Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Ариповский А.В., Колесник П.О., Веждел М.И., Титов В.Н. Метод подготовки проб для газохроматографического определения жирных кислот без предварительно...полностью>>
'Рассказ'
Скромное величие русского человека Что стоит за этой строкой? Заглянем в седую древность. Наши славные предки остановили у границ Европы татаро-монго...полностью>>
'План-конспект'
Строитель План-конспект экскурсии «Многообразие животных и растений водоёма, связи между ними и факторами неживой природы» Учитель биологии Татаренко...полностью>>
'Документ'
сумка Подорожник большой Полынь горькая Почки березы Почки сосны Ромашка аптечная Ромашка пахучая Синюха голубая Солодка голая Тмин обыкновенный Тысяч...полностью>>

«Разработка моделей и образцов стандартов для бакалавров и магистров по специальности»

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.3.12. Отличительные черты образовательных стандартов

второго поколения

Перовой отличительной чертой новых образовательных стандартов является введение понятия «направление подготовки дипломированных специалистов», включающее ряд родственных образовательных программ (специальностей), что позволяет унифицировать и усилить содержание последних в части естественнонаучной и общепрофессиональной подготовки. Это приводит к положительным результатам в организации учебного процесса.

Новые образовательные стандарты, как и прежние, содержат 4 основных цикла и их объемы для специальностей, например, «Химическая технология» следующие: цикл гуманитарных, социально-экономических дисциплин (объем 1800 часов – 23%); цикл естественнонаучных дисциплин (в среднем – 2900 часов – 37%); цикл общепрофессиональных дисциплин (в среднем – 1800 часов – 23%); цикл специальных дисциплин (в среднем – 1300 часов – 17%) [34].

В целом объемы этих циклов сохранились, но увеличился примерно в два раза в каждом цикле объем часов, определяемых вузом самостоятельно, что полезно с точки зрения вариативности подготовки и расширения возможностей вуза в выборе дисциплин с учетом специфики профессиональной подготовки.

Если сравнивать стандарты направлений бакалавриата и дипломированных специалистов, то необходимо отметить, что улучшилась ситуация с точки зрения их согласования, что позволяет во многих случаях сделать достаточно удачные учебные планы по системе «4+1». Однако проблемы реализации такой системы остаются. Рассмотрим их на примере направления бакалавриата 550800 «Химическая технология и биотехнология» и химико-технологическим специальностям. Хотя в стандарте нового поколения по направлению 550800 число часов, отводимых на специальную подготовку, увеличено с 255 до 450, этого все-таки недостаточно для подготовки инженера на базе бакалавриата за 1 год. Конечно, можно обеспечить выполнение стандарта специальностей за счет часов региональной компоненты и дисциплин по выбору циклов естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин, но это приведет к ослаблению фундаментальной составляющей инженерного образования [34].

При дальнейшей модернизации образовательных стандартов рядом вузов предлагается разрешить вузам изменять объем часов для циклов дисциплин, в том числе федерального компонента, более чем на 5%

Например, ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 651300 «Металлургия» включает 12 специальностей металлургического профиля. Для всех специальностей Федеральный компонент предусматривает изучение химии в объеме 400 часов. Если для так называемой «жидкой» металлургии (110100 «Металлургия черных металлов», 110200 «Металлургия цветных металлов», 110400 «Литейное производство черных и цветных металлов») химия является фундаментальной дисциплиной, то для «твердой» металлургии (110600 «Обработка металлов давлением») большой интерес представляет сопротивление материалов и теория пластичности [36].

Нуждается в конкретизации принцип формирования блоков дисциплин. Предлагается [37] блоки ГСЭ и ЕН объединить в единый «общекультурный» (ОК) блок.

Сохраняется диспропорция (между различными направлениями и специальностями) в распределении объемов учебных часов между блоками дисциплин. В действующих ГОС по реализуемым в ННГАСУ [37] специальностям общекультурная составляющая (блоки ГСЭ и ЕН) колеблется в пределах от 21% до 45% от общего объема подготовки специалиста, что ведет к неодинаковым условиям реализации профессиональной компоненты.

