Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекции'
Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и духовного благополучия, которое предопределяет продуктивное и радостное долголетие и позволяе...полностью>>
'Рабочая программа'
Учебная дисциплина “Бытовая телевизионная и видеоаппаратура” позволяет студентам овладеть техническими знаниями по ремонту и сервисному обслуживанию ...полностью>>
'Доклад'
Сверхновые бывают двух типов. I тип — это взрывающиеся белые карлики, II тип — это обычные звёзды, сошедшие с пути своей естественной эволюции из-за ...полностью>>
'Документ'
коммуник. 1 8 4 Зачет Организация турбизнеса 1 курсовая работа Экзамен 7 Организация питания в туризме 1 8 4 зачет 8 Иностранный язык- 1 0 1 зачет Ито...полностью>>

Правовое регулирование отношений в сфере оказания информационных и консультационных услуг в Российской Федерации

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Теоретический и практический интерес представляет вопрос определения порядка оплаты в договоре возмездного оказания консультационных услуг. Отмечено, что в мировой практике приняты в основном четыре формы оплаты: почасовая, фиксированная, оплата как процент от стоимости объекта консультирования и комбинированная форма оплаты. Наиболее приемлемой является комбинированная форма оплаты, которая предусматривает «премию за результат», что, по мнению автора, стимулирует консультантов к достижению максимального эффекта. Однако в науке гражданского права не сложилось единого мнения относительно допустимости обязательств по оказанию услуг с «гарантией результата». На недопустимость договорных условий, ставящих размер оплаты в зависимость от решения судебных или государственных органов, которое будет принято в будущем, указывает и Президиум ВАС РФ. Автор отмечает, что было бы правильнее считать допустимым включение в договор положения, предусматривающего дополнительное вознаграждение за положительный результат, при условии, что оно не будет противоречить основам правопорядка и нравственности.

На основе анализа современного законодательства диссертантом выявляются особенности субъектного состава. В результате исследования было установлено, что субъектами обязательств по оказанию информационных и консультационных услуг могут выступать граждане, юридические лица и публичные образования, если иное не предусмотрено законом и не вытекает из существа обязательства. Сделан вывод, что понятие «услуга» дифференцируется и охватывает не только услуги в сугубо гражданско-правовом смысле, но и оказание публичных услуг. При этом услуги, оказываемые на возмездной основе государственными и муниципальными образованиями, в лице их органов, а также некоммерческими организациями, обладающими правом юридического лица, должны подчиняться правилам гражданского законодательства.

Рассматривая субъектный состав договора возмездного оказания информационных услуг, диссертант приходит к заключению, что в качестве исполнителя информационных услуг могут выступать как сами обладатели информации, так и операторы информационных систем, а также информационные посредники. Проведенный анализ терминологического определения «информационный посредник», который выступает самостоятельным субъектом в рассматриваемых отношениях, позволил автору сделать вывод, что данное понятие шире понятия «оператор информационной системы». В этой связи обращается внимание на то, что информационные посредники могут выступать промежуточными пользователями информации.

Современное законодательство не содержит общих требований к конкретному субъекту, оказывающему профессиональную услугу, в то же время вводит ряд императивных норм для лиц, осуществляющих некоторые виды консультационной деятельности (государственная регистрация, лицензирование). Отдельные нормативные акты прямо предусматривают, что оказывать услуги вправе исключительно специализированные субъекты, удовлетворяющие определенным правилам8. В данном случае имеет значение персонификация личности исполнителя. Диссертантом отмечается, что не во всех возмездных отношениях по оказанию услуг исполнитель обязывается к личному исполнению. В качестве примера приводятся суждения ряда авторов, изложенные в литературе (Е.А. Зверева, В.В. Кванина, С.В. Сарбаш). Анализ норм ст. 313 и 780 ГК РФ, а также материалов судебной практики позволил диссертанту прийти к следующему выводу: ст. 780 ГК РФ предусматривает в виде общего правила недопустимость передачи исполнения услуги третьим лицам, что характеризует одну из основных особенностей договора оказания услуг, и только в случаях, установленных договором, такая передача возможна, при условии, что исполнитель должен оставаться ответственным в полном объеме перед заказчиком за нарушение договора.

Обосновывается положение об исполнителе – профессиональном консультанте, которому принадлежит ведущая роль в договоре возмездного оказания консультационных услуг. При этом современное российское законодательство не дает определение понятия «консультант». Имеющиеся подходы к данному определению свидетельствуют о несовершенстве терминологии. Установлено, что единственным критерием, позволяющим систематизировать предложенные определения, является профессионализм исполнителя. В рамках проведенного исследования предлагается авторское определение понятия «консультант». Консультант – физическое лицо, осуществляющее профессиональную деятельность в конкретной области консультационных услуг, обладающее специальными знаниями, умениями, навыками и отвечающее квалификационным требованиям профессии.

Следующим проблемным вопросом диссертант считает выбор оптимальных критериев оценки качества информационных и консультационных услуг. Отмечается, что ни законодатель, ни юридическая доктрина не предлагают участникам гражданского оборота и судам какой-либо стройной концепции оценки надлежащего исполнения договора возмездного оказания услуг именно с позиции ее качества. Приводится критический обзор мнений по данному вопросу, высказанных в цивилистической литературе (Ю. Андреев, Е.М. Берлин, А.В. Дроздова, В.В. Кванина, Н.В. Козлова, М.В. Кратенко, Р.Г. Мельниченко, Д.И. Степанов, Е.Г. Шаблова). Исследование показало, что все вышеизложенные точки зрения заслуживают внимания, однако вызывают сомнение предложения относительно законодательного установления более высокого критерия качества в отношении квалифицированных профессиональных услуг, исключая «обычные профессиональные услуги». Диссертантом поддерживается позиция В.В. Кваниной, которая предлагает системный подход к оценке качества на примере образовательной услуги, что предопределяет его через оценку качества ее элементов. В то же время представляется отчасти верным подход Е.Г. Шабловой к формализации качества услуги методом моделирования результата, хотя, по мнению диссертанта, моделирование результата услуги имеет «естественные» пределы, но при этом может использоваться и в консультационной деятельности. Рассмотренные выше точки зрения авторов носят общесоциологический характер, хотя, безусловно, являются весьма ценными, так как характеризуются комплексным подходом, при этом не все свойства услуги влияют на оценку ее качества, а только та совокупность, которая определяется потребностями клиента. Отсюда следует, что большинство параметров качества услуги носит эмпирический характер, под которым, с точки зрения заказчика, понимается своеобразная форма мнения. Научная дискуссия, развернувшаяся вокруг соотношения понятий объективных и субъективных критериев оценки качества, свидетельствует о том, что конструкция понятия «качество информационной и консультационной услуги» довольно условна и стандартного, всеохватывающего, логически четкого понятия не существует. Исследование по определению параметров оценки качества услуг, в частности информационных и консультационных, с учетом теоретических подходов к формированию понятий «информационная услуга» и «консультационная услуга», позволило диссертанту сделать вывод, что качество услуги – это понятие многомерное и к нему следует подходить дифференцированно. В основу оценки качества информационных и консультационных услуг могут быть заложены различные элементы, перечень которых будет зависеть от формы оказания самой услуги, особенностей ее потребления, а также способа удовлетворения потребностей клиента.

