Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
О ежегодном докладе Уполномоченного по правам человека в Челябинской области о соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина на территории Ч...полностью>>
'Документ'
В настоящее время почти все предприятия и организации рассматривают вопрос о независимости от центрального теплоснабжения и организации отопления от ...полностью>>
'Методические указания'
В результате изучения дисциплины «Информационно-измерительная техника и электроника» у студентов должно сложиться правильное представление о роли этог...полностью>>
'Урок'
Веяния века информационных технологий коснулись и образования. Современный уровень развития техники изменил наши взгляды на педагогический труд в цел...полностью>>

Подготовка менеджеров по физической культуре и спорту в системе высшего профессионально-педагогического образования 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ЧЕСНОВА ЕЛЕНА ЛЬВОВНА

ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

НОВОКУЗНЕЦК – 2007

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Орлов Александр Николаевич

Официальные оппоненты: доктор социологических наук,

кандидат педагогических наук, профессор

Заруба Наталья Андреевна

кандидат педагогических наук, доцент

Недоспасова Нина Павловна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Бийский педагогический

государственный университет им.

В.М. Шукшина»

Защита диссертации состоится «___»______________2007г. в ___ часов на заседании диссертационного совета К 212.226.01 при Кузбасской государственной педагогической академии по адресу: 654027, г. Новокузнецк, пр. Пионерский, 13.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кузбасской государственной педагогической академии (654027, г. Новокузнецк,

пр. Пионерский, 13).

Автореферат разослан «____» 2007г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат технических наук, профессор А.Н. Ростовцев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность и степень разработанности проблемы исследования. В настоящее время российский менеджмент – это комплексная инновационная наука, которая зародилась одновременно с формированием рыночной экономики, развитием предпринимательства, созданием конкретных условий и конкурентоспособности, формированием благоприятных предпосылок для активизации деятельности физических и юридических лиц.

Подготовка менеджера в современных социально-экономических условиях характеризуется активными инновационными процессами, связанными с демократизацией и гуманизацией, введением вариативных учебных планов, нового содержания образования, различных форм его дифференциации и индивидуализации, в связи с чем, расширяется социокультурная среда деятельности менеджера, меняется его назначение.

В процесс подготовки спортивных менеджеров включились многие ученые: разрабатываются различные модели подготовки управленческих кадров для сферы физической культуры и спорта и внедряются в физкультурные вузы России (В.У. Агеевец, А.А. Баженов, А.Г. Барабанов, С.И. Гуськов, В.И. Жолдак, Ю.А. Зубарев, В.А. Какузин, В.В. Кузин, Т.Э. Круглова, А.А. Кудинов, М.Е. Кутепов, С.Д. Неверкович, Д.Е. Несытое, И.И. Переверзин, А.Н. Попов, С.Г. Сейранов, А.А. Сучилин, В.А. Черепов, А.И. Шамардин и др.).

Однако лишь незначительная часть публикаций содержит ин­формацию по многоуровневой подготовке кадров (М.Н. Звалинская, Л.Н. Ильина, В.И. Маслов и др.), особенно спортивных менедже­ров.

С началом активного внедрения культурной и гуманистической концепций формирования личности менеджера проведены исследования по изучению отдельных сторон его культуры: методологической; нравственно-этической; коммуникативной; технологической, субъектного развития и саморазвития личности менеджера в процессе осуществляемой им профессионально-ориентированной деятельности (О.С. Виханский, И.С. Дарховский, Л.И. Евенко, Л.С. Зникина, Л.Р. Кричевский, С.Ф. Макаров, А.И. Наумов, В.А. Поляков, И.А. Сасова, В.Д. Федоров, Л.И. Фишман, А.Г. Шпак, М.Н.Чуйкова и др.).

За рубежом подготовка менеджеров рассматривается в русле классической теории менеджмента, разработанной М. Альбертом, Т. Бойделом, М.Д. Вудкоком, П. Друкером, М.Х. Месконом, Д.Ф. Френсисом, Ф. Хедуори, Л. Якоккой и др.

Анализ практики подготовки будущих менеджеров показал, что формирование их готовности к профессиональной деятельности связывается чаще всего с введением дополнительных, в том числе интегративных спецкурсов (В.И. Андреев, С.В. Белова, Н.В. Бочкина, Е.А. Гришина, Н.Б. Скорбилина и др.).

