Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
РУСјΠ(Rousseau) Жан Жак (28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль), французский писатель и философ. Представитель сентиментализма. С позиций...полностью>>
'Курс лекцій'
AutoCAD завантажується запуском файлу acad.exe або ярликом, що на нього посилається. Втім, як і всякий об'єктно-орієнтований продукт, він може бути в...полностью>>
'Урок'
09 1-11 И 5 класс Иванова Н.С. Классные руководители 4. Литературный монтаж, посвященный героическим защитникам Ленинграда 08....полностью>>
'Документ'
Ассоциация врачей общей практики (семейных врачей) РФ совместно с Торгово-промышленной палатой РФ при поддержке Министерства здравоохранения и социаль...полностью>>

Психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетентности студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Васильева Ирина Леонидовна

Психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетентности студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий

Специальность 19.00.07 – педагогическая психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Самара

2011

Работа выполнена на кафедре теоретической и экспериментальной психологии

Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Научный руководитель –

кандидат психологических наук, доцент
Дмитриева Людмила Геннадьевна

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор

Виноградова Галина Александровна

кандидат психологических наук, доцент

Матасова Инна Леонидовна

Ведущая организация –

ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского»

Защита состоится 1 марта 2011 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета Д.212.216.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 – педагогическая психология при ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» (43099, г. Самара, ул. М.Горького, 65/67).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» по адресу: г. Самара, ул. М.Горького, 65/67.

Объявление о защите и текст автореферата было размещено на сайте ПГСГА () 27 января 2011 г.

Автореферат разослан 27 января 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор педагогических наук,

профессор Л.В.Вершинина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В числе стратегических направлений развития профессионального образования особое место занимает включение образовательных учреждений в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.). В настоящее время более половины вузовской и послевузовской профессиональной подготовки и переподготовки переведено на обучение с применением дистанционных образовательных технологий. В информационном обществе процессы социализации и профессионализации неизбежно отделяются друг от друга, поскольку дистанционное обучение предполагает систематическую интерактивность, опосредованное общение, специфичную технологическую основу (компьютерная телекоммуникационная сеть, кейс-технология), виртуальный класс, индивидуальную траекторию обучения и др., что системно не встраивается в классическое традиционное обучение.

Переход к информационному обществу значительно расширяет масштабы межкультурного взаимодействия. Электронные средства занимают все более ощутимое место в структуре коммуникации. Человек воспринимает окружающий мир через компьютерные коммуникации как инструмент познания, который играет активную трансформирующую роль в систематизации действительности. В этой связи особую важность приобретает умение общаться и выстраивать межличностное взаимодействие. На практике не всегда можно наблюдать сбалансированность между успешностью человека в социальных контактах и способностью регулировать вовлеченность в деятельностное участие, связанное с информационными коммуникативными технологиями. Чаще всего у людей это проявляется в низкой коммуникативной компетентности, выражающейся в неэффективном поведении, эмоциональной неустойчивости, проявляющейся в неудовлетворенности отношениями, личностной жизненной неконструктивности, следствием которой являются отсутствие четких целей в жизни, неудовлетворенность самореализацией, внутренняя противоречивость личности.

Проблема коммуникативной компетентности не нова. Особенности развития коммуникативной компетентности студента вуза исследуются Н.М.Ануфриевой, Г.И.Бабий, Ф.Ф.Байкиным, И.И.Барахович, Е.Е.Боровковой, Е.А.Гришиной, В.К.Елмановой, С.И.Ершовой, В.Л.Зливковым, Л.П.Павловой и др., пришедшими к осознанию коммуникативного действия как сложного многоуровневого взаимодействия субъектов, обменивающихся информацией. В структуре коммуникативной компетентности выделяются: коммуникативное взаимодействие (Л.А.Шипилина), коммуникативные умения (А.Н.Леонтьев, И.П.Раченко, В.А.Якунин), коммуникативные качества, свойства личности (А.А.Бодалев, В.А.Кан-Калик, В.А.Лабунская, А.В.Мудрик, Н.Н.Обозов, Р.А.Парошина, Л.А.Петровская, А.У.Хараш) и коммуникативные процессы (Г.М.Дридзе, А.А.Леонтьев, В.А.Якунин).

