Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Кафедра машиностроения и стандартизации находится в корпусе Б-1 (г. Павлодар, ул. Ак. Чокина, 139), аудитория 214, контактный телефон 67-36-30, доб. ...полностью>>
'Реферат'
«Мы живем в сложное время», – говорит автор этой книги архимандрит Рафаил. И с этим трудно не согласиться. Сложное – потому, что мир, окружающий нас,...полностью>>
'Документ'
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие ...полностью>>
'Методические рекомендации'
Целью методических указаний является оказание практической помощи студентам во время прохождения практики, а также при подготовке и защите выпускных ...полностью>>

«Разработка моделей и образцов стандартов для бакалавров и магистров по специальности»

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Казалось бы, счет в пользу образования. Но это только на первый взгляд. Потому что новоиспеченные вузы и филиалы в подавляющем своем большинстве не способны дать молодежи качественные знания, да, собственно, не с той целью они создавались! Достаточно сказать, что до 15% таких «учебных» заведений возглавляют руководители, даже не имеющие ученой степени, более трети негосударственных вузов содержит в штатном составе лишь десятую часть преподавателей, втрое больше лишь в 38 % негосударственных вузов, и лишь считанное их число может похвастать тем, что штат преподавателей укомплектован кадровым составом хотя бы наполовину … Не менее странно выглядит численный состав студентов таких вузов, в половине из них обучается менее 200 студентов [42].

О каком качестве подготовки может идти речь в подобных условиях? А ведь такие учебные заведения выдают диплом наравне с вузами, по праву считающимися флагманами российской высшей школы.

Урон качеству образования наносится и некоторыми государственными вузами, стремящимися решать свои финансовые проблемы открытием непрофильных для себя специальностей. Имеют место случаи обучения в течение 4-5 лет по не аккредитованным программам, и уже перед самым выпуском студенты переводятся в аккредитованный базовый вуз, получая государственный диплом.

  1. Практика перехода на двухступенчатую систему приводит к росту квалификации профессорско-преподавательского состава, ибо участие в обучении по магистерским программам потребовало значительно более высокого уровня профессиональной подготовки самих преподавателей. Это связано и с участием в научных исследованиях, в которые вовлекаются магистры, и с необходимостью серьезного изменения учебных планов подготовки магистров и наполнении я их наукоемкими дисциплинами, отражающими последние достижения быстро развивающейся науки и техники.

  2. Существует объективная потребность в индивидуализации обучения в вузах, в отборе и углубленной подготовке одаренных студентов.

Вместо того, чтобы готовить студентов по единой программе, невзирая на различия в способностях и мотивации, вузы с переходом на двухступенчатую подготовку специалистов получат возможность поэтапной селекции обучающихся. На основе базовой программы массового обучения бакалавров можно будет формировать модули элитарной подготовки одаренных молодых людей, желающих и способных освоить более сложные и напряженные программы подготовки магистров, а на этой основе – еще более продвинутый аспирантский модуль подготовки элиты и аналитиков и исследователей [8]. «Середнячки» не будут в этом случае тянуть вниз общую планку качества обучения, как это наблюдается в рамках сложившейся системы образования.

  1. Российские вузы предлагают своим студентам высокую фундаментальную подготовку. По роду своей профессиональной деятельности эта подготовка потребуется 10 – 15% выпускников (из числа оканчивающих высшую школу приблизительно 30% работают по специальности; в настоящее время из числа поступивших на первый курс диплом получают только 60 – 65%, отсев составляет 30 -35%, основная причина заключается прежде всего в трудных образовательных программах).

  2. Полноценный бакалавр по специальности на рынке труда должен быть востребован на российском и европейском рынке труда. Как правило, это «эксплуатационники в широком смысле слова. Таких специалистов должно быть до 80% от числа обучающихся в высшей школе. Для бакалавра по специальности нет необходимости давать ту же фундаментальную подготовку, что и для элитного инженера – конструктора, инженера – разработчика, инженера – исследователя.

