Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
расчета в 2011-2013 годах нормативов подушевого бюджетного финансирования и субвенций из краевого бюджета на обеспечение государственных гарантий прав...полностью>>
'Урок'
Оборудование:1) к данному уроку нескольким ученикам необходимо подготовить сообщения по заданным темам. Для этого можно использовать Интернет - ресурс...полностью>>
'Реферат'
Терроризм во всем мире имеет тенденцию к устойчивому росту: если в 80-х годах зафиксировано от 500 до 800 (1985 г.) террористических актов, то в 90-х...полностью>>
'Документ'
В Указаниях по заполнению форм федерального статистического наблюдения №№ П-1, П-2, П-3, П-4, П-5(м), утвержденных приказом Росстата от 24.10.2011 № ...полностью>>

Проблемы и перспективы развития исторической информатики

Главная > Анализ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Использование информационных технологий в системе организации самостоятельной работы студентов

Переход к массовому высшему образованию и необходимость сохранения качества подготовки специалистов, безусловно, требуют новых подходов к вопросам организации и контроля самостоятельной работы студентов. У многих кафедр различных вузов накоплен в этом отношении значительный опыт. Данная статья включает те разработки, которые имеются у кафедры источниковедения исторического факультета БГУ.

Кафедра источниковедения молодая относительно возраста университета. Она была создана в 1992 году, в 2001 реорганизована с сохранением своего названия. Молодая она и по составу. Это одна из самых крупных кафедр факультета как по количеству ставок, так и по количеству сотрудников. Много совместителей и почасовиков, это ведущие специалисты из тех отраслей, куда идут наши выпускники. Все сотрудники кафедры за последние 5 лет прошли повышение квалификации не только в области информационных и специальных дисциплин, но и по вопросам организации самостоятельной работы студентов.

Кафедра обеспечивает две специальности: «историко-архивоведение», «документоведение и информационное обеспечение управления», а также несколько специализаций по специальности «история». Это более 300 студентов по дневной и более 400 по заочной форме обучения. В среднем на одного преподавателя кафедры приходится 51 студент.

Следует уточнить, что многие учебные курсы читаются другими кафедрами истфака, а также других факультетов, кроме того, учебные модули по всем направлениям указанных специальностей в четырех семестрах совмещены. Тем не менее, в текущем учебном году средняя нагрузка превысила 900 часов, при существенной доле аудиторных часов (более 50%). И, очевидно, именно кафедра является координирующим звеном в организации самостоятельной работы всех студентов, независимо от того, кто обеспечивает чтение курсов.

Важнейшим элементом организации самостоятельной работы студентов является ее учебно-методическое обеспечение. Учебные материалы кафедры размещены на сервере, в электронной библиотеке факультета и в сетевой образовательной платформе "Е-University". База электронных материалов на данный момент охватывает дисциплины трех курсов всех специальностей. Однако, мы не называем их учебно-методическими комплексами. Ведь в УМК учебный материал может изменять свою структуру и организацию его освоения студентами. Кроме того, УМК включает не только курс лекций, методические указания по темам семинарских занятий, учебно-методические пособия, вопросы к экзамену, список литературы и источников, но и методы, способы, формы обучения и контроля. Мы не спешим называть комплекты учебных материалов комплексами, так как пока у нас нет 100% охвата всех этих форм.

Развитие системы электронных учебных материалов во многом было вынужденным шагом в связи с малыми тиражами и длительными сроками публикаций учебных пособий в Издательском центре БГУ. Электронный УМК – это качественно иная ситуация. Здесь тоже есть свои плюсы и минусы, но достоинств больше.

Несколько слов об эффективности электронного УМК на примере предмета «источниковедение». Для выполнения управляемой самостоятельной работы (УСР) в локальной сети факультета для каждого студента организуется виртуальное рабочее место (личная папка студента на факультетском сервере). Все необходимые для работы файлы-документы располагаются в папке «Histserver/Student/КСР/Фамилия преподавателя/…»

Первое занятие проводится в компьютерном классе под руководством преподавателя – контролируемая самостоятельная работа (КСР). Его цель – ознакомить студентов с методикой работы над электронными источниками.

Для выполнения самостоятельной работы в компьютерном классе зарезервировано машинное время. Все выполненные задания сохраняются студентами в личных папках, проверяются преподавателем, обсуждаются на занятии. Контролируется своевременное выполнение самостоятельных работ.

Изучение крупных блоков и модулей завершается тестированием. База тестовых заданий представлена на сервере. Тестирование осуществляется и в системе E-University, и в других тестовых средах.

Преимущества такого способа организации СРС в том, что осуществляется реализация принципа уровневой дифференциации – часть студентов выполняет дополнительное задание повышенной сложности (дополнительная СРС обеспечивает и дополнительный балл), с отстающими работает преподаватель. Студенты имеют возможность поработать дома, в библиотеке и вернуться к источникам в компьютерном классе. Пропустившие занятие должны самостоятельно проработать материал и сдать тему преподавателю.

В курсах источниковедения используется и технология индивидуализации обучения. Разработаны, апробированы и другие инновационные технологии. Работа над совместным проектом, к примеру, требует не только навыков по координации усилий, но и предполагает развитие умений работать в команде. Только под руководством Е.Н. Балыкиной подготовлено около 40 проектов, из которых около половины внедрены в учебный процесс.

