Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
Курсовая работа по дисциплине «Менеджмент малого бизнеса» является одним из видов учебных занятий и выполняется в соответствии с учебным планом специ...полностью>>
'Документ'
Федеральное агентство по образованию РФ, Российское НТО РЭС им. А.С. Попова, Институт радиотехники и электроники РАН, Институт космических исследован...полностью>>
'Программа'
Теория эволюции является одной из важнейших биологических теорий и естествознания в целом, объясняющей целесообразность строения и приспособленность ...полностью>>
'Документ'
В 2010 году началась реформа бюджетной системы, основанием которой  послужил  Федеральный закон № 83-ФЗ от 8 мая 2010 года  "О внесении изменени...полностью>>

Рабочая программа по дисциплине «гендерология и феменология» Для специальности социальная работа, 040101

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский государственный медицинский университет

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

«Утверждаю»

Председатель ЦКМС,

Проректор

по учебно-методической работе,

доцент Биккинеев Ф.Г.

7 сентября 2010 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине «ГЕНДЕРОЛОГИЯ И ФЕМЕНОЛОГИЯ»

Для специальности социальная работа, 040101

Факультет социальной работы

Кафедра истории, философии, социологии и политологии

Курс: V

Дневное отделение Заочное отделение

Семестр IX X

Лекции 24 часа 8 часов

Практические занятия (сем.) 27 часов 8 часов

Самостоятельная работа: 84 часа 119 часов

Всего часов: 135 часов 135 часов

Контрольная работа: IX семестр X семестр

Экзамен: 9 семестр 10 семестр

2010 г.

Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 040101 – социальная работа, в соответствии с учебным планом.

Разработчики программы:

Заведующий кафедрой

истории, философии,

социологии и политологии ____________Мухарямова Л.М.

Доцент

кафедры истории, философии,

социологии и политологии _____________Петрова Р.Г.

Рабочая программа рассмотрена и пролонгирована на заседании кафедры истории, философии, социологии и политологии 03.07.2010 г.

Заведующий кафедрой _________________________ Мухарямова Л.М.

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-методического совета гуманитарных и социально-экономических дисциплин 06.09.2010 г.

Председатель

предметно-методического совета

гуманитарных и

социально-экономических дисциплин __________________ Мухарямова Л.М.

Содержание

Цель и задачи дисциплины 4

Тематическое содержание дисциплины

Планы семинарских занятий

Темы рефератов, контрольных работ

Методическое обеспечение дисциплины

Перечень наглядных пособий

Программное и техническое обеспечение дисциплины

Учебно-методическая карта дисциплины

Материалы по интеграции преподавания дисциплины

Тесты для итоговой проверки знаний

Конспект лекций по курсу «Гендерология и Феминология»

Экзаменационные вопросы

2.1.1. Цель преподавания дисциплины: предметом изучения являются социальные проблемы мужчин и женщин в обществе. Дисциплина относится к разделу специальных дисциплин, преподаваемых на факультете социальной работы по специальности «социальная работа». Эта дисциплина призвана формировать комплексные знания о гендере как социальной детерминанте процессов в обществе. Курс нацелен на ознакомление студентов с теми социальными факторами, которые обуславливают общее и особенное в жизнедеятельности женщин и мужчин в обществе и семье. А также с теми специфическими условиями, которые влияют на положение женщин в основных сферах жизнедеятельности.

2.1.2. Задачи изучения дисциплины:

- вооружить знанием основных методологических подходов в исследовании гендера и гендерных отношений;

- показать реализацию основных направлений государственной социальной политики, дать представление о социальной технологии деятельности государственных и общественных организаций по оказанию поддержки женщинам, семье, детям;

- содействовать осмыслению социальных проблем мужчин, женщин, лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, инвалидов и других социальных групп общества с точки зрения гендерного подхода;

- обогатить интеллектуальный и образовательный потенциал будущих специалистов социальной работы.

