Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Факультет довузовской подготовки института дополнительного образования и повышения квалификации Красноярского государственного педагогического универ...полностью>>
'Закон'
В настоящем Областном законе используются основные понятия, предусмотренные Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении дост...полностью>>
'Бюллетень'
сомнения в авторитетности их мнений? Но если посмотреть на практику реализации марксизма, объективный наблюдатель отметит их несовпадение. Почему сущ...полностью>>
'Методические рекомендации'
1.1. Методические рекомендации (далее - Рекомендации) содержат описание корректных (непротиворечивых и отражающих правила рационального экономическог...полностью>>

Министерство образования российской федерации (40)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра

образования Российской

Федерации

_____________ В.Д.Шадриков

"_27_"__03_____________ 2000 г.

Номер государственной регистрации

________237пед/сп___________________

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 030500.06 - Профессиональное обучение (информатика,

вычислительная техника и компьютерные технологии)

Квалификация - педагог профессионального обучения

Вводится с момента утверждения

Москва 2000

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030500.06 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ИНФОРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации ____________________________ .

1.2. Квалификация выпускника – педагог профессионального обучения.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки педагога профессионального обучения по специальности 030500.06 - Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии) при очной форме обучения 5 лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника

Педагог профессионального обучения обеспечивает приобретение профессии по программам начального профессионального образования учащимися образовательных учреждений, учебно-курсовой сети предприятий и организаций, а также центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов службы занятости населения.

Объектами профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения выступают участники и средства осуществления целостного педагогического процесса.

Педагог профессионального обучения организует и проводит теоретическое обучение по общепрофессиональным и специальным учебным предметам, а также производственное (практическое) обучение по группам родственных профессий в области информатики, вычислительной техники и компьютерных технологий, основанное на сочетании практического обучения с производительным трудом при использовании передовых информационных технологий, внедрении их в процесс обучения. Организует и проводит учебно-воспитательную работу. Профессионально ориентирует молодежь, воспитывает и развивает профессионально важные и значимые качества личности современного рабочего. Организует и принимает активное участие в опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе по проблемам профессионального образования в области информатики, вычислительной техники и компьютерных технологий.

Осуществляет организационно-методическую деятельность в учебных заведениях, а также в учебно-курсовой сети предприятий и организаций, создавая педагогические проекты содержания образования, частных методик обучения и инновационной деятельности. Разрабатывает учебно-методическую документацию (основные профессиональные образовательные программы: учебные планы и программы учебных предметов, пособия и рекомендации). Постоянно совершенствует формы и методы профессионального обучения и повышения квалификации кадров. Принимает участие в оснащении и развитии материальной базы образовательных учреждений.

Принимает участие в организационно-управленческой работе в учреждениях и организациях профессионального образования.

Педагог профессионального обучения должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам профессионального образования; Конвенцию о правах ребенка; основы трудового законодательства; государственные образовательные стандарты начального профессионального образования; способы проектирования содержания образования при сочетании теоретического и практического обучения; способы отбора адекватных форм, методов и средств обучения; общую и профессиональную педагогику; психологию профессионального образования; многоуровневую систему профессионального образования, квалификационную структуру профессионального образования, его функционирование, закономерности и механизмы; информационные технологии, компьютерную и вычислительную технику.

Педагог профессионального обучения по специальности 030500.06 – Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии) подготовлен к выполнению следующих видов профессионально-педагогической деятельности:

  • профессиональное обучение;

  • производственно-технологическая деятельность;

  • методическая работа;

  • организационно-управленческая деятельность;

  • научно-исследовательская работа;

  • культурно-просветительская деятельность.

1.4. Возможности продолжения образования выпускника – педагог профессионального обучения, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 030500.06 - Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии), подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

030500.06 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ИНФОРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)

3.1. Основная образовательная программа подготовки педагога профессионального обучения разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы квалификационной, технологической, педагогических и преддипломной практик, а также итоговой государственной аттестации специалиста.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки педагога профессионального обучения, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки педагога профессионального обучения состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки педагога профессионального обучения должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

цикл ОД - дисциплины отраслевой подготовки;

ФТД - факультативы.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки педагога профессионального обучения должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030500.06 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ИНФОРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)

Индекс

Наименование дисциплин
и их основные разделы

Всего часов

1

2

3

ГСЭ

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1600

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент

не менее

1120

ГСЭ.Ф.01

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК.

