Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
изложенных в указанной Рекомендации, считая, что эти изменения сделали целесообразным принятие новых международных норм по этому вопросу, учитывая, в...полностью>>
'Документ'
Более 80 представителей организаторов обучения по программе АССА из Украины, Великобритании, Румынии, Польши, России, Азербайджана, Армении, Грузии, ...полностью>>
'Документ'
Положения настоящего стандарта применяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,...полностью>>
'Документ'
о.Самара) 33 Самарский государственный экономический университет (г.о.Самара) 37 Поволжский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики...полностью>>

Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием Для использования в эксперименте по предпрофильной подготовке (2003-04 уч г.) Москва

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Цели, содержание и организация

предпрофильной подготовки

в выпускных классах основной школы

Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием

Для использования в эксперименте

по предпрофильной подготовке (2003-04 уч.г.)

Москва

2003

Рекомендации разработаны в рамках реализации проекта Минобразования России «Отработка основных направлений реализации Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (включая организацию предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов)» и предназначены для экспериментальной апробации в 2003-04. уч.г. в экспериментальных регионах проекта.

Направление Федеральной программы развития образования - «Федеральные экспериментальные площадки для апробации новой структуры и содержания общего образования».

Управление заказчика (от Минобразования России) - Департамент общего образования.

Авторский коллектив:

А.А. Пинский (руководитель проекта, редактор текста)

С.С. Кравцов (координатор проекта)

А.М. Водянский

А.Г. Каспржак

А.Г. Капустняк

И.И. Колисниченко

М.А. Пинская

Е.Л. Рачевский

Н.Ф. Родичев

С.Н. Чистякова

При составлении Рекомендаций использовались материалы, разработанные и предоставленные А.В. Ивановым, Л.Ф. Ивановой,

А.А. Кузнецовым, С.А. Ловягиным, М.В. Рыжаковым.

Авторский коллектив благодарит Первого заместителя Министра образования РФ В.А.Болотова, предложившего ряд важных идей по структуре и содержанию текста.

Организационная поддержка проекта – Е.Ивлева, М.Савельева (Центр социально-экономического развития школы Института развития образования ГУ-ВШЭ).

Проект реализуется на базе Государственного университета - Высшая школа экономики.

Содержание

1. Общие положения 4

1.1. Этапы перехода на профильное обучение 4

1.2. Старшая школа: три типа учебных курсов - три составляющих БУПа 5

1.3. Что такое «профиль»? 6

1.4. Значение предпрофильной подготовки 9

2. Цели, содержание и организация эксперимента по предпрофильной подготовке 10

3. Базовая модель предпрофильной подготовки 13

4. Резервы базисного учебного плана для организации предпрофильной подготовки 14

5. Курсы по выбору в составе предпрофильной подготовки 15

6. Новая форма итоговой аттестации 9-классников 18

6а. «Портфолио» и построение образовательного рейтинга выпускника 18

7. Информационные и организационные аспекты предпрофильной подготовки. Профильная ориентация 21

7.1. Информационная работа как компонент предпрофильной подготовки 21

7.2. Профильная ориентация как компонент предпрофильной подготовки 22

Заключение 25

1. Общие положения

1.1. Этапы перехода на профильное обучение

Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.»1, где ставится задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”.

Узловые сроки процесса перехода определяются следующим. В соответствии с «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования»2 и Распоряжением Минобразования России "Об утверждении плана-графика введения профильного обучения на старшей  ступени общего образования"3, переход на профильное обучение должен начаться с 2005/06 учебного года, чему будет предшествовать, с 2004/05 учебного года – введение в школах предпрофильной подготовки в 9-х классах. Соответственно, в 2003/04 учебном году пройдет эксперимент, в котором должны быть отработаны различные варианты предпрофильной подготовки.

Для удобства восприятия представим сказанное в табличной форме.

Время

2003 г.

С сентября 2004 г.

С сентября 2005 г.

Этапы

Эксперимент (9-е классы) по предпрофильной подготовке (с сентября).

Разработка программно-методического обеспечения для старшей школы

Завершающий год эксперимента по профильной подготовке (с сентября).

Завершение подготовки методического обеспечения (10-11-е кл.).

