Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Инструкция'
Принять участие в конкурсной программе фестиваля может любой коллектив или исполнитель в возрасте от 5 до 17 лет (включительно), проживающий в Республ...полностью>>
'Публичный отчет'
Оценка производилась в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федераци...полностью>>
'Кодекс'
Боголюбов С.А. - заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор (главы 4, 5, 6, 7 ВК РФ, Федеральный закон "...полностью>>
'Программа'
Фундаментальная система решений линейного однородного дифференциального уравнения n-го порядка. Определитель Вронского. Теорема о структуре общего реш...полностью>>

Рабочая программа учебной дисциплины история экономических учений Направление: 08. 01. 00 «Экономика» Москва 2011

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский Экономический Университет им. Г.В. Плеханова»

Общеэкономический факультет

Кафедра истории экономической науки

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История экономических учений

Направление: 08.01.00 – «Экономика»

Москва 2011

Составители: к.э.н., доц. Красильников А.С.

д.э.н., проф. Квасов А.С.

Рецензенты: д.э.н.проф., Сидоров М.Н.,Московский институт менеджмента и права, д.э.н.проф., Бычин В.Б., РЭУ им.Г.В.Плеханова

Рабочая программа по дисциплине История экономических учений включает организационно-методический раздел, содержание программы, основанное на компетентностном подходе к обучению студентов, тематический план изучения дисциплины, учебно-методическое обеспечение дисциплины и диагностические материалы итогового контроля качества усвоения дисциплины, а также материально-техническое обеспечение преподавания дисциплины.

Рабочая программа составлена на основании _ ФГОС ВПО по направлению Экономика__________________________

_____________Блок дисциплин –Б-1

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры истории экономической науки, протокол

№ _______ от_____ «_____________» 2011 г.

Заведующий кафедрой ________________ Квасов А.С.

Истории экономической науки

Оглавление

I. Организационно-методический раздел 5

Цель дисциплины. 5

Дать студентам четкое понимание основных закономерностей и особенностей систематизации экономических идей и воззрений в экономической теории. В рамках дисциплины студенты знакомятся с общетеоретическими положениями, подходами и методологией ее изучения. 5

Учебные задачи дисциплины: 5

Методы преподавания дисциплины: 5

Место дисциплины в структуре ООП ВПО 5

Требования к результатам освоения содержания дисциплины 6

Формы контроля освоения студентами дисциплины: 7

Таблица перевода оценок 8

II. Содержание дисциплины 9

Содержание разделов дисциплины 9

Обеспечение содержания дисциплины 17

III. Образовательные технологии 27

IV. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины. 27

Рекомендуемая литература: 27

Рекомендуемые электронные средства обучения и контроля знаний студентов 32

Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) 34

V.Оценочные средства. 34

Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по всему курсу. 34

Примерный перечень вопросов к тестовым контрольным 36

VI. Тематический план изучения дисциплины 51

I. Организационно-методический раздел

Цель дисциплины.

Дать студентам четкое понимание основных закономерностей и особенностей систематизации экономических идей и воззрений в экономической теории. В рамках дисциплины студенты знакомятся с общетеоретическими положениями, подходами и методологией ее изучения.

Учебные задачи дисциплины:

  • ввести теоретические понятия: «хрематистика», «политическая экономия», «экономикс», «меркантилизм», «кольбертизм», «физиократия», «невидимая рука», «lаissez fаire», «закон Сэя»; «маржинализм», «законы Госсена», «метод робинзонады», «институционализм», «эффект Веблена», «монетаризм», «неолиберализм», «неоклассический синтез» и др.;

  • на примерах из различных эпох познакомить с особыми методами классово-формационного, субъективистского, маржиналистского, социально-исторического, социально-институционального и функционального анализа экономической ситуации;

  • сравнить отличительные признаки методологических подходов и теоретических позиций ведущих представителей различных школ, течений и направлений экономической мысли;

  • выработать углубленные знания вопросов возникновения, формирования и эволюции основополагающих категорий и теорий экономической науки и проследить, как по мере становления и развития теории модифицируется экономическая политика;

  • систематизировать материал, представленный в обширной экономической литературе, в соответствии с сформировавшимися направлениями экономической науки: неоклассическим, неокейнсианским, неолиберальным и неоинституциональным;

  • сформировать навыки для самостоятельных и нетенденциозных оценок развития мировой и отечественной экономической мысли. Выработать альтернативные варианты хозяйственной политики и пути развития России на современном этапе.