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.

Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).

Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.

Понятие об основных способах словообразования.

Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию без искажения смысла при письменном и устном общении общего характера; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы; основные особенности научного стиля.

Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Говорение; диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения; основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование; понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение; виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Письмо; виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

340

ГСЭ.Ф.02

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; ее социально-биологические основы; физическая культура и спорт как социальные феномены общества; законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте, физическая культура личности.

Основы здорового образа жизни студента; особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

Спорт; индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Основы методики самостоятельных заданий и самоконтроль состояния своего организма.

408

ГСЭ.Ф.03

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ.

Сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России - неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; Древняя Русь и кочевники; византийско-древнерусские связи; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточно­славянской государственности в XI-XII вв.; социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв.; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра I; век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России; мануфактурно-промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в.; реформы и реформаторы в России; русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

Роль XX столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблема экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале XX в.; объективная потребность индустриальной модернизации России; российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революция 1917 г.; гражданская война и интервенция, их результаты и последствия; российская эмиграция; социально-экономическое развитие страны в 20-е гг.; НЭП; формирование однопартийного политического режима; образование СССР; культурная жизнь страны в 20-е гг.; внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразования в 30-е гг.; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития; СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений; Советский Союз в 1985-1991 гг.; перестройка; попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал; распад СССР; Беловежские соглашения; Октябрьские события 1993 г.; становление новой российской государственности (1993-1999 гг.); Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

ГСЭ.Ф.04

КУЛЬТУРОЛОГИЯ.

Структура и состав современного культурологического знания; культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология; культурология и история культуры; теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур; этническая и национальная, элитарная и массовая культуры; восточные и западные типы культур; специфические и "серединные" культуры; локальные культуры; место и роль России в мировой культуре; тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность; инкультурация и социализация.

ГСЭ.Ф.05

ПОЛИТОЛОГИЯ.

Объект, предмет и метод политической науки; функции политологии.

Политическая жизнь и властные отношения; роль и место политики в жизни современных обществ; социальные функции политики.

История политических учений; российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика; современные политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности; особенности становления гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики; политическая власть; политическая система; политические режимы, политические партии, электоральные системы.

Политические отношения и процессы; политические конфликты и способы их разрешения; политические технологии; политический менеджмент; политическая модернизация.

Политические организации и движения; политические элиты; политическое лидерство.

Социокультурные аспекты политики.

Мировая политика и международные отношения; особенности мирового политического процесса; национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности; парадигмы политического знания; экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

ГСЭ.Ф.06

ПРАВОВЕДЕНИЕ.

Государство и право; их роль в жизни общества.

Норма права и нормативно-правовые акты.

Основные правовые системы современности; международное право как особая система права; источники российского права.

Закон и подзаконные акты.

Система российского права; отрасли права.

Правонарушение и юридическая ответственность.

Значение законности и правопорядка в современном обществе; правовое государство.

Конституция Российской Федерации - основной закон государства.

Особенности федеративного устройства России; система органов государственной власти в Российской Федерации.

Понятие гражданского правоотношения; физические и юридические лица; право собственности.

Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение; наследственное право.

Брачно-семейные отношения; взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей; ответственность по семейному праву.

Трудовой договор (контракт); трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.

Административные правонарушения и административная ответственность.

Понятие преступления; уголовная ответственность за совершение преступлений.

Экологическое право.

Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

Правовые основы защиты государственной тайны; законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

ГСЭ.Ф.08

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Стили современного русского литературного языка; языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие; основные единицы общения; устная и письменная разновидности литературного языка; нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка; взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль; специфика использования элементов различных языковых уровней и научной речи; речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие; языковые формулы официальных документов; приемы унификации языка служебных документов; интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи; язык и стиль распорядительных документов; язык и стиль коммерческой корреспонденции; язык и стиль инструктивно-методических документов; реклама в деловой речи; правила оформления документов; речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле; особенности устной публичной речи; оратор и его аудитория; основные виды аргументов; подготовка речи: выбор темы, цели речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи; основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов; словесное оформление публичного выступления; понятливость, информативность, выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка; условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи; основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

80

ГСЭ.Ф.09

СОЦИОЛОГИЯ.

