Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Звіт про роботу НПУ імені М. П. Драгоманова за 2006/2007 навчальний рік / Укл. Г.М.Бойко, Т.А.Жижко, І.І.Загарницька, Л.Л.Макаренко, Ю.Л.Маленовський...полностью>>
'Документ'
В советское время люди иногда давали своим детям придуманные имена, которые каким-то образом имели отношение к политической ситуации в стране. Наприм...полностью>>
'Документ'
рыба, курица, мясные блюда гарнир: рис, картофель, макаронные изделия десерты и фрукты по сезону Питьевая вода в течение всего дня неограниченно....полностью>>
'Документ'
Обломов. Часть 1На Гороховой улице в одном из больших домов живет Илья Ильич Обломов. «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста,...полностью>>

Российская Федерация управление образования тамбовской области кадетская общеобразовательная школа-интернат

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Российская Федерация

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Тамбовской области

КАДЕТСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

«Тамбовский кадетский корпус имени Л.С. Дёмина»

Система работы учителей русского языка и литературы по патриотическому воспитанию кадетов

Авторы: Макаров В.А. – зам. директора по УВР

Рыжиков А.Н. – учитель истории

Поручикова Н.В. – учитель русского языка и литературы

Жиляева В.О. – учитель русского языка и литературы

Селезнева М.А. – учитель русского языка и литературы

Пашенцева М.В. – учитель русского языка и литературы

Тамбов – 2004

Цели и задачи методических рекомендаций по литературе

  1. Повышенное внимание к осмыслению сущности и содержания ге­роико-патриотического воспитания учащихся в ходе учебной и вне­классной работы на уроках литературы.

  2. Изучение произведений отечественных писателей актуально в соци­ально-историческом плане, поскольку предусматривает в качестве не­обходимого элемента анализ творческого наследия российских писате­лей и их вклад в развитие культуры на различных исторических этапах.

  3. Как социальный феномен русская литература охватывает прошлое, на­стоящее и направлена в будущее. Исходя из этого, возникает острая потребность не только в анализе прежних произведений в области ге­роико-патриотического воспитания, но и в обосновании важности этой составляющей для воспитания у современной молодежи любви к Ро­дине, повышения их общей культуры.

  4. Актуальность этой работы обусловлена необходимостью нравствен­ного, эстетического воспитания молодежи, преодоления негативных последствий современного общества, а также в связи с усилением пат­риотического воспитания, проводимого в рамках реализации Государ­ственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».

План

Введение

  1. Патриотическое, гражданское и нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения в 7 – 8 классах.

  2. Вопросы патриотического воспитания на уроках внеклассного чтения в 9 классе.

  3. Размышления о России в прозе и поэзии первой половины XX века (11 класс, фрагменты уроков).

  4. Поэзия периода Великой Отечественной войны (11 класс).

Введение

Культура многолика. Неисчерпаем духовный потенциал отечественных культурных ценностей, и все они через литературу, музыку, живопись, архи­тектуру укрепляют любовь воина к Отечеству, питают душу армии. Дости­жения мировой и отечественной культуры, российская духовность, в свою очередь, находили в лице российской армии надежную защиту от любых по­сягательств недругов России и разрушителей духовных ценностей.

Если обратиться к художественной культуре, то и здесь вклад россий­ских офицеров неоспорим. Человек в военном мундире во все времена стоял в первых рядах российских писателей, художников, композиторов, деятелей театра и кино.

Солидное представительство военная среда имела в художественной литературе, которая позволяла офицеру не только продемонстрировать свой культурный уровень, но и, прежде всего – глубину проникновения в жизнь народа, постижение его интересов и заботу о судьбах нации.

Наивысший расцвет отечественная художественная литература полу­чает в XVIII – XIX веках. В числе русских литераторов этого периода каж­дый третий был военнослужащим или выходцем из военного сословия. Среди писателей и публицистов XVIII века выделяются произведения осно­воположника русского классицизма в жанре стихотворной сатиры А.Д. Кан­темира, представителей офицерского корпуса В.К. Тредиаковского и А.П. Сумарокова.