  • сформировать основные общекультурные компетенции, направленные на овладение культурой мышления, способностью логически мыслить, анализировать, обобщать и оценивать исторические события и процессы.

Методы преподавания дисциплины:

лекции; семинары, письменные или устные домашние задания; аналитические задания; обсуждение подготовленных студентами эссе; диспуты, круглые столы; консультации преподавателей; самостоятельная работа студентов.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «История экономических учений» относится к циклу Б 1 ООП. Она логически связана с другой дисциплиной данного цикла – экономической историей, т.к. в процессе изучения истории формируются основные общекультурные компетенции, направленные на овладение культурой мышления, способностью к анализу и синтезу.

Курс Истории экономических учений предназначен для студентов третьего года обучения общеэкономического факультета и предполагает владение знаниями по таким дисциплинам, как «Экономическая теория» и «Экономическая история». Ее изучение закладывает основы мировоззрения всего цикла экономических дисциплин и достижению высокого уровня профессиональной культуры экономиста широкого профиля.

Базовые «входные» знания, которыми должен обладать студент после изучения школьного курса истории представляют собой знание основных событий и фактов мировой истории. Эти входные знания являются базой для дальнейшего углубленного изучения истории, понимания закономерностей и причинно-следственных связей, выработки умения анализировать факты и прогнозировать развитие экономической ситуации на будущее.

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

В процессе изучения курса истории экономических учений студент овладевает следующими общекультурными компетенциями:

  • умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

  • способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

и профессиональными компетенциями:

  • способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

  • способен анализировать и интерпретировать в соответствии с национальными и международными стандартами и требованиями финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений при выборе международной стратегии компании (ПК-7);

  • способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

  • способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14)

В результате обучения курсу Истории экономических учений студент должен:

знать

- историю и логику развития экономической мысли, трансформацию ее главных учений, школ (ОК-5);

- экономические воззрения отдельных экономистов (ОК-9);

- основные законы общеобразовательных дисциплин в профессиональной деятельности, методы экономического анализа и моделирования (ПК-14);

уметь

- использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности(ОК-5);

- объективно исследовать эволюцию мирового хозяйства (ОК-9);

- используя накопленные знания, полученные в процессе обучения, грамотно ориентироваться в потоке современных экономических проблем, находить их разрешение (ПК-7);

- осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-9);

владеть

- методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче(ОК-5);

- навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе исторических эпох и направлений (школ) экономической мысли(ПК-9;)

- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии(ОК-9)

Формы контроля освоения студентами дисциплины:

  1. Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия):

  • микроконтрольные работы;

  • контрольные работы;

  • письменные домашние задания;

  • подготовка докладов, рефератов, выступлений

  • написание эссе,

  • промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.

  1. Промежуточный и итоговый контроль знаний по дисциплине:

зачет:

  • в форме собеседования;

  • в форме тестирования (в том числе компьютерного);

  • в письменной форме;

  • в комбинированной форме;

экзамен:

  • в устной форме;

  • в письменной форме

Критериями балльно-рейтинговой оценки по дисциплине текущего (промежуточного) контроля являются

  • результаты 3-4 тестовых контрольных работ (по 100-балльной системе – до 30% от итоговой шкалы оценок);

  • реферат (по 100-балльной системе – до 30% от итоговой шкалы оценок);

  • работа на семинарах (по 100-балльной системе – до 40% от итоговой шкалы оценок).

Цифровое выражение

Словесное выражение

Описание

5

Отлично

Выполнен полный объем работы, ответ студента полный и правильный. Студент способен обобщить материал, сделать собственные выводы, выразить свое мнение, привести иллюстрирующие примеры.

4

Хорошо

Выполнено 75% работы, ответ студента правильный, но неполный. Не приведены иллюстрирующие примеры, обобщающее мнение студента недостаточно четко выражено.

