Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Інструктаж з Т/Б на уроці географії. Науковий метод як спосіб мислення. Різні наукові методи дослідження. Значущі природничі відкриття в історії геогр...полностью>>
'Бюллетень'
Бюллетень «Новые поступления в библиотеку» собрал все последние издания, поступившие в фонд Самарской областной юношеской библиотеки в ДЕКАБРЕ 2010 г...полностью>>
'Урок'
Підготували: вчитель фізики і астрономії, вчитель вищої кваліфікаційної категорії, вчитель-методист Опішнянської спеціалізованої школи І-ІІІ ступенів...полностью>>
'Документ'
Государственное воздействие на занятость и безработицу является неотъемлемой частью общей системы экономической и социальной политики любого цивилизов...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины маркетинг направление подготовки бакалавров

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт–Петербургский государственный политехнический университет»

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра: Мировая экономика

ДЕЛО № ______

Учебно-методический комплекс

дисциплины

МАРКЕТИНГ

1. Направление подготовки бакалавров:

080100 «Экономика»

2. Специальность: 080102 (060600) «Мировая экономика»

Всего папок в деле: ___

Номер папки: ___

Преподаватель д.э.н., профессор ___________ Д.Ф. Скрипнюк

Санкт–Петербург

2007

МАРКЕТИНГ: Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080102 «Мировая экономика» и направления 080100 «Экономика». СПб: СПбГПУ, 35 с.

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом и учебными планами специальности 080102 «Мировая экономика».

Учебно–методический комплекс включает в себя тематические планы; содержание курса; вопросы и задания для семинарских и практических занятий, самостоятельной работы студентов; тесты для самоконтроля; перечень вопросов для подготовки к экзамену; список литературы.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и очно-заочной формы обучения факультета экономики и менеджмента.

Одобрено на заседании кафедры «Мировая экономика» (протокол № 8 от 17 апреля).

Автор-составитель: д.э.н., профессор Д.Ф. Скрипнюк

Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ГОУ «СПбГПУ»)

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

Кафедра «Мировая экономика»

ОДОБРЕНО

Протокол заседания кафедры

№_____ от __________200__г.

Зав. кафедрой

_________________________

ОДОБРЕНО

Протокол заседания

Ученого совета ФЭМ

№_____ от __________200__г.

УТВЕРЖДАЮ

Декан ФЭМ

_________________________

_________________________

«___»_____________ 200__ г.

СКРИПНЮК Д.Ф.

«МАРКЕТИНГ»

Рабочая учебная программа для студентов

специальности 080102 «Мировая экономика»

и направления 080100 «Экономика»

Санкт-Петербург

2006

1. НОРМАТИВНЫЕ УЧЕБНО-ПРОГРАММНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Дидактические единицы учебной дисциплины «Маркетинг», согласно государственного образовательного стандарта специальности 080102 «Мировая экономика» - ОПД.Ф.04:

«Понятие и сущность маркетинга, его цели, принципы и функции; информационное обеспечение маркетинга на базе мировых информационных ресурсов; стратегия и система маркетинга; их особенности в России; исследования рынка; разработка продукции; особенности ценообразования в маркетинге; продвижение продукции; реклама; маркетинговый контроль; маркетинг в системе контроллинга; организация и деятельность маркетинговой службы предприятия; маркетинговые коммуникации; международный маркетинг; специфика маркетинговой деятельности российских предприятий на внешних рынках».

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель и задачи дисциплины

Курс «Маркетинг» является одной из основных базовых дисциплин для подготовки студентов по специальности 080102 «Мировая экономика» и направлению 080100 «Экономика».

Целью изучения курса является понимание процесса маркетинга как важного фактора достижения организацией наибольшей эффективности.

В процессе изучения курса «Маркетинг» необходимо решить следующие задачи:

  • формирование знаний о сущности маркетинговой деятельности;

  • усвоение теоретических основ и специфики проведения маркетинговых исследований;

  • приобретение навыков применения полученных в ходе обучения знаний для анализа конкретных практических ситуаций, касающихся организации маркетинга на предприятии.

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников

  1. Изучение дисциплины предусмотрено стандартом высшего профессионального образования и учебным планом специальности 080102 и направления 080100 «Экономика».

  2. Курс «Маркетинг» базируется на знаниях и навыках, полученных при изучении «Микроэкономики», «Менеджмент» и др.

  3. Полученные студентами знания позволяют более глубоко разбираться в событиях, происходящих на внутренних и мировых рынках, а также изучать смежные профилирующие курсы: «Экономика организаций», «Международный маркетинг, «Рынок ценных бумаг», и др.

Требования к уровню освоения курса

В процессе изучения курса студенты должны:

1) знать:

  • сущность, функции маркетинга и направления его использования в условиях рыночной экономики; организацию служб маркетинга на фирмах;

  • роль маркетинга в управлении фирмой;

  • принципы сегментации и выбора целевых рыночных сегментов или ниш;

  • необходимость проведения маркетинговых исследований для информационного обеспечения управления фирмой с целью доведения параметров товара до уровня требований потенциальных покупателей целевого рынка и создания должной степени его конкурентоспособности;

  • основные направления в технологии маркетинга как совокупности мер по активному воздействию на рынок, с одной стороны, и приспособлении характеристик товара, ценовой и сбытовой стратегий, рекламной кампании к требованиям и условиям целевого рынка - с другой;

  • содержание и структуру маркетинговых программ;

  • задачи управления персоналом в связи с маркетинговой деятельностью.

2) уметь:

  • профессионально вести маркетинговую работу;

  • готовить предложения по товарной политике на основе сопоставительного анализа параметров конкурентоспособности товара;

  • владеть навыками поиска, сбора, систематизации, анализа и использования вторичной и первичной (оперативной) маркетинговой информации;

  • владеть навыками кабинетных и полевых маркетинговых исследований;

  • практически использовать средства организационной и вычислительной техники для проведения маркетинговых исследований, анализа конкурентоспособности и жизненного цикла товара, разработки маркетинговых программ.

В профессиональном отношении будущий специалист должен получить подготовку, позволяющую ему быстро адаптироваться к работе в маркетинговой службе фирмы.

3) иметь представление:

  • о специфике организации международного маркетинга;

  • о системе показателей, используемых при разработке программы маркетинга по производственно-сбытовому отделению;

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ, ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ В СООТВЕТСТВИИ С УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПО ФОРМАМ ОБУЧЕНИЯ

Направление 080100 «Экономика»

очная форма обучения

Общие часы

102 час

Аудиторные занятия

68 час.

Лекции

34 час

Семинарские (практические занятия)

34 час

Самостоятельная работа,

34 час

Формы текущего и итогового контроля

Опрос, подготовка докладов, тестирование, решение контрольных работ, выполнение расчетного задания в рамках СРС, экзамен

Специальность 080102 «Мировая экономика»

очная форма обучения

Общие часы

119 час

Аудиторные занятия

51 час.

Лекции

34 час

Семинарские (практические занятия)

17 час

Самостоятельная работа,

68 час

Формы текущего и итогового контроля

Опрос, подготовка докладов, тестирование, решение контрольных работ, выполнение расчетного задания в рамках СРС, экзамен

Специальность 080102 «Мировая экономика»

очно-заочная форма обучения

Общие часы

85 час

Аудиторные занятия

51 час.

