Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
Отчет по мероприятию 17.4. Разработка и внедрение комплекса специализированных образовательных программ повышения квалификации специалистов городског...полностью>>
'Документ'
Наука о воспитании - это наука о том, как сделать человека счастливым. Если счастье - это переживание полноты жизни, постоянный подъем творческой эне...полностью>>
'Документ'
Общесто с ограниченной отетственностью «ТОТ.» в лице генерального директора Трахтенгерца Д.Е., действующего на основании Устава, именуемое дальнейшем...полностью>>
'Конкурс'
Конкурс организуется с целью повышения эффективности системы управления предприятий и организаций различных отраслей и сфер деятельности и выявления л...полностью>>

«Разработка моделей и образцов стандартов для бакалавров и магистров по специальности»

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Становится насущно необходимой серьезная концептуальная проработка функциональных основ российской системы высшего образования – и, прежде всего, изучение вопроса о месте в этой системе бакалавриата.

В качестве предварительного варианта решения проблемы, предположительно синтезирующего положительные стороны перечисленных ответов и минимизирующего их недостатки, можно предложить следующий.

Вся система высшего (профессионального) образования трансформируется по формату «бакалавриат+магистратура». Вводится различие между бакалавриатом/магистратурой по направлению и бакалавриатом/магистратурой по специальности; нормативный срок реализации программы бакалавриата по направлению и по специальности – равным 4 года. Программа бакалавриата по направлению в большем объеме содержит дисциплины циклов ГСЭ и ЕН, это широкое образование университетского типа. Выпускники – младший персонал НИИ и др. учреждений, учителя для системы среднего образования, прежде всего «элитного». Магистратура по направлению с нормативным сроком программы 2 года, дает сформировавшихся исследователей и, при наличии дополнительной квалификации, преподавателей высшей школы. Программа бакалавриата по специальности в меньшем объеме содержит дисциплины цикла ГСЭ, в большем – ОПД и СД; это типичное «техническое» образование, которое отличается от традиционного 5-летнего преимущественно более экономной компоновкой учебного плана. Выпускники – инженеры, учителя, агрономы и т.п. Магистратура по специальности дает инженеров-конструкторов и аналогичных им специалистов, которые должны владеть в соответствующем объеме теоретическими познаниями, навыками анализа и т.п. [1].

По мнению МГАТХТ им. М. В. Ломоносова бакалавриат должен обеспечивать фундаментальную подготовку по выбранному направлению. Специальные дисциплины бакалавриата должны служить только для введения в возможную будущую специализацию. Учебный план бакалавриата должен строится таким образом, чтобы выпускник смог продолжить обучение по любой образовательной программе, базирующейся на данном направлении, чтобы у выпускника сохранялась возможность выбора образовательных программ для дальнейшей специализации без дополнительной сдачи учебных дисциплин [39]. Т.е, несмотря на то, что утверждается, что можно рассматривать бакалавриат и как завершенную образовательную программу подготовки специалиста, и как некий образовательный уровень, тем не менее, упор делается на промежуточный характер образовательных программ бакалавриата.

В работе [39] указывается на нерешенность вопросов выделения программ первого образовательного уровня (первые два курса).

11. Основная идея многоступенчатой системы подготовки специалистов:

  • фундаментальность подготовки,

  • гибкость в выборе и реализации образования обучающимися,

  • мобильность использования специалистами своих знаний в сфере их часто изменяющейся деятельности.

Подготовка кадров высшей квалификации в условиях многоуровневой системы подготовки специалистов позволяет повысить качество подготовки магистров и аспирантов, обеспечив непрерывность подготовки кадров высшей квалификации.

Такая система позволяет:

  • обеспечить в магистратуре обучение на базе лучших в России высоких научных школ;

  • к окончанию магистратуры подготовиться к сдаче экзамена кандидатского минимума;

  • сформировать «заделы» по кандидатской диссертации и научным публикациям.

12. Часто поднимается вопрос о среднем профессиональном образовании, которое во многих странах отнесено к высшему образованию. Средняя профессиональная школа включает в себя более 2700 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов и более 150 негосударственных образовательных учреждений. В 2001 году численность студентов, обучающихся в государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях, составила 2410 тысяч человек, прием на обучение – 851 тысяча человек, выпуск специалистов со средним профессиональным образованием – 593 тысячи человек.

Нецелесообразно ли его так же перевести в разряд высшего?

Для этого необходимо [7]:

  1. Разработать единый (для ВПО и СПО) перечень направлений подготовки и специальностей профессионального образования – сейчас это практически сделано в ОКСО.

