Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
С введением федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе ДОУ постепенно меняется подход к организации образователь...полностью>>
'Сценарий'
1. В начале 20 века была расхожей шутка, что квантовая революция в естествознании 20 столетия проходила в детских садах Англии, Дании, Германии, Швейц...полностью>>
'Рабочая программа'
Общий объем курса 150 часов: аудиторных занятий – 44 (лекции – 32 час., семинарские занятия – 12 час.), самостоятельная работа студентов - 100 час., ...полностью>>
'Диплом'
Пропонована програма з історії рідного краю – Дніпропетровщини для учнів 6-11 класів загальноосвітніх середніх навчальних закладів складена, виходячи...полностью>>

Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин санкт-Петербург 2011 ббк 74. 58 У 91 Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство культуры РФ

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Кафедра теории и истории музыки

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ КУРСОВ ИСТОРИИ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Санкт-Петербург

2011

ББК 74.58

У 91

Учебные программы

курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин

Составители:

В.В.Молзинский

доктор исторических наук, кандидат искусствоведения, профессор,

заведующий кафедрой теории истории музыки,

Р.И.Биркан

кандидат искусствоведения, доцент,

Н.П.Рязанова

кандидат искусствоведения, доцент

У 91

Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин /Науч. Ред. - сост. В.В.Молзинский; Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. – СПб.: СПбГУКИ, 2011.

Данный сборник – коллективный труд профессорско-преподавательского состава кафедры Теории и истории музыки. В нем представлены программы всех курсов, читаемых коллективом кафедры в соответствии с требованиями современного учебного плана. Программы были разработаны и изданы в 2006 году, переработаны в свете новых требований в 2011 году.

© В.В.Молзинский, научный редактор-составитель, 2011

© Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Данное издание содержит комплекс программ по всему спектру учебных дисциплин кафедры теории и истории музыки. Это история музыки и предметы музыкально-теоретического цикла.

Необходимость подготовки такого материала обусловлена тем, что в последние годы существенно изменились условия обучения в вузе. Студенты музыкальных специализаций имеют разные объемы учебных курсов, ибо на одни направления подготовки принимаются только лица со средним специальным образованием, на другие – с довузовской подготовкой в объеме музыкальной школы. Следовательно, не только протяженность предмета, но и содержательное его наполнение должно быть неодинаковым, но в равной степени полезным всем категориям студентов.

Особую сложность представляет собой необходимая разнородность требований по несопоставимым задачам курсов истории музыки. Этот предмет читается сегодня в течение девяти семестров на музыкальных специализациях, кроме отделения музыкального искусства эстрады. Студенты этого отделения по роду деятельности имеют определенную специфику, вытекающую из профессиональной направленности на те стили и жанры музыкального искусства, что затрудняет освоение истории музыки в том же объеме, что предусмотрен для остальных музыкантов – будущих оркестровых и хоровых дирижеров или исполнителей музыки академических жанров. Отсюда необходимость разработки специальной, более компактной программы истории музыки академических жанров или «художественной музыки» (термин Б.В.Асафьева) за счет иного принципа ее компоновки и сокращения до четырех семестров.

Попыткой решения давно назревших проблем и является труд специалистов кафедры теории и истории музыки по созданию сборника учебных программ, соответствующих сложившимся реалиям современного образовательного процесса. Соответственно, в обновленном виде изложены примерные тематические планы, обзор содержания учебных курсов и зачетно-экзаменационных требований с указанием необходимой для успешного освоения предмета методической и научной литературы.

Программа базового курса истории музыки полностью переработана и в новом виде подготовлена к изданию доцентом Р.И.Бирканом; программа по истории музыки для студентов кафедры Музыкального искусства эстрады, а также программы элективных курсов истории музыки на отделениях Музееведения и экскурсоведения, Режиссуры и мастерства актера, а также массовых театрализованных представлений и праздников разработаны профессором В.В.Молзинским; программы музыкально-теоретических дисциплин составлены доцентом Н.П.Рязановой.

ОГЛАВЛЕНИЕ

История музыки

для студентов музыкальных специализаций…..…………..…….

ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

для студентов отделений «Музееведение и экскурсоведение», «Режиссура и мастерство актера», «Режиссура массовых

театрализованных представлений и праздников»………………

ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

для студентов отделения «Русское народно-песенное искусство»..

Сольфеджио

для студентов отделения «Академический хор»…………………

Сольфеджио

для студентов отделения «Русское народно-песенное

искусство»……………………………………………………………..

