Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
Эта книга посвящается Константину Константиновичу Минджия с улицы Инге, который научил меня учиться, когда я учусь, Русудан Григорьевне Гогия из горо...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Слезко Ирина Викторовна. Дополнительные главы математического анализа. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 0118...полностью>>
'Документ'
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ВЫПУСКНЫХ РАБОТ слушателей Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ (специализация «Финан...полностью>>
'Документ'
По информации Координационного центра ликвидации полиомиелита Роспотребнадзора, с начала 2011 года по 13 июня 2011г. зарегистрировано 267 случаев пол...полностью>>

Организационно-правовые основы деятельности юридической службы вооруженных сил россии в ХVIII начале ХХ в. (Историко-правовое исследование)

Главная > Исследование
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание и формы этой деятельности определялись задачами и функциями юрисконсультов на различных этапах реформирования вооруженных сил России.

В первом параграфе проводится исследование понятия «юридическая служба вооруженных сил России». Автор обращается к историческому анализу возникновения и формирования системы первоначальных элементов юридической службы в армии и на флоте.

Так, в частности, автором установлено, что в аппарате управления Военного и Морского министерств в разное время существовали должности аудиторов, советников, чиновников для отдельных поручений, кодификационный и законодательный отделы, отделение свода военных и морских постановлений, юрисконсультская часть. Функции и полномочия структурных подразделений в разные периоды реформирования вооруженных сил были различными в зависимости от результатов процесса преобразования системы военного управления.

По мнению диссертанта, деятельность юридической службы вооруженных сил России на этапе возникновения и развития должности юриста-аудитора как первоначального элемента (прообраза) этой службы была ограничена рамками военно-судебного процесса и заключалась в руководстве и правовом консультировании лиц, осуществляющих правосудие. В XIX в. юридическая служба в вооруженных силах России решала задачи подготовки законопроектов, систематизации военного законодательства, осуществляла юридическое консультирование, контроль за обеспечением законности преимущественно в центральном аппарате военного управления.

С учреждением в Военном и Морском министерствах должностей юрисконсультов, созданием законодательного и кодификационного отделений в составе канцелярий Военного и Морского министерств основные функции юридической службы заключались в следующем.

1. Проверка соответствия проектов военного (морского) законодательства действующему законодательству и представление их законосовещательным органам военного (морского) министерства для предварительного утверждения.

2. Инкорпорация, кодификация, консолидация военного (морского) законодательства.

3. Юридическое обеспечение договорной и претензионно-исковой работы.

4. Юридическая экспертиза вопросов правового характера, возникающих в деятельности органов военного (морского) управления.

5. Руководство деятельностью подведомственных органов юридической службы.

Реализуя конкретно-определенные функции правового обеспечения процесса военного управления, названные органы соответствовали основному предназначению юридической службы Вооруженных Сил России.

Во втором параграфе проводится анализ правового закрепления структурных подразделений, должностных лиц и органов управления юридической службы вооруженных сил России в их историческом развитии. По мнению диссертанта, юридическая служба вооруженных сил России сформировалась на рубеже XIX-ХХ столетий. Для большей наглядности и подтверждения данного тезиса условно выделены три этапа развития юридической службы.

I-й этап - с 1711 по 1836 г. Возникновение первоначальных элементов военно-юридической службы следует относить к периоду реформ Петра I, когда в русской армии впервые появляются аудиторы. Тогда указом императора Петра I утверждается 17 высших и 75 низших должностей аудиторов, а Воинским уставом 1716 года определяются функции и полномочия их деятельности. Автор, изучая нормативные правовые акты и исторические источники, доказывает, что в этот период были созданы объективные и субъективные предпосылки образования юридической службы вооруженных сил России. 19 февраля 1711 г. – дата первого законодательного обозначения должности аудитора, призванного обеспечить контроль за надлежащим применением законодательства в процессе судебного производства.

II-й этап - с 1836 по 1903 г. 29 марта 1836 г. учреждаются должности юрисконсульта при канцелярии Военного министерства, в 1841 г. в ее состав вошли должности помощников юрисконсульта (старшего и младшего окладов). 28 мая 1869 года вводится юрисконсульт в штат управляющего Морского министерства, а 10 августа 1885 года в главных портах учреждается должность юрисконсульта порта1.

