Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
На основі спільної угоди Міністерство освіти і науки України, Всеукраїнська асоціація комп'ютерних клубів, ВАТ "Укртелеком" та програма роз...полностью>>
'Документ'
У статті висвітлюються особливості, структурні компоненти і чинники музично-творчого процесу. На прикладі методу моделювання пропонується технологічн...полностью>>
'Диссертация'
Защита состоится «13» декабря 2008 года в часов на заседании диссертационного совета Д212.063.04 при ГОУ ВПО «Ивановский государственный химико-технол...полностью>>
'Конкурс'
Совет при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию объявил о начале приема документов на соискание Государственной премии Р...полностью>>

«Разработка моделей и образцов стандартов для бакалавров и магистров по специальности»

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.2. Образовательные программы

высшего профессионального образования

Важнейшей характеристикой образовательной программы является ее содержание, общие требования к которому сформулированы в ст. 14 Закона РФ «Об образовании»: «Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации».

Анализ действующих ГОС ВПО и созданных на их базе образовательных программ показывает, что ориентация их содержания отвечает этим требованиям. Вместе с тем для образовательных программ ВПО очень важна внутренняя структура содержания, определяющая соотношение между общекультурной (универсальной) составляющей и специальной, профессионально-ориентированной. Если первая должна обеспечить адекватный мировому уровень общей культуры человека, сформировать у выпускника вуза отвечающую современному развитию науки картину мира, то вторая определяет его профессиональную квалификацию, способность к самостоятельной трудовой деятельности в сфере высокоинтеллектуального труда.

Внутренняя структура большинства образовательных программ приведена на рис. 1.1. Здесь первая составляющая представляет собой блок фундаментальных для развития личности дисциплин, который включает два цикла: цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и цикл математических и общих естественнонаучных дисциплин. Её примерный относительный вес для бакалаврских программ – 55%; для программ дипломированных специалистов – 45% и для магистров – около 42%.

Рис. 1.1. Внутренняя структура образовательных программ

Состав цикла математических и общих естественнонаучных дисциплин, в котором обязательно наличие математики, информатики, физики, химии, экологии (биологии), позволяет обеспечить характерную для российской высшей школы широту и целостность естественнонаучных знаний, а 10 гуманитарных и социально-экономических дисциплин, входящих во второй цикл этого фундаментального блока (философия, правоведение, политология, экономика, иностранный язык и др.), – разносторонность гуманитарной подготовки специалистов любого профиля. Гибкость фундаментального блока, его способность отвечать профилю вуза и интересам самоопределения личности обеспечиваются, во-вторых, отсутствием в ГОС фиксированных объемов большинства входящих в этот блок дисциплин, предоставлением студенту права до 20% объема времени, отведенного на весь блок, использовать для изучения других дисциплин данного профиля, предлагаемых вузом на выбор студента.

Вторая составляющая образовательной программы представляет собой блок профессионально ориентированных дисциплин, который достаточно условно можно разделить на цикл общепрофессиональных и цикл специальных дисциплин. Первый состоит из дисциплин, общих для группы родственных специальностей одной профессии. Например, для машиностроительных специальностей он включает техническую механику, электротехнику, инженерную графику, материаловедение и ряд других дисциплин. Этот цикл, таким образом, определяет направление профессиональной подготовки. Содержание цикла специальных дисциплин выделяет из направления более узкую область специализации выпускника. Именно поэтому в бакалаврских образовательных программах, предоставляющих студенту возможность подготовиться к деятельности в достаточно широкой профессиональной области, именуемой направлением, цикл общепрофессиональных дисциплин несколько больше по объему, чем в программах подготовки дипломированных специалистов. И, наоборот, в образовательной программе подготовки дипломированных специалистов второй цикл дисциплин существенно (более чем вдвое) превышает объем аналогичного цикла образовательной программы бакалавра.