Выдающееся место в литературе второй половины XVIII века занимает Г.Р. Державин. Солдат Преображенского полка, капитан-поручик гвардии, Тамбовский губернатор, затем государственный казначей и министр. Но наи­большую известность Державин получил как поэт. Целый ряд державинских од можно назвать военными. Таковы его стихи «На взятие Измаила», «На пе­реход Альпийских гор».

Художественная литература XIX века, начало которого связано с Оте­чественной войной 1812 года, была еще более богато и ярко представлена офи­церами-поэтами и писателями. В историю литературы как «поэт-гусар» во­шел герой войны генерал-лейтенант Д.В. Давыдов. Гордость за Отчизну и бесстрашие воина звучат в строках многих его стихотворений.

После победы в войне 1812 года передовые русские офицеры высту­пили против царского самодержавия как сторонники преобразований в Рос­сии. Неоценимый вклад в дело развития просветительства и литературы вне­сли офицеры-декабристы прапорщик К.Ф. Рылеев, подпоручик А.И. Одоев­ский, генерал от кавалерии В.Ф. Раевский, капитан-лейтенант Н.А. Бестужев, подпоручик Ф.Н. Глинка. Вопросы чести, преданности Отечеству были важ­нейшими для этих офицеров-патриотов. Патриотический дух декабристов унаследовал офицер Московского гусарского полка А.С. Грибоедов.

Сегодня каждый культурный человек знает, что такое «словарь Даля», но не все осведомлены о том, что писатель, лингвист, фольклорист, этнограф, естествоиспытатель, врач В.И. Даль начал службу в морском кадетском кор­пусе мичманом, а в 1826 году в чине лейтенанта подал в отставку. Бесцен­ным вкладом Даля стало издание сборников, рассказов «Солдатские досуги», «Матросские досуги» и «Толкового словаря живого великорусского языка», в которых дается содержание организации культурного отдыха в армейской среде. Определенную лепту в развитие русской письменности внес адмирал А.С. Шишков. В начале XIX века А. Шишков активно сотрудничает в раз­личных периодических изданиях. Мимо внимания адмирала не прошли про­блемы, связанные с дальнейшей судьбой русского языка. В 1803 году появ­ляется в печати его знаменитое «Рассуждение о старом и новом слоге рос­сийского языка». В этом произведении Шишков выступил против заимство­вания в иностранном языке, отстаивал национальное своеобразие русской культуры. Он призывал изучать язык народа, бороться с вычурностью, ма­нерностью, пристрастием к иностранным словам и выражениям, портящим русскую стилистику. Герой 1812 года – автор «Рассуждения о любви к Оте­честву».

Огромное значение для отечественной литературы имеет творчество поручика лейб-гвардии гусарского полка М.Ю. Лермонтова.

Середина XIX века выдвинула новую плеяду писателей-офицеров, ко­торую открывает поручик артиллерии Л.Н. Толстой. Его произведения «Се­вастопольские рассказы», «Кавказский пленник», «Хаджи-Мурат», «Два гу­сара», «Декабристы», «Война и мир» отразили дух русской армии и ее офи­церского корпуса в годину испытаний.

В эти же годы расцветает творчество тончайшего лирика А.А. Фета, недавнего унтер-офицера кирасирского полка.

Писательские традиции были продолжены литераторами-офицерами, поэтами К.К. Случевским, С.Я. Надсоном, писателями В.В. Крестовским, К.М. Станюковичем, В.М. Гаршиным, А.И. Куприным. Творчество капитана Куприна связано с идеями критического реализма. В своих произведениях «Юнкера», «Поединок», «Молох» он поднял морально-нравственные про­блемы царской армии.

