Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они ст...полностью>>
'Документ'
Один из важнейших аспектов модернизации содержания математического образования – включение в школьные программы элементов статистики, комбинаторики и...полностью>>
'Конкурс'
В начальной школе 11 января прошел конкурс рефератов "М.В.Ломоносов - 300 лет со дня рождения" Победители конкурса рефератов:1.Цыганов Анто...полностью>>
'Закон'
Двинская судная грамота 1397 г. Общественный строй и государственно-политическое устройство Московского государства XV - первой половине XVI в....полностью>>

Педагогические условия организации самостоятельной работы студентов технического вуза по иностранному языку на основе личностно-ориентированного подхода 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УДК 378.147.88: 811.112.2 На правах рукописи

САРСЕМБАЕВА АРАЙЛЫ АЛИБЕКОВНА

Педагогические условия организации самостоятельной работы
студентов технического вуза по иностранному языку на основе
личностно-ориентированного подхода

13.00.08 – Теория и методика профессионального образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Республика Казахстан

Караганды, 2008

Работа выполнена в Восточно-Казахстанском государственном техническом университете им. Д.Серикбаева

Научный руководитель:

доктор педагогических наук,

профессор Каргин С.Т.

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук

Бурдина Е.И.

кандидат педагогических наук

Андасова Б.З.

Ведущая организация:

Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Защита состоится «___»_____________ 2008 года в ______ часов на заседании объединенного диссертационного совета ОД 14.50.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Карагандинском государственном университете им. Е.А.Букетова по адресу: 100028, г. Караганды, ул. Университетская, 28, главный корпус, поточная аудитория №1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова по адресу: 100028, г. Караганды, ул. Университетская, 28.

Автореферат разослан «___» _____________ 2008 года

Ученый секретарь

объединенного

диссертационного совета Минжанов Н.А.

Введение

Актуальность исследования. Демократизация общества, гуманизация общественного сознания, социальных взаимоотношений предполагают реальное утверждение человека как высшей ценности, главной цели общественного развития.

Отражением этих тенденций в педагогике стали идеи личностно-ориентированного подхода в образовании, предусматривающие изменение парадигмы педагогического мышления в сторону «субъект-субъектных отношений». В современных условиях личностно-ориентированный подход основывается на принципах гуманизма, который признает ценность человека как личности, его право на свободу, развитие и проявление всех способностей. Он лежит в основе современных представлений о личностно-ориентированном обучении, которое как система предполагает специфические цели (активизация и развитие личностных функций индивида); содержание (образовательный стандарт органически сочетается с личностным опытом обучаемого); личностные стратегии (индивидуальные методы и приемы познания); технологии, обеспечивающие востребованность личностных функций и личностного уровня саморегуляции индивида. Технологии личностного подхода обладают специфическими образовательными возможностями, обеспечивают усвоение опыта ценностного мироотношения, субъективную позицию обучаемого в учебном процессе, его личностное развитие. Внедрение личностно-ориентированного подхода к процессу обучения в высшей школе соответствует приоритетным задачам, отраженных в нормативных документах: Законе Республики Казахстан «Об образовании», Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, Концепции развития образования в Республике Казахстан до 2015 года.

В ряде педагогических исследований дается трактовка основных категорий личностно-ориентированного обучения, раскрываются его функции (Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.), механизмы образования личностного опыта, развития творческого потенциала обучаемых, психологические основы личностно-ориентированного обучения (Л.И. Анциферова, Л.Г. Вяткин, Н.А. Менчинская, И.С. Якиманская и др.).

В исследованиях Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Н.В. Ипполитовой, А.В. Усовой, П.И. Чернецовой, Д.И. Фельдштейна особое внимание уделяется проблемам развития личности в процессе обучения и воспитания.

В трудах В.А. Беликова, Е.В. Бондаревской, В.И. Загвязинского, К.М. Монахова, В.В. Серикова, Н.Ф. Талызиной, Г.Я. Шишмаренковой анализируется педагогический аспект личностно-ориентированного обучения.

