Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Выберите правильный ответ. Какой из перечисленных сестринских диагнозов относится к действительным (настоящим) при нарушении удовлетворения потребнос...полностью>>
'Документ'
В настоящее время актуальна разработка энергоемких фазопереходных теплоаккумулирующих материалов, используемых в нетрадиционных источниках энергии дл...полностью>>
'Закон'
Метою Європейської хартії місцевого самоврядування є компенсування браку спільних європейських стандартів оцінки та захисту прав органів місцевого са...полностью>>
'Пояснительная записка'
Требования к студентам: освоение циклов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественнонаучных дисциплин, ...полностью>>

Конспект открытого урока по литературе в 9 классе. Тема: А. С. Грибоедов «горе от ума». Как и почему возникла и распространилась сплетня о сумасшествии чацкого./Д. 3,Явл. 13-21

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ.

ТЕМА: А.С. ГРИБОЕДОВ «ГОРЕ ОТ УМА». КАК И ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛА И РАСПРОСТРАНИЛАСЬ СПЛЕТНЯ О СУМАСШЕСТВИИ ЧАЦКОГО./Д.3,ЯВЛ.13-21/

Учитель: Синегубова М.И.

Школа №302

2006г

Цели урока:

1.Обучающая:

-выяснить причину возникновения и распространения слуха о сумасшествии Чацкого;

-определить основной конфликт пьесы;

-выявить место комедии «Горе от ума» в ряду литературных произведений, в которых звучит тема благородного трагического безумия;

-сравнить конфликт Гамлета с миром Клавдия («Гамлет» У.Шекспира) и Чацкого с фамусовским обществом («Горе от ума» А.С. Грибоедова)

2.Методические:

-учить использовать прием сравнительного анализа;

-формировать навык анализа эпизода;

-вырабатывать последовательность монологического ответа;

-формировать умение аргументировано излагать свою точку зрения, опираясь на текст художественного произведения.

3.Воспитательные:

-разобраться, почему ничтожество травит высокое и благородное;

-показать, как трудно быть «белой вороной», противостоять общественному мнению;

-донести до сознания учащихся, как важно не слиться с серой массой, сохранить чистоту идеалов, верность убеждениям;

-показать вневременность, вечность, неразрешимость конфликта индивидуальности и посредственности, яркой личности и серости.

Оборудование урока:

1.Портрет А.С. Грибоедова

2.Иллюстрации к произведениям А.М.Горького «Песня о соколе», А.Грина «Алые паруса», У. Шекспира «Гамлет», А.С .Грибоедова «Горе от ума»

3.Г/з.Д.3,явл.21.

Ход урока.

1.Вступительное слово. Грибоедов показал нам как страдает Чацкий по причине отвергнутой любви. Но в 3 действии на балу в доме Фамусова драма Чацкого перерастает любовные рамки и выливается в страдания отвергнутого и преследуемого обществом ума.

2.Беседа по теме урока.

-Как и почему родился слух о сумасшествии Чацкого?

/Софья, обмолвившись случайно, сначала испугалась: « Не то, чтобы совсем.» Но видя, что собеседник готов верить; смотрит на него пристально и подтверждает свои как бы случайно вырвавшиеся слова.

Ее клевета – обдуманная месть. Именно она пускает слух о сумасшествии Чацкого:

А Чацкий: «Любите вы всех в шуты рядить,

Угодно ль на себя примерить?»/

-Попробуем проследить распространение этой «новости»/составление таблицы/

принятие «новости»

«обоснование» сумасшествия Чацкого

«выяснение» причин

сумасшествия Чацкого

А, знаю, помню, слышал.

Представьте, я заметила сама.

Я, первый, я открыл!

Переменил закон! окаянный вольтерманец!

Сказала что-то я – он начал хохотать.

Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах.

Меня модисткою изволил величать!

А мужу моему совет дал жить в деревне.

Я видела из глаз.

Безумный по всему.

В горах изранен в лоб.

По матери пошел..

Покойница с ума сходила восемь раз.

Чай, пил не по леть.

Шампанское стал

нами тянул.

Нет-с, бочками соковыми.

Ученье –вот чума, ученость- вот причина.

-Можно ли на основании перечисленных признаков признать человека сумасшедшим? /конечно, нет /

-Почему же фамусовское общество так дружно ополчилось на Чацкого?

/его мысли, идеалы непонятны, он не приемлет того, что ценят они, он человек другой породы, он «белая ворона». Для них его правда звучит как оскорбление, за которое хочется отомстить./

-Чем Чацкий их оскорбил?

/Каждое общество вырабатывает свои нормы морали, по которым живет и требует их исполнения от других Чацкий в их нормы морали не вписывается. Просто изолировать его нельзя: он не совершил никакого противоправного действия. Объявив же его сумасшедшим, фамусовским общество получает право изгнать его вон./

-А почему им так важно отделаться от него?

