Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Уважаемые коллеги! В рамках подготовки к празднованию 200-летия Бородинского сражения в программу XII – XIII традиционных окружных конкурсов краеведч...полностью>>
'Исследование'
В 2010-2011 г. психологической службой лицея велась работа по разработке мониторинга физического, социального и психологического здоровья. Психологи ...полностью>>
'Документ'
П 84 рабочей учебной программы для слушателей факультета повышения квалификации КЮИ МВД России / сост.: О.В. Артюшина. – Казань: КЮИ МВД России, 2010...полностью>>
'Документ'
Педагогический аудит. Эффективный педагог: Материалы проектной деятельности опорного образовательного учреждения МОУ «Гимназия № 5» г. Перми; Департа...полностью>>

«Разработка моделей и образцов стандартов для бакалавров и магистров по специальности»

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Филиппова Л.Д. Высшая школа США. – М.: Изд-во Наука, 1981.

  • The Condition of Evaluation. Statistical Report. Washington, 1976.

  • Еркович С.П., Суворов С.В. Целостная система многоступенчатого образования. Высшее образование в России.№ 3, 2003.

  • Еркович С.П., Коршунов С.В., Суворов С.В. Основные характеристики учебного процесса университета XXI века. Труды Международной конференции «Элитное техническое образование». Москва, 2003 год.

    1. Вайсбурд Д.И., Чубик П.С. Элитное инженерно-техническое образование // Инженерное образование, вып. 1, 2003. – с. 15-19.

    2. Месяц Г.А., Похолков Ю.П. Российское инженерное образование. Проблемы и пути трансформации // Инженерное образование, вып. 1, 2003. – с. 5-10.

    3. Агранович Б.Л., Чучалин А.И., Соловьев М.А. Инновационное инженерное образование // Инженерное образование, вып. 1, 2003. – с. 11-14.

    4. Елизавета Понарина. Разговор про ЭТО. Профессура Томского политеха намерена “сиять заставить заново” слово “элита”, газета «Поиск», № 21 (731), 2003, с. 7.

    5. Материалы Международного симпозиума «Инновационный университет и инновационное образование: модели, опыт, перспективы. Ассоциация инженерного образования России, Томский политехнический университет, 26-27 мая 2003 г.

    6. Новиков П.М., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование: Научно-практическое пособие. М.: РГАТиЗ. 2000. – 266 с.

    7. Похолков Ю.П., Вайсбурд Д.И., Чубик П.С. Элитное образование в традиционном техническом университете // Элитное техническое образование. Труды Международной конференции в рамках симпозиума. – Томск: Изд-во ТПУ, 2003. с. 6 – 8.

    1. Федоров И. Б., Емельянов В. В., Тарасов В. Б. Виртуальная кафедра. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003. - 200 с.

    2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Пер. с англ. – М.: Academia, 1999.

    3. Моисеев Н. Н. Современный рационализм. – М.: МГВП КОКС, 1995.

    4. Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество: Пер. с англ. – Киев: INT Пресс, 1999.

    5. Жураковский В. М., Приходько В. М., Луканин В. Н. и др. Высшее техническое образование в России: история, состояние, проблемы развития. – М.: РИК Русанова, 1997.

    6. Кинелев В. Г. Объективная необходимость. М.: Республика, 1995.

    7. Открытое образование – стратегия XXI века для России / Под общей редакцией Филиппова В. М. и Тихомирова В. П. // Изд-во МЭСИ, м., 2000. – 356 с.

    8. Тихомиров В. П., Солдаткин В. И.. Лобачев С. Л. Виртуальная образовательная среда: предпосылки, принципы, организация. – М.: МЭСИ, 1999.

    9. Емельянов В.В., Тарасов В.Б. Виртуальная кафедра в техническом университете// Дистанционное образование. – 2000. –№ 6.

    10. Тихонов А. Н., Иванников А. Д. Технологии дистанционного обучения в России // Высшее образование в России. – 1994. - № 3. – с. 3 -10.

    11. Лобачев С. Л., Титарев Л. Г. От информационной среды Интернет через информатизацию вуза к виртуальной образовательной среде // Дистанционное образование. – 1997. - № 1. – с. 12 - 15.

    12. Hammer M. Champy J. Re-engineering the Corporation: a Manifesto for Business Revolution. – N.Y.: Harper Collins, 1993.