Особое значение имеют работы, посвященные коммуникационно-информационным (М. Андерсон, Г.Гебнер, Ч.Осгуд, Дж.Миллер, Г.Лассвелл) и социально-психологическим (А.А.Бодалев, Н.В.Куницына, Я.Л.Коломенский, Д.Катц, Е.С.Кузьмин, В.А.Лабунская, Б.Ф.Ломов, Б.Д.Парыгин) аспектам общения. Интерактивное обучение на основе телекоммуникационных технологий как актуальное в системе высшего образования исследуют в качестве средства или фактора педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса И.М.Горбаченко, И.А.Дмитриева, Е.В.Коротаева, А.С.Молчанова, А.А.Струнина, Н.Г.Суворова, А.Р.Федорова и др.

Как показывает анализ научной литературы, исследователи, как правило, акцентируют внимание на внедрении техники и содержательном наполнении учебных курсов и образовательных услуг в системе обучения с применением дистанционных образовательных технологий, рассматривая их как один из способов организации процесса обучения при реализации образовательных программ. При этом остается неохваченным социокультурный контекст данного обучения, связанный с развитием коммуникативной компетентности студентов как необходимого условия эффективного действия в разнообразных социальных и профессиональных ситуациях, а также самореализации в современных жизненных обстоятельствах. При всей несомненной теоретической и практической значимости проведенных исследований проблемы коммуникативной компетентности следует отметить, что вопросы развития коммуникативной компетентности студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий, не были предметом специального исследования. В психолого-педагогической литературе не выявлены факторы, препятствующие развитию коммуникативной компетентности студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий, отсутствует программа развития коммуникативной компетентности этих студентов в процессе обучения. В данных условиях становится безусловной необходимость оказания целенаправленной психологической помощи по развитию коммуникативной компетентности студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий.

Имеется противоречие между потребностью общества в конкурентоспособных специалистах, обладающих не только профессиональными знаниями и умениями, но и коммуникативной компетентностью, и недостаточной представленностью в психологической науке психолого-педагогических средств по развитию коммуникативной компетентности студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий. Стремление найти пути разрешения этого противоречия и определило проблему нашего исследования.

В теоретическом плане это проблема обоснования психолого-педагогических условий развития коммуникативной компетентности студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий. В практическом – проблема разработки и апробации программы развития коммуникативной компетентности студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий.

Объект исследования – коммуникативная компетентность студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетентности студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетентности студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий.

Гипотеза исследования. Если коммуникативная компетентность студента – это интегративное личностное образование, характеризующееся адекватной самооценкой, способностью понимать внутренний мир другого человека, перестраиваться при изменении внешних и внутренних условий и ориентироваться в использовании вербальных и невербальных средств в различных ситуациях общения, то ее развитие становится возможным тогда, когда в практику обучения с применением дистанционных образовательных технологий будет внедрена программа, обеспечивающая:

– понимание студентами влияния специфики обучения с применением дистанционных образовательных технологий и создание у студентов представлений о личностных особенностях, оказывающих воздействие на развитие коммуникативной компетентности;

– развитие коммуникативных умений и способности ориентироваться в определенных ситуациях общения;

– формирование навыков саморегуляции поведения при изменении внешних условий в разнообразных жизненных ситуациях.

