный мир, уступили место либералам, которые увязывали гуманитарные и демократические ценности с жизненно важными интересами США. Сила всегда оставалась в арсенале методов американской политики. Либеральная администрация Клинтона использовала её охотнее, чем осторожные консерваторы. Именно либералы окончательно сформировали внешнеполитическую концепцию «стран-изгоев», которым отказывалось в праве на суверенитет и равенство в мировом сообществе16. Особенно ярко эти черты внешней политики США проявлялись на региональном уровне. Следует отметить, что ближневосточная стратегия администрации Клинтона становилась объектом изучения отечественных специалистов как часть развития общего процесса региональной политики США17. В данных исследованиях, как и в работах общего характера, делается вывод о преемственности в период правления Клинтона интересов США на Ближнем Востоке после «холодной войны». В тоже время, после войны в Заливе 1991 г. и в период кардинальных изменений в глобальном миропорядке, США почувствовали себя единственным гарантом безопасности в ближневосточном регионе.

Основной проблемой в исследованиях отечественных ученых в 1990-е гг. оставался арабо-израильский конфликт, который длился уже более полувека. Новая ситуация в мире и регионе в начале 1990-х гг. давала шанс на достижение урегулирования этого конфликта. А.З. Егорин, И.Д. Звягельская, А.Д. Эпштейн отмечают, что США при администрациях Дж. Буша-старшего и Б. Клинтона фактически единолично контролировали арабо-израильский диалог, оказывая давление на обе стороны. В тоже время, основной чертой ближневосточной стратегии Соединенных Штатов оставалась политика «двойных стандартов», что, по мнению Е.М. Примакова, было неприемлемо в данном регионе18.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аналитика событий в Северной Африке и на Ближнем Востоке Под редакцией Сергея Кургиняна Международный общественный фонд «Экспериментальный творческий центр» Москва 2011

    Документ
    В монографии авторского коллектива под руководством Сергея Кургиняна рассматриваются, в историческом контексте и с привлечением широкого фактологического материала, социально-экономические, политические и концептуально-проектные основания
  2. Сборник статей выпуск двадцать седьмой ближний Восток и современность

    Сборник статей
    Сборник посвящен широкому кругу проблем, связанных с ситуацией на Ближнем и Среднем Востоке. Предлагаемые статьи являются исследованием конкретных вопросов странового и общего порядка, имеющих актуальное научное и практическое значение
  3. Культурно-идеологический аспект ближневосточной политики администрации дж. Буша-мл

    Автореферат
    Актуальность данной работы обусловлена прежде всего тем, что в условиях обострения межцивилизационных проблем (в частности, между Западом и Россией, с одной стороны, и странами с преобладающим мусульманским населением, с другой),
  4. Внешнеполитический курс США на западных балканах (1990-е 2000-е гг.) 07. 00. 03 Всеобщая история (новая и новейшая история)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «1» марта 2012 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.081.01 по присуждению ученой степени доктора исторических наук при ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по адресу: 420015, г.
  5. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность российской федерации в 2009 году обзор мид россии

    Диплом
    Международные события 2009 года, включая глобальный финансово-экономический кризис, способствовали формированию позитивной, объединительной повестки дня для всего мирового сообщества.

Другие похожие документы..