    13. Ойхман Е. Г. Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса. – М.: Финансы и статистика, 1997.

    14. Тарасов В. Б. Интеллектуальные системы в сфере дополнительного образования // Вестник МГТУ: Сер. «Приборостроение». – 1995. - № 2. – с. 26 - 35.

    15. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1999.

    16. Волков А. М.. Микадзе Ю. В., Солнцева Г. В. Деятельность: структура и регуляция. – М.: МГУ, 1987.

    17. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. – М.: Логос, 1996.

    18. Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. – М.: НИИВО, 1993.

    19. Попов Э. В., Фоминых И. Б., Кисель Е. Б. и др. Статистические и динамические экспертные системы. – М. Финансы и статистика, 1996.

    20. Евгенев Г. Б., Савинов А. М., Савинов К. А. Гиперзнания – новая информационная технология в инженерном образовании // Компьютер-пресс. – 1998. - № 3. – с. 24 – 29.

    21. Горнев В. Ф. Компьютерно-ориентированные обучающие технологии в инженерной подготовке. – М.: НИИВО, 1998.

    Приложение 1

    Анализ рекомендаций, выработанных на совещаниях и конференциях

    в 2002-2003 годах по вопросам развития многоступенчатой подготовки

    выпускников в системе высшего профессионального образования

    10 июня 2002 года в МГТУ им. Н. Э. Баумана было проведено рабочее совещание по проблемам совершенствования многоуровневой подготовки в высшем техническом образовании. В частности на совещании обсуждалось предложение ряда вузов, не являющихся базовыми вузами УМО – ВолгГТУ, ТулГУ, Южно-Российский ТУ (г. Новочеркасск), о проведении эксперимента по совершенствованию многоуровневой структуры образования в области техники и технологии на примере отдельных направлений подготовки. Предложения этих вузов направлены как на совершенствование модели многоуровневой подготовки (набора образовательных программ, последовательности их реализации, сроков освоения, перечня квалификаций и степеней), так и на унификацию (стандартизацию) обязательного минимума содержания образования, изложенного в ГОС ВПО, а также на совершенствование Перечня направлений подготовки и специальностей ВПО в области техники и технологии.

    На совещании рассмотрены некоторые результаты НИР, выполняемой ЛЭТИ в 2001-2002 гг., в которой разрабатывается модернизированная модель многоуровневой структуры образования в области техники и технологии и проект макета ГОС ВПО, содержащего требования к дипломированным специалистам, бакалаврам и магистрам в едином документе.

    Идея единого ГОС ВПО, так называемая «матрешка», была реализована президиумом Координационного совета УМО и НМС (под руководством проф. Максимова Н. И.) при подготовке к созданию второго поколения ГОС ВПО, но не использовалась при разработке стандартов в силу ряда причин.

    В рекомендациях международного семинара «Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы» (СПбГУ, 2-3 декабря 2002 г.) записано:

    «Активизировать взаимодействие с министерствами (ведомствами) российской федерации по расширению практического признания квалификации (степени) «бакалавр» на предприятиях, в учреждениях и организациях конкретных областей. Согласовать с Минтрудом России работу по сопряжению квалификационных требований к специалистам с высшим профессиональным образованием в отрасли с квалификационными характеристиками, содержащимися в ГОС ВПО по подготовке бакалавров, дипломированных специалистов и магистров.

    На заседании секции технического и технологического образования совещания проректоров по учебной работе вузов (МИСиС, 29 января 2003 г.) рассмотрено совершенствование многоступенчатого ВПО в области техники и технологии, на котором выступили проректора Юдин Е. Г. (МГТУ им. Н. Э. Баумана), Ушаков В. Н. (ЛЭТИ), Максимов Н. И. (МГТА), Фролов Н. Н. (ТулГУ), Попов Ю. В. (ВолгГТУ), Каркищенко А. Н. (ТРТУ). Рассмотрен опыт многоступенчатой подготовки специалистов в МГТУ им. Н. Э. Баумана, ЛЭТИ, МГТА, ТулГУ, ВолгГТУ, ТРТУ. и внесены предложения по ее развитию и совершенствованию.