3

Удовлетворительно

Выполнено 50% работы, ответ правилен в основных моментах, нет иллюстрирующих примеров, нет собственного мнения студента, есть ошибки в деталях и/или они просто отсутствуют.

2

Неудовлетворительно

Выполнено менее 50% работы, в ответе существенные ошибки в основных аспектах темы.

Таблица перевода оценок

Российская система оценок

100% шкала оценок

Европейская система оценок (ECTS)

Оценка 5

Отлично

84-100

A – отлично

Оценка 4

хорошо

59-83

C – хорошо

Оценка 3

удовлетворительно

31-58

D – удовлетворительно

Оценка 2 неудовлетворительно

0-30

FX- неудовлетворительно (с правом пересдачи)

II. Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

№№ пп

Наименование раздела дисциплины (тема)

Трудоемкость (часы/зач. ед.)

Содержание

Формируемые компетенции

Результаты освоения (знать, уметь, владеть)

Образовательные технологии

1.

Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения Древнего мира и средневековья.

4

Предмет изучения истории экономических учений. Принципы и методыи изучения в экономической науке. Натурально- хозяйственные особенности экономической мысли в странах Древнего Востока и античности. Отражение экономической мысли древневавилонского царства в законах царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Экономическая мысль Китая в трудах Конфуция (V в. до н.э.) и в трактате «Гуань-цзы» (IV-III вв. до н.э.).

Экономические взгляды древнегреческих философов IV в. до н.э.

Особенности трактовок разделения труда, сущности и функции денег у Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Учение Аристотеля о соизмеримости – эквивалентности товаров по стоимости при обмене («Квадрат Аристотеля»), свойствах товара, принципах распределения. Экономика и хрематистика.

Экономическая мысль средневековья как часть богословия. Особенности методологии средневековой экономической науки. Взгляды Ф.Аквинского на разделение труда, богатство, деньги, справедливую цену, торговую прибыль, процент. Социально-экономические идеи мусульманского Востока.

ОК-5, ОК-9, ПК-7, ПК-14

Знать: закономерности и особенности формирования основных понятий и определений экономической теории; экономические аспекты развития античной экономической мысли; общие и отличительные черты натурально-хозяйственных концепций авторов Древнего мира и средневековья; произведения крупнейших древнегреческих и древнеримских мыслителей; экономические взгляды Фомы Аквинского; мусульманского Востока.

Уметь: охарактеризовать особенности предмета и метода истории экономических учений; анализировать основные учения Ксенофонта, Платона и Аристотеля об эквивалентности товаров по стоимости при обмене; выяснить, почему в ту эпоху доминировали положения о нецелесообразности расширения масштабов товарно-денежных отношений и искусственном характере возникновения денег; описывать теории формирования и выявлять положительный опыт того времени.

Владеть: навыками всесторонней оценки хозяйственных явлений и их внутренней сущности, самостоятельной работы с историческим материалом; навыками систематической работы с учебной и справочной литературой изучаемого периода

Лекция, семинар

№№ пп

Наименование раздела дисциплины (тема)

Трудоемкость (часы/зач. ед.)

Содержание

Формируемые компетенции

Результаты освоения (знать, уметь, владеть)

Образовательные технологии

2.

Меркантелизм. Зарождение экономической науки.

2

Меркантилизм. Предпосылки возникновения, две стадии развития, необходимость, сущность и значение. Особенности меркантилизма в различных странах. Томас Мэн (Англия). Антуан де Монкретьен (Франция). Рецепты экономической политики. Протекционизм. Общая характеристика физиократизма.

ОК-5, ПК-5, ПК-9, ПК-7

Знать: основные теоретические положения и ключевые концепции данного раздела дисциплины; особенности меркантилизма, его сущность, значение и оценки в отечественной экономической мысли; основные проблемы и содержание эпохи «протекционизма»; понятие «периода первоначального накопления капитала»; явление и особенности этой политики в Европе; основные этапы внутренней и внешней политики меркантилизма; тенденции экономического развития стран.