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки; социологический проект О.Конта; классические социологические теории; современные социологические теории; русская социологическая мысль.

Общество и социальные институты; мировая система и процессы глобализации.

Социальные группы и общности; виды общностей; общность и личность; малые группы и коллективы; социальная организация.

Социальные движения.

Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность; понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отношения; общественное мнение как институт гражданского общества.

Культура как фактор социальных изменений; взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип; социальный контроль и девиация; личность как деятельный субъект.

Социальные изменения; социальные революции и реформы; концепция социального прогресса; формирование мировой системы; место России в мировом сообществе.

Методы социологического исследования.

ГСЭ.Ф.10

ФИЛОСОФИЯ.

Предмет философии; место и роль философии в культуре; становление философии; основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития; структура философского знания.

Учение о бытии; монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизации бытия; понятия материального и идеального; пространство, время; движение и развитие, диалектика; детерминизм и индетерминизм; динамические и статистические закономерности; научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура; человек и природа; общество и его структура; гражданское общество и государство; человек в системе социальных связей; человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость; формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; свобода и ответственность; мораль, справедливость, право; нравственные ценности; представления о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание; сознание, самосознание и личность; познание, творчество, практика; вера и знание; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности; проблема истины; действительность, мышление, логика и язык; научное и вненаучное знание; критерии научности; структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смены типов рациональности; наука и техника.

Будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

ГСЭ.Ф.11

ЭКОНОМИКА.

Введение в экономическую теорию; блага; потребности, ресурсы; экономический выбор; экономические отношения; экономические системы; основные этапы развития экономической теории; методы экономической теории.

Микроэкономика; рынок; спрос и предложение; потребительские предпочтения и предельная полезность; факторы спроса; индивидуальный и рыночный спрос; эффект дохода и эффект замещения; эластичность; предложение и его факторы; закон убывающей предельной производительности; эффект масштаба; виды издержек; фирма; выручка и прибыль; принцип максимизации прибыли; предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли; эффективность конкурентных рынков; рыночная власть; монополия; монополистическая конкуренция; олигополия; антимонопольное регулирование; спрос на факторы производства; рынок труда; спрос и предложение труда; заработная плата и занятость; рынок капитала; процентная ставка и инвестиции; рынок земли; рента; общее равновесие и благосостояние; распределение доходов; неравенство; внешние эффекты и общественные блага; роль государства.

Макроэкономика; национальная экономика как целое; кругооборот доходов и продуктов; ВВП и способы его измерения; национальный доход; располагаемый личный доход; индексы цен; безработица и ее формы; инфляция и ее виды; экономические циклы; макроэкономическое равновесие; совокупный спрос и совокупное предложение; стабилизационная политика; равновесие на товарном рынке; потребление и сбережения; инвестиции; государственные расходы и налоги; эффект мультипликатора; бюджетно-налоговая политика; деньги и их функции; равновесие на денежном рынке; денежный мультипликатор; банковская система; денежно-кредитная политика; экономический рост и развитие; международные экономические отношения; внешняя торговля и торговая политика; платежный баланс; валютный курс.

Особенности переходной экономики России; приватизация; формы собственности; предпринимательство; теневая экономика; рынок труда; распределение и доходы; преобразования в социальной сфере; структурные сдвиги в экономике; формирование открытой экономики.

ГСЭ.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

до 240

ГСЭ.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

до 240

ЕН

Общие математические и естественнонаучные дисциплины

2060

ЕН.Ф.00

Федеральный компонент

не менее

1650

ЕН.Ф.01

МАТЕМАТИКА. Аналитическая геометрия и линейная алгебра. Дифференциальное и интегральное исчисления. Векторный анализ и элементы теории поля. Гармонический анализ. Дифференциальные уравнения. Уравнения математической физики. Функции комплексного переменного. Численные методы. Основы вычислительного эксперимента. Элементы функционального анализа. Элементы дискретного анализа. Вероятность и статистика: теория вероятности, случайные процессы, статистическое оценивание и проверка гипотез, статистические методы обработки экспериментальных данных. Вариационное исчисление и оптимальное управление.