2.1.3.Перечень знаний и умений, приобретаемых студентами по завершении обучения:

- студенты должны приобрести теоретические знания для будущего их применения на практике по отдельным гендерным аспектам социальной работы ( в частности, проблемам домашнего насилия в семье, организации социальной работы в сообществах);

- студенты должны усвоить современные подходы научного анализа гендерных отношений в обществе;

- студент должен овладеть основными методами исследования (контент-анализ периодической прессы и средств массовой информации, материалов Интернет сайтов, проведение полевых индивидуальных и групповых исследований по гендерной проблематике, написание доклада по специальной проблеме);

- овладеть кодексом гендерно-ориентированной социальной работы и уметь решать проблемы клиента с учетом его социального статуса и пола.

2.1.4.Перечень дисциплин и разделов (тем), усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины:

- овладение дисциплиной предполагает усвоение знаний по предметам «Философия», «Социология», «Политология», «Теория социальной работы», «Методика исследований в социальной работе», «Проектирование и прогнозирование в социальной работе».

2.2. Содержание дисциплины

Учебно-тематический план дисциплины

п/п

Название темы

лекции

семинары

Лекции заочное отделение

Семинары заочное отделение

1.

Гендерология и феминология. Объект, предмет исследования

2

2

-

-

2.

Мужчины и женщины как субъекты общества. Проблемы пола в истории западной и российской философии

2

2

2

2

3.

Проблема пола и гендера в свете различных парадигм

4

2

2

-

4.

Компоненты половой идентичности

-

2

-

-

5.

Социализация и гендер

2

2

-

-

6.

Стереотипы маскулинности и фемининности в обществе

2

2

-

-

7.

Женский вопрос и его эволюция

2

2

-

-

8.

История женского движения в России

4

-

2

-

9.

Гендерное неравенство и социальный статус женщин в обществе

2

2

2

2

10.

Гендерные аспекты социальной работы

4

4

4

11.

Методы в гендерологии. Социокультурное конструирование гендера

-

2

-

-

12.

Социологические методы в гендерологии и феминологии

-

5

-

-

Всего

24

27

8

8

Тематическое содержание дисциплины

1. Гендерология и феминология. Объект, предмет исследования. Основные методы анализа

Пол, гендер и биология. Истоки половых различий. Социокультурное конструирование гендера. Мужчины и женщины как объекты изучения в гендерологии. Половозрастные, статусные, этнические и расовые дифференциации внутри одного гендера как предметы исследования. Гендерные субкультуры в обществе. Квир-теория как отражение лесбигеевской субкультуры. Исторические, социальные, культурные предпосылки возникновения гендерных отношений. Феминология как наука о положении и роли женщин в обществе. Задачи феминологии. Политический, академический и образовательный аспекты феминологии. Методы феминологии. “Женские исследования” как феминистский вызов традиционной науке. Основные направления и проблематика исследований феминологии. Мировой опыт преподавания и научных исследований женской проблематики. Проблемы становления феминологии в России. Женщина как объект исследования в теории социальной работы.

2. Мужчина и женщина как субъекты общества. Проблемы пола в истории западной и российской философии.

Проблема пола в мифологии. Мифологические образы женщин. Мифы о женщине-ведьме, о роковой женщине, о “синем чулке”, о суперженщине. Ассертивная женщина как женщина без комплексов. Демифологизация женщины. Мифологические представления о мужчинах. Миф о Дон Жуане, мужчине мачо. Восприятие пола и гендера классиками философской, социологической и психологической мысли. И. Кант, Ж. Руссо, Г. Гегель, К. Маркс, Г. Зиммель, Э. Гидденс, Н. Смелзер, З. Фрейд, Э. Берн о природе женщины, её социальном статусе в обществе, сущности феминности и маскулинности. Классики российской философии и социологии (А. Хомяков, Н. Чернышевский, Л. Толстой, В. Соловьев и др.) о гендерных взаимоотношениях в обществе. Взаимосвязь пола и социума. Диалектика пола. Понятие “социальный статус и социальная роль мужчины и женщины” в обществе. Социальная и половая роль как вариант тождественности. Мужская и женская сущность.

3. Проблема пола и гендера в свете различных парадигм.