В связи с этим имеется противоречие между необходимостью повышения эффективности подготовки менеджеров по физической культуре и спорту и недостаточной разработанностью его содержательной и процессуальной структуры в целостном педагогическом процессе высшего педагогического учебного заведения.

Указанное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в выявлении содержательной и процессуальной сторон подготовки менеджеров по физической культуре и спорту. Все это обусловило выбор темы исследования: «Подготовка менеджеров по физической культуре и спорту в системе высшего профессионально-педагогического образования».

Цель исследования: разработка модели, технологии и их внедрение в подготовку менеджеров по физической культуре и спорту на факультете физической культуры педагогического вуза.

Объект исследования: профессионально-педагогическая подготовка менеджеров по физической культуре и спорту.

Предмет исследования: процесс подготовки менеджеров по физической культуре и спорту.

Гипотеза исследования заключается в том, что подготовка менеджеров по физической культуре и спорту на вузовском этапе будет эффективной если:

- включает анализ и отбор знаний, которые составляют основное методологическое содержание деятельности специалистов с учетом тенденций развития учебного процесса в педвузе, выводящие его на многопрофильный уровень;

- осуществляется как целостный педагогический процесс на основе разработанной модели, оснащенной педагогическими средствами, отличающимися ценностно-смысловой направленностью, диалогичностью, рефлексивностью и полифункциональностью;

- разработаны критерии, по которым можно диагностировать и оценивать уровни развития менеджеров по физической культуре и спорту.

В соответствии с объектом, предметом и целью были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать и обобщить литературные источники по проблеме подготовки менеджеров по физической культуре и спорту для формирования теоретической базы исследования.

2. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность модели и технологии подготовки менеджеров по физической культуре и спорту.

3. Разработать методические рекомендации по подготовке менеджеров по физической культуре и спорту.

Методологическая основа исследования:

- положения психологической теории личности (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, В.Н. Мясищев, В.А. Петровский и др.);

- концепции развития человека как компетентного и творческого специалиста (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Горшкова, В.И. Данильчук, В.А. Извозчиков, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицина и др.);

- теория развития менеджмента (М. Альберт, Т. Бойдел, О.С. Виханский, М.Д. Вудкок, П. Друкер, М.Х. Мескон, А.И. Наумов, Л.И. Фишман, Д.Ф. Френсис, Ф. Хедуори, Л. Якокка и др.);

- психологическая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.);

- концепции системно-целостного подхода к формированию личности в учебно-воспитательном процессе (Ю.К. Бабанский, Е.П. Белозерцев, В.С. Ильин, В.В. Краевский, А.М. Саранов, Н.К. Сергеев и др.);

- концептуальные идеи личностно ориентированного обучения (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.);

- исследования общих закономерностей учебно-воспитательного процесса в высшей школе, эффективных технологий обучения и воспитания студентов, моделей личности и деятельности специалиста (О.С. Анисимов, С. И. Архангельский, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, Н.Ю. Посталюк, В.А. Сластенин и др.).

Методы исследования: теоретические — анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, моделирование; эмпирические – анализ передового педагогического опыта по формированию специалистов, опрос с использованием различных видов анкетирования и бесед, тестирование, включенное наблюдение, педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов исследования.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Подготовка менеджеров по физической культуре и спорту к управленческой деятельности в современных условиях является результатом целенаправленно организованного процесса становления личности специалистов, включающего принятие и осмысление управленческих ценностей, формирование собственного отношения к целям и задачам профессиональной деятельности, реализацию их в управленческой деятельности с учетом собственной индивидуальности и представлений о профессиональных планах.

  2. Готовность менеджеров к управленческой деятельности представляет собой динамическое структурно-уровневое образование, отражающее единство личностного самосознания, мотивационно-ценностного и содержательно-процессуального компонентов. Критериями развития готовности будущих менеджеров к управленческой деятельности выступают степень развития познавательной, рефлексивной и прогностической активности.

3. Модель подготовки менеджеров по физической культуре и спорту состоит из цели, задач, закономерностей, принципов, условий, методов, функций, компонентов, критериев, показателей уровней ее эффективности и результата.

