Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образ...полностью>>
'Документ'
Выдающийся философ XX в. Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет…». Наше будущее – это наши дети. И от того, наскол...полностью>>
'Документ'
Не имеющая аналогов в России и за рубежом формула биологически активной добавки к пище (БАДП) «Кобахел», сочетающая полезные свойства кобальта и аспа...полностью>>
'Документ'
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА ПО ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ, ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, У И...полностью>>

Искусство как фактор развития личности в условиях непрерывного образования

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

министерство образования и науки

российской федерации

федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«оренбургский государственный

педагогический университет»

Факультет дошкольного и начального образования


Кафедра художественно-эстетического воспитания

искусство как фактор развития личности

в условиях непрерывного образования

Сборник научных статей по материалам круглого стола

14 февраля 2008 г.


Оренбург

Издательство ОГПУ

2008

УДК

371.013

ББК

74.200.54

И

86

Печатается по решению Совета факультета дошкольного и начального образования Оренбургского государственного педагогического университета

Ответственный редактор:

Русакова Т. Г.,

доктор пед. наук, профессор, заведующий кафедрой художественно-эстетического воспитания факультета дошкольного и начального образования ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Редакционная коллегия:

Савельева О. П.,

кандидат пед. наук, доцент, заведующий кафедрой теории художественного образования ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Карягина Г. В.,

кандидат пед. наук, доцент кафедры художественно-эстетического воспитания факультета дошкольного и начального образования ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Искусство как фактор развития личности в условиях непрерывного образования: сборник научных статей по материалам круглого стола 14 февраля 2008 г. / Под ред. Т.Г.Русаковой. – Оренбург: Изд. ОГПУ, 2008. – 178 с.

© Коллектив авторов, 2008

© Издательство ОГПУ, 2008

Содержание


Бреусова Т. А. Роль художественного общения в становлении духовного опыта младшего школьника…………………………………………………………..

5

Герасимова М. А. Потенциал дисциплин художественно-эстетического цикла в развитии познавательного интереса будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки…………………………………………………………

11

Долматова Н. В. Рукописный журнал как средство формирования словесного творчества младших школьников………………………………………..

16

Дорошенко С. Н. Формирование живописных навыков будущего учителя изобразительного искусства……………………………………………………………..

23

Земскова Т. М. Эстетическое воспитание учащихся на уроке технологии………

28

Карягина Г. В. Интеграционные основы эстетического воспитания студентов...

34

Кунавина С. В. Дизйн-студия как пространство творческого развития младшего школьника…………………………………………………………………….

40

Кожаринова А.А. Условия развития интереса к занятиям изобразительным искусством у детей младшего школьного возраста………………………………….

45

Косова И. В. Формирование у дошкольников нравственно-эстетической отзывчивости в процессе приобщения к народной культуре (из опыта работы)………………………………………………………………………………………

50

Леушканова О. Ю. Значение и функции выставок в эстетическом воспитании и художественном образовании детей и подростков………………..

55

Нестеров А. К. Взаимодействие искусств в процессе преподавания культурологических дисциплин………………………………………………………..

65

Парамонов И. Ф. Формы организации работы по нравственно-эстетическому воспитанию детей в православной воскресной школе……………………………...

72

Пахомова А. Педагогическая драматизация как средство формирования ценностного отношения к жизни у младшего школьника………………………..

81

Пашкова А. С., Шевченко М. П. Некоторые особенности работы концертмейстера с учащимися младшего школьного возраста в классе вокала детской школы искусств………………………………………………………………….

88

Петрова Т.В. Вокально-хоровая работа как компонент дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки…………………………………………………………….

97

Полукарова Н. К. Педагогический потенциал народной песенной культуры в обогащении духовного опыта студента………………………………………………..

106

Райда Н. Декоративность как форма выражения красоты бытовых предметов в натюрморте………………………………………………………………………..…………

115

Русакова Т. Г. Педагогические условия развития познавательного интереса к изобразительному искусству у младших школьников……………………………..

118

Русакова Т. Г., Кашавкина Е. Роль художественных произведений в развитии эмоциональной отзывчивости у младшего школьника………………………….

125

Русакова Т. Г., Солдатенкова О. П. Аппликация как средство развития творческого мышления старших дошкольников…………………………………….

136

Савельева О.П. Условия реализации непрерывного дошкольного и начального общего образования………………………………………………………..

144

Хань Е. Н. Литературно-поэтический образ природы в детском рисунке ……..

