Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
Об Алистере Кроули (1875-1947) написано и наговорено много плохого - пожалуй, больше, чем о любом другом крупном деятеле оккультизма последних столети...полностью>>
'Закон'
Настоящим Законом регулируются отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образц...полностью>>
'Закон'
В ходе разработки теоретической конструкции механизма обеспечения законности деятельности органов местного самоуправления следует исходить из методол...полностью>>
'Документ'
У каждого из нас – свое понимание лидерства, свое представление о том, кого действительно можно назвать лидером, свой счет к политическим и историчес...полностью>>

Логические законы

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ НИКИФОРОВ

ЛОГИКА

МОСКВА

ИЗДАТЕЛЬСТВО “ВЕСЬ МИР”

2001

Содержание

Предисловие

Глава 1

ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

Что изучает логика

Истинность и правильность

Мышление и язык

Этапы развития логики

Зачем нужно знакомство с логикой?

Глава 2

СЛОВО И ПОНЯТИЕ

Имя

Понятие

Содержание и объем имени (понятия). Классификация понятий

Отношения между объемами понятий.. Неточность, неясность, многозначность Операции с понятиями

Ответы

Глава 3

ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СУЖДЕНИЕ

Что такое суждение

Строение простого суждения

Виды простых суждений

Логические связки

Таблицы истинности

Другие виды высказываний Ответы

Глава 4

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

Глава 5

РАССУЖДЕНИЯ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

Что такое умозаключение. Дедукция и индукция

Непосредственные умозаключения

Простой категорический силлогизм

Условно-категорический силлогизм

Разделительно-категорический силлогизм

Индукция

Ответы

Глава 6

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ОПРОВЕРЖЕНИЯ

Структура доказательства

Прямое и косвенное доказательства

Опровержение

Каков ваш тезис?

Какими должны быть аргументы

Демонстрация, или форма доказательства

Убедительность доказательств

Ответы

Глава 7

МЫ ВСТУПАЕМ В СПОР

Что такое спор

Разновидности спора

Условия спора

Глава 8

ТАКТИКА СПОРА

Глава 9

ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПРИЕМЫ СПОРА

Паралогизм и софизм

Запрещенные общие приемы. Запрещенные аргументы.

Что делать?

Предисловие

Биологический вид, к которому мы принадлежим, называется “homo sapiens” - “человек разумный” в переводе с латинского. Среди наших предков был “человек умелый”, начавший изготавливать первые каменные орудия; “человек выпрямленный”, пите­кантроп; неандерталец, непосредственный предше­ственник современного человека. Нашей отличи­тельной особенностью по сравнению с животными и предшественниками является наличие разума. Но что такое “разум”? Оказывается, до сих пор отве­тить на этот вопрос чрезвычайно трудно. Мы гораз­до больше знаем о строении вещества, о звездах и галактиках, о растениях и животных, чем о наибо­лее важном свойстве человека.

Но есть одна из сторон разума - важнейшая, быть может, - которая исследована достаточно хо­рошо. Это - мышление, т.е. способность ориенти­роваться в окружающем мире, рассуждать, строить объяснения тех или иных явлений, делать предска­зания. Наука о мышлении называется логика.

“Когда я принимаю в соображение, - писал сто лет назад английский экономист, философ и логик Джон Ттюарт Милль, - ка” проста теория умоза­ключения, какого небольшого ремени достаточно для приобретения полного зн-.ния ее принципов и правил и даже значительной опытности в их при­менении, я не нахожу никакого извинения для тех, кто, желая заниматься с успехом каким-либо умст­венным трудом, упускает это изучение. Логика есть великий преследователь темного и запутанного мы­шления; она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы понимаем предмет, в то время как мы его не по­нимаем. Я убежден, что в современном воспитании ничто не приносит большей пользы для выработки точных мыслителей, остающихся верными смыслу слов и предложений и находящихся постоянно на­стороже против терминов неопределенных и дву­смысленных, как логика”.

