Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Проблемы системы управления качеством в жилищно-коммунальном хозяйстве регионов Российской Федерации (на примере регионов СЗФО: Новгород и Карелия в ...полностью>>
'Лекции'
Особенности течения лекарственных отравлений у детей (отравления клофелином, амитриптилином, транквилизаторами, антигистаминными, производными барбиту...полностью>>
'Документ'
Химические продукты, предназначенные для использования в промышленных, научных  целях, в фотографии, сельском хозяйстве, садоводстве и лесоводстве; не...полностью>>
'Документ'
На підставі статей 6, 39 Закону України «Про місцеві державні адміні­страції», Указу Президента України від 25 жовтня 2010 року №965/2010 «Про відзна...полностью>>

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №97 – детский сад

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей

игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки),

менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.

Интеграция образовательных областей

Чем младше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие. Наиболее

эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно

использует интегративный подход при организации образовательного процесса.

Поясним принцип интеграции образовательных областей на примере физического

развития.

Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в

процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при

организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с

элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики,

конструирования и пр.

Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы

от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности

(не просто ответ на вопрос, а ответ и хлопок, ответ и передача мяча и пр.). Такой подход не

только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению

остальных образовательных задач.

С другой стороны, в процессе образовательной деятельности по физическому развитию

следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных

областей:

 формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при

пользовании спортивным инвентарем («Безопасность»);

 создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального

выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости,

взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и

поведения сверстников («Социализация»);

 участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования

(«Труд»);

 активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования,

пересчет мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве,

подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация

движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игр и

упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования), просмотр и обсуждение

познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни

(«Познание»);

 проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности

детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий

физической культурой («Коммуникация»);

 игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные

физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек («Чтение художественной

литературы»);

 привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и

воспитателя, оформления помещения; использование на занятиях физкультурой

Изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки,

мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр («Художественное

творчество»);

 ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение

спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических

способностей в подвижных играх имитационного характера («Музыка»).

Аналогично реализуется интегративный подход при решении образовательных задач по

остальным образовательным направлениям: социально-личностному, познавательно-речевому,

художественно-эстетическому.

Формы работы с детьми

Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделен на:

образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных

видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-

исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) (далее по тексту —

«организованная образовательная деятельность»);

образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

самостоятельную деятельность детей;

взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной

программы дошкольного образования.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту

формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и

зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и

региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого

подхода педагога.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно

игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение

происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы)

выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.

В практике используются разнообразные формы работы с детьми.

Организованная образовательная деятельность

игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые,

подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-

драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;

просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;

чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение,

рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских

иллюстрированных энциклопедий;

создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-

нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и

событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;

наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;

изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности;

создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового

помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;

проектная

деятельность,

познавательно-исследовательская

деятельность,

экспериментирование, конструирование;

оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-

прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.;

тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества,

уголков природы;

викторины, сочинение загадок;

инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений,

развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;

рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к

знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев,

цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного,

изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;

продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по

замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на

тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художествен-

ным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование

иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;

слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические

игры, связанные с восприятием музыки;

подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных

инструментов;

пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции,

певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен;

танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений,

показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление

плясок под народные мелодии, хороводы;

физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом

физических упражнений), комплексные (с элементами развит речи, математики,

конструирования),

контрольно-диагностические,

учебно-тренирующего

характера,

физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок,

авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на тeмы прочитанных

сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с

элементами движений.

Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские

туристические прогулки;

физкультурные досуги (проводятся 1-2 раза в месяц);

спортивные праздники (проводятся 2-3 раза в год);

соревнования;

дни здоровья;

тематические досуги;

 праздники;

театрализованные представления;

 смотры и конкурсы;

экскурсии.

Образовательная деятельность

при проведении режимных моментов

физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные

прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла

после еды. воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна,

контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй

половине дня;

социально личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных

моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания,

дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке

инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и

упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков

безопасного поведения при проведении режимных моментов;

познавательно речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные

диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов;

ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур,

поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической

культурой, гигиенических процедур);

художественно эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни

детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при

проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в

окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и

чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.