График прохождения каждого модуля дисциплины, рейтинговые таблицы отражаются в сетевой папке "КСР". Студенты получают возможность увидеть результаты своей работы в семестре, добрать баллы путем получения дополнительных заданий, отработать пропущенные занятия.

Для организации самостоятельной работы студентов важнейшее значение имеет равномерное распределение загруженности студентов в течение семестра. Это включает учет объема и применение различных форм организации самостоятельной работы. Исторический факультет БГУ в 2007 г. проводил конференцию, посвященную вопросам организации самостоятельной работы студентов. На конференции были отмечены интереснейшие разработки кафедры истории России, южных и западных славян, кафедр других факультетов.

Е.А. Човжик (Минск)

Изучение некоторых аспектов истории искусств
на примере электронной книги
«Западноевропейская живопись первой трети ХХ века»

В процессе преподавания культурологических дисциплин большую роль играет наглядность. Так, например, в преподавании теории и истории искусств требуются наглядные примеры, как правило, представленные репродукциями произведений изобразительного искусства и архитектуры. Отсутствие наглядности делает преподавание художественной культуры неполноценным и незавершенным, т.к. у обучаемых часто отсутствует представление о художественном образе изучаемых произведений. Для решения этой проблемы традиционно использовались репродукции из книг, открыток, художественных альбомов, но, как правило, это не могло полностью решить проблему из-за многих причин (нехватка книг, лекционного времени на демонстрацию репродукций и др.).

В связи с этим немаловажную роль в преподавании и изучении истории искусств играют электронные средства обучения. Они значительно расширяют возможности как преподавателей, так и обучаемых, позволяя решить проблему с наглядным материалом и, тем самым, проблему с формированием у обучаемых целостного образа произведения искусства.

На историческом факультете Белорусского Государственного Университета (БГУ) была разработана электронная книга «Западноевропейская живопись первой трети ХХ века: направления и основные представители».

Если анализировать совокупность определений электронного учебника можно сделать вывод, что электронный учебник должен содержать теоретический блок, а также закрепление и контроль знаний. Что касается электронной книги, то ее главное отличие заключается в том, что она содержит только теоретический блок, включающий информационный и наглядный материал, а также медиафайлы.

Данная электронная книга предназначается для студентов гуманитарных факультетов, в программу которых входит изучение курса истории искусств, а также для всех, кто интересуется современной живописью.

Главная цель книги – углубить и конкретизировать знания в области живописи первой трети XX в., проследить причины зарождения и упадка художественных направлений, возникших в данный период. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • обучающая – проследить возникновение и упадок направлений в живописи первой трети XX в., познакомиться с основными представителями и их работами;

  • развивающая – на основе наглядного знакомства с произведениями живописи научиться дифференцировать художественные направления, выявлять присущие им стилевые особенности;

  • воспитательная: эстетическое развитие личности на основе представленного материала и отражённого в нём культурно-исторического опыта.

При разработке электронной книги использованы монографические материалы, альбомы по искусству, энциклопедии, а также Интернет-ресурсы.

В итоге – структурно материал e-book представлен в виде десяти разделов и подразделов, которые содержат информационный блок, графические файлы, аудиофайлы и презентации. Первый раздел «Титул» имеет три подраздела: «Оглавление» (представлено оглавление книги), «Путеводитель» (предназначен для пользователей, содержит методические рекомендации по работе с продуктом), «К читателю» (данный подраздел содержит мотивацию к данному виду деятельности, а также призван формировать и поддерживать высокий уровень мотивации к изучаемому предмету, в чем помогает учет степени экстраверсии обучаемых). Следующие восемь разделов имеют одинаковую структуру: «Фовизм», «Экспрессионизм», «Кубизм», «Футуризм», «Метафизическая живопись», «Неопластицизм», «Дадаизм», «Сюрреализм», которые посвященные конкретным направлениям живописи. Они содержат подразделы, где представлена информация об основных представителях стиля и их работах. Последний раздел «Заключение» включает два подраздела: «Ресурсы» и «Об авторах».

В основе данного электронного учебного пособия лежит педагогическая технология наглядного обучения. Обучение с помощью Е-книги осуществляется посредством словесного (лекционный материал) и наглядного (иллюстративный материал, музыка, фильм) методов, а также метода по дидактическим целям.

Работа с e-book многофункциональна – она может осуществляться посредством проектора (в качестве электронной доски) и самостоятельно (например, в компьютерных классах), что делает процесс обучения более комфортным и эффективным.

Е-book используется в учебном процессе Республиканского института «Высшая школа», а также внедрена в БГУ, Гродненский госуниверситет, ряд средних и высших учебных заведений города Бреста.

А.В. Штыров (Волгоград)

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И СРЕДОВЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ:
АСПЕКТ СМЕНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

Одной из основных проблем современной педагогики является смена образовательной парадигмы, то есть способа отвечать на основные, базовые вопросы: чему и как учить. Профессиональное историческое образование не осталось в стороне от этого процесса.

Он обусловлен кризисом рационалистической познавательной парадигмы, сопровождающим переход от индустриального, модернистского типа общества, к постиндустриальному, для которого характерны прежде всего постмодернистские черты.