152

Хрипун Ю. А. взаимодействие музыки с пластическими искусствами и литературой как средство формирования эстетического вкуса младших школьников………………………………………………………………………………

160

Шеина Н. В. приобщение младших школьников к ценностям казачьей культуры (на материале казачьей станицы с. Городище)………………………….

167

Шемякова Н. А. Роль музыки в формировании опыта духовно-практической деятельности студента колледжа……………………………………………………….

171

Искусство как фактор развития личности

в условиях непрерывного образования

Бреусова Т.А.,

Оренбургский государственный педагогический университет.

Роль художественного общения в становлении духовного опыта младшего школьника

В настоящее время понятия «духовность личности», «личностный опыт», «духовный опыт личности» становятся неотъемлемой частью научных взглядов на развитие человека и место человека в жизни (1). Тем не менее, категория «духовный опыт» до сих пор не обрела своего места в системе других педагогических категорий, не имеет своего строго определенного содержания, для нее характерна размытая множественность интерпретаций. Это связано с тем, что к настоящему времени сложилось несколько парадигм исследования, в которых духовный опыт рассматривается как:

1) сознательный опыт мыслительной деятельности и нравственное поведение; формами духовной деятельности выступают интеллектуально-познавательная активность и моральное сознание (когитальная парадигма – И. Кант, Ф. Гегель);

2) опыт духовного взросления, совершенствования человека (описывается часто с помощью метафор и образов, так как философские понятия для этого недостаточно дифференцированы и слишком

привязаны к описаниям материального мира) – в религиозной парадигме; русских религиозных философов (Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, И. А. Ильин) интересуют, прежде всего, формы внечувственного опыта (морального, эстетическо­го, религиозного), интуиция «всеединства», которая покоится на религиозном чувстве; опыт сопричастности человека Божественному Духу;

3) опыт субъективного духовного усилия (феноменологическая парадигма – Гуссерль, К. Юнг, М. К. Мамардашвили);

4) способ отношения к окружающему миру и сам этот мир, включая человека (прагматическая парадигма – А. Дьюи, В. Оствальд, Э. Мах, Ч. Пирс, А. Пуанкаре, П. Дюркгейм). Прагматическое понимание опыта имеет определен­ную эвристическую ценность для рассмотрения духовного опыта. Поскольку в событиях опыта отражаются отнюдь не «вечные» сущ­ности или инвариантные законы природы, существования кото­рых прагматизм не признает, а индивидуальность и эстетическая уникальность, опыт отождествляется с творчеством, а формой, наиболее соответствующей его природе, признается искусство, то есть одна из сфер духовно-практической жизни.

Исследование философской, культурологической, искусствоведческой литературы показало, что духовный опыт – это культурно-исторический феномен, который формируется в процессе эмпирического отбора произведений человеческого духа, способствующих позитивной динамике культурных процессов и позволяющих человечеству сохранять свое человеческое естество. Этот процесс отбора регулируется механизмами переживания ценности и смысла произведений отдельными представителями человечества, и только те произведения, осмысление которых стало ценностью для большинства, то есть из объекта они превратились в то, благодаря чему воспринимающие стали видеть все остальное (во внутренний смысловой свет), остаются в памяти поколений и становятся духовным наследием. Духовный опыт человечества, таким образом, является своеобразной персонифицированной памятью общества, закрепленной в произведениях искусства, науки и артефактах культуры. Духовный опыт передается из поколения в поколение через ценности и правила; традиции (авторитет традиции внерационален, она внедрена в духовные структуры личности в чувственном опыте повторений, усвоена с дыханием); авторскую деятельность.

Теоретический анализ показывает, что к настоящему времени в науке сложилось два основных подхода к пониманию сущности духовного опыта: секулярный и религиоз­но-мистический. Секулярный подход в его натуралистическом и этическом вариантах связывает духовный опыт исключительно с идеальной деятельностью человеческого духа и ограничивает сфе­ру надындивидуальной духовной реальности совокупностью форм общественного сознания. Религиозно-мистическая традиция, не отрицая сущности со­циализации как процесса приобщения человека к миру культуры, рассматривает его в качестве условия подлинного духовного опыта как непосредственного опыта взаимодействия с духовной реально­стью, под которой понимается сфера объективного, сверхчелове­ческого духа, представленная иерархией духовных сущностей.