В своей структуре, содержании и требованиях образовательные стандарты будут «двигаться» в сторону стандартизации результатов образования (при расширяющемся многообразии типов, видов, уровней, форм и технологий их достижения), становясь стандартами развития системы образования, а не консервации ее [33].

Концептуально-методологический формат ГОС ВПО 2000 года делает их стандартами все того же по преимуществу процессуального типа, а способ их разработки носит выраженный административно-централизованный (т.е. направленный «сверху-вниз») характер [33].

2. Анализ состояния многоступенчатой подготовки специалистов

в Российской Федерации

Многочисленные примеры в истории России и других ведущих государств свидетельствуют о том, что практически все реформы, приводящие к укреплению государственности, усилению обороноспособности, повышению конкурентоспособности ее экономики в мире, начинались с укрепления системы образования, со специальной ее поддержки государством [38].

Конгресс США подавляющим большинством голосов одобрил программу с символическим названием «Равные возможности для всех детей», выделив на широкомасштабную реформу образования в стране 26,5 миллиарда долларов – на 4 миллиарда больше, чем запрашивал Президент Дж. Буш, программа которого в области образования была объявлена через две недели после инаугурации.

1. В настоящее время практически завершен процесс создания ГОС второго поколения в соответствии с Перечнем направлений и специальностей ВПО и методических материалов, необходимых для их реализации в вузах. Стандарты разработаны по направлениям подготовки дипломированных специалистов и по направлениям подготовки бакалавров и магистров с определенным сопряжением содержания образовательных программ.

2. Перечень направлений и специальностей в области техники и технологии представляет собой совокупность 44 направлений подготовки бакалавров (магистров) и 83 направлений подготовки дипломированных специалистов, объединяющих около 300 специальностей ВПО. Таким образом, Перечень фиксирует наличие двух образовательных подсистем.

3. Существующее законодательство в области образования не препятствует введению дополнительно к имеющимся схемам подготовки кадров в системе ВПО еще и ступенчатой подготовки дипломированных специалистов:

А) Статья 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» гласит, что «Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации». Это положение закона нарушается, т.к. выпускаемый бакалавр по направлению (со степенью) в соответствии с ГОС не подготовлен к профессиональной деятельности.

В своем выступлении на заседании Государственного Совета РФ 29 августа 2001 года Президент Российской Федерации Путин В. В. отметил, что «сегодня эта система (профессионального образования – К. С. В.) еще плохо ориентирована на рынок труда. В итоге, людей с высшим образованием у нас много, а настоящих современных специалистов … катастрофически не хватает. В крупных компаниях уже сегодня платят огромные деньги, десятками и сотнями привлекая специалистов из-за рубежа».

Б) В Российской Федерации устанавливаются три ступени высшего профессионального образования (Федеральный закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»): «бакалавр» с квалификацией или степенью – срок обучения не менее 4 лет; «дипломированный специалист» с квалификацией – срок обучения не менее 5 лет; «магистр» с квалификацией или степенью – срок обучения не менее 6 лет. Причем, в законе первой указана «квалификация» и в скобках «степень».

Однако Постановлением Правительства РФ № 940 от 12.08.94 г. программы подготовки магистров и образовательные программы подготовки дипломированных специалистов сделаны программами одной ступени, но разной направленности.

Приведем выдержки из этого постановления.

«3.3. Третий уровень высшего профессионального образования является образованием, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основным образовательным программам двух типов, обеспечивающим подготовку специалистов с квалификацией «магистр» или традиционно указываемой квалификацией «инженер», «учитель», «агроном», «экономист» и т.п. (обобщенное наименование квалификации – «специалист»):

      1. Основная профессиональная образовательная программа, которая состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению и не мене двухлетней специализированной подготовки, включая практику, предполагающую научно-исследовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность выпускника.

Общий нормативный срок обучения должен составлять не менее шести лет.

Данная программа завершается итоговой аттестацией, включая выпускную работу (проект), с присвоением выпускнику квалификации «магистр», удостоверенной дипломом

3.3.2. Основная профессиональная образовательная программа, которая включает гуманитарные, социально-экономические и естественно-научные дисциплины общенаучного характера, общепрофессиональные дисциплины, а также теоретическую и практическую подготовку по специальности и специализации, предполагающую различные виды профессиональной деятельности выпускника.