Таким образом, в составе органов центрального военного управления впервые создается специальный орган, непосредственно осуществляющий функции юридической службы.

III-й этап - с 1903 г. по март 1918 г. Это был период активного развития структуры юридической службы вооруженных сил России и централизации ее управления. 28 марта 1903 г. в Петербургском, Московском, Виленском, Киевском и Кавказском, 16 февраля 1912 г. в Иркутском, 1 сентября 1913 г. в Приамурском, 5 июня 1916 г. в Казанском военных округах вводятся должности окружных юрисконсультов. Положением об окружных юрисконсультах и о ведении судебных дел в округах2 определялся порядок комплектования, подчиненности и объем полномочий этих должностных лиц. Общее руководство окружными юрисконсультами в соответствии с данным Положением осуществлял юрисконсульт Военного министерства. Для этого этапа развития юридической службы характерна активизация договорной и претензионно-исковой работы как одного из приоритетных направлений ее деятельности, особенно в период русско-японской (1904-1905 гг.) и первой мировой (1914-1918 гг.) войн. В целях эффективного разрешения дел по военным подрядам и поставкам, редактирования договоров и составления заключений по возникающим юридическим вопросам 11 сентября 1915 года при главных управлениях Военного министерства (интендантском, артиллерийском, военно-техническом, а в мае 1916 г. при управлении военно-воздушного флота) вводятся должности юрисконсультов, статус которых определялся отдельным положением о юрисконсультах при главных управлениях.

На основе изучения исторических фактов автор делает вывод о том, что процесс формирования структуры юридической службы вооруженных сил на указанном этапе еще не был окончательно завершен. Вместе с тем в целом ее структура в значительной степени отвечала возрастающим потребностям армии и обеспечивала ей квалифицированную юридическую помощь, что, в конечном итоге, не могло не способствовать повышению боеспособности вооруженных сил России. Существенным моментом в аргументации автора является показ преемственности процесса развития отечественной юридической службы вооруженных сил России в дореволюционный период первого десятилетия ХХ в. и канун Октябрьской революции.

Во второй главе - «Система, полномочия и организация деятельности органов юридической службы вооруженных сил России в XVIII - начале ХХ в.» дается анализ правового урегулирования деятельности российской военно-юридической службы как в мирное, так и в военное время. Здесь же рассмотрены особенности организации подразделений юридической службы центрального военного управления, военно-окружного управления, местного военного управления, а также особенности организации юридической службы морского ведомства (военно-морских сил России). Автор обосновывает понятие организационно-правовых основ юридической службы применительно к российской армии и флоту этого периода. Под такими основами подразумевается совокупность нормативных правовых актов Российской империи, регламентирующих основные направления деятельности и круг полномочий юридической службы вообще и, в частности, юридической службы в вооруженных силах.

В данной главе излагается содержание нормативных правовых актов Российской империи, рассматриваются источники военного законодательства, которые содержались в Полном собрании законов Российской империи, Собрании правовых актов и распоряжений правительства, Правительственном вестнике. Поскольку до введения представительных учреждений в России российский император был неограниченным монархом и совмещал в своем лице функции высшего исполнительного и законодательного органа, то утвержденный им нормативный акт приобретал силу закона и входил в состав системы «военного законодательства». Приказы военного министра, штаты, табели, некоторые воинские уставы и другие акты, не входившие в Своды военных и морских постановлений, представляли собой акты военного управления, издавались во исполнение актов военного законодательства. Приказы по военному ведомству подписывались морским министром и только объявляли новые законодательные акты1. Собственно акты военного законодательства публиковались в сводах военных и морских постановлений и в приложениях к ним, в ежегодных сборниках приказов по военному и морскому ведомствам, а также в различных неофициальных изданиях законодательных актов, комментариях к ним. В этих документах находили отражение основные вопросы деятельности подразделений юридической службы, их полномочия и компетенция.

По мнению диссертанта, юридическую службу вооруженных сил России в исследуемый период целесообразно рассматривать как составную часть системы правового обеспечения сферы государственного управления, включая финансовую, правоохранительную, образовательную, внешнеполитическую, транспортную и др.