Диссертантом формулируется собственная позиция, согласно которой при выработке критериев оценки качества необходимо исходить из объективных факторов, влияющих на положительный результат оказываемой информационной или консультационной услуги, а это будет означать, что данные критерии, прежде всего, должны соответствовать требованиям ISO (Международные стандарты качества), а также нормативно-правовым актам, в качестве последнего необходимо назвать Закон о защите прав потребителей.

Проведенное исследование позволило выделить группу факторов, влияющих на качество оказания информационной услуги: факторы, связанные с формированием и пополнением баз данных информационных систем, факторы, связанные с процессом поиска, предоставления и распространения информации, а также факторы, связанные с услугами связи и телекоммуникационных систем. На этом основании формулируются критерии оценки качества информационной услуги, предлагаемые в качестве положения выносимого на защиту.

Отмечается, что большое внимание к критериям оценки качества консультационных услуг уделяется в экономической литературе (К. Гронрус, У. Сессер, Ф. Котлер, В. Алешникова, Н. Николайчук). Анализ различных подходов к критериям оценки качества консультационной услуги позволил диссертанту выделить пять основных ее составляющих элементов: информационные показатели, квалификационные требования, профессиональные качества консультанта, профессиональность исполнения и качество обслуживания.

Автором работы анализируются вопросы реализации различных механизмов государственного воздействия, влияющих на качество оказываемых услуг. В литературе существует мнение (О.В. Курбатова, В. Сергеев, Г.И. Маринко), что одним из механизмов государственного воздействия будет являться введение лицензирования консультационной деятельности. По мнению диссертанта, Закон о лицензировании не является универсальным регулятором, вместе с тем к отдельным видам деятельности, осуществление которых может нанести ущерб правам, законным интересам, здоровью граждан и т.д., в рамках которых оказываются консультационные услуги, данный Закон предъявляет лицензионные требования. Поэтому лицензирование консультационной деятельности как метод административно-правового регулирования общественных отношений не приведет к повышению качества оказываемых услуг и росту профессионализма консультантов. Диссертант также считает, что нет необходимости и введения регулирования качества услуг законодательным установлением технических регламентов посредством Федерального закона «О техническом регулировании». В качестве аргумента приводятся доводы, что обязательные нормы безопасности уже устанавливают лицензионные требования на некоторые виды деятельности, в то же время условия о качестве услуги как составной части стандарта организации в соответствии со ст.17 Закона о техническом регулировании могут разрабатываться и утверждаться самими профессиональными объединениями.

Наиболее приемлемым способом повышения качества и эффективности работы консультантов является их добровольная сертификация. Следует признать, что отсутствие законодательного делегирования государственных функций по проведению сертификации негосударственным организациям приводит к стихийному формированию стандартов квалификации консультантов. Автором обосновывается необходимость создания системы независимых объединений консультантов в виде СРО (саморегулируемых организаций) по профессиональному и территориальному признаку, которым будут законодательно делегированы регулятивные и контрольные функции государства, что будет составлять основу их ответственности за соблюдение общественных интересов и обусловливаться особыми взаимоотношения с государством. Целесообразно в качестве основания объединения субъектов консультационной деятельности использовать предложенную автором предметно-видовую классификацию консультационных услуг.

Глава четвертая «Отдельные виды договоров возмездного оказания услуг информационного характера: правовые и экономические аспекты» посвящена выявлению основных черт и форм проявления информационных и консультационных услуг в отдельных видах договоров возмездного оказания услуг информационного характера.

Диссертант останавливается на вопросах правового режима маркетингового договора. Особое внимание уделяется анализу маркетинговой практики, которая показывает, что в рамках маркетингового договора стороны активно используют элементы различных видов договоров. Отмечается, что информация в системе маркетинга имеет ключевое значение. Поэтому проблема выявления правовой природы маркетингового договора и определения его места в системе гражданско-правовых обязательств продолжает обсуждаться в цивилистической литературе.

Ряд ученых (Е.В. Измайлова, О. Икрянникова) относят маркетинговый договор к обязательствам подрядного типа. Другие авторы (Б.И. Пугинский, Е.Г. Шаблова, В.А. Писчиков, Ю.А. Метелева) формулируют иной подход, рассматривая его как самостоятельный вид договора, занимающего промежуточное место между договором возмездного оказания услуг и договором на выполнение научно-исследовательских работ. По данной проблеме высказано противоположное мнение ученых (О.М. Олейник, Л.В. Санникова), что маркетинговый договор является разновидностью информационных услуг. Исходя из приведенных в ходе исследования точек зрения, диссертант сформулировал свой взгляд на правовую природу маркетингового договора.

Установлено, что информационный характер маркетинговых исследований не препятствует отнесению маркетингового договора к информационным услугам. В то же время на основании анализа информации, используемой в маркетинговой деятельности, и информации, полученной в результате проведения маркетинговых исследований, автор разделяет отношения по передаче клиенту обобщенных баз данных, содержащих маркетинговую информацию, которая оформляется договором оказания информационных услуг, с информацией, выработанной в результате маркетингового исследования по конкретному заказу клиента. Доказывается, что характерные черты, присущие маркетинговым исследованиям, корреспондируются с чертами, присущими консультационной услуге, и на этом основании автор делает вывод, что в маркетинговых исследованиях присутствуют составные элементы и консультационных услуг. В связи с тем, что маркетинговый договор не урегулирован законодателем, автор признает, что он относится к непоименованному договору, к которому должны применяться унифицированные нормы, обусловленные присутствующим в нем системным признаком услуги. Автор считает при этом, что элементы других договоров есть не что иное, как другие сделки (подряд, НИОКР и т.д.), входящие в структуру маркетингового договора в качестве его составных частей.

Далее диссертантом исследуется информационное содержание рекламного договора. Рассматривая категорию понятия «реклама», автором отмечается, что правовая природа рекламных отношений может быть различной и предполагать отношения не только по распространению рекламы, но и по ее производству. Особое внимание в диссертации уделяется вопросу правовой природы договоров, опосредующих рекламные отношения. Свидетельство тому – отсутствие самостоятельного типа (вида) таких договоров в ГК РФ. Отмечается, что в юридической литературе сформировалось несколько точек зрения, согласно которым: (1) обязательства возмездного оказания рекламных услуг представляют особую разновидность обязательств возмездного оказания услуг; (2) рекламный договор – это смешанный договор, сочетающий в себе элементы договора подряда и договора возмездного оказания услуг; (3) выделяются две группы договорных отношений, различных по своей правовой природе, – это отношения по производству рекламного продукта и отношения по размещению и (или) распространению рекламы. Ряд авторов считает, что в отдельных случаях рекламный договор может включать в себя и элементы договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также предусматривать регулирование исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности. В процессе исследования автор обращает внимание на то, что законодатель закрепляет определение понятия «рекламы» через понятие информации. Отмечается, что понятие рекламы весьма близко к понятию информации, но вместе с тем имеет и свои особенности, позволяющие выделить ее как вид информации через ряд специфических признаков. Обосновано, что законодательство о рекламе необходимо рассматривать, прежде всего, как сегмент правового регулирования информационных отношений, возникающих по поводу оказания рекламных услуг. Обобщая различные подходы ученых, имеющиеся в научной литературе относительно рекламного договора, диссертант устанавливает, что его правовая природа носит собирательный характер и опосредуется разнообразными обязательственными конструкциями: договором подряда, аренды, услугами фактического и юридического характера, а также договорами по распоряжению исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности. В этом контексте сделан вывод, что совершение фактических действий рекламистом – распространение материалов, содержащих рекламные объявления (рекламную информацию), являются информационными услугами рекламного характера.