/По меркам Чацкого люди фамусовского общества характеризуются подлейшими чертами.

Ничтожество не желает признаваться в своем ничтожестве, оно не терпит в своей среде высокого, потому что высокое раздражает, озлобляет, дразнит людей низких/

- Где мы встречали уже примеры столкновения героя и толпы, где в литературе звучит тема благородного трагического безумия?

/Уж назовет сокола «безумным» в «Песне о Соколе» М.Горького.

Жители Камерны считают ненормальным Лонгрена и его дочь Ассоль.

Гамлета объявляют сумасшедшим в Дании-тюрьме/

-Посмотрите, даже механизм травли везде одинаков.

/Жителям Камерны было отвратительно, непонятно, поражало их, что Лонгрен чувствует выше и глубже, чем способны они.

Поступает он «внушительно непонятно»; и этим поставил себя выше других, словом, сделал то, чего не делали другие: не кланялся ему, не протягивал руки, не бросал узнающего, здоровающегося взгляда».

Так же зол язык «сплетни» о Лонгрене: про матроса говаривал, что он где-то кого-то убил, …ел человеческое мясо, а теперь делает фальшивые деньги./

Индивидуальное задание - Почему Лонгрена и Ассоль считают в Каперне сумасшедшими, как относятся к ним люди?

- Почему «серая масса» старается вышвырнуть из своей среды мудрецов?

/Боится. Король в «Гамлете» Шекспира скажет утвердительно:

«Да, нет спора. Безумие сильных требует надзора.»

Самостоятельная работа(3мин)

-Сравните Гамлета и Чацкого.

-Как вы думаете, где страшнее ситуация – в «Гамлете» или «Горе от ума»?

/Гамлет, решая для себя вопрос «быть или не быть», сознательно вступает в единоборство с миром Клавдия и Полония и готов умереть в этой борьбе.

Чацкий никакого сознательного вызова – обличения фамусовскому обществу не бросал, в дом Фамусова привела его любовь к Софье. Но травят его не с меньшей злобой и изобретательностью.

Именно так звучит эта пьеса в современной постановке О.Меньшикова. Ему удалось заставить «звучать заново» грибоедовский текст, видимо, этим объясняется необыкновенный успех этого спектакля.

- Как вы думаете, почему не устаревают такие произведения, как «Гамлет», «Горе от ума»?

/Потому что проблема индивидуальности и посредственности, яркой личности – вневременная, вечная./

3.Домашнее задание.

  1. Сравнить различные точки зрения двух режиссеров на конфликт комедии:

В.И.Немирович-Данченко:

«Горе от ума» являет собой картину прекрасной влюбленности Чацкого в Софью …Любовь Чацкого – стержень пьесы…Чацкий влюбленный молодой человек, лишенный всякой общественно- политической скромности.

В.Э.Мейерхольд:

«Автор имел намерение изобразить общество того времени…Любовь Чацкого к Софье – это второй, третий …план. Если бы Немирович – Данченко был прав, то комедия называлась бы «Горе от любви», а не «Горе от ума». Главное в Чацком – это бичующие тогдашнее время поступки и слова»

Кто прав?

2. Перечитать 4 действие. К каким итогам приходит герой комедии?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Литература 10 класс методические советы

    Литература
    Уроки 24—25. «Печально я гляжу на наше поколенье…» М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Анализ стихотворений «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен…»
  2. К. К. Станиславский Работа актера над ролью (2)

    Документ
       В настоящем томе публикуются подготовительные материалы к неосуществленной книге "Работа актера над ролью". Эту книгу Станиславский предполагал посвятить второй части "системы", процессу создания сценического образа.
  3. К. К. Станиславский Работа актера над ролью (1)

    Документ
       В настоящем томе публикуются подготовительные материалы к неосуществленной книге "Работа актера над ролью". Эту книгу Станиславский предполагал посвятить второй части "системы", процессу создания сценического образа.
  4. История русской литературы в четырех томах том второй От сентиментализма к романтизму и реализму

    Документ
    Настоящий том посвящен русской литературе первой половины XIX в. (1800–1855). Заглавие тома «От сентиментализма к романтизму и реализму» отвечает методологии и историко-литературной концепции его авторов.
  5. В данной книге представлено 25 статей профессора Юрия Андреевича Абрамова и 75 статей доктора философских наук Валерия Никитича Дёмина

    Документ
    Мыслящий человек постоянно оценивает и отбирает. Из океана книг ему необходимо отобрать для прочтения самые, самые Самые нужные, необходимые и, конечно же, самые талантливые.

Другие похожие документы..