Гендерная теория: основные понятия и направления. Теория функционализма (Т. Парсонс, Р. Бэйлс) о дифференциации половых ролей. Теория конфликта (Р. Коллинз) о гендерном неравенстве. Марксизм и неомарксизм (К. Маркс, Хартманн и др.) о природе возникновения гендерного неравенства, о соотношении гендерного и классового подходов в решении социальных проблем. Психоаналитические концепции (З. Фрейд, К. Хорни и др.), трансактный анализ (Э. Берн) о природе сексуальности, мужской и женской сущности, влиянии фетишей на формирование гендерных ролей мальчиков и девочек. Гендерные теории на современном этапе. Феноменологическая парадигма (Г. Рубин) о формировании гендерных символов, обменных процессов между мужчинами и женщинами в обществе. Теория социального конструирования гендера (Э. Гофман, Г. Гарфинкель,

К. Уэст, Д. Зиммерман). Гендер как социокультурный конструкт социализации, и продукт самосоциализации и самоидентификации. Теория гендера как стратификационной категории (А. Рич). Понятие гендерной системы, гендерная система как система власти и доминирования. Субординация внутри одного гендера. Гендер как культурная метафора (Э. Фи). Роль метафоры как культурного символа и формирующего фактора гендерной асимметрии.

4. Компоненты половой идентичности.

Компоненты половой идентичности: биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы, сексуальные роли. Биологический пол. Понятие “схема тела”, “образ тела”. Биологическая основа различий в поведении мужчины и женщины. Тестостерон и маскулинность, эстроген и фемининность. Общее и особенное в антропологическом строении мужчины и женщины. Понятие гендерной идентичности и гендерного идеала. Теории полового развития (З. Фрейд, Н. Ходоров, Э. Берн и др.). Роль моделирования, подкрепления, самосоциализации в формировании гендерной идентичности и идеала. Биологический пол и гендерная идентичность. Противоречивость процесса. Нарушение гендерной идентичности (гендерная дисфория). Трансгендеризм и транссексуализм. Транссвестизм. Гомосексуализм и лесбиянство – норма или девиация. Гендерные идеалы в обществе. Исторический и кросскультурный аспекты. Понятие “сексуальная роль”. Соотношение понятий “социальная роль” и “сексуальная роль”. Эссенциалисты и конструктивисты о природе человеческой сексуальности. Гетеросексуальность, бисексуальность и гомосексуальность как формы сексуального поведения. Межкультурные различия сексуального поведения мужчин и женщин в истории цивилизации. Проституция как коммерциализация сексуальной роли.

5. Социализация и гендер.

Понятие социализации личности. Теории социализации (Э. Эриксон,

Ж. Пиаже). Агенты и институты социализации. Этапы социализации. Механизмы и формы социализации. Воспитание и гендер. Стереотип воспитания и самосоциализация в семье. Школа и влияние сверстников. Средства массовой информации как институт и агент социализации. Адаптация и интеграция как формы гендерной социализации, трудности и преодоление гендерных стереотипов.

6. Стереотипы маскулинности и фемининности в обществе.

Понятие “маскулинность” и “фемининность”. Дихотомия маскулинных и фемининных качеств. Историческая динамика трансформации стереотипов маскулинности и фемининности. Транскультурные маскулинные и фемининнные качества.

7. Женский вопрос и его эволюция.

Сущность женского вопроса. Эволюция социального положения женщин как эгалитаристская проблема. Формирование концепции биархата как равенства прав и возможностей для женщин и мужчин. История формирования феминистских идей. Положение женщины в эпоху античности. Древнегреческие философы (Платон, Аристотель, Еврипид) о природе женщины и ее социальном статусе в обществе. Средневековая женщина. Христианство о месте женщины. “Молот ведьм” (1487 г.) Я. Шпренгера и Г. Инститориса как идеология физического уничтожения женщин. Женщина в общественном сознании феодального общества. Бесправие и дискриминация женщин. Эволюция женского вопроса в общественном сознании буржуазного общества. Буржуазная революция во Франции (1793 г.) и появление “Декларации прав женщин” (Олимпия де Гуж). Суфражистское движение в Европе и США и его роль в достижении избирательных прав женщин. Женские движения в ХХ веке.

8. История женского движения в России.