Опытно-экспериментальная база исследования: студенты факультета физической культуры Кузбасской государственной педагогической академии. В исследовании приняли участие 72 человека.

Этапы исследования:

Первый этап (2003-2004гг.) - поисково-теоретический. Изучено состояние научного знания по проблеме исследования, установлены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи, сформулированы исходные методологические положения, выбраны методы исследования, составлен комплекс диагностических методик и разработана программа опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2004-2005гг.) – практический. В его ходе выявлены особенности потенциала педагогического факультета как среды подготовки менеджеров по физической культуре и спорту. Осуществлено конструирование модели; выявлены дидактические условия и система средств, обеспечивающих ее эффективность; проведен формирующий эксперимент.

Третий этап (2006-2007гг.) – обобщающий. Разработана технология подготовки менеджеров по физической культуре и спорту, осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, уточнены его основные положения, закончено литературное оформление диссертации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены исходными теоретико-методологическими позициями, включающими обращение к смежным отраслям знаний (философии, социологии, психологии, педагогике); логичностью общей структуры исследования – его целей, задач, методов их решения; достаточным объемом выборки при осуществлении эксперимента; оптимальным сочетанием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных цели, задачам и логике исследования; многоаспектной экспериментальной проверкой основных теоретических положений и выводов, использованием статистических методов обработки полученных данных.

Научная новизна исследования:

- определены функционально-структурные составляющие подготовки менеджеров по физической культуре и спорту в условиях факультета физического воспитания педагогического вуза, которые представляют синтез компонентов будущей профессиональной деятельности (мотивационно-целевой, содержательно-ориентировочный, организационно-планирующий, исполнительно-действенный, контрольно-оценочный, рефлексивный, позиционный);

- выявлена специфика формирования готовности менеджеров по физической культуре и спорту к управленческой деятельности в современных социально-экономических условиях (понимание общественной значимости профессии менеджера, ценностно-нравственная основа самоопределения; ориентация в социально-экономической ситуации в стране и прогноз перспектив ее изменения; осознание необходимости профессиональной подготовки для самоопределения и самореализации и др.);

- сконструирована модель подготовки менеджеров по физической культуре и спорту, определены критерии, показатели и уровни ее функционирования; на основе модели разработана технология подготовки менеджеров по физической культуре и спорту, включающая правильное определение целей, задач, функций теоретической модели, составление программы, а так же наличие оптимально сочетаемых методов, средств, форм работы;

- выявлены социальные, организационно-педагогические, индивидуально-психологические условия формирования готовности будущих менеджеров по физической культуре и спорту.

Теоретическая значимость исследования обусловлена его вкладом в разработку научных основ подготовки менеджеров по физической культуре и спорту к профессиональной деятельности в современных социально-экономических условиях, что обогащает общую теорию целостного педагогического процесса и вносит вклад в решение актуальной проблемы совершенствования их подготовки; дан исторический анализ становления менеджмента и подготовки менеджеров по физической культуре и спорту в России и за рубежом, рассмотрен потенциал системы высшего педагогического образования в контексте подготовки менеджеров по физической культуре и спорту; сформулировано авторское определение понятия «готовность менеджеров по физической культуре и спорту к управленческой деятельности», раскрыты ее структурно-содержательные характеристики, описаны уровни развития данного личностного образования у студентов; обосновано понятие «подготовка менеджеров по физической культуре и спорту» в системе педагогического образования, выявлены и обобщены существующие теоретические подходы к построению научного знания в области подготовки менеджеров по физической культуре и спорту.

Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические положения и выводы доведены до конкретной технологии подготовки менеджеров по физической культуре и спорту; разработаны методические рекомендации по проектированию и осуществлению дидактических условий и системы средств подготовки будущих специалистов в области управления физической культурой и спортом («Основные направления подготовки менеджеров по физической культуре и спорту).

Результаты работы могут использоваться в качестве практической основы для профессиональной подготовки специалистов данного профиля в рамках системы повышения квалификации, в вузовском преподавании на факультетах гуманитарного профиля, совершенствования общепедагогической системы в целом, создания новых образовательных продуктов (программ, учебных материалов).

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы получили отражение в научных публикациях, докладах, тезисах докладов и методических рекомендациях.