Российским военным XX века выпала нелегкая судьба. На их долю пришлось немало испытаний. Но, как и прежде, в армейской среде появились новые талантливые поэты и писатели. В своих произведениях они отражали сложность и важность тяжелой военной службы. На собственном опыте, ис­пытали ее горечь, лишения и романтизм. Талантливо написаны «Костер», «Огненный столб» капитаном Н. Гумилевым, «Братья Карамазовы» инеже­нером-поручиком Ф.М. Достоевским, «Хождение по мукам» майором А.Н. Толстым, «Севастопольская страда» прапорщиком Литовского полка С.Н. Сергеевым-Ценским, «Возвращенная молодость» прапорщиком М.М. Зо­щенко, «Первая конная» В.В. Вишневским, «Судьба человека» капитаном М.А. Шолоховым, «Чапаев» комиссаром 25-й стрелковой дивизии Д.А. Фур­мановым, «Живые и мертвые» полковником К.М. Симоновым, «Дело, кото­рому ты служишь» подполковником Ю.П. Германом, «Звезда» капитаном Э.Г. Казакевичем, «Василий Теркин» капитаном А.Т. Твардовским, «Честь смолоду» капитаном 1-го ранга А.А. Первенцевым, «Война» полковником И.Ф. Стаднюком, «Порт-Артур» подполковником А.Н. Степановым, «Горя­чий снег» полковником Ю.В. Бондаревым, «Полководец» полковником В.В. Карповым, «Крейсера», «Моонзунд», «Пером и шпагой» капитаном 2-го ранга В.С. Пикулем.

1. Патриотическое, гражданское и нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения в 7 – 8 классах

В процессе литературного образования в кадетской школе-интернате много ценного и полезного привнесли новые программы и учебники, в част­ности, В.Я. Коровиной, Курдюмовой и др., предоставившие учителю литера­туры свободу творческого поиска. Ориентация на военную профессию заста­вила рассмотреть программу внеклассного чтения в 7 – 8 классах под углом воспитания патриотических начал, гражданских качеств и нравственных норм кадетов. Чтобы найти оптимальные средства воздействия на ребят, ме­тодическое объединение филологии выработало систему в изучении произ­ведений писателей XX века, включая как живущих в советское время, так и современных. В 7 – 8 классах таких уроков проводится в течение учебного года пять. Вся программа рассчитана на 5 лет (до выпуска из школы).

7 класс

  1. В.П. Катаев. «Сын полка».

Эта книга рекомендуется поступившим кадетам для прочтения летом.

Судьба мальчика-сироты, который в условиях военного лихолетья го­тов бороться с фашистами, захватывает ребят. Они удивляются его поступ­кам, одобряют его желание остаться в полку. Трагедия ребенка усиливает патриотический порыв бойцов, вызывает у юных читателей восхищение Ва­ней Солнцевым, ставшим впоследствии суворовцем.

Книга учит ребят любить Родину, готовить себя к защите ее, быть сме­лым и находчивым в экстремальной ситуации. Заканчивается обычно чтение книги читательской конференцией. (I четверть).

Вопросы для обсуждения

  1. Когда была написана книга В.П. Катаева? Основное содержание ее. Тема.

  2. Почему Ваня Солнцев оказался в брошенном окопе?

  3. Как ведет себя Ваня у разведчиков? Почему?

  4. Что мешает капитану Енакиеву оставить мальчика у разведчиков?

  5. Два побега Вани от лучшего разведчика Биденко. Какие качества маль­чика здесь проявились?

  6. Как воспринял Ваня рассказ юного кавалериста?

  7. Встреча с капитаном Енакиевым. Как она изменила жизнь Вани?

  8. Судьба капитана Енакиева.

  9. Какие события войны, по-вашему, отражены в книге?

  10. Почему Ваня поступает в Суворовское училище, хотя ранее проти­вился этому?

  11. История Тамбовского Суворовского училища.

  1. М.А. Шолохов. «Судьба человека». (II четверть).