Да, разумом нужно уметь пользоваться, его нуж­но и можно развивать. И этому учит единственная из наук - логика. Поэтому знакомство с ней необходи­мо любому человеку. Слон сильнее человека, ло­шадь - быстрее, орел видит дальше и лучше. Но ра­зум позволяет человеку неизмеримо превзойти их всех и в силе, и в быстроте, и в зоркости.

Глава 1

ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

ЧТО ИЗУЧАЕТ ЛОГИКА

Конечно, предмет всякой науки становится вполне ясным лишь в процессе знакомства с самой наукой, поэтому все предварительные определения этого предмета остаются неполными и не очень ясными. Тем не менее с чего-то же надо начинать.

Логика есть наука о формах и законах по­знающего мышления.

Логика изучает мышление, но не всякое, а лишь те мыслительные процессы, которые направлены на обнаружение и обоснование истины, на реше­ние некоторой задачи, на поиск путей преодоле­ния тех или иных трудностей, встающих перед на­ми как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Иногда утром, посмотрев на себя в зеркало, вы можете подумать: “У...у, ка­кая у меня сегодня противная физиономия!” Таких мыслительных процессов логика почти не касает­ся, изучение их - дело психологии или даже пси­хиатрии. Логику интересуют прежде всего позна­вательные процессы. Ну а что такое “познающее мышление”? Попро­буйте ответить на несколько простых вопросов.

У меня в кармане две монеты, которые в сумме дают 15 копеек, но одна из этих монет не пятачок. Какие это монеты? Вы начинаете думать: 7 и 8 копеек? Таких монет не существует. Может быть, 2, 3 и 10 копеек? Но тогда получается три монеты, а их всего две. Наконец, приходит мысль: одна из них не пятачок, но другая-то может быть пятачком! Ответ: 10 и 5 копеек.

Ночной сторож умер не ночью, а днем. Назначат ли ему пенсию? Вы начинаете вспоминать, что вам известно о пенсионном законодательстве, затем вдруг спохватываетесь: но ведь он умер, зачем же ему пенсия? Ответ: нет, не назначат.

Может ли порядочный человек жениться на сес­тре своей вдовы? Слово “порядочный” привлекает ваше внимание и вы задумываетесь: этично ли же­ниться на сестре вашей жены? Но вскоре приходит мысль: жена-то ведь уже вдова, значит, тот человек, о котором идет речь, умер! Ясно, что он ни на ком уже жениться не может, а слова “порядочный чело­век” просто отвлекают наше внимание от этого ре­шающего обстоятельства.

Во всех этих случаях поиск решения сводится к выдвижению некоторого предположения и выве­дению из него следствий. Если следствия не согла­суются с условиями задачи, мы отбрасываем перво­начальное предположение и выдвигаем новое и т.д. Несмотря на простоту приведенных примеров, по­иск их решения воспроизводит основные черты вся­кого познавательного процесса: проблема — пред­положительное решение — проверка решения и его отбрасывание, если оно не согласуется с условиями задачи и с известными нам истинами, - выдвиже­ние нового решения... Логика как раз и изучает те формы, в которых протекает познающее мышление, и те общие принципы, которым оно должно подчи­няться, чтобы достигнуть поставленной цели.

Логику интересует лишь форма наших мыслей, но не их содержание. Содержание наших мыслей бесконечно разнообразно: мы можем думать и рас­суждать о вулканах и звездах, о любви и предпри­нимательстве, о колбасе, которой вечно не хватает, и об электронах, от которых не знаешь куда девать­ся. Однако все это разнообразие укладывается в сравнительно небольшое число форм. Вот эти формы и изучает логика. Образно говоря, логику интересуют сосуды - бутылки, ведра, бочки, а не то, что в них налито. В бутылку что ни налей - нарзан, пиво, вино - она останется бутылкой и ее можно изучать именно как бутылку: исследовать ее геоме­трическую форму, объем, толщину стенок и т.д. Точ­но так же и мыслительные формы, независимо от своего содержания, обладают определенными свойствами, которые изучает логика.