Лекции

34 час

Семинарские (практические занятия)

17 час

Самостоятельная работа,

34 час

Формы текущего и итогового контроля

Опрос, тестирование, решение контрольных работ, зачет, экзамен

4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Направление 080100 «Экономика»

очная форма обучения

Наименование тем

Всего часов

В том числе

лекций

семинаров

СРС

1

2

3

4

5

Тема 1. Концепция маркетинга

18

6

6

6

Тема 2. Маркетинговые исследования

30

10

10

10

Тема 3. Технология маркетинговой деятельности

36

12

12

12

Тема 4. Маркетинговая программа и управление маркетингом

18

6

6

6

ИТОГО:

102

34

34

34

Специальность 080102 «Мировая экономика»

очная форма обучения

Наименование тем

Всего часов

В том числе

лекций

семинаров

СРС

1

2

3

4

5

Тема 1. Концепция маркетинга

29

8

4

17

Тема 2. Маркетинговые исследования

35

12

6

17

Тема 3. Технология маркетинговой деятельности

29

8

4

17

Тема 4. Маркетинговая программа и управление маркетингом

26

6

3

17

ИТОГО:

119

34

17

68

Специальность 080102 «Мировая экономика»

очно-заочная форма обучения

Наименование тем

Всего часов

В том числе

лекций

семинаров

СРС

1

2

3

4

5

Тема 1. Концепция маркетинга

18

8

4

6

Тема 2. Маркетинговые исследования

28

12

6

10

Тема 3. Технология маркетинговой деятельности

24

8

4

12

Тема 4. Маркетинговая программа и управление маркетингом

15

6

3

6

ИТОГО:

85

34

17

34

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Концепция маркетинга.

Суть и содержание понятия «маркетинг». История формирования маркетинговой концепции: основные ее представители и школы. Современная концепция маркетинга. Менеджеристское, бихевиористское и другие направления в маркетинге. Маркетинг как концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью фирмы.

Основные виды маркетинга. Виды маркетинга по территориям охвата. Виды маркетинга в зависимости от спроса. Маркетинг, ориентированный на продукт. Маркетинг, ориентированный на потребителя. Интегрированный маркетинг.

Содержание и цели маркетинговой деятельности, ее основные принципы.

Специфические функции маркетинга. Аналитическая функция маркетинга. Комплексное исследование рынка, рыночной среды и мотиваций потребителя. Оценка собственных возможностей фирмы (предприятия).

Научно-техническая и производственно-сбытовая функции маркетинга. Обновление продукции и разработка нового товара, разработка цен, определение каналов и методов сбыта.

Коммуникационная функция маркетинга. Реклама и стимулирование сбыта.

Общие функции маркетинга. Плановая функция маркетинга. Маркетинговая программа.

Организационная функция маркетинга. Организация маркетинговой деятельности на фирме и определение вида построения маркетинговых служб.

Контрольная функция маркетинга. Текущий и стратегический контроль, ревизия маркетинговой работы.

Качество маркетинга.

Тема 2. Маркетинговые исследования.

Основные цели маркетинговых исследований. Задачи маркетинговых исследований.

Структура, схема и этапы маркетингового исследования. Объекты и субъекты маркетинговых исследований.

Этапы развития направлений маркетинговых исследований. Виды проектов маркетинговых исследований.

Изучение товара. Понятие продукта в системе маркетинга. Характеристика технико-экономических показателей продукции. Маркетинг и задачи повышения качества и конкурентоспособности продукции на рынке: понятия и показатели, их определяющие. Классификация товаров по назначению, срокам и характеру изготовления и потребления. Конкретный продукт. Расширенный продукт. Обобщенный продукт.

Жизненный цикл товара. Его виды. Цели и виды маркетинговой деятельности с учетом жизненного цикла товара.

Особенности маркетинговой деятельности применительно к продукции потребительского и производственного назначения. Оценка требований к товару с точки зрения маркетинговых исследований.

Изучение и анализ факторов внешней макро и микросреды.

Комплексное изучение рынка. Конъюнктурный и стратегический анализ рынка факторов внешней макро и микросреды. Классификация типов рынков.

Производственный и потребительский потенциал рынка.

Анализ спроса и его эластичности. Анализ предложения и рыночной доли. Понятие емкости рынка. Анализ уровня конкуренции. Анализ динамики цен и перспектив развития рынка.

Основные показатели анализа условий рынка. Составление прогноза развития рынка.

Нужды и потребности. Направления маркетингового анализа потребителей. Индивидуальные и организованные потребители и основные группы мотиваций их покупательского поведения.

Теории мотивации. Теория мотивации МакКлелланда (McClelland). Теория мотивации Маслоу. Психологические мотивы МакГира (McGuire). Мотивация по Фрейду. Факторы внешнего влияния на поведение потребителей.

Идентификация культурных ценностей. Классификация ценностей, влияющих на поведение потребителей.

Внутренние факторы поведения потребителей. Восприятие. Внимание. Интерпретация. Маркетинговая стратегия, основанная на множественных мотивах.

Методы исследования мотивации. Методы ассоциации. Методы завершения. Методы интерпретации. Метод фокус-групп. Маркетинговая стратегия, основанная на мотивационном конфликте.

Психологические и личностные воздействия на процесс принятия решения потребителем о покупке товара.

Процесс принятия решения о покупке и маркетинговая характеристика покупателя.

Основные направления изучения фирмы и оценка ее деятельности на рынке. Анализ хозяйственной деятельности фирмы. Показатели, характеризующие экономический потенциал фирмы: активы, основной капитал, количество и стоимость произведенной продукции, число и размещение производственных и сбытовых предприятий, характеристика инфраструктуры фирмы и ее научно-исследовательского потенциала.

Показатели эффективности деятельности фирмы: прибыль, отношение прибыли к активам, к объему продаж, к реальному основному капиталу, стоимости реализованной продукции, издержкам производства. Коэффициенты оборачиваемости основного капитала и капиталовооруженности труда и т.д.

Показатели финансового положения фирмы. Анализ конкурентоспособности продукции, анализ конкурентоспособности фирмы. Оценка конкурентных возможностей фирмы. Изучение форм и методов коммерческой и маркетинговой работы фирмы.

Изучение коммерческой и сбытовой практики, транспортных, правовых, торгово-политических и других условий работы фирмы. Изучение рекламной практики, ценовой политики, конкурентных преимуществ товаров и товарной политики фирмы. Особенности изучения фирм конкурентов.

Сегментация рынка: цель и механизм осуществления. Принципы, цели и задачи рыночной сегментации. Учет специфики товара при проведении сегментации рынка. Ее основные критерии: географические, социально-экономические, этнографические и др.

Мотивационный анализ в сегментации рынка. Особенности сегментации рынка для товаров производственного назначения и потребительских товаров.

Сегментация рынка и позиционирование товара. Понятия: «рыночное окно», «рыночная ниша», «целевой рынок». Маркетинговые стратегии и спрос. Соотнесение потенциальных возможностей фирмы с требованиями рынка и запросами потребителей.

Сегментация по потребителям (профилю потребителя). Сегментация по продукту. Сегментация по каналам сбыта.