Данная программа завершается итоговой аттестацией, включая дипломную работу (проект), с присвоением выпускнику квалификации специалиста – «инженер», «учитель», агроном», «экономист» и т.п., удостоверенной дипломом.

Что такое «бакалавр» – недоученный дипломированный специалист? Получается что «да». ГОСы допускают ускоренную подготовку специалиста на базе степени бакалавра соответствующих направлений. А вот специалист не может претендовать на освоение магистерской программы. На это может претендовать в соответствии с ГОСами только бакалавр.

Почему? Направления предполагают подготовку «ученых» - бакалавров и магистров, а специальности – подготовку инженеров и других специалистов. Так вот, из «ученого» (бакалавра), поучив его еще один год, можно дорастить специалиста. Но вот специалиста, который проучился кстати, на год больше бакалавра, доучить до «ученого» (магистра) не так просто. Сначала он должен будет переучиться (или доучиться?) до бакалавра [1].

В) Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.

Г) Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.

Д) Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.

  1. ГОСы второго поколения нормативно фиксируют существование двух образовательных подсистем высшей школы России:

  • одноступенчатой, связанной с реализацией основных образовательных программ подготовки дипломированных специалистов по соответствующим специальностям или направлениям подготовки;

  • д

    Магистр

    Дипломи-рованный

    специалист

    вухступенчатой, обеспечивающей реализацию основных образовательных программ по ступеням ВПО с присуждением выпускнику степени «бакалавра» или «магистра» по направлениям подготовки.

Дипломи-

-рованный

специалист


Бакалавр

(степень)

Бакалавр

(квалифи-кация)


Базовое высшее образование


Рис. 2.1

Практическая реализация этих подсистем в России осуществляется по разным схемам: независимой (когда траектории обучения по двум подсистемам не имеют общих частей), линейной (когда эти траектории накладываются одна на другую) или разветвляющейся (когда траектории обучения на первых курсах совмещены с последующим разветвлением на старших). Разветвляющаяся схема позволяет обеспечить необходимое содержание подготовки при меньших по сравнению с независимой схемой ресурсных затратах. Конкретные варианты этой схемы отличаются точками разветвления, чаще всего, после второго, третьего или четвертого курсов.

Рис. 2.2

Базовое высшее образование (2-3 года, профильное) – базовое для совокупности образовательных программ (специальностей, бакалаврских направлений), позволяет в дальнейшем студенту выбирать образовательную программу из широкого спектра для продолжения образования. По уровню – это незаконченное высшее образование.

5. Целесообразно провести унификацию базовых дисциплин федерального компонента ГОС по их количеству, наименованию, объемам и дидактическим единицам; создать каталог дисциплин для циклов ГСЭ, ЕН и ОПД для использования при разработке ГОС 3-го поколения, создания базовых учебников в том числе с использованием современных информационных образовательных технологий [2].

6. Опыт показал непродуктивность проведения излишне четких содержательных границ между моноуровневой («прикладной») и многоуровневой («академической») структурами ВПО в рамках отдельного профиля образования [3]. Мало кто из выпускников средней школы достаточно хорошо знает себя, чтобы уже при поступлении в вуз определить основной выбор между «академической» или «прикладной» траекторией своей профессиональной карьеры. Поэтому вузы все чаще первые 2-3 года всех учат одинаково, а потом разводят по уровням. При этом меньшинство выходят в жизнь «бакалаврами (4 года)», а подавляющее большинство – «специалистами (5 лет)», остальные – магистрами (6 лет)». Возможно, по мере роста фактического признания степени бакалавра рынком труда, а также изменения способов финансирования вузов, пропорция будет меняться в пользу бакалавров. Сейчас даже в Европе, особенно по инженерным специальностям, рынок труда еще не определился окончательно по этому вопросу.