Сольфеджио

для студентов остальных музыкальных отделений…………….

Гармония…………………………………………………………..

АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ………………..

ПОЛИФОНИЯ……………………………….……………………….

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

для студентов отделения «Академический хор»…………………

ТЕОРИЯ МУЗЫКИ И АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ для студентов отделения «Хореография»………………………...

С. 5

С. 46

С. 65

С. 94

С. 103

С. 112

С. 115

С. 126

С. 135

С. 147

С. 154

Р.И.Биркан

ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

Программа курса для студентов музыкальных специализаций

Пояснительная записка

Курс истории музыки занимает важное место в образовании студентов музыкальных специализаций Университета культуры. Он дополняет круг знаний получаемых по специальным и музыкально-теоретическим предметам и вместе с тем служит их необходимым фундаментом. Кроме того, он выступает связующим звеном между дисциплинами музыкального и общегуманитарного профиля.

Прохождение этого курса в Университете культуры должно обеспечить потому решение следующих задач:

изучение музыкальных произведений различных эпох, анализы наиболее выдающихся образцов;

знакомство с основными стилевыми особенностями и жанровыми разновидностями музыки данной эпохи;

рассмотрение упомянутых особенностей в связи с основными принципами стилеобразования в искусстве эпохи, а также и чертами ее культурно-исторических особенностей.

Решение этих задач тем более необходимо, что в настоящее время невозможно мыслить музыканта – исполнителя, руководителя хорового или оркестрового коллектива без достаточно широкого и разнообразного репертуара, чувства стиля и специфических импульсов художественного мышления.

Для обеспечения названных задач представляется необходимым прежде всего особым образом ориентировать строение курса. Здесь следует иметь в виду его многопрофильность, сочетание различных и притом трудно согласуемых задач. Так, курс должен быть достаточно широким по историческому диапазону, стилевой типологии рассматриваемых явлений. В его основу должны быть заложены принципы историзма притом именно в разных проявлениях, демонстрируя в своем роде важность междисциплинарных связей. В данном случае предполагается необходимость сочетания исторических, культурологических и искусствоведческих ракурсов и необходимых данных в освещении всех тем – в первую очередь речь здесь должна идти о характеристиках различных эпох, так и об интерпретации форм их стилевого выражения. Заметим, что отдельную проблему составляют формулировки закономерности их разветвлений или единства, последние же как очевидно нельзя помыслить вне учета градаций их познавательных возможностей, что и требует особенно настоятельно взаимодействия различных аспектов и ракурсов в представлении вопроса. Вместе с тем курс должен быть ограничен по привлекаемому материалу. Ограничения касаются охвата требуемых произведений, притом как демонстрируемых на занятиях так и предлагаемых на самостоятельное изучение. Ограничения относятся также и к методической литературе.

Практическое ведение курса требует тем самым отбора материала – также как и координации его с задействованной применительно к данным условиям проблематикой. Фактически связь теоретической базы – проблематики искусствознания и музыковедения – с изучаемым музыкальным материалом ставит проблему избирательности формулирующих эту проблематику положений (поскольку они берутся в качестве исходных пунктов художественного восприятия и анализа), а также и варьирования форм аргументации, что касается и выбора произведений и ракурсов их рассмотрения.

«Многопрофильность» составляет тем самым важную методическую проблему. С одной стороны преподаватель может и должен поочередно акцентировать разные аспекты, придавать изложению разных тем по своему выбору то или иное освещение, но с другой стороны едва ли не решающее значение получает иная задача, сведение различий к единству. Представляется, что целью курса должно служить оправдание различных подходов, и оно заключается в том, чтобы способствовать воспитанию у студентов основ и элементов исторического восприятия и мышления. Необходимым условием такого воспитания выступает аналитика привлекаемого музыкального материала, которая должна концентрировать и «снимать» всю многообразную теоретическую проблематику. Анализы должны потому раскрывать художественное своеобразие с точки зрения актуальности проблем исторической типологии.

Методические проблемы прохождения курса концентрируются вокруг организации домашней и стимулирования самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа подразумевает, прежде всего, расширение круга изучаемых произведений, последнее зависит в первую очередь от интересов самого студента. Потому тематическую направленность подобного расширения представляется целесообразным увязывать с опытом профессиональной работы, а также с особенностями изучаемого репертуара в классах по специальности. Навыки самостоятельной работы можно также развивать посредством индивидуальных заданий для семинаров, а в отдельных случаях и рефератов.