600

ЕН.Ф.02

ФИЗИКА. Физические основы механики: понятие состояния в классической механике, уравнения движения, законы сохранения, основы релятивистской механики; принцип относительности в механике, кинематика и динамика твердого тела, жидкостей и газов. Электричество и магнетизм: электростатика и магнетостатика в вакууме и веществе, уравнения Максвелла в интегральной и дифференциальной форме, квазистационарные токи, принцип относительности в электродинамике. Физика колебаний и волн: гармонический и ангармонический осциллятор, физический смысл спектрального разложения, кинематика волновых процессов, нормальные моды, интерференция и дифракция волн, элементы Фурье- оптики. Статистическая физика и термодинамика: три начала термодинамики, термодинамические функции состояния, фазовые равновесия и фазовые превращения, элементы неравновесной термодинамики, классическая и квантовая статистики. Кинетические явления. Системы заряженных частиц. Конденсированное состояние. Физический практикум.

450

ЕН.Ф.03

ХИМИЯ. Химические системы: растворы, дисперсные системы, электрохимические системы, катализаторы и каталитические системы. Химическая термодинамика и кинетика: энергетика и направление химических процессов, химическое и фазовое равновесие, скорость реакции и методы ее регулирования. Реакционная способность веществ: химия и периодическая система элементов, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ, химическая связь. Химический практикум.

130

ЕН.Ф.04

ИНФОРМАТИКА. Работа на персональном компьютере: компьютер, периферийные устройства, операционная система и оболочка, рабочая среда и средства ее формирования, критические и аварийные ситуации. Текстообработка и графика: стандартные функции текстового редактора, формирование таблиц, графический инструментарий текстового редактора, создание и редактирование внешних графических объектов, внедрение графических объектов в текст, автоматизация и оптимизация текстообработки, форматы символьных данных и их конвертирование. Табличные вычисления: стандартные функции электронной таблицы, преобразование таблиц и вычислительных формул, табличная графика (диаграммы), автоматизация и оптимизация табличных вычислений, импорт данных в таблицы и экспорт табличной информации. Работа в компьютерных сетях: компьютерные коммуникации и коммуникационное оборудование, локальные вычислительные сети, взаимодействие пользователей в одноранговой сети, функции пользователей в сети с выделенными серверами, внешние сети и межсетевое взаимодействие, стандартный сетевой сервис, образовательные ресурсы Internet. Электронная почта: принципы функционирования электронной почты, системный почтовый ящик и почтовый ящик пользователя, инструментарий для работы с сообщениями, кодировка информации и особенности пересылки файлов, конфиденциальность информации при использовании электронной почты. Управление базами данных: типы данных, формирование структуры базы данных, стандартные функции систем управления базами данных, формирование запросов и отчетных форм, работа с базами данных в компьютерных сетях. Компьютерный практикум.

400

ЕН.Ф.05

ЭКОЛОГИЯ. Биосфера и человек: структура биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека. Глобальные проблемы окружающей среды; экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы. Основы экономики природопользования. Экозащитная техника и технологии. Основы экологического права, профессиональная ответственность. Международное сотрудничество в области окружающей среды. Практикум по экологии.

70

ЕН.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

до 205

ЕН.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

до 205

ОПД

Общепрофессиональные дисциплины

1620

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

не менее 1300

ОПД.Ф.01

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. Общее представление о профессионально-педагогической специальности, особенности специальности, разнообразие специализаций; перспективы профессионально-педагогической профессии. Профессионально-педагогическая деятельность, ее структура и содержание. Требования к личности педагога; профессионально значимые личностные качества педагога: направленность, компетентность и способности; профессиональное становление педагога, пути овладения профессией. Профессионально-педагогические учебные заведения. Содержание, структура, формы и методы освоения квалификации педагога профессионального обучения. Личностно ориентированные технологии реализации профессиональных образовательных программ. Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения; профессиональная карьера.

70

ОПД.Ф.02

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Человек как целостная биологическая система, онтогенез; основные закономерности роста и развития организма человека; возрастные особенности физиологических процессов; психофизиологические функции и их развитие в онтогенезе. Психофизиология восприятия, внимания, памяти, речи, мышления; физическая и умственная работоспособность в различные периоды развития организма; адаптация; понятие об адекватности физических и психических нагрузок функциональным возможностям организма. Биоритмы, биоритмология. Гигиена. Практикум по физиологии.