Рассматривая правовые формы реализации современных услуг связи, автор отмечает, что в жизни современного общества обработка, хранение и передача информации немыслимы без хорошо разветвленных и устойчиво функционирующих систем связи. В ходе исследования констатируется, что современные средства связи и вычислительной техники составляют техническую базу в информационных услугах и в совокупности с информацией представляют собой информационно-телекоммуникационные сети. Диссертант считает, что массовое использование услуг связи делает актуальными вопросы реализации правовых форм услуг связи и определения их места в договоре возмездного оказания информационных услуг. Проведенный диссертантом анализ различных точек зрения, а также действующего законодательства показал, что наличие вещественной формы почтовых отправлений не дает оснований применять термин «работа» при оказании услуг почтовой связи, так как правовой природой данных отношений являются услуги по обмену и получению информации. В то же время услуги почтовой связи нельзя относить и к информационным услугам ввиду отсутствия в них выделенного диссертантом квалифицирующего признака информационной услуги – запроса на определенную информацию. В работе дан анализ услуг электросвязи. Отмечается, что услуги электросвязи, как и услуги почтовой связи, являются услугами технологического характера, как правило, жестко привязанными к определенным коммуникационным маршрутам и предполагающими обеспечение информационного обмена путем персональной коммутации коммуникационных маршрутов. На этом основании сделан вывод о самостоятельности услуг связи. Исследование показало, что в зависимости от характера деятельности оператора электросвязи можно выделить основные (технологические) услуги, которые непосредственно связаны с предоставлением доступа к проводной телефонной связи, обеспечивающей информационный обмен и дополнительные услуги (нетехнологические) информационно-справочного и потребительского характера, которые имеют свои особенности и предоставляются, как правило, в виде информационных услуг (информационно-справочное обслуживание как составная часть услуг связи).

Диссертант отмечает, что в случаях предоставления информационных услуг с использованием телекоммуникационных сетей и современных информационных технологий происходит определенное переплетение услуг связи с информационными. Наиболее ярко это проявляется при предоставлении доступа в сеть Интернет. Анализ объектов различных правоотношений, возникающих в виртуальной среде, а также их субъектного состава позволил диссертанту сделать вывод, что правоотношения в сети Интернет можно свести к двум основным видам: услугам связи и отношениям по распространению и предоставлению информации с использованием сети Интернет. При этом если оператор связи предоставляет пользователю только услуги по доступу в сеть Интернет, то названные отношения квалифицируются как договор возмездного оказания услуг связи. К числу таких договоров можно отнести: договоры подключения пользователя к сети Интернет, договоры на оказание услуг электронной почты и т.д. Если же стороной, предоставляющей услуги по доступу, выступает информационный посредник-провайдер, то особенностью договора подключения пользователя к сети Интернет является обеспечение доступа к общедоступной информации, и возникающие отношения между сторонами квалифицируются как договор возмездного оказания информационных услуг.

К услугам информационного характера могут быть отнесены отношения, складывающиеся при оказании таких видов деятельности, как оценочная, аудиторская, риэлторская, детективная. Отмечается, что под общее понятие оценки подпадает достаточно большой спектр разнообразных по своей правовой природе процедур. Рассмотрев основные виды оценки, автор присоединяется к мнению В.В. Гущина об информационной сущности оценочных услуг и отмечает, что по своей правовой природе договор на проведение оценки представляет собой договор возмездного оказания услуг, в котором информация является доминирующей. Проведенное исследование показало, что оценщик, получивший результат оценки, определяется как лицо, самостоятельно создавшее информацию о стоимости объекта, и подпадает под определение обладателя информации, приведенное в Законе об информации. Поэтому отношения сторон в договоре возмездного оказания оценочных услуг опосредуют отношения сторон по передаче информации от обладателя информации (оценщика) к его заказчику – лицу, заказавшему проведение оценки объекта оценки. На основании изложенного диссертант приходит к выводу, что договор возмездного оказания оценочных услуг является одним из видов информационных услуг. С другой позиции должны рассматриваться действия оценщика, которые выражаются в виде дачи заключения специалиста. Оказания подобного рода услуг должны оцениваться как консультация, а обязательственные отношения между сторонами квалифицироваться как договор возмездного оказания консультационных услуг.

Аудиторские услуги законодателем закреплены в качестве одной из разновидностей договоров возмездного оказания услуг. В процессе оказания аудиторских услуг используется и перерабатывается значительный массив информации, который условно подразделяется на две составляющие: внешнюю информацию, полученную на этапе подготовки договора, и информацию, формируемую в процессе аудита. Обе составляющие тесно взаимосвязаны между собой, что свидетельствует об информационной сущности аудиторских услуг. В то же время отмечается, что потребности заказчика аудиторской услуги выражаются не в необходимости получения информации, а в проверке достоверности уже имеющейся информации. Все это позволило автору сделать вывод, что, несмотря на информационный характер, договор возмездного оказания аудиторских услуг является самостоятельным видом договора. При этом как информационные, так и консультационные услуги аудиторы оказывают в качестве сопутствующих аудиту услуг.

Вопрос правовой природы риэлторских услуг, по мнению автора, также требует особого рассмотрения. В цивилистической литературе ряд авторов рассматривает договор оказания риэлторских услуг в рамках посреднических договоров, оставляя за пределами данного договора информационные и консультационные услуги, что, по мнению диссертанта, не в полной мере отражает сущность риэлторских услуг. Исследуя риэлторский договор, диссертант отмечает, что информация в нем используется как в форме основного «товара», так и в качестве сопутствующей составляющей в посреднической деятельности. На этом основании делается вывод, что договор возмездного оказания риэлторских услуг следует относить к непоименованному смешанному договору, сочетающему в себе элементы различных видов договоров: возмездного оказания услуг (информационные и консультационные услуги), договоров комиссии, поручения, агентирования.