Благодаря достаточной полноте совокупности реализуемых отечественными вузами образовательных программ Россия не нуждается в постоянном массовом притоке извне специалистов какого-либо профиля. Подобная степень охвата необходимого стране спектра направлений подготовки специалистов не характерна для систем образования многих, достаточно мощных государств. Одни предпочитают не готовить в своих вузах специалистов любого профиля, а приглашать их по мере необходимости из других стран, а другие направляют своих граждан в зарубежные вузы. Можно утверждать, что полнота множества образовательных программ российской образовательной системы – явление почти уникальное. Сравнение перечня направлений подготовки специалистов в ведущих зарубежных странах, включая США, и аналогичного перечня направлений в отечественной высшей школе показали, что совокупность российских образовательных программ перекрывает почти весь спектр профилей подготовки, существующий в этих странах.

Поскольку. Согласно Закону РФ «Об образовании», образовательная программа разрабатывается, принимается и реализуется конкретными образовательными учреждениями самостоятельно на основе того минимума ее содержания, которое определил ГОС, то различие между полным содержанием образовательной программы и его минимумом делает эти программы вариативными, гибкими, легко приспособляемыми к потребностям конкретной личности и запросам рынка труда. Естественно, относительный объем этой вариативной части различен для образовательных программ различных ступеней (от 25% для программ подготовки бакалавров до 50% для магистерских программ). Рассматривая вариативность образовательных программ как базу их разнообразия и индивидуализации обучения, следует сказать, что согласно ГОС, около 30% содержания образовательной программы определяется вузом совместно со студентом. Вуз предлагает ее возможные варианты, студент из них выбирает наиболее приемлемый для себя (дисциплины по выбору студента и дисциплины специализаций).

Пример удачного введения новых образовательных схем в системе образования – осуществление диверсификации образовательных программ высшей школы России, т.е. введение многоуровневой системы. Этот широкомасштабный проект сразу после появления в 1992 году, вызвал в академической среде разное отношение, в том числе сугубо отрицательное. Однако серьезная кампания за отмену этого постановления не состоялась, так как руководители Госкомвуза России учли опыт своих предшественников и предоставили вузам свободу выбора – осуществлять у себя диверсификацию образовательных программ или нет. Если да, то на каком факультете? Если да, то по профилю какой подготовки? В результате все большее число вузов за прошедшие годы стали по собственной инициативе примерять к себе многоуровневую систему, убедившись, что им просто предоставлено более широкое поле для самовыражения.

1.3. Создание государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования

Одним из проектов, предусмотренных Государственной программой развития образования в России (Программа-92), принятой в 1991 году, явилось создание государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО), который на организационно-нормативном уровне закрепил бы предложенные новации в сфере диверсификации и обновления содержания образования.

Двухкомпонентная структура и состав обязательных элементов ГОС, а также его статус и назначение, как известно, были установлены Законом РФ «Об образовании» в 1992 г. Это сразу же создало благоприятные условия не только для сохранения единого образовательного пространства России и эквивалентности дипломов, но и для учета национальных особенностей в образовательных программах. В 1993 г. в соответствии с нормой закона Правительством Российской Федерации был утвержден Порядок разработки и введения в действие ГОС ВПО. Согласно последнему документу (Постановление Правительства РФ № 773 от 10 августа 1993 г.) ГОС ВПО включал:

  • часть, утверждаемую Правительством Российской Федерации, в которую вошли общие требования к структуре и образовательным программам высшего профессионального образования, условиям их реализации, нормативам учебной нагрузки и ее максимальному объему;

  • часть, утверждаемую Федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием, в которую входили: перечень направлений и специальностей высшего профессионального образования, государственные требования к минимуму содержания образовательной программы и уровню подготовки выпускников по каждому из определенных перечнем направлению и каждой специальности высшего образования (далее – «Требования»), а также требования к образцам документов о высшем профессиональном образовании, правила контроля за соблюдением ГОС.

Определяя уровни высшего профессионального образования, содержание и результаты учебного процесса, ГОС ВПО, таким образом, должен был стать ключевым нормативным документом системы высшего образования.