  2. Там, где будут иметь место направления подготовки, имеющие специальности в ВПО и СПО, можно проработать ГОС с включением этих двух уровней, но это еще один вариант получения высшего образования, (не заменяющий изложенные выше):

первая ступень - нынешний техникум (неуниверситетское профессиональное образование),

вторая ступень – высшее профессиональное образование – строится с учетом предшествующего образования (аналог сегодня есть – образовательные программы с сокращенным сроком обучения). При этом сокращенные программы могут быть построены с выходом как на квалификацию бакалавра, так и на квалификацию магистра.

В настоящее время специалисты среднего звена составляют не менее 40 % среди всех инженерно-технических работников производства. Среди этих работников растет доля специалистов со средним профессиональным образованием повышенного уровня. Специалисты со СПО повышенного уровня востребованы прежде всего на инженерно-технических должностях эксплуатационного (обслуживающего) характера в высокотехнологичном производстве, при использовании информационных технологий [6].

Расширяется подготовка специалистов со средним профессиональным образованием по сопряженным учебным планам с вузами, что позволяет выпускникам средних специальных заведений получать высшее профессиональное образование в сокращенные сроки. Численность выпускников со СПО, поступивших в вузы для продолжения образования, составила в 2000 году 286 тысяч человек или 25% от общего приема в вузы.

13. Каково соотношение между инженером и магистром в его нынешнем понимании [40]. Раньше профессии инженера (лат. – «изобретатель», т.е. создатель, творец новых технических систем) как советского, так и дореволюционного периода, придавалось значение отнюдь не только функционально-техническое, но и научно-поисковое, в том числе и весомое научно-теоретическое, т.е. то, что характеризует научного работника, пусть и на начальных этапах его становления. Когда инженер переходил в аспирантуру (магистратуру – до революции), он, как правило, лишь продолжал в новых, специальных условиях увлекшие его и начатые исследования, стремясь завершить их в форме диссертации. Теперь же вузы поставлены перед необходимостью выделить из прежней, давно сложившейся системы подготовки инженеров, такие аспекты, которые целесообразно сконцентрировать в системе новой магистерской подготовки. Но это означает вывод научно-теоретических аспектов из системы научной подготовки инженеров, т.е. обеднить, сузить их подготовку в научно-теоретическом отношении. Отсюда возникает вопрос – что лучше: подготовленный инженер (пусть и по зауженной программе) или подготовленный магистр (с не совсем ясным статусом)?

Как будто преимущество магистра в том, что ему открыта дорога в аспирантуру как продолжение магистратуры. Но аспирантура открыта и для инженера, которому необходимо сдать, как и раньше, вступительные экзамены. На финише же, после защиты диссертаций, инженер и магистр оказываются уравнены, тождественны. Выходит, расхождение носило лишь временный и как бы тактический характер [40].

Существенным преимуществом инженера перед магистром является то, что он гораздо теснее связан с производством и с его социально-экономическим управлением. Магистр – это что-то похожее на умного и воспитанного, но домашнего ребенка, как бы чистого теоретика, все хорошо понимающего, но мало, что умеющего (в производственном отношении) [40]. Тогда возникает вопрос о целесообразности таких магистров, пополняющих профессорско-преподавательский состав технических вузов, готовящих по своему признанию кадры для этого самого производства, т.е. прежде всего инженеров.

Получается в этих условиях, что невольная конкуренция между инженером и магистром начинает воздействовать скорее негативно на саму систему подготовки кадров специалистов, чем позитивно. Специализации такого рода воздействуют явно деструктивно и на тех, и на других. Едва ли будут необходимы инженеры, которые имеют более слабую научно-теоретическую подготовку, чем она должна быть у параллельно готовящихся магистров. И едва ли будут необходимы магистры, хуже знающие и понимающие производство, чем инженеры. Да и преподавательский состав вузов от этого едва ли выиграет: постепенно его состав укомплектуется выпускниками магистратуры, т.е. выпускниками своего вуза, возможно, лучше подготовленными, но дальше стоящими от производства и меньше его понимающими, чем инженеры. Тенденция отрыва вуза от производства может таким образом усилиться. Это так, если бы в военном училище преподаватель тактики сам не участвовал не только в боях, но и на тактических маневрах в полевых условиях, т.е. из стен училища так и не выходил, кроме как в библиотеку и спортивный зал [40].

14. Опыт развития многоступенчатой системы ВПО в различных вузах.

