Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
разработаны: министерством имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области совместно с мини...полностью>>
'Контрольные вопросы'
Изучить основные методы сортировки данных. Разработать алгоритмы указанных в варианте методов. Оценить эффективность метода в зависимости от длины ма...полностью>>
'Документ'
«Об охране окружающей среды в Ростовской области» от 11.03.2003 г. № 316-ЗС. и руководствуясь п. 18.ч. 1.ст. 2 Устава Шаумяновского сельского поселени...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится « » 2010 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.052.01 в ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университе...полностью>>

Тема общество, политическая власть, государство. Политическая система общества

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Совместно с избирательными комиссиями субъектов РФ она в первую очередь:

  • осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ и их права на участие в референдумах, контроль за законностью выборов, организует общегосударственную систему регистрации избирателей;

  • организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, и осуществляет контроль за их соблюдением;

  • осуществляет меры по организации системы финансирования выборов и референдумов, контролирует их целевое использование;

  • оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям и т.д.

Центральная избирательная комиссия утверждает персональный состав территориальных избирательных комиссий краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Центральная избирательная комиссия осуществляет меры по организации единообразной системы подведения итогов голосования, используя в том числе и систему "ГАС - выборы". Члены Центральной избирательной комиссии работают под руководством председателя и могут быть досрочно освобождены от своих должностей только по решению органа, назначившего их на эту должность. Более конкретно и детально полномочия Центральной избирательной комиссии определяются в законах о выборах Президента РФ, выборах депутатов Государственной думы, проведении референдума в РФ.
     Изменения в статусе Центральной избирательной комиссии могут быть внесены только в связи с принятием новых федеральных избирательных законов.

Уполномоченный по правам человека

Конституция закрепляет положение о том, что Уполномоченный по правам человека назначается на должность и освобождается от должности Государственной думой. Более детально порядок его назначения, полномочия и порядок их осуществления регулируются Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека" от 27 февраля 1997 г.
     Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается на свою должность Государственной думой сроком на пять лет в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

  • Основные задачи Уполномоченного заключаются в следующем:

    • способствовать восстановлению нарушенных прав;

    • способствовать совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина;

    • приведение законодательства РФ о правах человека и гражданина в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

    • способствовать развитию международного сотрудничества в области прав человека;

    • способствовать правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Для гарантий его деятельности устанавливается принцип неприкосновенности Уполномоченного, принцип несовместимости его поста с участием в качестве депутата законодательного органа, государственного служащего, члена общественного объединения, преследующего политические цели, с занятием любой другой оплачиваемой должности, а также членством в политических партиях.
     Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут быть внесены в Государственную думу Президентом РФ, Советом Федерации, депутатами Государственной думы, депутатскими объединениями Государственной думы. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного осуществляется большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы. Включение в список для тайного голосования производится двумя третями голосов от общего числа депутатов. Уполномоченный вступает в должность с момента принесения присяги на заседании Государственной думы.
     Компетенция Уполномоченного включает в себя рассмотрение жалоб граждан России, а также находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Уполномоченный вправе обжаловать решения или действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.
     Жалоба, подаваемая Уполномоченному, должна быть предварительно рассмотрена в судебном или административном порядке. Уполномоченный не вправе обжаловать решения Государственной думы и Совета Федерации, а также решения законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
     По собственной инициативе Уполномоченный может принять меры по защите прав и свобод граждан в случае грубого и массового их нарушения, а также в случае необходимости защиты интересов лиц, по тем или иным причинам не способных защищать свои права. При проверке полученных на его имя жалоб Уполномоченный имеет право посещать все органы государственной власти, присутствовать на заседаниях коллегиальных органов; беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения; получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, включая результаты аудита по вопросам конкретной жалобы; получать от должностных лиц и государственных служащих необходимые сведения, документы и материалы, самостоятельно или совместно с компетентными органами проводить необходимые проверки, поручать компетентным органам проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, связанным с рассматриваемой жалобой.
     В связи с проведением проверки по жалобе Уполномоченный имеет право знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения по которым вступили в законную силу, а также с материалами, по которым отказано в возбуждении уголовного дела.
     При проверке жалобы руководители организаций обязаны принимать Уполномоченного безотлагательно. О результатах рассмотрения жалобы он должен известить заявителя и направить в государственные органы или должностным лицам, нарушившим права и свободы конкретного гражданина, свое заключение, которое должно содержать рекомендации по восстановлению нарушенных прав и свобод.