При разработке ГОС был использован метод гармонизации, применяемый при проектировании программных мероприятий, связанных с необходимостью реализации противоречивых требований к характеристикам образовательной системы. Это позволило предусмотреть следующие возможности субъектов влиять на содержание и уровень требований к подготовке выпускников.

Государство, в лице федерального органа управления высшим образованием, получило возможность утверждать соотношение различных блоков дисциплин в образовательных программах (фундаментальных: гуманитарных, естественнонаучных и специальных), а также большую (примерно 70%) часть содержания любой образовательной программы (федеральный компонент ГОС) и соответствующие этому содержанию требования к уровню подготовки выпускников.

Педагогические коллективы были наделены правом определять остальные 30% общего объема содержания программы обучения и соответствующие им требования к выпускникам (национально-региональный компонент ГОС).

Студенты для удовлетворения своих индивидуальных требований к содержанию образовательной программы получили в свое распоряжение дисциплины по выбору. Такие дисциплины, согласно ГОС, должны входить как в его федеральный, так и в региональный компонент и составлять до 20% его объема. Кроме того, студент имеет право на выбор той или иной специализации подготовки и может прослушать факультативные дисциплины.

Работодатели получили возможность:

  • через вузовские коллективы, заинтересованные в «спросе» на свою «продукцию», отражать свои требования к качеству подготовки специалистов;

  • путем заключения договора со студентом корректировать его выбор содержания образовательной программы в своих интересах;

  • учитывать свои требования, участвуя в работе государственных экзаменационных комиссиях, оценивающих уровень подготовки выпускников;

  • через УМО, членами которых являются многие крупные фирмы, участвовать в формировании базовой структуры (федеральный компонент ГОС) подготовки специалистов.

Орган управления образованием региона может обязать вуз внести необходимые, по его мнению, дисциплины в содержание образовательной программы, используя в этих целях национально-региональный компонент ГОС.

Проектирование реального содержания ГОС ВПО представляло в 1993 г. для федерального (центрального) органа управления высшим образованием задачу первостепенной важности. Речь в дальнейшем пойдет именно о той части ГОС ВПО, разработка которой находилась в компетенции этого органа, т.е. будем рассматривать проектирование ГОС, считая, что многоуровневая структура высшего образования к тому времени была зафиксирована в упомянутой ранее Программе-92 и постановлении Комитета по высшей школе Миннауки Российской Федерации № 13 от 13 марта 1992 г. «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации». (Модель этой структуры отображена на схеме «А» рис. 1.2. Здесь правый столбик из пяти квадратов представляет непрерывную или монопрограмму подготовки дипломированного специалиста со сроком обучения 5 лет. Левый столбик из четырех квадратов – программу подготовки бакалавров со сроком обучения 4 года. Сплошные стрелки показывают, что лицо, имеющее диплом бакалавра (базовый уровень) имеет право (маршрут «1») продолжить (по конкурсу) в течение не менее 2-х лет обучения в магистратуре либо (маршрут «2») продолжить его в течение минимум одного года по программе дипломированного специалиста).

Рис. 1.2. Многоуровневая структура высшего образования

Необходимо было путем создания «Требований» наполнить эту схему реальным содержанием. Заказчиком и организатором широкомасштабной исследовательской и практической работы в сфере создания этих документов выступило Учебно-методическое управление Комитета по высшей школе Миннауки Российской Федерации. Основными центрами проводимых исследований на первом этапе стали Исследовательский центр управления качеством подготовки специалистов (директор Н.А.Селезнева), Московский государственный университет, Московский авиационно-технологический институт и Санкт-Петербургский политехнический институт. Вскоре к ним присоединились Ростовский, Нижегородский, Новосибирский государственные университеты, Московский текстильный институт и ряд других вузов. Общее руководство созданием входящих в ГОС ВПО документов осуществлял первый заместитель Председателя Комитета по высшей школе В.Д. Шадриков. Наиболее подготовленными и потому наиболее активными разработчиками проектов основополагающих документов, входящих в состав ГОС, явились коллективы вузов, на базе которых функционировали УМО.

