Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В настоящей работе предпринимается попытка обоснования стратегии социокультурной модернизации образования как института социализации, выполняющего кл...полностью>>
'Документ'
У випадку проведення розрахунків за товари/послуги та/або отримання готівки у валюті, що відрізняється від валюти карткового рахунку, курс, за яким зд...полностью>>
'Урок'
Мета: Поглибити знання учнів про природні зони земної кулі, особливості елементів неживої природи. Розвивати навики роботи з картою. Виховання естети...полностью>>
'Документ'
При действии разных машин и механизмов происходит движение их частей: рычагов, канатов, колес, К механике так же относят нахождение условий, при кото...полностью>>

Итоги и перспективы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Х съезд Всероссийский съезд гигиенистов и санитарных врачей

/dokumets/doklad/doklad.php

Итоги и перспективы обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Российской Федерации

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере

защиты прав потребителей и благополучия человека,

доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН

Г.Г. Онищенко

Перед органами государственной власти поставлена стратегическая задача сохранения здоровья нации, снижения уровня смертности, увеличения продолжительности жизни и преодоления демографического спада в стране.

В своем послании к Федеральному собранию Российской Федерации на 2006 год Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что за последние годы сформированы основные приоритеты социально-экономической политики государства, определяющие качество жизни граждан. При этом одним из факторов национальной безопасности остается охрана здоровья населения.

К основным направлениям в области социальной политики государства на данном этапе следует отнести реализацию комплекса профилактических мер, с целью охраны и укрепления здоровья населения, обеспечение его качественным медицинским обслуживанием, рост ассигнований на эти цели, решение демографических проблем.

Значительное внимание вопросов гигиены и профилактики заболеваний уделяется и на международном уровне.

В феврале 2007г. Генеральной Ассамблеей ООН принята резолюция, в которой:

вновь подтверждена необходимость того, чтобы в связи с проведением Международного десятилетия действий «Вода для жизни» (2005-2015гг.), уделялось внимание не только вопросам водных ресурсов, но и вопросов санитарии;

2008 г. провозглашается Международным годом санитарии;

рекомендуется всем государствам, а также системе ООН и всем другим заинтересованным сторонам использовать проведение Года для повышения информированности в важности санитарии и содействия принятию мер на всех уровнях.

Вопросы профилактики заболеваний неоднократно рассматривались на саммитах глав государств и правительств «Группы восьми».

Так, по итогам саммита в Генуе было принято коммюнике, в котором среди задач на будущее определены защита окружающей среды и обеспечение безопасности продуктов питания. При этом было одобрено создание совместного Глобального фонда ФАО/ВОЗ разработчиков регуляторных норм в области продовольственной безопасности, в том числе пищевых продуктов, полученных из ГМИ.

В июне 2006 г. Российская Федерация впервые председательствовала на саммите «Группы восьми» в г. Санкт-Петербурге. При этом, основываясь на собственном успешном опыте борьбы с инфекциями и осуществлении профилактических мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия недоброкачественной питьевой воды и продуктов питания на здоровье населения, предложило в качестве одной из приоритетных тем обсуждения лидерами «восьмерки» - противодействие инфекционным болезням наряду с такими приоритетами как энергетическая безопасность и образование.

По инициативе России «Группе восьми» было предложено принять отдельное заявление, которое объединило бы в себе позицию индустриально развитых демократических государств по всему комплексу проблем, связанных с распространением эпидемий и определило бы дальнейшую глобальную стратегию действий в данной сфере.

Российские инициативы подверглись детальному анализу и обсуждению со стороны экспертов стран «Группы восьми» и профильных международных организаций, что привело к подготовке сбалансированного, комплексного итогового решения лидеров, в котором четко обозначены как причины и угрозы распространения инфекций, так и основные принципы, в соответствии с которыми необходимо действовать «восьмерке» и мировому сообществу в целях достижения значимых результатов в борьбе с эпидемиями.

В этой связи реализующийся с 2006 г. национальный проект в сфере здравоохранения направлен на укрепление и развитие системы первичной медицинской помощи и профилактики заболеваний, в том числе инфекционных.

На реализацию проекта в 2006 году из средств федерального бюджета было направлено 65,7 млрд. рублей и 25,8 млрд. рублей из средств государственных внебюджетных фондов.

К итогам реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 2006 и текущем году относятся повышение качества, доступности и бесплатности медицинской помощи населению, увеличение заработной платы медицинских работников, повышение их квалификации, укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, расширение перечня профилактических мероприятий, осуществление мониторинга здоровья работающего населения.

Достигнуты существенные результаты в области борьбы с такими инфекциями как вирусный гепатит B, краснуха, ВИЧ/СПИД.

