Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
Социальный процесс можно определить как совокупность устойчивых актов взаимодействия людей, выражающих определенную тенденцию изменения общественного...полностью>>
'Документ'
Работа выполнена в Учреждении образования «Белорусский государственный университет физической культуры» и Государственном научном институте «Институт...полностью>>
'Рабочая программа'
Целями освоения учебной дисциплины педагогики являются: усвоение студентами знаний основ общей педагогики, дидактики и теории воспитания, а практичес...полностью>>
'Учебное пособие'
Мельникова Ю. Б. Статистическая обработка результатов учебно-исследовательской деятельности учащихся: Учебное пособие для учащихся. – Троицк, УГАВМ, ...полностью>>

Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Ослабленный ребенок: развитие и оздоровление : Монография

Главная > Монография
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

В.Т.КУДРЯВЦЕВ, Б.Б.ЕГОРОВ

ОСЛАБЛЕННЫЙ РЕБЕНОК:

РАЗВИТИЕ И ОЗДОРОВЛЕНИЕ

Москва

2003

Одобрено и рекомендовано к печати Ученым советом Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО

Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б.

Ослабленный ребенок: развитие и оздоровление: Монография. – М.: Институт ДО и СВ РАО, 2003, – 178 с.

Авторы монографии – доктор психологических наук, директор Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО В.Т.Кудрявцев и кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник того же Института Б.Б.Егоров.

В данной монографии представлены теоретические основы организации развивающей оздоровительной работы с ослабленными детьми в детском саду. Рассматриваются принципы этой работы на примере санаторного туберкулезного детского сада и опыт создания и реализации программы оздоровительно – воспитательной работы. В приложении представлен модифицированный вариант Программы развития двигательной активности и оздоровительной работы В.Т.Кудрявцева для старшей и подготовительной групп санаторного туберкулезного детского сада.

Работа адресована педагогам, психологам и медицинским работникам дошкольных учреждений разных типов.

Оглавление

Введение

4

ГЛАВА I. ОЗДОРОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОСЛАБЛЕННОГО

РЕБЕНКА

7

Общая картина детской заболеваемости туберкулезом

8

Состояние ребенка, перенесшего туберкулезную интоксикацию

14

Основные направления физкультурно-оздоровительной работы в обычном и санаторном детском саду: общее и особенное

18

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ

РАЗВИВАЮЩЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ

34

Перспективы разработки проблемы в свете идей развивающей педагогики оздоровления

34

Принципы оздоровительно-воспитательной работы с ослабленными детьми

40

1. Приоритетность использования развивающих форм

40

2. Развитие двигательной активности детей на основе преобладания циклических упражнений

50

3. Формирование у детей навыков рационального дыхания и правильной осанки

55

4. Использование системы эффективного закаливания

62

5. Организация оздоровительного режима с учетом состояния здоровья ослабленного ребенка

68

6. Обеспечение полноценного лечебного питания

75

7.Применение психогигиенических и психопрофилактических средств

ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-

-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С

ОСЛАБЛЕННЫМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Из опыта создания и реализации программы развития и оздоровления детей дошкольного возраста в условиях

санаторного детского сада.

Характеристика основных развивающих и оздоровительных эффектов

80

84

84

97

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

108

ЛИТЕРАТУРА

109

ПРИЛОЖЕНИЕ

125

Посвящается нашим Учителям
ВВЕДЕНИЕ

Проблема состояния физического и психического здоровья подрастающих поколений является сегодня поистине глобальной проблемой. Особую остроту она приобретает в современных российских условиях, где высокие показатели детской заболеваемости и смертности приобрели характер устойчивой и прогрессирующей тенденции.

На этом фоне наблюдается резкий всплеск заболеваний, во многом имеющих социальную этиологию. К их числу принадлежит туберкулез.

Снижение уровня жизни, социальные потрясения, падение качества медицинского обслуживания, ухудшение экологической ситуации привело к критическому росту взрослой и детской заболеваемости туберкулезом. Есть основания полагать, что и в будущем, если не будут предприняты радикальные меры, эта негативная ситуация не только сохранится, но и примет необратимый характер. Уже сейчас она несет в себе реальную угрозу здоровью народов России. По понятным причинам, основной группой риска здесь являются дети младенческого, раннего и дошкольного возраста.