    В предложенных выступающими схемах подготовки специалистов, как правило, выделены: ступень неполного высшего образования (унифицированная подготовка в рамках направления подготовки или ряда направлений подготовки, базовое высшее образование) со сроком обучения 2-3 года; ступень подготовки бакалавров, ступень подготовки магистров и основные образовательные программы подготовки дипломированных специалистов. При этом подчеркивалось, что основные образовательные программы подготовки магистров и основные образовательные программы подготовки дипломированных специалистов являются программами одной ступени, но разной направленности.

    При обсуждении различные мнения высказывались по следующим вопросам:

    - образование какой ступени следует считать базовым высшим (неполное высшее или бакалавриат);

    - сколько должно быть типов основных образовательных программ подготовки (ОПП) бакалавров (одна ООП бакалавра, общая для направления подготовки бакалавров и магистров и направления подготовки дипломированных специалистов; ООП бакалавра по направлению подготовки бакалавров и магистров; ООП бакалавра по направлению подготовки дипломированных специалистов);

    - следует ли вводить ООП подготовки магистров по специальности;

    - следует ли сохранять моноуровневую подготовку инженеров для третьего поколения ГОС ВПО;

    - после каких ступеней и после скольких лет совместного обучения следует проводить отбор студентов (в том числе конкурсный) для продолжения образования;

    - какими должны быть сроки обучения по основным образовательным программам бакалавров, магистров и дипломированных специалистов с учетом предлагаемых перспективных схем многоступенчатой подготовки специалистов.

    В выступлениях подчеркивалась необходимость расширения многоступенчатой системы подготовки специалистов в технических вузах России. Положительно отмечен опыт введения направлений подготовки дипломированных специалистов в области техники и технологии в Перечне направлений подготовки (специальностей) ВПО, а также опыт сопряжения содержания образования в ГОС бакалавров и ГОС по направлениям подготовки дипломированных специалистов. Его предложено распространить на другие образовательные области.

    Была одобрена работа, проведенная по развитию многоступенчатой подготовки специалистов в области техники и технологии, включая введение направлений подготовки дипломированных специалистов. Была отмечена общность подходов, отраженных во многих схемах многоступенчатой подготовки специалистов.

    Рекомендовано Координационному совету по образованию в области техники и технологии на основе анализа предложенных схем и накопленного опыта реализации многоступенчатой подготовки в технических вузах предложить Минобразования РФ схему многоступенчатой системы высшего технического образования для использования при разработке третьего поколения ГОС ВПО.

    На совещании предложено исследовать целесообразность дополнения перечня основных образовательных программ ВПО в области техники и технологии программами подготовки бакалавров и магистров по специальности.

    Планируется провести унификацию базовых дисциплин федерального компонента ГОС ВПО по их количеству, наименованию, объемам и дидактическим единицам; создать каталог дисциплин для циклов ГСЭ, ЕН и ОПД для использования при разработке ГОС ВПО 3-го поколения, создания базовых учебников в том числе с использованием современных информационных образовательных технологий.

    25-26 ноября 2002 года на базе Финансовой академии при Правительстве РФ состоялось Всероссийское совещание по проблемам развития многоуровневой системы подготовки специалистов в Российской Федерации.

    На совещании были рассмотрены следующие вопросы:

    • состояние и перспективы развития многоуровневой системы профессионального образования;

    • анализ отраслевых проблем многоуровневой системы профессионального образования;

    • стратегия развития многоступенчатого высшего профессионального образования;

    • стратегия и перспективы развития начального и среднего профессионального образования в системе многоуровневой подготовки специалистов в РФ.

    Совещание рекомендовало координационным советам по областям знаний, УМО и вузам:

    1. Провести анализ и рассмотреть состояние и перспективы развития многоуровневой системы подготовки специалистов в РФ; отраслевых проблем многоуровневой системы профессионального образования; многоступенчатого высшего профессионального образования; начального и среднего профессионального образования в системе многоуровневой подготовки специалистов в РФ.

    2. Шире использовать опыт вузов по комбинированию образовательных программ:

    - одноступенчатой, связанной с реализацией ООП подготовки дипломированных специалистов по соответствующим специальностям или группам родственных специальностей (направлениям подготовки);

    - двухступенчатой, обеспечивающей реализацию ООП с присуждением выпускнику степени (квалификации) «бакалавра» или «магистра» по направлениям подготовки.