Сейчас же окончательно выяснилось, что бакалавр в наших условиях – это просто недоучка [40]. Не вполне законченное высшее специальное образование, обладатель которого может быть привлечен на производстве лишь к вспомогательной работе, где не требуются специальные инженерные знания (но, как правило, требуются другие, которые в техническом вузе не даются).

В докладе «Высшее образование и исследования в Российской Федерации» (OECD – ОЭСР), 2000 г. отмечается известная квалификационная неопределенность бакалавра, затрудняющая признание этого уровня образования в академическом сообществе и в среде работодателей [33].

  1. Сокращая пятилетнюю подготовку дипломированного специалиста до четырех лет для подготовки бакалавра по специальности (в технике и технологии – это «массовый» инженер) необходимо использовать возможности, которые дают современные информационные образовательные технологии, расширяющие и изменяющие самостоятельную работу студентов, а также новые методы преподавания и внедрять разнообразное учебное оборудование – все это позволяет интенсифицировать учебный процесс не перегружая слушателей.

  2. Модель подготовки бакалавра по специальности и магистра по специальности требует другого подхода: необходимо фундаментальную подготовку давать в двух уровнях. Одну – для традиционных задач бакалавра. Другую, которая надстраивается над первой и составляет с ней единое целое, - для функциональных задач магистра. Это могут быть инженеры-конструкторы, инженеры-технологи, инженеры-исследователи.

  3. Главная проблема при разработке стандартов бакалавра по специальности и магистра по специальности – это спроектировать фундаментальную подготовку, встроенную в двух уровнях. Это требует целостного видения преемственных программ бакалавра и магистра. Необходимо оптимально спроектировать содержание и место программ естественно-научной и гуманитарно-экономической подготовки для бакалавров и магистров. На старших курсах эта подготовка должна быть профессионально-ориентированной. К ней, студент определившийся с будущей своей профессией гораздо лучше подготовлен и по другому, не абстрактно воспринимает материал.

Необходима диверсификация методологии и методики обучения на разных уровнях подготовки кадров в высшей школе.

Общие, базовые знания, даваемые бакалаврам, и специализированные знания и навыки их применения по магистерским программам – это различные типы знаний, что требует и различных методов их передачи [8]. В структуре образования, приобретаемого магистрами, место знаний-знакомств, характерных для программ подготовки бакалавров, занимают знания-умения и знания-трансформации со столь значительным творческим компонентом, что по своему характеру они приближаются к знаниям, которые самостоятельно добываются аспирантами в ходе диссертационных исследований.

В работе [44] учебный процесс в магистратуре понимается как нечто среднее между учебным процессом студента и аспиранта.

Все дисциплины магистерского плана можно разделить на 3 группы:

1 группа – дисциплины для всех обучаемых, реализуемые на общеуниверситетском уровне (методология научного творчества; философские вопросы естественных, гуманитарных и технических наук; современные проблемы науки; история и методология науки; иностранный язык; компьютерные технологии в науке и образовании; планирование научного эксперимента). Учебный процесс аналогичен обучению инженеров. Как видно, увеличена трудоемкость гуманитарного блока с целью подготовки магистров к сдаче экзаменов кандидатского минимума по иностранному языку и философии.

2 группа – дисциплины, которые можно реализовать как общефакультетские.

3 группа – специальные дисциплины программы магистров. Процесс обучения приближается к процессу обучения аспиранта. Сокращено количество аудиторных часов, усилена самостоятельная работа под жестким контролем руководителя.

Подчеркивается [44], что, принимая во внимание возможные сложности при дальнейшей работе магистров и их социальную защищенность, в учебные планы были включены определяющие дисциплины подготовки специалистов, которые магистры изучают в потоке с инженерами. Определенные трудности есть с распределением магистров на работу. Дело в том, что магистры заканчивают учебный процесс после выпуска инженеров и места на предприятиях уже заняты.