На заседании секции технического и технологического образования совещания проректоров по учебной работе вузов (МИСиС, 29 января 2003 г.) рассмотрено совершенствование многоступенчатого ВПО в области техники и технологии, на котором выступили проректоры Юдин Е. Г. (МГТУ им. Н. Э. Баумана), Ушаков В. Н. (ЛЭТИ), Максимов Н. И. (МГТУ им. А. Н. Косыгина), Фролов Н. Н. (ТулГУ), Попов Ю. В. (ВолгГТУ), Каркищенко А. Н. (ТРТУ). Рассмотрен опыт многоступенчатой подготовки специалистов в МГТУ им. Н. Э. Баумана, ЛЭТИ, МГТА, ТулГУ, ВолгГТУ, ТРТУ. и внесены предложения по ее развитию и совершенствованию.

В предложенных выступающими схемах подготовки специалистов, как правило, выделены: ступень неполного высшего образования (унифицированная подготовка в рамках направления подготовки или ряда направлений подготовки, базовое высшее образование) со сроком обучения 2-3 года; ступень подготовки бакалавров, ступень подготовки магистров и основные образовательные программы подготовки дипломированных специалистов. При этом подчеркивалось, что основные образовательные программы подготовки магистров и основные образовательные программы подготовки дипломированных специалистов являются программами одной ступени, но разной направленности.

При обсуждении различные мнения высказывались по следующим вопросам:

  • образование какой ступени следует считать базовым высшим (неполное высшее или бакалавриат);

  • сколько должно быть типов основных образовательных программ подготовки (ОПП) бакалавров (одна ООП бакалавра, общая для направления подготовки бакалавров и магистров и направления подготовки дипломированных специалистов; ООП бакалавра по направлению подготовки бакалавров и магистров; ООП бакалавра по направлению подготовки дипломированных специалистов);

  • следует ли вводить ООП подготовки магистров по специальности;

  • следует ли сохранять моноуровневую подготовку инженеров для третьего поколения ГОС ВПО;

  • после каких ступеней и после скольких лет совместного обучения следует проводить отбор студентов (в том числе конкурсный) для продолжения образования;

  • какими должны быть сроки обучения по основным образовательным программам бакалавров, магистров и дипломированных специалистов с учетом предлагаемых перспективных схем многоступенчатой подготовки специалистов.

В выступлениях подчеркивалась необходимость расширения многоступенчатой системы подготовки специалистов в технических вузах России. Положительно отмечен опыт введения направлений подготовки дипломированных специалистов в области техники и технологии в Перечне направлений подготовки (специальностей) ВПО, а также опыт сопряжения содержания образования в ГОС бакалавров и ГОС по направлениям подготовки дипломированных специалистов. Его предложено распространить на другие образовательные области.

Была одобрена работа, проведенная по развитию многоступенчатой подготовки специалистов в области техники и технологии. Была отмечена общность подходов, отраженных во многих схемах многоступенчатой подготовки специалистов.

Рекомендовано Координационному совету по образованию в области техники и технологии на основе анализа предложенных схем и накопленного опыта реализации многоступенчатой подготовки в технических вузах предложить Минобразования РФ схему многоступенчатой системы высшего технического образования для использования при разработке третьего поколения ГОС ВПО.

На совещании предложено исследовать целесообразность дополнения перечня основных образовательных программ ВПО в области техники и технологии программами подготовки бакалавров и магистров по специальности.

Рассмотрена реализуемая в МГТУ им. Н.Э. Баумана схема многоуровневого высшего профессионального образования.

Основные принципы проектирования новых учебных планов и программ университета (образовательные программы МГТУ им. Н. Э. Баумана – 2000):

  1. Сохранение и развитие научно-педагогических школ МГТУ им. Н.Э. Баумана.

  2. Выполнение положений нового Перечня и основных требований ГОС второго поколения в сочетании с индивидуальными для МГТУ образовательными программами (учет наших сроков обучения и традиций обучения через науку и т.д.).

  3. Реализация многоуровневой и многовариантной системы при сохранении главной цели – подготовки высококвалифицированных инженерных кадров: дипломированных специалистов и магистров.

  4. Подготовка специалистов широкого профиля (при узкой специализации после 4-5-го курсов и в рамках индивидуальных программ обучения или целевой подготовки).

  5. Усиление фундаментальной естественно - научной, общепрофессиональной (общеинженерной) и гуманитарной (в первую очередь, лингвистической) подготовки.

  6. Упорядочение учебного графика и структуры учебных планов с целью минимизации затрат на подготовку специалистов и повышения академической мобильности студентов.