В этом отношении логика сходна с грамматикой, которую мы изучали в школе. Грамматика тоже иссле­дует и описывает формы языковых выражений, от­влекаясь от их содержания. Для иллюстрации этого обстоятельства известный советский лингвист Л.В. Щерба приводил пример следующего выдуман­ного им предложения: “Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка”. Мы ничего не можем сказать о содержании этого предложения, но знание грамматики позволяет нам утверждать, что слово “ку-здра” здесь является подлежащим, “будланула” -сказуемым, “бокра” - дополнением и т.д. Мы можем говорить о роде, числе, падеже наших существитель­ных, не имея ни малейшего представления о том, что обозначают соответствующие слова. Аналогичное знание о формах мысли дает нам логика.

ИСТИННОСТЬ И ПРАВИЛЬНОСТЬ

Мы уже несколько раз упоминали слово “истина”. Пора бы пояснить его. Вопросы о том, что есть исти­на, можно ли получить ее и каким образом, иссле­дует философия. Здесь мы ограничимся кратким разъяснением, достаточным для целей логики.

Мысль называется истинной, если она соответст­вует своему предмету, т.е. представляет объект, ситу­ацию, положение дел так, как они существуют в ре­альности, сами по себе. Если же мысль не соответст­вует своему предмету, искажает его, ее называют ложной. Например, мысль о том, что русский компо­зитор А.П. Бородин был химиком, является истинной, так как Бородину действительно принадлежит целый ряд трудов и открытий в области химии. Однако мысль о том, что на яблоне растут бананы, будет лож­ной, ибо дает искаженное представление о яблоне.

Логическая правильность рассуждения есть его соответствие правилам, законам логики. Если вы опираетесь на истинные данные и рассуждаете пра­вильно, то вы всегда получите истинное заключе­ние. Это логика гарантирует. К со калению, можно правильно рассуждать, но исходить при этом из ложных посылок. В таком случае вы можете прийти к любому заключению - как к истинному, так и к ложному. Как говорится, из лжи следует все что угодно. Например, если вы приняли посылку “Все тигры питаются травой”, то из нее вы можете сде­лать как истинный вывод: “Некоторые травоядные полосаты”, так и ложный - “Некоторые травоядные есть тигры”. Важно иметь в виду следующее: логика не может сказать, истинны ли те или иные посыл­ки - это задача конкретных наук и повседневной практики, - но она помогает нам сделать наши рас­суждения правильными. Если вы опираетесь на ложь, ваши рассуждения могут привести вас куда угодно. Если вы опираетесь на истину, правильные рассуждения приведут вас только к истине.

МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК

Познающее мышление, изучаемое логикой, всегда выражается в языке, поэтому логика рассматривает мысль в ее языковом выражении. Иногда мы будем просто говорить о словах и предложениях, имея в ви­ду их мысленное содержание. Конечно, имеются мыс­ли, которые нам бывает трудно выразить в языке, -каждый с этим сталкивался: порой школьник или сту­дент на экзамене как будто бы все понимает, а сказать ничего не может. С такими мыслями логика не может иметь дела, не может их изучать и анализировать, они остаются “внутри” индивидуального сознания. Предполагается, что познающее мышление всех людей приблизительно одинаково и не зависит от их национальной принадлежности, социального поло­жения и культурных различий. Естественные языки, на которых разговаривают люди разных народов, весьма существенно различаются, в чем мы с огор­чением убеждаемся, когда начинаем изучать иност­ранные языки. Логика изучает формы мысли, а не языка, поэтому ее законы и принципы справедливы для всякого мышления, независимо оттого, в какой языковой оболочке оно представлено. Возьмем, на­пример, два следующих языковых выражения:

“Snow is white”, “Der Schnee ist weiss”.

Они состоят из разных знаков и вообще значи­тельно отличаются одно от другого. Однако оба вы­ражают одну и ту же мысль, которая по-русски пере­дается предложением “Снег бел”. Мысль —то общее, что свойственно всем этим трем совершенно разным языковым выражениям. Эту мысль и изучает логика. Тем не менее основополагающие характеристики языка оказывают влияние и на нашу мысль, поэтому логике часто приходиться принимать во внимание особенности языкового выражения мысли.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИКИ

Логика является одной из древнейших наук, офор­мившихся в самостоятельную дисциплину. Ее со­здателем считается древнегреческий философ и ученый Аристотель (384-322 гг. до н.э.).