Задачи исследования:

  1. выявить психологические составляющие коммуникативной компетентности студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий;

  2. обосновать психолого-педагогические факторы, препятствующие развитию коммуникативной компетентности студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий;

3) разработать и апробировать программу развития коммуникативной компетентности студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий;

4) экспериментально проверить результативность программы развития коммуникативной компетентности студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

– выявлены психологические составляющие коммуникативной компетентности студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий (интегративное личностное образование, характеризующееся адекватной самооценкой, способностью понимать внутренний мир другого человека, перестраиваться при изменении внешних и внутренних условий и ориентироваться в использовании вербальных и невербальных средств в различных ситуациях общения);

– выявлены психолого-педагогические факторы, препятствующие развитию коммуникативной компетентности студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий (психологические факторы: затруднения в общении, проявляющиеся в низкой эмпатийности и эмоциональной неустойчивости, неадекватной самооценке, обусловленной неконструктивностью жизненной позиции, зависимостью от мнений и оценок окружающих; педагогические факторы – ограничения обучения, реализуемого с применением телекоммуникационных технологий при опосредованном взаимодействии: географическая и физическая изолированность учащихся, отсутствие прямого очного педагогического взаимодействия, между участниками образовательного процесса при помощи компьютера, большой удельный вес виртуальной коммуникативной среды в веб-классах);

– определены психолого-педагогические условия, способствующие развитию коммуникативной компетентности студента (переформирование когнитивных структур «Я образа» и снятие ограничений и комплексов для создания позитивной Я-концепции; развитие чувства самоидентичности и эмпатически заинтересованного поведения; создание ситуаций, расширяющих репертуар поведенческих реакций и ситуативную адаптивность; расширение поля вербальных и невербальных средств общения в области субъектных взаимоотношений; проявление разнообразия паттернов поведения в различных ситуациях общения);

– разработана программа, обеспечивающая развитие коммуникативной компетентности студентов в контексте обучения с применением дистанционных образовательных технологий (программа включает два раздела: теоретический раздел, реализуемый в форме беседы, обеспечивает овладение студентами знанием о влиянии специфики обучения с применением дистанционных образовательных технологий и социально-психологических характеристик на коммуникативную компетентность, о законах построения межличностной коммуникации, о барьерах и неконструктивных способах поведения, затрудняющих субъективное взаимодействие, а также обеспечивает осознание происходящего в личностном жизненном пространстве. Практический раздел, реализуемый с помощью психологического консультирования (при непосредственном контакте и в offline/online режиме) и проведения интенсивной групповой работы (включающей дискуссионный клуб, психологический тренинг и интернет-тренинг), обеспечивает овладение студентами коммуникативными навыками, умениями и опытом, влияющими на регуляцию взаимодействия в процессе межличностного общения; умением соотносить вербальные и невербальные приемы с целями коммуникации для эффективного общения; способностью реализовать различные стратегии поведения и разносторонне анализировать ситуацию, способствует совершенствованию перцептивного компонента общения.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования дополняют научные представления о психологических составляющих коммуникативной компетентности студентов; расширяют научные представления о факторах, препятствующих развитию коммуникативной компетентности студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий, теоретическую основу для разработки разноуровневых программ по развитию коммуникативной компетентности студентов и открывают перспективы для совершенствования учебного процесса в современных социально-экономических условиях.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на развитие коммуникативной компетентности студентов, обучающихся дистанционно. Прошедшая экспериментальную проверку программа развития коммуникативной компетентности студентов составляет научную базу для организации деятельности психологической службы в образовательных учреждениях, использующих дистанционные образовательные технологии. Результаты способствуют совершенствованию психологического консультирования и тренинговой работы психолога со студентами, испытывающими трудности в установлении и поддержании межличностных контактов. Полученный опыт работы по offline и online-консультированию и проведению интернет-тренинга может использоваться в отработке практических навыков и умений в зависимости от индивидуальных потребностей участников.

Методологическую основу исследования составляют концепции о непрерывном образовании Е.П.Белозерцева, Б.С.Гершунского, Ю.Н.Кулюткина, В.Н.Никитенко, В.Г.Онушкина, а также теории формирования профессиональной и коммуникативной компетентности И.А.Зимней, Д.А.Леонтьева, Р.Б.Сабаткоева.