    Практическая реализация этих подсистем в России осуществляется по разным схемам:

    • независимой (когда траектории обучения по двум подсистемам не имеют общих частей);

    • линейной (когда эти траектории накладываются одна на другую);

    • разветвляющейся (когда траектории обучения на первых курсах совмещены с последующим разветвлением на старших).

    Разветвляющаяся схема позволяет обеспечить необходимое содержание подготовки при меньших по сравнению с независимой схемой ресурсных затратах. Конкретные варианты этой схемы отличаются точками разветвления чаще всего после второго, третьего или четвертого курсов.

    На расширенном заседании коллегии Министерства образования РФ, состоявшемся 26 февраля 2003 года и посвященном итогам работы системы образования и планам на 2003 год, Министр образования РФ Филиппов В. М. в числе основных задач в области высшего образования на 2003 – 2004 годы выделил «разработку новой модели государственных стандартов бакалавра и магистра по специальностям и направлениям в области техники и технологий. Эта задача будет решаться на основе рекомендаций, подготовленных Советом учебно-методических объединений в области техники и технологий, действующим на базе МГТУ им. Н. Э. Баумана, который вплотную подошел к созданию стройной системы многоуровневого инженерного образования».

    27 – 28 февраля 2003 года на базе Орловского государственного технического университета состоялось всероссийское совещание по проблемам сопряжения основных образовательных программ среднего профессионального образования и высшего профессионального образования. Совещание рекомендует:

    1. Разработать единые методологические основы стандартизации профессионального образования с целью обеспечения оптимальной преемственности и сопряженности основных образовательных программ среднего профессионального образования и высшего профессионального образования.

    2. Обеспечить единовременный пересмотр государственных образовательных стандартов всех уровней и ступеней профессионального образования с целью оптимизации работы по формированию преемственных образовательных программ.

    27 – 28 марта 2003 года в МГТУ им. Н. Э. Баумана состоялось Всероссийское совещание “Проблемы совершенствования деятельности учебно-методических объединений в системе высшего профессионального образования”

    Всероссийское совещание состоялось в период, когда перед системой высшего профессионального образования России обозначены новые задачи по реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, которые требуют всестороннего учета сложных и противоречивых социально-экономических и политических процессов, происходящих в нашем обществе и государстве, а также закономерностей и тенденций развития мировой, европейской и отечественной систем высшего образования.

    В работе совещания приняло участие 650 человек из 102 высших учебных заведений Российской Федерации, работники Минобразования России, министерств и ведомств, имеющих вузы, научно-исследовательских учреждений, представители Российской академии наук, Российского союза ректоров, Российской академии образования, учебно-методических объединений вузов (УМО), научно-методических советов Минобразования России (НМС), региональных учебно-методических центров (РУМЦ).

    Всероссийское совещание, в частности, рекомендует Министерству образования РФ «продолжить работу по совершенствованию многоступенчатой системы подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, Перечня направлений и специальностей высшего профессионального образования, а также по исследованию потребности отраслей экономики страны в специалистах с высшим профессиональным образованием».

    23 апреля 2003 года в Российском университете дружбы народов проходило Всероссийское совещание «Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании» и заседание Рабочей группы по изучению аспектов Болонского процесса.

    Совещание считало возможным рекомендовать Министерству образования РФ «сформировать научную программу по проблемам вхождения России в международное образовательное пространство, предусматривающую в том числе:

    - разработку макетов ГОС ВПО с использованием зачетных единиц;

    - определение принципов построения учебного процесса с использованием зачетных единиц;

    - разработку нормативных документов, определяющих основные принципы, подходы и методы организации учебного процесса…»

    2 апреля 2003 года в МГТУ им. Н. Э. Баумана состоялось совещание по вопросам выполнения проекта «Разработка моделей бакалавра по специальности и магистра по специальности. Реализация моделей по группам специальностей» программы «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования».