Подобное утверждение позволяет сделать, в частности, заметное сходство между идеями «Личностного знания» М. Полани и основными положениями концепции «личностно ориентированного образования», утвердившейся в современной педагогике.

Согласно этой концепции особое внимание уделяется личности ученика; акцент делается на развитие его личностных качеств в учебных ситуациях, позволяющих ему познавать мир в диалогическом общении с педагогом и другими учениками, а также в активном взаимодействии с познаваемыми объектами. Знание при этом понимается как результат личностного опыта, а получение знания, в полном соответствии с концепцией Полани, становится личностным процессом и требует непосредственной деятельности ученика по приобретению и переработке информации, полученной от учителя и из других источников. Этот процесс немыслим без активного общения учащихся с педагогом, между собой, а также с иными партнерами, которыми можно считать, в том числе, СМИ, Интернет (как хранилище информации и как коммуникационную среду) и работающие в интерактивном диалоговом режиме компьютерные программы. На смену монологической иерархической модели модернистского образования приходит диалогическая сетевая модель, характерная для постмодерна. Диалогичность обучения превращает его из процесса пассивного «усвоения знаний» обучаемым в процесс их активного поиска и приобретения учащимся.

Но такая ситуация порождает и серьезные проблемы, особенно ярко проявляющиеся в историческом образовании. Они связаны с тем, что в характерной для постмодерна открытой сетевой структуре информационные фрагменты равнодоступны и равноправны, в отличие от структуры модернистского образования, где между фрагментами специально подобранной и препарированной информации устанавливались жесткие иерархические связи. Учащимся, в отличие от обучаемых, самим приходится не только искать информацию, но и определять значимость, ценность и истинность найденных сведений. В большинстве случаев они к этому не готовы, поэтому сенсационные псевдоисторические измышления зачастую вызывают у них большее доверие, чем научно подтвержденные общепризнанные факты.

Решение этой проблемы возможно в ходе диалога, ведущегося между учащимися, преподавателем и другими субъектами образовательного процесса. Диалог всегда ведется в определенной среде, обеспечивающей взаимодействие его субъектов в виде информационного обмена. Ее параметры определяются личностными качествами субъектов, целью диалога, технологией общения. Следовательно, для того, чтобы учебные диалоги были максимально эффективны как с точки зрения усвоения информации, так и с точки зрения приобретения личностного опыта (общения, самостоятельной учебно-исследовательской деятельности и т.д.), педагог должен уметь конструировать среды, обеспечивающие наиболее оптимальные условия взаимодействия субъектов учебного процесса.

Итак, диалогическое обучение в специально подготовленной дидактической среде, направленное, прежде всего, на формирование личностных качеств учащихся, является, на наш взгляд, одной из наиболее перспективных и эффективных форм историко-педагогического образования в условиях постмодернистской действительности, а умение педагога-историка конструировать такие среды и организовывать деятельность в них учащихся – важная составная часть его профессиональной компетентности, которая должна формироваться на этапе обучения будущего педагога в профильном вузе.

Модели специализации
и магистерские программы по профилю "Историческая информатика"

А.А. Аникеев (Ставрополь)

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММАХ ИСТОРИКОВ

Одна из отличительных черт нашего времени – активно протекающие во всех сферах современной жизни интеграционные процессы. Важное направление современной интеграции – отмена социокультурных и образовательных барьеров и стремление России к мировым стандартам эквивалентности высшего образования. Все это потребовало многоуровневой структуры подготовки выпускников, включая историков.

В СГУ магистратура была открыта в 1992/93 уч. году. На историческом факультете она имеет две специализации: «Отечественная история» и «Новая и новейшая история» с общим объемом трудозатрат 456 часов, который делятся примерно пополам на образовательную программу и научно-исследовательскую работу. За 15 лет в магистратуре факультета подготовлено 275 магистров истории, 90 из которых защитили кандидатские диссертации и 3 – докторские 1.

Значительное место в подготовке магистров занимают компьютерные технологии. В магистратуре, кроме исторических дисциплин, изучаются 2 базовых курса по исторической информатике: «Информационные технологии в исторической науке и образовании» и «Современные технологии поиска в исторической науке».

Программа по первой дисциплине включает большинство тем базового учебника по исторической информатике 2, по которым предусмотрены лекции и практические занятия. Некоторые темы вынесены на самостоятельное изучение. Среди них: социальная информатика и познание закономерностей информатизации общества; понятие о теории информации, семиотические аспекты информации; опыт создания и использования баз данных в исторических исследованиях; принципы формирования и функционирования архивов машиночитаемых исторических данных; статистические пакеты – эффективный аналитический инструментарий при работе с массовыми источниками; возможности и ограничения использования математических методов в гуманитарных науках; поисковые системы глобальной сети Интернет; информационные ресурсы Интернет для историков и др.

По этим темам студенты готовят рефераты для научно-практической конференции «История и компьютер», которой завершается изучение дисциплины. На изучение дисциплины отводится 136 часов, курс завершается экзаменом во втором семестре магистратуры.