Методика составления сравнительной таблицы производственно-сбытовых достоинств и недостатков фирмы по отношению к основным конкурентам. Определение маркетинговых преимуществ своей фирмы.

Выбор целевого рынка и оптимальной рыночной ниши. Концентрированный и дисперсный методы поиска целевого рынка. Выбор стратегии охвата рынка: недифференцированный маркетинг, концентрированный маркетинг.

Кабинетные и внекабинетные («полевые») рыночные исследования. Наблюдение. Эксперимент. Выборочное обследование. Анкетирование. Комплексные методы. Метод пробных продаж.

Первичные и вторичные источники информации. Внешняя и внутренняя информация.

Печатная информация, специальные справки, результаты социологических исследований и опросов покупателей. Годовые отчеты фирм. Фирменные справочники. Проспекты, каталоги фирм. Информация внутреннего пользования маркетинговых исследований. Компьютерные базы и банки данных.

Тема 3. Технология маркетинговой деятельности.

Постановка целей и разработка маркетинговой стратегии. Факторы формирования маркетинговой стратегии. Общая система разработки маркетинговой стратегии. Процесс формирования маркетинговой стратегии. Формирование общей стратегии. Формирование стратегии по различным отраслям деятельности фирмы, товарам, рынкам, а также функциональные виды стратегий.

Требования, предъявляемые к маркетинговым стратегиям. Иерархия стратегий.

Основные направления маркетинговой стратегии.

Разработка рыночной стратегии: наступательная, оборонительная стратегии, стратегия отступления. Глобальные направления маркетинговой стратегии: диверсификация, сегментация, интернационализация. Стратегии инноваций, дифференциации продукции и рынков, снижения издержек производства, выживания, индивидуализации потребителя, глубокой сегментации и др.

Основные векторы расширения рыночной деятельности: старый рынок — старый товар, старый рынок — новый товар, новый рынок — старый товар, новый рынок — новый товар.

Основные методы построения маркетинговых стратегий — стратегическая модель американского института PIMS, модель М. Портера, портфельный анализ стратегических зон хозяйствования Бостонской консалтинговой группы.

Инновационная политика в системе маркетинга. Концепция разработки нового товара. Основные стадии разработки нового товара.

Основные направления разработки научно-технической политики: ориентация производства на выпуск новых изделий, на быстрое техническое обновление выпускаемой продукции, на выпуск традиционных товаров для сбыта на новых рынках.

Разработка торговых марок. Добавленная ценность торговой марки. Базисные и расширенные торговые марки. Региональные и глобальные торговые марки. Роль упаковки в товарной политике. Задачи оптимизации номенклатуры производимой продукции по степени дифференциации, структуре жизненного цикла, числу модификаций базовых моделей. Диверсификация продукции.

Особенности материально-технического обеспечения фирмы в современных условиях. Работа с субпоставщиками. Системы снабжения: «без складирования», «канбан», «точно в срок». Выталкивающая и вытягивающая системы многоэтапного производства.

Источники финансирования.

Ценовая стратегия фирмы и ее типы, выработка основных направлений ценовой политики, определение уровня цен, прибыли и рентабельности. Стратегии «снятия сливок» и «прорыва», стратегии дифференцированных, единых, неизменных и гибких цен. Стратегия ценового лидера. Психологические методы ценообразования.

Этапы расчета базисного уровня цены. Система ценовых модификаций.

Инициативное повышение и понижение цены. Принципы ценообразования. Методика определения уровня цен.

Основные направления формирования сбытовой сети фирмы. Виды каналов сбыта. Прямой и косвенный методы сбыта продукции. Филиалы фирм, торговые посредники, оптовые и розничные торговые организации, их основные функции.

Выбор каналов и методов товародвижения — основная составляющая сбытовой политики в системе маркетинга.

Основные этапы планирования сбытовой политики: выбор целевого сегмента рынка, определение места сбытовой политики в системе комплекса маркетинга, выбор каналов и методов сбыта, выбор способа выхода на целевой рынок, выбор времени выхода на рынок, определение форм и методов стимулирования сбыта и необходимых для этого затрат.

Традиционные и горизонтальные системы сбыта. Вертикальные системы сбыта: корпоративные, договорные, управляемые. Комбинированные системы сбыта. Их особенности и цели организации. Стратегии сбыта: интенсивный, селективный и эксклюзивный сбыт.

Основные направления коммуникационной политики: реклама, public relations, персональные продажи и средства стимулирования сбыта.

Понятие и сущность рекламы и ее виды. Характеристика основных рекламных средств (каналов). Планирование рекламной кампании. Расчет бюджета и оценка эффективности рекламных выступлений.

Товарный знак и его использование в целях рекламы. Роль public relations в коммуникационной политике. Характеристика основных направлений и форм стимулирования сбыта. Развитие системы личных продаж.

Маркетинговая система подготовки квалифицированных кадров и непрерывного повышения квалификации сотрудников. Методы стимулирования труда. Внутрикорпоративная культура.

Обеспечение современных систем менеджмента и социально-психологических методов управления персоналом. Партисипативные методы (принципы участия).

Тема 4. Маркетинговая программа и управление маркетингом.

Прогнозы и стратегические планы. Разработка маркетинговой программы и ее место в планировании развития предпринимательской деятельности фирмы. Сводный внутрифирменный план. Маркетинговый план и бизнес-план. Последовательность разработки маркетинговых программ. Структура маркетинговой программы.

Долгосрочное и стратегическое планирование. Директивность и индикативность показателей. Эконометрические методы моделирования.

Рекомендательный характер маркетинговой программы. Значение экспертной оценки и экспертных поправок. Методология разработки маркетинговых программ. Централизованная, децентрализованная и смешанная разработка маркетинговых программ.

Цель маркетинговой программы по продукту — разработка на основе маркетинговой информации и многовариантного анализа с использованием оптимальных технико-экономических показателей продукции и эффективности ее производства и сбыта.

Структура стандартной формы маркетинговой программы по продукту: прогноз развития целевого рынка, стратегия поведения на рынке, товарная политика, ценовая политика, сбытовая, коммуникационная, кадровая политики, финансовые затраты и контроль за реализацией намеченных показателей. Система показателей, используемых при разработке программы маркетинга по продукту.

Разработка программы маркетинга по производственно-сбытовому отделению, ее цели и задачи. Маркетинговая программа по производственно-сбытовому отделению как обобщение маркетинговых программ по товарам, выпускаемым или планируемым к выпуску Система показателей, используемых при разработке программы маркетинга по производственно-сбытовому отделению.

Построение маркетинговых служб на фирме. Организационное построение по продукту, по функциям, по регионам, по группам потребителей, смешанные типы построения организационных структур маркетинговой деятельности. Роль гибких (временных) рабочих групп («по проекту»). Типовые организационные структуры маркетингового управления.

Уровни маркетинговых служб в иерархии принятия управленческих решений фирмы.

Задачи маркетингового контроля и основные его виды. Контроль за реализацией планов и маркетинговых программ фирмы. Контроль за реализацией и анализ возможностей сбыта. Контроль прибыльности и анализ маркетинговых затрат. Стратегический контроль и ревизия маркетинга. Методика разработки ревизии маркетинговой деятельности.

6. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

«МАРКЕТИНГ»

Тема 1. Концепция маркетинга.

1.1. Сущность, содержание и цели маркетинговой деятельности.

1.2. Функции маркетинга.

Литература

Основная:

[1], [5], [8], [9], [13], [14].

Дополнительная:

[][][25], [29], [31], [46], [47].

Тема 2. Маркетинговые исследования.

2.1. Цели, задачи и структура маркетинговых исследований.

2.2. Изучение товара.

2.3. Изучение и анализ маркетинговой среды и условий рынка.

2.4. Изучение потребителей.

2.5. Изучение фирмы и ее производственно-сбытовых возможностей.

2.6. Сегментация и выбор целевого рынка.

2.7. Информационное обеспечение и методика проведения маркетинговых исследований.

Литература

Основная:

[1], [2], [4], [5], [7], [8], [9], [15], [17].

Дополнительная:

[22], [23], [28], [29], [32], [34], [38], [40], [46], [48], [49].

Тема 3. Технология маркетинговой деятельности.

3.1. Цели и стратегии маркетинговой деятельности.

3.2. Товарная политика.

3.3. Ценовая политика.

3.4. Сбытовая (дистрибьюционная) политика.

3.5. Коммуникационная политика. Реклама и стимулирование сбыта.

3.6.Кадровая политика.

Литература.

Основная:

[3], [5], [6], [7], [8], [9], [11], [12], [13], [14], [15], [17].

Дополнительная:

[18], [19], [20], [21], [22], [24], [25], [28], [30], [35], [36], [40], [41], [42], [47].

Тема 4. Маркетинговая программа и управление маркетингом.

4.1. Стратегическое и оперативное планирование фирмы.

4.2. Маркетинговая программа.

4.3. Организация маркетинговой деятельности.

4.4. Контроль маркетинговой деятельности.

Литература.

Основная:

[3], [5], [8], [9], [11], [13], [17].

Дополнительная:

[21], [24], [37], [48].

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Контрольная работа предназначена для углубления и расширения знаний по дисциплине «Маркетинг». Студенты очно-заочной формы обучения выполняют контрольную работу самостоятельно в межсессионный период. Выполненная работа должна быть защищена студентом. Студенты, не выполнившие контрольную работу, к сдаче экзамена не допускаются. Работа должна быть аккуратно оформлена в печатном виде, удобна для проверки и хранения.

Задания к контрольной работе для студентов очно-заочной формы обучения составлены в соответствии с учебными планами специальности и с целью оказания помощи студентам-заочникам в изучении фундаментальных вопросов теории маркетинга и маркетинговой деятельности.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

по дисциплине «МАРКЕТИНГ»

для студентов очно-заочной формы обучения направления «Экономика» и специальности «Мировая экономика»

  1. Основные представители и школы формирования маркетинговой концепции.

  2. Менеджеристское направление в маркетинге.

  3. Бихевиористское направление в маркетинге.

  4. Маркетинг как концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью фирмы.

  5. Основные виды маркетинга. Виды маркетинга по территориям охвата.

  6. Основные виды маркетинга. Виды маркетинга в зависимости от спроса.

  7. Маркетинг, ориентированный на продукт. Маркетинг, ориентированный на потребителя.

  8. Маркетинговое исследование: структура, схема, этапы, объекты и субъекты.

  9. Маркетинговое исследование товара. Задачи повышения качества и конкурентоспособности продукции на рынке: понятия и показатели, их определяющие.

  10. Изучение и анализ факторов внешней макро и микросреды.

  11. Основные показатели анализа условий рынка. Составление прогноза развития рынка.

  12. Основные направления и структура маркетингового анализа потребителей.

  13. Методы исследования мотивации.

  14. Оценка конкурентных возможностей фирмы. Изучение форм и методов коммерческой и маркетинговой работы фирмы.

  15. Сегментация рынка: цель, механизм и этапы осуществления.

  16. Сегментация по потребителям (профилю потребителя). Сегментация по продукту. Сегментация по каналам сбыта.

  17. Формирование стратегии по различным отраслям деятельности фирмы, товарам, рынкам.

  18. Основные направления маркетинговой стратегии.

  19. Основные методы построения маркетинговых стратегий.

  20. Инновационная политика в системе маркетинга. Концепция разработки нового товара.

  21. Разработка торговых марок. Добавленная ценность торговой марки.

  22. Ценовая стратегия фирмы и ее типы, выработка основных направлений ценовой политики.

  23. Основные направления формирования сбытовой сети фирмы. Виды каналов сбыта.

  24. Основные этапы планирования сбытовой политики.

  25. Основные направления коммуникационной политики: реклама, public relations, персональные продажи и средства стимулирования сбыта.

8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Литература

Основная

1. Академия рынка. Маркетинг. М.: Экономика, 1993.

2. Алешина И.В. Поведение потребителей: Учеб. Пособие для вузов.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: ПИТЕР, 1999.

4. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2005.- 320 с.

5. Берман Б., Эванс Дж. Маркетинг. М.: Экономика, 1990.

6. Герасименко В. Ценовая политика фирмы.-М.: Финстатинформ, 1995.-192 с.

7. Диденко Н.И., Самохвалов В.В. Международный маркетинг. - СПб, Политехника, 2000. – 182 с.

8. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. – М., Вильямс, 2003. – 1200 с.

9. Ламбен Ж. Стратегический маркетинг.- СПб.: Наука, 1996.

10. Лебедев О.Т. Основы менеджмента / Уч. пос. – СПб, изд-во СПбГТУ, 2001. - 388 с.

11. Мхитарян С.В. Отраслевой маркетинг.-М.: Эксмо, 2006.- 368 с.

12. О'Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: Стратегический подход. – СПб: Питер, 2002. – 864 с.

13. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник для студентов, обучающихся по специальности «Маркетинг» / Гильдия маркетологов.- 4-е изд., стер.- М.: Омега-Л, 2006.- 656 с.

14. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг – СПб, Питер, 2002. – 448 с.

15. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. 2-е изд. – М., Финансы и статистика, 2000. - 528 с.

16. Хершген Х. Маркетинг: основы профессионального успеха. – М., ИНФРА-М, 2000. – 334 с.

17. Черенков В.И. Международный маркетинг. – СПб, ИВЭСЭП, Знание, 2003. – 848 с.

Дополнительная

18. Блэк С. Паблик рилейшнз: Что это такое? М., 1990.

19. Веркман К.Дж. Товарные знаки. Создание. Психология. Восприятие. М.: Прогресс, 1986.

20. Гантер Б., Фернхам А. Типы потребителей: введение в психографику. – СПб, Питер, 2001. – 304 с.

21. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

22. Головин Ю.М., Волков О.Н., Агаянц И.А. Методическое пособие по изучению иностранных фирм. М.: ВНИКИ, 1989.

23. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М.: Дело, 1995.

24. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. – СПб, Питер, 2001. – 480 с.

25. Завьялов П.С. Реклама — активная составляющая маркетинга // Маркетинг. 1995. № 1. С. 27-37.

26. Молчанов Н.Н. Инновационный процесс: организация и маркетинг. - СПб, изд-во СПбГУ, 1995. - 144 с.

27. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. М.: Междунар. отношения, 1988.