  • По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный может принять следующие меры:

    • обжаловать решения или действия (бездействие), нарушившие права человека в судебном порядке;

    • обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, нарушившего права и свободы;

    • обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

    • обратиться в Конституционный суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененном или подлежащим применению в конкретном деле;

    • изложить свои доводы должностному лицу, правомочному вносить протесты;

    • присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора.

В случае неоднократных нарушений прав и свобод граждан по результатам изучения и анализа информации о подобных нарушениях и обобщения итогов рассмотрения жалоб, Уполномоченный имеет право направить соответствующим органам и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, обратиться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов РФ; выступить с докладом на очередном заседании Государственной думы в случае массового нарушения прав и свобод граждан, а также обратиться в Государственную думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушений прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний.
     По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ, палатам Федерального Собрания, Правительству; в Конституционный, Верховный, Высший арбитражный суды и в Генеральную прокуратуру. Ежегодно итоговый доклад Уполномоченного по правам человека публикуется в официальных государственных изданиях для всеобщего сведения.

Российская академия наук

Российская академия наук в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. имеет государственный статус, учреждается федеральными органами власти, финансируется из федерального бюджета.
     По закону структура Российской академии Наук и отраслевых академий наук, порядок деятельности и финансирования входящих в их состав научных организаций устанавливаются ими самостоятельно. Во главе академий стоят избираемые ими самостоятельно путем тайного голосования президиумы и президенты академий. Академии создаются, реорганизуются и упраздняются по представлению Правительства РФ законодательными органами РФ. К отраслевым академиям наук относятся Академия медицинских наук, Академия сельскохозяйственных наук, Академия образования, Академия архитектуры и строительных работ, Академия художеств, которые вместе с Российской академией наук являются самоуправляемыми организациями, действующими на основе законодательства Российской Федерации и на основе собственных уставов.
     Российская академия наук и отраслевые академии представляют Президенту РФ и Правительству РФ отчеты о научных исследованиях, проводимых академиями и их научными организациями, и о результатах этих исследований.
     Правительство РФ заинтересовано в дальнейшем совершенствовании деятельности Российской академии наук и отраслевых академий, повышении эффективности их исследований и скорейшем внедрении их в практическую сферу, поскольку это будет способствовать развитию научно-технического прогресса.

     Система органов государственной власти Российской Федерации находится в стадии развития и дальнейшего совершенствования, требуемого усложнением условий общественно-политической и государственной жизни Российской Федерации и ее субъектов. Происходит процесс укрепления вертикали исполнительной власти, совершенствование структуры законодательных органов, в том числе и Совета Федерации, реформа судебной системы. Эти государственно-правовые процессы проходят сложно, иногда встречают серьезное противодействие со стороны отдельных государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, определенных категорий граждан, особенно в субъектах Российской Федерации.

ТЕМА 6. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6.1. Предмет и принципы гражданского права

  • Предмет и метод гражданского права

  • Объективное и субъективное право

  • Диспозитивные и императивные нормы в гражданском праве

  • Принципы гражданского права

Предмет и метод гражданского права

Предмет гражданского права составляют отношения, регулируемые гражданским законодательством (ст. 2 ГК РФ). В круг таких отношений Гражданский кодекс включил имущественные отношения, а также связанные с ними личные неимущественные отношения. Однако далеко не все отношения имущественного характера относятся к сфере гражданско-правового регулирования. Ряд таких отношений регулируется нормами иных отраслей права - административного, финансового и др.
     Отграничение круга отношений, охватываемых гражданско-правовым регулированием, от отношений, регулируемых иными отраслями права, производится при помощи метода правового регулирования.
     Методом правового регулирования называют способ воздействия на поведение участников правоотношений, направленный на достижение целей правового регулирования.

  • Право по-разному может воздействовать на участников правоотношений:

    • оно может применять к ним метод властного подчинения (административные правоотношения);

    • оно может применять к ним метод репрессии (уголовные правоотношения) и др.