Вторая дисциплина по исторической информатике, которую изучают магистры-историки, – «Современные технологии информационного поиска в исторической науке». Цель данного курса – познакомить студентов с историей возникновения, структурой, основными протоколами и сервисами Интернета, выработать навыки поиска, отбора, анализа и использования исторических ресурсов Сети 1.

Учебный план включает такие темы, как: глобальная сеть Интернет, WWW – система предоставления информации, программы-браузеры, сервисы Интернета, исторические ресурсы в сети и др.

На изучение дисциплины отводится 104 часа, курс завершается зачетом. Изучение дисциплины заканчивается научно-практической конференцией «Интернет как новая информационная среда для историка».

Учебным планом магистратуры предусмотрена научно-исследовательская практика студентов, которая призвана познакомить студентов с работой архивов, музеев и библиотек, современными технологиями сбора и обработки исторических документов и материалов Internet. Научно-исследовательская практика проводится в 3-м семестре обучения и длится 3 недели. На практику отводится 270 часов, из них 100 часов на работу в архивах и библиотеках, 170 часов – в Интернете. Научно-исследовательская практика по работе в Интернете включает поиск исторических сайтов, библиографическую работу, работу с научными журналами и источниками по отечественной и зарубежной истории в Интернете и др.

При оценке магистерских диссертаций, наряду с актуальностью темы исследования, фактической основой диссертации, логическим анализом и аргументацией автора, оценивается использование современного инструментария ее выполнения, в частности количественных методов и информационных технологий.

В наши дни, когда заканчивается подготовка нового ФГОС ВПО, важно, чтобы вопросы информационной подготовки студентов заняли должное место как в бакалавриате, так и в магистратуре. На наш взгляд, стандарт должен содержать не только апробированные дисциплины по информационным технологиям, но и новые, такие, как синергетика, методы искусственного интеллекта и когнитивного анализа, а также включать междисциплинарные подходы в современной науке.

С.А. Баканов (Челябинск)

Опыт преподавания дисциплины «ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА» В ЧелябинскоМ государственнОМ университетЕ

В 2001 г. на историческом факультете Челябинского университета в учебный план специальности «история» был введен учебный курс «Историческая информатика», на которую предусматривалось 18 лекционных часов и 36 часов практических занятий. Данная дисциплина входила в блок ДВ ЕН учебного плана специальности и читалась для студентов IV курса в 7 семестре. Предполагалось, что данный предмет должен углублять знания и расширять навыки работы с компьютером, полученные студентами еще на первом курсе в рамках изучения общих курсов «Математика» (первый семестр) и «Информатика» (второй семестр). Однако опыт показал, что двухлетний разрыв в практическом пользовании компьютером вел у студентов к утере многих навыков, и в ходе реализации курса «Историческая информатика» приходилось часть студентов обучать работе с прикладными компьютерными программами практически заново. Еще сложнее обстояло дело с математическими знаниями студентов-историков. За два с половиной года, которые проходили с момента сдачи экзамена по математике они успевали забыть напрочь даже существенную часть школьной программы.

В связи с открытием ряда новых специальностей на историческом факультете ЧелГУ предмет «Историческая информатика» в 2003 г. был добавлен в учебные планы специальностей «Политология» и «Искусствоведение», а с 2007 г. также для специальностей «Связи с общественностью» и «Религиоведение». Из соображений оптимизации учебного процесса лекционные занятия для всех специальностей были объединены и проводились в поточном режиме, а преподавателю при чтении лекций приходилось учитывать разнородность контингента студентов. В результате, уже с 2003 г. встал вопрос о переименовании дисциплины «Историческая информатика», так как слово «историческая» не соответствовало профилю специальности большей части студенческой аудитории. При этом задачи данного курса для всех гуманитарных специальностей были одинаковы: расширение методического научного аппарата исследователей; обучение применению в научно-исследовательской деятельности специальных математических методов; формирование умений самостоятельно анализировать и интерпретировать эмпирические данные; организация у студентов практических навыков работы с компьютером и специализированным программным обеспечением для оптимизации их исследовательской деятельности.

В связи со всем вышеизложенным, при составлении учебных планов бакалавриата по направлениям, реализуемым на историческом факультете ЧелГУ, в том числе и по направлению «история», разработка которых проходила в 2006–07 гг., данные недочеты были устранены. В соответствии с новым учебным планом дисциплина получила название «Количественные методы и информационные технологии в гуманитарных исследованиях», сохранив отведенное на ее изучение количество аудиторных часов. В настоящее время данный предмет читается для большинства направлений на втором курсе в третьем семестре, что позволяет по «горячим следам» курсов «Математика» и «Информатика» обучать студентов практическому использованию математических методов и прикладных компьютерных программ в рамках различных направлений гуманитарных исследований.

Курс лекций, рассчитанный на 18 аудиторных часов, предполагает изучение следующих тем: количественные методы в гуманитарных науках: основные области применения, этапы и направления развития; статистические показатели и основы описательной статистики; выборочное наблюдение и проблема ошибки выборки; анализ статистической взаимосвязи; анализ взаимосвязи качественных признаков; многомерный статистический анализ; анализ динамических рядов; Булева алгебра как качественная методология сравнения; контент-анализ текстов и его использование в гуманитарных исследованиях.

