Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, ...полностью>>
'Решение'
Изобразить график логарифмической функции с основанием, большим единицы, и описать свойства функции (доказательство одного из свойств по желанию учени...полностью>>
'Документ'
Информационное сообщение. Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в пятой Международной научно-практической конференции «Проблемы экономики,...полностью>>
'Программа дисциплины'
Целью курса «Математика финансовых решений и управление инвестиционным портфелем» является ознакомление слушателей с современными подходами управлени...полностью>>

Методические рекомендации Москва, 2005

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Фонд «Российское здравоохранение»

Федеральный научно-методический центр

профилактики и борьбы со СПИДом РОСПОТРЕБНАДЗОРА РФ

ПОДХОДЫ К ОКАЗАНИЮ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ-СИРОТАМ ПРИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ

Методические рекомендации

Москва, 2005

Разработчики:

Нарсия Роза Сергеевна, научный сотрудник ФНМЦ ПБ СПИД,

Мищенко Татьяна Петровна, заместитель директора ЦППРиК, старший преподаватель кафедры специального образования РУДН,

Кутепова Елена Николаевна, доцент кафедры коррекционной педагогики МИОО

Методический материал подготовлен при финансовой поддержке Фонда «Российское здравоохранение» в рамках Программы «Развитие стратегии лечения населения РФ, уязвимого к ВИЧ/СПИДу»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………… 5стр.

Раздел 1. Действия Правительства по охране здоровья детей-сирот……7стр.

    1. Ведомственные нормативно-правовые документы……………..7стр.

    2. Охрана здоровья детей, нуждающихся в лечении и социальной реабилитации…………………………………………………… 11стр.

    3. Действие нормативно-правовых документов по ВИЧ-инфекции у матерей и детей……………………………………………………13стр.

      1. Нормативная правовая база по предупреждению и борьбе с ВИЧ\СПИДом в части профилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку………………………………………………14стр.

Раздел 2. Протокол оказания специализированной медицинской помощи детям рожденным от ВИЧ- позитивных женщин………..28стр.

2.1. Этапность оказания медицинской и социальной помощи детям рожденным от ВИЧ-инфицированных матерей:…………………..28стр.

2.2. Алгоритм лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции у детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей…………………………29стр.

Раздел 3. Социально-психологическая работа с детьми-сиротами……..31стр.

3.1. Меры по социальной поддержке и защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нормативно-правовая база, определяющая социальный статус ребенка………………………………31стр.

3.2. Дети-сироты как объект социально-психологической работы….34стр.

3.3. Протокол согласованных действий медицинских работников, психологов и педагогов учреждений для детей сирот…………………...38стр.

3.4.1. Взаимное просвещение медицинских работников, психологов и педагогов в учреждении для детей-сирот…………………………………40стр.

3.4.2. Функциональное взаимодействие на внепротокольном уровне. ………………………………………………………………………………..42стр.

3.4.3. Деятельность медицинских работников в соответствии с протоколом согласованных действий…………………………………………………..43стр.

3.4.4. Деятельность психолога в соответствии с протоколом согласованных действий ………………………………………………….45стр.

3.4.5. Деятельность педагога в соответствии с протоколом согласованных действий……………………………………………………………………47стр.

3.5. Функционал медицинских работников, психолога и педагога учреждений для детей-сирот……………………………………………..50стр.

3.5.1. Функционал медицинских работников учреждения…………….50стр.

3.5.2. Функционал психолога учреждения………………………………53стр.

3.5.3. Функционал педагога учреждения………………………………..60стр.

3.6. Теоретические основы социально-психологической работы детей-сирот

…………………………………………………………………………….61стр.

3.7. Социально-психологические особенности детей-сирот, в том числе с ВИЧ-инфекцией…………………………………………………………64стр.

3.8. Алгоритм социально-психологической работы с детьми-сиротами и детей, оставшихся без попечения родителей дошкольного и школьного возраста………………………………………………………………….87стр.

3.9. Алгоритм психолого-педагогической диагностики детей-сирот и детей с ВИЧ-инфекцией…………………………………………………………91стр.