В первом и втором параграфах исследуются правовые основы организация деятельности непосредственно органов юридической службы Военного и Морского министерств. Исходя из того, что институт юридической службы существовал одновременно и в других ведомствах, автор показывает значимость и роль соответствующей службы в военном ведомстве в исследуемый период. Например, на тот момент были учреждены юрисконсультские части и должности юрисконсультов при министерствах финансов, земледелия, путей сообщения и государственного имущества, а также при управлении по сооружению железных дорог при Главном управлении неокладных сборов и казенной продажи питей. Что касается военной области, то юрисконсультские части, юрисконсульты и их помощники структурно находились в системе органов управления военного и морского министерств и состояли при соответствующих командирах и начальниках. По объему и содержанию полномочий подразделения юридической службы вооруженных сил России рассматриваемого периода можно разделить на три звена:

  1.  Юрисконсультская часть Военного и Морского министерств.

  2.  Юрисконсульты, помощники юрисконсультов военных округов (окружные юрисконсульты), управлений главноначальствующих городов и портов.

  3.  Юрисконсульты, помощники юрисконсультов главных управлений военного министерства.

Юрисконсульт Военного министерства осуществлял общее руководство окружными юрисконсультами и юрисконсультами главных управлений Военного министерства. Остальные подразделения юридической службы не имели централизованного руководства и подчинялись командирам и начальникам соответствующих органов управления Военного и Морского министерств.

Организация, функции и полномочия названных выше подразделений (должностных лиц) юридической службы определялись отдельными положениями, инструкциями, вводимыми соответствующими приказами по военному и морскому ведомствам, которые при необходимости разъяснялись в циркулярах главного штаба и соответствующих главных управлений.

Юрисконсультская деятельность в этот период еще не была выделена в самостоятельную службу, поэтому нормативные правовые акты закрепляли организационно-правовые основы деятельности органов, осуществляющих функции юридической службы вооруженных сил России.

Важное место в диссертации отведено особенностям правового регулирования юридической службы в военное время. В «Положении о полевом управлении войсками», утвержденном приказом Верховного главнокомандующего № 43 в 1910 г., раскрываются содержание юрисконсультской деятельности в действующей армии и порядок ее осуществления. Приводимые из архивных источников сведения (фонды канцелярии Военного министерства, отчеты о деятельности военного ведомства в 1914-1916 гг.) позволяют определить приоритетные направления осуществления правовой работы в этот период. Она включала обеспечение материально-технического снабжения армии и флота, а также согласование деятельности военной и гражданской администраций на театре военных действий.

В третьей главе - «Подготовка кадров для органов юридической службы вооруженных сил России в XVIII - начале ХХ в.» анализируется порядок подготовки и комплектования кадров юридической службы в этот период отечественной истории. В первом параграфе рассматривается вопрос о подготовке аудиторов как прототипов юрисконсультов. В историческом аспекте подготовка специалистов для юридической службы вооруженных сил России отображена во втором параграфе данной главы. В нем показаны например, система и содержание процесса подготовки специалистов юридического профиля в Александровской военно-юридической академии - первого высшего учебного заведения России, созданного для подготовки военных юристов. Здесь же излагаются сведения о гражданских вузах юридического профиля, выпускники которых становились военными юристами в числе гражданских чиновников Военного и Морского министерств (с 1914 г. - военных чиновников).

На основе обобщения опыта подготовки и комплектования подразделений военно-юридической службы России диссертантом даются практические рекомендации по совершенствованию юридического образования в системе подготовки кадров для юридической службы современных Вооруженных Сил Российской Федерации.