100

ОПД.Ф.03

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Психология как наука и как практическая деятельность; предмет психологии и его становление; история научной психологии; основные направления и научные школы зарубежной и отечественной психологии. Методы психологии: исследовательские, диагностические, коррекционные и психотерапевтические. Онтология и психология жизни человека. Психология личности; личность: ее структура и проявления; личность в системе межличностных отношений. Характеристика деятельности; общение и речевая деятельность. Познавательная деятельность. Эмоционально-волевая сфера; индивидуальные особенности. Практикум по общей психологии.

120

ОПД.Ф.04

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Предмет и методы психологии профессионального образования; история развития психологии профессионального образования в России и за рубежом. Возрастные особенности становления личности; роль социальной ситуации и ведущей деятельности в становлении личности; психологические особенности учащихся профессиональной школы. Особенности учебно-профессиональной деятельности; профессиональное становление личности рабочего; психологические аспекты профессионального обучения и воспитания. Психология личности педагога профессионального обучения. Практикум по психологии профессионального образования.

100

ОПД.Ф.05

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Основы педагогической генеалогии; роль народной педагогики и религии в становлении и развитии педагогики; формы воспитания и существования педагогического знания в первобытном обществе; зарождение первых научно-педагогических идей и образовательно-воспитательных систем; развитие образовательно-воспитательных систем на этапе развития педагогики как самостоятельной научной дисциплины. Образование и его философские аспекты в Европе в Средние века; развитие зарубежной педагогики и философии в конце XIX – нач. ХХ вв. Образование и воспитание на Руси с древнейших времен до XVIIв; воспитание, образование и педагогическая мысль в России XVIII – нач. ХХ вв.; развитие отечественного образования и педагогики в советский период; становление постсоветской системы образования и педагогики в России. Роль и место образования в современном мире; движущие силы и тенденции его развития; составляющие глобального кризиса образования; педагогическая интеграция как средство разрешения глобальных проблем образования. Факторы и концепции развития человека; ценностно-целевые основания современной педагогики; диалектика национального и общечеловеческого в образовании; свобода и необходимость как педагогические категории и явления.

90

ОПД.Ф.06

ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. Педагогический процесс в профессиональной школе: сущность, состав, структура, движущие силы, основные направления развития. Цели, принципы, содержание, методы, средства и формы организации и осуществления педагогического процесса, Основы педагогического проектирования. Актуальные проблемы воспитания и образования. Индивидуальный стиль деятельности педагога. Педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения.

150

ОПД.Ф.07

МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. Технология профессионально-педагогического общения. Технология решения педагогического конфликта; технология воспитательного влияния; технология воспитательной деятельности. Управление воспитательным процессом. Характеристика новационных воспитательных систем в системе профессионального образования.

80

ОПД.Ф.08

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. Модели обучения: современные педагогические технологии, их назначение и особенности; проектирование педагогических систем, педагогического процесса, педагогических ситуаций.

80

ОПД.Ф.09

МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. Характеристика основных компонентов и этапов процесса обучения, цели и задачи обучения; таксономия дидактических целей. Содержание профессионального образования и обучения; федеральный и региональной компоненты государственных образовательных стандартов подготовки рабочих в отрасли (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии); сущность, задачи и характеристика общего политехнического и специального образования; общепрофессиональная, общетехнологическая и специальная подготовка как элементы содержания профессионального образования; факторы определяющие содержание специальной подготовки; научно-методические основы отбора и анализа содержания профессионального образования. Методы, средства и формы теоретического и практического обучения: понятия, сущность и характеристика. Дидактическая деятельность педагога профессиональной школы: сущность, функции, структура, содержание. Дидактическое проектирование: проектирование целей, содержания и технологии обучения. Общая характеристика технологической деятельности педагога профессионального обучения; целевая ориентация, стимулирование и мотивация учения; формирование новых знаний, умений, навыков; оптимизация форм, методов и средств в ходе реализации педагогических проектов. Контроль и коррекция усвоения: сущность, задачи и требования к контролю; виды, формы, методы и средства контроля, методика разработки контрольного инструментария, анализ и оценка деятельности. Корректировка учебного процесса. Практикум по методике профессионального обучения.

280

ОПД.Ф.10

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Безопасность жизнедеятельности на производстве: правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности, техника безопасности. Негативные факторы среды обитания; принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания; рациональные условия деятельности. Последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации. Средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов; устойчивость функционирования объектов экономики и технических средств в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Первая медицинская помощь.