С этих же позиций диссертант рассматривает и правовую природу договора возмездного оказания детективных услуг. По мнению ряда авторов (В.В. Осин, М.Л. Саркисов, Ю.А. Конюшкина), частная детективная деятельность направлена на сбор различного рода информации. В то же время в трудах авторов информационный характер детективных услуг оставался за пределами их исследований. Диссертант не согласен с предложениями рассматривать частную детективную деятельность как разновидность розыскной, юридической деятельности9 и обосновывает собственную позицию, согласно которой детективную деятельность следует относить к услугам информационного характера. Сделан вывод, что основополагающим элементом детективных услуг является поиск носителей нужной информации (документы, средства связи, предметы и т.д.) для того, чтобы предоставить их заказчику на основании договора возмездного оказания детективных услуг. В детективной деятельности широкое распространение получило и оказание консультационных услуг по вопросам устранения негативных явлений, выявленных при проведении сыска.

В главе пятой «Гражданско-правовая ответственность сторон в договорах возмездного оказания информационных и консультационных услуг: проблемы законодательного урегулирования и судебной практики» анализируются общие положения гражданско-правовой ответственности, а также особенности ответственности сторон по договорам возмездного оказания информационных и консультационных услуг, важными элементами которой являются: основания, условия, виды и формы. Автор отмечает, что договорное порождение обязательства на возмездное оказание информационных и консультационных услуг на основе действующего гражданского законодательства позволяет повысить степень правовой защищенности заказчика (клиента) и применять к рассматриваемым отношениям нормативное регулирование охраны прав потребителей (в отношении физического лица – гражданина) посредством норм законодательства о защите прав потребителей, а также и исковые способы судебной защиты. При этом ответственность сторон за нарушение договорных обязательств регулируется общими положениями ГК РФ, а также специальными нормами гл. 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг.

Наиболее сложным остается вопрос об ответственности исполнителей, как обладателей информации, информационных посредников (операторов информационных систем), так и консультантов. Отмечается, что в России практика привлечения их к ответственности еще не развита. Автор считает, что в качестве оснований для привлечения к ответственности исполнителей за ненадлежащее исполнение обязательств об оказании информационных и консультационных услуг, должны рассматриваться показатели, характеризующие данные услуги как некачественно оказанные. Такими основаниями при оказании информационной услуги диссертант выделяет: предоставление недостоверной информации; просрочка предоставления информации; нарушение как объемов, так и длительности сроков распространения информации; нарушение иных условий выполнения услуги, которые были сформулированы заказчиком. В то же время автором отмечается, что при оказании информационной услуги в режиме обеспечения удаленного доступа на качество ее оказания влияет и качество обеспечения передачи информации по каналам связи. В этих случаях ответственность исполнителя ограничивается только качеством каналов связи в пределах его сетевой конфигурации.

Среди оснований ответственности консультанта диссертант выделяет: оказание услуги, не соответствующей условиям договора, исполнение услуги ненадлежащим субъектом, нарушение сроков оказания самой услуги и т.д. Сопоставление различных точек зрения приводит диссертанта к выводу, что если не принимать во внимание любые виды ответственности, предусмотренные договором, то исполнитель в случае наступления ответственности может быть принужден возместить как в отдельности, так и в совокупности: реальный ущерб, упущенную выгоду, уплатить проценты за пользование чужими денежными средствами, компенсировать моральный вред и т.д. В то же время анализ судебной практики, проведенный диссертантом, показывает, что размер убытков может быть значительным, при этом оптимальным механизмом их возмещения является страхование профессиональной ответственности. Исследование института страхования профессиональной ответственности консультантов в зарубежных странах показало высокую степень защиты консультантов от совершения ошибок, связанных с профессиональной деятельностью. В российском законодательстве в последние годы также обозначилась тенденция внедрения обязательного страхования ответственности, порожденной ошибками в профессиональной деятельности. Анализируя различные подходы и требования законодательства к обязательному страхованию профессиональной ответственности нотариусов, адвокатов, оценщиков, арбитражных управляющих, аудиторов, диссертант приходит к выводу о целесообразности введения механизма законодательного регулирования профессиональной ответственности консультантов. Данная необходимость обуславливается, с одной стороны, защитой интересов клиента, гарантируя ему возмещение убытков, понесенных в связи с действиями (бездействием) исполнителя – консультанта, а с другой стороны, обеспечивает исполнителю – консультанту предел ответственности, не превышающий его имущественной возможности. Представленный механизм позволит упростить систему лицензирования, государственный контроль и надзор для отдельных видов консультационных услуг, а в деятельности консультантов оптимизировать процесс регулирования консультационной деятельности при одновременном повышении его эффективности.

В отдельном разделе диссертационного исследования представлена Концепция проекта Федерального закона «О консультационной деятельности в Российской Федерации», которая явилась итогом работы по изучению проблем информационных и консультационных услуг в гражданском праве России. Автором отмечено, что в сфере оказания консультационных услуг остается значительное пространство правовой неопределенности. Выделенные в результате исследования элементы инфраструктуры регулирования и саморегулирования процессов в консультационной деятельности, по мнению диссертанта, не обеспечивают юридические гарантии всем участникам сферы консультационных услуг. Поэтому сделан вывод о необходимости участия государства в регулировании процессов, происходящих в консультационной деятельности, посредством комплексного законодательного решения.

В концепции проекта Федерального закона о консультационной деятельности представлен терминологический аппарат в сфере оказания консультационных услуг и в целом консультационной деятельности таких понятий, как: консультация, консультационные услуги, консультационная деятельность, консультант, консультационная организация. Законопроект включает в себя десять статей, в которых помимо введения в оборот вышеназванных понятий отражены основные принципы регулирования консультационной деятельности в Российской Федерации:

- определен круг нормативных актов, составляющих законодательство в сфере консультационной деятельности;

- определен круг основных прав и обязанностей участников консультационной деятельности;

- законодательно закреплены условия и порядок охраны информации в режиме ее конфиденциальности, который может быть установлен сторонами или одной из сторон при выполнении договорных обязательств;

- определены основные принципы саморегулирования в консультационной деятельности, а также права и обязанности саморегулируемой организации;

- закреплена ответственность консультантов за нарушение законодательства РФ в сфере консультационной деятельности, а также установлен принцип обязательного страхования профессиональной ответственности консультантов как мера защиты имущественных прав и законных интересов клиентов и консультантов.

СПИСОК

ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ, ОТРАЖАЮЩИХ

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИССЕРТАЦИИ

Монографии, главы из коллективных монографий,

учебники, учебные пособия

1. Ситдикова, Л.Б. Теоретические и практические проблемы правового регулирования информационных и консультационных услуг в гражданском праве России: монография / Л.Б. Ситдикова. – М.: ИГ «Юрист», 2008. – 21.5 п.л. – ISBN 978-5-94103-338-6.

2. Ситдикова, Л.Б. Нормативно-правовое и договорное регулирование отношений на возмездное оказание информационных услуг: монография / Л.Б. Ситдикова. – М.: ИГ «Юрист», 2007. – 8.5 п.л. – ISBN 5-94103-287-0.

3. Ситдикова, Л.Б. Нормативно-правовое и договорное регулирование отношений на возмездное оказание консультационных услуг: монография / Л.Б.Ситдикова. – М.: ИГ «Юрист», 2007. – 11 п.л. – ISBN 5-94103 -262-5.