В Европе одними из главных инициаторов перехода от моно- к многоуровневой системе ВПО выступают студенты. Большинство из них крайне прагматично ждет от высшего образования не столько «академических знаний» для чистой науки, сколько «профессии» для улучшения позиции на рынке труда, причем в возможно короткие сроки (4, а лучше 3 года). Если прибавка в заработке сравнительно невелика, а уровень безработицы невысок, то желающих получить высшее образование может быть намного меньше, чем способна дать имеющаяся система ВПО в стране (пример такой ситуации – Швейцария).

7. Система многоуровневой подготовки специалистов может работать в нашей стране только при условии, если она не навредит традиционной системе образования. Российская система образования имеет свои специфические отличия и не должна слепо копировать зарубежную структуру.

В частности, такие системы базируются на многообразных формах среднего образования. Поэтому, не создав соответствующей структуры школьного образования, нельзя с ходу перестраивать подготовку в вузах, а тем более в университетах. Приведем характерный пример разработанной системы многоуровневой системы высшего образования, базирующейся на соответствующем среднем образовании – США [4]. Число студентов на 10 тыс. населения – 530 чел. В США четырехуровневая система высшего образования:

Первый – продолжительность 2 года, завершается присуждением ассоциированной степени (associate degree) – младшие специалисты различных профессиональных направлений. Основной тип учебного заведения - местный или младший колледж.

Второй – (undergraduate)- срок обучения 4 года после 12 летней средней школы. Присуждается степень бакалавра. Основной тип учебного заведения -4-х летние колледжи и университеты.

Третий – магистратура 1-2 года после бакалавра. Присуждается степень магистра. Два типа степени: 1). Магистр искусств, магистр наук, 2). Магистр в профессиональной области (магистр делового администрирования).

Четвертый – докторантура со сроком обучения 2-3 года. Завершается присуждением степени доктора философии.

Кроме академических степеней в США присуждается первая профессиональная степень. Подготовка к этой степени занимает не менее 6 лет. Она присуждается в следующих областях: общая медицина, стоматология, оптометрия, фармакология, ветеринария, право, теология.

Интересно распределение выпускников высших учебных заведений США по этим степеням:

Ассоциированные степени – 24%,

Бакалавры – 55%,

Магистры – 16%,

Первая профессиональная степень – 3%,

Доктора наук – 2%.

Для сравнения в России в 65% вузов открыта подготовка бакалавров, а в 29% – магистров. Целесообразно рассмотреть вопрос о сосредоточении магистратуры в ведущих университетах, имеющих сильные научные школы, аспирантуру, докторантуру. Тем более, что в настоящее время отсутствует финансирование 6-го года обучения (2-й год магистерской подготовки) в вузах, имеющих пятилетний срок обучения, а нормативы финансирования магистратуры со стороны Министерства образования РФ такие же, как и для финансирования подготовки специалистов, хотя, как указывалось, необходимость проведения научно-исследовательских работ, индивидуализированный характер обучения магистра в малых по составу группах требуют значительно больше затрат на обучение.

Несмотря на это правильное утверждение о необходимости более масштабного финансирования магистерской подготовки, многие вузы стремятся лицензировать магистерские программы, явно не имея для этого кадровых, информационных, материальных ресурсов.

8. Утверждается, что бакалавриат – это тот уровень, на котором студенты получают базовое образование.

Но такая модель, безусловно, не сработает при получении большинства университетских профессий, особенно по таким фундаментальным специальностям как физика, математика, философия, история и т.д. Точнее, люди, получившие образование в рамках бакалавриата по данным специальностям, собственно говоря, никакой специальности иметь еще не будут и автоматически будут его продолжать на уровне магистра [5].

Следовательно, необходим дифференцированный подход к определению специальностей, по которым можно получить качественное образование в рамках бакалавриата. По большинству университетских специальностей деление на два уровня будет носить механический характер.

В магистратуре студенты за два года фактически завершают получение высшего образования и специализируются (в индивидуальном порядке) на выполнении научно-исследовательской или научно-педагогической работы. Магистры получают возможность заняться научной или научно-педагогической деятельностью либо поступить для дальнейшего обучения в аспирантуру.