80

ОПД.Ф.11

ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА. Виды предприятий, их организационно-правовые формы. Общая и производственная структура предприятия (фирмы); элементы производственного процесса и типы производства. Характеристика основных фондов (средств), методов их оценки, понятия износа и амортизации. Оборотные средства, их состав, методы нормирования, пути повышения эффективности использования. Процесс формирования кадров предприятий, методы организации их подготовки и оценки результатов деятельности. Основы нормирования труда, организации и оплаты труда. Методы расчета эффективности инвестиционных решений.

150

ОПД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

до 160

ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

до 160

ОД.00

Дисциплины отраслевой подготовки

3090

ОД.Ф.00

Федеральный компонент

1270

ОД.Ф.01

ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ. Основные этапы решения задач на ЭВМ. Критерии качества программы. Диалоговые программы. Дружественность, жизненный цикл программы. Постановка задачи и спецификация программы. Способы записи алгоритма. Программа на языке высокого уровня. Стандартные типы данных. Представление основных структур программирования: итерация, ветвление, повторение. Процедуры. Типы данных, определяемые пользователем. Записи. Файлы. Динамические структуры данных. Списки: основные виды и способы реализации. Программирование рекурсивных алгоритмов. Способы конструирования программ. Модульные программы. Основы доказательства правильности. Практикум по программированию.

350

ОД.Ф.02

КОМПЬЮТЕРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ И СЕТИ. Компьютерные коммуникации: коммуникационный канал и процессор связи, среда передачи информации, пропускная способность канала, модуляция и демодуляция сигналов, модемы и параметры их настройки. Модель OSI: уровни и процесс связи в модели OSI, взаимодействие уровней в процессе связи, сетевые службы и их основные примитивы сетевой службы. Сетевые технологии: понятие о сетевых технологиях, мосты и шлюзы, сетевые топологии, протокол передачи данных Ethernet физического уровня и уровня соединений, протокол IP сетевого уровня, протокол TCP транспортного уровня, понятие о протоколе UDP. Сетевые операционные системы: основные функции сетевой операционной системы, операционные системы одноранговых компьютерных сетей, операционные системы сети с выделенными серверами. Инсталляция локальных компьютерных сетей: проектирование сети, установка кабельной системы, установка сетевого оборудования, подготовка жесткого диска и инсталляция сервера, инсталляция рабочих станций. Администрирование локальных компьютерных сетей: категории и права пользователей, атрибуты сетевых файлов и управление правами пользователей, оптимизация параметров управления сетью, поддержка технологий межсетевого объединения Internet и Intranet, обеспечение безопасности и защиты информации. Глобальное межсетевое объединение Internet: структура и адресация, служба FTP, протокол TELNET, WWW-протоколы и технологии, службы поиска, группы новостей. Практикум по компьютерным сетям.

310

ОД.Ф.03

БАЗЫ ДАННЫХ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. Модели данных: проблема структуризации и представления информации, сетевая и иерархическая модели данных, реляционная модель данных, свойства отношений, операции над отношениями. Базы данных: типы данных, записи, база данных как целостный объект, принципы проектирования базы данных. Управление базами данных: понятие о командах и их структуре, условные команды, математические операции с данными, логические операции, отношения. Команды для работы с базой данных: создание структуры базы ее дополнение, открытие и закрытие базы данных, перемещение по базе, просмотр данных. Манипулирование данными: логическое и физическое удаление данных, поиск и фильтрация данных, обновление записей. Индексирование баз данных: понятие об индексировании, индексные и мультииндексные файлы (типа CDX), управление индексированием, ускоренный поиск по ключу. Интеграция баз данных: рабочие области, связывание записей "одна-с-одной", связывание "одна-со-многими", разрыв связей между файлами. Программирование и создание командных файлов: временные переменные, массивы, функции, команды и командные файлы, структурное программирование и модульность программ, средства отладки. Организация интерфейса с помощью меню: цветовые меню и их иерархия, вертикальное (POPUP-) меню, горизонтальное (BAR-) меню, назначение клавишей. Организация оконного интерфейса: окна и управление ими, многооконный интерфейс. Практикум по базам данных.