Обращение Аристотеля к систематическому изложению логических знаний и разработке логи­ки было обусловлено в значительной мере обще­ственной потребностью. Гражданин античного по­лиса активно участвовал в жизни своего малень­кого государства. Он регулярно посещал народ­ные собрания, на которых обсуждались вопросы войны и мира, городского строительства, торгов­ли и т.п., ежегодно участвовал в выборах государ­ственных чиновников и сам в течение жизни неод­нократно мог занимать те или иные должности. За отправление государственных должностей в античной Греции не полагалось никакой оплаты, поэтому занять их стремились немногие. Иногда граждане были вынуждены прибегать к жребию, чтобы назначить кого-то командовать армией, надзирать за рынками или общественными водо­проводами. Античные греки много и с удовольст­вием судились, причем греческий суд не знал прокуроров и адвокатов, истец и ответчик сами должны были выступать перед судьями и присут­ствовавшей публикой. От умения внятно изло­жить суть дела и убедительно обосновать свои претензии часто зависел исход дела. Короче гово­ря, хорошему гражданину необходима была оп­ределенная образованность для выполнения сво­их гражданских обязанностей и осуществления своих гражданских прав.

Вот поэтому-то в античной Греции существовало всеобщее образование и высоко ценились учителя, их называли софистами (от греческого слова “софия” - мудрость), что означало первоначально “мудрец” или “учитель мудрости”. Они учили детей грамоте, основам наук, воспитывали умение ясно и убедительно говорить, отстаивать в спорах свое мнение. Со временем, однако, софисты стали изоб­ретать приемы, направленные на то, чтобы одура­чить собеседника, представить противника в смеш­ном или глупом виде, внушить недоверие к истине, а ложь, напротив, представить в белоснежных ри­зах истины. Такие недобросовестные приемы и уловки получили наименование “софизмы”, а слово “софист” приобрело тот негативный отте­нок, который сохранился у него до сих пор. Вот при­меры некоторых софизмов, сохранившихся в тру­дах древних авторов:

“То, чего ты не терял, у тебя есть. Ты не терял ро­гов. Следовательно, ты рогат”.

“Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следова­тельно, сидящий стоит”.

Со времен Античности до нас дошла следующая история. У знаменитого софиста Протагора был уче­ник по имени Эватл, обучавшийся праву. Учитель и ученик заключили договор, согласно которому Эватл должен был заплатить за обучение лишь по­сле того, как выиграет свой первый процесс. Одна­ко, закончив обучение, Эватл не спешил выступать в суде. Терпение учителя иссякло, и он подал на сво­его ученика в суд.

“Эватл в любом случае вынужден будет запла­тить мне, — рассуждал Протагор. — Он либо выигра­ет этот процесс, либо проиграет его. Если выигра­ет - заплатит в силу нашего с ним договора; если же проиграет - заплатит в силу приговора суда”.

“Ничего подобного, - рассуждал, в свою очередь, Эватл. — Действительно, я либо выиг­раю процесс, либо проиграю его. Если выиг­раю - решение суда освободит меня от уплаты;

если же проиграю - не буду платить в силу на­шего договора”.

Ученик, как видите, оказался достоин своего учителя! Озадаченный таким поворотом дела, Про­тагор посвятил этому спору с Эватлом особое сочи­нение “Тяжба о плате”, которое, к сожалению, до нас не дошло. А если вам публично начнут задавать, например, такие вопросы (договорившись предварительно, что вы будете отвечать только “да” или “нет”):

“Перестал ли ты бить свою мать?”, “Перестал ли ты пить коньяк по утрам?” и т.п. Здесь можно впасть в легкий столбняк: скажи хоть “да”, хоть “нет” - все равно оказываешься в дурацком положении.