Уметь: разделять понятия богатство и деньги; выявлять механизм взаимодействия, видеть общие и особенные черты западноевропейского и российского меркантилизма; анализировать итоги меркантилизма и жажды наживы; составлять устный рассказ по какому-либо сюжету, участвовать в дискуссии и излагать осмысление развития экономики в условиях формирующейся предпринимательской деятельности; исследовать феномен меркантилизма в истории;

Владеть: навыками всесторонней и объективной оценки и обобщения

исторических фактов; понятием о том, как относились к взиманию пошлин в тот период, проблемам промышленной политики самодержавия на основе меркантилизма.

Лекции, семинар, диспут

№№ пп

Наименование раздела дисциплины (тема)

Трудоемкость (часы/зач. ед.)

Содержание

Формируемые компетенции

Результаты освоения (знать, уметь, владеть)

Образовательные технологии

3.

Классическая школа политической экономии.

6

Исторические условия возникновения классической политической экономии. Основные этапы ее развития. Возникновение концепции экономического либерализма, основанной на принципах полного невмешательства. Методология классической политэкономии, признание действия объективных экономических законов. Внедрение причинно-следственного метода, методов логической абстракции, индукции, дедукции.

У.Петти - первый представитель классической школы в Англии. «Трактат о налогах и сборах». Определение стоимости, заработной платы, ренты, процента. Теория цены земли. Сущность и функции денег, определение количества денег в обращении. Принципы налогообложения. П.Буагильбер – родоначальник французской классической школы. Определение стоимости рабочим временем. Специфическое отношение к роли сельскохозяйственного производства и денег в экономике.

Общая характеристика идей физиократизма и его вклад в классическую школу. Работы Ф.Кенэ. Учение о «чистом продукте», классах, производительном и «бесплодном» труде. Капитал и его структура. Теория воспроизводства. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ. Развитие концепции физиократов в трудах А.Р. Тюрго.

А. Смит – экономист мануфактурного периода развития индустрии. Критика меркантилизма. Роль объективных законов («невидимой руки») в формировании экономических отношений между людьми. «Исследование о природе и причинах богатства народов» – главный труд А. Смита. Анализ разделения труда на мануфактуре. Учение о классах. Трактовки стоимости, заработной платы, прибыли, ренты. Теория денег. Характеристика капитала и его структуры. Учение о воспроизводстве. «Догма Смита».

ОК-9, ПК-7, ПК-9,

ПК-14

Знать: основные события и причины появления классической политической экономии, экономические аспекты развития либерализма в Западной Европе; методологию полного невмешательства и его значение для развития капитализма в Европе; общую характеристику: основные направления классической политической экономии; определение, содержание, реализация, значение; основные тенденции в части предмета и метода изучения.

Уметь: выделять единые признаки, подходы и тенденции в части предмета и метода изучения; выявлять причины появления классической политической экономии; расставлять приоритеты в ее структуре; давать общую характеристику идей физиократизма; работать с историческими источниками, научной литературой и интернет-ресурсами; аргументированно изложить свою точку зрения на концепции физиократов и дать им оценку.

Владеть: навыками всесторонней и объективной оценки и обобщения

исторических фактов; самостоятельной работы с историческим материалом; навыками логического мышления и письменного анализа при написании контрольной работы по стоимости, заработной плате, прибыли, ренты.

Лекции, семинары, дискуссии, контрольные работы

№№ пп

Наименование раздела дисциплины (тема)

Трудоемкость (часы/зач. ед.)

Содержание

Формируемые компетенции

Результаты освоения (знать, уметь, владеть)

Образовательные технологии

4.

Историческая школа. Учение К. Маркса.

8

Эпоха промышленного переворота и ее отражение в работе Рикардо. «Начала политической экономии и налогового обложения». Особенности метода Д.Рикардо, трудовая теория стоимости. Учение о доходах: выявление, обоснование тенденции к снижению размеров заработной платы и прибыли.

Работа Ж.Б.Сэя «Трактат политической экономии …». Теория услуг. Учение о трех факторах производства. Трактовки стоимости. Трактовки доходов. Основные классы. «Закон рынков Сэя - обоснование бескризисного развития экономики.

Т.Р.Мальтус: анализ диспропорций между возможностями природы и потребностями населения в работе «Опыт о законе народо-населения». Теория издержек производства и доходов в работе «Принципы политической экономии».