Сюжет рассказа прост и понятен детям. Военная стихия, сломавшая судьбу простого русского человека, рассматривается по эпизодам: прощание с семьей, ранение при выполнении опасного задания, плен. Отдельно рас­сматривается поведение Андрея Соколова в церкви. Особое внимание уделя­ется годам пребывания в Германии, в различных ситуациях рассматривается личность героя: попытка побега, терпение и выносливость, когда «били за то, чтоб когда-нибудь убить», достоинство и характер в стычке с фашистским командиром, побег с прихваченным фрицем, личная драма Андрея, связанная с потерей семьи, единственного сына и встречей с Ванюшкой.

Ребята легко определяют основной лейтмотив рассказа: вера в будущее спасенной от фашизма планеты.

Некоторые эпизоды рассматриваются и сравниваются с фильмом С. Бондарчука, фрагменты которого демонстрируются в классе. Ребята пишут изложение по отрывку из рассказа М.А. Шолохова «Отец и сын».

Логическим продолжением данного разговора является знакомство с рассказом А.Н. Толстого.

  1. А.Н. Толстой. «Русский характер». (III четверть).

Чтобы подчеркнуть национальные особенности русского человека в годы войны ребятам представляется история Егора Дремова. Ничего особен­ного не совершивший, служивший, как все, он изувечен в бою до неузнавае­мости. Главное – остался жив! Но когда родные мать и отец не узнают в нем своего сына, дрогнуло сердце солдата, побоялся он их напугать своим видом и уезжает из дома. Ребята пытаются оправдать поведение героя и в ходе об­суждения все же приходят к выводу, что он не прав по отношению к родите­лям, к любимой девушке. Не все прощается тем, кто, будучи самым знамени­тым и отважным, обижает родителей. Кадеты находят ответ, почему русский характер обязывает поступать по совести и соответственно чувствам.

Вопросы для обсуждения

    1. Почему так называется рассказ?

    2. Объясните поведение Егора Дремова: а) с бойцами-танкистами; б) с родителями; в) с Катей.

    3. Чему учит рассказ?

    4. Какие качества человека особо выделяет автор? Почему?

  1. В. Каверин. «Два капитана». (III, IV четверти).

Вся работа по книге ведется в два этапа: детство Сани Григорьева; юность и мужание капитана Григорьева.

Материал не простой. Книга читается трудно, но ее обсуждение прино­сит свои результаты.

Детство мальчика, необычная его судьба связаны с его немотой и не­ожиданным выздоровлением и жизнью в детдоме.

Семья Татарниковых, друзья и враги мальчика, его крепкая дружба с Петькой, а затем с Таней, чистая и святая дружба, скрепленная девизом: «Бо­роться и искать, найти и не сдаваться». Это вызывает восторг у ребят, спо­собствует их мужанию, воспитанию своего характера.

В конце года рассматривается II часть книги, где Саня Григорьев один на один со своею судьбой, верой, поиском. Любовь к Тане и верность друг другу показательны для мальчиков-кадетов. Обычно проводятся беседы по отдельным главам прочитанного, а в заключение – диспут «Всегда ли прав Саня Григорьев в поисках правды?»

Вопросы для диспута:

  1. Трудное детство героев, причины этого.

  2. Жизнь в детском доме. Встреча с Катей.

  3. Друзья и враги.

  4. История капитана Татарникова.

  5. Клятва друзей, верность ей.

  6. Испытание любовью.

  7. Почему произведение названо «Два капитана»?

  8. Легко ли искать правду?

  1. Анатолий Алексин. «Сигнальщики и горнисты».

«Быть взрослым – это не только права, но и обязанности».

А. Алексин

Быть человеком – вот главное, что преследует наша система воспита­ния.

Повесть А. Алексина рассказывает о нравственном становлении подро­стка. Главного героя – Петю – окружают разные люди: и близкие ему по складу характера, мыслям, чувствам, и совершенно чужие по взглядам на жизнь. Именно так и бывает в жизни. Но у мальчика замечательная мама, ко­торую некоторые с уважением называют «Бюро добрых услуг», хотя рядом живущий сосед Гнедков учит другому: «Не расшибайтесь!»