3.10. Социальная коррекция и реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая детей с ВИЧ-инфекцией………..94стр.

3.11 Этапы социальной реабилитации детей-сирот с ВИЧ-инфекцией……

……………………………………………………………………………104стр.

Раздел 4. Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в учреждениях для детей-сирот, включая ВИЧ-позитивных детей……………………………………………………………….…….104стр.

4.1. Основные направления комплексной медико-психолого-педагогической работы в учреждениях для детей-сирот……………104стр.

4.2. Направления работы по сохранению психофизического здоровья. Взаимодействие между направлениями деятельности………………107стр.

Раздел 5. Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательной деятельности в учреждениях для детей-сирот, включая детей с ВИЧ-инфекцией ……………………………………………….115стр.

Заключение……………………………………………………………124стр.

ВВЕДЕНИЕ

Число людей с вирусом иммунодефицита человека в стране стремительно растет, и в зоне поражения оказывается все большее число беременных женщин и новорожденных. ВИЧ-положительные беременные женщины в России постоянно сталкиваются с массовой дискриминацией в системе здравоохранения. Еще хуже складывается судьба их детей. Они нередко отказываются изгоями в обществе, которое стремится отгородиться от ВИЧ-инфицированных.
В ближайшие годы врачи прогнозируют взрывной рост рождения детей ВИЧ-инфицированными женщинами, тем более что инфекция уже вышла за пределы групп риска.

Тем не менее, ВИЧ/СПИД по-прежнему окружен мифами. Даже медицинские работники стараются не контактировать с людьми с таким диагнозом. Зачастую медики и работники детдомов плохо информированы о проблеме ВИЧ-инфекции и враждебно относятся к таким людям.
Сложности начинаются с первого же медучреждения, в которое приходит беременная женщина, – районной женской консультации. Кстати, именно здесь многие ВИЧ-инфицированные женщины узнают о своем диагнозе. Специалисты выделяют четыре типичных проблемы, с которыми здесь можно столкнуться: несоблюдение врачебной тайны, агрессивное отношение медперсонала, отказ в лечении и провоцирование женщины на прерывание беременности.

Между тем вместо этого медики могут рассказать будущей матери об антиретровирусной терапии (АРВ), которая позволяет снизить риск передачи заболевания новорожденному до 5% (без лечения инфицирование младенца происходит в 30–40% таких случаев). АРВ-терапия проводится беременным бесплатно.
Когда младенец появляется на свет, начинается новая серия проблем. ВИЧ-инфицированная мать решает для себя, отказаться от него или нет. Стоит упомянуть, что окончательньно определить, инфицирован ли ребенок, можно лишь через 18 месяцев после его рождения. Сейчас появилась новая проблема: отложенный отказ. Речь идет о случаях, когда, покинув роддом вместе с матерью, ВИЧ-позитивный ребенок через некоторое время возвращается под опеку государства. Часто это происходит из-за того, что столкнувшиеся с проблемами доступа к детской медицине или дошкольному образованию, родители не имеют возможности держать ребенка дома. На порядок острее эта проблема стоит в маленьких городах, где слухи распространяются стремительно и это может превратить людей в отверженных. Хотя школа или детский сад и не вправе отказать ребенку на основании ВИЧ-статуса, на практике это нередко происходит.
Дети, от которых отказались ВИЧ-инфицированные матери, попадают либо в обычные детдома, либо в специализированные или проводят первые годы своей жизни в больничных боксах. Последний вариант описывается как наихудший. Лишенные всякой возможности физического и умственного развития, они лежат в боксах, где единственной связью с миром остается медсестра в маске и в перчатках, приходящая, чтобы покормить и перепеленать их. Таким образом, 18-месячное ожидание окончательного диагноза может на всю жизнь обречь вполне здорового ребенка на небрежное отношение. В специализированных детдомах ВИЧ-положительным детям лучше, чем в обычных. Но сам факт существования таких домов ребенка подогревает существующие в обществе страхи об опасности контактов с ВИЧ-инфицированными людьми.

В связи с этим, Россия должна объявить проблему ВИЧ/СПИДа в числе приоритетов государственной политики.

Создать постоянно действующую межведомственную комиссию по этим вопросам.