Для гражданского права такие методы не свойственны.
     Метод гражданско-правового регулирования основан на юридическом равенстве, признаваемом за участниками правоотношений, на автономии их воли (независимости их волеизъявления при вступлении в правоотношения, их изменении или прекращении), а также на их имущественной самостоятельности. Цель регулирования, преследуемая таким методом, состоит в обеспечении преимущественно координационных связей между ними, при которых вступление в правоотношение происходит по воле, усмотрению самого участника гражданского оборота, а не по велению одного из таких участников (как это имеет место при субординационном подходе к установлению правоотношений).
     Другими словами, юридическое равенство участников гражданских правоотношений означает, что такие участники (субъекты) равноправны и независимы друг от друга. Однако их равноправие не означает равенства содержания субъективных прав, принадлежащих участникам правоотношения. Достижение подобного равенства не составляет цели гражданско-правового регулирования, да оно и невозможно в тех весьма распространенных отношениях, которые предполагают наделение одной стороны только правами при возложении на другую сторону только обязанностей. Именно такое распределение прав и обязанностей может иметь место, например, в договоре займа.
     Равенство участников гражданских правоотношений - это вовсе не наделение равными, одинаковыми по объему правами и обязанностями. В такой, например, сделке, как договор займа, один участник имеет в основном только права (кредитор), а другой в основном только обязанности (должник). Между тем договор займа - это гражданско-правовая сделка, не исключаемая из-под действия гражданско-правового регулирования.
     Обеспечение равенства участников как метод гражданско-правового регулирования имеет своим назначением вовсе не уравнивание прав, приобретаемых сторонами отдельных видов сделок, а исключение подчинения одной стороны другой в ходе заключения сделки. Уместно подчеркнуть в этой связи необходимость различать право в объективном смысле и субъективные гражданские права. Это позволит избежать отождествления понятия права как вместилища норм и правил регулирования с понятием права как конкретного правомочия конкретного лица.
     Какой же круг общественных отношений охватывается регулированием посредством гражданско-правового метода? Ответ на этот вопрос содержится в ст. 2 ГК РФ: гражданско-правовым регулированием охватываются имущественные и связанные с ними неимущественные отношения.

  • К числу имущественных отношений, входящих в предмет гражданско-правового регулирования, относятся:

    • отношения собственности и оборот движимостей и недвижимостей (ст. 130 ГК РФ);

    • отношения интеллектуальной собственности (ст. 1 ГК РФ);

    • личные неимущественные отношения, связанные с имущественными.

Объективное и субъективное право

Если речь идет о совокупности юридических норм, относящихся ко всем лицам, подчиняющимся их действию, то такая совокупность составляет право в объективном смысле (в данном случае - гражданское право). Такие нормы сами по себе не порождают прав и обязанностей для отдельных (конкретных) лиц. Они лишь предназначены для регулирования тех отношений, которые способны сложиться между отдельными лицами в гражданском обороте. Несколько упрощая, можно пояснить это так: наличие в Гражданском кодексе норм о договоре, например займа, не означает, что в обязанности участников гражданских правоотношений входит заключение договоров займа. Конечно, кодекс или иной источник гражданского права не может не закреплять те или иные гражданские права или обязанности, но для того, чтобы они возникли у конкретных лиц (стали их субъективными правами), необходимо наступление обстоятельств, приводящее в движение механизм гражданского регулирования. Такие обстоятельства прямо предусматриваются объективным правом и именуются юридическими фактами. Порождаемые ими отношения и являются гражданскими правоотношениями, а правомочия, возникающие у их участников, - их субъективными правами.
     Субъективное право, таким образом, можно понимать как правомочие, признаваемое за субъектом права. Цель такого правомочия определяется его интересами, к удовлетворению которых он стремится, вступая в гражданские правоотношения.
     Вступление в такие правоотношения делает лицо их участником, или субъектом; признаваемые за ним гражданские права являются его субъективными правами. Вместе с обременяющими субъектов обязанностями эти права образуют содержание отдельного правоотношения (возникающего из договора, деликта или иного основания).
     Следует учитывать, что вступление в гражданское правоотношение может быть не только добровольным. Иногда оно не зависит от воли стороны. Примером превращения лица в субъект гражданского правоотношения против своей воли могут служить некоторые внедоговорные обязательства. Например, гражданское правонарушение (деликт), совершенное при условиях, указанных в законе, порождает у потерпевшего право требовать возмещения вреда, а у причинителя - обязанность его возмещения. В этом случае нормы законодательства, предписывающие ответственность причинителя вреда, составляют часть объективного права, а конкретное право на истребование возмещения от причинителя вреда выступает субъективным правом пострадавшего.
     Субъективное право не следует отождествлять с правоспособностью. Эти понятия соотносятся между собой как причина и следствие, условие и результат. Субъективное право - это всегда право, уже имеющееся у конкретного лица, возникшее из конкретного правооснования. Правоспособность же конкретного лица, как будет показана ниже, - это лишь предпосылка к обладанию или приобретению им субъективного права (или обязанности).