В основе принципиального различия между религиозным и секулярным воззрениями на природу и сущность духовности лежит различное содержательное наполнение понятия «дух»: в секулярной философии духом называют присущие человеку идеальные способности – сознание и волю, тогда как в рели­гиозно-мистической традиции под ним подразумевают объек­тивные духовные сущности – от духов анимистических рели­гий до абсолютного Божественного Духа (K. I. Pargament). Оба этих смысла отра­жены и разведены в энциклопедических изданиях. Так, в Но­вейшей философской энциклопедии понятие «дух» определяется двояко:

  • как «высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслопознания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности, открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей; играющая роль руководящего и со­средоточивающего принципа для других способностей души»,

  • как «идеальная, правящая миром сила, к которой человек может быть активно и пассивно причастен» (3). Объединяет эти две трактовки духа общая энергийная основа: вне зависимости от своего сосредоточения и источника дух всегда проявляет себя как энергия, как сила, способная к сопротивлению.

Анализ сформировавшихся в истории точек зрения на понятие «духовность» позволяет уточнить различия между светским и религиозным подходами. Секулярный (светский) – связывает духовный

опыт исключительно с идеальной деятельностью человеческого духа и ограничивает сфе­ру надындивидуальной духовной реальности совокупностью форм общественного сознания. Главная роль отводится социализации. Религиозно-мистический рассматривает процесс приобщения человека к миру культуры в качестве условия подлинного духовного опыта, непосредственного опыта взаимодействия с духовной реальностью, под которой понимается сфера объективного, сверхчелове­ческого духа, представленная иерархией духовных сущностей.

Теоретический анализ показал, что в исследованиях духа и духовности религиозная и нерелигиозная позиции совпадают в определяющей роли личности в духовном развитии, ее субъективной позиции по отношению к развитию своего потенциала: самоактуализация, саморазвитие, самосовершенствование, самодетерминация, самоопределение связаны с развитием своей самости, личностного начала, берущим истоки в опыте духовного и душевного самостроительства.

В педагогической науке актуализировалась необходимость духовного вос­питания в его светском понимании (Н. А. Агаджанян, Ю. П.Азаров, В. И. Андре­ев, Т. И. Власова, С. Б. Крымский, Л. А. Протасова). В работах этих авторов определяется комплекс личностных качеств, который и составляет содержание духовности как педагогической категории, качеств, которые не даны человеку изначально, они «вызревают», развиваются постепенно в тече­ние онтогенеза. Данные качества образуют своеобразный глубинный стержень человеческого бытия, обеспечивающий формы духовного бытия личности в мире, ее духовную направленность, проявляющуюся в способности слушать свой внутренний го­лос и подчинять ему свое поведение, эмпатически ощущать душевные переживания других людей, проявлять деятельную любовь к окружающим людям и природе.

Современное образование, становясь центральным феноменом культуры, начинает ориентироваться на утверждение сущностного личностного начала в человеке (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков), на воспитание духовности (Т. И. Власова, И. А. Соловцова) как вектора «вертикального» (духовного) развития, того, что придает жизни человека высший смысл, стимулирует его саморазвитие. По мнению Русаковой Т. Г., духовный опыт младшего школьника – это совокупность личностно-смысловых образований, в которых отражены пережитые, осознанные личностью знания, представленные в форме отношений и

эмоциональных состояний. Элементарной единицей духовного опыта является самостоятельное усилие ребенка, связанное с отказом от приятного во имя должного и переживание этого усилия как успеха, и альтруистическое побуждение, направленное на заботу о благополучии Другого и переживание его успехов как своих. В структуре духовного опыта (духовного акта) выделяются эмотивный, мотивационный, ментальный и поведенческий компоненты, которые отражают направленность, эмоциональные состояния и желания младшего школьника, представления о мире и себе, способы проявления.

Изучение опыта духовного воспитания младших школьников дало основание выделить ряд факторов, влияющих на процесс становления духовного опыта личности в исследуемом возрасте. К таковым относятся

влияние социокультурной среды, наполненной духовными смыслами и ценностями; ценностная направленность педагогического взаимодействия; духовная активность самой личности, ее ценностными отношениями.

