Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
МОУ гимназия №7 города Чехова Московской области – одно из самых крупных общеобразовательных заведений района. Это не просто школа с повышенным стату...полностью>>
'Методические рекомендации'
Написание и защита курсовой работы является важным этапом изуче­ния учебной дисциплины «Государственные и муниципальные финансы». В процессе ее выпол...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита диссертации состоится « 28 » апреля 2010 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 002.238.01 в Учреждении Российской академии наук...полностью>>
'Урок'
Метод обучения- параллельный подход к изложению учебного материала ( часть урока – изучение теоретического материала, часть урока- технологический ма...полностью>>

«Разработка моделей и образцов стандартов для бакалавров и магистров по специальности»

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.3.4. Цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Особого внимания заслуживает работа, проведенная по определению состава цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Это связано с тем, что именно изменение содержания этого цикла должно было явиться адекватной реакцией высшей школы на смену культурной парадигмы, утверждение гуманистических идеалов. Прежде всего была определена структура этого цикла, в который вошли 10 дисциплин, часть из них имела определенный эквивалент в образовательных программах советского времени, а некоторые вводились впервые (см. табл.1.3).

Таблица 1.3

Цикл общих гуманитарных и социально-экономических (ГСЭ)

дисциплин ГОС ВПО (1993 г.) в сравнении с ранее принятым (1987 г.)

Наименование общих ГСЭ-дисциплин в ГОС ВПО (1993 г.)

Наименование общих для всех учебных планов дисциплин данного профиля (1987 г.)

Философия

Культурология

История

Правоведение

Социология

Политология

Психология и педагогика

Экономика

Физическая культура

Иностранный язык

Марксистко-ленинская философия

В качестве общей для всех специальностей не предусматривалась

История КПСС

Основы советского права

В качестве общей для всех специальностей не предусматривалась

Научный коммунизм

В качестве общей для всех специальностей не предусматривалась

Политическая экономия

Физическая культура

Иностранный язык

Из таблицы следует, что произведенные глубокие изменения направлены как на устранение деформаций ряда учебных дисциплин, вызванных безоговорочным приоритетом в советское время одного политического учения, так и на расширение общекультурной подготовки студента, приобщения его к мировому гуманитарному знанию.

Наряду с перечнем общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в «Требованиях» было определено и зафиксировано основное содержание каждого курса. Некоторая излишняя детализация содержания ряда дисциплин, таких, как культурология или история, оправдана отсутствием учебных программ и литературы по этим курсам в предшествующий период.

По мнению ряда зарубежных партнеров – Нобелевского лауреата в области экономики Д. Тобина, директора Национальной библиотеки конгресса США Д. Биллингтона, автора всемирно известного учебника по социологии А. Гидденса и других, результаты выполненной работы по становлению в России современной системы гуманитарного образования – это существенный вклад как в отечественное образование, так и в развитие образовательных систем во всем мире.

В работе над содержанием цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин принимали участие многие преподаватели вузов и ученые, работающие в данной сфере науки. Было проведено специальное Всероссийское совещание по этому вопросу, создан Координационный совет по гуманитарному образованию при Правительстве Российской Федерации (председатель академик Б.В. Раушенбах). Одними их организаторов этого проекта были академики В.С. Степин, Л.Л. Любимов, В.Д. Шадриков, профессора В.С. Меськов, В.В. Сериков.

1.3.5. Реализация принципа междисциплинарности

Еще одним принципиальным решением в области фундаментализации высшего образования при создании ГОС ВПО явилась примененная разработчиками междисциплинарная модель описания ряда требований к выпускнику.

Были сформулированы общие (междисциплинарные) требования к образованности специалиста, многие из которых связаны практически со всеми учебными дисциплинами, являясь интегральными показателями развития личности. Например:

  • «умеет строить и использовать модели для описания и
    прогнозирования различных явлений»;

  • «способен поставить цель и сформулировать задачи,
    связанные с реализацией профессиональных функций»;

  • «готов к работе над междисциплинарными проектами»;

Некоторые общие требования, кроме того, были связаны со всей воспитательной работой в вузе:

  • «готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе»;

  • «умеет на научной основе организовать свой труд»;

  • «способен к переоценке накопленного опыта, анализу
    своих возможностей».