Диспозитивные и императивные нормы в гражданском праве

Метод гражданско-правового регулирования проявляется в способах воздействия на поведение субъектов гражданских правоотношений. Такое воздействие осуществляется со стороны правовых норм. Сила и характер действия гражданско-правовых норм неодинаковы.

  • С учетом такой неодинаковости их можно разделить на две части:

    • императивные нормы;

    • диспозитивные нормы.

Различие между ними проходит по линии воли участников гражданских правоотношений. Императивные нормы имеют принудительный характер. Они действуют на участников правоотношения независимо от воли последних. Диспозитивные нормы имеют восполнительный характер. Они действуют на участников конкретного правоотношения лишь в тех случаях, когда таковое не урегулировано волей последних (восполняя тем самым не выраженную ими волю).
     Диспозитивные нормы характерны для сферы частного права, в то время как императивные нормы составляют содержание публичного права. Однако не все гражданско-правовые нормы диспозитивны. Для некоторых категорий общественных отношений, относящихся к кругу гражданско-правового регулирования, диспозитивные нормы не применимы, так как требуют регулирования, не зависящего от воли их участников. Так, только императивными нормами регламентируются вопросы правового статуса субъектов гражданского права. Императивны по своей природе многие нормы вещного и наследственного права. Договорное право наполнено преимущественно диспозитивными нормами, хотя целый ряд договорных обязательств также подчиняется действию императивных норм (вексельные, чековые отношения и др.).