В современных условиях здоровье населения, являясь одним из главных факторов экономического роста и национальной безопасности страны, во многом определяется его санитарно-эпидемиологическим благополучием, реальным обеспечением прав граждан на безопасную среду обитания и профилактику заболеваний, гарантом которых является санитарно-эпидемиологическая служба.

Наш съезд проходит в юбилейный год, когда санитарным органом исполняется 85 лет-с момента принятия Декрета СНК «О санитарных органах Республики». Несмотря на неоднократные организационные и структурные преобразования санитарно-эпидемиологическая служба в тесном взаимодействии с медицинской наукой внесла значительный вклад в обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

К наиболее значимым достижениям в области борьбы с инфекционными заболеваний следует отнести ликвидацию оспы, сыпного тифа, полиомиелита. В настоящее время реализуется национальный план действий по ликвидации кори к 2010г. До спорадического уровня снижена заболеваемость брюшным тифом, по большинству инфекций, управляемых средствами специфической профилактики.

В области гигиены к началу 90-х гг. проведены глубокие исследования, послужившие основой гигиенического нормирования, разработки методов гигиенического прогнозирования состояния атмосферного воздуха и водных ресурсов, разработки мероприятий по оздоровлению условий труда и снижения уровня профессиональной заболеваемости. Разработаны рационы питания населения, методы контроля качества и безопасности пищевых продуктов. Дана гигиеническая оценка учебной нагрузки детей начальной школы. Усовершенствована организация санитарно-эпидемиологического надзора.

Крупные изменения в службе произошли в 90-х годах в период, когда в стране осуществлялись глубокие экономические преобразования, сопровождающиеся спадом промышленного и сельскохозяйственного производства, инфляцией, снижением уровня жизни большей части населения. В этот период резко сократились расходы на мероприятия по обеспечению санэпидблагополучия населения. Произошел сброс в страну импортных продуктов питания зачастую низкого качества. Резко активизировалась миграция населения. Вернулись забытые проблемы- эпидемия дифтерии, вспышки полиомиелита, широкая распространенность педикулеза, особенно среди лиц без определенного места жительства.

Наряду с этим одним из первых в апреле 1991 г. был принят закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Впервые в отечественной истории на законодательном уровне введено регулирование общественных отношений в этой сфере.

Указанным законом Служба была выведена из подчинения Минздрава РСФСР, переведена на уровень централизованного управления с подчинением ниже стоящих учреждений выше стоящим и централизованного финансирования из федерального бюджета, изменено наименование учреждений службы, получивших название центров госсанэпиднадзора.

В соответствии с «Положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР» от 01.07.91 № 375 организации службы получили статус юридических лиц, самостоятельную смету расходов. Четко были определены функции Службы, разработаны Концепции и Программы ее развития.

Важнейшими задачами этого периода стали организация и осуществление мероприятий по санитарной охране границ, совершенствование системы контроля за качеством и безопасностью импортируемых продуктов питания, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.

Располагая предоставленными ее полномочиями, служба получила большую возможность активно влиять на санитарно-эпидемиологическую обстановку в стране, проводить в жизнь требования санитарного законодательства.

Вместе с тем стремительные изменения в экономической и социальной сфере, произошедшие в последующие годы, потребовали пересмотра ряда концептуальных положений в сфере обеспечения санэпидблагополучия населения.

Это обусловлено тем, что существенно изменилась законодательная база Российской Федерации: принята Конституция Российской Федерации (1993 г.), «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993 г.), Закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» (1996 г.).

В августе 1996 года Указом Президента Российской Федерации государственный комитет санэпиднадзора был присоединен к Минздраву России.

В конце 90-х годов были приняты Федеральные законы: «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

В развитии Федерального закона «О радиационной безопасности населения» были разработаны принципиально новые «Нормы радиационной безопасности», а также «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности», принятые Государствами СНГ.

Особое значения в деятельности службы имеет принятый в 1999 г. новый Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержащий ряд положений, которые ранее регулировались подзаконными актами.

К ним относятся санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасной среды обитания для здоровья человека, социально-гигиенический мониторинг, государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование, санитарно-эпидемиологические экспертизы и другие.

Во исполнение указанного закона Правительством Российской Федерации были изданы соответствующие постановления.

Для обеспечения функционирования системы санэпиднормирования была создана комиссия, в состав которой входит бюро, главные эксперты и около 600 экспертов – ученых и практиков по всем направлениям гигиены и эпидемиологии.

Основополагающими принципами развития санэпидслужбы России на рубеже двух тысячелетий были и остаются профилактическая направленность, разработка и внедрение в практику передовых форм и методов организации госсанэпиднадзора, мониторинг здоровья и среды обитания человека и разработка на этой основе соответствующих профилактических мероприятий.