Кроме того, требования к знаниям и умениям выпускника, отнесенные к циклам дисциплин также во многом строились на междисциплинарной основе. Так, требования к выпускнику в области философии, психологии, истории и культурологии излагались в едином массиве без разделения по дисциплинам. Так же интегрально излагались в ГОС требования к выпускнику в области физики, химии и экологии. Например, специалист, согласно требованиям ГОС, должен иметь представление «о динамических и статических закономерностях в природе», «о принципах симметрии и законах сохранения», «об измерениях и их специфичности в различных разделах естествознания» и т.д. Такая модель описания требований ориентировала преподавателей вузов на усиление взаимосвязи различных дисциплин, создание интегральных курсов, обеспечивающих формирование целостного, фундаментального, научного представления о процессах и явлениях, происходящих в мире природы и обществе.

Следует также заметить, что на идею междисциплинарности «работает» и отсутствие фиксированных объемов большинства дисциплин внутри каждого цикла, поскольку способствует устранению «часовых барьеров» между дисциплинами, совместному освоению различными кафедрами выделенного общего объема времени в интересах студента.

1.3.6. Усиление внимания к интеллектуальной деятельности

выпускника вуза

Следующий новационный шаг по пути создания устойчивой основы профессиональной деятельности, предпринятый создателями ГОС ВПО, связан с переносом в содержании образования центра внимания субъектов образовательного процесса на методологию изучаемых в высшей школе наук и методологию деятельности, моделирование и концептуальное проектирование. Достаточно очевидно, что это шаг навстречу требованиям, предполагающим фундаментальный характер подготовки специалистов, высокий уровень готовности выпускников к творческой высокоинтеллектуальной деятельности.

В качестве подтверждения сказанного, можно проанализировать объекты требований к выпускнику по циклу общепрофессиональных дисциплин. В большинстве действующих требований более 60% таких объектов — это методы научного анализа и синтеза, различных расчетов, принятия решений, контроля и оценки, прогнозирования и т.п., а также принципы моделирования, менеджмента, маркетинга, управления и др.

1.3.7. Сопряжение направлений и специальностей

И, наконец, в рамках создания ГОС ВПО был сделан реальный шаг к обеспечению широкого профиля специалиста – введены 90 направлений четырехлетней подготовки, являющихся базой для сопряженных с ними более 400 специальностей. Это означает, что для каждой образовательной программы по направлению, ведущей к степени бакалавра, есть несколько образовательных программ (ведущих к подготовке дипломированных специалистов) обучение по которым, по существу, является, как мы уже упоминали об этом чуть раньше, продолжением предыдущей учебы еще в течение одного-трех лет. (Постановление Комитета по высшей школе Миннауки Российской Федерации № 13 от 13 марта 1992 г.). Согласно этому документу, все те студенты, которые избрали многоуровневую подготовку вместо одноуровневой, обязательно получат фундаментальную подготовку по широкому направлению и лишь затем на этой базе более узкую, специализированную.

В соответствии с этой логикой в каждом «Требовании», составленном для конкретного направления, в разделе «Общая характеристика направления» содержался перечень специальностей, по которым бакалавр мог в сокращенные до года сроки получить квалификацию дипломированного специалиста.

Таким образом, перечень направлений и перечень специальностей оказались сопряженными друг с другом. Что касается формирования этих перечней, то представляется полезным рассмотреть опыт их построения в рамках проектирования ГОС ВПО первого поколения. В начале следует сказать о том, что проектанты понимали под направлением и специальностью подготовки.

Судя по определениям, содержащимся в ГОС ВПО «Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования» (утвержден приказом Госкомвуза России № 180 от 05 марта 1994 г.), эти понятия, по существу, идентичны, так как определяют совокупность знаний, полученных выпускником вуза по определенной образовательной программе и обеспечивающих возможность (готовность) к определенному виду профессиональной деятельности. Различие лишь в том, что совокупность знаний, полученных выпускником, освоившим образовательную программу по специальности, позволяла ему, по сравнению с выпускником по направлению, иметь более высокую степень готовности к самостоятельной деятельности в одной из специальных областей знаний, входящих своим общим фундаментом в сопряженное с ним направление.

