Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Курс «Управление в социальной работе» является компонентом профессиональной подготовки бакалавров очной формы, получающих высшее образование по напра...полностью>>
'Документ'
88. Вызов дежурного подразделения производится начальником гарнизона, военным комендантом гарнизона или с их разрешения дежурным по караулам....полностью>>
'Программа'
Объемы и источники финансирования Финансирование Программы будет осуществляться за счет средств Программы бюджета Республики Башкортостан, бюджетов м...полностью>>
'Конкурс'
В 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765). Выдающийся учен...полностью>>

В. П. Зиновьев 2010 г (1)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО Томский государственный университет

Исторический факультет

Утверждаю

Декан исторического факультета

_________________ В.П. Зиновьев

«______» _______________ 2010 г.

ИСТОРИЧЕСКАЯ МЕТРОЛОГИЯ И

ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Направление 030600.62 – История

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Статус дисциплины: цикл специальные дисциплины

СД(М). Ф. 2.

Томск

2010 г.

Одобрено кафедрой отечественной истории

Протокол №_______ от ______ » ____________ 2010 г.


Зав. кафедрой, профессор ___________________ В.П. Зиновьев

Рекомендовано методической комиссией

исторического факультета

Председатель методической комиссии,

доцент _________________ В.Ю. Соколов

«______» __________________ 2010 г.

Рабочая программа по курсу «Историческая метрология и историческая хронология» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030600 – История, утвержденного 16 декабря 2009 г.

Общий объем курса 56 часов. Из них: лекции – 28 часа, самостоятельная работа студента – 28 часов. Общая трудоемкость курса – 1,6 зачетных единиц.

СОСТАВИТЕЛЬ:

Шевцов Вячеслав Вениаминович – кандидат исторических наук, доцент

РЕЦЕНЗЕНТ:

доктор. ист. наук, профессор П.Ф. Никулин

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

1. Цели освоения учебной дисциплины «Историческая метрология и историческая хронология» является развитие профессиональной компетентности и познавательных способностей студентов в области исторической метрологии и хронологии, изучение методов и технических приемов этих вспомогательных (специальных) исторических дисциплин для осуществления внешней и внутренней критики исторических источников.

Задачи учебного курса:

- характеристика основного круга источников и исследовательской литературы по исторической метрологии и хронологии

- изучение происхождения, названий, соотношений и современных значений русских мер длины, площади, объема и веса

- знакомство с основными принципами календарных систем счета времени, историей возникновения календарных эр и стилей летоисчисления

- рассмотрение проблемы восприятия исторического времени, представлений о времени в русской устно-бытовой традиции

- получение навыков практического использования знаний по исторической метрологии и хронологии

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Данная дисциплина входит в раздел «СД(М). Ф. 2. цикл дисциплин специализации»

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Студент должен знать:

- названия, происхождение и современное значение основных русских мер

- особенности возникновения и суть основных календарных систем счета времени

Студент должен уметь:

- использовать знания по метрологии и хронологии при изучении и использовании исторических источников

- объяснить причины возникновения и замены систем (и отдельных элементов) измерений пространства и времени в связи с общими историческими изменениями.

- формулировать аргументированное научное суждение в области фактического материала, суждений, концепций, исследовательского опыта в области исторической метрологии и хронологии.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 – История.

А) общекультурные (ОК):

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и путей ее достижения (ОК-1);

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- осознание социальной значимости своей профессии (ОК-8);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

- способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

Б) профессиональные (ПК)

- способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1);

- способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

- способность к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14);

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Тема 1. Вспомогательные (специальные) исторические дисциплины как область исторического знания. Внешняя и внутренняя критика исторического источника. Предмет и задачи курса «Историческая метрология и хронология». Исторические источники и исследовательская литература по исторической метрологии и хронологии.

Тема 2. Возникновение практических знаний о мерах и особенности дометрической метрологии. «Человек есть мера всех вещей». Измерение и число в доиндустриальную эпоху. Вещественное выражение мер. Государство и церковь как субъекты метрологической политики. Становление и развитие исторической метрологии как вспомогательной (специальной) исторической дисциплины.

Тема 3. Метрология Древнерусского государства (X – начало XII в.). Проблема источников и определения метрических значений. Прямые и косвенные сведения о древнерусской метрологии. Пядь (малая, великая, «с кувырком»). Локоть. Сажень (простая или прямая, маховая или мерная, косая, великая). Полусажень Верста (поприще). «Вержение камня», «перестрел», «день конного» и «пешего пути». Село и плуг. Кадь, ведро, бочка, корчага, варя медовая и пивная. Гривна. Пути поступления серебра на Русь. Денежно-весовые и денежно-счетные гривны. Гривна как мера веса. Киевские и новгородские гривны. Гипотезы о происхождении весового значения гривны (римская, арабская, византийская). Куна, ногата, резана. Златник и сребреник. Весоизмерительные приборы.