220

ОД.Ф.04

МУЛЬТИМЕДИА. Понятие о технологии мультимедиа: виды мультимедиа-информации, аппаратное обеспечение мультимедиа, организация обмена данными. Графические данные: видеосистемы и их настройка, основные форматы представления графических данных, конвертирование форматов, средства воспроизведения и редактирования графических данных, графические библиотеки Windows, внешние источники графических данных, средства анимации. Звуковые данные: основные принципы и форматы представления звуковых данных, звуковые карты и их установка, воспроизведение и создание звуковых данных. Видеоданные: основные принципы и форматы представления видеоданных, установка и настройка видеооборудования компьютера, воспроизведение и создание компьютерных видеоклипов. Мультимедиа-презентации для теоретического обучения: основные функции пакетов для создания презентаций, структура и параметры презентации, инструменты создания и корректировки слайдов, инструменты для формирования сценария демонстрации. Технология разработки презентаций: постановка педагогической цели и выбор способа обучения, разработка содержания презентации, подбор информации и подготовка данных формирование педагогического инструментария для работы с презентацией, подготовка методических материалов на основе презентаций. Средства мультимедиа в производственном обучении: особенности производственного обучения, видеоклипы и их использование в программных средствах, тренажеры на основе технологий мультимедиа, виртуальные производственные миры, 3D-визуализация и виртуальная реальность. Практикум по мультимедиа.

210

ОД.Ф.05.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА. Основные понятия: общее определение ППС, демонстрационные программы, контролирующие программы, обучающие программы, обучающие функции профессиональных программных средств, компьютерные учебные среды (миры), компьютерные имитаторы технологического оборудования, экспертно-обучающие системы, автоматизированные обучающие системы (АОС), авторские инструментальные среды (АИС), методы организации взаимодействия пользователей с ППС. Принципы разработки ППС: учет психофизиологических особенностей обучаемых и технических возможностей компьютера, приоритет стратегии обучения, психологическая и педагогическая эргономичность, функциональная полнота, мотивационная и активностная обеспеченность, универсальность применения и модульность построения. Технология разработки педагогического сценария ППС: определение целей использования ППС, анализ и отбор учебного материала, его структурирование и формализация, представление педагогического сценария. Управление учебно-познавательной деятельностью в ППС: цель как системообразующий фактор управления, управление составом и функциональным строением ППС, основные факторы управления, программное управление, ориентация на активную познавательную деятельность обучаемого, оптимальность управления и механизмы настройки ППС. Создания ППС на языках программирования: особенности создания ППС на языках программирования, программная реализация линейной и разветвленной стратегии обучения, организация пользовательского интерфейса. Автоматизированные обучающие системы: назначение и стандартные функции, инструментарий для разработки и эксплуатации, внедрение внешних данных. Специализированные авторские инструментальные среды (АИС): назначение и стандартные функции АИС, модули и инструменты АИС, импорт данных, использование объектно-ориентированных технологий. Интеграция информационных ресурсов для обучения: комбинирование дидактических средств, комплексное использование традиционных и программно-педагогических средств, ограничения на интеграцию. Практикум по программным педагогическим средствам.

180

ОД.С.00

Дисциплины специализации. Конкретный перечень устанавливается вузом в зависимости от вида образовательной программы.

1510

ОД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

до 310

ФТД.00

Факультативы

450

ФТД.01

Военная подготовка

450



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Министерство образования российской федерации (38)

    Книга
    ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. Книга 5. Совершенствование управления качеством образования Материалы XIII Всероссийского совещания – М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003.
  2. Министерство образования российской федерации (56)

    Документ
    Прасолов Б.В. Учебно-методические материалы по Жи­лищ­ному праву. М., РГУ нефти и газа, 2009. – 112 С. Издание третье, пе­рерабо­танное и дополненное.
  3. Министерство образования Российской Федерации (25)

    Документ
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТСРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯк минимуму содержания и уровню подготовки выпускниковпо специальности 0510 «Театрально-декорационное искусство»(базовый уровень среднего профессионального
  4. Министерство образования Российской Федерации (73)

    Исследование
    Исследование теоретических, практических и методических проблем функционирования комплекса технологических процессов, формирующих структуру системы защиты конфиденциальной информации в сферах: обеспечения безопасности информационных
  5. Министерство образования российской федерации (57)

    Документ
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста “Гидравлическая, вакуумная и компрессорная техника” при очной форме обучения - 5 лет.
  6. Министерство образования российской федерации (86)

    Документ
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки историка-архивиста по специальности 020800 Историко-архивоведение при очной форме обучения 5 лет.

Другие похожие документы..