Другими словами, речь идет о перечне наименований образовательных программ, по которым можно получить квалификацию бакалавра и магистра, и сопряженном с ним перечне образовательных программ, освоение которых ведет к получению квалификации «специалист» (на практике это общее наименование квалификации заменяется профессионально ориентированными терминами: инженер, агроном, юрист, учитель и т.д.). Следует при этом обратить внимание на то, что число образовательных программ по первому перечню вдвое больше числа наименований, так как для каждого направления одного «имени», например направления «Физика» или «Философия», будут существовать две образовательные программы — четырехлетняя программа подготовки бакалавра физики и шестилетняя программа подготовки магистра физики.

1.3.8. Обновление перечня специальностей

Теоретически проектанты ГОС ВПО могли бы в 1992 г. ограничиться определением перечня наименований направлений, ранее не существовавших в высшей школе, поскольку перечень специальностей в то время имелся. Однако стремление российского общества к возвышению человеческих ценностей, к освоению мирового гуманитарного знания и социального опыта, к обеспечению полноты перечня подтолкнуло создателей ГОС ВПО первого поколения к пересмотру основной доктрины формирования подобных перечней и, как следствие, не только к созданию на новой основе перечня направлений, но и к пересмотру действовавшего перечня специальностей. Вместо построения перечня по принципу удовлетворения спроса действующих в стране отраслей народного хозяйства за основу была принята антропоцентрическая модель, представляющая собой трехмерную матрицу, параметрами которой являются цели, объекты и виды деятельности человека. Таким образом, полнота перечня с этих позиций определялась тем, насколько он отвечает потребностям его граждан в свободном духовном развитии и материальном благосостоянии, безопасности их жизнедеятельности в современном мире. За основу определения структуры и состава таких требований была взята схема, предложенная В.Д. Шадриковым [11]. Именно такой подход [21] во многом предопределил включение в перечень таких специальностей, как социальная антропология, культурология, социальная работа, социально-культурный сервис и туризм, домоведение, экология, радиационная безопасность человека и окружающей среды и многие другие. Появились, в этой связи, даже новые группы специальностей: «Сервис» и «Экология и природопользование».

1.3.9. Особенность ГОС по специальности

По завершении в 1993 г. создания ГОС для большинства образовательных программ подготовки бакалавров, те же группы работников приступили к созданию ГОС для монопрограмм подготовки специалистов. Очевидно, что общность назначения ГОС для тех и других программ определила их общую концептуальную и методологическую базу создания. И с этих позиций рассмотрение хода проектирования ГОС для образовательных программ подготовки специалистов мало что добавляет к рассмотренному опыту. Однако к моменту проектирования ГОС для подготовки специалистов возник новый фактор которого принципиально не могло быть в 1992 г. Им стал первый опыт организации учебного процесса по новым учебным планам, составленным в соответствии с ГОС. В принципе итерация проекта в ходе пилотных экспериментов – вещь предсказуемая и предусматриваемая в теории проектирования. Как правило, пилотные исследования вносят существенные поправки в проект. Так произошло и в случае проектирования ГОС. Уже к началу 1994 г. стало очевидным, что базовая четырехлетняя программа подготовки бакалавров широкого профиля может явиться хорошей стартовой площадкой для подготовки на этой основе магистров, но не является идентичной четырем первым годам подготовки специалистов и не позволяет завершить на этой базе подготовку специалиста за один год. Вузы предложили увеличить хотя бы на 1/2 года длительность этой завершающей стадии, тем более, что уже названное постановление Комитета по высшей школе № 13 допускало такую возможность. Но в 1994 г. состояние экономики страны стало все более ощутимо влиять на проектные решения в сфере высшей школы и увеличивать во всей стране сроки обучения, даже и на полгода, в этих условиях было невозможно. Учитывая сказанное, Правительство Российской Федерации, утверждая своим постановлением № 940 от 12 августа 1994 г. ГОС ВПО, заменило статус второго уровня высшего профессионального образования, сняв с него функцию базового, одновременно для подготовки и магистров, и специалистов. Согласно этому постановлению, образовательная программа подготовки бакалавров сохранила свою «базовость» лишь по отношению к программе магистров. Программа специалиста рассматривалась теперь не как продолжение бакалаврской программы, а как родственная, сопряженная, но параллельная, позволяющая достаточно легко продолжить образование после получения диплома бакалавра на сопряженной специальности, но не без препятствий, вызванных различиями в содержании образовательной программы подготовки бакалавров и срок обучения (4 года) образовательной программе подготовки специалистов. Студент в случае продолжения обучения должен был сам позаботиться о выравнивании программ: либо заранее изучить необходимые разделы или целые дисциплины, либо в момент перехода ликвидировать это различие сдачей соответствующих экзаменов. Фактически схема «А» на рис. 1.2 превратилась в схему «Б». (Прерывистая стрелка на схеме «Б» как раз и указывает на то, что определенный ранее как непрерывный переход, фактически перевод, студента после 4-х лет обучения по бакалаврской программе на программу дипломированного специалиста по сопряженной специальности, стал для него теперь лишь возможностью, реализовать которую без доброй воли деканата и дополнительных усилий студента стало невозможно.)