Создать официальный орган по проверке жалоб о нарушениях закона в подобных случаях.

Прекратить массовую практику изоляции детей, от которых отказались матери.

Организовать обучение по проблемам СПИДа для медиков и персонала детдомов.

Снять ограничения по месту регистрации, которые лишают многих женщин антиретровирусной терапии.

ВИЧ-инфицированные женщины стали чаще рожать детей, но из-за этого стала острее проблема отказных ребятишек. Женщины очень редко наблюдаются по поводу беременности и даже могут до родов не подозревать о своем диагнозе.

В связи с актуальностью данной проблемы надо разработать общие подходы к оказанию комплексной медико-социально-психологической поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Основными задачами стали: определение социального статуса ребенка-сироты, создание алгоритма взаимодействия образовательных учреждений с педиатрической службой, создание системы социально-психологической адаптации детей-сирот в государственных учреждениях.

Материалы данного проекта могут быть использованы в практической деятельности специалистов как системы Минздравсоцзащиты, так Минобразования и науки РФ.

Раздел 1. Действия Правительства РФ по охране здоровья детей-сирот

1.1. Ведомственные нормативно-правовые документы

Мерам по выполнению Конвенции ООН о правах ребенка по­священо постановление Правительства Российской Федерации «О реализации Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993 г.), ко­торое предусматривает создание Комиссии по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Все­мирной декларации об обеспечении выживания, защиты и разви­тия детей в Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента N 942 (Утверждение Наци­онального плана действий по улучшению положения детей) приня­ты Постановление Правительства РФ от 13.01.96 за N 28 «О плане действий по улучшению положения детей на 1995-1997 годы» и По­становление правительства РФ от 18.12.97 за N 1565 «О плане дей­ствий по улучшению положения детей в РФ на 1998-2000 гг. «План действий Правительства по улучшению охраны и укреплению здо­ровья детей школьного возраста на 1998-2000 гг. предусматривает:

- укрепление материально-технической базы центров реаби­литации детей и подростков, специализированных учрежде­ний, оказывающих психолого-педагогическую и медико-со­циальную помощь;

- проведение мер по организации летнего отдыха и оздоров­ления детей и подростков.

В соответствии с «Национальным планом действий по улучшению положения детей» приняты: Постановление Правительства РФ от 28.08.97 г. N 1117 «Об утверждении Типового положения об оздоровительных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в Типовое положение об образовательных учреждениях для детей, оставшихся без родителей и детей-сирот» и Постановление Правительства РФ от 19.09.97 г. N 1204 «Об утверждении Типового положения об образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Важнейшим документом, посвященным охране здоровья школьников, является совместный приказ Министерства здравоохранения России и Министерства образования России N 186/272 от 30.06.92 г. «О совершенствовании медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях». Он предусматривает обеспечение комплекса мер по охране здоровья детей, которые должны осуществляться совместно органами управления образованием и здравоохранением. Эти меры включают совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей охрану здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях, разработку и внедрение практику методических рекомендаций по организации медицинского контроля за развитием здоровья школьников и их оздоровления в условиях школы, создание школьных реабилитационных центров, «школ здоровья», совершенствование содержания подготовки и переподготовки педагогических кадров по проблемам охраны здоровья.

Документы Министерства образования РФ

Меры, предпринимаемые Министерством образования для исполнения совместного приказа Министерства здравоохранения России и Министерства образования России N 186/272 от 30.06.92 г. отражены в следующих нормативно-правовых документах:

1. Рекомендации Министерства образования России от 09.09.921 N 30-95-6 касаются организации классов коррекционного обучения и открытия штатных психолого-медико-педагогических консультаций.