Современному молодому человеку трудно сделать свой выбор, и на помощь матери, мудрой и желанной, приходит воспоминание о ее ровесни­ках, ушедших на фронты прямо со школьной скамьи. По ее словам, это были будущие Лобачевские, Амундсены, Пржевальские. Они были все разные, но в чем-то очень одинаковые: в святом чувстве любви к Родине и народу, кото­рое они впитали в себя с молоком матери, в готовности прийти в трудную минуту на помощь тем, кто в ней нуждается, в отваге, смелости, решительно­сти, дерзновении, целеустремленности.

Это повесть о молодом поколении, которое достойно идет им на смену. Среди них и герой повести Пети, и те мальчики, которые учатся сегодня в кадетской школе.

Заканчивается обсуждение повести рекомендацией поисковой работы участников Великой Отечественной войны, живущих в семье, в доме, на улице, в городе.

Вопросы к беседе

  1. Как вы поняли смысл названия повести?

  2. Какова мораль людей типа Гнедкова? Его «изречения»? Согласны ли вы с ними?

  3. Говорят, «яблоко от яблони недалеко падает». Согласны ли вы с этим? А как считает автор повести?

  4. Докажите, что Валька Гнедков растет таким же, как его отец?

  5. Почему Петю прозвали Горнистом и Сигнальщиком? Какие по­ступки подростка вызывают людское уважение?

  6. Какой вы увидели молодежь военных лет? Расскажите о моральном об­лике этого поколения?

  7. Таким ли растет ваше поколение, идущее военному на смену? Дока­жите это.

  8. Чему учит повесть?

  9. Что вы узнали об участниках Великой Отечественной войны от ва­ших родственников?

Особенно это актуально в год 60-летия Победы.

К 9 мая каждого года кадеты пишут сочинения на темы: «Военная био­графия моей семьи», «Внуки и правнуки о дедах», «Герои живут рядом» и т.д.

8 класс

  1. А.И. Куприн. «Кадеты».

Наше учебное заведение, где учащиеся именуются кадетами, невольно возвращает нас в историю, когда в России существовали кадетские корпуса, ковавшие военные кадры для государства. А.И. Куприн в 1900 году пишет повесть «Кадеты», в которой показывает жизнь воспитанников тех лет, когда он учился сам. Повесть во многом автобиографична. Познакомившись с жиз­нью младших кадетов, в перспективе можно познакомиться со второй частью дилогии – «Юнкера». В 11 классах можно более легко понять повесть «По­единок», довольно сложную для понимания современными учащимися.

Прошло более 100 лет. Наш кадетский корпус воспитывает достойных защитников Родины, потому что здесь созданы отличные условия для духов­ного и физического роста ребят. Классы, оснащенные по последним требова­ниям: спортивный зал, общежитие, столовая. Сравнивая условия жизни каде­тов давних лет и свои, ребята с чувством долга и ответственности относятся к школе, к преподавателям, начальникам курсов и командирам, в которых ви­дят своих наставников, друзей, товарищей-старшеклассников. Это является важным воспитательным средством в жизни младших кадетов.

  1. В. Карпов. «Двое в песках».

Эта повесть рассказывает о наших современниках, солдатах срочной службы. Во время учений в районе пустыни были случайно «забыты» двое солдат-регулировщиков. Оказавшись в экстремальной ситуации, эти парни выжили, вернулись в часть и, главное, они сумели понять друг друга. Рос­лый, красивый и сильный, имеющий немалые победы в спорте, Игорь чуть было не погиб сам и не погубил своего ровесника.