Источниками исследования являются:

– психологическая теория о единстве сознания и деятельности, единстве внешнего и внутреннего (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, А.В. Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.);

– концепции социальной обусловленности развития личности (Г.М.Андреева, Б.С.Братусь, Л.С.Выготский, О.К.Тихомиров, Д.И.Фельдштейн, В.А.Ядов и др.);

– концепции о полисубъектных отношениях и формировании коммуникативных способностей (М.М.Бахтин, А.А.Бодалев, М.Р.Битянов, А.В.Брушлинский, М.Бубер, И.В.Дубровина, Б.Ф.Зейгарник, Г.Б.Корнетов, А.М.Прихожан, С.Л.Рубинштейн, А.У.Хараш);

– современные концепции гуманизации образования в процессе профессиональной подготовки и непрерывного образования (Г.В.Акопов, В.П.Бездухов, М.Н.Берулава, И.А.Зимняя, Ю.Н.Кулюткин, А.Б.Орлов, А.А.Реан, В.Ф.Сафин, Е.И.Шиянов и др.);

– положения компетентностного подхода, позволяющие выделить коммуникативную компетентность в качестве интеграции опыта общения в разных областях знания при дистанционном обучении (В.И.Байденко, А.С.Белкин, В.А.Болотов, В.В.Давыдов, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, В.В.Краевский, А.В.Хуторской, Г.П.Щедровицкий и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений на различных этапах исследования применялся широкий спектр взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: теоретические методы (анализ философской, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, обобщение, синтез); эмпирические методы (беседа, тестирование, формирующий эксперимент); методы обработки данных – количественный анализ с использованием методов математической обработки (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, параметрический t-критерий Стьюдента, факторный анализ, непараметрический критерий Манна – Уитни), качественный анализ результатов исследования; методы коррекции (психологическое консультирование и интенсивная групповая подготовка); методы знаково-символического представления результатов (рисунки, схемы, таблицы, диаграммы).

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось на базе ИНСТО Академии ВЭГУ в городах Уфа и Самара. В нем приняли участие 375 студентов с первого по четвертый курс факультетов психологии, социальной работы, управления и информатики, экономики. Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2006–2007 гг.). Осуществлялся анализ философской, психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов по теме исследования, определены объект, предмет, задачи исследования; изучен понятийный аппарат, выстроена методология исследования. Результатом этапа явилось определение гипотезы и методов исследования, теоретическое обоснование развития коммуникативной компетентности студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий.

Второй этап (2007–2008 гг.). Определен комплекс диагностических методик, позволяющих выявить социально-психологические и личностные особенности студентов. Проведены эмпирическое исследование, количественный и качественный анализ, результаты которых позволили организовать контрольную и экспериментальную группы. Разработана и апробирована программа, определены психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетентности студентов.

Третий этап (2008–2009 гг.). В ходе экспериментальной работы по внедрению программы проверялась и уточнялась исследовательская гипотеза. Был проведен анализ результативности экспериментальной работы, сформулированы выводы, подтверждающие положения, выносимые на защиту.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии, ее соответствием поставленной проблеме; осуществлением исследования на научно-теоретическом и практическом уровнях; применением адекватных цели и задачам исследования средств; статистической значимостью экспериментальных данных; возможностью внедрения результатов в практику образовательного процесса учебных учреждений.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования отражены автором в монографии «Психолого-педагогическое сопровождение интернет-зависимых в юношеском возрасте» (Уфа, 2010). Материалы исследования обсуждались на заседании кафедры психологии Академии ВЭГУ, на международных и всероссийских научно-практических конференциях в городах Екатеринбург, Пенза, Казань, Обнинск, Уфа, Красноярск, нашли отражение в 16 опубликованных печатных работах автора (2007–2010).