28. Карлофф Б. Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991.

29. Карпов В. Маркетинг (материалы к лекции) //Маркетинг. 1993. № 2. С. 57-67.

30. Картер Г. Эффективная реклама. М.: Прогресс, 1991.

31. Кретов И.И. Маркетинг на предприятии. М.: Финстатинформ, 1994.

32. Лавров С.В., Злобин С.Ю. Основы маркетинга промышленных объектов. М.: Внешторгиздат, 1989.

33. Лашманова Н.В. Информационные системы маркетинга: учебное пособие.- СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006.- 188 с.

34. Лунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях. М.: Междунар. отношения, 1993.

35. Моррис Р. Маркетинг: ситуации и примеры. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994.

36. Оконов Ю. Рыночная стоимость товарного знака // Экономика и жизнь. 1995. № 18. С. 17.

37. Райс Э., Траут Дж. Маркетинговые войны.- СПб.: Питер, 2006.- 256 с.

38. Роджерс Л. Маркетинг в малом бизнесе. М.: ЮНИТИ 1996.

39. Росситер Дж. Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. – СПб, Питер, 2002. – 656 с.

40. Сэндидж, Фрайбургер, Ротцолл. Реклама: теория и практика. М.: Прогресс, 1988.

41. Терещенко В. Маркетинг: новые технологии в России. – СПб, Питер, 2001. – 416 с.

42. Трушицын С. Методы осуществления ценовой политики фирмы//Внеш. торговля. — 1993.—№12.—С. 28-31.

43. Трушицын С. Ценовая политика фирмы в рыночных условиях //Внеш. торговля. — 1993. — №11. — С. 39-43.

44. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. – СПб, Питер, 2002. – 384 с.

45. Фоксол Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителя в маркетинге. – СПб, Питер, 2001. – 352 с.

46. Хоскинг А. Курс предпринимательства. М.: Междунар. отношения, 1993.

47. Чармэссон Г. Торговая марка. СПб.: ПИТЕР, 1999.

48. Швальбе X. Практика маркетинга. М.: Республика, 1995.

49. Энджел Дж.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб.: ПИТЕР, 1999.

50. Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование. – М., Маркетинг, 2001. – 106 с.

51. Clow K.E. Integrated Advertising, Promotion and Marketing Communications. – Prentice Hall, 2002. – 544 p.

52. Solomon M. Consumer Behavior. – 6 ed. Prentice Hall, 2000. – 672p.

Рекомендуемые информационные интернет-источники

1.

2. www.

3. www.

4. www.

5. /

6. www.

7. www.

9. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов дневной формы обучения предполагает подготовку теоретического материала для опроса на семинарских занятиях и вопросов для самостоятельного изучения, решение домашних задач, а также сбор и обработка статистического и аналитического материала для расчетной работы.

Самостоятельная работа студентов очно-заочной формы обучения предполагает задания, сформулированные в разделе «Методические указания и задание для выполнения контрольной работы студентами очно-заочной формы обучения».

Расчетное задание

«Сегментирование товарного рынка (потребительских товаров; промышленный рынок) по потребителям»

Товарный рынок // РЦБ и валютный рынок // Финансово-кредитный рынок //Рынок недвижимости и инвестиций.

Первый этап. Определение групп покупателей со схожими потребностями и распределение этих покупателей по сегментам.

Метод: Кластерный анализ.

Дисперсионный анализ, факторный.

Цель:

  • классификация потребителей;

  • разработка различных схем кластеризации;

  • создание гипотез о существовании в исследуемой совокупности потребителей однородных групп;

  • проверка гипотез о наличии однородных групп в исследуемых совокупностях потребителей.

Второй этап. Выбор целевых сегментов /целевого сегмента.

Третий этап. Позиционирование продуктов на целевых сегментах / целевом сегменте.

Четвертый этап. Разработка для целевых сегментов маркетинговых программ, которые поддерживали бы выбранное позиционирование товаров.

10. ПЕРЕЧЕНЬ НАГЛЯДНЫХ И ДРУГИХ ПОСОБИЙ, МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Лекционные занятия по дисциплине «Маркетинг» проводятся с применением курса лекций, представленного в учебно-методическом комплексе. На семинарских и практических занятиях используются задания и тесты настоящего учебно-методического комплекса.

11. ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ АУДИТОРИЙ, КАБИНЕТОВ И ЛАБОРАТОРИЙ ДЛЯ ПРОВДЕНИЯ

УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Проведение аудиторных занятий по дисциплине «Маркетинг» не требует специализированных аудиторий и учебно-лабораторного оборудования. Вместе с тем, лекционные занятия проводятся в специально оборудованных мультимедийных аудиториях.

В процессе текущего контроля используется компьютерное тестирование.

12. ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

В процессе проведения лекционных и семинарских занятий студенты проверяются на знания основных терминов по каждой теме лекции, им предлагаются темы докладов для обсуждения, а также промежуточные тесты для проверки знаний, а в заключении контрольные вопросы к экзамену.

Тест

по дисциплине «Маркетинг»

для студентов специальности «Мировая экономика»

  1. Задание

Маркетинговая концепция управления фирмой – это:

А) концепция определения наиболее оптимальных сфер расходов и инвестиций

Б) позиционирование по отношению к конкуренту

В) концепция улучшения качественных показателей товарной продукции

Г) концепция, ориентированная на выяснение и удовлетворение запросов потребителей определенного целевого рынка.

  1. Задание

Перечислите условия эффективного функционирования производственно-сбытовой маркетинговой системы:

А) рынок покупателя

Б) рынок продавца

В) низкие издержки

Г) увязка задач производства с конкретными потребностями покупателей

Д) товары производятся и реализуются под конкретный сегмент рынка.

  1. Задание

Основные принципы маркетинговой деятельности – это:

А) Ориентация на потребителя

Б) Адаптивность и воздействие на потребителя

В) Инновация и концентрация усилий

Г) Системность

Д) Программно-целевой подход.

  1. Задание

………………. ….. маркетинг основной упор делает на изучение психологии потребителя, мотиваций покупательского поведения.

  1. Задание

... …………..… маркетинг характеризуется прямым способом продажи товаров и услуг и предполагает организацию сбытовой деятельности в форме персональных продаж через сбытовых агентов — коммивояжеров.

  1. Задание

… …………..… маркетинг направлен не только на удовлетворение запросов конечных потребителей, но и на оптимальное решение экономических и социальных задач, стоящих перед всем обществом, соблюдение его долговременных интересов.

  1. Задание

Сопоставить

Вид маркетинга в зависимости от спроса

Принцип

1. Конверсионный

1.создает спрос, если спрос на рынке на данный товар в данный период времени отсутствует

2. Креативный

2.превращает негативный, отрицательный спрос в позитивный

3. Стимулирующий

3. оживляет спрос, если он снижается

4. Ремаркетинг

4. стабилизирует колеблющийся спрос

5. Синхромаркетинг

5. обеспечивает сохранение оптимального спроса

6. Поддерживающий

6. понижает излишне высокий спрос;

7. Демаркетинг

7. повышает спрос, когда он находится на низком уровне

  1. Задание

К общим функциям маркетинга следует отнести:

А) анализ

Б) планирование

В) организацию

Г) координирование

Д) учет и контроль.