В заключении подводятся итоги исследования, делаются теоретические выводы и обобщения, излагаются практические рекомендации по совершенствованию действующей юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Диссертантом предлагается в процессе реализации военно-правовой реформы в целях совершенствования и поднятия престижа юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации:

- расширить штат юрисконсультских должностей с учетом реальной потребности, повысить их статус (повысить воинские звания, воинские должности);

- предусмотреть систему материальной заинтересованности должностных лиц юридической службы при защите законных прав и интересов органов военного управления в процентном отношении от поступивших денежных средств, взысканных в судебном порядке (до судебном);

- учредить День специалиста юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Диссертант предлагает в приказ министра обороны Российской Федерации от 31 января 2001 г. № 1 «Об установлении даты проведения годового праздника Управления делами Министерства обороны Российской Федерации» внести изменения в его заголовок в следующей редакции: «Об установлении даты годового праздника юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации и учреждения дня специалиста юридической службы Российской армии» и соответственно в его текст.

Требует уточнения и дата и годового праздника юридической службы ВМФ (приказ Гланокомандующего ВМФ от 27 апреля 1999 № 158);

- воссоздать Военно-юридическую академию. Выпускникам по окончании академии целесообразно выдавать дипломы 1-й и 2-ой степеней и в зависимости от этого назначать их на должности в структуры юридической службы Вооруженных Сил РФ.

В приложении к исследованию представлены разработанные автором структурные схемы по организации военно-юридической службы дореволюционной России, а также таблица общих сведений о прохождении службы офицеров и чиновников на юридических должностях при канцелярии Военного министерства в период с 1802 по 1902 г.

.

ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ В XVIII

НАЧАЛЕ ХХ В.

§ 1. Понятие юридической службы вооруженных сил России, ее

задачи и функции

Процесс возникновения и развития юридической службы Вооруженных Сил России охватывает почти трехсотлетний период ее истории и неотделим от проводимых в XVIII-ХХ вв. отечественных реформ государственного и военного управления, развития военного права, создания регулярной армии и флота. Для определения понятия, содержания задач и функций юридической службы вооруженных сил в исследуемый период необходимо, на наш взгляд, уточнить понятия «военное право» и «правовая работа в вооруженных силах», уяснить их сущность и содержание в историческом и правовом аспектах.

Исследование деятельности государства в сфере военного строительства позволяет выделить в ней область, связанную с созданием и реализацией военно-правовых норм (в широком смысле - военного права).

С точки зрения современной военно-юридической науки под военным правом понимается совокупность правовых норм, закрепляющих принципы и формы устройства Вооруженных Сил, регулирующих отношения в области их строительства, а также жизни деятельности военнослужащих и определяющих порядок прохождения службы личным составом, обязанности, права и ответственность военнослужащих и других участников воинских отношений1. В историческом преломлении это определение вполне соответствует трактовке исследователей прошлого века. Так, по мнению автора курса юридической энциклопедии2 профессора Н.К. Рененкампфа, военное право составляет специальный отдел государственного права, определяет особые отношения лиц военного состояния и может рассматриваться как часть общего юридического порядка. В узком смысле, подчеркивает автор, существующее в настоящее время военное право включает в себя: а) устройство военных сил и учреждений и порядок их действия; б) дисциплинарные правила о служебных отношениях лиц военного состояния и о мерах взысканий за нарушение военной дисциплины. В общем смысле к военному праву в прежнее время, по утверждению Н.К. Рененкапфа, «относили особое частное и уголовное право для лиц военного состояния». Это право основывалось на особом характере военной службы и отражало отдельное, нередко привилегированное общественное положение военного сословия1.

Основные элементы военного права были уже в римском праве, которое допускало различные изъятия в уголовном и гражданском праве в отношении лиц, служивших в войсках. Оно использовалось не только для устройства военных сил и учреждений, но и для регламентирования порядка прохождения военной службы и закрепления за военным сословием особенного привилегированного положения в сфере существующего частного, уголовного и сословного права. В XIX в. после Венского конгресса2 наступило, как известно, относительно продолжительное мирное время, что повлияло на ослабление сословных различий и утверждение равенства граждан европейских стран перед законом. В этот период разделы военного права, определявшие привилегированное положение лиц военного сословия, постепенно претерпевают изменения и сокращения: военные подчиняются общему праву (частному, уголовному), общему суду. Оставались прежними лишь немногие исключения, связанные с правонарушениями военнослужащих (отделение военной юстиции от гражданской), реализацией ими наследственных прав, и некоторые другие. Вместе с тем были развиты и заметно расширены те части военного права, которые относились к процессу организации и управления вооруженных сил. В таком виде военное право существовало к концу XIX в. во всех развитых европейских государствах, включая Российскую империю.