Начало перехода на профильное обучение

Отметим, что органам управления образованием субъектов Российской Федерации будет предложено разработать и принять собственные региональные программы введения профильного обучения, учитывающие специфику региона - на основе примерной («модельной») программы, предложенной федеральным министерством в 1-ом полугодии 2003 г. В этих региональных программах уже должны будут получить отражение конкретные количественные показатели самого процесса перехода (какие доли профильных и непрофильных «универсальных» школ и классов будет функционировать в регионе в ближайшей и среднесрочной перспективе, какова будет структура мероприятий по повышению квалификации учителей региона, как будут реструктурироваться муниципальные образовательные сети и т.д.).

Решение о введении в той или иной школе профильного обучения (создание тех или иных профильных классов, равно как и решение о превращении всей школы старшей ступени в профильную, - однопрофильную или многопрофильную) – должен будет принимать учредитель, по представлению от администрации и органа самоуправления конкретной школы.

Для более полного уяснения задач предпрофильной подготовки целесообразно кратко изложить основные особенности профильного обучения.

1.2. Старшая школа: три типа учебных курсов - три составляющих БУПа

Принятая в Концепции гибкая система профильного обучения предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, осваиваемых старшеклассниками4. Эта система включает в себя курсы трех типов:

  • базовые общеобразовательные;

  • профильные общеобразовательные;

  • элективные.

Базовые общеобразовательные курсы – курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных курсов (образовательных областей):

  • математика,

  • русский язык и литература,

  • иностранный язык,

  • история,

  • физическая культура,

  • интегрированные курсы обществознания (для «не-обществоведческих» профилей, напр. для естественно-математического),

  • интегрированный курс естествознания (для «не-естественнонаучных» профилей, напр. для гуманитарного).

Профильные общеобразовательные курсы – курсы повышенного уровня (фактически углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология – профильные курсы в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки – в филологическом профиле; право, экономика и др. – в социально-экономическом профиле и т.д.

Имеются две важные характеристики профильных курсов. Во-первых, в их состав входят только курсы, углубляющие содержание базовых общеобразовательных предметов. Во-вторых, на профильном уровне базовые предметы (образовательные области) могут быть представлены совокупностью отдельных профильных курсов. Например, образовательная область «Естествознание» на профильном уровне может быть представлена совокупностью естественнонаучных курсов – физики, химии, биологии, физической географии. Обществознание – курсами экономики, права, социологии, культурологии и т.д.

Содержание каждого из базовых и профильных курсов должно определяться стандартом, а их недельный объем – федеральным базисным учебным планом.

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы выполняют три основных функции.

(а) Одни из них могут выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса. В этом случае такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным, а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную спецшколу с углубленным изучением отдельных учебных предметов.

(б) Другой тип элективных курсов может развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне.

(в) Третий тип элективных курсов направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного им профиля. Например, вполне естественной выглядит ситуация, когда школьник, обучающийся в классах гуманитарного профиля, проявит интерес к курсу «Информационный бизнес» или «Экология», а школьник из класса технологического направления захочет расширить свои знания в области искусства или изучить элективный курс «Зарубежная литература XX века».

Число элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно превышать количество таких курсов, которые обязан выбрать учащийся.

Наконец, отметим, что в «Концепции профильного обучения» было заложено примерное соотношение объемов базовых, профильных и элективных курсов: 50% - 30% - 20%.

1.3. Что такое «профиль»?

На основе вышесказанного можно дать ясное представление о том, что представляет собой понятие профиля.

Профиль есть та или иная комбинация (сочетание) базовых, профильных и элективных курсов, отвечающая общим рамочным требованиям, существующим в отношении норм учебной нагрузки: минимальным объемам учебного времени, задаваемых БУПом (33 часа в неделю) и максимальным лимитам санитарной нагрузки (36 часов в неделю).

Легко оценить, что имея 6-7 учебных «стандартизируемых» предметов базового уровня, - причем некоторые из них могут распадаться на учебные предметы профильного уровня (напр., базовое естествознание делится для соответствующего профиля на физику, химию и др.), - уже только за счет этих варьируемых составляющих можно составить теоретически несколько сот профилей. Это число еще значительно возрастет с учетом того, что имеется и «нестандартизируемое» пространство около 6 недельных часов, отведенное на элективные курсы. При этом, в принятой логике, любая подобная комбинация оказывается де-юре правомерной.