1.3.1. Предварительный этап проектирования ГОС ВПО

На первом, предварительном этапе проектирования был проанализирован имевшийся опыт нормирования содержания и результатов обучения и воспитания. В сфере содержания это был хорошо известный всей академической общественности механизм утверждения федеральным органом управления высшим образованием типовых учебных планов по каждой специальности и типовых программ учебных дисциплин. Что касается требований к уровню подготовки выпускников, которые предстояло включить в ГОС ВПО, то весьма близкие по содержанию нормативные документы появились в высшей школе в начале 80-х годов. Они назывались квалификационными характеристиками специалистов и «раскрывали профессиональное назначение специалиста и требования к их подготовке». Для целей проверки соответствия уровня подготовки выпускников требованиям, содержащимся в квалификационных характеристиках, были разработаны специальные фонды комплексных квалификационных заданий. Безусловно, методология создания этих документов [13] оказала существенную помощь в проектировании ГОС.

Более трудной оказалась проблема использования имевшегося опыта для формирования категориального аппарата необходимого для создания ГОС, так как сам термин «стандарт» в практике высшей школы фактически не применялся. Казалось бы, наиболее простой выход – взять за основу уже устоявшиеся понятия из области стандартизации в техносфере. Но в этом случае необходима была существенная коррекция этих понятий с учетом особенности проектирования социальных систем.

Отражение взглядов большинства разработчиков на решение этой категориальной проблемы мы находим в опубликованных в 1992 г. первых научных работах, посвященных созданию ГОС (научные руководители: В.Ф. Мануйлов, Н.А. Селезнева, Ю.Г. Татур, В.Н. Соколов, А.И. Субетто, Л.Г. Семушина и другие) [14 - 19].

Анализируя факторы и тенденции развития высшей школы в России и мировой опыт эволюции образовательных систем, научные коллективы сумели с самого начала увидеть в ГОС не средство жесткой регламентации со стороны органов управления деятельностью педагогических коллективов вузов, а скорее закрепление прав и свобод субъектов образовательного процесса.

Именно в работе над созданием ГОС в 1992 г. и начале 1993 г. были предложены методы гармонизации требований различных субъектов образовательного процесса по их участию в формировании содержания образования. Следует обратить внимание на тот факт, что, находясь в жестких временных рамках (многоуровневая система, основанная на соответствующих стандартах должна была, согласно Программе-92, начать функционировать в 1993 г.), разработчики ГОС распределили работу на несколько этапов. На первом этапе (1992–1993 гг.) на основе ГОС должны были быть сформированы образовательные программы подготовки бакалавров (базовый – второй уровень высшего образования). На втором этапе в (1994–1995 гг.) на основе ГОС должны были быть созданы образовательные программы для подготовки специалистов, а затем и магистров (третий уровень высшего образования). Рассмотрим в связи со сказанным ход проектирования «Требований» для базового уровня образования.

1.3.2. Обеспечение фундаментальности образования

Начать рассмотрение целесообразно с подхода проектантов к проблеме обеспечения через ГОС адекватной реакции образовательной системы на необходимость обеспечить личности, благодаря полученному ею образованию, устойчивость в постоянно изменяющейся сфере жизнедеятельности, в том числе в сфере профессионального труда. Было принято, казалось бы, тривиальное с позиций российской парадигмы высшего образования решение – усилить фундаментальность образования, расширить профиль выпускаемых специалистов. (Тривиальность этого решения в том, что подобный подход был лозунгом не одного десятилетия развития высшего образования в СССР). Однако за внешней обыденностью данного решения скрывались несколько принципиальных нововведений.

Под фундаментальностью российского высшего образования было предложено понимать не просто научные знания, составляющие фундамент естественнонаучного мировоззрения выпускника, а сочетание фундаментальных знаний необходимых для всестороннего развития личности. Это означало, что к фундаментальному образованию были отнесены как естественные и математические дисциплины (физика, химия, математика и др.), так и гуманитарные и социально-экономические (философия, психология, филология, физическая культура, история, экономика и др.). Фиксируя эту доктрину, проектанты предусмотрели наличие в «Требованиях» для любой специальности двух обязательных циклов: 1) естественнонаучных дисциплин, 2) гуманитарных и социально-экономических дисциплин. На рис. 2 хорошо видно, что объемы этих циклов, например, для наиболее массовых в России образовательных программ технического профиля весьма близки, относясь друг к другу как 1:0,8 соответственно.