Принципы гражданского права

Основные начала, характеризующие систему гражданских правоотношений, определяющие основу их строения и развития, именуют принципами гражданского права. Их организующее и системообразующее значение заключается в том, что они присущи всей совокупности гражданских правоотношений и пронизывают все институты гражданского права.
     Назначение принципов, прямо формулируемых законодателем либо вытекающих из отдельных норм, состоит в обеспечении правильного применения гражданско-правовых норм и содействии более глубокому пониманию содержания и целей гражданско-правового регулирования.
     Составляющие основу гражданского права современной России принципы (или основные начала) указаны непосредственно в Гражданском кодексе (ст. 1). Важнейшими из них выступают следующие:
     1. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Уяснение содержания этого принципа требует правильного понимания идеи равенства в гражданских правоотношениях. Здесь следует воздерживаться, по меньшей мере, от трех ошибочных суждений об идее равенства.
     Так, эта идея заключается вовсе не в том, чтобы уравнивать их участников в имущественной сфере; имущественное положение участников гражданского оборота может быть совершенно неодинаковым (как правило, оно и не может быть совершенно одинаковым).
     С другой стороны, равенство в гражданских правоотношениях не означает, строго говоря, и равенства в правоспособности: она неодинакова у граждан и юридических лиц, нет равной правоспособности и в кругу одних лишь юридических лиц.
     Наконец, не следует понимать такое равенство как равенство субъективных прав, принадлежащих участникам отдельного правоотношения. Содержание таких правоотношений, возникающих из различных сделок, может давать примеры самого различного распределения прав и обязанностей внутри каждого из них, вплоть до закрепления за одной стороной только прав и возложения на другую только обязанностей.
     Правильное понимание идеи равенства участников гражданских правоотношений, воплощенной в юридическом принципе, требует уяснения цели, на достижение которой она направлена. Эта цель состоит в исключении подчиненности одного участника другому, зависимости поведения одного контрагента от усмотрения или воли другого. Признавая равенство участников гражданских правоотношений, закон устанавливает между ними связь не субординационного, а координационного характера. Субъективные права участников гражданских правоотношений могут быть неравными по содержанию, но условия их осуществления обязательно должны быть равными.
     Поясним на примере, что значит иметь одинаковые условия осуществления своих прав.
     Так, к числу условий осуществления субъективных прав относятся и условия их защиты от возможного нарушения. В кодексе мы обнаруживаем конкретное проявление принципа равенства применительно, в частности, к защите прав собственников: в ст. 212 ГК РФ указывается, что они защищаются одинаково, независимо от форм собственности. Следовательно, независимо от того, кто выступает носителем права собственности, - отдельные граждане, юридические лица или органы публичной власти в лице государственных или муниципальных образований, - всем им закон предоставляет совершенно одинаковые средства защиты против нарушения принадлежащего им права или последствий его нарушения.
     В то же время следует иметь в виду, что участие субъектов конституционного (публичного) права в гражданских правоотношениях на равных началах с субъектами гражданского права не лишает органы власти закрепленных за ними властных правомочий. Просто эти полномочия осуществляются ими в иных сферах - налоговой, таможенной, валютно-финансовой и проч. В сфере же гражданского оборота, в которой они также могут осуществлять свою деятельность, принадлежащие им властные полномочия не подлежат применению. Так, вступая в отношения с гражданами или юридическими лицами как субъектами частного права (например, заключая с ними различные договоры), они подчиняются действию гражданско-правовых норм, предписывающих равные начала в ответственности за неисполнение принятых на себя обязательств. Обязанность возмещать своим контрагентам убытки от ненадлежащего исполнения, уплачивать неустойку и т.п., лежит на том, кто не исполнил обязательство, независимо от того, наделен он властными полномочиями или нет.
     2. Принцип неприкосновенности собственности. Гражданское законодательство основывается на неприкосновенности собственности (п. 1 ст. 1 ГК РФ). Неприкосновенность и защита собственности находит свое выражение и в иных нормах Гражданского кодекса, конкретизирующих положение, закрепленное в ч. З ст. 35 Конституции РФ: "Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и полного возмещения". Кодекс допускает принудительное отчуждение лишь по ограниченному кругу оснований (реквизиция, выкуп бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей, конфискация, выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними; прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать; отчуждение недвижимости в связи с отчуждением участка, на котором она находится) и лишь в строгом соответствии с законом (ст.ст. 235, 238-243).
     Этот же пример свидетельствует о закреплении кодексом принципиальной возможности участия в гражданско-правовой деятельности субъектов конституционного права, а именно Российской Федерации и ее субъектов Российской Федерации. Участие их в регулируемых гражданским правом отношениях осуществляется на равных началах с гражданами и юридическими лицами (ст. 124 ГК РФ).
     3. Принцип свободы договора. Этот принцип пронизывает всю систему договорного права и выражается в признании договора основной формой опосредования хозяйственных связей самостоятельных участников гражданского оборота. Свобода договора позволяет им по собственному усмотрению выбирать или создавать собственную модель договорных отношений, самостоятельно решать вопрос о вступлении в договор (ст. 421 ГК РФ). Ограничение свободы договора допустимо лишь в порядке исключения и лишь в той мере, в которой подобное ограничение вообще допустимо по отношению к гражданским правам, т.е. в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1 ГК РФ).
     Принцип свободы договора отражает одну из важнейших идей в сфере правового регулирования отношений гражданского оборота - идею диспозитивности.
     Эта идея заключается в предоставлении участникам правоотношения права самостоятельно определять как содержание правоотношения, так и устанавливать правила, действию которых оно подчиняется. Первая возможность обеспечивается тем, что круг оснований, по которым могут приобретаться гражданские права и обязанности, не ограничивается в кодексе какими-либо специальными рамками (ст. 8 ГК РФ). Вторая возможность обеспечивается наполнением кодекса значительным числом диспозитивных норм, подлежащих применению лишь в случаях, когда участники отношения не предусмотрят в своем соглашении иного правила, чем то, которое зафиксировано диспозитивной нормой.
     Таким образом, диспозитивность призвана содействовать такому порядку вещей, при котором приобретение прав и осуществление обязанностей производится участниками гражданского оборота своей волей и в своем интересе. В кодексе прямо указывается: "Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе" (п. 2 ст. 1 ГК РФ).
     4. Принцип невмешательства в частные дела. Этот принцип закреплен в ст.1 ГК РФ и предполагает недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Положение кодекса прямо отражает конституционную норму, закрепленную в ст.23 Конституции РФ и предусматривающую право каждого на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени.
     5. Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав. Задача этого ведущего начала гражданского законодательства состоит в обеспечении свободной инициативы участникам гражданского оборота. Закрепление этого принципа в кодексе отражает и конституционное положение о том, что "каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности" (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ).
     Само осуществление гражданских прав неразрывно связано с данным принципом и зависит от его неукоснительного соблюдения. Так, в кодексе указывается, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, причем отказ от осуществления принадлежащих им прав не влечет, по общему правилу, прекращения этих прав (ст. 9 ГК РФ).
     Осуществление гражданских прав может быть подвергнуто определенным ограничениям, если того требует действующий правопорядок. Так, может быть ограничена либо запрещена деятельность, направленная на ограничение конкуренции или проявляющаяся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке. Недопустимы действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, равно как и злоупотребление правом в других формах (ст. 10 ГК РФ).
     6. Принцип восстановления нарушенных прав. Вводя этот принцип в гражданское законодательство, кодекс обеспечивает условия для решения одной из важнейших задач гражданского права - восстановить положение, существовавшее до нарушения права, а при невозможности этого - компенсировать причиненный нарушением вред. Восстановление нарушенных прав обеспечивается системой защиты гражданских прав.
     7. Принцип судебной защиты нарушенного права. Конституционная норма о гарантиях судебной защиты прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ) конкретизирована положениями ст. 11 ГК РФ, предусматривающими защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав судом, в том числе арбитражным и третейским, в соответствии с нормами о подведомственности.
     В определенных случаях нарушенные гражданские права могут защищаться и иными способами. В случаях, предусмотренных законом, такая защита может осуществляться в административном порядке (п. 2 ст. 11 ГК РФ), а в некоторых случаях допустима и внесудебная защита, а именно - самозащита гражданских прав (ст.ст. 12, 14 ГК РФ).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тема Власть, ее происхождение и виды Тема Политическая система, ее структура и функции