Все это вызвало необходимость при подготовке «Требований» по специальностям «перестроиться на ходу». Разработчики получили право не рассматривать объем и состав цикла естественнонаучных дисциплин, утвержденных для программ второго уровня в качестве обязательных при определении параметров этого цикла в образовательных программах специалистов. Увеличилась жесткость стандартов. Все дисциплины этого цикла получили конкретные объемы. Однако отказ от ступенчатой, по существу, подготовки специалиста (маршрут «2» на схеме «А» рис. 1.2) не удовлетворил ряд вузов. Они продолжали настаивать на целесообразности схемы выпуска за 4 года, так сказать, «бакалавра по специальности», позволяющей, по их мнению, не только экономить средства, но и производить селекцию после 4-го курса, отбирая для подготовки на третьем уровне студентов наиболее подготовленных для самостоятельного творческого труда. Однако в рамках ГОС первого поколения найти приемлемое для всех решение этого вопроса не удалось.

1.3.10. Недостатки ГОС первого поколения

В 1996 г. вышел Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», внесший существенные дополнения и изменения в саму структуру ГОС ВПО. Кроме того, как показал анализ, не все требования из поля проектирования, относящиеся к учебно-воспитательному процессу, были учтены в нормах ГОС первого поколения. Одновременно опыт вузов по использованию ГОС для реализации образовательных программ также выявил ряд их «конструктивных» недостатков. Наиболее ощутимые из них следующие:

  • отсутствие достаточного внимания в ГОС к результатам воспитательных аспектов образовательных программ, в то время как образовательное законодательство однозначно фиксирует ряд норм в этой сфере (ст. 14 Закона РФ «Об образовании»);

  • существенное снижение идентичности содержания образовательных программ родственного профиля, определяемое не объективными причинами, а несогласованностью действий различных групп разработчиков ГОС между собой. Естественно, такое положение отрицательно сказалось на степени академической мобильности студентов и технологичности учебного процесса;

  • невозможность использовать содержащиеся в документах требования к уровню подготовки выпускников в качестве основания для прямой диагностики достижения этого уровня;

  • несогласованность ГОС ВПО со стандартами других уровней образования и между собой.

1.3.11. Подход к обновлению ГОС первого поколения

В связи со сказанным, возникла необходимость вновь вернуться к проектированию ГОС, но уже второго поколения.

В Западной Европе образовательные стандарты в сфере профессионального образования устанавливались с учетом их методологических, структурных и нормативных различий в разных странах на продолжительный срок (1—15 и более лет) [33].

Как и на этапе создания первого поколения ГОС ВПО, ведущую роль в этой работе взяли на себя Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов и коллективы УМО. На момент подготовки к изданию этой книги исследовательская работа в этом направлении не была закончена, хотя значительное число работ в этой сфере было проведено, а результаты опубликованы [22 - 25]. Отсылая читателя к этим публикациям, подчеркнем лишь некоторые принципиальные идеи, которые высказаны их авторами в связи с созданием «Требований» нового поколения.

