Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Часто можно прочесть, что математика возникла в глубокой древности из практических потребностей людей. По поводу древности математики никто спорить н...полностью>>
'Документ'
Друковані праці співробітників Сумського Д76 державного університету за 2008 рік: Бібліографічний покажчик.- Суми: Вид-во СумДУ. Бібліотека. Інформац...полностью>>
'Документ'
20 февраля 1937 г. в отделе писем в редакцию английского руководящего естественнонаучного журнала «Nature» была опубликована небольшая заметка знамен...полностью>>
'Документ'
Антитеррористическая операция Армии обороны Израиля в Секторе Газа в декабре 2008 г. – январе 2009 г. «Литой свинец» вызвала всплеск антиизральских и...полностью>>

Социальные и культурные факторы российско-кавказского взаимодействия (вторая половина XIX века первая треть XX века)

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Туаева Берта Владимировна

Социальные и культурные факторы российско-кавказского взаимодействия (вторая половина XIX века – первая треть XX века)

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Владикавказ 2010

Работа выполнена в отделе истории Учреждения Российской академии наук Северо-Осетинском институте гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева Владикавказского научного Центра РАН и Правительства РСО-А.

Научный консультант:

-доктор исторических наук, профессор

Канукова Залина Владимировна

Официальные оппоненты:

-доктор исторических наук, профессор

Клычников Юрий Юрьевич

-доктор исторических наук, профессор

Великая Наталья Николаевна

-доктор исторических наук, профессор

Кусов Генрий Измаилович

Ведущая организация:

Учреждение Российской академии наук Кабардино-Балкарский

институт гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН

Защита состоится «____» ________ 2010 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.248.01 при ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова» по адресу: 362025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46, зал заседаний диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова.

Автореферат разослан «______» _______________2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат исторических наук,

доцент А.Б. Хозиев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Установление российско-кавказских отношений является одной из фундаментальных и активно разрабатываемых проблем кавказоведения. Многочисленные исследования посвящены социально-экономическим и военно-политическим аспектам проблемы. Но Россия на протяжении многих веков формировалась как поликультурное государство, поэтому социокультурные факторы ее взаимодействия с национальными окраинами, наряду с экономическими и политическими, представляются сегодня актуальным объектом исторического кавказоведения.

Изучение процесса распространения форм российской социальной культуры на Северном Кавказе существенно дополняет историю российско-кавказского взаимодействия, дает возможность выявления конкретных способов и методов утверждения российского присутствия на Северном Кавказе, а также позволяет противостоять появившейся в отечественном кавказоведении тенденции к преднамеренному искажению прогрессивной роли России в исторических судьбах народов Кавказа.

Вторая половина XIX века для России стала временем небывалой общественной активности, которая обусловила успехи отечественной культуры не только в столичных центрах, но и на российских окраинах, создала предпосылки включения народов Северного Кавказа в российский цивилизационный процесс.

Городское пространство региона отличалось полиэтничностью, поликонфессиональностью, активным взаимодействием и взаимовлиянием различных культурных традиций. Капиталистическое развитие и урбанизационные процессы привели к модернизации общественно-культурной среды. Пореформенная модернизация общества способствовала расцвету филантропии и меценатства, формированию системы социальной защиты населения и возникновению многочисленных добровольных массовых объединений социальной и культурно-просветительской направленности1.

Их появление было закономерным явлением в условиях, когда государственная власть отдала на откуп общественности некоторые сферы социальной и культурной жизни. Сосредоточение добровольных обществ в городах детерминировано интеграцией культурного и интеллектуального потенциала.

Обращение к истории общественных организаций не только в масштабах всего государства, но и на региональном уровне приобретает особую актуальность, научную и общественную значимость как творческое переосмысление огромного опыта общественной практики с целью его использования в современных условиях.

Изучение деятельности северокавказских культурно-просветительских и благотворительных организаций, национальных и конфессиональных обществ, существенно дополняет представление об общественной жизни России в периоды модернизационных перемен, а также вносит вклад в локальную историю.

Проецируя «модель самоорганизации» столичных городов, передовые слои провинциального населения стремились не отставать от веяний времени. В деятельности общественных организаций принимали активное участие представители различных сословий: интеллигенция, духовенство, дворяне, купцы, казачество, мещане, крестьяне. Институт общественных организаций, продемонстрировавший удивительную способность содействовать развитию многих сфер жизни в дореволюционный период, становится социокультурным феноменом, дальнейшее совершенствование которого в XX веке способствовало формированию гражданского общества.