Курс разработан для студентов очной формы обучения в объеме 166 часов аудиторных занятий и предполагает прохождение в 1-8 семестрах.

Зачеты проводятся в конце 1, 2, 3, 5, и 7 семестров.

Экзамены – по окончании 4, 6, 8 семестров.

Тематический план курса ИСТОРИИ МУЗЫКИ, разработанного для очной формы обучения

Раздел 1. ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКА

Семестр 1

36

Тема 1

Музыкальная культура эпохи Возрождения………

10 часов

Тема 2

Переходные стилевые течения………………………

4 часа

Тема 3

Стилевые течения и новые жанровые тенденции в искусстве и музыке XVII в…………………………

8 часов

Тема 4

Творчество Баха и Генделя…………………………..

14 часов

Повторение……………………………………………..

2 часа

Семестр 2

34 часа

Тема 5

Эпоха Просвещения, черты культуры, положение музыкального искусства……………………………..

2 часа

Тема 6

Венская классическая школа………………………..

4 часа

Тема 7

Оперы Глюка…………………………………………..

12 часов

Тема 8

Творчество Гайдна……………………………………

12 часов

Повторение……………………………………………..

2 часа

Семестр 3

36 часов

Тема 9

Творчество Бетховена………………………………...

12 часов

Тема 10

Романтизм, характеристика эпохи и культуры…...

2 часа

Тема 11

Важнейшие жанровые тенденции в музыке

первой половины XIX века…………………………..

2 часа

Тема 12

Вокальные и инструментальные миниатюры…….

4 часа

Тема 13

Становление романтических тем и характерных жанровых особенностей оперы……………………...

6 часов

Тема 14

Жанры симфонической музыки…………………….

8 часов

Повторение……………………………………………..

2 часа

Семестр 4

34 часа

Тема 15

Эволюция эстетики романтизма.

Творчество Вагнера…………………………………...

8 часов

Тема 16

Пути развития оперы во второй половине ХIХ в…

12 часов

Тема 17

Жанр симфонии в творчестве поздних романтиков……………………………………………………….

12 часов

Тема 18

Повторение……………………………………………..

2 часа

Раздел 2. РУССКАЯ МУЗЫКА

Семестр 5

36 часов

Тема 19

XVII в. в истории России и русской культуры……

4 часа

Тема 20

Борьба течений в музыкальном искусстве

XVII в……………………………………………………

4 часа

Тема 21

Русская культура XVIII в. и основные

направления развития музыкального искусства…

4 часа

Тема 22

Русская опера конца XVIII в………………………...

4 часа

Тема 23

Начало русской музыкальной классики…………...

18 часов

Повторение……………………………………………..

2 часа

Семестр 6

34 часа

Тема 24

Период шестидесятничества в русской культуре и музыке XIX в…………………………………………...

4 часа

Тема 25

Жанрово-тематические направления в русской опере………………………………………………….....

14 часов

Тема 26

Симфоническая музыка, основные тенденции

развития………………………………………………...

12 часов

Повторение……………………………………………..

4 часа

Раздел 3. МУЗЫКА XX ВЕКА

Семестр 7

36 часов

Тема 27

Стилевые течения в зарубежном и русском искусстве на рубеже ХIХ-ХХ вв……………………………

4 часа

Тема 28

Идеи символизма и творческие идеалы Малера и Скрябина……………………………………………….

10 часов

Тема 29

Проблемы обновления стилевых основ европейской музыки в творчестве Дебюсси………………...

10 часов

Тема 30

Традиции и новаторство; творчество Р. Штрауса, Равеля и Рахманинова………………………………..

10 часов

Повторение

2 часа

Семестр 8

34 часа

Тема 31

Стилевые течения начала ХХ в……………………..

4 часа

Тема 32

Австрийский экспрессионизм……………………….

10 часов

Тема 33

Тенденции фольклоризма в русской культуре……

2 часа

Тема 34

Произведения Стравинского «русского периода»..

6 часов

Тема 35

Особые стилевые пути; формы синтеза

различных идейно-эстетических устремлений в творчество Бартока и Прокофьева…………………

12 часов

Повторение……………………………………………..

4 часа

Семестр 9

36 часов

Тема 36

Тенденции стилевой универсализации 20-х начала 50-х гг……………………………………………………

4 часа

Тема 37

Симфония у советских композиторов 20  30 г., эволюция задач и понимания жанра………………..