4. Ситдикова, Л.Б. Правовые формы реализации услуг в сфере торговли и общественного питания: монография / Л.Б.Ситдикова, К.Г. Токарева – Казань: ЗАО «Новое знание», 2007. – 4.5 п.л. – ISBN 978-5-89347-467-1.

5. Ситдикова, Л.Б. Договорное регулирование отношений по возмездному оказанию правовых услуг: монография / Л.Б.Ситдикова. – Казань: ЗАО «Отечество», 2007. – 6.5 п.л. – ISBN 978-5-9222-0175-9.

6. Ситдикова, Л.Б. Право и экономика в условиях рынка: коллективная монография / Л.Б. Ситдикова (автором написаны § 2 и 3 главы 3; Договоры на возмездное оказание информационных услуг в системе гражданско-правовых договоров; Виды договоров оказания услуг в информационной сфере). – Казань: Изд-во «Таглимат», 2004. – 1.8 п.л. – ISBN 5-8399-0084-2.

7. Ситдикова, Л.Б. Правовое регулирование социально-экономических отношений в условиях реформ: коллективная монография / Л.Б. Ситдикова (автором написаны § 3 и 4 главы 4; Критерии классификации договора возмездного оказания услуг; Договор на проведение маркетинговых исследований как правовая форма хозяйственных связей субъектов маркетинговой деятельности). – Казань: Изд-во «Таглимат», 2004. – 1.75 п.л. – ISBN 5-8399-00773-0.

8. Ситдикова, Л.Б. Правовое регулирование отношений по возмездному оказанию услуг: монография / Л.Б. Ситдикова. – Набережные Челны: Изд-во «КамПИ», 2003. – 10.5 п.л. – ISBN 5-9536-0008-9.

9. Ситдикова, Л.Б. Правовое регулирование маркетинговой деятельности: учебно-методический комплекс / Л.Б. Ситдикова. – Казань: Изд-во «Таглимат», 2004. – 4.25 п.л.

10. Ситдикова, Л.Б. Учебно-методическое пособие по гражданскому праву, части второй / Л.Б. Ситдикова. – Казань: Изд-во «Таглимат», 2003. – 10 п.л. (по теме диссертации – 0.9 п.л.). – ISBN 5-8399-0067-2.

11. Ситдикова, Л.Б. Договоры на возмездное оказание услуг: учебно-практическое пособие / Л.Б. Ситдикова. – М.: Изд-во «РГТЭУ», 2003. – 14.5 п.л. – ISBN 5-87827-232-6.

Публикации в журналах, рецензируемых ВАК РФ

12. Ситдикова, Л.Б. Дискуссионные вопросы правовой природы информационных услуг / Л.Б. Ситдикова // Российская юстиция. – 2008. – № 9. – 0.7 п.л.

13. Ситдикова, Л.Б. Понятие и информационное содержание маркетингового договора /Л.Б. Ситдикова //Предпринимательское право. – 2008. – № 4. – 0.6 п.л.

14. Ситдикова, Л.Б. Правовые аспекты информационного обеспечения аудиторских услуг / Л.Б. Ситдикова // Налоги. – 2008. – № 5. – 0.5 п.л.

15. Ситдикова, Л.Б. Вопросы публичности и присоединения в договоре возмездного оказания информационных и консультационных услуг / Л.Б. Ситдикова // Российский судья. – 2008. – № 9. – 0.43 п.л.

16. Ситдикова, Л.Б. Проблемы определения содержания круга существенных условий в договоре возмездного оказания информационных услуг / Л.Б. Ситдикова // Арбитражный и гражданский процесс. – 2008. – № 7. – 0.56 п.л.

17. Ситдикова, Л.Б. Проблемы определения правовой природы договора проведения оценки и риэлторского договора / Л.Б. Ситдикова // Российская юстиция. – 2008. – № 5. – 0.6 п.л.

18. Ситдикова, Л.Б. Информационная услуга в гражданском праве: проблемы определения и классификации / Л.Б. Ситдикова // Юридический мир. – 2008. – № 4. – 0.7 п.л.

19. Ситдикова, Л.Б. Теория и практика применения законодательства в вопросе заключения и расторжения договора возмездного оказания информационных услуг / Л.Б. Ситдикова // Арбитражный и гражданский процесс. – 2008. – № 2. – 0.6 п.л.

20. Ситдикова, Л.Б. К вопросу о трансформации правовой модели услуг в сферу обслуживания / Л.Б. Ситдикова // Юридический мир. – 2008. – № 2. – 0.4 п.л.

21. Ситдикова, Л.Б. Нормативная модель договора на возмездное оказание услуг / Л.Б. Ситдикова // Российский судья. – 2008. – № 1. – 0.56 п.л.

22. Ситдикова, Л.Б. Историческое становление отношений по возмездному оказанию услуг /Л.Б. Ситдикова // История государства и права. – 2007. – № 12. – 0.5 п.л.

23. Ситдикова, Л.Б. Гражданско-правовая характеристика маркетингового договора: судебное урегулирование споров / Л.Б. Ситдикова //Арбитражный и гражданский процесс. – 2007. – № 12. – 0.5 п.л.

24. Ситдикова, Л.Б. Информационная составляющая в договоре на возмездное оказание услуг связи: теоретическая сторона вопроса / Л.Б. Ситдикова // Юридический мир. – 2007. – № 10. – 0.5 п.л.

25. Ситдикова, Л.Б. Информационная составляющая в договоре на возмездное оказание оценочных услуг: теоретический и практический аспекты / Л.Б.Ситдикова // Российский судья. – 2007. – № 9. – 0.5 п.л.

26. Ситдикова, Л.Б. Судебное урегулирование споров в договоре на возмездное оказание услуг информационного характера / Л.Б. Ситдикова // Арбитражный и гражданский процесс. – 2007. – № 9. – 0.6 п.л.

27. Ситдикова, Л.Б. Концепция Закона о консультационной деятельности в Российской Федерации / Л.Б.Ситдикова // Юридический мир. – 2007. – № 7. – 0.6 п.л.

28. Ситдикова, Л.Б. Судебное урегулирование споров ответственности сторон в договоре на возмездное оказание услуг / Л.Б. Ситдикова //Арбитражный и гражданский процесс. – 2007. – № 7. – 0.8 п.л.

29. Ситдикова, Л.Б. Теоретические аспекты к формированию понятия «консультация»: понятийно-терминологическая сторона вопроса / Л.Б. Ситдикова // Право и образование. – 2007. – № 6. – 0.75 п.л.

30. Ситдикова, Л.Б. Правовые аспекты соотношения понятий консультационных (консалтинговых) услуг с другими видами услуг: теоретический и практический аспекты / Л.Б. Ситдикова // Российский судья. – 2007. – № 6. – 0.6 п.л.

31. Ситдикова, Л.Б. Гражданско-правовой режим информации / Л.Б. Ситдикова // Юридический мир. – 2007. – № 5. – 0.7 п.л.