Одним из важных факторов развития городской культуры была общественная благотворительность, важным аспектом которой являлось участие в формировании системы социального призрения. Отечественную благотворительность следует рассматривать как социокультурное явление, как важную сферу жизнедеятельности дореволюционного общества и фактор созидания культурной среды. Участниками благотворительного процесса были не только состоятельные люди, отчисляющие денежные взносы в фонд обществ, но и многочисленная интеллигенция. Их личное участие, способности, энергия, благородные идеи бескорыстного служения общественным интересам определяли духовно-нравственное развитие общества.

Порой благотворительная деятельность проявлялась в самых неожиданных формах, малоизвестных в современных реалиях российской действительности. Одной из таких форм проявления милосердия и сострадания можно считать войсковое призрение. Исследования благотворительной деятельности и участия в общественном призрении казаков (в частности, Терского казачьего сообщества) актуализировано современным живым научным и общественным интересом к войсковому сословию как к многовековому социокультурному феномену.

Научное познание и теоретическое осмысление богатейшего исторического опыта общественной благотворительности привлекает внимание историков, социологов, психологов, культурологов и других специалистов, которые ставят вопрос о необходимости формирования нового научного направления, связанного с междисциплинарным изучением прошлого и настоящего благотворительности – ее исторических традиций, современных форм и перспектив развития. Поиск новой стратегии общественного развития сталкивается с проблемой совместимости традиционных ценностей и этики новых рыночных отношений. Сегодня по всей стране создаются различные благотворительные фонды и организации, призванные дополнять усилия государства в социальной и культурной сферах. Для них особенно актуален невостребованный ранее исторический опыт функционирования дореволюционных обществ, союзов, комитетов.

Научный и практический интерес представляет и исследование периода 1921 - 1929 годов российско-советской истории, - время проведения новой экономической политики (НЭПа). Это объясняется не только определенной схожестью современных проблем российского общества с проблемами, свойственными тому периоду, но и тем, что НЭП ранее исследовался с позиций государственной идеологии и требует переосмысления.

Шаги по либерализации советской политической системы в годы НЭПа вызвали рост социальной активности различных слоёв населения СССР, повышая роль разнообразных общественных (негосударственных) организаций. Это время некоторые исследователи называют «золотым веком» их истории. По оценкам современных авторов, в нэповские годы в стране возникли и действовали тысячи общественных организаций. Многие из них были созданы ещё в дореволюционный период, другие образовались уже после 1917 года, большинство из которых - непосредственно в нэповское время. Это были профессиональные и творческие союзы, национальные и молодежные объединения, клубы по интересам и пр. Несомненный интерес представляет собой региональный опыт реализации государственной политики национального и культурного строительства в 1920-е годы.

Обращение к истории возникновения и функционирования общественных организаций на локальном уровне позволяет выявить общее и особенное в направлениях и формах работы организованной общественности Российской империи, в формирующемся советском государстве в целом, и в частности, на Северном Кавказе.

Цель настоящей диссертации заключается в изучении деятельности общественно-культурных объединений в городах Северного Кавказа; классификации основных типов общественных организаций, анализа направлений и форм их деятельности в контексте российского исторического опыта.

Цель предполагает постановку и решение следующих задач:

- охарактеризовать социокультурный ландшафт северокавказских городов, значимыми элементами которого были различные добровольные общества и объединения;

- определить основные источники информации об этих обществах и обобщить эмпирический материал, характеризующий их деятельность;

- выявить причины интенсивного развития благотворительности на Северном Кавказе;

- проанализировать роль общественных объединений в культурной политике российского правительства;

- определить характер взаимодействия общественных организаций с органами местного самоуправления и исполнительной власти;

- изучить вклад светских, конфессиональных и национальных благотворительных обществ в развитие народного образования и становление системы общественного призрения;

- проанализировать практически значимые направления социальной поддержки, осуществляемые Терским казачьим войском;

- выявить роль культурно-просветительских, художественных, профессиональных и национальных обществ в развитии городской культуры;

- изучить конкретно-исторический опыт реализации национально-культурной автономии в период новой экономической политики;

- исследовать наиболее ценные и практически значимые для современности особенности общественно-культурной среды и принципы социальной, благотворительной и просветительской деятельности.

Объектом исследования являются социальные и культурные факторы российско-кавказского взаимодействия.