  1. Задание

К специфическим функциям маркетинга следует отнести:

А) Анализ

Б) Товарно-производственную

В) Сбытовую.

  1. Задание

Этапы проведения маркетинговых исследований в порядке следования:

А) Конкретизация задания, разработка методики исследования.

Б) Разработка общей концепции данного М.И.

В) Сбор, обработка и хранение информации.

Г) Оценка эффективности М.И.

Д) Анализ, моделирование и прогнозирование данных.

  1. Задание

Сопоставить

Вид исследований

Назначение проекта исследования

1. Разведочные

1. Направлены на установление причинно-следственных связей

2. Описательные

2. Основное внимание уделяют генерации идей и сбору информации, помогающей понять проблему

3. Казуальные/

аналитические

3. Направлены на определение частоты возникновения того или иного события или установление взаимодействия двух переменных

  1. Задание

В маркетинговых исследованиях при проверке гипотез относительно причинно-следственных связей «фактор X может быть не единственной причиной появления или изменения фактора Y, а лишь одной из многих» в результате влияния …………… переменных.

  1. Задание

Сопоставить

1.Методы кабинетных

исследований

1.предполагают сбор вторичной информации, получаемой от потребителя или покупателя и не подготовленной для решения задач, связанных непосредственно с целями данного маркетингового исследования

2.Методы внекабинетных исследований

2.предполагают сбор первичной информации, получаемой непосредственно от потребителя и покупателя или другого исследуемого субъекта

  1. Задание

В маркетинговых исследованиях в анкетах закрытые вопросы строятся:

А) в форме альтернативных вопросов,

Б) вопросов с выборочным ответом,

В) вопросов, построенных методом шкалирования,

Г) вопросов, построенных без подсказки.

  1. Задание

Сопоставить

Методы шкалирования

Принцип

1. Шкала Лайкерта

1. опрашиваемому предлагается перечень противоположных, биполярных определений.

2. Метод семантического дифференциала

2. альтернативные ответы строятся от самого решительного согласия к самому категоричному несогласию и опрашиваемому предлагается отметить ответ в соответствующем диапазоне.

3. Метод ранжирования

3. путем расположения по достоинствам и с помощью парных сравнений.

  1. Задание

При ……………… в условиях пробного сегмента меняется один или несколько факторов рыночного воздействия (например, цена была повышена) и затем полученные результаты анализируются в сравнении с данными контрольного сегмента, где не было осуществлено никаких мер воздействия (например, цена осталась на прежнем уровне).

  1. Задание

Любое средство, способное удовлетворить потребность и предлагающееся рынку с целью привлечения внимания и потребления, выступающее в виде физического объекта, услуги, места, организации или идеи, считается … …………

  1. Задание

Перечислите фазы ЖЦТ в порядке следования:

А) Рост и развитие

Б) Внедрение

В) Насыщение и спад

Г) Зрелость

  1. Задание

В жизненном цикле товара на стадии зрелости…

А) норма прибыли от продажи единицы товара падает, а масса прибыли является наибольшей и расходуется на поддержку товаров, находящихся в других фазах жизненного цикла

Б) норма прибыли в расчете на единицу товара, как правило, достигает своего максимума

В) стабильный объем продаж

Г) растущее число разновидностей товарного ассортимента.

  1. Задание

В жизненном цикле товара на стадии роста…

А) Проводятся дополнительные рекламные кампании для осведомления потребителей о расширении ассортимента товара

Б) Осуществляется быстрый рост объема продаж

В) Объем продаж стабильный

Г) Потребители – новаторы.

  1. Задание

Потребительские свойства товара …………………. характеризуют важнейшие функции товара и связанные с ними основные характеристики, заданные конструктивными принципами изделия (или параметры назначения и нормативные параметры).

  1. Задание

К собственным или объективным свойствам продукта следует отнести:

А) производственные параметры

Б) эксплуатационные свойства

В) когнитивные свойства.

  1. Задание

К субъективным свойствам продукта следует отнести:

А) Когнитивные свойства

Б) Эксплуатационные свойства

В) Мотивационные свойства

Г) Чувственная составляющая.

  1. Задание

К факторам внешней макросреды маркетинга относятся:

А) демографические;

Б) природно-географические и экологические;

В) экономические;

Г) политические;

Д) культурные;

Е) социальные;

Ж) поставщики;

З) контактные аудитории.

  1. Задание

К факторам внешней микросреды маркетинга относятся:

А) потребители;

Б) конкуренты;

В) посредники;

Г) поставщики;

Д) контактные аудитории;

Е) коммерческие банки.

  1. Задание

В контактные аудитории входят:

А) финансовые учреждения;

Б) средства массовой информации;

В) государственные учреждения;

Г) общественные организации;

Д) местные органы власти.

  1. Задание

К элементам ценовой конкуренции можно отнести:

А) конкурирующие фирмы используют политику цен как основной рычаг конкурентной борьбы,

Б) публичное заявление о снижении цен на свою продукцию,

В) скрытое снижение цен,

Г) конкуренция качества товара, сопутствующих услуг.

  1. Задание

Выделите основные концептуальные задачи конъюнктурного маркетингового анализа:

А) анализ динамических закономерностей, тенденций;

Б) пропорциональность развития;

В) анализ устойчивости рынка,

Г) выделение циклов,

Д) анализ закономерностей развития рынка с учетом влияния макросреды маркетинга, как основа составления плановых моделей перспектив сбыта.

  1. Задание

Сопоставить:

Классификационный признак

Тип рынков

1. Соотношение спроса и предложения

1. Развивающийся рынок

Сокращающийся рынок

Стабильный рынок

Нестабильный рынок

Стагнирующий рынок

2. Конъюнктурная оценка рынка

2. Рынок «продавца»

Рынок «покупателя»

3. Тип потребления

3. Потребительский рынок

Рынок производителей

Рынок промежуточных товаров

  1. Задание

……………… … потенциал определяет предельные возможности товарного предложения.

  1. Задание

… …………..… потенциал рынка обусловлен покупательским спросом и характеризуется показателем емкости рынка.

  1. Задание

Количество товаров, которое рынок способен поглотить (приобрести) за определенный срок и при данных условиях – это ………….

  1. Задание

Выделите основные направления стратегического анализа, которые следует отнести к анализу внешней среды:

А) анализ условий зарубежного рынка,

Б) анализ тенденций международной среды,

В) конкурентная позиция фирмы и ее продуктов,

Г) потенциал и эффективность его использования.

  1. Задание

Выделите основные направления стратегического анализа, которые следует отнести к анализу внутренней среды:

А) анализ условий внутреннего рынка.

Б) степень обеспеченности ресурсами,

В) репутация,

Г) ценностная ориентация высшего руководства и корпоративная культура.

  1. Задание

Специфические формы удовлетворения человеческих нужд – это …………….

  1. Задание

Потребность в определенных товарах, выраженная в желании и способности приобрести их – это… ………..

  1. Задание

Оценка потребителем способности товара удовлетворять его потребности – это …………….

  1. Задание

Сопоставить:

Теории мотивации

Потребительские мотивы

1. Теория Аллена

1. в достижении;

в принадлежности;

власти.