Целесообразно рассмотреть отнесение ряда дисциплин к циклам. Например, почему экономика предприятия находится в цикле ОПД, а не в цикле ГСЭ? В ОПД также введены БЖД – дополнительная нагрузка. Оптимальное расположение на двух уровнях дисциплин гуманитарного и естественно-научного циклов с учетом реальной потребности для студентов гуманитарной подготовки с позиций общей образованности и культуры, так же как в свое время исключение из учебных планов обязательных идеологизированных курсов, позволит ликвидировать ущербность четырехлетней подготовки бакалавров по сравнению с пятилетней у специалистов.

Магистерские программы

Магистр1

Магистерские программы

Магистр2

Магистерские программы

Магистрi

Магистерские программы

Магистрn

мi

ЕНмi

ГСЭмi

Бакалавр1

СД1

Бакалавр2

СД2

Бакалаврi

СДi

Бакалаврn

СДn

ОПД

ЕН

ГСЭ

Направление

Рис. 2.5

Можно привести пример блочно-модульного построения учебного плана магистратуры (4800 часов) в СПбГМТУ [45], который включал четыре основных блока модулей, причем каждый из них имел фиксированные и вариативные модули:

  • гуманитарный и социально-экономический блок - 15% (80% - фиксированных и 20% - вариативных, по выбору модулей);

  • математический и естественнонаучный - 10% (60% - фиксированных и 40% - вариативных модулей);

  • специальных дисциплин – 15% (40% - фиксированных и 60% - вариативных модулей);

  • индивидуальной подготовки – 60% (100% вариативных модулей подготовки и научно-исследовательская часть программы).

  1. Надо признать, что высшее образование, получаемое студентами разных вузов всегда разного качества. Программы высшего образования должны учитывать это реальное различие. Студент должен иметь возможность выбрать программу образования в пространстве «качество - стоимость - сроки обучения».

  2. Неприятие кадровых служб по поводу трудоустройства бакалавров связан, во-первых, с недостатками в профессиональной подготовки бакалавров и, во-вторых, с недостаточной информированностью их о законодательстве в области образования и нежеланием внесения Минтруда в тарифные справочники изменений, связанных с появлением дипломов нового типа. Поэтому разработка и реализация новых программ профессиональной подготовки бакалавр-специалист и магистр-специалист должна вестись с привлечением широкой вузовской общественности и представителей работодателя и обеспечиваться соответствующей информационной поддержкой и разъяснениями для потребителей кадров.

Не случайно, в своем выступлении на заседании Государственного Совета РФ 29 августа 2001 года Президент Российской Федерации Путин В. В. отметил, что «давно пора установить разумный баланс между универсальностью знаний, их фундаментальным характером и прагматической ориентированностью образования на реальные потребности экономики государства». К этому можно добавить очень образное высказывание академика Аносова Д. В. «… сильной стороной нашего естественно-научного и технического образования была известная универсальность готовившихся специалистов. Добавить сюда большую коммуникативность было бы неплохо, но именно только добавить. Если вам предстоит операция, то хотелось бы вам оперироваться у хирурга с обширными коммуникативными умениями и навыками (иностранные языки, интернет) или у хирурга с хорошей профессиональной подготовкой и опытом? Другое дело, что при равных подготовке и опыте коммуникативный хирург может знать кое-что такое, что его менее коммуникативному коллеге неизвестно [46].

В последнее время раздается много сообщений о перепроизводстве инженерных кадров в России, о большом количестве выпускников, работающих не по профилю полученной специальности, о слишком мелком перечне специальностей в области техники и технологии. Отчасти это справедливо, но, во-первых, имеет давние корни и традиции, во-вторых, во многом, это объясняется состоянием экономики и, в частности, промышленности и науки в России на рубеже веков, в-третьих, новое постиндустриальное состояние общества требует другой структуры образовательных программ и нового содержания инженерного образования.