Предметом исследования является деятельность национальных, конфессиональных, благотворительных, образовательных, театральных, музыкальных, литературных, профессиональных, спортивных и других обществ, занимавшихся различными видами культурно-просветительской и благотворительной деятельности.

Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XIX века – первую треть XX века. Нижняя граница определяется изменениями, происходившими в России в связи с реформами, контрреформами, экономическим динамизмом, ростом правового самосознания общества. Подъем общественной активности повлиял на массовое появление неполитических объединений во второй половине XIX - начале XX веков как по России в целом, так и на национальных окраинах. Для Северного Кавказа это было время интеграции в российское экономическое и социокультурное пространство, мощного культурно-демократического подъема, формирования и развития местной интеллигенции. В этот период в регионе появились и активно функционировали многочисленные общеблаготворительные и специализированные общества, учреждения и комитеты, действующие в различных сферах социальной и культурной жизни.

Верхняя хронологическая граница исследования определена первыми тремя десятилетиями XX века, положившими начало новому этапу исторического пути развития российской государственности, в котором коренным изменениям подверглись все сферы жизни общества: политическая, экономическая и социокультурная. Следует отметить, что советский период истории России стал этапом формирования новой национальной политики, направленной на развитие культуры и экономики национальных районов страны. Наиболее успешный опыт реализации национально-культурной автономии был получен в ходе революций 1917 года и Гражданской войны, а также в 1920-е годы (в период НЭПа), когда правящая партия – ВКП (б) вела динамичный поиск оптимальных способов укрепления целостности государства и самоопределения народов РСФСР и СССР.

Территориальные рамки исследования охватывают Северо-Кавказский регион, включающий в дореволюционный период территории Ставропольской губернии, Терской и Кубанской области.

Выбор региона исследования вытекает из объективно сложившегося районирования Терской и Кубанской области, Ставропольской губернии, которые были тесно связаны между собой общностью социально-экономического развития, культурными традициями.

Строительство новой государственности и образование северокавказских автономных республик и областей в процессе самоопределения в рамках РСФСР; а также тесные исторические, хозяйственные и культурные связи этих областей позволяют изучать этот регион как единое целое.

Методология исследования базировалась на использовании общенаучных принципов, в том числе сравнительно-исторического подхода к анализу объектов исследования, а также и на специфических подходах исторического и социокультурного характера. Среди них – соотношение явлений культуры с общественно-историческим контекстом, взаимосвязь различных сфер культуры, взаимодействие ее духовных и материально-организационных аспектов.

В исследовании применен методологический принцип историзма с целью реконструкции реальной исторической среды, в которой проходил процесс распространения российской культуры, ее взаимодействие с местной культурной традицией. Логический метод дал возможность систематизировать выявленные общества, предложить их типологию. В процессе исследования был применен системно-функциональный метод, позволивший определить место изучаемых обществ в структуре культурной среды; познать сущностно-содержательную природу исследуемой общественной системы в ее глубине, выявить взаимосвязь между основными ее компонентами. Историко-генетический метод позволил установить, как изменялись во времени правовое положение обществ и направления их деятельности; историко-сравнительный дал возможность сопоставить работу общественных объединений Северного Кавказа и других регионов страны.

При исследовании основополагающими являлись формационный и цивилизационный подходы, синтез которых позволяет осветить социально-экономические, культурно-бытовые и ментальные трансформации северокавказских сообществ в условиях общероссийских модернизаций, т.е. буржуазно-демократического реформирования второй половины XIX века; строительства советского государства и проведения новой экономической политики в 1920-е годы.

Теоретической основой диссертации стали исследования по исторической урбанистике, рассматривающие общественно-культурную среду (И.М. Гревс, Н.П. Анциферов, Н.К. Пиксанов, А.И. Куприянов, Л.В. Кошман, Т.А. Булыгина, Сайко Э.В.), исследования по истории и методологии российского благотворительного процесса (М.И. Фирсов, А.Д. Григорьев, Г.Н. Ульянова, Л.В. Жукова, А.В. Ушаков, Т.Т. Кожихина).

Степень изученности проблемы. В отечественной историографии практически нет комплексных исследований, посвященных эволюции становления и развития института общественных организаций в России. В российской исторической науке дореволюционного, советского и постсоветского периодов полностью отсутствуют работы в контексте и хронологических рамках обозначенной проблемы. Вместе с тем, немало исследований посвящено отдельным аспектам российской культурной политики, носящих преимущественно фрагментарный характер и отражающих культурные процессы в рамках отдельных национальных образований. Многоаспектная культурная политика как фактор российско-кавказских отношений также остается без должного внимания.