В период между IX и X всероссийскими съездами гигиенистов и санитарных врачей произошло коренное реформирование госсанэпидслужбы, которое преследовало цель освобождения надзорных органов от несвойственных им функций, устранения дублирования и как следствие повышение эффективности их деятельности.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.04 № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» в рамках проводимой в стране административной реформы была создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

Во исполнение этого Указа и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.05 № 31 создана новая структура органов и учреждений:

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы;

центры гигиены и эпидемиологии и другие учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации;

федеральные государственные научно-исследовательские учреждения;

структурные подразделения и федеральные государственные учреждения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах обороны и иного специального назначения.

Образовано 90 территориальных Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации с территориальными отделами, общей численностью персонала 22449 человек и 90 ФГУЗ центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации с филиалами общей численностью 53426 должностей. В результате реорганизации штатная численность службы сократилась по сравнению с 2003 г. на 40729 должностей.

С учётом этого Роспотребнадзором предлагается в качестве объективных критериев при распределении штатной численности специалистов Службы принимать в качестве основы численность населения, количество поднадзорных объектов, плотность населения.

В 2005-2006 гг. была организована подготовка 8249 государственных гражданских служащих центрального аппарата и территориальных органов.

Во ФГУЗ из 13457 врачей 65 % имеют квалификационные категории, из них высшую 57,5 %.

Руководителями ряда территориальных управлений принимаются меры по целевой подготовке кадров на медико-профилактических факультетах медицинских Вузов и их трудоустройству.

В соответствии с проводимой реформой продолжается дальнейшая оптимизация структуры организаций службы. С этой целью разработана и утверждена Концепция развития Федеральной службы на 2006-2008 годы и на период до 2010 года, основные задачи которой представлены на слайде.

Приоритетами реализации административной реформы в 2006 г. явилась разработка административных регламентов.

Одним из перспективных подходов в развитии Федеральной службы является поэтапный переход от сметного планирования и финансирования к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конкретных общественно значимых результатов деятельности. С этой целью разработаны следующие документы.

В настоящее время осуществляется внедрение пилотного проекта по переходу на бюджетирование в 14 субъектах Российской Федерации. В соответствии с приказом Роспотребнадзора от 12.01.07 № 6 в рамках этого проекта продолжается осуществление следующих мероприятий.

Изменение структуры и функций госсанэпидслужбы повлекло за собой пересмотр форм федерального государственного и отраслевого статистического наблюдения.

Из форм статистического наблюдения изъяты избыточные для статистики сведения, которые регистрируются в единичных случаях, а так же не имеющие под собой первичных учетных документов, правового и нормативного обоснования.

Проводимые преобразования потребовали дальнейшего совершенствования законодательной базы и внесения изменений в действующие федеральные законы, касающиеся обеспечения санэпидблагополучия населения.

Значительное место в деятельности Федеральной службы занимает решение задач и проблем в сфере защиты прав потребителей.

В текущем году исполняется 15 лет с момента принятия закона Российской Федерации №2300-1 «О защите прав потребителей», который в сложный период нарождающихся рыночных отношений заложил действенные механизмы в государственной и общественной защиты потребительских прав граждан.

За эти годы создана правовая и методическая база в целях единообразного применения закона. Сформирована национальная система защиты прав потребителей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Создается система информирования и обучения населения основам потребительской культуры. Реализуется право на досудебную и судебную защиту законных интересов потребителей.

В течение последних трех лет Роспотребнадзор как уполномоченный Федеральный орган исполнительной власти по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей активно участвует в работе по дальнейшему совершенствованию нормативной базы в этой сфере, укреплению взаимодействия всех ветвей национальной системы защиты прав потребителей-органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений потребителей.

Осуществлены мероприятия по проведению Всемирного дня защиты прав потребителей. Разработан проект Положения об общественной приемной Роспотребнадзора. Создан Консультативный совет по защите прав потребителей.

Федеральная служба в своей практической деятельности акцентирует внимание на таких проблемных секторах потребительского рынка как жилищно-коммунальное хозяйство, долевое строительство жилья, оказание платных медицинских услуг, услуг связи, туристических услугах, т.е. прежде всего в сферах, где уровень государственной и общественной защиты потребительских прав граждан до недавнего времени не отвечал реальным запросам населения.

Управлениям Федеральной службы по субъектам Российской Федерации поручено разработать в каждом регионе программу организационных и контрольных мероприятий ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и ликвидацию последствий нарушений законодательства.

Перед Федеральной службой в указанной сфере лежат следующие задачи:

усиление на региональном уровне защиты потребительских прав граждан на основе координации деятельности соответствующих подразделений в муниципальных образованиях и общественных объединений потребителей;

разработка и реализация региональных программ по защите прав потребителей;

повышение эффективности деятельности по контролю и надзору в первую очередь в социально значимых секторах потребительского рынка;

совершенствование работы по судебной защите потребительских прав граждан, в том числе по защите неопределенного круга потребителей;

действенное применение соответствующих гражданско-правовых механизмов в судах общей юрисдикции;

улучшение системы информирования и просвещения потребителей по актуальным вопросам защиты прав.