Проблеме разработки и внедрения личностно-ориентированных технологий посвящены работы Д.А. Белухина, М.В. Кларина, Л.Г. Семушиной, М.А. Чошановой.

За немногим исключением названные исследования направлены на применение личностно-ориентированного подхода в средней общеобразовательной школе. Между тем на современном этапе не менее важное значение имеет разработка и применение личностно-ориентированного обучения в системе высшего образования. В этой связи следует отметить ряд работ казахстанских ученых, посвященных одному из немаловажных аспектов в контексте личностно-ориентированного обучения в условиях высшей школы – самостоятельной работе студентов: А.Т. Абдухаирова, Д.Н. Асанова, Н. Адельбаева, Ж.Е. Сарсекеева и др.

Для нашего исследования методологическое значение имеют труды ученых в области профессиональной подготовки студентов в вузе (Б.А. Абдыкаримов, А.Е. Абылкасымова, К.М. Арынгазин, А.А. Вербицкий, С.Т. Каргин, Б.Б. Косов, М.И. Махмутов, Б.К. Момынбаев, А.Я. Найн, Т.С. Садыков, А.П. Сейтешев, Ш.Т. Таубаева, А.Т. Фонотова, Л.А. Шкутина, Г.Г. Ханцева, Н.Д. Хмель), активизации вузовского обучения (Б.В. Бокуть, Г.Н. Неустроев, И.И. Халеева, И.Ф. Харламов), разработки технологий обучения в высшей школе (Г.З. Алибекова, В.Ф. Любичева, В.А. Трайнев, Н.Е. Щуркова, Ф.Я. Янушкевич), методики применения дидактических средств (Г.А. Гришенкова, О.В. Долженко, Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров).

Личностно-ориентированный подход к организации самостоятельной работы студентов, в том числе и по иностранному языку, особо востребован в условиях перехода высшей школы Республики Казахстан на кредитную систему обучения, который способствовал изменению восприятия студента не как объекта обучения, а как субъекта учебной деятельности, строящего индивидуальную образовательную траекторию. Данная образовательная траектория строится с учетом личностных способностей, потребностей и интересов студента. В условиях кредитной системы обучения к организации самостоятельной работы в вузе в условиях кредитной системы обучения предъявляются более жесткие требования, которые касаются ее нормирования, планирования, организации и контроля. Совершенствование содержания, форм и методов организации самостоятельной работы студентов диктуется и общемировыми тенденциями в области образования. Это осмысление необходимости непрерывного образования на протяжении всей жизни; потребность в самостоятельном овладении все увеличивающейся по объему и обновляющейся по содержанию новой информацией; гуманизация образования, создание таких образовательных систем, в которых признается самоценность и уникальность личности обучающегося, личности, открытой к восприятию нового опыта, стремящейся к самореализации, способной совершать осознанный и ответственный выбор. Особым образом это проявляется в процессе обучения иностранным языкам в техническом вузе. Однако, несмотря на серьезное внимание к гуманитарной подготовке инженеров, в современной высшей школе развитию личностных и творческих качеств будущих специалистов уделяется недостаточное внимание. К сожалению, в подготовке будущих инженеров в вузе по-прежнему превалирует традиционный тип образования с ориентацией на знание.

Анализ исследований и практической деятельности технических вузов выявил противоречия между социальным заказом общества, требующим специалистов-профессионалов со знанием иностранного языка, и реальным состоянием этого вопроса в теории профессионального образования и практике технических вузов; между требованием развития самостоятельно и творчески мыслящей личностью и отсутствием зачастую необходимых педагогических условий организации самостоятельной работы студентов, в том числе в сфере изучения иностранных языков; между многообразием методов овладения иностранным языком студентами технического вуза и отсутствием обоснования оптимального выбора одного из методов или сочетания взаимодополняющих методов обучения личностно-ориентированной направленности.

Все вышеизложенное направляет наш исследовательский поиск на решение проблемы включения личностно-ориентированного подхода в организацию самостоятельной работы студентов по иностранному языку как необходимого требования в современных условиях обучения в техническом вузе, что и обусловило выбор темы исследования: «Педагогические условия организации самостоятельной работы студентов технического вуза по иностранному языку на основе личностно-ориентированного подхода».

Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка системы педагогических условий организации самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов по иностранному языку в техническом вузе, основанной на использовании личностно-ориентированного подхода.

Объект исследования: процесс иноязычного образования студентов в техническом вузе.

Предмет исследования: личностно–ориентированный подход к организации самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов по иностранному языку в техническом вузе.

Гипотеза исследования заключается в следующем: если организация самостоятельной (внеаудиторной) работы по иностранному языку студентов технического вуза с учетом личностно-ориентированного подхода будет осуществляться на основе разработанной нами системы педагогических условий, то повысится эффективность иноязычного образования студентов в целом, так как студенты будут вовлечены в деятельность, направленную на формирование у них знаний, умений, навыков и опыта самостоятельной работы по иностранному языку.

Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы, были сформулированы задачи исследования:

1. Уточнить сущность понятия «личностно-ориентированное обучение» в контексте иноязычного образования студентов технического вуза.

2. Выявить возможности технического вуза в организации самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов по иностранному языку на основе личностно-ориентированного похода.

3. Разработать систему педагогических условий организации самостоятельной (внеаудиторной) работы по иностранному языку студентов технического вуза с учетом требований и положений личностно-ориентированного обучения.

4. Экспериментально проверить эффективность системы педагогических условий организации самостоятельной (внеаудиторной) работы по иностранному языку студентов технического вуза с учетом требований и положений личностно-ориентированного обучения.

Ведущая идея исследования: вхождение современного общества в мировое пространство обусловлено качеством иноязычного образования будущих специалистов, которое во многом зависит от уровня сформированности их учебных стратегий самостоятельного изучения иностранных языков.

Методологической основой исследования являются теория деятельности, теория познания, теория профессионального образования, теория целостного педагогического процесса; теория речевой деятельности, теория иноязычного образования, а также теоретические разработки в области личностно-ориентированного подхода в образовании и личностно-ориентированного обучения.

Источники исследования: труды философов, педагогов, психологов, лингвистов по исследуемой проблеме, официальные материалы и нормативные документы, регламентирующие учебно-воспитательный процесс технических вузов: Лиссабонская Конвенция «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» (1997), Болонская декларация «О Европейском регионе Высшего образования» (1999), Конституция Республики Казахстан, Законы Республики Казахстан «О языках», «Об образовании», «О высшем образовании», Концепция образования Республики Казахстан до 2015 года, Концепция гуманитарного образования в Республике Казахстан, Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, Концепция развития иноязычного образования Республики Казахстан (2004), Государственные общеобязательные стандарты высшего профессионального образования Республики Казахстан (2004), «Правила кредитной системы обучения, реализуемой в режиме эксперимента» (2005), а также передовой педагогический опыт и практическая деятельность автора в качестве преподавателя кафедры иностранных языков в техническом вузе.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научной и научно-методической литературы; анализ учебной документации высшей школы; изучение и обобщение педагогического опыта обучения иностранным языкам студентов в высших учебных заведениях; моделирование; педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование; методы математической обработки данных, а также самоанализ опыта работы автора в качестве преподавателя иностранного языка в вузе.

Этапы исследования: исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1998-2000 гг.) – поисково-творческий, связан с постановкой проблемы исследования, на котором изучались степень и уровень разработанности проблемы, осуществлялся анализ литературы, определялись методологические предпосылки, цели, задачи научного поиска, формулировалась гипотеза, разрабатывалась программа и методика исследования.

На данном этапе составлен план экспериментальной работы, организовано проведение констатирующего эксперимента, была обоснована необходимость использования личностно-ориентированного подхода в организации самостоятельной работы по иностранному языку студентов технического вуза в условиях кредитной системы обучения (на примере немецкого языка) и разработана система соответствующих педагогических условий, проводилась ее апробация на семинарах кафедры, научно-методических конференциях.