Сочетание новых подходов к анализу экономики с традиционными положениями в работе Дж.С.Милля. Предмет и метод. Теория стоимости. Специфика представлений об экономических законах. Проблема кредита, денег. Теория доходов. Концепция социально-экономических реформ.

Анализ «капиталистического» производства в трудах К. Маркса. Структура и основные идеи «Капитала». Предмет и метод. Разработка проблем товара и денег. Учение о приба­вочной стоимости и ее внешних формах. Теория доходов. Учение о капитале, его накоплении и воспроизводстве.

ОК-5,

ПК-5, ПК-7, ПК-9.

Знать: причины, характер и экономические итоги работы Рикардо («Начала политической экономии и налогового обложения»); трудовую теорию стоимости, учение о доходах в работе; разные подходы к определению размеров заработной платы; теорию стоимости, учение о трех факторах производства, теорию реализации Сэя; учение о государственном хозяйстве; экономический либерализм; развитие рыночных экономических отношений в обществе на базе достижений научно-технического прогресса.

Уметь: разработать анализ производительности; выявлять причинно-следственные связи, понимать внутреннюю логику положений в работе Дж.С.Милля; использовать методы экономической науки в классификации экономических учений; выявлять проблемы экономического характера в анализе конкретных ситуаций на микро- и макроуровнях, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты.

Владеть: понятиями объективных экономических законов развития общества; отчасти немецким, французским, английским языком; объяснить исторический процесс; марксистским методом анализа действительности, навыками участия в дискуссии по проблемам накопления и воспроизводства.

Лекции, рефераты, доклады, эссе, контрольные работы

пп

Наименование раздела дисциплины (тема)

Трудоемкость (часы/зач. ед.)

Содержание

Формируемые компетенции

Результаты освоения (знать, уметь, владеть)

Образовательные технологии

5.

Маржиналистская революция. Зарождение субъективно-психологического направления экономической мысли

(70-80-е гг. XIX в.)

6

Предпосылки возникновения маржинализма. «Маржинальная революция»: характер, основные этапы. Предшественники маржинализма (Г.Госсен, Ж.Дюпюи, О.Курно, И.Г.Тюнен). «Законы Госсена».

Субъективно-психологический и внеисторический подход к экономическому анализу первого этапа. К.Менгер, У.Джевонс и Л.Вальрас – основоположники маржинализма. Особенности «австрийской» и «лозаннской» школ маржинализма. О.Бем-Баверк. Математические методы в экономических воззрениях У.Джевонса. (известная его деидеологизация на основе отрицания значимости классовой, социальной структуры общества для экономических исследований в 70-80-е гг.

ОК-5, ПК-5, ПК-9, ПК-7

Знать: основные события и факты «маржинальной революции», общую характеристику каждого этапа маржинализма; решающее отличие австрийской школы маржинализма в субъективно-психологическом направлении, теорию маржинализма К.Менгера, концепцию макроэкономического равновесия Л.Вальраса, работы прочих маржиналистов, от Германа Госсена до У.Джевонса, роль денежных факторов в книге Джевонса «Теория политической экономии».

Уметь: понимать методологическую систему маржинализма, особенно ее нейтральный, деидеологизированный подход к экономическому анализу, социальной структуре.

Владеть: навыками объективной оценки процессов изученного периода маржинальной революции; навыками работы с различными направлениями современной экономической мысли; методами научного исследования современной экономической ситуации.

Лекции, семинары, доклады, контр. работы

№№ пп

Наименование раздела дисциплины (тема)

Трудоемкость (часы/зач. ед.)

Содержание

Формируемые компетенции

Результаты освоения (знать, уметь, владеть)

Образовательные технологии

6.

Институционализм.

7

Исторические предпосылки возникновения американского институционализма. Предмет и метод изучения. Антимонопольная направленность программ социально-экономического реформирования общества.

Особенности основных течений институционализма. Социально-психологический (технократический) институционализм Т. Веблена. Социально-правовой (юридический) институционализм Дж. Коммонса. Конъюнктурно-статистический (эмпирико-прогностический) институционализм У.К. Митчелла.

Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина. Неценовые факторы «дифференциации продукта» и усиление конкурентной борьбы на рынке.

Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон. Монополия и монопсония. Дилемма об «эффективности и справедливости».

ОК-5, ОК-9, ПК-5, ПК-7, ПК-9, ПК-14

Знать: предмет и метод американского институционализма, причины, обусловившие оформление программ социально-экономического реформирования общества, особенности основных течений институционализма, социально-психологический (технократический) институционализм как раздел экономической науки, итоги и последствия эмпирико-прогностического институционализма.

Уметь: анализировать основные учения американского институционализма; использовать учения американского институционализма в своей деятельности.

Владеть: навыками всесторонней и объективной оценки и обобщения исторических фактов; понятием о том, как относился к институционализму У.К.Митчелл, проблемам монополистической конкуренции Э.Чемберлина, неценовым факторам.

Лекции, семинары

№№ пп

Наименование раздела дисциплины (тема)

Трудоемкость (часы/зач. ед.)

Содержание

Формируемые компетенции

Результаты освоения (знать, уметь, владеть)

Образовательные технологии

7.

Кейнсианство. Неоклассический синтез

6

Основные признаки второго этапа «маржинальной революции». Преодоление субъективизма и психологизма, возврат к «чистой» теории. Зарождение неоклассической экономической мысли и обособление микроэкономики в самостоятельный раздел экономической науки. Систематизация маржинальных идей родоначальником кембриджской школы маржинализма. А.Маршалл и книга «Принципы экономики». Трактовки теорий спроса, предложения, цен, доходов. Методологические основы анализа эластичности спроса и издержек производства.

Дж.Б.Кларк - основоположник американской школы маржинализма. Теория предельной производительности основных факторов и распределения. Развитие концепции макроэкономического моделирования лозаннской школы в трудах В.Парето. Кривые безразличия. «Оптимум Парето».

Зарождение концеп­ций кейнсианства и неолиберализма после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.

Макроэкономический подход в «Общей теории занятости, процента и денег» Дж.М. Кейнса.

ОК-9, ПК-7, ПК-9,

ПК-14

Знать: причины, обусловившие оформление «нового классического экономикса», представляющего собой попытку синтезировать маржинализм и классическую политэкономию, в самостоятельный раздел экономической науки, итоги и последствия кембриджской школы, их оценку в современной литературе; общую характеристику лозаннской школы маржинализма, основные выводы маржинализма, другие пункты его методологии в 90- гг. ХIХ- н.XX в.

Уметь: аргументировано и ясно изложить основную идею маржинализма - исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли (микроэкономика), опираться на количественный анализ, научные публикации и интернет-ресурсы, использовать полученные знания для прогнозирования и критического осмысления теории маржинализма в современной экономической ситуации.

Владеть: методами маржинализма при построении других концепций: теории общего равновесия, распределения, издержек производства.

Лекции, семинар-тренинг, рефераты, диспут

№№ пп

Наименование раздела дисциплины (тема)

Трудоемкость (часы/зач. ед.)

Содержание

Формируемые компетенции

Результаты освоения (знать, уметь, владеть)

Образовательные технологии

8.

Неокейнсианство. Посткейнсианство.

6

Макроэкономический подход в «Общей теории занятости, процента и денег» Дж.М. Кейнса. Методологические принципы кейнсианства. Доктрины «предпочтения к ликвидности», «эффективного спроса», «мультипликатора», «дешевых денег». Меры государственного регулирования экономики.

Американские (Э. Хансен. С. Харрис) и европейские (Ф. Перру) «дополнения» в учение Дж.М. Кейнса. Возникновение неокейнсианских теорий экономического роста (Е. Домар, Р. Харрод).

ОК-5, ПК-5, ПК-9, ПК-7

Знать: основные события и причины появления; методологию кейнсианства, доктрины «предпочтения ликвидности» и ее значение для развития капитализма в Европе и Америке; общую характеристику: основные направления и «дополнения» кейнсианства, возникновение неокейнсианства;

Уметь: использовать полученные знания по практической реализации актуальных экономических задач и метода изучения; выявлять причины появления кейнсианства; расставлять приоритеты в его структуре; понимать научное значение концепции «неоклассического синтеза», социальной структуры.