Тема 4. Метрология периода децентрализации Руси (XII-XV вв.). Усиление регионального характера русской метрологии. Московско-черниговско-владимирская и новогородско-псковская системы мер длины. Кадь («оков»), четверть, коробья, дежа. Бытовые единицы измерения объема. Бочка, ведро, насадка, корец. Описательный, трудовой характер мер земельной площади. Новгородские обжа и соха. Составление первых писцовых книг. Десятина. «Севные» части кади как меры сыпучих тел и образуемые ими части земельной десятины как меры площади (четверть, осьмина, полуосьмина, малый четверик, третник, полтретник). Система древнерусских дробей («пол», «четь», «треть»). Выражение целого числа с дробями. Большая и малая гривенки. Золотник. Почка и пирог. Пуд и берковец. Капь (вощаный пуд).

Тема 5. Метрология Московского государства XVI-XVII вв. Процесс унификации мер и весов. Образцовые меры. Письменная фиксация метрологических знаний («Русская торговая книга», «Счетные мудрости», «Книга сошного письма»). Пядь, локоть и сажень. Аршин, полуаршин, четверть, вершок. Казенная («аршинная», «государева») сажень. Путевая и межевая верста. Десятина, четверть (четь). Казенная десятина. Владельческая (косая) и круглая десятины. Волоковая копна (малая и большая). Линейные меры площади в городах. Четверть как мера объема. Осьмина, полуосьмина, четверик. Изменение размеров четверти в XVI-XVII вв. Приемочная и раздаточная казенные четверти. Луб и пуз. Копна (куча) и сноп. Горсть и пяток. Уточнение и изменение размеров московского «винного ведра». Кружка, чарка, ковш. Золотник, фунт, пуд, берковец. Ласт, контарь, безмен. Весоизмерительные приборы

Тема 6. Сошное письмо. Торговые единицы Московского государства. Причины и процесс составления писцовых книг. Особенности измерений при составлении «сошного письма». Разделение земель по качеству (урожайности) и по социальной принадлежности. Определение размера сохи в сельской местности и в городах. «Живущая четверть». Введение подворного налогообложения. Особенности мер вотчинного налогообложения. Мерные единицы в торговой практике. Крицы, связки, доски, полицы. Поленница. Счет поштучно, парами и дюжинами. Счет мехов. Постав, половинка, кипа, косяк. Стопа и десть.

Тема 7-8. Русская метрология XVIII-начала XX в. Процесс унификации мер и весов на научной основе. Деятельность специальных метрологических учреждений. Введение общерусской системы мер и весов (1835). Соотношение русской метрологии с английской. Выражение аршина в дюймах и сажени в футах. Изменение размеров четверти и вершка. Верста путевая и межевая. Линия и точка. Казенная десятина и изменение ее значения. Части десятины (полдесятины, четверть, «осьмая» часть). Квадратные сажени и квадратные аршины. Четверть как мера объема. Четверик (мера), гарнец. Уточнение объема водочного ведра. Бочка, десятня, ведро, четверть, кружка («осьмуха»), винная бутылка, штоф, полуштоф (водочная бутылка), сороковка, чарка («сотка»), шкалик («косушка»). Берковец, пуд, фунт, лот, золотник, гран, карат, доля. Аптекарский фунт, унция, драхма, скрупул, гран. Весоизмерительные приборы.

Десятичная (метрическая) система мер и ее введение в России (1918). Возникновение и введение десятичной (метрической) системы в Европе. Употребление международной системы мер и весов в дореволюционной России. Декрет советской власти «О введении Международной метрической десятичной системы мер и весов». Метр, ар, литр, грамм. Добавление греческих числительных для увеличения единиц измерения. Добавление латинских числительных для уменьшения единиц измерения.

Тема 9. Становление и развитие исторической хронологии как вспомогательной (специальной) исторической дисциплины. Историческое и календарное время. Понятие времени. Причины и особенности появления и развития приемов, приборов и понятий измерения времени. Календарь в культуре народов мира. Хронографы и летописи. Пасхалии. Основные отличия исторического и календарного времени.