На практических занятиях, на которые учебный план отводит 36 аудиторных часов, студенты учатся применять изученные на лекциях методы с помощью прикладных компьютерных программ: MS Excel, MS Access и SPSS. Изучение возможностей каждой из вышеназванных программ завершается контрольной работой, на которой студент должен продемонстрировать приобретенные навыки работы с данной программой. Успешное выполнение трех контрольных работ является условием допуска студента к сдаче зачета в конце семестра. Зачет проводится в форме тестирования по материалам теоретической (лекционной) части курса.

Общая успеваемость по данному предмету в течении двух последних лет держится на уровне 89–91%, однако обольщаться пока рано, так как контроль остаточных знаний, проводимый почти через год после окончания курса, снижает этот показатель в различных группах до 40–60%.

В целом же, за пять лет преподавания исторической информатики на историческом факультете ЧелГУ следует отметить общий рост компьютерной грамотности среди студентов. Теперь уже не приходится предварять, как это было даже в 2003 г., первые практические занятия рассказом об аппаратном устройстве компьютера и об операционной системе Windows. Общие возможности MS Word, MS Excel и, отчасти, MS Access новому поколению студентов-гуманитариев уже известны, поэтому популяризаторская функция исторической информатики уходит в прошлое. Учитывая универсальность количественных методов для многих направлений гуманитарной науки, на первое место выходит методико-технологическая функция обеспечения исследователей-гуманитариев точными инструментами анализа и навыками их применения.

С.В. Пинягин (Ставрополь)

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МАГИСТЕРСКОЙ
ПОДГОТОВКЕ ИСТОРИКОВ: ОПЫТ УНИВЕРСИТЕТОВ ЗАПАДА 

Одним из важнейших средств модернизации образовательной системы стран Запада является внедрение Болонской системы, которая позволяет выйти на новый уровень качества образования и научно-исследовательской деятельности, реализовать большинство методов обучения, контроля и активизации познавательной деятельности студента, рационализировать исследовательский процесс. Как известно, Болонский процесс, который в настоящее время активно реализуется в странах Запада, предполагает создание бакалавриата и магистратуры.

В начале 90-х годов при Лондонском университете была создан центр подготовки магистров-историков (Институт исторических исследований). Этот институт проводит подготовку студентов по трем специальностям: история США; новейшая история Европы (социальные изменения); применение компьютеров в исторических исследованиях. Последняя специальность предполагала обучение в непрерывном режиме в течение года или с перерывами – в течение двух лет, никакого предварительного опыта работы с компьютером не требовалось.

В Лейденском университете (Нидерланды) с 1991 г. Европейский Социальный Фонд предложил проект для получения второй специальности историкам. Проект получил название «Обработка исторической информации», дающий студентам-историкам и дипломированным специалистам новые и дополнительные квалификации, которые будут востребованы на рынке труда

С 1997 г. в университете Глазго ведется обучение в магистратуре по специальности «История искусства и английская литература». Студенты осваивают применение НИТ в искусстве. По оценкам выпускников магистратуры занятия с использованием информационных технологий в гуманитарных исследованиях оказались крайне интересными.

Таким образом, важными направлениями в магистерских программах западных университетов стали применение компьютерных методов и информационных технологий в исследовании и образовании. Использование баз данных, мультимедиа технологий и особенно Интернет – все это взято на вооружение при обучении студентов-магистрантов.

М.В. Румянцев, Г.У. Аминова (Красноярск)

Красноярский опыт интеграции информационных технологий и гуманитарного знания (о реализации специальности «Прикладная информатика в музейных и выставочных комплексах» в СФУ)

Более десяти лет прошло с момента открытия на кафедре этики, эстетики и культуры гуманитарного факультета Красноярского государственного технического университета специальности 080801.65 «Прикладная информатика в музейных и выставочных комплексах». Сегодня, после объединения в 2007 году четырех вузов Красноярска (государственного университета, технического университета, архитектурно-строительного и университета цветных металлов и золота), часть коллектива этой кафедры в составе 10 человек (2 из которых являются докторами, а 6 – кандидатами наук) осуществляет подготовку информатиков-музеологов в Гуманитарном институте Сибирского федерального университета.

Уникальность специальности в ее междисциплинарности, позволяющей получить фундаментальные знания в области информатики и профессиональные знания в области культуры. В новых условиях, характеризующихся не только глобализацией, быстрыми социальными изменениями, сосуществованием различных политических и социально-экономических систем, диалогом культур, но и развитием информационных технологий, общество предъявляет к гуманитарным наукам новые требования. Поэтому закономерным является то, что именно Гуманитарный институт СФУ ведет подготовку специалистов по программе «Прикладная информатика в музейных и выставочных комплексах». Именно гуманитарии заинтересованы в развитии и наполнении информационных баз социально-культурной сферы, в применении новых технологий в архивах, музеях, библиотеках, во внедрении компьютерных средств в работу с изобразительными источниками, в использовании компьютерного моделирования исторических процессов и пр.

На сегодняшний день, выпущено более 100 специалистов информатиков-музеологов (а в 2008 году выпуск специалистов составит 51 человек). Большая часть из них работают по профилю в Красноярском краевом краеведческом музее, Красноярском культурном и историческом музейном комплексе, выставочной компании «Красноярская ярмарка», в сфере средств массовой информации.