9. Существует правовая неопределенность. Если бакалавр – это высшее образование, то почему они не могут поступать в аспирантуру. Если они могут поступать в аспирантуру, то зачем им учиться в магистратуре. Необходимо определить отношение аспирантуры и бакалавриата. На заседании Федерального совета по разработке ГОС 18.06.03 г. принято инструктивное письмо, в котором указывается, что «в целях повышения эффективности подготовки научно-педагогических и научных кадров в аспирантуре и адъюнктуре программы конкурсных вступительных экзаменов и требования к поступающим, в том числе к лицам, имеющим диплом бакалавра, должны формироваться на основе государственных образовательных стандартов ступеней высшего профессионального образования «дипломированный специалист» и «магистр». Отказ же от бакалавриата будет сдерживать улучшение аспирантуры, так как прием в аспирантуру минуя магистерский цикл приведет к снижению ее уровня как раз до уровня магистерской подготовки [8].

10. Введение многоуровневой системы образования, существенно нарушили относительную простоту и единообразие этой системы. Многообразие типов образовательных программ, зафиксированное в базовых законодательных актах, к сожалению, не получило содержательной, функциональной интерпретации в этих же актах. Со времени, прошедшего после начала реформ, основные принципы, лежащие в основе диверсификации подсистем ВПО, не только не прояснились, но стали, пожалуй, еще менее очевидными. Прежде всего в этой связи необходимо обратиться к понятию бакалавриата.

Итак, в чем смысл введения бакалавриата? Можно представить себе несколько вариантов ответа [1].

А. Бакалавриат есть необходимая подготовка для обучения в магистратуре. Магистратура на фундаменте бакалавриата позволяет сочетать хорошую общую подготовку с «разумно узкой» специализацией, в результате мы получаем оптимально подготовленные кадры для высшей школы и научно-исследовательской сферы. В этом случае, однако, бакалавриат без магистратуры – фундамент без здания; все, претендующие на занятия преподавательской деятельностью, наукой, должны пройти через магистратуру (не «специалитет»!) – что расходится с существующей практикой и, к тому же, ставит под сомнение относительную самостоятельность, организационную и программную бакалавриата и магистратуры.

Б. Россия заинтересована в сближении своей образовательной системы с системами зарубежными (резоны: обеспечение академической мобильности, необходимость взаимного признания дипломов, повышение конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг и т.д.). Это вполне достаточный стимул для реформирования системы, особенно учитывая предстоящее вступление в ВТО, желательность включения в Болонский процесс и т.п. Однако в этом случае не вполне понятна целесообразность сохранения «старой» системы наряду с введением «новой».

В. В современных условиях стремительного устаревания знаний, когда в любом случае невозможно подготовить специалиста на все последующее время его профессиональной деятельности, когда огромный процент выпускников получает работу не по специальности своего диплома, бакалавриат – это способ дать некоторое базовое образование, позволяющее гибкое переучивание, повышение квалификации по мере необходимости.

Г. Бакалавриат – это вообще не профессиональное, а общее высшее образование – в отличие от магистратуры и специалитета, которые и дают профессиональное образование. Однако такой подход предполагает коренные изменения в наших взглядах на высшее образование (и закрепление этих изменений в законодательных актах). Работодатель в большинстве случаев не склонен признавать за бакалавром оговоренный Законом статус лица с законченным высшим профессиональным образованием.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет по проекту: "Разработка моделей и образцов стандартов для бакалавров и магистров по специальности "

    Публичный отчет
    Приложение А. Проекты государственных образовательных стандартов и примерные учебные планы для бакалавров-специалистов и магистров-специалистов по направлению "Автоматизация и управление" (651900)
  2. «Разработка моделей бакалавра по специальности и магистра по специальности. Реализация моделей по группам специальностей»

    Доклад
    проинформировать членов Координационного совета УМО и НМС о некоторых предварительных результатах научно-методического проекта «Разработка моделей бакалавра по специальности и магистра по специальности.
  3. Методические указания по подготовке, написанию и защите выпускной квалификационной работы Для студентов факультета экономики по специальности

    Методические указания
    Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании Учебно-методического совета Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы от «2 ноября» 2011г.
  4. По специальности 060105. 65 «стоматология» (1)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
  5. По специальности 060105. 65 «стоматология» (2)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих

Другие похожие документы..