Самостоятельная деятельность детей

физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе,

спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.);

социально личностное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды

самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

познавательно речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких

стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений,

самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры,

рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок»,

развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (разви-

вающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);

художественно эстетическое развитие: предоставление детям возможности

самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня),

рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на дет-

ских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.

Взаимодействие с семьями детей

Возможные формы работы с семьей даны в разделе «Работа с родителями».

Проектирование

воспитательно-образовательного процесса

Воспитательно-образовательный процесс следует строить, учитывая контингент

воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности, социальный заказ родителей.

При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить

единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать

поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном

материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного

процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных

областей дает возможность достичь этой цели.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает

большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию

оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для

практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить

региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение

единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего

дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными

возможностями.

Тематический подход позволяет оптимально организовать образовательный процесс для

детей с особыми потребностями.

Одной теме следует уделять не менее одной недели. Оптимальный период—2-3 недели.

Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе, и уголках

развития.

Отдельно выделена в Программе культурно-досуговая деятельность. Развитие

культурно-досуговой деятельности детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку

отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию

умения занимать себя.

Формы работы и задачи развития культурно-досуговой деятельности, примерные

перечни развлечений и праздников даны для каждой возрастной группы в разделах по

возрастам.

Первая группа детей

раннего возраста

(от рождения до года)

Возрастные особенности детей

Первый год жизни ребенка в плане развития самоценен как сам по себе, так и с позиций

отдаленной перспективы. Но педагогические воздействия достигнут цели лишь в случае знания

особенностей его развития.

Этот период жизни ребенка, как никогда в последующем, отличается быстрым темпом

физического, психического и даже социального развиты.

Средний вес (масса тела) при рождении 3200-3400 г. К 5-6 месяцам он удваивается, а к

году утраивается. Средний рост ребенка при рождении 50-—52 см, к году малыш подрастает на

20-25 см.

Полноценный сон, активное бодрствование не даны ребенку от рождения. Лишь

постепенно в течение первых месяцев (и даже года) он «научается» глубоко и спокойно спать,

активно бодрствовать.

В течение дня сон ребенка несколько раз чередуется с периодами активного

бодрствования, длительность которого постепенно, но достаточно быстро увеличивается в

течение года: с 1 часа до 3,5-4 часов. Это свидетельствует о развитии процессов высшей

нервной деятельности и одновременно о необходимости охраны нервной системы малыша от

переутомления

Умение активно бодрствовать — основа для развития движений, восприятия речи и

общения с окружающими.

Новорожденный беспомощен. Он не может даже подтянуться к источнику питания —

материнской груди. А уже в 7-8 месяцев малыш активно ползает, может самостоятельно сесть и

сохранять эту позу, занимаясь игрушкой. К году он самостоятельно ходит.

Взаимосвязь и взаимозависимость разных сторон развития ребенка; первый год жизни

особенно ярко проявляются при освоении основных движений.

В первые месяцы жизни у ребенка интенсивно развиваются зрение в слух. Под их

контролем и при их участии начинают действовать руки: малыш хватает и удерживает видимый



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Тополёк»

    Документ
    Лицензия на образовательную деятельность: Серия - А № 290205, регистрационный номер 43/ ДО. СЗО – 1831/117 от 06 февраля 2009года. Срок действия лицензии - до 05 февраля 2014 года.
  2. Публичный доклад муниципального дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида «Детский сад «Улыбка» г. Надыма

    Доклад
    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад «Улыбка» (МДОУ «Детский сад «Улыбка») категории второй зарегистрировано на основании Постановления Мэра муниципального образования
  3. Публичный информационный доклад о деятельности коллектива автономного муниципального дошкольного образовательного учреждения города ижевска детского сада общеразвивающего вида «розовая пантера» за 2009 год

    Доклад
    Предлагаем вашему вниманию Публичный информационный доклад, в котором представлены результаты деятельности ДОУ за 2009 (финансовый) и 2009-2010 учебный год.
  4. Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения города Бузулука

    Образовательная программа
    Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ. Сведения о квалификации педагогических кадров. Сведения о семьях воспитанников ДОУ 4
  5. Приказ № от 20 г проект образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «светлячок» согласовано

    Документ
    Свидетельство о государственной аккредитации: серия АА 174058, регистрационный номер 1625 от 18.05.2006 г, сроком на 5 лет, в соответствии с приказом № 876 от 06.

Другие похожие документы..