В России обобщение военно-правовых норм предпринималось и в допетровское время. В «Соборном Уложении царя Алексея Михайловича» 1649 г.1 в главе VII «О службе всяких ратных людей Московского государства»2 была впервые предпринята такая попытка, однако охватить все многообразие воинских отношений в условиях отсутствия регулярной армии было невозможно. В Своде военных постановлений 1869 г. военному управлению была посвящена часть первая «Военные управления». До издания известного Воинского Устава 1716 г. в войсках существовали инструкции, уставы, артикулы, правила, составленные царем или по его поручению сподвижниками. М.П. Розенгейм в «Очерке истории военно-судебных учреждений в России» упоминает следующие узаконения, известные войскам до издания Воинского Устава: 1) «Статьи, которые надлежит генералу в управление Преображенским полком» 1697 г. Это наставление появилось накануне первой поездки Петра в Европу; 2) «Артикулы воинские и другие статьи, составляющие ручную книгу офицера в царствование Петра»; 3) Устав фельдмаршала Шереметева или «Уложение или право воинского поведения генералов, средних и меньших чинов и рядовых солдат» 1703 г.; 4) «Краткий артикул Меньшикова» 1706 г.; 5) Воинский устав, составленный и посвященный Петру Великому генералом Вейде в 1698 г.; 6) «Артикул, как должен капитан корабельным людям расправу чинить и ведать их» составлен в 1669 г. капитаном первого русского корабля «Орел» (голландцем по происхождению) Бутлером; 7) «Артикул корабельный» 1706 г.; 8) «Инструкция и артикул Российского флота» в 1710 году. Последние два документа составлены при участии самого Петра I. И хотя они не вошли в Полное собрание законов Российской империи (очевидно не получив широкого практического применения вследствие временного характера), все эти узаконения были положены в основу воинского и морского Уставов1. Иногда они издавались в виде особых сборников, которые велись в канцеляриях и служили руководством как для выполнения обязанностей по строевой службе, так и для судебного производства. Некоторые документы имеют иностранное происхождение, однако следует отметить, что в период создания русского военного права Петр I не стремился слепо подражать Западу, а пытался творчески использовать европейский опыт военного строительства, дополняя его отечественной практикой. Примером тому является знаменитый Устав воинский 1716 г., аналогов которому на Западе в то время не было.

Изучение военно-правовой деятельности в России в XVIII - начале ХХ в. позволяет выделить совокупность средств, обеспечивавших деятельность органов управления вооруженными силами в рамках правовых предписаний и вместе с тем эффективно использовавших право для решения стоящих перед ними различных частных задач. Такое использование находило свое выражение в применении правовых средств, под которыми в теории права понимается сочетание (комбинации) юридически значимых действий, совершаемых субъектами с дозволенной степенью усмотрения и служащих достижению их целей, не противоречащих законодательству и интересам общества2.

В дореволюционной правовой теории эти средства понимались как меры надзора и предупреждения, и делились на группы гражданского и административного порядка. К гражданским мерам относились те, которые охраняли частные права на случай возможных споров посредством особых способов (процедуры) приобретения имущества и обязательств, совершения письменных актов, ввода во владение, удостоверения свидетелей, допущения поручителей, залога, назначения штрафов, введения запрещений и т.п. Меры административного порядка (или административного охранения права) представляли собой меры надзора за общественным благоустройством, предупреждения и пресечения нарушений. Исполнение этих мер возлагалось на различные административные, полицейские и общественные органы. Их применение осуществлялось в распорядительном и исполнительном порядке. Возникающие в этой обширной области споры разрешались административными и полицейскими (правоохранительными) органами, а также особыми учреждениями - так называемой административной юстицией.

В современной военно-юридической науке правовая работа в Вооруженных Силах – это деятельность органов военного управления по обеспечению законности в военном управлении и по использованию в нем правовых средств1. Такая работа осуществляется под руководством командиров и помощников всех степеней. Применимо это понятие и для исследуемого нами периода.