Экспериментальная программа развития коммуникативной компетентности студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий, была апробирована в рамках ИНСТО Академии ВЭГУ в городах Уфа и Самара.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. В современных условиях востребован специалист с развитой коммуникативной компетентностью, обеспечивающей эффективное общение, успешность социального и профессионального взаимодействия, действий в разнообразных жизненных и профессиональных ситуациях. Однако развитию коммуникативной компетентности студентов препятствуют такие психолого-педагогические факторы, как личностные особенности и ограничения, обусловленные обучением с применением дистанционных образовательных технологий, реализуемых опосредованно с помощью компьютерных телекоммуникаций и разнообразных электронных источников информации. Одним из возможных способов преодоления данных факторов становится создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие коммуникативной компетентности студентов, основными показателями которой являются адекватная самооценка, понимание и принятие внутреннего мира другого человека, способность перестраиваться при изменении внешних и внутренних условий и ориентироваться в использовании вербальных и невербальных средств в различных ситуациях общения.

2. Стратегия деятельности психолога по развитию коммуникативной компетентности студента, обучающегося с применением дистанционных образовательных технологий, основывается на внедрении в образовательный процесс комплексной программы. Ее реализация позволяет студенту осознать влияние специфики дистанционного обучения и создать представление о личностных особенностях, оказывающих воздействие на развитие коммуникативной компетентности; развить свои социально-психологические качества, в которых реализуются коммуникативные умения и способность ориентироваться в использовании вербальных и невербальных средств для достижения взаимопонимания в ситуации общения; сформировать навыки и умения саморегуляции поведения, проявляющиеся в способности перестраиваться при изменении внешних условий и эффективно действовать в разнообразных жизненных ситуациях, что позволит студентам успешно функционировать в социально неоднородных группах, решать конкретные практические задачи, возникающие в различных сферах жизнедеятельности.

3. Преодоление психологических характеристик, препятствующих развитию коммуникативной компетентности, и минимизация педагогического и межличностного взаимодействия в процессе обучения с применением дистанционных образовательных технологий обеспечиваются переформированием когнитивных структур «Я образа» и снятием ограничений и комплексов для создания позитивной Я-концепции; усилением чувства самоидентичности и эмпатически заинтересованного поведения; формированием практических навыков и умений управления своим поведением в разнообразных стандартных и нестандартных социальных ситуациях; расширением репертуара поведенческих реакций и ситуативной адаптивности, поля вербальных и невербальных средств общения в межсубъектных отношениях; раскрытием разнообразия паттернов поведения в различных ситуациях общения, при решении социальных и профессиональных задач и выстраивании эффективного взаимодействия с другими людьми.

4. Развитие коммуникативной компетентности студентов должно базироваться на внедрении программы, в основе которой лежит идея о социальной обусловленности психики и единстве внутреннего и внешнего, которая обеспечивает активизацию прошлого опыта студента в системе межличностных взаимодействий, поведенческих умений в коммуникации и отношения к общению как к диалогу; перенос приемов межсубъектного взаимодействия при постоянном видоизменении состояний межличностных отношений и условий коммуникативных ситуаций, успешное решение конкретных практических задач, возникающих в профессиональной деятельности.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, тезаурус, список литературы и приложения. В тексте диссертации приводятся таблицы, диаграммы и схемы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дополнительная профессиональная подготовка преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита диссертации состоится «05» февраля 2011 года в «17.00» часов на заседании диссертационного совета Д 311.006.01 при Российской международной академии туризма по адресу: 141420, Московская область, г.
  2. Формирование коммуникативной компетентности студентов в условиях непрерывного образования

    Автореферат
    Защита состоится « » 2007г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.04 по присуждению ученой степени доктора наук при Московском государственном гуманитарном университете им.
  3. Современные коммуникативные технологии в языковом образовании Хабаровск 2008

    Документ
    Современные коммуникативные технологии в языковом С568 образовании : материалы международной науч.-практ. конф., Хабаровск, 1 дек. 2008 г. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан.
  4. Приказ №154 от «31» августа 2011 г. Программа развития гимназического образования через формирование компетентностной культуры участников образовательного процесса

    Программа
    Программа разработана творческим коллективом, включавшим в себя представителей педагогического и ученического коллективов, родительской общественности.
  5. Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе (2)

    Документ
    Вершинина Г. Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения русскому языку ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия"

Другие похожие документы..