    В совещании приняли участие:

    1. Гребнев Л.С. –заместитель Министра образования РФ,

    2. Шадриков В. Д. – директор Института содержания образования ВШЭ (ГУ), научный руководитель проекта,

    3. Кружалин В. И. – руководитель Департамента образовательных программ и стандартов профессионального образования,

    4. Попова Е. П. – заместитель руководителя Департамента,

    5. Еникеева И. С. – менеджер Института содержания образования ВШЭ (ГУ),

    6. Пузанков Д. В. – ректор СПбГЭТУ («ЛЭТИ»),

    7. Ушаков В. Н. – проректор по учебной работе СПбГЭТУ («ЛЭТИ»),

    8. Турмов Г. П. – ректор ДГТУ,

    9. Лубков А. В. – проректор МПГУ,

    10. Трубина Л. А. – начальник учебно-методического управления МПГУ,

    11. Коршунов С. В. – проректор по учебно-методической работе МГТУ им. Н. Э. Баумана,

    12. Еркович С. П. – заместитель проректора по учебно-методической работе МГТУ им. Н. Э. Баумана,

    13. Суворов С. В. – ученый секретарь совета УМО по университетскому политехническому образованию.

    На совещании были обсуждены вопросы содержания и организационных мероприятий по выполнению проекта. С докладом об основных направлениях проекта и подходах к построению моделей бакалавра-специалиста и магистра-специалиста выступил научный руководитель проекта профессор Шадриков В. Д. Состоялось обсуждение доклада и приняты решения по формированию рабочей группы по разработке концептуальных вопросов проекта, состоящей из представителей Министерства образования РФ, ректоров вузов-соисполнителей проектов Федорова И. Б. и Пузанкова Д. В. (соруководители проекта), ректоров и проректоров ведущих вузов страны.

    Основными направлениями проекта на 2003 год в соответствии с ТЗ являются:

    - предварительные аналитические исследования,

    - модель бакалавра по специальности и магистра по специальности:

    - обобщенные модели,

    - конкретные модели по направлениям,

    - макет стандарта,

    - пилотные стандарты по 10 направлениям.

    Принято решение о формировании следующих групп по выполнению темы:

    1.

    - анализ отечественного опыта разработки стандартов,

    - анализ международного опыта построения многоуровневой системы образования,

    - учет европейских тенденций развития образования в контексте Болонского процесса,

    - учет рекомендаций ЮНЕСКО к уровням образования.

    2.

    - разработка основных принципов представления содержания образования в условиях многоуровневой системы подготовки специалистов,

    - разработка предложений по обобщенным моделям и разработка макетов ГОС бакалавра по специальности и магистра по специальности в области техники и технологии,

    - разработка федеральной составляющей ЕН, ГСЭ, ОПД циклов (выработка своих рекомендаций и не тянуть одеяло на себя).

    3.

    - анализ мировых тенденций подготовки специалистов по направлениям разработки стандартов,

    - анализ отечественного рынка труда и его требований к уровню квалификации выпускников высшей школы,

    - разработка информационного и материально-технического обеспечения по разрабатываемым стандартам,

    - требования к организации учебного процесса,

    4. разработка ГОС по 10 направлениям (в группу по каждому направлению, как правило, входит один представитель от УМК и один представитель от УМС). Для МГТУ им. Н. Э. Баумана определены следующие направле5няи подготовки дипломированных специалистов (в скобках указано количество специальностей каждого направления):

    651400 Машиностроительные технологии и оборудование (6),

    651600 Технологические машины и оборудование (7),

    652000 Мехатроника и робототехника (2),

    652800 Оружие и системы вооружения (5),

    654600 Информатика и вычислительная техника (4),

    654700 Информационные системы (2),

    656500 Безопасность жизнедеятельности (4),

    657400 Гидравлическая, вакуумная и компрессорная техника (2).

    651300 Металлургия (8),

    656000 Технология и проектирование текстильных изделий (3).

    5. Разработка перспективных образовательных схем.

    Принято решение работу проводить в рамках существующего Перечня направлений и специальностей, не затрагивая существующие образовательные ветви (бакалавриат, магистратура по направлению, специалитет), однако, предусматривая возможное сопряжение этих образовательных программ.

    30 мая – 4 июня 2003 года на базе Уфимского государственного авиационного технического университета проходило XIII Всероссийское совещание «Проблемы качества образования». На повестку дня проводившихся в рамках совещания пленарных заседаний и заседаний рабочих групп были, в частности, вынесены следующие вопросы:

    - анализ, опыт создания и применения ГОС ВПО,

    - сравнительные исследования образовательных стандартов высшего образования стран СНГ,

    - основные направления развития ГОС ВПО,

    - средства и технологии оценки качества подготовки выпускников вузов.