Содержание правовой работы очень обширно и определяется тем, на какой стадии правового воздействия она осуществляется. Отечественная военно-юридическая наука правовую работу в армии и на флоте разделяет на три вида.

1. Правовая работа на стадии формирования правовых норм или нормотворческая правовая работа.

2. Правовая работа на стадии возникновения правоотношений.

3. Правовая работа, направленная на реализацию прав и обеспечение выполнения обязанностей, или правовая работа на стадии соблюдения, исполнения и использования правовых норм.

К собственно правовой работе относится работа по выбору необходимых для применения юридических норм и работа по соблюдению правовой процедуры выработки решения и обеспечению его юридически значимой формы.

Субъектами правовой работы в широком смысле являются органы управления, а в узком - специализированные структурные подразделения.

Поскольку эффективное проведение правовой работы требует специальных знаний в области права, профессиональных умений и навыков, в органах военного управления в виде особых достаточно самостоятельных структурных подразделений и должностных лиц была создана и ныне функционирует юридическая служба, которая специально предназначена для осуществления правовой работы в армии и на флоте1. «Общество, - писал Ф. Энгельс, - порождает известные общие функции, без которых оно не может обойтись. Предназначенные для этого люди образуют новую отрасль разделения труда внутри общества... Как только становится необходимым новое разделение труда, создающее профессиональных юристов, открывается опять-таки новая самостоятельная область, которая обладает особой способностью обратно воздействовать на эти области»2.

Назначение и основные задачи современной юридической службы ВС РФ определены «Положением о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации», которое введено приказом министра обороны Российской Федерации от 21 марта 1998 г. № 100. Правовое обеспечение деятельности органов военного управления, соединений, воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны, содействие улучшению их деятельности при помощи правовых средств составляет цель и предназначение военно-юридической службы. Этим обосновывается необходимость ее существования. Наиболее объективным по этому вопросу можно признать мнение Е.М. Каземирова, согласно которому «юридическая служба, будучи элементом (структурным подразделением) органов военного управления, участвует в решении задач военного управления своими специфическими способами»1.

В вооруженных силах термин «юридическая служба» впервые получил правовое закрепление и стал широко употребляться, когда приказом министра обороны СССР от 24.04. 1968 г. № 100 было утверждено и введено в действие «Положение о юридической службе Министерства обороны СССР», определившее юрисконсультскую деятельность как самостоятельную службу. Вместе с тем в источниках неправового характера термин «юридическая служба» применялся и раньше2. Решение о ее создании опиралось на ранее накопленный опыт правовой работы в составе органов военного управления как в советский, так и в дореволюционный период военного строительства. В разное время, начиная с XVIII столетия, в составе аппарата военного управления3 существовали аудиторы, чины для поручений, юрисконсульты, законодательный и кодификационный отделы, часть юрисконсульта и юрисконсультский отдел, окружные юрисконсульты.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Н. А. Петухов история военных судов россии монография

    Монография
    Сведения об авторе: Петухов Николай Александрович, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации – председатель Военной коллегии Верховного Суда, заслуженный юрист Российской Федерации, судья высшего квалификационного
  2. Социальные и правовые проблемы становления, развития и функционирования системы военных судов россии

    Диссертация
    Одно из основополагающих конституционных положений гласит, что человек, его права и свободы признаются в России высшей ценностью, а соблюдение и защита этих прав и свобод – обязанностью государства.
  3. Субъекты правовой работы в россии и ее вооруженных силах

    Монография
    В монографии исследуются теоретико-правовые вопросы, связанные с возникновением правовой работы, выявлением ее сущности в историческом и духовном срезе, определением системы субъектов правовой работы на протяжении истории России и
  4. Правовые основы исполнения уголовных наказаний, применяемых к военнослужащим

    Реферат
    Г л а в а III. Организационно-правовые основы исполнения уголовных наказаний, назначаемых осужденным военнослужащим, по действующему законодательству Российской Федерации и проблемы их совершенствования.
  5. Деятельность миротворческих миссий оон, обсе и российской федерации в разрешении конфликтов на территории бывшей югославии

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Владимирский государственный гуманитарный университет»

Другие похожие документы..