Второй этап (2000-2006 гг.) – опытно-экспериментальный: проведение формирующего эксперимента с целью внедрения системы педагогических условий организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку на основе личностно-ориентированного подхода, которое осуществлялась во время учебного процесса в Восточно-Казахстанском государственном техническом университете им. Д.Серикбаева (ВКГТУ), проверялась справедливость выдвинутой гипотезы, подводились промежуточные итоги эксперимента. Разрабатывалась шкала измерения уровня сформированности иноязычных речевых умений и навыков, полученных в условиях самостоятельной работы над языковым материалом.

Опытно-экспериментальная работа проводилась с целью проверки эффективности, и обоснования необходимости внесения соответствующих изменений в реальный процесс вузовской подготовки студентов.

Третий этап (2006–2007гг.) – обобщающий: изучались результаты исследования, осуществлялась обработка экспериментальных материалов, определялась эффективность системы педагогических условий организации самостоятельной работы по иностранному языку студентов технического вуза, основанной на личностно-ориентированном подходе, проводились контрольные срезы знаний. В ходе данного этапа была проведена систематизация результатов исследования и их интерпретация, сформулированы основные выводы и рекомендации, нашедшие воплощение в диссертационном оформлении работы.

База исследования: Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д.Серикбаева. В эксперименте приняли участие студенты первого и второго курсов архитектурно-строительного факультета и факультета экономики и менеджмента, из числа которых были сформированы экспериментальная и контрольная группы. Всего в процессе исследования участвовали 208 человек.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что:

  • уточнено понятие «личностно-ориентированное обучение» в контексте иноязычного образования студентов технических вузов;

  • выявлены возможности технического вуза в вопросах организации самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов по иностранному языку, основанной на личностно-ориентированном подходе;

  • дана характеристика процесса личностно-ориентированного обучения и его состояния в высшей школе в современных условиях, выделены принципы, которые призваны реализовать основные положения личностно-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе;

  • определены педагогические условия организации в техническом вузе самостоятельной работы студентов по иностранному языку на основе личностно-ориентированного подхода;

  • разработана теоретическая модель организации самостоятельной работы по иностранному языку студентов технического вуза на основе личностно-ориентированного подхода.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

  • разработана методика реализации системы педагогических условий организации в техническом вузе самостоятельной работы студентов по иностранному языку на основе личностно-ориентированного подхода;

  • издано учебное пособие “Lesen Sie mal” по развитию у студентов технического вуза навыков чтения аутентичных текстов культуроведческого и страноведческого характера в условиях самостоятельной работы;

  • разработано электронное учебное пособие “Lesen Sie mal” для самостоятельной работы студентов по иностранному (немецкому) языку;

  • издан УМК по дисциплине «Иностранный (немецкий) язык»;

  • составлен теоретический курс лекций «Практическая грамматика немецкого языка» для самостоятельного изучения студентами технических вузов.

Предложенная система педагогических условий организации самостоятельной работы по иностранному языку студентов технического вуза на основе личностно-ориентированного подхода, получившая экспериментальное обоснование, позволяет повысить качество языковых знаний и формируемых умений и навыков организации самостоятельной работы студентов над языковым материалом в целях дальнейшего самообразования и саморазвития.

Полученные результаты исследования используются в практической деятельности преподавателей иностранных языков в ВКГТУ им. Д.Серикбаева.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Сущность понятия «личностно-ориентированное обучение», уточненное в контексте самостоятельной работы студентов по иностранному языку, под которым понимается построение самостоятельной работы по иностранному языку, обладающее специфическими целевыми, содержательными и процессуальными характеристиками и направленное на самореализацию обучающимися через изучение иностранного языка;

2. Возможности технического вуза в вопросах организации самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов по иностранному языку на основе личностно-ориентированного похода, связанные, прежде всего, с его особенностями, выявленными в рамках реализации принципа деятельностной основы обучения, личностного подхода; принципа обучения иностранному языку с ориентацией на развитие вторичной языковой личности; принципов ситуативности, моделирования, личностного общения и профессиональной направленности;

3. Система педагогических условий организации самостоятельной (внеаудиторной) работы по иностранному языку студентов технического вуза, включающая: 1) выявление основных принципов личностно-ориентированного обучения, к каковым относятся; 2) разработку теоретической модели организации в техническом вузе СРС по ИЯ на основе личностно-ориентированного обучения; 3) методику реализации данной модели в практике технического вуза.