32. Ситдикова, Л.Б. Критерии классификации консультационных (консалтинговых) услуг / Л.Б. Ситдикова // Право и образование. – 2007. – № 3. – 0.9 п.л.

33. Ситдикова, Л.Б. Правовой статус субъектов консультационной деятельности / Л.Б. Ситдикова // Юридический мир. – 2007. – № 3. – 0.6 п.л.

34. Ситдикова, Л.Б. Существенные условия договора на возмездное оказание консультационных услуг / Л.Б. Ситдикова // Труд и социальные отношения. – 2007. – № 1. – 0.7 п.л.

35. Ситдикова, Л.Б. Критерии оценки качества консультационных услуг / Л.Б. Ситдикова // Современное право. – 2007. – № 1. – 0.5 п.л.

36. Ситдикова, Л.Б. Проблемы нормативно-правового и договорного регулирования консультационных услуг / Л.Б. Ситдикова // Юридический мир. – 2007. – № 1. – 0.6 п.л.

37. Ситдикова, Л.Б. Договор на возмездное оказание консультационных услуг. Правовые аспекты ответственности сторон / Л.Б. Ситдикова // Труд и социальные отношения. – 2006. – № 4. – 0.4 п.л.

38. Ситдикова, Л.Б. Проблемы классификации консультационных услуг / Л.Б. Ситдикова // Современное право. – 2006. – № 11. – 0.7 п.л.

39. Ситдикова, Л.Б. Об особенностях формирования цены в договоре на возмездное оказание консультационных услуг /Л.Б. Ситдикова // Современное право. – 2006. – № 9. – 0.5 п.л.

40. Ситдикова, Л.Б. Юридическая природа «непоименованных» договоров на возмездное оказание услуг в информационной сфере / Л.Б. Ситдикова // Труд и социальные отношения. – 2006. – № 2. – 0.5 п.л.

41. Ситдикова, Л.Б. Классификация договоров на возмездное оказание услуг в различных сферах деятельности / Л.Б. Ситдикова // Труд и социальные отношения. – 2006. – № 1. – 0.5 п.л.

Статьи, опубликованные в иных рецензируемых изданиях

42. Sitdikova, L. B. Legal Nature of Internet Services/ L. B. Sitdikova // Russia Low: Theory and Practice. – 2008. – № 2. – 0.45 п.л.

43.Ситдикова, Л.Б. Теоретические проблемы правовой природы правовых услуг / Л.Б. Ситдикова // Адвокатская практика. – 2008. – № 5. – 0.45 п.л.

44. Ситдикова, Л.Б. Роль и место информации в маркетинговом договоре / Л.Б. Ситдикова // Реклама и право. – 2008. – № 1. – 0.45 п.л.

45. Ситдикова, Л.Б. Теоретические основы услуг по законодательству РФ /Л.Б. Ситдикова // Юридическое образование и наука. – 2008. – № 1. – 0.7 п.л.

46. Ситдикова, Л.Б. Правовая природа Интернет-услуг / Л.Б.Ситдикова // Гражданское право. – 2008. – № 2. – 0.45 п.л.

47. Ситдикова, Л.Б. Роль и место информации в маркетинговом договоре / Л.Б. Ситдикова // Научные труды Российской академии юридических наук. Выпуск 8. В трех томах. Том 2. – М.: Издательская группа «Юрист», 2008. – 0.45 п.л.

48. Ситдикова, Л.Б. Информационная составляющая в договоре на возмездное оказание аудиторских услуг: теоретический и практический аспекты / Л.Б. Ситдикова // Юрист. – 2007. – № 12. – 0.6 п.л.

49. Sitdikova, L. B. Legal Aspects of Consulting Services / L. B. Sitdikova // Russia Low: Theory and Practice. – 2007. – № 2. – 0.5 п.л.

50. Ситдикова, Л.Б. Условие о цене и порядок ее формирования в договоре на возмездное оказание консультационных услуг / Л.Б. Ситдикова // Нотариус. – 2007. – № 4. – 0.7 п.л.

51. Ситдикова, Л.Б. Реклама как вид информации и ее место в договоре на возмездное оказание услуг / Л.Б. Ситдикова // Юрист. – 2007. – № 10. – 0.65 п.л.

52. Ситдикова, Л.Б. Информация как нематериальное благо / Л.Б. Ситдикова // Юрист. – 2007. – № 8. – 0.45 п.л.

53. Ситдикова, Л.Б. Гражданско-правовой статус информации: теоретический аспект / Л.Б. Ситдикова // Научные труды Российской академии юридических наук. Выпуск 7. В двух томах. Том 2. – М.: Издательская группа «Юрист, 2007. – 0.6 п.л.

54. Ситдикова, Л.Б. Правовые аспекты страхования ответственности консультанта / Л.Б. Ситдикова // Юрист. – 2007. – № 3. – 0.6 п.л.

55. Ситдикова, Л.Б. Информация как правовая и как гражданско-правовая категория: статус информации в гражданском праве / Л.Б. Ситдикова // Гражданское право. – 2007. – № 2. – 1.2 п.л.

56. Ситдикова, Л.Б. Возмездное оказание консультационных услуг (консалтинг) в сфере аудита, инжиниринга, правовых (юридических) услугах / Л.Б. Ситдикова // Юрист. – 2006. – № 12. – 0.5 п.л.

Иные статьи, тезисы и доклады

57. Ситдикова, Л.Б. Вопросы гражданско-правовой ответственности сторон в договоре возмездного оказания консультационных услуг /Л.Б. Ситдикова // Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа. – 2009. – № 1. – 0.5 п.л.

58.Ситдикова, Л.Б. Современное состояние информационных услуг: гражданско-правовой аспект /Л.Б. Ситдикова // Правосудие в Поволжье. – 2009. – № 1. – 0.3 п.л.

59.Ситдикова, Л.Б.Доктринальные и законодательные основы услуг /Л.Б. Ситдикова // Проблемы цивилистики: сборник статей. Выпуск 3. – М.: ПОЛТЕКС, 2008. – 0.6 п.л.

60.Ситдикова, Л.Б. Договор возмездного оказания правовых услуг: проблемы теории и практики /Л.Б. Ситдикова // Правосудие в Поволжье. – 2008. – № 6. – 0.5 п.л.

61. Ситдикова, Л.Б. Спорные вопросы договорной конструкции правовых услуг / Л.Б. Ситдикова // Вестник Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа. – 2008. – № 6. – 0.3 п.л.

62. Ситдикова, Л.Б. Понятие и информационная сущность детективных услуг / Л.Б. Ситдикова // Правосудие в Поволжье. – 2008. – № 5. – 0.3 п.л.

63. Ситдикова, Л.Б. Дискуссионные вопросы правовой природы маркетингового договора / Л.Б. Ситдикова // Проблемы цивилистики: сборник статей. Выпуск 2. – М.: ПОЛТЕКС, 2008. – 0.6 п.л.

64. Ситдикова, Л.Б. Информационное содержание аудиторских услуг / Л.Б. Ситдикова // Правосудие в Поволжье. – 2008. – № 4. – 0.5 п.л.