Владеть: навыками аргументации собственных взглядов и использования исторических знаний для оценки и обоснованного прогнозирования определенных народнохозяйственных пропорций.

Лекции, семинары

№№ пп

Наименование раздела дисциплины (тема)

Трудоемкость (часы/зач. ед.)

Содержание

Формируемые компетенции

Результаты освоения (знать, уметь, владеть)

Образовательные технологии

9.

Неолиберализм. Неоинституционализм.

7

Общие принципы неолиберальной концепции государственного регулирования экономики («коллоквиум Липпманна»). Особенности фрайбургской и чикагской школ неолиберализма. Концепция В. Ойкена о типах хозяйства. «Денежное правило» М. Фридмена.

Олимп современной экономической мысли в творчестве нобелевских лауреатов по экономике. Концепция В.В. Леонтьева «затраты – выпуск» и ее роль в формировании межотраслевых балансов.

Л.В. Кантарович – родоначальник теории линейного программирования. М. Фридмен как лидер современной интерпретации монетаристской концепции. Направления и этапы эволюции экономической мысли в учебнике «Экономикс» П. Самуэльсона. Сущность и научное значение его концепции «неоклассического синтеза».

ОК-5, ОК-9, ПК-7, ПК-14

Знать: экономические аспекты развития макроэкономики в Западной Европе и Америке; значение; основные тенденции в части предмета и метода изучения, итоги и последствия фрайбургской школы, их оценку в современной литературе.

Уметь: использовать полученные знания по практической реализации актуальных экономических задач и метода изучения; выявлять причины появления неолиберализма; расставлять приоритеты в его структуре; давать общую характеристику идей линейного программирования; понимать методологическую систему «экономикса», особенно ее сущность.

Владеть: навыками аргументации собственных взглядов и использования исторических знаний для оценки и обоснованного прогнозирования определенных народнохозяйственных пропорций.

Лекции, семинары

10.

Экономическая мысль России.

6

Специфические черты отечественной экономической мысли. Концепции экономики "переходного периода" и "социализма" в работах П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановского, С.Н. Булгакова. Дискуссии о проблемах конъюнктуры рынка и экономического роста (Н.Д. Кондратьев, А.В. Чаянов). Экономико-математические разработки в трудах В.К. Дмитриева Е.Е. Слуцкого, В.В. Новожилова, Л.В. Канторовича.

ОК-5, ПК-5, ПК-9, ПК-7

Знать: основные модели экономических модернизаций; основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства, основные модели экономических модернизаций; основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне.

Уметь: анализировать экономические явления и процессы и оценивать их взаимодействие в исторической ретроспективе, определять тенденции экономического развития.

Владеть: навыками анализа важнейших социально – экономических процессов, происходящих в мировой экономике; современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных.

Лекции, семинары



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебной дисциплины история экономики направление: 08. 01. 00 «Экономика» Москва 2011

    Рабочая программа
    Рабочая программа по дисциплине История экономики включает организационно-методический раздел, содержание программы, основанное на компетентностном подходе к обучению студентов, тематический план изучения дисциплины, учебно-методическое
  2. Рабочая программа учебной дисциплины «Сравнительный анализ экономических систем» (название дисциплины)

    Рабочая программа
    Данная программа дисциплины «Сравнительный анализ экономических систем» (М1В2) базовой части блока дисциплин Общенаучного цикла составлена с учетом современных требований к преподаванию.
  3. Рабочая программа учебной дисциплины 5 1 Организационно-методический раздел 7

    Рабочая программа
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом 0305001.65 "Юриспруденция" и предназначен для студентов 3 курса ЮФ ПФ ТГУ заочной формы обучения.
  4. Программа по дисциплине история и философия науки

    Программа
    Для аспирантов и соискателей, обучающихся по специальностям: 08.00.01 - "Экономическая теория", 08.00.05 - "Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.
  5. Программа среднего профессионального образования по специальности 120701 Землеустройство Квалификация Техник-землеустроитель вид подготовки базовая форма подготовки очная

    Программа
    Основная профессиональная образовательная программа профессионального образования по специальности 120701 Землеустройство (базовый уровень подготовки ).

Другие похожие документы..