В 2003 г. вступил в силу Федеральный закон «О техническом регулировании», определивший технический регламент в качестве единственного документа, устанавливающего обязательные санитарно-эпидемиологические требования к продукции, работам, услугам, процессам и другим объектам технического регулирования.

Этим законом определен переходный семилетний период, по истечению которого все требования к продукции и ее обороту, не вошедшие в технические регламенты, будут носить добровольный характер исполнения.

Федеральная служба принимает активное участие в разработке технических регламентов в области санэпидблагополучия населения в соответствии с программами, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом из 181 техрегламента в 136 должны быть отражены вопросы обеспечения санэпидблагополучия населения, в 20-и из них разработчиками являются учреждения службы, работы по 9 из них завершены.

Следует отметить, что Федеральным законом от 1 мая 2007 №6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании»» из – под технического регулирования выведена разработка обязательных требований по профилактике инфекционных заболеваний человека, по охране почвы, атмосферного воздуха, водных объектов курортов, водных объектов, отнесенных к местам туризма и массового отдыха, санитарно-гигиенические требования к условиям труда.

Законом предусматривается до дня вступления соответствующих технических регламентов внесение изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, в том числе санитарные правила, касающиеся требований к продукции и ее обороту.

В последние годы активно проводилась работа по совершенствованию нормативной и методической базы, позволяющей осуществлять на новом уровне государственное регулирование в области обеспечения санэпидблагополучия населения.

Правительством Российской Федерации в 2005 г. утверждено новое «Положение о санитарно-эпидемиологическом нормировании», определяющее порядок разработки, экспертизы, издания и внедрения в практику нормативных и методических документов.

Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Роспотребнадзоре с 2002 года рассмотрено 373 нормативных и методических документов, в т.ч. перечни гигиенических нормативов и сборники методов контроля вредных факторов среды обитания человека. За этот период по предложению Комиссии было аккредитовано 36 научных учреждений – на право разработки этих документов.

В настоящее время разработаны и пересмотрены ранее утвержденные 10000 НМД, из них 106 санитарных правил и норм, более 9000 гигиенических нормативов, более 500 методов контроля вредных факторов среды обитания человека.

Разработка нормативно – методических документов по гигиене осуществлялась с учетом гармонизации их с международными, в том числе в связи с вступлением России в ВТО. В соответствии с действующим законодательством все нормативные документы (санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы) проходят регистрацию в Минюсте России, что придает им статус нормативно – правового акта. Составлены и изданы перечни действующих нормативных и методических документов по всем разделам гигиены и эпидемиологии.

Ведется систематическая работа с государствами – участниками СНГ по гармонизации и взаимопризнанию нормативных и методических документов.

С 2002 г. принято в качестве межгосударственных для государств – участников СНГ 68 нормативных и методических документов по гигиене и эпидемиологии (из них 43 – санитарные правила), направленные на обеспечение санэпидблагополучия населения этих государств.

В целях оптимизации деятельности Федеральной службы, повышения эффективности надзора за соблюдением санитарного законодательства Роспотребнадзором только в 2005-2007 гг. издано ---- организационно – распорядительных документов.

Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации только в 2005-2007 гг. изданы 14 постановлений по различным аспектам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, основные из них представлены на слайде.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Итоги научно-практической деятельности санитарно-эпидемиологической службы республики саха (якутия) в период системного реформирования

    Документ
    Ранее, Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору в РС(Я), затем ФГУ «Центр ГСЭН в РС(Я)», а ныне ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РС(Я)" (ФГУЗ «ЦГиЭ в РС (Я)», осуществляет научную деятельность
  2. Доклад об осуществлении государственного контроля (надзора) в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и об эффективности такого контроля (надзора) в Смоленской области

    Доклад
    Сведения по анализу, устанавливающих обязательные требования в области санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
  3. 4. ниу рамн – практическому здравоохранению

    Документ
    В 2007 году, как и во все предыдущие годы, НИУ РАМН проводили большую работу по оказанию помощи учреждениям практического здравоохранения России и Ближнего Зарубежья по следующим направлениям:
  4. Правительство российской федерации распоряжение от 19 января 2006 г. N 38-р

    Документ
    В целях создания условий для обеспечения динамичного и устойчивого развития российской экономики, повышения уровня жизни населения и обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по
  5. Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 2008 годы). Федеральным органам исполнительной власти

    Документ
    В целях создания условий для обеспечения динамичного и устойчивого развития российской экономики, повышения уровня жизни населения и обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по

Другие похожие документы..