65. Ситдикова, Л.Б. О современных концептуальных подходах к определению понятия «консалтинг» / Л.Б. Ситдикова // Актуальные проблемы методологии, философии, науки и образования / Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. – Москва – Уфа, БИСТ филиал АТиСО, 2007. – 0.5 п.л.

66. Ситдикова, Л.Б. Роль информации в договоре на возмездное оказание аудиторских услуг / Л.Б. Ситдикова // Технологии управления социальным аудитом: сборник научных трудов / Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. – Уфа, БИСТ филиал АТиСО, 2007 . – 0.45 п.л.

67. Ситдикова, Л.Б. Договор на возмездное оказание оценочных услуг / Л.Б. Ситдикова // Совершенствование внутрифилиального менеджмента как фактор повышения качества и эффективности образования / Сборник научных статей региональной научно-практической конференции. – Улан-Удэ, БФ АТиСО, 2007. – 0.5 п.л.

68. Ситдикова, Л.Б. Предмет и субъекты обязательств в договоре на возмездное оказание консультационных услуг / Л.Б. Ситдикова // Проблемы права: вопросы теории и практики: сборник научных статей. – Улан-Удэ, БФ АТиСО, 2007. – 0.6 п.л.

69. Ситдикова, Л.Б. Реклама и ее место в договоре на возмездное оказание информационных услуг /Л.Б. Ситдикова // Современные вопросы экономики, учета и финансов: сборник научных статей. – Улан-Удэ, БФ АТиСО, 2007.- 0.6 п.л.

70. Ситдикова, Л.Б. Особенности договора на возмездное оказание правовых услуг / Л.Б. Ситдикова // Проблемы права: вопросы теории и практики: сборник научных статей. – Улан-Удэ, БФ АТиСО, 2007. – 0.9 п.л.

71. Ситдикова, Л.Б. Система источников правового регулирования отношений по возмездному оказанию услуг / Л.Б. Ситдикова // Совершенствование внутрифилиального менеджмента как фактор повышения качества и эффективности образования / Сборник научных статей региональной научно-практической конференции. – Улан-Удэ, БФ АТиСО, 2007. – 1.1 п.л.

72. Ситдикова, Л.Б. Информация и ее место в системе объектов гражданских прав / Л.Б. Ситдикова // Проблемы цивилистики: сборник статей. Выпуск 1. – М.: ПОЛТЕКС, 2007. – 0.5 п.л.

73. Ситдикова, Л.Б. Предмет договора на возмездное оказание правовых услуг / Л.Б. Ситдикова // Профсоюзы и местная власть / Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. – Москва – Уфа, БИСТ филиал АТиСО, 2006. – 0.6 п.л.

74. Ситдикова, Л.Б. Услуги связи в договоре на возмездное оказание информационных услуг / Л.Б. Ситдикова // Профсоюзы и местная власть/ Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. – Москва – Уфа, БИСТ филиал АТиСО, 2006. – 0.6 п.л.

75. Ситдикова, Л.Б. Договор на проведение маркетинговых исследований и его место в системе гражданско-правовых договоров / Л.Б. Ситдикова // Социальное партнерство в Республике Бурятия: опыт, проблемы и перспективы развития / Сборник научных трудов республиканской научно-практической конференции. – Улан-Удэ, БФ АТиСО, 2006. – 0.6 п.л.

76. Ситдикова, Л.Б. Информация как особый объект гражданских прав в договоре на возмездное оказание услуг / Л.Б. Ситдикова // Внутривузовская система управления качеством образования: сборник научных статей. – Уфа, РИО БИСТ, 2005. – 0.3 п.л.

77. Ситдикова, Л.Б. Маркетинг образовательных услуг, его роль в условиях рыночных отношений / Л.Б. Ситдикова // Студент как субъект образовательного процесса / Сборник научных трудов межрегиональной научно-практической конференции. – Краснодар, 2005. – 0.3 п.л.

78. Ситдикова, Л.Б. Механизм реализации норм гражданского законодательства в договоре на возмездное оказание образовательных услуг / Л.Б. Ситдикова // Внутривузовская система управления качеством образования: сборник научных статей. – Уфа, РИО БИСТ, 2005. – 0.6 п.л.

79. Ситдикова, Л.Б. Правовые услуги: проблемные аспекты / Л.Б. Ситдикова // Профсоюзы Бурятии: исторический опыт и практика борьбы производства за социально-трудовые права трудящихся: материалы научно-практической конференции. – Улан-Удэ, БФ АТиСО, 2005. – 0.3 п.л.

80. Ситдикова, Л.Б. Бытовой подряд как форма оказания бытовых услуг / Л.Б. Ситдикова, К.Г. Токарева // Актуальные проблемы юридической науки и практики: сб. научных статей. – Москва – Йошкар-Ола: МФ МОСУ, 2005. – 0.4 п.л.

81. Ситдикова, Л.Б. Проблемы деятельности вузов на современном этапе / Л.Б. Ситдикова // Актуальные проблемы российского права: сборник научных статей. – Краснодар, 2005. – 0.45 п.л.

82. Ситдикова, Л.Б. Договор в системе хозяйственных связей маркетинга / Л.Б. Ситдикова // Неоэкономика и стратегия развития российских регионов / Сборник научных статей межрегиональной конференции-семинара. – Киров: ВСЭИ, 2004. – 0.8 п.л.

83. Ситдикова, Л.Б. Проблемы источников правового регулирования услуг в информационной сфере / Л.Б. Ситдикова // Вестник Института экономики и права. – Казань: Изд-во «Таглимат», 2004. – Серия 2 «Право». Вып. 5. – 0.9 п.л.

84. Ситдикова, Л.Б. Договор на возмездное оказание услуг как самостоятельный тип договора в системе гражданско-правовых обязательств / Л.Б. Ситдикова // Наука и практика. Диалоги нового века / Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. – Набережные Челны, КамПИ, 2003. – 0.2п.л.

85. Ситдикова, Л.Б. Возмездное оказание образовательных услуг в условиях институциональных преобразований: проблемы деятельности НОУ / Л.Б. Ситдикова // Бизнес и власть в условиях институциональных преобразований / Сборник научных трудов региональной научно-практической конференции. – Казань: Изд-во «Таглимат», 2003. – 0.45 п.л.

86. Ситдикова, Л.Б. Пути развития законодательства об услугах / Л.Б. Ситдикова // Резервы повышения производительности труда в современных условиях/ Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. – Казань – Набережные Челны, 2003. – 0.2 п.л.

87. Ситдикова, Л.Б. Реализация права на образование в условиях современного российского рынка / Л.Б. Ситдикова // Актуальные проблемы образования на современном этапе / Сборник научных трудов Российской научно-практической конференции. – Москва – Казань – Бугульма, 2003. – 0.3 п.л.

88. Ситдикова, Л.Б. Договор на возмездное оказание аудиторских услуг / Л.Б. Ситдикова // Наука и практика. Диалоги нового века / Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции.– Набережные Челны, КамПИ, 2003. – 0.2 п.л.