2. Теория МакКлелланда

2. первичные

вторичные

  1. Задание

Согласно теории мотивации А. Маслоу:

А) Система классификации мотивов для рассмотрения ограниченного спектра сфер потребительского поведения.

Б) Некоторые мотивы более фундаментальны или критически значимы, чем другие.

В) Наиболее базовые мотивы должны быть удовлетворены до минимального уровня, перед тем как активируются другие мотивы.

Г) После удовлетворения базовых мотивов начинают действовать более продвинутые мотивы.

  1. Задание

Согласно теории мотивации З. Фрейда:

А) Побуждения людей не поддаются полному контролю.

Б) Все человеческие существа приобретают одинаковый набор мотивов в силу генетической наследственности и социального взаимодействия.

В) В большинстве случаев люди осознают реальные психологические силы, которые формируют их поведение.

  1. Задание

Внутренние факторы затрагивают поведение покупателя как индивидуума, тогда как внешние факторы – как … …………………

  1. Задание

Оценка производственно-сбытовых и научно-технических возможностей фирмы как элемент анализа внутренней среды маркетинга включает:

А) оценку конкурентных преимуществ и недостатков фирмы

Б) анализ экономического потенциала фирмы на рынке

В) анализ активов фирмы

Г) оценку информационной инфраструктуры фирмы

Д) анализ устойчивости рынка.

  1. Задание

Выбрать неверные высказывания, если стратегической целью развития фирмы является увеличение стоимости акционерного капитала:

А) Стоимость капитала акционеров компании снижается при выплате им высоких дивидендов.

Б) Стоимость капитала акционеров компании снижается при увеличении рыночной стоимости акций.

В) Стоимость капитала акционеров компании повышается при увеличении рыночной стоимости акций.

Г) Возможен конфликт интересов между различными заинтересованными группами.

  1. Задание

Сопоставить:

Квадранты матрицы БКГ

Характеристика

1. «Дойные коровы»

1. Подразделения, имеющие низкую долю на быстро растущем рынке

2. «Звезда»

2. Подразделения, имеющие небольшую долю на медленно растущих рынках

3. «Проблемные дети»

3. Лидер на быстро растущем рынке

4. «Собаки»

4. Подразделения, имеющие высокую долю на медленно растущем рынке

  1. Задание

Ограничения матрицы БКГ:

А) Темпы роста рынка не отражают истинных перспектив того или иного бизнеса.

Б) Анализ матрицы БКГ весьма чувствителен к тому, как определяется рыночная доля (ко всему рынку или только к его сегменту).

В) Модель не предполагает, что СБЕ фирмы полностью автономны.

  1. Задание

Сопоставить:

Элементы SWOT- анализа Примеры

1. возможность

1. доступ к передовым технологиям производства питания

2. угроза

2. марочное название продукта мало известно

3. сильная сторона компании

3. раскрытие состава продукта

4. слабая сторона компании

4. рост числа владельцев домашних животных

5. усиление рекламной активности

  1. Задание

Группа потребителей, имеющих особые, существенно важные для разработки стратегии маркетинга характеристики – это……………….

  1. Задание

Выбрать неверные высказывания:

А) Сегментация рынка - это деление потребителей с их многочисленными и сложными потребностями на узкие, однородные по характеристикам требований к товару и реакции на маркетинговые меры группы.

Б) Сегментация рынка - это способ разделения потенциального рынка на части (сегменты), т.е. на четкие группы потребителей, которые будут одинаковым или похожим образом реагировать на различные аспекты реализации продукции.

В) Сегментация рынка и дифференциация товара представляют собой взаимообусловливающие направления маркетинговой деятельности, однако дифференциация товара является первоосновой.

  1. Задание

Основными критериями сегментации потребительских товаров являются:

А) географические

Б) демографические

В) экономические

Г) социальные и культурные

Д) психографические

Е) поведенческие

Ж) производственно-экономические.

  1. Задание

Переменные сегментирования деловых рынков:

А) Отрасль, в которой работают конечные пользователи.

Б) Тип и размер организации.

В) Географическое месторасположение.

Г) Демографические.

Д) Психографические.

Е) Статус пользователя.

  1. Задание

Критерии выделения целевого сегмента:

А) емкость сегмента

Б) доступность сегмента для предприятия

В) рентабельность сегмента

Г) открытость сегмента.

  1. Задание

Сопоставить:

Признак сегментации Характеристика

1. Сегментация во времени

1. сегментация с учетом жизненного цикла товара и типа роста (сокращения) рынка

2. Сегментация по потребителям

2. распределение всех потенциальных потребителей по группам, характеризующимся общими устойчивыми признаками и показателями, которые могут конкретизировать значение каждого признака

3. Психографическая сегментация

3. Сегментация с учетом таких переменных, как стиль жизни, характер мотивации потребителей

4. Сегментация по продукту

4. Сегментация с учетом реакции потребителей на определенные параметры конкретного изделия

  1. Задание

Расположите этапы сегментации рынка в порядке следования:

А) Выбор метода сегментации

Б) Выбор признаков сегментации

В) Выбор целевого рыночного сегмента

Г) Позиционирование товара

  1. Задание

Стратегии выбора целевого рынка могут включать разные варианты. Приведите примеры согласно каждой стратегии:

1) концентрация на одном сегменте рынка:….. ……..

2) Ориентация на покупательскую потребность:………..

3) Ориентация на группу потребителей:… ……..

4) Выборочная специализация:… …….

5) Сплошной охват рынка: … ………..

Задание

Сопоставить:

1. Рыночное окно

1. Это сегмент рынка, для которого наиболее оптимальным и подходящим является товар данной фирмы и ее возможности поставки

2. Рыночная ниша

2. Это сегмент рынка, которым пренебрегли производители соответствующей продукции

  1. Задание

Глобальные направления маркетинговой стратегии – это:

А) географическое расширение рынка

Б) диверсификация

В) сегментация

Г) концентрация

Д) «снятие сливок»

  1. Задание

Согласно модели Портера зависимость между долей на рынке и прибыльностью фирмы имеет следующие тенденции:

А) Фирма с небольшой долей на рынке может преуспеть, имея четко концентрированную стратегию и сосредоточивая свои усилия на одной конкурентной «нише».

Б) Компания, имеющая большую долю на рынке, не получает преимущества по общим издержкам или дифференцированной стратегии.

  1. Задание

Под новым товаром в маркетинговой системе могут пониматься следующие типы товара:

А) Качественно совершенно новый товар

Б) Товар, несущий в себе значительное коренное усовершенствование

В) Товар рыночной новизны

Г) Модифицированный товар.

  1. Задание

Товар, который является старым товаром для прежних рынков, но новым для данного, нового рынка - это товар……………… …

  1. Задание

Новый товар становится успешной инновацией в том случае, если он отвечает следующим основным четырем критериям:

А) Важность.

Б) Уникальность.

В) Устойчивость.

Г) Ликвидность.

Д) Прибыльность.

  1. Задание

Расположите этапы процесса разработки нового товара в порядке следования:

А) Поиск идеи нового товара

Б) Изготовление образца нового товара и проведение лабораторных и рыночных испытаний

В) Разработка торговой марки и упаковки товара

Г) Масштабное, серийное производство и подготовка рынка

  1. Задание

К элементам маркетинга-микс относится:

А) название товара

Б) упаковка

В) цена

Г) сегментирование

Д) распределение и продвижение.