Василий, родившийся в деревне, рано познал трудности, и здесь, в пус­тыне, он сумел сорганизоваться и помочь преодолеть все испытания стихии. Проблемы нашей Российской армии, чести и достоинства рядовых солдат и ответственности командиров за их судьбы подняты автором. Рекомендуется провести диспут или конференцию, не исключено обычное обсуждение про­блем по всему произведению или по эпизоду. Воспитывает у мальчиков вер­ность слову и делу, честь и достоинство, умение выбирать друзей и дружить, чувство ответственности за порученное дело.

Вопросы для обсуждения

  1. Как оказались юноши-солдаты в экстремальной ситуации?

  2. Что вы узнали о юношах из повести?

  3. Как Василий настоял на своем решении идти в нужном направле­нии?

  4. Почему Игорь не хотел соглашаться с ним?

  5. Какие средства воздействия на Игоря использовал Василий?

  6. Кто же оказался сильнее? Почему?

  7. Как этот случай сблизил ребят?

  8. Ваше отношение к юношам.

  9. Какое мнение сложилось у вас об армии?

  10. Почему такое стало возможным?

  1. В. Быков. «Альпийская баллада».

В. Быков во многих своих произведениях рассказывает о войне, о под­виге солдат, о физических испытаниях и нравственном выборе защитников от фашизма. «Альпийская баллада» повествует о неординарном случае в годы войны. Двоим пленным, русскому и итальянке, удалось бежать из плена. В горах их нагоняют фашисты, и полюбивший за дни скитаний в горах прекрасную итальянку, Иван Терешка из далекой русской деревни, дает своей избраннице шанс на спасение ценой своей жизни. Джулия спаслась, родила у себя на Родине сына и теперь разыскивает родственников отца сво­его сына.

Автор ставит ребят перед проблемой, что жизнь на земле – самое глав­ное, что в человеческом счастье не существует национальности, не сущест­вует никаких препятствий, если людей объединяет любовь.

Произведение учит кадетов любви к Родине, к женщине, чистым чело­веческим отношениям и вызывает протест против войны на земле.

Обсуждаются эпизоды: Иван и Джулия преодолевают трудный путь в горах; с немцами; письмо Джулии в Рязанскую деревню.

Вопросы к беседе

  1. Какие события Великой Отечественной войны нашли отражение в по­вести В. Быкова?

  2. Как в повести изображена война?

  3. В какой момент жизни изображает В. Быков своего героя?

  4. Как ведет себя Иван Терешка в постоянно меняющихся и непредвиден­ных обстоятельствах?

  5. Что явилось главным жизненным испытанием для Ивана, «самой страшной минутой»?

  6. Почему Джулия назвала Ивана Терешку «человеком истинно рус­ским по доброте и достойным восхищения по своему мужеству»?

  7. Почему повесть названа балладой?

  1. Б. Васильев. Романы «А зори здесь тихие…» (1970), «В списках не значился» (1974), «Завтра была война» (1984).

Б. Васильев – участник Великой Отечественной войны, поэтому рас­сказывает о ней очень правдиво, горько переживая те события еще и еще раз. Он заставляет нас поверить в ту непоколебимую любовь к своей Родине и своему народу, которые проявляют герои его произведений.

Рассказывая о войне, как о жесточайшем испытании, он представляет читателям пятерых девчонок, оказавшихся на фронте и не могущих противо­стоять мощи германской военной машины.

Ребята осознают, что на войне тяжело приходилось мужчинам, что же говорить о женщинах?.. И гибнут они не потому, что автор так решил их судьбу, а просто: война – не женское дело. Не нашедшие в жизни своих су­женных, несостоявшиеся матери, не вернувшиеся с войны дочери становятся примером служения Родине, родному народу.

Второе произведение заслуживает должное внимание ребят. Начало: «За всю жизнь Коле Плужникову не встречалось столько приятных неожи­данностей, сколько выпало в последние три недели». И последняя фраза: «… Упал свободным и после жизни». Все, что между этими строками – жизнь большого человека, обыкновенного лейтенанта, удостоенного уважения даже врагов своих за мужество и уверенность в победе.