    Были представлены для обсуждения проекты методических материалов, касающихся анализа согласованности квалификационных требований Минтруда России к специалистам с высшим образованием и квалификационных требований ГОС ВПО к выпускникам вузов.

    Совещание рекомендовало Министерству образования РФ:

    • Совместно с Минтруда России организовать работу по согласованию ГОС ВПО и профессиональных стандартов,

    • Разработку формирования перспективной модели ГОС ВПО нового поколения в части структуры и общей трудоемкости циклов ГСЭ и ЕН.

    учебно-методическим объединениям:

      • Продолжить работу по уточнению требований к уровню подготовки выпускников, содержащихся в ГОС ВПО, направленную на обеспечение их диагностируемости и согласования с задачами деятельности;

      • Провести анализ сложившейся практики многоступенчатого высшего профессионального образования в соответствующих образовательных областях;

      • Принять участие в разработке стандартов бакалавров и магистров с квалификацией;

      • Приступить к разработке макетов ГОС ВПО третьего поколения в направлении:

    - унификации названий учебных дисциплин с учетом интеграционных процессов,

    - проработки содержания ГОС ВПО в части формирования социальных и профессиональных компетенций выпускников вузов;

    • Представить предложения по оптимизации Перечня направлений подготовки и специальностей ВПО.

    4 ноября 2003 года в МГТУ им. Н. Э. Баумана состоялось второе совместное заседание Координационного совета в области техники и технологии и Ассоциации технических университетов, на котором с докладом «Развитие двухступенчатой (бакалавр, магистр с квалификацией) системы подготовки специалистов в области техники и технологии» выступил директор Института содержания образования ВШЭ (ГУ) профессор Шадриков В.Д.

    11 ноября 2003 года на Международной конференции в рамках симпозиума «Элитное техническое образование», организованной Томским политехническим университетом и Ассоциацией инженерного образования России и проходящей в Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации с докладом «Развитие двухступенчатой системы подготовки специалистов в области техники и технологии» [35] от имени руководителя проекта профессора Шадрикова В. Д. и соруководителя проекта ректора МГТУ им. Н. Э. Баумана профессора Федорова И. Б. выступил ректор СПбГЭТУ ЛЭТИ профессор Пузанков Д. В.

    В Декларации, принятой Ассоциацией инженерного образования России (АИОР) в 2003 году (опубликована в газете «Поиск» за 12.12.03 г. № 50 (760)) отмечается, что АИОР «одобряет вступление российской высшей школы на путь интеграции с европейской системой высшего образования, поскольку всегда активно способствовала интернационализации инженерного образования». АИОР считает необходимым заявить о поддержке модернизации национальной системы образования и подготовки специалистов по следующим позициям:

    «Введение двухцикловой (двухуровневой) подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в области техники и технологий с первым уровнем – бакалавр (инженерная квалификация) и вторым уровнем – магистр (инженерная квалификация) с исключением в перспективе квалификации «Дипломированный специалист».

    Совершенствование трудового законодательства, расширение практики трудоустройства специалистов в области техники и технологий с квалификацией бакалавра – на инженерные должности в промышленности, а с квалификацией магистра – на должности конструктора и прикладного исследователя в проектных организациях».



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Отчет по проекту: "Разработка моделей и образцов стандартов для бакалавров и магистров по специальности "

      Публичный отчет
      Приложение А. Проекты государственных образовательных стандартов и примерные учебные планы для бакалавров-специалистов и магистров-специалистов по направлению "Автоматизация и управление" (651900)
    2. «Разработка моделей бакалавра по специальности и магистра по специальности. Реализация моделей по группам специальностей»

      Доклад
      проинформировать членов Координационного совета УМО и НМС о некоторых предварительных результатах научно-методического проекта «Разработка моделей бакалавра по специальности и магистра по специальности.
    3. Методические указания по подготовке, написанию и защите выпускной квалификационной работы Для студентов факультета экономики по специальности

      Методические указания
      Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании Учебно-методического совета Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы от «2 ноября» 2011г.
    4. По специальности 060105. 65 «стоматология» (1)

      Документ
      Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
    5. По специальности 060105. 65 «стоматология» (2)

      Документ
      Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих

    Другие похожие документы..