Историография по данной проблеме имеет свою специфику в связи с разными подходами к изучению деятельности общественных организаций. Условно можно выделить три этапа: I этап - дореволюционный (1860-е годы по 1917 год); II этап - советский (1920-е - 1980-е года); III этап - современный (1990-е года и по настоящее время).

На первом этапе (дореволюционный) стали оформляться законодательные и нормативные, делопроизводственные и другие документы, относящиеся к деятельности обществ, поэтому основной массив научных исследований посвящен административному праву. В этой связи интересны работы И.Е. Андреевского, Н.П. Ануфриева, К. Ильинского, К.Г. фон Плато, Л.М. Роговина, В.И. Чарнолуского2, в которых описывается юридическое положение неполитических общественных объединений дореволюционного периода; раскрывается порядок учреждения обществ, особенности составления их уставов; содержится перечень законов, правительственных разъяснений и справочных сведений об обществах и союзах. В это время предпринимались первые попытки классификации основных типов официально зарегистрированных неполитических обществ в России и обработки понятийного аппарата.

В дореволюционной историографии некоторые авторы обращались к истории и деятельности конкретных общественных организаций определенной направленности, среди них можно отметить работы Н.И. Григорьева, И. Нейдинга, А.В. Орлова, В.О. Губерта и др.3 В их трудах содержится богатый фактический материал, но почти не затрагиваются теоретические вопросы. Региональная историография представлена в основном работами членов самих общественных организаций и небольшим количеством авторских научных исследований. Например, историческому и географическому, а также социально-статистическому исследованию дореволюционного города Ставрополя посвящены работы А.И. Твалчрелидзе и Е. Вейдембаума4.

Следующий этап историографии (советский) характеризуется снижением исследовательского интереса к деятельности дореволюционных, официально прошедших регистрацию, организаций, поскольку при изучении общественных структур использовался идеологический, т.е. классово-партийный подход, ставивший под сомнение существование бесклассовых и надклассовых организаций. В первые годы советской власти вышла работа А.И. Елистратова5, анализирующая юридическое положение дореволюционных общественных организаций с точки зрения новых политических реалий. Главное внимание исследователей в этот период было сосредоточено на изучении истории профсоюзов, отдельных научных и сельскохозяйственных обществ, комитетов и секций. В 1960-е годы вышел ряд трудов общего характера, в которых частично рассматривалась деятельность некоторых добровольных объединений и обществ6.

В советской исторической науке практически не было исследований, посвященных феномену благотворительности, поэтому благотворительные общества – просветительские, образовательные, художественные, национальные и другие не становились предметом специального исследования, а рассматривались схематично или в массиве общей информации. Традиционные социологические схемы, двухцветное видение мира исключили из нашей жизни и из науки такие понятия, как благотворительность, филантропия, меценатство. Советские историки ограничивались категоричной оценкой этих явлений как унизительной помощи бедным и способа отвлечения от классовой борьбы. Поэтому в монографических исследованиях городов Северного Кавказа редко упоминается о деятельности таких обществ. Тем не менее, в работах, посвященных истории и культуре отдельных городов, содержится материал, способствующий воссозданию реальной городской общественно-культурной среды. Так, П.А. Шацким и В.Н. Муравьевым был проведен масштабный исторический анализ пореформенной городской жизни Ставрополя7. Историко-этнографические и социально-экономические исследования старейших городов Северного Кавказа дореволюционного периода: Кизляра, Моздока, Георгиевска, Майкопа - также содержат интересующую нас характеристику общественно-культурной среды. Немногочисленные исследования отведены молодым северокавказским городам – Грозному и Нальчику. Среди них исторические очерки «Город Грозный»8. Авторы изучают историю основания крепости Грозной, анализируют причины и последствия миграционных потоков и формирования городской культурно-общественной среды. Краткий обзор культуры дореволюционного Грозного содержится и в работе Н.Ш. Шабаньянц «Город Грозный»9. Политико-экономическое и социально-культурное развитие Нальчика, основанного в 1818 году и до советского периода сохранявшего статус слободы, рассматривается в работах А.С. Кабанова, С.К. Бушуева.10 Ими учитывается тот факт, что город вырос из крепости-форпоста и его развитие было связано с политикой российского правительства. Являясь центром Кабарды и Балкарии, Нальчик со временем становится и культурно-просветительским центром для населения этих районов.