Чувствуешь, что тебя слегка надувают, но в чем тут дело, сказать трудно. Софистика стала мешать общественной жизни греков, как, впрочем, она мешает нам и сейчас. Аристотель систематизиро­вал известные к тому времени логические знания, добавив к ним немало нового, и написал несколь­ко сочинений, в которых представил логику как средство защиты истины и разоблачения софисти­ки и лжи. В этом качестве она служит людям вот уже более двух тысячелетий. Значительный вклад в разработку логики внесли средневековые схола­сты и до сих пор сохраняется введенная ими ла­тинская терминология.

В середине XIX в. логика пережила свою науч­ную революцию: возникла и стала бурно разви­ваться математическая (символическая) логика, применяющая для анализа рассуждений матема­тические средства и методы. Именно она заложила теоретические основы последующей разработки языков программирования для компьютерной тех­ники. Аристотелевская логика с тех пор стала на­зываться традиционной.

В России до 1917 г. логику преподавали в старших классах гимназии, и русские логики внесли значи­тельный вклад в развитие этой науки. Однако вско­ре после Октябрьской революции логика — по цело­му ряду причин - в России исчезает. Только в конце 40-х гг. она вновь возвращается сначала в юридиче­ские институты и университеты, затем в педагогиче­ские и другие вузы, а в последние годы логика вновь начинает проникать в школы.

ЗАЧЕМ НУЖНО ЗНАКОМСТВО С ЛОГИКОЙ?

В наш прагматичный век, сталкиваясь с чем-то для себя новым, люди первым делом спрашивают:

“А зачем мне это нужно?” Увы, простая любозна­тельность постепенно исчезает, да и вечная погоня за карьерой, успехом, просто за куском хлеба поч­ти не оставляет времени и сил на занятия, не при­носящие немедленной пользы. Поэтому - зачем? Зачем мне читать эту книжку? Быть может, следую­щие соображения покажутся вам заслуживающи­ми внимания.

Прежде всего, знакомство с логикой приучает нас точно мыслить и ясно излагать свои мысли. Многие люди вообще не способны связать двух слов. Другие говорят, но так бессвязно и расплывча­то, что ничего не поймешь. Логика содействует фор­мированию связной и ясной речи.

Логика воспитывает умение обосновывать свои идеи и решения и убеждать других людей. Если вы способны обосновать свою мысль, решение того или иного вопроса, то ваша речь будет не только яс­ной, но и убедительной. Каким бы родом деятель­ности вы ни занимались, часто это - необходимое условие ее успеха.

Еще более важно то, что знакомство с логикой постепенно формирует привычку анализировать свои и чужие рассуждения. Логика вооружает нас и средствами, позволяющими обнаружить, точно обозначить и устранить ошибку рассуждения. Она помогает нам справиться с демагогией и софисти­кой, избавляет нас от того земляного простоду­шия, которое легко толкает нас в объятия сладко­речивых жуликов. Обращаются, например, к вам с таким рассуждением: “Я - человек, а вы - не я, следовательно, вы - не человек”. И даже если вы чувствуете, что здесь что-то не так, сможете ли вы достойно возразить? Вряд ли. В лучшем случае буркнете что-то вроде “Сам дурак!” и отойдете с чувством интеллектуального унижения. Знаком­ство с логикой даст вам возможность определить, что это за рассуждение, каким требованиям оно должно удовлетворять и какое из этих требований здесь нарушено. Указав на все это, вы пристыдите демэгога или невежду, и уже он отойдет от вас, посыпав голову пеплом.

Логика научит вас спорить. И в повседневной жизни, и в профессиональной деятельности нам ча­сто приходится вступать в полемику по разным по­водам. Спорить мы, как правило, не умеем, и наши столкновения чаще всего заканчиваются перебран­кой, криком, а то и дракой. Познакомившись с ло­гикой, вы научитесь корректно отстаивать свое мне­ние, опровергать ошибочное убеждение своего оп­понента, находить компромиссы, разоблачать не­добросовестные приемы и уловки.