О потребности в инженерных и естественнонаучных кадрах свидетельствуют данные Доклада Национальной комиссии США по преподаванию математики и естественных наук в 21-веке (Комиссии Гленна) [47]. «Количество рабочих мест в медицине и компьютерной индустрии, требующих знания математики и естественных наук, увеличится к 2008 г. на 5,6 миллиона. По оценкам Министерства труда (США – ред.), вузы должны дать в 4 раза больше выпускников в области компьютерных технологий, чем сейчас. Бюро статистики труда предсказывает, что в период с 1998 по 2008 год более двух третей из 30-ти категорий занятости будут расти опережающими темпами … Финансы, торговля, промышленное производство, коммуникации, управление, наука и техника становятся все более интегрированными в масштабах планеты. Например, Сингапур, по общему мнению, обладает самой технологически интенсивной рабочей силой в мире. В Израиле производится большее количество технологических новинок, чем где-либо еще за пределами Силиконовой Долины; его высокотехнологичный экспорт определяет четверть его общего сбыта, и в этой стране 135 инженеров на 10000 жителей – в 2 раза больше, чем в США. Привлекающая молодую, квалифицированную и хорошо образованную рабочую силу Ирландия теперь производит 60% всего прикладного программного обеспечения, продаваемого в Европе. Общий знаменатель всех этих успехов за рубежом – образование, т. е. «сырье», более доступное, чем лесоматериал или железная руда … Многие американские компании теперь должны импортировать компьютерные таланты, необходимые им для сохранения своей конкурентоспособности. Два года назад Конгресс вынужден был законодательно разрешить въезд компьютерных специалистов из-за границы во все более растущих количествах (около 300000 временных квалифицированных компьютерных работников с 1998 по 2002 г.)».

12. При организации учебного процесса по новым стандартам, помимо использования новых образовательных информационных технологий, целесообразно разработать условия и механизмы участия фирм, промышленных и научных предприятий и организаций в подготовке специалистов. “«Training Magazin» сообщает, что приблизительно 62,5 миллиардов долларов было потрачено предпринимателями на обучение в 1999 г. Существенная часть этих фондов была потрачена на обновление базовых знаний служащих, многие из которых должны были бы быть приобретены еще в школе” [47].

13. Тенденция во всем прогрессивном мире – увеличение доли населения с высшим образованием (США, Япония, Канада). «Умственный труд замещает низко производительный, мало оплачиваемый труд. В 1950 г. 80% рабочих мест рассматривались как «неквалифицированные»; теперь примерно 85% всех рабочих мест – «квалифицированные» [47]. И еще одна цитата из Доклада Комиссии Гленна: «Среди более устрашающих статистических вычислений, недавно сообщенных «Мозговым центром Среднего Запада», следующие: 60% всех новых рабочих мест в начале 21-го столетия требует квалификации и знаний, которыми обладает только 20% рабочей силы» [47].

2.1. Анализ существующих и предлагаемых образовательных траекторий в системе высшего профессионального образования

      1. Существующие структуры образовательных программ в области техники и технологии.

В настоящее время завершен процесс создания ГОС второго поколения в соответствии с Перечнем направлений и специальностей ВПО. Стандарты разработаны по направлениям подготовки дипломированных специалистов и по направлениям подготовки бакалавров и магистров с определенным сопряжением содержания образовательных программ (рис. 1).

Перечень направлений и специальностей в области техники и технологии представляет собой совокупность 44 направлений подготовки бакалавров (магистров) и 83 направлений подготовки дипломированных специалистов, объединяющих около 300 специальностей ВПО. Таким образом, Перечень фиксирует наличие двух образовательных подсистем.

      1. Реализация существующих образовательных программ в вузах, имеющих различный срок обучения студентов.