Таким образом, выбирая различные сочетания базовых и профильных курсов в пределах нормативов учебного времени, установленного СанПиНами и БУПом, каждая школа, каждый класс, а в принципе и каждый ученик вправе формировать собственный учебный план. В таком учебном плане – образовательной траектории – вполне могут, теоретически говоря, соседствовать базовая математика, профильная история, профильная физика и элективные курсы по числам Фибоначчи и экономике сельскохозяйственного растениеводства в условиях Крайнего Севера.

Однако, очевидно, что в подготовке программно-методического обеспечения для профильного обучения правильным и возможным будет сосредоточиться на нескольких немногочисленных примерных профилях, которые, окажутся наиболее «естественными» и распространенными. Вряд ли широко актуальной окажется, например, сочетание профильной литературы и профильной химии, хотя бы по тому понятному обстоятельству, что абсолютное большинство учеников-гуманитариев с большими затруднениями осваивает даже нынешний непрофильный курс химии. В примере из предыдущего абзаца натяжкой выглядит совмещение базовой математики и профильной физики, ибо последняя объективно требует для себя расширенных знаний из математики.

Именно для подобных примерных профилей и должна, в основном, вестись большая работа по их программно-методическому обеспечению, по подготовке и переподготовке учителей, по разработке новых учебников и т.п.

Таким образом, ряд реальных обстоятельств – от «природы ребенка» до объективных связей между учебными предметами и организационных факторов организации школьных учреждений и школьных сетей – говорит о том, что профильное обучение не есть синоним просто стихийного количественного роста вариативности обучения и степени его дифференциации в старших классах5. В действительности, профильное обучение будет по преимуществу развертываться в определенных структурных формах – в отношении конфигурации содержания образования такой ведущей структурой, «матрицей» становится собственно профиль, а в отношении институциональной организации обучения – профильная школа или профильный класс6.

При этом следует иметь в виду, что общеобразовательное учреждение может стать однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения). Предполагается и сохранение непрофильных (универсальных) старших школ и классов.

Вместе с тем, не следует «примерные профили», описанные в Концепции профильного обучения, рассматривать как догму, как жесткую норму. Легко представить, что вместо естественно-математического профиля, предложенного в Концепции, школа может организовывать (или школьник может самостоятельно выбрать) физико-математический или естественнонаучный профиль с другими вариантами наборов базовых и профильных курсов. Например, в физико-математическом профиле может изучаться информатика в объеме 4 часа в год и не изучаться биология и география и т.д. Специализация профиля, получающаяся за счет содержательных различий в использовании времени, отводимого на элективные курсы, также может дать существенную модификацию в результирующем профиле (например, экономический профиль может реализовываться либо в залоге усиленной математической подготовки, либо в аспекте прикладного менеджмента; существуют самые разные возможности реализации технологического профиля и т.п.).

Важно пояснить, что предлагаемый подход к формированию содержания образования по каждому профилю исходит из идеи построения более широкого профиля, чем это принято в школах с углубленным изучением отдельных предметов («спецшколах»). Несколько упрощая вопрос, можно сказать, что профиль представляет собой «промежуточную форму» дифференциации обучения – между, с одной стороны, сегодняшним недифференцированным подходом и, с другой стороны, глубокой специализацией, присущей для лицеев и спецшкол (математическая школа, химический класс и т.п.). Впрочем, подобная степень специализации («профиль как спецшкола») тоже вполне может реализовываться в принятых концептуальных рамках, когда практически все содержание и время элективного компонента отводится «предметно-жестко» на углубление двух-трех профильных предметов и суммируется с часами последних.

Вместе с тем важно иметь в виду, что вышеназванные «примерные профили», охарактеризованные в Концепции профильного обучения, не составляют исчерпывающего перечня; в ряде школ, - с учетом потребностей обучающихся, возможностей школы, особенностей местной образовательной сети школы – вполне смогут открываться и иные профили, в том числе и как специализации примерных «широких» профилей (исторические, медицинские, агро-технологические, литературные, педагогические и др.). Для подобной специализации Концепцией профильного обучения предусмотрен и соответствующий резерв времени, отводимый на элективные курсы.

Учебные программы по определенной части предметов, соответствующих профилю, будут основываться на профильном уровне государственного образовательного стандарта. Учебные программы предметов, изучаемых на непрофильном уровне, будут основываться на базовом уровне стандарта. Содержание элективных курсов может описываться в форме примерных учебных программ, но фиксации в форме государственного образовательного стандарта оно не подлежит.