Тема 10. Астрономические единицы счета времени: солнечный сутки, лунный месяц, солнечный год. Понятие календаря и проблема создания календарной системы. Происхождение слов «сутки», «месяц», «год». Астрономическое значение этих понятий. Движение солнца по небосводу. Зимнее (летнее) солнцестояния. Весеннее (осеннее) равноденствия. Тропический (солнечный) год. Час, минута, секунда: происхождение слов и значения понятий. Календарный и астрономический (истинный) год. Проблема создания календарной системы счета времени. Точность измерений. Накопление и передача знаний. Соотношение астрономических величин. Понятие календаря, происхождение слова «календарь».

Тема 11, 12. Календарные системы счета времени: лунный, лунно-солнечный и солнечный календари. Первые естественные (природные) единицы измерения времени. Первые измерительные приборы. Происхождение семидневной недели и названий ее дней. Создание лунного календаря. Фазы Луны. Лунный месяц и лунный год. Соотношение продолжительности лунного календарного года и лунного астрономического года. Арабский и турецкий лунные календари. Лунно-солнечный календарь. Соотношение продолжительности лунного календарного года с солнечным астрономическим годом. Метонов цикл. Солнечный календарь. «Отключение» счета месяцами и неделями от смены фаз Луны. Соотношение солнечного календарного года и солнечного астрономического года. Египетский солнечный календарь. Летнее солнцестояние, восход Сириуса (Сотиса) и разлив Нила: последовательность и периодичность этих природных явлений. Фиксирование продолжительности календарного солнечного года, его последствия. Великий период Сотиса. Реформа египетского календаря Птолемея III.

Тема 13. Юлианский и Григорианский календари. Древнеримский лунно-солнечный календарь. Марцедоний. Причины календарной реформы. Созиген. Юлианский календарь. Високосный год. Происхождение слова «високос». Названия и продолжительность месяцев. Средняя продолжительность и точность юлианского календаря. Вселенский Никейский собор и фиксация дня весеннего равноденствия. Определение дня празднования Пасхи. Причины календарной реформы. Алоизий Лилио. Григорианский календарь. Меры по совершенствованию нового календаря. Процесс перехода от юлианского к григорианскому календарю в Европе. Старый и новый стиль. Перевод дат с юлианского на григорианский стиль. Недостатки григорианского календаря. Проект всемирного календаря.

Тема 14. Основные календарные эры. Происхождение слова и понятия «эра». Олимпийская эра. Эра от основания Рима. Счет времени по консулам. Эра Диоклетиана. Эра от сотворения мира (СМ). Эра от Рождества Христова (РХ). «Anno Domini» и «ante Deum». Пасхалии. Дионисий Малый. Китайская циклическая эра. Мусульманская эра (хиджра). Перевод дат мусульманского календаря на Григорианский календарь. Правило Кассини. Проблема создания универсальной хронологической шкалы.

Тема 15-16. Развитие календарной системы в России. Счет времени у восточных славян. Названия месяцев и дней недели (седмицы). Деление времени внутри суток. Введение византийской системы летоисчисления. Мартовский, сентябрьский и ультрамартовский календарные стили. Правила перевода дат по этим стилям на январский стиль. Святцы. Появление светского календаря. Приборы измерения времени. Народный православный календарь. Неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие) православные праздники. Посты. Декрет советской власти «О введении в Российской республике западноевропейского календаря». Понятие «старый новый год». Проекты реформы календаря в СССР. Поясное время. Декретное время. Летнее и зимнее время. Линия перемены дат.

Перечень контрольных вопросов и заданий для

самостоятельной работы

  1. Перечислите русские меры X-XV вв., которые невозможно точно выразить в метрических единицах.

  2. Перечислите и назовите значения мер объема жидких тел XIX века.

  3. В чем суть лунного календаря и каким образом лунный календарный год соотносится с лунным и солнечным астрономическими годами?

  4. Фунт, пуд, берковец, золотник – значение мер.

  5. «Лучше разойтись с солнцем, чем сойтись с папой» - с какими изменениями в хронологии связано это высказывание.

  6. Перечислите русские меры X-XV вв., которые возможно относительно точно выразить в метрических единицах.

  7. Перечислите русские меры длины XIX века в порядке возрастания их значений.

  8. В чем суть лунно-солнечного календаря и каким образом лунно-солнечный календарный год соотносится с солнечным астрономическим годом?

  9. Перечислите известные вам пословицы и поговорки в которых упоминаются русские дометрические единицы измерения и даты народного православного календаря.

  10. В чем заключался смысл реформы календаря, проведенной Юлием Цезарем?