В докладах В.И. Аршинова, В.Г. Буданова, А.Д. Гладуна и других участников Международного симпозиума ЮНЕСКО (Москва, 1994 г.) впоследствии будет отмечено, что российская высшая школа исходит из позиции взаимопроникновения, конвергенции гуманитарной и технической культуры, необходимости соединения их влияния на формирование личности современного специалиста в ходе освоения высшего профессионального образования.

Реализация этой принципиальной доктрины потребовала от научного сообщества, занятого проектированием ГОС, определения, в первую очередь, содержания циклов естественнонаучных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин в новых условиях.

1.3.3. Цикл естественнонаучных дисциплин

Проблема естественнонаучной подготовки студентов различных специальностей в новых условиях, связанных с воздействием ряда факторов, которые были названы ранее, стала предметом обсуждения Всероссийского совещания по естественнонаучному образованию, которое состоялось в ноябре 1992 г. в Москве. В работе совещания, которая подробно отражена в ряде публикаций, приняли участие более 150 ведущих российских профессоров и ученых в этой области знаний. Ему предшествовала большая подготовительная работа, которую провел созданный в начале 1992 г. Экспертный совет по циклу общих естественнонаучных дисциплин (председатель профессор А.Д. Гладун) совместно с представителями научно-методических советов различного профиля. В результате был сформирован соответствующий цикл дисциплин ГОС ВПО, включающий в качестве инварианта математику, физику, химию, биологию или экологию и информатику (так называемые общие дисциплины цикла). Для различных групп специальностей естественнонаучного и технического профиля этот цикл имел несколько отличающийся объем (от 2 до 2,5 тыс. часов) и дополнительно включал некоторые другие дисциплины. В целом объем фундаментальной естественнонаучной подготовки был для этих специальностей увеличен по сравнению с учебными планами 1987 г. в среднем на 30%. Для большинства гуманитарных направлений подготовки специалистов изучение в высшей школе дисциплин этого профиля вводилось впервые. Естественно, объем этого цикла для гуманитариев был в 2 - 3 раза меньше и представлял собой не перечень соответствующих самостоятельных дисциплин, а небольшой специфический интегральный курс современного естествознания, дополненный необходимыми сведениями по математике и информатике, учитывающий целевые установки и мотивацию студентов, готовящих себя к работе филолога, историка, юриста, музыканта или актера.

Достаточно очевидно, что проектанты цикла при этом учли диктуемые жизнью требования приобщения каждого члена человеческого сообщества к экологической и информационной культуре, с одной стороны, создающие каждому человеку необходимые условия продуктивной деятельности, а с другой – защищающие общество от последствий экологически безграмотных действий специалистов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет по проекту: "Разработка моделей и образцов стандартов для бакалавров и магистров по специальности "

    Публичный отчет
    Приложение А. Проекты государственных образовательных стандартов и примерные учебные планы для бакалавров-специалистов и магистров-специалистов по направлению "Автоматизация и управление" (651900)
  2. «Разработка моделей бакалавра по специальности и магистра по специальности. Реализация моделей по группам специальностей»

    Доклад
    проинформировать членов Координационного совета УМО и НМС о некоторых предварительных результатах научно-методического проекта «Разработка моделей бакалавра по специальности и магистра по специальности.
  3. Методические указания по подготовке, написанию и защите выпускной квалификационной работы Для студентов факультета экономики по специальности

    Методические указания
    Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании Учебно-методического совета Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы от «2 ноября» 2011г.
  4. По специальности 060105. 65 «стоматология» (1)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
  5. По специальности 060105. 65 «стоматология» (2)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих

Другие похожие документы..