Первая идея связана с убеждением авторов о необходимости более энергичных практических действий по изменению состояния образовательной системы, определяемых действием имманентных факторов. Речь идет о создании дополнительных условий, облегчающих более активную творческую деятельность кафедральных и вузовских педагогических коллективов по определению содержания и организацией учебного процесса, о создании на этой основе механизма постоянного обновления учебного материала, о поддержании высокого уровня необходимого многообразия образовательных программ. Предложено выделить инварианты содержания ряда близких по научному базису специальностей и именно это ядро сделать объектом стандартизации на уровне федерального государственного органа управления образованием. Принятие такого предложения, как показывают расчеты, привело бы к сокращению в 3 – 5 раз числа объектов ГОС ВПО федерального уровня и одновременно расширило бы поле проектирования вузовского уровня.

Вторая идея связана с проектированием согласованных между собой ГОС всех уровней образования. Представление о связности, непрерывности образовательной системы, позволяющей выпускнику предшествующей ступени образования продолжать образование на последующей, существовало столько, сколько существуют в образовании различные уровни и ступени. Практически процедура перевода учеников из класса в класс, как организационный базовый элемент преемственности в школьной системе, всегда имела определенное правовое оформление. При этом термин «преемственность» употреблялся по отношению к содержанию программ обучения на каждой ступени в его «знаниевом» контексте, как это и следует из одного из принципов обучения, согласно которому новый учебный материал должен усваиваться учащимися в связи с предшествующим на основе имеющихся знаний.

Новизна постановки проблемы при согласованности ГОС заключается в том, что для образовательных программ последующего и предшествующего уровней предлагается принять то новое понимание преемственности образовательных программ, которое обосновано в последние годы рядом ученых. При таком подходе преемственные образовательные программы должны быть взаимосвязаны в сфере учебного материала, как это предписывается принципами обучения, а также на каждом уровне обучений должны быть заданы (описаны в текстах ГОС):

  • некоторые нормы психического развития человека, связанные с формированием интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств на данном этапе обучения;

  • нормы физического развития и здоровья обучающихся.

Наиболее значимые в этом направлении работы выполнены в Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов под руководством И.А.Зимней и других его сотрудников [26, 27] и отражают все аспекты этой проблемы. Однако проведенные исследования показали, что потребуется еще много времени для разработки практических методик, которые позволили бы осуществить согласование ГОС по указанным принципам.

Третья идея заключается в том, что, поскольку согласно Закону РФ «О высшем и послевузовском образовании», в компетенцию Минобразования России отнесена разработка и утверждение образовательной программы (примерных учебных планов и программ учебных дисциплин), то возникает возможность обеспечить квалиметрическое назначение ГОС не только через требования к выпускнику, зафиксированные в этом документе непосредственно, но и через требования к студентам, включенные в примерные программы учебных дисциплин. В этом случае, требования, помещенные в ГОС, будут фактически лишь называть объект контроля, а требования программы – детализировать требования ГОС до операционного уровня, возможного для диагностики.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет по проекту: "Разработка моделей и образцов стандартов для бакалавров и магистров по специальности "

    Публичный отчет
    Приложение А. Проекты государственных образовательных стандартов и примерные учебные планы для бакалавров-специалистов и магистров-специалистов по направлению "Автоматизация и управление" (651900)
  2. «Разработка моделей бакалавра по специальности и магистра по специальности. Реализация моделей по группам специальностей»

    Доклад
    проинформировать членов Координационного совета УМО и НМС о некоторых предварительных результатах научно-методического проекта «Разработка моделей бакалавра по специальности и магистра по специальности.
  3. Методические указания по подготовке, написанию и защите выпускной квалификационной работы Для студентов факультета экономики по специальности

    Методические указания
    Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании Учебно-методического совета Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы от «2 ноября» 2011г.
  4. По специальности 060105. 65 «стоматология» (1)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
  5. По специальности 060105. 65 «стоматология» (2)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих

Другие похожие документы..