89. Ситдикова, Л.Б. Правовое регулирование отношений на возмездное оказание юридических услуг / Л.Б. Ситдикова // Наука и практика. Диалоги нового века / Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. – Набережные Челны, КамПИ, 2003. – 0.2 п.л.

90. Ситдикова, Л.Б. Договоры на возмездное оказание услуг в самостоятельных отраслях права / Л.Б. Ситдикова // Развитие рыночных отношений в российском обществе в условиях формирования новой институционально-правовой среды: материалы итоговой научно-практической конференции. – Набережные Челны, ИЭУиП, 2002. – 0.25 п.л.

91. Ситдикова, Л.Б. Ответственность сторон в договоре на возмездное оказание услуг / Л.Б. Ситдикова // Развитие рыночных отношений в российском обществе в условиях формирования новой институционально-правовой среды: материалы итоговой научно-практической конференции. – Набережные Челны, ИЭУиП, 2002. – 0.3 п.л.

92. Ситдикова, Л.Б. Договоры на возмездное оказание услуг / Л.Б.Ситдикова // Специалист XXI века: актуальные проблемы экономического и правового образования: материалы научно-практической конференции. – Казань – Набережные Челны: Изд-во Института экономики, управления и права, 2001. – 0.3 п.л.

93. Ситдикова, Л.Б. Источники правового регулирования отношений по возмездному оказанию услуг / Л.Б. Ситдикова // Вестник Камской академии: сборник научных трудов. – Набережные Челны: Изд-во «Камская академия». – 2000. – № 2. – 0.3 п.л.

94. Ситдикова, Л.Б. Классификация договоров на возмездное оказание услуг / Л.Б. Ситдикова // Ученые записки Казанского университета. – Набережные Челны: Изд-во «Камский издательский дом», 2000. – № 2. – 0.2 п.л.

Общий объем опубликованных работ составляет более 120 п. л.

1  Петров А. И. Договор на возмездное оказание консультационных услуг: дис. … канд. юрид. наук. – Рязань, 2004.

2  Мородумов Р. Н. Договор на возмездное оказание информационных и консультационных услуг: дис. … канд. юрид. наук. – Волгоград, 2004.

3  Постановление Госстандарта РФ от 28.06.1993 г. № 163 «Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002–93» (позиция 090000) (в ред. от 28.03.2008 г.).

4  Федеральный закон РФ от 18.12.2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (в ред. от 24.07.2007 г.) // СЗ РФ. – 2006. – № 52 (ч. 1). – Ст. 5497; 2007. – № 31. – Ст. 3999.

5  Федеральный закон РФ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» // СЗ РФ. – 2006. – № 31 (ч. 1). – Ст. 3448.

6  Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 24.07.2007 г.) // ВСНД и ВС РФ. – 1992. – № 7. – Ст. 300; СЗ РФ. – 2007. – № 31. – Ст. 4008; ФЗ РФ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 21.07.2007 г.) // СЗ РФ. – 2006. – № 12. – Ст. 1232; 2007. – № 30. – Ст. 3807; ФЗ РФ от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (в ред. от 26.06.2007 г.) // СЗ РФ. – 1995. – № 1. – Ст. 2; 2007. – № 27. – Ст. 3213; ФЗ РФ от 29.12.1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (в ред. от 03.06.2005 г., с изм. от 18.12.2006 г.) // СЗ РФ. – 1995. – № 1. – Ст. 1; 2005. – № 23. – Ст. 2203; ФЗ РФ от 22.10.2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле» (в ред. от 04.12.2006 г.) // СЗ РФ. – 2004. – № 43. – Ст. 4169; 2006. – № 50. – Ст. 5280; ФЗ РФ от 30.12.2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях» (в ред. от 21.07.2005 г.) // СЗ РФ. – 2005. – № 1 (ч. 1). – Ст. 44; 2005. – № 30 (ч. 2). – Ст. 3121; Закон РСФСР от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 17.05.2007 г., с изм. от 24.07.2007 г.) // СЗ РФ. – 1996. – № 6 – Ст. 492; 2007. – № 22. – Ст. 2563; ФЗ РФ от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 24.07.2007 г.) // СЗ РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 1; 2007. – № 31. – Ст. 4016; ФЗ РФ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 03.11.2006 г.) // СЗ РФ. – 1996. – № 48. – Ст. 5369; 2006. – № 45. – Ст. 4635; Закон РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела» (в ред. от 17.05.2007 г.) // ВСНД и ВС РФ. – 1993. – № 2. – Ст. 56; СЗ РФ. – 2007. – № 22. – Ст. 2563; ФЗ РФ от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (в ред. от 29.12.2004 г.) // СЗ РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 18; 2005. – № 1 (ч. 1). – Ст. 25; ФЗ РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 22.08.2004 г.) // СЗ РФ. – 1997. – № 41. – Ст. 8220-8235; 2004. – № 35. – Ст. 3667.

7  Пункт 3.1.6 ГОСТ 7.73–96 // Постановление Госстандарта РФ от 13.02.1997 г. № 53 «Поиск и распространение информации. Термины и определения. ГОСТ 7.73–96». – М., 1997.

8  Постановление Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» // СЗ РФ. – 2007. – № 5. – Ст. 656; Необходимость получения лицензии частнопрактикующим врачам подтверждена постановлением Президиума ВАС РФ от 31.08.1999 г. № 422/99 (см.: Вестник ВАС РФ. – 1999. – № 2); Постановление Правительства РФ от 14.08.2002 г. № 600 «Об утверждении положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности» (в ред. от 26.01.2007 г.) // СЗ РФ. – 2002. – № 34. – Ст. 3295; 2007. – № 6. – Ст. 760; Постановление Правительства РФ от 18.10.2000 г. № 796 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности» (в ред. от 26.01.2007 г.) // СЗ РФ. – 2000. – № 43. – Ст. 4249; 2007. – № 6. – Ст. 760. и др.

9  Проект Федерального закона от 29.06.2005 г. № 191846-4 «О негосударственной (частной) сыскной деятельности в РФ» // Консультант плюс. Законопроекты.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правовое регулирование отношений в сфере образовательных услуг Введение

    Документ
    Цель образования состоит в том, чтобы развить таланты детей и взрослых для их собственной выгоды и для выгоды общества в целом. Это - крупномасштабные инвестиции в будущее.
  2. Российской Федерации " согласовано"

    Документ
    1.2. Квалификация выпускника – специалист по адаптивной физической культуре. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по адаптивной физической культуре по специальности 022500 Физическая
  3. Президенте Российской Федерации Кафедра правового обеспечения рыночной экономики учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    На кафедре преподается цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин для студентов Российской академии государственной службы при Президенте РФ, обучающихся по специальности 030500 – бакалавр юриспруденции, специализация гражданско-правовая.
  4. Московский институт экономики, менеджмента и права

    Документ
    Сущность пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений суда, вступивших в законную силу в гражданском судопроизводстве.
  5. Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года о состоянии закон

    Закон
    Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации". – М.: Совет Федерации, 2008.

Другие похожие документы..