  11. Каким образом соотносятся между собой гривна, гривенка, фунт, пуд, берковец.

  12. Выразите в метрических единицах рост человека, если о нем сказано, что он был ростом 10 вершков.

  13. В чем причины и смысл календарной реформы проведенной римским папой Григорием XIII ?

  14. Перечислите какие меры объема, площади и длины соответствовали понятию четверть.

  15. Какие изменения в русской метрологии произошли в 1835 году ?

  16. В чем смысл календарной реформы, проведенной в Советской России в 1918 году? Что такое старый и новый стили?

  17. Возникновение понятия «старый новый год».

  18. Обозначьте предметы и задачи вспомогательных исторических дисциплин.

  19. Основные источники русской метрологии.

  20. Пядь, локоть, сажень, верста, аршин, вершок – значение понятий.

  21. Бочка, ведро, корчага – значения понятий.

  22. Основные гипотезы происхождения древнерусской гривны. Ее значения.

  23. Десятина, четверть – происхождение терминов, их значения, изменение значений во времени.

  24. Аршин, сажень, верста: значения понятий.

  25. В чем заключается проблема создания календаря?

  26. Понятие календаря. Происхождение слова

  27. Бутылка, штоф, полуштоф, бочка, чарка, четверть, сороковка, шкалик – значения понятий.

  28. Неделя – происхождение понятия, его связь с астрономическими наблюдениями.

  29. Минута, секунда, час, день, сутки, месяц – происхождение понятий.

  30. Созиген, Лилио – какой вклад в развитие хронологии внесли эти люди?

  31. Особенности счета времени у восточных славян.

Примерный перечень вопросов к экзамену и зачету

Историческая метрология

  1. Каким образом возникает потребность в измерениях и в чем заключаются особенности дометрической системы измерения?

  2. Меры длины в X-XII вв.: названия, соотношения, метрические значения.

  3. Сажень и верста: происхождение названия, виды, изменение величины в X-нач. XX вв.

  4. Меры веса в X-XII вв.

  5. Меры длины в XII-XV вв.

  6. Какие меры и значения соответствуют понятию «четвреть»?

  7. Меры длины в XVI-XVII вв.

  8. Что такое казенная сажень и казенная десятина?

  9. Каким образом измерялся размер десятины в XIV-XIX вв. ?

  10. Меры веса в XVI-XVII в.

  11. Соотнесите и выразите в метрических величинах фунт, пуд и берковец.

  12. Меры площади, длины и объема сыпучих тел после указа 1835 г.

  13. Меры веса в начале XX в.

  14. Десятичная (метрическая) система мер и ее введение в России.

Историческая хронология

1. Историческое и календарное время.

2. Астрономические единицы счета времени: солнечные сутки, лунный месяц, солнечный год.

3. Понятие календаря и проблема создания календарной системы.

4. Арабский лунный календарь.

5. В чем суть лунного календаря и каким образом лунный календарный год соотносится с лунным и солнечным астрономическими годами?

6. Римский лунно-солнечный календарь (до юлианской реформы).

7. Египетский солнечный календарь.

8. Юлианский календарь.

9. Происхождение слова «високос».

10. Какую протяженность составляли месяцы в первоначальном варианте юлианского календаря? Каким образом и почему изменилась их продолжительность?

11. Причины введения и особенности Григорианского календаря.

12. Понятие эра и основные календарные эры. Правило Кассини.

13. Особенности и развитие системы счета времени в России.

14. Православный народный календарь.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В. П. Зиновьев 2010 г (5)

    Рабочая программа
    Рабочая программа по курсу «История России (60-е гг. XVI – конец XVIII вв.)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030600 – История, утвержденного
  2. В. П. Зиновьев 2010 г (3)

    Рабочая программа
    Рабочая программа по курсу «Основы этнологии антропологии» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030600 – История, утвержденного 16 декабря 2009 г.
  3. В. П. Зиновьев 2010 г (4)

    Рабочая программа
    Рабочая программа по курсу «История России первой половины XIX века» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030600 – История, утвержденного 16 декабря 2009 г.
  4. В. П. Зиновьев 2010 г (6)

    Рабочая программа
    Рабочая программа спецкурса «История русской культуры XVIII – первой половины XIX в.» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030600 – История,
  5. В. П. Зиновьев 2010 г (7)

    Рабочая программа
    Рабочая программа спецкурса «История русской средневековой культуры» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030600 – История, утвержденного 16 декабря 2009 г.

Другие похожие документы..