Результаты исследования обсуждены и получили одобрение на Международных (Новосибирск, 2006, Барнаул, 2006), Всероссийских (Волжский, 2005), региональных научно-практических конференциях.

С докладами по определенным этапам исследования соискатель выступал на ежегодных научно-практических конференциях (2003 – 2007гг.) Кузбасской государственной педагогической академии.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 271 наименования (из них 10 на иностранном языке), 7 таблиц, 5 рисунков, приложения. Общий объем работы составляет 219 страниц.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении раскрыта актуальность темы диссертации, определен научный аппарат исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, этапы, методология и методы; выявлены научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; сформулированы положения, выносимые на защиту; содержатся сведения об апробации, достоверности и внедрении в практику полученных результатов.

В первой главе «Теоретические основы и практические предпосылки профессиональной подготовки менеджеров по физической культуре и спорту» рассмотрены специфика управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта, особенности профессиональной деятельности и подготовки менеджера в данной сфере, представлена модель подготовки менеджеров по физической культуре и спорту в условиях педагогического вуза.

Управление любой социальной, в том числе сферой физической культуры и спорта, предполагает его правовую регуляцию, осуществляемую в соответствии с основными принципами государственной политики. Учитывая это, предс­тавляется целесообразным рассмотрение современного состояния право­вого обеспечения управленческих отношений в сфере физической культуры и спорта.

В отечественных публикациях последних лет освещены основные преобразования в сфере физической культуры и спорта под влиянием но­вых политических, экономических и социальных условий; отмечается, что российский спорт прошел первый этап реформирования, в стране создана качественно новая модель, которая служит надежной предпосылкой для того, чтобы вся отрасль могла выйти на самоокупаемость (В.И. Жолдак, В.Г. Камалетдинов, В.Б. Мяконьков, А.Н. Попов, С.Г. Сейранов и др.).

На современном этапе развития общества актуализируется проблема целей, содержания и технологий профессиональной подготовки руководителей. Одним из методологических оснований ее решения может быть избран компетентностный подход, согласно которому целевым ориентиром профессиональной подготовки является становление интегральной профессионально-личностной компетентности руководителя, определяющей его универсальную способность проектировать и реально обеспечивать новое качество профессиональной деятельности.

Согласно этому подходу, нами выделены четыре компонента интегральной профессионально-личностной компетентности руководителя в области физической культуры и спорта: рефлексивно-ценностный, креативно-смысловой, социокоммуникативный, когнитивно-операционный, каждому из которых соответствуют определенные профессионально-личностные свойства руководителя, базовые для данной компетентности.

Основу рефлексивно-ценностного компонента составляет субъективно-авторская профессиональная позиция руководителя как носителя ценностей; креативно-смысловой компонент отражает профессиональную направленность личности руководителя на инновационные преобразования и творческое созидание нового качества управления; социокоммуникативный компонент детерминирует готовность руководителя к управленческой коммуникации с персоналом и совместной творческой деятельности; когнитивно-операционный компонент свидетельствует о теоретико-технологической компетентности в вопросах управления.

В процессуальном плане реализация целей профессиональной подготовки руководителей способствует обогащению их опыта, что является важнейшим фактором развития профессионально-личностных характеристик управленцев.

В связи с этим содержание профессиональной подготовки руководителей нужно моделировать как личностно-профессиональный опыт перехода к новому качеству управления включающий в себя такие компоненты, как ценностно-смысловой, коммуникативно-деятельностный; познавательно-инструментальный.

Проведенный нами анализ литературных источников по проблеме исследования показал, что в них подчеркивается значимость организаторской функции в сфере физической культуры и спорта, которая выражается в работе по укреплению дисциплины, повышению творческой активности, совершенствованию технологий профдеятельности физкультурных работников, а также впервые обращается внимание на элементы дипломатической деятельности в работе управленческих кадров.

Эффективное руководство в области физической культуры и спорта предполагает способность передать свое видение проблем другим людям, мотивировать их для решения поставленных задач, управлять вместе с людьми, а не управлять людьми. Понимание ситуации и умение управлять человеческими ресурсами – важнейшие его элементы, т.к. люди и ситуации постоянно меняются, а руководитель должен быть достаточно гибким, чтобы «приспособиться» к происходящим переменам.