Принципиально важным в подходе преподавания дисциплин учебного плана является комплексный подход, при котором гуманитарный цикл закладывает основу профессионально ориентированного гуманитарного знания в области культуры, а цикл дисциплин области применения формирует необходимые компетенции будущего информатика, ориентированного на социально-культурную сферу. Основными курсами первого цикла являются «История искусств», «Музееведение», «История музейного дела. Музеи мира», «Научное проектирование и архитектурно-художественное решение экспозиций», «Теория и практика межкультурных коммуникаций», «Этнография и краеведение», «История материальной культуры и быта». Профессиональный блок дисциплин представлен предметами «Информационные системы в выставочной деятельности», «Информационные системы в музейном деле», «Информационные технологии в архивном деле», «Информационные технологии в образовательной деятельности музеев», «Информационные технологии в организации виртуальных выставок и аукционов», «Информационные технологии в оценочной деятельности» и др.

Выпускные квалификационные работы, как правило, связаны с разработкой востребованных региональными учреждениями культуры образовательных и культурно-просветительских мультимедийных ресурсов. Стало хорошей практикой создавать в процессе работы над дипломным исследованием законченные цифровые ресурсы, которые проходят государственную регистрацию и готовы к коммерциализации. Так, к примеру, из сорока выпускников 2007 года пять имели к защите свидетельство о регистрации программной разработки в Отраслевом фонде алгоритмов и программ. Стремительность развития ИТ-технологий и их существенное влияние на все сферы деятельности определило и другое направление научного поиска студентов-выпускников – теоретическое осмысление явлений, сопровождающих вхождение информационных технологий в гуманитарную среду. Уже третий год ведется разработка модели (в различных ее аспектах) влияния информационных технологий на социально-культурную сферу, а часть дипломных исследований 2008 года посвящено процессу виртуализации культурного пространства и анализу таких понятий, как «виртуальный музей», «виртуальная экскурсия», «виртуальная экспозиция» и др.

Студенты, обучающиеся по специальности «Прикладная информатика в музейных и выставочных комплексах», успешно ведут активную проектную и научно-исследовательскую работу. Ими на протяжении 2007–2008 гг. были получены диплом и одиннадцать сертификатов Всероссийской выставки научно-технического творчества молодежи (г. Москва; 2007); четыре диплома I степени за доклады, представленные на Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука: XX век» (г. Красноярск; 2007, 2008). Второй год подряд студенческие работы становятся победителями регионального смотра-конкурса программных проектов «Soft-парад» (г. Красноярск; 2007, 2008).

Научно-педагогический коллектив ГИ СФУ, отслеживая тенденции развития информационных технологий в социально-культурной сфере, планирует модернизировать учебный план специальности и в ближайшее время ввести такие актуальные предметы, как «Создание и обработка цифрового видео и аудио», «Создание интерактивных мультимедиа-приложений», «Технологии трехмерного моделирования». В планах и реализация серьезного проекта по сохранению в цифровом виде регионального культурного наследия. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: в цифровой вид переведена коллекция всемирно известного музея-усадьбы В.И. Сурикова, а также часть коллекции Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова.

На наш взгляд, в МГУ, СПГУ, СФУ, ЮФУ, ТПУ и других российских вузах есть потенциал, который может быть использован в системе отечественного гуманитарного образования для дальнейшего развития взаимодействия информационных технологий и научных знаний о человеке.

Оглавление

1 Термин введен в 2005 г. В.А. Плешаковым.

1 Под данным термином можно было бы понимать продление жизненного цикла данного вида исторического источника при смене поколений компьютерных технологий записи и хранения информации путём её переноса на новые носители.

1 /methodics/sait.shtml

1 Она будет подробно представлена в докладе.

2 Доступен для просмотра по адресу /evants/conferences/archival_ sites_2008/monitoring.shtml

1 /wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1

%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3

1 Коробейников А.В., Митюков Н.В. Баллистика стрел по данным археологии: введение в проблемную область. – Ижевск: Изд-во НОУ КИТ, 2007. – 140 с. Режим доступа: http:// www.imha. ru/index.php?do=cat&category=b-library

1 Ведерников Ю.А., Худяков Ю.С., Омелаев А.И. Баллистика. От стрел до ракет. – Новосибирск, 1995. С 181.

 Работа поддержана РФФИ (проект № 08-06-00319).

 Работа поддержана РФФИ (проект № 08-06-00319).

1 Jacques Derrida. Of Grammatology. Johns Hopkins University Press. 1976. P. 158.

2 Субботин М.М. Теория и практика нелинейного письма (взгляд сквозь призму грамматологии Ж. Деррида) // Вопросы филосифии, 1993, №3, с. 37.

3 Roland Barthes, Image, Music, Text. Fontana. 1977. P. 42–48.

1 Огурцов А.П. Постмодернистский образ человека и педагогика // Человек. 2001. №3. С. 8–9.

1 Харламов А.А. Ассоциативный процессор на основе нейроподобных элементов для структурной обработки информации. // Информационные технологии. 1997. №8. С. 40–44; Hopfield J.J. Neural networks and physical systems with emergent collective computational abilities. Proc. Natl. Acad. Sci. 79, 1982. p. 2554–2558.