Ряд школ будет создавать и реализовывать такие модели, которые позволят проводить профильное обучение не в рамках класса, но еще более дифференцированно, то есть в рамках малой группы, а также строить индивидуальные учебные траектории старшеклассников.

Таким образом, вся идеология и Концепция профильного обучения предоставляет значительную степень вариативности в реализации. Соответственно, возрастает значение и необходимость четкого проектирования и организации предпрофильной подготовки учащихся выпускных классов основной школы.

1.4. Значение предпрофильной подготовки

«Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности» («Концепция профильного обучения»).

Важность подготовки к этому ответственному выбору – в предстоящих условиях много более вариативного и дифференцированного обучения на старшей ступени, чем то имеет место в традиционной школе сегодня - определяет серьезное значение предпрофильной подготовки 9-классников.

Кроме того, важным нововведением, следующим из Концепции профильного обучения, становится упорядочение (и перевод на более объективную, справедливую и прозрачную для общества основу) вопросов комплектования профильных школ и классов. С этим связано планируемое изменение форм итоговой аттестации выпускников основной ступени, переход к «внешней», проводимой муниципальными экзаменационными комиссиями, процедуре проведения выпускных экзаменов 9-классников, взамен сегодняшней «внутришкольной» формы итоговой аттестации.

Из всего сказанного вытекает, что переход на профильное обучение в старшей школе явится серьезной институциональной трансформацией для системы общего образования, фактически для каждой городской или районной образовательной сети.

Реальность и значимость наступающих изменений будет довольно быстро осознаваться школьниками и их родителями. Во многом от правильного выбора профиля будет серьезно зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности – мера их подготовленности к успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы на продолжение образования после школы.

Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки 9-классников – как комплексной их подготовки к жизненно важному выбору. Уже в 9-ом классе основной школы ученик должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, - причем совершенно конкретно, в отношении территориально доступных ему образовательных учреждений, - оценить свои силы и принять ответственное решение. Важно понимать, что если раньше выпускник основной школы совершал выбор между обучением в 10-ом классе « в своей школе» и системой профессионального образования (поступление в гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением ряда предметов не носили массового характера), то теперь, по окончанию основной школы нормой становятся и переходы из школы в школу. Готовность к «академической мобильности» у выпускников 9-ых классов должна существенно повыситься.

Данные Рекомендации по предпрофильной подготовке 9-классников составлены для участников эксперимента, на 2003/04 учебный год, в ходе которого планируется отработать само понятие предпрофильной подготовки (интуитивно достаточно ясное, но во многом новое для отечественной педагогической науки и практики), апробировать ее общую структуру, содержание и различные формы реализации. Модели и различные составляющие предпрофильной подготовки во многом должны будут строиться и оптимизироваться непосредственно в ходе эксперимента, в живой практике, поэтому следующим разделом данного текста мы даем описание основного замысла и организации этого эксперимента.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Теория и практика организации профильного обучения в школах российской Федерации

    Автореферат
    Защита состоится 12 ноября 2007 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 008.008.04 при Институте содержания и методов обучения Российской академии образования по адресу: 119121, Москва, Погодинская ул.
  2. Рекомендации для органов управления образованием субъектов Российской Федерации по использованию типовых моделей общероссийской системы оценки качества образования

    Анализ
    Рекомендации для органов управления образованием субъектов Российской Федерации по использованию типовых моделей общероссийской системы оценки качества образования
  3. Лекция №1 предпрофильная подготовка и профильное обучение

    Лекция
    Основные направления развития профильного обучения, сфор­мулированы в базовых государственных документах: Национальной доктрине обра­зования; «Концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-лет­ней школе»; Постановлении
  4. Рекомендации по построению моделей "портфолио" выпускников основной школы Методические рекомендации по введению предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях Тамбовской области

    Методические рекомендации
    Астафьева Н.Г. О результатах деятельности системы образования Тамбовской области в 2004 году ио приоритетных направлениях модернизации образования в 2005 году.
  5. Доклад управления образованием на Августовской конференции «О состоянии качества результата образования в 2008-2009 учебном году»

    Доклад
    Деятельность управления обра­зованием Асбестовского городского округа в 2008-2009 учебном году была направлена на реализацию государственной политики в сфере образования, поддержку и развитие инновационных про­цессов в соответствии

Другие похожие документы..