Весомый вклад в изучение городов северокавказского региона внес коллектив ученых, возглавляемый А.Л. Нарочницким. «История народов Северного Кавказа», изданная в 2-х томах, исследует историко-культурные и политико-экономические аспекты жизнедеятельности северокавказских народов с древнейших времен до 1917 года. Второй том исследования посвящен периоду конца XVIII – начала 1917 года11. Здесь рассматриваются исторические проблемы развития городской культурной среды на примере Моздока, Кизляра, Ставрополя, Владикавказа, Георгиевска, Екатеринодара, Нальчика.

Изучению городов Ставропольского края посвящена крупная работа коллектива ученых, издавших 2-томный труд «Очерки истории Ставропольского края». Первый том исследователи отвели изучению края с древнейших времен до 1917 года. В работе дан анализ экономического, социального и культурного развития Ставрополя, Пятигорска, Георгиевска, Кисловодска12.

В монографических исследованиях, посвященных различным проблемам истории Осетии, в той или иной связи затрагиваются вопросы, связанные с историей и культурой Владикавказа. Первый исторический очерк по Владикавказу был издан в 1947 году известным ученым Л.П. Семеновым, описавшим историю основания и перестройки крепости, ее преобразование в город, развитие Владикавказа в пореформенное время13. Весомый вклад в изучение города внесли В.И. Ларина и Л.В. Куприянова, в работах которых рассматривается история города, его экономическое развитие в период капитализма, роль Владикавказа в установлении хозяйственных и культурных связей Осетии с Россией, влияние российской культуры на формирование городской среды14. Л.В. Куприянова характеризует Владикавказ как развитый капиталистический город. Кавказовед М.С. Тотоев, рассматривая развитие культуры и общественной мысли, а также русско-осетинские культурные связи, большое внимание уделяет Владикавказу, выявляя его роль в распространении российской культуры в Осетии15.

Оживление интереса советских ученых к дореволюционным неполитическим общественным объединениям в 1970-х - 1980-х годах выразились в целом ряде серьезных исследований. Теоретическими проблемами изучения культурно-общественных организаций занимались такие ученые, как Г.А. Арутюнов, В.Р. Лейкина-Свирская, А.И. Прийменко, А.И. Щиглик, Ц.А. Ямпольская. В 1971 году в сборнике статей «Вопросы теории и истории общественных организаций» А.И. Щигликом и Ц.А. Ямпольской были сформулированы основные признаки «добровольных советских объединений»16.

Большой интерес представляют работы А.В. Ушакова, И.Т. Довженко, В.В. Козлова, Н.Г. Филиппова, вышедшие в этот период. Авторы подчеркивают позитивную роль дореволюционных общественных организаций (взаимопомощи учителей, врачей, фельдшеров, торговых служащих, студентов и др.); обозначают прогрессивную роль дореволюционных научных обществ. Исследования содержат значительный фактический материал, связанный с политикой государства по отношению к легальным общественным объединениям. Одним из ведущих специалистов по истории российских общественных организаций Степанским А.Д., впервые была обоснована важность научного изучения, сформулировано современное определение общественной организации, дана классификация дореволюционных объединений и предпринята попытка исследовать столичные организации как единую систему17.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Строительство вооруженных сил российской империи в период государственно-правовых преобразований во второй половине XIX века (Историко-правовое исследование)

    Исследование
    В настоящее время проведены или проводятся реформы вооруженных сил в ряде стран мира. Ими накоплен значительный опыт в вопросе правового обеспечения военных преобразований, который нельзя не учитывать, но и недопустимо слепо копировать
  2. История Католической Церкви в Узбекистане со второй половины XIX века до 1939 года (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 26 марта 2012 года в 15 часов на заседании Диссертационного совета в Московской Духовной Академии по адресу: 141300, Московская область, город Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия, Малый актовый зал.
  3. Мусульмане на территории восточной сибири во второй половине XIX -начале XX веков

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 23 ноября 2007 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.074.05 при Иркутском государственном университете (664003, Иркутск, ул.
  4. История Католической Церкви в Узбекистане со второй половины XIX века до 1939 года (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 3 июня 2011 года в 10.00 часов на заседании Диссертационного совета в Московской Духовной Академии по адресу: 141300, Московская область, город Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия, Большой актовый зал.
  5. Городские общественные банки в системе местных финансов россии второй половины XIX века 08. 00. 01 экономическая теория

    Автореферат
    Защита состоится 25 марта 2011 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.198.01 по экономическим наукам при ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» по адресу: 125993, г.

Другие похожие документы..