 Настоящая статья подготовлена по результатам исследований, проведённых в рамках проекта на выделение областных грантов на создание пособий, литературно-художественных произведений, проведение акций по популяризации истории Тамбовского края и памятных дат России (договор №73 от 18.05.2006 г., г. Тамбов)

 Исследования выполняются при финансовой поддержке РФФИ, грант 08-06-00002-а

1 Захаров С.Д. Создание изображений объемных предметов с помощью планшетного сканера // Российская археология, 2001, №2. С. 139–143. Фактически единственная работа, описывающая инновационную методику и особенности ее применения.

 Сообщение построено на личном опыте автора и анализе публикаций

1 Речь идет о реконструкциях, а не о визуализации, чаще всего применяемой для наглядности в образовательных процессах или музейном показе. Визуализация может быть только этапом в процессе реконструкций.

 Проект поддержан грантом РГНФ №06-01-00581а.

1 Нефедов С.А. Демографически-структурный анализ социально-экономической истории России. Екатеринбург, 2005.

2 Давыдов М.А. Очерки аграрной истории России в конце XIX – начале XX вв. М. 2003; Рынок и рыночные связи России в конце XIX – начале XX вв. (источниковедческое исследование). М., 2004. Автореф. доктор.дисс.

 Проект поддержан грантом РФФИ №08-06-00206а.

1 Давыдов М.А. Очерки аграрной истории России в конце XIX – начале XX вв. М., 2003. С. 275–278.

1 Рашин А.Г. Формирование рабочего класса России. Историко-экономические очерки. М., 1958. С. 478–479.

 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГПФ, грант № 08-01-00334.

 Исследование поддержано РГНФ, грант № 08-01-00334а

 Исследование поддержано РГНФ, гранты № 08-01-00334а и 08-01-12124в.

 Исследование поддержано РФФИ, грант № 08-06-00119-а.

 Исследование поддержано РФФИ, грант № 08-06-00119-а и РГНФ, грант № 08-01-00334а.

 Исследование поддержано РФФИ, грант № 08-06-00119-а

 Работа поддержана РГНФ, грант № 08-01-12124в.

 Исследование поддержано РГНФ, грант № 08-01-00334а

 Исследование поддержано РФФИ, грант № 08-06-00119-а

 Исследование поддержано РГНФ, грант № 08-01-60104а/Т

 Исследование поддержано РГНФ, грант № 08-01-00334а и грантом Президента РФ № МК-3546.2007.6

 Исследование поддержано РГНФ, гранты № 08-01-00334а и 08-01-12124в

 Исследование поддержано РГНФ, гранты № 08-01-00334а и 08-01-60104а/Т

 Исследование поддержано РФФИ, грант № 08-06-00119-а

1 Объектом исследования стали шесть ежедневных московских газет, выходивших на протяжении всего рассматриваемого периода («Московские ведомости», «Русские ведомости», «Московский листок», «Новости дня», «Русский листок», «Русское слово»). Хронологические рамки, 1894-1898 гг. объясняются особым этапом в развитии благотворительности в Москве.

1 Данная графа важна для установления «пересекающейся» информации в разных изданиях, т.к. позволяет сопоставить данные о благотворителях в разных изданиях.

 Исследование выполняется по проекту РГНФ № 08-01-00186а.

1 См.: Азаматова Г.Б. Уфимское земство (1874–1917): Социальный состав, бюджет, деятельность в области народного образования. Уфа, Изд. «Гилем», 2005; Живодрова С.А. Пензенское земство в 1900–1914 гг. Социальный состав, бюджет и практическая деятельность. Автореф. дисс. .. канд. ист. наук. М., 1996; Двухжилова И.В. Земство Тамбовской губернии: Социальный состав и практическая деятельность (1865-1890). Автореф. дисс. … канд. ист. наук. Пенза, 2002 и др.

2 Львова .Н. Московское земство в 1865-1890 гг.: Автореф. дисс. .. канд. ист. наук. М., 1968. С. 9.

 Проект выполняется при поддержки РГНФ – грант РГНФ № 08-01-12108в., 2008-2010 гг.

1 Грант РГНФ № 03-01-12012В, 2003-2004 гг.

 Работа ведется при поддержке фонда РГНФ, проект № 08-01-12110в.

 Проект реализуется при поддержке РГНФ – грант РГНФ № 08-01-82101 а/У, 2008–2009 гг.

1 «Источниковедческий анализ газеты «Пермские губернские ведомости» (XIX – начало XX вв.) на основе применения новых компьютерных технологий», грант РГНФ № 05-01-82102 а/У, 2005–2006 гг.

1 Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов н/Д., 1994. С. 127.

2 Коптева Н.В. Карта возрастов. Психическое и личностное развитие от 0 до 18 лет. Пермь, 1995.

3 Кулагин И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., 2001. С. 140–141.

4 Богословский М.М. Петр I. Материалы для биографии. Т. 1–3. М., 1940–1946.

1 Бергман В. История Петра Великого. Т. 2–6. СПб., 1833–1834.

1 ГАГС (Государственный архив г. Севастополя). Ф. Р-430. Оп. 5. ДД. 1-642.

2 ГАГС. Ф. Р-430. Оп. 5. Д. 643. Лл. 1–9 (об).