И все-таки самое важное - логика вырабаты­вает привычку думать. Современная жизнь вы­нуждает человека много знать, поэтому системы школьного и высшего образования построены та­ким образом, чтобы вложить в голову учащегося как можно больше информации. Но они, как пра­вило, не учат думать, не стремятся развить эту драгоценную способность человека. Поэтому многие не любят и не умеют думать. Вместо того чтобы задуматься и найти свое решение тех или иных проблем, мы охотно полагаемся на мнение какого-нибудь телевизионного вещателя, друзей или знакомых. Конечно, думать трудно, напря­женное размышление забирает столько сил, сколько тратит шахтер или молотобоец. Но ведь думать необходимо, если вы не хотите прожить всю свою жизнь куклой, которую дергают за вере­вочки ловкие манипуляторы. А когда думание ста­новится привычкой, оно начинает доставлять на­слаждение. Так атлет, хрустя позвоночником, об­ливаясь потом, со стонами развивает свои мыш­цы. Зато потом, какой восторг доставляет ему игра этих мышц, когда каждая клетка тела поет о радо­сти телесного бытия!

Именно с этой целью в книжку включены самые разнообразные задачи. Они просты, но все-таки за­ставят вас слегка задуматься. Думайте! Но это не учеб­ник по логике. Для более глубокого знакомства с этой наукой нужно обратиться к специальной литературе.

Глава 2

СЛОВО И ПОНЯТИЕ

имя

Наши бытовые и профессиональные разговоры, ре­чи, споры состоят из слов и предложений. Будем считать, что вы умеете отличать слово или словосо­четание от предложения, и займемся сначала ана­лизом слов — именно из них, как из кирпичей, стро­ятся “здания” наших рассуждений.

Среди употребляемых нами слов наиболее важ­ными являются имена, причем именно они и со­ставляют большую часть слов. Ну, конечно! Слова и нужны в первую очередь для того, чтобы как-то обозначать, именовать окружающие нас предметы, явления, события. Нам хорошо знаком класс собст­венных имен, скажем, “Петя”, “Иван Кузьмич”, “Аделаида Митрофановна”, “Александр Пушкин”, “Москва” и т.п. Но ведь слова “дом”, “береза”, “красный” - это тоже обозначения, т.е. имена тех или иных объектов или свойств! Даже встречая не­знакомый предмет, мы сразу даем ему имя - “не­знакомый предмет”; а уж если нам встретилась вещь, которую мы не знаем, как назвать, мы все равно называем ее — “вещь без имени”. Короче го­воря, все предметы, свойства, отношения окружаю­щего нас мира, любой объект нашего внимания мо­жет быть назван некоторым именем.

Имя — это выражение языка, обозначающее отдельный предмет, совокупность предметов, свойство или отношение.

Мы видим, что логика значительно расширяет наше обыденное понимание того, что такое имя. В повседневной жизни мы считаем именами лишь собственные имена, обозначающие индивидуаль­ные, единственные в своем роде объекты. Но обо­значения групп предметов, отношений, свойств то­же естественно рассматривать как их имена! Конеч­но, это может показаться несколько необычным, и если на вопрос “Как вас зовут?”, вы ответите:

“Меня зовут человек”, спросивший может слегка удивиться. Однако наука часто отходит от обыден­ного здравого смысла, проникая в суть вещей. Так и здесь: логика выделяет важнейшую функцию на­ших слов - что-то обозначать, и с этой точки зрения почти все они оказываются именами.

ПОНЯТИЕ

Язык служит для выражения мыслей. Имена не только обозначают те или иные объекты, но выра­жают также ту или иную мысль. Эта мысль (точнее, форма мысли) называется понятием.

Понятие есть форма мысли, выражаемая именем.

Когда мы называем отдельный предмет или группу предметов, например, “нынешний прези­дент России” или “курица”, мы одновременно ду­маем о каких-то чертах, свойствах этих объектов, об их облике, происхождении, отношении к другим объектам и т.п. Первое из приведенных имен обо­значает конкретного человека, но одновременно выражает мысль о государственном устройстве со­временной России и главе российского государства. Второе имя обозначает обширный класс объектов и одновременно выражает мысль о том, что это — птицы, причем домашние, что они несут яйца, не умеют летать и т.д. Вот эти мысли, выражаемые именами, и являются понятиями.