В вузах с 5,5- 6-летним сроком обучения студентов (рис. 2 б) представляется возможным организовать учебный процесс в соответствии с рабочими учебными планами вуза таким образом, что все успевающие студенты, поступившие на данное направление подготовки дипломированных специалистов, могут получить после 4 курса диплом бакалавра по направлению (степень). После этого часть из них стремится устроится на работу (хотя при этом возникают трудности, связанные с недопониманием работодателем бакалаврской подготовки), большая часть намерена в настоящее время (особенно в ведущих вузах) продолжить обучение либо в магистратуре по определенной магистерской программе (студенты склонные к научно-исследовательской и научно-преподавательской деятельности), либо по одной из специальностей, входящей в это направление. К обучению в магистратуре могут быть допущены на конкурсной основе студенты других вузов, закончившие бакалавриат по соответствующему направлению.

В вузах с 5-летним сроком обучения (рис. 2 а) разделение студентов на магистерскую и инженерную подготовку происходит раньше (после 2,5-3 лет совместного обучения в рамках направления), так как после 4 лет при пятилетнем сроке обучения в вузе одного года явно не хватает для освоения специальных дисциплин, практики и выполнения дипломного проекта, поскольку программы бакалавриата практически не содержат профилирующих дисциплин.

      1. Новая структура построения образовательных программ в области техники и технологии: инженер-бакалавр, инженер-магистр.

Вводится в рамках направлений подготовки дипломированных специалистов подготовка бакалавра по специальности с квалификацией (инженера-бакалавра, «массового инженера» или инженера-эксплуатационщика) сроком 4 года; магистра по специальности с квалификацией (название условно) (или инженера-магистра, магистра в области техники и технологии, «элитного инженера», инженера-разработчика, инженера-исследователя) сроком + 2 года на основе бакалаврской программы (рис. 3).

Подготовка инженеров-бакалавров может быть осуществлена во всех технических университетах, инженерных вузах, государственных и негосударственных вузах в соответствии с лицензией.

Подготовка инженеров-магистров по ряду направлений может быть возложена на ведущие технические университеты с их усиленным финансированием для обеспечения соответствующей научной и учебной экспериментальной лабораторной базы, информационной инфраструктуры (библиотека, информационный образовательный портал, компьютерные классы, локальная сеть, информационная система управления вузом, выход в Интернет и т. д.), квалифицированного кадрового преподавательского состава.

Подготовка инженера-магистра по отдельным специальностям, по которым в региональном вузе сложилась сильная научная школа, может реализовываться в этом вузе в соответствии с лицензией на 6 лет.

Фундаментальная подготовка осуществляется на двух уровнях: необходимая для подготовки выпускника с квалификацией инженера-бакалавра в виде совокупности циклов гуманитарных и экономических дисциплин, математических и естественнонаучных и общеинженерных. При этом наиболее трудоемкая, наукоемкая и профессионально ориентированная часть фундаментальных дисциплин этих циклов (спец. курсы) перенесена второй уровень последних двух лет обучения по программам инженера-магистра. При этом (особенно за счет разгрузки первых 4 лет обучения от ряда дисциплин блока ГСЭ и других блоков, частично перенесенных на магистерский уровень) для бакалавра удается разместить достаточное количество специальных дисциплин выполнить практики, тем самым придать выпускнику необходимую профессиональную подготовку, способствующую признанию бакалавра по специальности в различных отраслях народного хозяйства.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет по проекту: "Разработка моделей и образцов стандартов для бакалавров и магистров по специальности "

    Публичный отчет
    Приложение А. Проекты государственных образовательных стандартов и примерные учебные планы для бакалавров-специалистов и магистров-специалистов по направлению "Автоматизация и управление" (651900)
  2. «Разработка моделей бакалавра по специальности и магистра по специальности. Реализация моделей по группам специальностей»

    Доклад
    проинформировать членов Координационного совета УМО и НМС о некоторых предварительных результатах научно-методического проекта «Разработка моделей бакалавра по специальности и магистра по специальности.
  3. Методические указания по подготовке, написанию и защите выпускной квалификационной работы Для студентов факультета экономики по специальности

    Методические указания
    Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании Учебно-методического совета Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы от «2 ноября» 2011г.
  4. По специальности 060105. 65 «стоматология» (1)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
  5. По специальности 060105. 65 «стоматология» (2)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих

Другие похожие документы..