  7. Внедрение в учебный процесс новых образовательных, в том числе информационных технологий.

Главное, что удалось добиться – это принять единый учебный график первых четырех курсов (в том числе для бакалавров).

Единый учебный график позволяет рационально унифицировать учебный процесс, проводить его более организованно, повысить академическую мобильность студентов. Учебные графики 5, 6, 7–го курсов могут различаться по продолжительности обучения, что связано с различными сроками производственных практик, хотя и здесь удалось добиться существенной унификации.

Теперь о структуре учебных планов и кратко об объемах и содержании общеуниверситетского «ядра» дисциплин.

Цикл ГСЭ унифицирован по университету как по объему, так и во многом по содержанию (исключая факультативы), причем соотношение аудиторной и самостоятельной работы в нем составляет 40:60. Цикл ЕН по всей совокупности учебных планов, в основном, представлен в двух вариантах («сетках»): для основных приборостроительных и машиностроительных специальностей (есть небольшие вариации «сеток» для группы информационных специальностей, факультетов ИБМ и БМТ). Цикл ОПД составлялся, в основном, по факультетскому принципу (здесь примерно до 10 «наборов»). А цикл СД, т.е. учебные планы специальностей, насчитывает 73 базовых учебных плана.

Рис. 2.3

Подобная схема, адаптированная к условиям СПбГЭТУ («ЛЭТИ») приведена на следующем рисунке [9].

Рис. 2.4

Модель предусматривает получение специалистом базового технического образования по направлениям подготовки в течение 4-х лет, а на его основе (для существенно уменьшенного контингента) – инженерного или магистерского образования. Фактически предполагается выпуск специалистов с двумя уровнями квалификации; при этом содержание подготовки на обеих ступенях должно обеспечивать востребованность специалистов на рынке труда.

Лица, освоившие профессиональную образовательную программу первой ступени ВПО, должны быть подготовлены как к профессиональной деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой бакалавра по конкретному направлению, так и продолжению обучения по образовательной программе подготовки дипломированного специалиста или магистра. При этом предполагается что, за счет сокращения объема цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин на первой ступени до 1200 часов и сокращении времени на выпускную квалификационную работу, уровень профессиональной подготовки бакалавра будет примерно соответствовать сегодняшнему уровню подготовки лиц, освоивших основную образовательную программу инженера с пятилетним сроком обучения. Фактически предлагается нормативно фиксировать срок обучения 4 года вместо действующих пяти лет подготовки инженера.

Дипломированные специалисты, освоившие профессиональную образовательную программу второй ступени ВПО, по уровню своей квалификации должны соответствовать самым высоким требованиям современного и перспективного рынка труда, формируемым быстро развивающимися наукой, техникой и технологиями. Этот уровень должен быть заметно выше установленных в ГОС второго поколения и обеспечиваться в течение 1,5 – 2 лет обучения на второй ступени.

ГОС по конкретному направлению должен регламентировать общее, характерное для всех инженерных специальностей и магистерских специализаций, отнесенных к данному направлению, ядро (фундамент) содержания подготовки.

Для осуществления такой модели необходимо, чтобы все инженерные специальности и магистерские специализации, входящие в одно направление, требовали одинакового научно-образовательного базиса. При этом оказывается возможным отказаться от серьезной дифференциации подготовки в течение четырех лет обучения, а минимально необходимая разница в подготовке лиц, выбирающих в дальнейшем разные ветви, может быть реализована за счет дисциплин по выбору студента.

МИТХТ им. М. В. Ломоносова накопила большой опыт реализации многоуровневой структуры основных образовательных программ. Студенты дневного отделения проходят обучение на трех образовательных уровнях, продолжительностью два года каждый. А если учесть довузовскую подготовку и обучение в аспирантуре, то можно говорить о пяти образовательных уровнях. На первом образовательном уровне (первые два курса) закладывается общеобразовательный фундамент и осуществляется выбор направления бакалавриата, на втором образовательном уровне (вторые два курса) студенты получают фундаментальную инженерно-технологическую подготовку по выбранному направлению и выбирают будущую специализацию, на третьем образовательном уровне происходит углубленная специальная подготовка студентов [41].

В Ивановском ГХТУ многоуровневая подготовка осуществляется по четырем направлениям «Электроника и микроэлектроника», «Материаловедение и технология новых материалов», «Технологические машины и оборудование», «Химия». Стыковка этих направлений с соответствующими специальностями в рамках системы «4+1» не вызвала серьезных затруднений [34].