Всякое понятие выражается в имени и всякое имя выражает понятие. Поэтому в дальнейшем мы часто не будем проводить между ними различия. Однако следует помнить о том, что имя - это выра­жение языка, а понятие - это мысль.

Между именами и понятиями нет жесткой связи:

одно и то же понятие может выражаться разными именами и одно и то же имя может выражать разные понятия. Это проявляется в синонимии, когда два слова выражают одно и то же понятие - например, “смелый” и “храбрый”, и в омонимии, когда одно слово используется для выражения двух разных по­нятий — например, “лук”, из которого стреляют, и “лук”, который едят. Именно в отсутствии жесткой связи между именами и понятиями лежит источник непонимания между людьми, ошибок в рассуждени­ях, демагогии и софистики. Писатель В. Набоков рас­сказывал, что один немецкий лингвист перевел пуш кинское “У Лукоморья...” оборотом “На берегу луко­вого моря...” Он спутал оружие с растением!

1) Вы - пилот самолета, совершающего рейс из Нью-Йорка в Москву. Во время рейса на борту объ­является террорист, требующий посадить самолет в Лиссабоне. Экипаж не знает, что делать. Пассажи­ры в панике. Сколько лет пилоту самолета?

2) Идет по дороге маленький ребенок и причи­тает: “И мать у меня есть, и отец, да жаль, я им не сын!” Кем является ребенок?

СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ИМЕНИ (ПОНЯТИЯ)

Каждое понятие или связанное с ним имя имеют объем и содержание.

Содержание понятия — это совокупность тех свойств, которые мыслятся в данном понятии.

Например, в понятии “дерево” мыслятся такие свойства: быть растением, иметь корни, ствол, кро­ну. Вот эти свойства и образуют содержание поня­тия “дерево”.

Объем понятия есть множество тех предме­тов, каждому из которых принадлежат свойст­ва, входящие в содержание понятия.

Например, объем понятия “дерево” образуют все те предметы, которые обладают перечисленны­ми выше свойствами, т.е. все деревья, растущие на Земле. В объем понятия “стол” войдут все существу­ющие столы, в объем понятия “учащиеся” - все лю­ди, которые где-то учатся, и т.д. Следует иметь в ви­ду, что содержание понятия - это совокупность свойств, а объем понятия - это множество предме­тов, обладающих этими свойствами.

Анаграммы - это слов.., в которых переставлены буквы, например, “стол” - “пост”. Если перестанов­ка букв производится по какой-то системе, то полу­чается шифр. Не всегда легко догадаться, какое сло­во было первоначально. Попробуйте!

3) Шиамна, теевр, фекри, езежол, лабосак, ди-ропом, соратак, двум, рмео, налеп, докилорк, вте-коц, сюртал, кораеж, касим. лукаб, трикса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Закон мышления это необходимая, существенная, устойчивая связь между мыслями. Наиболее простые и необходимые связи между мыслями выражаются формально-логическими законами тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания.

    Закон
    Закон мышления - это необходимая, существенная, устойчивая связь между мыслями. Наиболее простые и необходимые связи между мыслями выражаются формально-логическими законами тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания.
  2. В. Г. Уткин Кандидат философских наук, доцент логика (краткие тексты лекций) Москва 2004 содержание введение 1 Предмет формальной логики. Логические закон

    Закон
    Изучение логики студентами имеет не только научно-познавательное, но и важное методологическое значение. Это обусловлено тем, что объем научных знаний, которыми им предстоит овладеть в стенах института, постоянно увеличивается.
  3. Логические основания юридической квалификации

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре теории права, государства и судебной власти Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия»
  4. «Логические основы аргументации»

    Задача
    Цель курса – сформировать у студентов профессиональное внимание к логической форме речи, выработать навыки логического анализа рассуждений, производимых как в письменной, так и в устной речи.
  5. Закон исключения третьего и закон достаточного основания

    Закон
    Возникая в рамках античной философии как единой, не рас­члененной еще на отдельные науки совокупности знаний об окру­жающем мире, она уже тогда рассматривалась в качестве своеоб­разной, а именно рациональной, или умозрительной, формы

Другие похожие документы..