    Документ
    Проблема власти всегда являлась центральной темой мно­гочисленных исследований, находилась в центре внимания политических лидеров, ученых, деятелей культуры.
  2. Урок по истории России в 9, 11 классах по теме: «Эволюция политической системы в 50 -60 годы 20 века»

    Урок
    Оборудование: документы о личных качествах Берии, Маленкова, Хрущева; выдержки из 20 съезда; документы об аресте Берии; программы кандидатов на власть.
  3. Тема Государство в политической системе общества § Политическая система общества: понятие и структура

    Учебник
    Назначение государства состоит в организации социального управления, само государство- специфическая форма управления обществом. Но в этом управлении принимают участие не только государственные органы, но и граждане, и.
  4. О. В. Гаман-Голутвина Политическая система современной России и роль молодежных организаций в ней Конспект

    Конспект
    Политический процесс в современной России. Уровни, структура, типологии, параметры, акторы, ресурсы политического процесса. Западный и «не-западный» типы политического процесса.
  5. Государство как центральный институт политической системы. Государство и гражданское общество

    Контрольные вопросы
    Само понятие «государство» в смысле «политически организованное общество» сравнительно новое, восходящее к временам Н. Макиавелли. В современном понимании государство представляет собой сложную, многофункциональную, внутренне дифференцированную
  6. Практикум по теме: «Демократический политический режим»

    Практикум
    Марченко М.О. – стаж педагогической деятельности 32 года, «Отличник народного просвещения», «Почетный работник образования», Лауреат Гранта Москвы в области инновационных технологий в образовании 2004 и 2009 года.

Другие похожие документы..