1 Для «лишенцев» Крыма подобный опыт анализа не применялся (См.: Неизвестные страницы политических репрессий в Крыму. Права голоса лишены // Серия реабилитированные историей. Симферополь: Таврия, 1998; Омельчук Д.В., Акулов М.Р., Вакатова Л.П., Шевцова Н.Н., Юрченко С.В. Политические репрессии в Крыму (1920–1940 гг.). Симферополь: «Таврида», 2003).

2 Авторы, применявшие подобный подход к составлению базы данных, полагают, что путем составления «унифицированной анкеты» можно «извлечь структурную информацию из источников личного происхождения на основе компиляции разновидных документов, относящиеся к одной и той же персоналии» (См.: Тихонов В.И., Тяжельникова В.С., Юшин И.Ф. Лишение избирательных прав Москве в 1920–1930-е годы (новые архивные материалы и методы обработки). М.: Мосгорархив, 1998. С. 6).

3 В этом отношении комплекс дел «лишенцев» г. Севастополя отличается тем, что в каждом деле «городского лишенца» уже имеется анкета, составленная исполнительными органами советской власти, что существенно упрощает их обработку.

1 По ст. 15 «п» совершеннолетние члены семьи лишенца подлежали лишению прав, если находились в материальной зависимости от него (См.: Инструкция ВЦИК о выборах в Советы от 4 ноября 1926 г. – ГАГС. Ф. Р–79. Оп. 1. Д. 207. Л. 12–16об).

 Проект поддержан РФФИ, грант № 07-06-00157а

* Работа поддержана грантом РГНФ № 07-01-12111в.

1 Сайт Президента Республики Казахстан (http://www.akorda.kz); сайт Правительства РК (http://ru.government.kz/resources/docs), сайт Парламента РК – Законодательные акты, принятые Парламентом II, III и IV созывов с 2004 г. по настоящее время (http://www.parlam.kz) и др.

2 Справочная система «ЮРИСТ» (http://base.zakon.kz).

1 Гиперссылки на все официальные сайты государственных органов, начиная с сайта Президента РК, законодательных, исполнительных органов и заканчивая сайтами местных органов самоуправления можно найти на Web-портале «Электронное правительство Республики Казахстан» (http://www.e.gov.kz).

2 Сайт Агентства РК по статистике (http://www.stat.kz).

3 Например, сайт НДП «Нур Отан» (http://www.party.kz)/

4 Сайты республиканской газеты «Казахстанская правда» (http://www.kazpravda.kz), «Егемен Казахстан» (http://www.egemen.kz), официального издания акимата и маслихата г. Алматы «Вечерний Алматы» (http://www.vecher.kz), общественно-политическая газета «Время» (http://www.time.kz), газета «Мегаполис» (http://www.megapolis.kz) и др.

5 Сайт Национального информационного агентства «Казинформ» (rm.kz).

6 Сайты агентства «Хабар» (http://www.khabar.kz), ТРК «31 канал» (http://www.31.kz), МТРК «Мир» () и др.

 Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 08-01-12107 в.

 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ (проект № 08-01-12136в).

1 /win1251/hist_f.htm

3 /departments/gf/spec/history.html

4 /

1 Аникеев А.А. Магистерская подготовка в Ставропольском государственном университете: опыт и проблемы // Учебно-образовательные и научно-исследовательские практики в условиях модернизации высшего образования. – М., 2005. – С. 5.

2 См.: Историческая информатика: учебное пособие / Под ред. Л.И. Бородкина и И.М. Гарсковой. – М., 1996. Используется также учебно-методическое пособие Компьютерные технологии в исторической науке и образовании / Сост. И.А. Аникеев. – Ставрополь, 2001.

1 Современные технологии информационного поиска в исторической науке / Сост. Ю.С. Брановский, О.С. Степанова. – Ставрополь, 2001. – С. 3.

 От редакции: Тезисы содержат информацию о некоторых образовательных программах 1990-х гг.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. П76 Применение икт в высшем образовании стран СНГ и Балтии: текущее состояние, проблемы и перспективы развития

    Документ
    П76 Применение ИКТ в высшем образовании стран СНГ и Балтии: текущее состояние, проблемы и перспективы развития. Аналитический обзор / - СПб.: ГУАП, 2009.
  2. Натальи Геннадьевны «Итоги работы за 2008 год. Проблемы и перспективы развития»

    Доклад
    Устав муниципального образовательного учреждения «Экономическая гимназия» Центрального района г.Челябинска зарегистрирован Администрацией Центрального района г.
  3. Информационное общество: актуальные проблемы и перспективы развития

    Реферат
    Стремительное развитие современных телекоммуникационных и информационных технологий привело к становлению нового общества – информационного. Использование информационных технологий значительно изменяет не только то, как производятся
  4. Историческая информатика в Казахстане: теория, историография, методики и технологии 07. 00. 09 Историография, источниковедение и методы исторического исследования

    Автореферат
    Работа выполнена в Отделе историографии, источниковедения и методов исторического исследования Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан.
  5. Корниенко Сергей Иванович, доктор исторических наук, профессор кафедры новейшей истории России учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс историческая информатика составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности 030401 - история

Другие похожие документы..