Менеджмент в физической культуре и спорте мы рассматриваем как процесс, состоящий из взаимосвязанных общих и специальных функций управления. К общим функциям управления относятся планирование, организация, мотивация, стимулирование и контроль, а к специальным - социальная защита, оздоровительная, профессиональная ориентация и подготовка, конкретно связанные со структурой организации. Связующим звеном в реализации общих и специальных функций управления являются коммуникация (процесс обмена информацией) и принятие управленческого решения.

По сравнению с зарубежными странами, физкультурно-спортивное менеджмент-образование в России находится на стадии становления и наталкивается на ряд проблем. По мнению Т.Э. Кругловой и В.Б. Мяконькова, к основным из них можно отнести следующие:

- ориентация в большей мере на количественные показатели образованности, такие, как знание, умение, навыки, и недооценка духовного раз­вития личности будущего специалиста, которые он будет реализовывать в профессиональной деятельности руководителя;

- ориентация программ обучения либо на конкретно практические умения и навыки, без учета соответствующей теории, либо на чисто теоретические знания, без учета необходимости формирования практических умений специалиста по менеджменту для определенной отрасли;

  • ориентация на педагогическую подготовку студентов, традиционно сложившуюся в практике высшего физкультурного образования, что затрудняет их управленческую подготовку для будущей работы в системе рыночной экономики, основанной на принципах современного менеджмента;

  • многолетняя подготовка студентов вуза по единому учебному плану в рамках специальности «Физическая культура и спорт», что требует структурной перестройки учебного процесса в вузе с включением новых образовательных программ по менеджерской подготовке специалистов для сферы физической культуры и спорта.

Для решения вышеуказанных проблем нами разработана модель формирования готовности к профессиональной деятельности менеджеров по физической культуре и спорту, цель которой заключается в формировании готовности к профессиональной управленческой деятельности студентов факультета физического воспитания педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки на основе специальных принципов, условий и методов совершенствования учебной деятельности (рис. 1). Выделенные нами взаимодополняемые компоненты являются основой формирования готовности будущих менеджеров по физической культуре и спорту к профессиональной деятельности и способствуют становлению менеджера профессионала.

Готовность будущих менеджеров по физической культуре и спорту к управленческой деятельности представляет собой динамическое структурно-уровневое образование, отражающее единство профессионального самосознания, мотивационно-ценностного и содержательно-процессуального компонентов личности. Критериями развития готовности будущих менеджеров по физической культуре и спорту к управленческой деятельности выступают: степень развития познавательной, рефлексивной и прогностической активности.

К основным тенденциям подготовки менеджеров по физической культуре и спорту в отечественной системе образования относятся: межфункциональность и интегративность в построении учебных планов и программ курсов; гибкость в составлении учебных планов, предоставление курсов по выбору; переход от усвоения теоретических знаний к более целостному пониманию целей образования, его практической направленности; смена акцентов с пассивных лекционных методов и форм обучения к активным, использованию методов проектов, анализа конкретных ситуаций, усилению роли внеаудиторной проектной деятельности и др.; изменения в требованиях к профессиональной квалификации и деятельности преподавателей, которые знали бы не только теоретические, но и практические аспекты бизнеса и управления; расширение форм и возможностей получения профессии менеджера.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Подготовка будущих специалистов сферы экономики и менеджмента к предпринимательской деятельности в условиях высшего профессионального образования 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Документ
    Защита состоится 22 июня 2011 г. в 11:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.116.03 при ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» по адресу: 424002, Республика Марий Эл, г.
  2. Дестинация как концепт развития региональной системы непрерывного профессионального туристского образования 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится «__» 2009 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 311.006.01 при Российской международной академии туризма по адресу: улица Октябрьская, 10, микрорайон Сходня, г.
  3. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  4. Профессиональная творческая самореализация студентов туристского вуза 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Диссертация
    Защита состоится «21» мая 2010 года в 15.30 часов на заседании диссертационного совета Д 311.006.01 при Российской международной академии туризма по адресу: Октябрьская улица, 10, микрорайон Сходня, г.
  5. Развитие региональной системы профессиональной подготовки туристских кадров в открытой образовательной среде 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится «9» ноября 2007 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 311.006.01 при Российской международной академии туризма по адресу: улица Октябрьская, 10, микрорайон Сходня, г.

Другие похожие документы..