  1. Задание

Сопоставить:

Оптимальные товарные группы Пример

1. основная

1. товары, призванные обеспечивать будущую прибыль предприятия

2. поддерживающая

2. товары, приносящие предприятию основную прибыль и находящиеся в стадии роста

3. стратегическая

3. товары, стабилизирующие выручку от продаж и находящиеся в стадии зрелости

4. тактическая

4. товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящихся, как правило, в стадии роста и зрелости

  1. Задание

Условия, при которых наиболее выгодно использование стратегии высоких цен:

А) высокий уровень текущего спроса со стороны большого числа потребителей;

Б) первоначальная группа потребителей, приобретающих товар, более чувствительна к цене, чем последующие;

В) непривлекательность высокой начальной цены для фирм-конкурентов и ограниченность конкуренции;

Г) восприятие высокой цены со стороны покупателей как свидетельства высокого качества товара.

  1. Задание

Условия, при которых наиболее выгодно использование стратегии низких цен:

А) чувствительность рынка к ценам и высокая эластичность спроса;

Б) непривлекательность высокой цены для активных и потенциальных конкурентов;

В) сокращение издержек производства и обращения по мере увеличения объемов производства и сбыта данного товара.

  1. Задание

Сопоставить:

1. Стратегия дискриминационных цен

1. ограничена временными, географическими и товарными рамками

2. Стратегия единых цен

2. Используется при заключении индивидуальных сделок по каждой партии неоднородных товаров

3. Стратегия гибких цен

3. применяется по отношению к некомпетентным, не ориентирующимся в рыночной ситуации покупателям

4. Стратегия стабильных цен

4. характерна для массовых продаж, как правило, однородных товаров

  1. Задание

Совокупность фирм-посредников, физических лиц, способствующих физическому перемещению товаров и передаче прав собственности по цепочке от производителя к потребителю – это канал … ……………

  1. Задание

Ширина… …………..… сбыта формируется числом посредников одного типа.

  1. Задание

К основным элементам коммуникационной политики фирмы следует отнести:

А) рекламу

Б) public relations

В) средства стимулирования сбыта

Г) персональные продажи

Д) упаковку

Е) систему подготовки кадров.

  1. Задание

Создание устойчивых привлекательных образов марок товаров (услуг) в сознании покупателя для установления их отличий от товаров и услуг конкурентов – это… ……………

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

«МАРКЕТИНГ»

для студентов специальности 080102 – «Мировая экономика»

и направления 080100 «Экономика»

1. Маркетинг, его сущность, содержание.

2. Маркетинг как производственно-сбытовая концепция управления.

3. Основные функции маркетинга и содержание маркетинговой

работы.

4. Основные виды маркетинга.

5. Основные характеристики товара в маркетинге.

6. Классификация товарных групп в системе маркетинга.

7. Жизненный цикл товара и его фазы.

8. Основные направления в изучении товара маркетинговыми

службами.

9. Составляющие понятия качества товара в системе маркетинга.

10. Понятие конкурентоспособности товара и ее составляющие. Конкурентоспособность фирмы.

11. Инновационная политика в системе маркетинга.

12. Этапы процесса разработки нового товара.

13. Товарная марка и система брэндинга.

14. Ассортиментная политика и ее составляющие. Ассортиментная стратегия.

15. Виды конкуренции и их значение в современный период.

16. Основные задачи и структура маркетинговых исследований.

17. Основные направления комплексного исследования рынка в системе маркетинга. Потенциал рынка.

18. Классификация информации, используемой в маркетинговых исследованиях.

19. Методы комплексного исследования рынка в системе маркетинга.

20. Виды и методы внекабинетных исследований рынка в системе маркетинга.

21. Конъюнктурный анализ рынка факторов внешней макро и микросреды.

22. Стратегический анализ рынка факторов внешней макро и микросреды.

23. Содержание понятия «емкость рынка», формула ее подсчета.

24. Основные направления маркетингового анализа потребительского поведения.

25. Иерархия потребностей потребителей по Маслоу и Алену.

26. Внутренние факторы поведения потребителей.

27. Факторы внешнего влияния на поведение потребителей.

28. Основные направления изучения производственно-сбытовых возможностей фирмы. Экономический потенциал фирмы.

29. Показатели эффективности деятельности фирмы.

30. Товарные стратегии. Матрица Бостонской консалтинговой группы.

31. Портфельный анализ производственно-сбытовых возможностей фирмы. Комбинированные портфельные модели.

32. Факторы формирования маркетинговой стратегии. Глобальные маркетинговые стратегии.

33. Стратегия расширения рыночной активности.

34. Маркетинговые стратегии Котлера – Портера.

35. Виды маркетинговых стратегий в зависимости от рыночного спроса, уровня конкуренции и доли рынка.

36. Понятие целевого рынка. Целевой сегмент, рыночное окно, рыночная ниша.

37. Виды и критерии сегментации.

38. Критерии выделения целевого сегмента рынка.

39. Стратегии выбора целевого рынка.

40. Методы сегментации.

41. Оценка собственных возможностей предприятия при выходе на внешний рынок. Внутренняя среда маркетинга.

42. Ценовая политика в системе маркетинга.

43. Этапы расчета базисного уровня цены.

44. Виды ценовой стратегии.

45. Система ценовых модификаций. Методы определения цен.

46. Система товародвижения и каналы сбыта.

47. Типы и элементы организации сбытовой сети.

48. Сбытовая политика: вертикальные маркетинговые структуры и каналы сбыта.

49. Коммуникационная политика и ее составляющие.

50. Понятие рекламы и ее виды.

51. Планирование рекламной кампании: этапы, каналы распространения.

52. Стимулирование сбыта в коммуникационной политике. Фирменный стиль.

53. Public relations (PR) как средство коммуникационной политики. Корпоративная культура.

54. Маркетинговая программа: сущность, структура.

55. Последовательность разработки маркетинговых программ.

56. Контроль и организация маркетинговой деятельности.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс Для студентов Направление подготовки бакалавра: 080100 Экономика Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Рукин А.В. Управление рисками: Учебно-методический комплекс (для обучения студентов по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификации «БАКАЛАВР») / А.
  2. Основы экономики учебно-методический комплекс дисциплины для программы подготовки бакалавров по направлению "Экономика"

    Учебно-методический комплекс
    Курс "Основы экономики" представляет вводный курс по экономической теории, предваряющий углубленное изучение студентами, обучающимися в бакалавриате по направлению”Экономика”.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины «статистика» Направление 080100 «экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Бакалавр по направлению подготовки 080100 Экономика должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
  4. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой гражданско-правовых дисциплин протокол от 19 января 2011г №5 Рецензент: Медведев О. М., доктор юридических наук, профессор

    Учебно-методический комплекс
    Учебная дисциплина « Трудовое право» включена в федеральный  компонент Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (бакалавра) 030500.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины б дв1 Теория систем и системный анализ Направление подготовки 080200 Менеджмент

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория систем и системный анализ» является частью основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению подготовки высшего профессионального образования 080200 – Международный

Другие похожие документы..