4. Результаты опытно-педагогической работы по реализации личностно-ориентированного подхода в организации самостоятельной работы по иностранному языку студентов технического вуза, свидетельствующие о развитии элементов самостоятельности, самоуправления, самоконтроля; эффективности дидактического обеспечения самостоятельной учебной деятельности студентов с учетом их индивидуальных особенностей, склонностей и способностей, направленного на формирование потребности студентов в своем профессиональном самоопределении, на проявление их собственной активности в достижении высокого уровня знаний по иностранному языку.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечиваются проведением исследования с опорой на современные достижения психологической и педагогической наук; применением совокупности методов, адекватных предмету и задачам исследования; репрезентативностью полученных экспериментальных данных; повторяемостью эксперимента, его осуществлением на сравнительной основе; разнообразными формами апробации; 9-летней работой автора диссертационного исследования в качестве преподавателя иностранного языка на различных факультетах Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д.Серикбаева.

Апробация основных положений и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы и докладывались на международных (Оскемен 2001-2008, Алматы 2007), республиканских (Оскемен 2002, Алматы 2004, Караганды 2007), региональных (Оскемен 2004, 2005) научно-практических и учебно-методических конференциях, научно-методических семинарах; опубликованы в журналах «Вестник КарГУ» (Караганды 2006); «Білім-Образование» (Алматы 2006); «Ұлт тағылымы» (Алматы 2006) и внедрены в практику работы кафедры иностранных языков Восточно-Казахстанского государственного технического университета.

Цель и задачи исследования определяют структуру работы, которая состоит из введения, двух глав и выводов, списка использованных источников и приложений.

Во введении обосновываются актуальность и выбор темы исследования, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель, гипотеза, задачи, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, излагаются методы исследования и научная обоснованность и достоверность результатов, выделяются положения, выносимые на защиту.

В первом разделе «Теоретические основы организации самостоятельной работы студентов технического вуза по иностранному языку в контексте личностно-ориентированного подхода» даны определения понятиям «личностно-ориентированное обучение» и «личностно-ориентированный подход»; рассмотрены теоретические основы внедрения личностно-ориентированного обучения в систему обучения иностранному языку в условиях технического вуза; проанализированы государственные стандарты образования, типовые программы и учебные планы, используемые в казахстанских неязыковых вузах при обучении иностранному языку, описана система педагогических условий организации самостоятельной работы по иностранному языку студентов технического вуза в условиях личностно-ориентированного обучения.

Во втором разделе «Опытно-педагогическая работа по реализации личностно-ориентированного подхода в организации самостоятельной работы студентов технического вуза по иностранному языку» изложена методика организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку в техническом вузе на основе личностно-ориентированного подхода описаны этапы экспериментальной работы и приведены результаты опытно-педагогической работы по реализации личностно-ориентированного подхода в организации самостоятельной работы студентов технического вуза по иностранному языку.

В заключении в обобщенном виде изложены основные результаты проведенного исследования, подтверждающие выдвинутую гипотезу, сформулированы выводы и рекомендации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Современные образовательные стратегии высшей школы: полипарадигмальный подход 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится «30» сентября 2011 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета ДМ 210.007.03 в ФГОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 350072 г.
  2. Социально-педагогические условия повышения качества вузовского педагогического образования (на примере подготовки социальных педагогов) 13. 00. 08-теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет им.
  3. Управление стратегическим развитием региональной системы профессионального образования в условиях социально-экономических преобразований (на примере Республики Саха (Якутия) 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится «24» июня 2010 года в часов на заседании диссертационного совета Д 212.302.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата педагогических наук при ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический
  4. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  5. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: методология, теория, практика 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится 25 июня 2008 г. в 10-00 ч. на заседании диссертационного совета Д 212. 298. 11 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук при ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» по адресу: 454080, г.

Другие похожие документы..