2. Решение коллегии Министерства общего и профессиональ­ного образования РФ от 12.05 95 г. N 10\1 «О работе органов уп­равления образованием по охране здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях РФ». Данное решение предусмат­ривает:

- принятие мер по сохранению и развитию сети образова­тельных учреждений санаторного типа, разработку санитар­ных норм для образовательных учреждений санаторного типа,

- разработку федеральной программы «Здоровье детей Рос­сии», включающую раздел «Образование и здоровье»,

- принятие мер по совершенствованию медицинского обслу­живания детей в интернатных учреждениях,

- обеспечение медико-биологической подготовки студентов педвузов,

- разработку типовых программ по валеологии для препода­вателя в общеобразовательных учреждениях в рамках вариа­тивной части базисного учебного плана,

- подготовку методических рекомендаций по вопросам ги­гиенического воспитания, формирования здорового образа жизни,

- организацию экспертизы учебных программ оздоровитель­ных методик, технических средств обучения, используемых в общеобразовательных учреждениях, с позиции их влияния на здоровье.

В соответствии со ст. 28 закона «Об образовании» Министерством образования совместно с Госкомсанэпиднадзором разработаны нор­мативно-правовые документы по созданию оптимальных условий, обеспечивающих охрану здоровья, и санитарные нормы и требова­ния для детских учреждений, утвержденные постановлениями Пра­вительства от 28.08.97 г. N 1117 и от 19.09.97 г. N 1204.

Приказ Министерства общего и профессионального образования от 02.09.98 г. N 2280 утвердил отраслевую программу «Улучшение условий труда, учебы и охраны труда». Программа включает меры по предупреждению травматизма, сохранению здоровья и жизни учащихся, проведение работы по выполнению образовательными учреждениями гигиенических требований к условиям обучения школьников (п. 6.4.9.).

Документы Министерства здравоохранения РФ

В соответствии с основами законодательства РФ, постановлениями Правительства РФ об охране здоровья детей и совместным приказом Министерства здравоохранения России и Министерства образования России «О совершенствовании медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» Министерство здравоохранения РФ введены новые гигиенические требования к условиям обучения школьников - САНПиН 2.4.2.576-96. (Данные САНПиН используются в системе специального (коррекционного) образования в связи с тем, что в САНПиНах 2004 года нет ссылки на применение этих норм с в специальных (коррекционных) учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья).

Меры по реализации плана действий по улучшению положения детей в РФ обсуждались на коллегии Минздрава 17 декабря 1997 г. Решением коллегии (протокол N 21) предусматривается введение стандартов оказания акушерской и педиатрической медицинской помощи реализация Конвенции ООН в части охраны здоровья детей.

Проблемы здоровья подростков обсуждались на Межведомственной комиссии по охране здоровья граждан при Правительстве РФ (24.04.97), на коллегиях Минздрава РФ 17 декабря 1997 и 1 июля 1998 г.

Решением коллегии Минздрава от 17.12.97 (протокол N17) «О мерах по совершенствованию медицинской помощи детям подрос­ткового возраста» организационное руководство системой медицин­cкoй помощи подросткам возложено на Управление охраны здоро­вья матери и ребенка. Предусмотрено создание координационного консультативно-методического совета Минздрава РФ по вопросам организации и обеспечения медицинской помощи детям подрост­кового возраста, совершенствование амбулаторно- поликлинической помощи подросткам.

Приказом Минздрава от 6 октября 1997 г. N 295 принята Кон­цепция «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания населения РФ». Первоочередными задачами гигиенического обуче­ния и воспитания, профилактики заболеваний и укрепления здоро­вья являются: 1) формирование мотивации к позитивным измене­ниям в образе жизни, выработка умений и навыков здорового образа жизни и предупреждения заболеваний; 2) создание природной и со­циальной окружающей среды, благоприятствующей этим измене­ниям. Определены основные направления гигиенического обучения и воспитания: 1) снижение распространенности курения табака; 2) улучшение качества питания; 3) увеличение физической активнос­ти; 4) смягчение влияния повреждающих психосоциальных факто­ров; 5) соблюдение населением мер личной и общественной безо­пасности; 6) снижение потребления алкоголя; 7) профилактика употребления наркотиков и наркотических средств; 8) улучшение качества окружающей среды и минимизация повреждающего дей­ствия антропогенных факторов. На федеральном уровне деятель­ность по гигиеническому обучению и воспитанию, профилактике заболеваний и укреплению здоровья направляется Минздравом РФ и его департаментом Госсанэпиднадзора. На региональном уровне в систему, осуществляющую гигиеническое обучение и воспитание, профилактику и укрепление здоровья, включены: Центры медицин­cкoй профилактики, Центры профилактики и борьбы со СПИДом, Центры планирования семьи, кабинеты и отделения медицинской профилактики и кабинеты здорового ребенка лечебно-профилак­тических учреждений, Центры Госсанэпиднадзора. Головным учреж­дeниeм этой системы является Федеральный НИИ медицинских проблем формирования здоровья Минздрава РФ, который осуще­ствляет научно-методическое и организационное обеспечение. Ве­дущей структурой в работе по гигиеническому обучению и воспита­нию, профилактике и укреплению здоровья населения являются Центры медицинской профилактики. Развитие межсекторального сотрудничества должно обеспечивать формирование коалиции между различными секторами общества, координацию усилий всех заинтересованных структур на различных уровнях. Предусматривается совершенствование образования работников здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания, профилактики и укрепления здоровья, лицензирование медицинской деятельности по виду «Профилактическая работа с населением». Концепция включает также проведение научных исследований и осуществление международного сотрудничества.