Становление духовного опыта ребенка – это продвижение воспитанника к обретению своей целостности, которое возможно только в динамичном культуротворческом процессе взращивания его духовного опыта во взаимодействии с культурой на основе «запуска» внутренних механизмов самоопределения и саморазвития, создания неструктурированных ситуаций (А. Г. Маслоу), стимулирующих спонтанное порождение и выражение собственных идей, мыслей, чувств и обеспечивающие расширение степеней свободы. Воспитание в данном контексте становится в большей степени гештальтвоспитанием, обеспечивающим взращивание (Н. Н. Никитин) духовного опыта человека посредством создания особого, насыщенного ценностями и смыслами воспитательного пространства как «среды, растящей и питающей личность» (П. А. Флоренский).

Одним из путей становления духовного опыта ребенка младшего школьного возраста, на наш взгляд, является формирование навыков художественного общения. В широком смысле художественное общение трактуется как процесс взаимосвязи и взаимодействия автора художественного произведения и зрителя (Ю. Борев), как деятельность особого рода (М.С.Каган), выполняющая ряд функций: художественное общение является фактором социализации личности и утверждения ее самоценности; средством «обработки людей людьми»; формирует личность во всем богатстве ее способностей, потребностей, ориентаций

ее сознания и самосознания путем приобщения одних людей к ценностям других (воспитательная и самовоспитательная функции); дает личности обработанную, организованную, скрепленную художественной концепцией информацию о мире, дает художественно-эстетическую картину мира (2).

Определяя искусство как средство общения людей, мы опираемся на исследования ряда авторов о художественном диалоге (М. М. Бахтин, А. А. Леонтьев, М. С. Каган). Мы исходим из того, что общение с художником-квазисубъектом – представляет собой особый тип духовного взаимодействия, которое стимулирует активность личности, провоцируя акт сотворчества. Поэтому в художественном диалоге с квазисубъектом происходит органичное развитие эстетического и художественного сознания. В процессе художественного общения происходит обмен эстетическими ценностями между ребенком и художником (квазисубъектом), педагогом и художником. В педагогическом процессе взаимодействия педагог как эстетически развитая личность направляет усилия на изменение мотивации художественной деятельности ребенка, стремления его через игру-соревнование с художником достигать взаимопонимания через овладение языком искусства.

Несмотря на сложность для детей художественного анализа, внутренне младшие школьники подготовлены к восприятию произведений искусства, но особенности их мышления таковы, что в процессе восприятия им нужны средства, способы активизации художественного восприятия, помогающие вывести их переживания на уровень актуального сознания и развивающие у детей способность к размышлению, анализу, сравнениям, выработке активного отношения к художественно-эстетическим качествам произведений, выработке личностного смысла, на основе которых формируются навыки художественного общения.

Преобразующий характер художественного общения заключается в формировании направленности личности, становлении школьника как субъекта, как личности. Являясь своего рода инструментом самовыражения, художественное общение представляет собой значительный фактор становления духовного опыта младшего школьника.

Литература:

  1. Андрусенко, В.А. Формирование духовности [Текст] : пособие для учителей доп. образования, студентов / В.А. Андрусенко. – Оренбург, 1997. – 67 с.

  2. Борев, Ю. Б. Эстетика. [Текст] / 4-е изд. – М.: Политиздат, 1988. – 490 с.

  3. Новая философская энциклопедия : в 4 т. – М.: Мысль, 2001. – 605 с.

Герасимова М. А.,

Ревдинский государственный педагогический колледж.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Нестеров Александр Климентьевич формирование духовной культуры

    Автореферат
    Защита состоится 4 июня 2009 г. в 9.00 часов на заседании дис­серта­ционного совета Д 212.180.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.
  2. Выступление на городском образовательном форуме 21 января 2012 года Базовые ценности как основа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в «Школе русской культуры»: опыт, проблемы

    Документ
    Современная педагогическая реальность – модернизация и инновационное развитие школы как единственный путь, который позволит обеспечить достойную жизнь гражданам России.
  3. Учреждение среднего профессионального образования как институт социализации личности в условиях рыночной экономики 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре социальной педагогики в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дагестанский государственный университет»
  4. Социально-педагогические факторы развития высшего профессионального и технического образования в россии (вторая половина ХIХ начало ХХ вв.) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Защита состоится «11» декабря 2010 г. в 10 час. на заседании диссертационного совета Д 212.116.03 при ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» по адресу: 424002, Республика Марий Эл, г.
  5. Развитие произвольного внимания

    Документ
    Книга в доступной для неспециалистов форме знакомит с важ­нейшими процессами, изучаемыми психологией: восприятием, вниманием, памятью, мышлением, речью, эмоциями, сознанием.

Другие похожие документы..