Сопровождается обсуждение отрывка показом иллюстраций и фото­графий о Брестской крепости. Используется книга «Овеянная славой» (О Брестской крепости).

Третий роман – «Завтра была война» (1984). Это ответ писателя на во­прос: а кто они были – те, кто вынес эту войну на своих плечах? Откуда они взялись, эти мальчишки и девчонки, максималисты, ушедшие на фронт со школьной парты? Как выросли они такими? Так появился роман о предвоен­ной школе.

Порядочность, надежность, умение оставаться достойным человеком «при любых, самых серьезных испытаниях».

Автор утверждает, что идеальный герой – человек, который сам знает, что ему нужно делать. И юные читатели это прекрасно понимают.

Все три романа – это романы воспитания. Воспитания войною, и по­тому предельно ускоренно, когда жизненные университеты, на которые ухо­дят годы, постигаются за дни и часы.

Литература

  1. Афанасьев Н. Прописан в памяти людской // Литературная газета. – 1974.

  2. Бровман Г. Бой Николая Плужникова // Литература великого под­вига. – Москва. – 1980.

  3. Васильев Б. Простой рецепт – работа // Литературная газета. – 1984.

  4. «Крепости не сдаются». Интервью Б. Васильева // В мире книг. – 1975.

Вопросы для обсуждения

  1. Как и в чем меняется на протяжении романа Николай Плужников? В чем видит автор подлинную человечность своего героя?

  2. Как связаны между собой два финальных эпизода романа: встреча Плужникова со старшиной Семиным и смерть Плужникова? Какова их роль в романе?

  3. Ваше восприятие героя.

  1. В.П. Астафьев. «Последний поклон».

Восьмиклассники уже хорошо знакомы с именем писателя. В младших классах читали «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет». Свой «Последний поклон» автор писал 20 лет, поэтому обобщить все нужно, так сам автор говорил, что это его «Самая большая и неизбывная любовь». Она на протяжении многих лет является стимулом бла­городных действий, воспитывает выносливость и благодарную память о по­бедивших в войне, учит преодолевать любую беду при необходимости – са­мого себя.

В. Астафьев поведал читателю о трудном военном времени, когда рано взрослели дети, когда людей отличала вера в нашу победу и огонь любви к человеку, попавшему в беду.

Главный вопрос в книге – благодарное слово бабушке, которая дожда­лась внука с войны и могла теперь спокойно умереть. Но не ведала старая праведница, что на похороны ее не отпустят внука. Бессердечный начальник цеха запретил уезжать на похороны бабки: не родители ведь умерли!

Читаем фрагменты из «Где-то гремит война», и ребята понимают глав­ного героя – рассказчика, сокрушающегося по поводу смерти любимой ба­бушки, что живет в сердце его и родная «деревушка в мире, и мир в дере­вушке». Это ли не возможность воспитать патриота?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа развития школы интерната №1 на 2010-2015 годы

    Программа
    Программа определяет стратегию развития школы-интерната, является инструментом управления развитием и направлена на достижение качества образования, социализацию личности и формирование успешности в жизни человека.
  2. 4. Справочники в составе иаис сферы образования

    Справочник
    Целью создания и использования классификаторов информации в составе Интегрированной Автоматизированной Информационной Системы (ИАИС) сферы образования является создание условий для формирования единого информационного пространства
  3. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Тамбовской области в 2011 году по соблюдению и защите прав, свобод и законных интересов детей

    Доклад
    Конституция Российской Федерации провозгласила Россию демократическим правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанность государства.
  4. Российские сми о мчс мониторинг за 25 апреля 2011 г

    Руководство
    Спасатели МЧС отправились на Красноярское водохранилище, чтобы снять рыбаков с отколовшихся льдин (Информационное агентство «Интерфакс», 23.04.2011) 25
  5. Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 2015 годы" далее программа (4)

    Программа
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" (далее - Программа).

Другие похожие документы..