Приказ Минздрава РФ «Об осуществлении проектов среднесрочной программы сотрудничества Минздрава России и ЕРБ ВОЗ 1998-1999 гг.» от 10 ноября 1997 г. N 328 по отношению к детям школьного возраста предусматривает: 1) проведение программы антинаркотических и антиалкогольных действий и борьбы с табакокурением (оценка распространенности потребления алкоголя и наркотиков в дифференцированных группах населения, создание и апробация антинаркотических обучающих программ, разработка внедрение программы предупреждения курения среди школьников, 2) предупреждение ВИЧ/СПИД и других болезней, передаваемых половым путем (в том числе - учебные семинары по работе с подростками в средних учебных заведениях).

Приказ «О временных отраслевых стандартах по профилактичес­кой работе с детьми в возрасте от 4 до 18 лет» от 7 мая 1998 г. N 151 обеспечивает права ребенка на бесплатную медицинскую профилак­тическую помощь. Стандартами предусматривается регулярное на­блюдение педиатром, врачами-специалистами, педагогом-психоло­гом, про ведение лабораторных и инструментальных исследований, ежегодное заключение о состоянии здоровья ребенка, его физичес­ком и нервно-психическом развитии, готовности к школьному и трудовому обучению. На основании обследований выдаются реко­мендации по режиму, питанию, физическому воспитанию, психо­лого-педагогическим мероприятиям, профилактическим привив­кам. По показаниям предусмотрено диспансерное наблюдение и восстановительное лечение.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации москва 2005 Авторы: Португалов С. Н. Заместитель директора внии физической культуры и спорта, кандидат медицинских наук Парфенов А.

    Методические рекомендации
    Препарат «БИЛАКТИН» (ТУ 9229-001-76079895-05) разработан ООО «АЛЭФ-ФАРМА» совместно с ФГУП «Государственный научно-исследовательский испытательный институт военной медицины МО РФ».
  2. Методические рекомендации Москва 2008 Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е. Э., Тишина Л. А

    Методические рекомендации
    Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / под ред. Орловой О.
  3. Методические рекомендации Пенза 2005 министерство здравоохранения российской федерации

    Методические рекомендации
    Данные методические рекомендации предназначены для врачей-психиатров, врачей-психотерапевтов, медицинских психологов, социальных работников, неврологов, врачей общей практики и руководителей лечебно-профилактических учреждений, оказывающих
  4. Методические рекомендации Москва ● 2010 удк 347. 962: 342. 7 Ббк 67. 721-91: 67. 400. 32

    Методические рекомендации
    Деятельность органов прокуратуры по обеспечению соблюдения конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи: методич. рекомендации / [В.
  5. Методические рекомендации Красноярск 2005 Подготовка дипломных работ по специальности «Юриспруденция»: Методические рекомендации

    Методические рекомендации
    Раскрывается содержание процесса подготовки дипломных работ. Определены цели и задачи дипломных работ, описана организация подготовки дипломных работ, даны методические рекомендации по написанию, оформлению и защите дипломных работ

Другие похожие документы..