Основные предпосылки возникновения российского женского движения. Проблема женского бесправия в ХIX веке в политико-правовой, социальной, экономической сферах. Отмена крепостного права, реформы 1861 г. и женский вопрос. Этапы женского движения. Основная характеристика. Первый этап (1859-1894 гг.); второй этап (1895-1906 гг.); третий этап (1907-1914 гг.); четвертый этап (1914 - 1917 г.); пятый этап (1917-1980-е-1990-е гг. – советский гендерный поядок); современный этап женского движения. Основные направления женского движения второй половины XIX в. – начала ХХ века: либерально-демократическое, социал-демократическое, национал-патриотическое. Женщина-революционерка. «Тоталитарная» женщина и гендерно-нейтральная система. Образ современной женщины (женщина-предприниматель, женщина-политический деятель и др.). Женские общественные движения в России на современном этапе. Ассоциации кризисных центров и их роль в обществе. Женские общественные организации в Республике Татарстан. Формирование концепции равных прав и возможностей для женщин и мужчин.

9. Гендерное неравенство и социальный статус женщин в обществе.

Естественные различия и социальное неравенство. Сравнительно-исторический анализ положения мужчин и женщин в истории России и за рубежом. Женщина в экономике. Дискриминация на работе. Проблемы занятости. Феминизация безработицы. Женщина-руководитель, гендерные аспекты взаимоотношений на работе. Женщина-домохозяйка. Женщина и образование. Женщины в политике. Причины низкой политической активности женщин. Женские организации и их влияние на общественное настроение. Всемирные конференции по положению женщин. Гендерная идеология и власть. Гендерный аспект распределения частной и публичной власти. Перспективы женской политики в России.

10. Гендерные аспекты социальной работы.

Пол, гендер и социальная работа. Половозрастные, статусные, этнические аспекты гендерно ориентированной социальной работы. Социальный работник как объект и субъект социальной работы. Кодекс гендерной и феминистской социальной работы. Практика феминистской социальной работы. Проблемы насилия над женщиной. Домашнее насилие, гендерно-чувствительная социальная работа с жертвами домашнего насилия. Женский трафик, причины возникновения и пути преодоления.

Проблемы сохранения репродуктивного здоровья женщин и мужчин в России. Социальная работа в здравоохранении.

11. Методы в гендерологии. Социокультурное конструирование гендера

Общефилософские методы в гендерологии. Анализ и синтез, индукция и дедукция. Методы психодиагностики, применяемые в гендерологии. Применение статистических методов в прогнозировании социальных процессов (занятость и трудоустройство, пенсионное обеспечение) в гендерном измерении.

12. Социологические методы в гендерологии и феминологии.

Количественный и качественный методы анализа. Метод контент-анализа, дискурсивного анализа при изучении социокультурного конструирования гендера в средствах массовой информации. Определение смысловых и количественных индикаторов. Метод стандартизированного опроса. Программа исследования. Опросный лист. Определение репрезентативности выборки. Наблюдение и эксперимент в гендерологии. Интервью в гендерологии: биографическое, глубинное, свободное, фокус-групповое.

Самостоятельная работа

п/п

Тема

Часы

1.

4.

2

2.

10. Насилие в семье

2

3.

№ 11,12.

8

итого

12

Планы семинарских занятий.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по междисциплинарному экзамену для студентов направления 521100 «Социальная работа» Томск-2004

    Рабочая программа
    1.1.В соответствии с «Положением об итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений РФ» итоговый междисциплинарный экзамен (МДЭ) является обязательной компонентой итоговой аттестации выпускников высшего профессионального
  2. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 060105 «Стоматология»

    Публичный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 060105 «Стоматология» ведется в Северном государственном медицинском университете с 1958 года в соответствии с Приказом Министерства
  3. Отчет по результатам самообследования факультета социологии по направлению: 050400 Социально-экономическое образование Профиль: 050405 Социология

    Публичный отчет
    1.2. Нормативно-правовое обеспечение реализации образовательной программы профессиональной подготовки по направлению «050400 – Социально-экономическое образование», профиль: «050405 – социология».
  4. Рабочая программа дисциплины феминология федерального компонента цикла сд гос по специальности 021100- социальная работа

    Рабочая программа
    Феминология: Для студентов специальности «Социальная работа»: Рабочая программа / Сост. Е.В. Жижко. Краснояр. гос. ун-т. Красноярск: ИЦ КрасГУ, 2002. 30 с.
  5. Гендерология и феминология

    Учебно-методическое пособие
    Невлева Инна Михайловна, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой социальной работы и документоведения Белгородского университета потребительской кооперации

Другие похожие документы..