В стандартах нового поколения по бакалавриату, в отличие от прежних, выделено время для выполнения квалификационной работы бакалавра в количестве 6 недель. Это создало определенные трудности при составлении графика прохождения учебного процесса, так как на 4 курсе с учетом практики учебные семестры необходимо сильно сокращать. Поэтому в ИвГХТУ принято предварительное решение выделить на 4 курсе один день в неделю на выполнение квалификационной работы бакалавра, сохранив длительность учебных семестров такой, как в действующем учебном плане.

В Нижегородском государственном архитектурно строительном университете многоступенчатая система реализуется следующим образом [37]. Студент последовательно выбирает направление бакалавриата (при поступлении в вуз), через два года (по окончании I уровня) выбирает ориентацию на специальность, которую осваивает в рамках цикла специальных дисциплин, продолжая обучение на II уровне, затем по окончании бакалавриата может продолжить обучение по программе специалиста (с выбором специализации) или в магистратуре. Сопряженность в учебных планах ННГАСУ программ бакалавриата и специальности (а также частично – специальности и магистратуры) согласуется с учитываемой в ГОС второго поколения задачей выделения «общего ядра» в однопрофильных образовательных программах. Возможность поэтапного выбора направления, специальности, специализации позволяет повысить учет индивидуальных способностей студентов в учебном процессе. Обобщенная базовая подготовка по направлению дает возможность формировать на ее основе ускоренное обучение по новым актуальным специальностям.

15. Предлагается:

  1. Исходя из принципов системного подхода можно утверждать, что системообразующим фактором при разработке модели бакалавра по специальности и магистра по специальности должен стать результат подготовки или требования к уровню подготовки бакалавра по специальности (магистра по специальности) [Анохин П.К., Шадриков В.Д.]. Причем, требования должны быть проверяемыми.

  2. В настоящее время в высшей школе обучается 5,2 млн. специалистов (число выросло за последние 10 лет в два раза), из них по инженерным специальностям приблизительно 800 тыс. человек. Ежегодно выпускается 160 тысяч. В системе ВПО функционирует более 660 государственных вузов, около 460 негосударственных вузов и более 2000 филиалов, имеющих лицензию. Около 30% государственных вузов имеют лицензии на выпуск магистров. Состояние экономики России в настоящее время не позволяет обеспечить такому количеству вузов должную материально-техническую базу, обеспеченность квалифицированными кадрами, информационное обеспечение для подготовки действительно элитных кадров. Многие провинциальные вузы, к примеру, в области физики, объективно не могут дать своим студентам больше того, что можно было бы назвать уровнем бакалавра, т.е. уровнем массовой базовой профессиональной подготовки, и тем не менее выпускают специалистов, равных по формальному статусу питомцам физфака МГУ [8]. По-видимому, уже назрела необходимость градации вузов по их потенциалу: одни могут и должны готовить преимущественно бакалавров, т.е. кадры стандартного уровня по массовым профессиям, а другие – ориентироваться на более адекватный их потенциалу уровень магистерской подготовки.

Эту мысль подтверждает статистика, приведенная в статье академика РАН, ректора МГУ им. М. В. Ломоносова Садовничева В. А. [42]. В стране в настоящее время 628 государственных вузов, плюс 20 вузов субъектов РФ, 12 муниципальных и более 430 негосударственных вузов. Кроме того, более 1500 филиалов. В итоге получается довольно внушительная цифра, но и это еще не все. По экспертным оценкам, в различных регионах страны до 20% вузов работает без лицензии. Если сложить эти цифры, в сумме будет более 3000 вузов и филиалов [42]. Для сравнения: в СССР действовало около 700 вузов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет по проекту: "Разработка моделей и образцов стандартов для бакалавров и магистров по специальности "

    Публичный отчет
    Приложение А. Проекты государственных образовательных стандартов и примерные учебные планы для бакалавров-специалистов и магистров-специалистов по направлению "Автоматизация и управление" (651900)
  2. «Разработка моделей бакалавра по специальности и магистра по специальности. Реализация моделей по группам специальностей»

    Доклад
    проинформировать членов Координационного совета УМО и НМС о некоторых предварительных результатах научно-методического проекта «Разработка моделей бакалавра по специальности и магистра по специальности.
  3. Методические указания по подготовке, написанию и защите выпускной квалификационной работы Для студентов факультета экономики по специальности

    Методические указания
    Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании Учебно-методического совета Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы от «2 ноября» 2011г.
  4. По специальности 060105. 65 «стоматология» (1)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
  5. По специальности 060105. 65 «стоматология» (2)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих

Другие похожие документы..