6 часов

Тема 38

Пути музыкального театра…………………………..

10 часов

Тема 39

Тема войны и мира в произведениях

30-х – 40-х гг……………………………………….

8 часов

Тема 40

Проблемы культуры ХX в…………………………...

6 часов

Повторение……………………………………………..

2 часов

На заочном отделении курс истории музыки рассчитан на 60 часов аудиторных занятий и проходится на 1 – 4 семестрах.

Зачеты на заочном отделении проводятся во 2 и 3 семестрах. К 4 семестру представляется контрольная работа.

Экзамен в 5 семестре.

Тематический план курса ИСТОРИИ МУЗЫКИ, разработанного для заочной формы обучения

Раздел 1. ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКА

Семестр 1

16 часов

Тема 1

Стилевые течения и жанровые тенденции в

музыке Возрождения и XVII в……………………

4 часа

Тема 2

Творчество Баха……………………………………

2 часа

Тема 3

Эпоха Просвещения и венская классическая

школа………………………………………………..

2 часа

Тема 4

Оперная реформа Глюка………………………….

2 часа

Тема 5

Симфоническое творчество Гайдна……………..

2 часа

Тема 6

Оперы и симфонии Моцарта……………………..

2 часа

Тема 7

Творчество Бетховена……………………………..

2 часа

Семестр 2

16 часов

Тема 8

Романтизм, характеристика эпохи и культуры..

2 часа

Тема 9

Важнейшие жанровые тенденции. Вокальные и инструментальные миниатюры………………….

4 часа

Тема 10

Становление романтических тем и жанровых

видов в опере………………………………………..

6 часа

Тема 11

Жанры симфонической музыки…………………

8 часа

Раздел 2. РУССКАЯ МУЗЫКА

Семестр 3

16 часов

Тема 12

Начало русской музыкальной классики.

Творчество Глинки и Даргомыжского………….

6 часов

Тема 13

Период шестидесятничества в русской

культуре и музыке…………………………………

2 часа

Тема 14

Жанрово-тематические направления в русской опере…………………………………………………

4 часа

Тема 15

Симфоническая музыка, основные

направления развития…………………………….

4 часа

Раздел 3. МУЗЫКА XX века

Семестр 4

16 часов

Тема 16

Стилевые течения в искусстве рубежа

ХIХ-ХХ вв. и начала ХХ в………………………...

4 часа

Тема 17

Вехи стилевого обновления эпохи;

размежевание импрессивных и экспрессивных тенденций в творчестве Дебюсси и Скрябина…

4 часа

Тема 18

Пути симфонизма: произведения Малера и Штрауса……………………………………………..

4 часа

Тема 19

Современность как коллизия стиля и характерных концепций. Современная тема в произведениях Равеля и Рахманинова…………………

2 часа

Тема 20

Ранние произведения Стравинского и

Прокофьева………………………………………....

2 часа

Семестр 5

4 часа

Повторение

4 часа



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации Гродно 2011 удк 378. 147. 091. 313

    Методические рекомендации
    Организация научно-исследовательской работы студентов: методические рекомендации / А.И.Ганчар, И.И.Дегтяревич, С.С.Захорошко. – Гродно: ГГАУ, 2011. – 50 с.
  2. Молодежь – позитивная сила развития российского общества

    Документ
    Редакционная коллегия: А.А.Козлов, д.с.н., проф., зав. кафедрой социологии молодежи и молодежной политики факультета социологии СПбГУ; С.Н.Иконникова, д.
  3. Учебно-методическое пособие для студентов очного отделения, обучающихся по специальности 0

    Учебно-методическое пособие
    История хоровой музыки. Задания для самоподготовки студентов к практическим занятиям, темы и вопросы к семинарам: учеб.-метод. пособие для студентов специальности 070105 Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижирование
  4. Учебное пособие Саратов 2011 г. Ооо «Издательский центр «Наука»

    Учебное пособие
    Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, декан факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности Балашовского института (филиала) Саратовского государственного университета имени Н.
  5. Учебно-методическое пособие Саратов 2009 удк 51(072. 8)

    Учебно-методическое пособие
    Кондаурова, И.К. Научно-исследовательская деятельность будущего учителя математики: творческие задания по элементарной математике и методике её преподавания: учебно-методическое пособие / И.

Другие похожие документы..