Однако сложившаяся в России система детских садов санаторного типа не обеспечивает решения соответствующих лечебных, оздоровительных и других задач. В существующих санаторных детских садах лечебно-профилактическая работа проводится исключительно медиками, а образовательно-воспитательная работа – педагогами, и в основном по программам, рассчитанным на здорового ребенка. Нередко эти линии работы осуществляются параллельно и содержательно никак не связаны друг с другом. Вместе с тем речь, на наш взгляд, должна идти не о комплексировании «post factum» этих исходно изолированных линий.

Положение о необходимости подобного комплексирования в ДОУ указанного профиля общеизвестно. Стремление к комплексности оправданно и понятно, тем более в таком деле, как оздоровительная работа. Следует отметить, что в русле оздоровительной работы в детских садах санаторного типа традиционно решаются не только лечебно-профилактические, но и воспитательно-образовательные задачи. Это определяется спецификой предмета данной работы - детского здоровья. Ведь здоровье - это основание жизненной целостности ор­ганизма, а болезнь - источник ее распада на локальном или глобальном уровне.

Такая целостность не дана (в том числе - не дана от природы), а задана. Задана - в сложной и многомерной системе внутренних и внешних обстоятельств человеческой жизни, в универсальной «сетке» социально- и природно-экологических связей, в которые вплетен ребенок, по крайней мере, с момента своего зачатия. Именно поэтому здоровье и основанная на нем жизненная целостность организма может стать точкой приложения усилий не только медиков, но и педагогов (и психологов), т.е. - предметом проектирования, а не просто воздействия на наличное состояние. Дошкольные учрежде­ния зачастую «консервируют» и «воспроизводят» детскую заболевае­мость именно потому, что по традиции или поневоле отдают предпочтение второй позиции (воздействию на наличное состояние). В равной степени это касается как инфекционных, так и неинфекционных заболеваний. Не выправляет положения и принятая в массовой практике дошкольного воспитания система профилактических мер, поскольку она ориентируется на ту же позицию. В любом случае специалист как бы ставится перед фактом заболевания или его отсутствия.

Педагогические и медицинские задачи порой хорошо «состыковываются» лишь на страницах программно-методических документов. В действительности же педагоги нередко затрудняются найти общий язык с медицинскими работниками.

Таким образом, в массовой практике на фоне декларирования «комплексности» оздоровительной работы последняя фактически утрачивает необходимую целостность, а значит - и не отвечает своему предмету.

Общий выход из ситуации видится следующим. Оздоровительно-коррекционные средства должны стать средствами медико-педагогического и психологического проектирования, расширения и обогащения перспективы психосоматических возможностей ребенка - как ближайшей, так и более отдаленной. Этим будет преодолено и противостояние медицинского и педагогического подходов к рассматриваемой проблеме. При такой постановке проблемы нуждаются в уточнении критерии основного результата оздоровительно-коррекционной работы. Этот результат должен заключаться в том, что эффект отдельной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константного целостного психосоматического состояния, которое далее может воспроизводиться в режиме саморазвития. Это и есть прижизненно сформированное здоровье, которое педагогически и психологически культивируется на базе определенного медицинского обеспечения.

Необходима разработка таких образовательно-оздоровительных проектов, в рамках которых медицинские и педагогические направления работы с ослабленными детьми изначально будут заданы в органическом единстве. Эту установку выдвинул еще Е.А.Аркин, однако и по сей день она не получила должной конкретизации. Ее конкретизация предполагает не только создание специфического программно-методического обеспечения, но шире - отработку новых моделей ДОУ (по принятой типологии относящихся к детским садам компенсирующего вида, присмотра и оздоровления и др.).

В настоящей книге намечены педагогические основания подобных проектов. В ней проанализированы общие подходы традиционной оздоровительной и воспитательной работы (ОВР) в ДОУ и обобщен экспериментальный опыт развивающей оздоровительной работы (РОР) в старшей и подготовительной группах санаторного туберкулезного детского сада (основная экспериментальная база – санаторный туберкулезный детский сад № 17 «Золотая рыбка» г. Элисты, заведующая Шарманджиева Н.А., старший воспитатель Бютцинова Н.Н). Однако предварительная апробация выдвинутого нами подхода на материале РОР в других возрастных группах на базе ДОУ различных типов, а также в начальной школе свидетельствует о его более широкой применимости.

ГЛАВА I. ОЗДОРОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

ОСЛАБЛЕННОГО РЕБЕНКА

Значение проблематики здоровья детей, которое является своеобразным «генофондом» здоровья нации в целом, сегодня едва ли требует специального обоснования. В условиях сложившейся природно- и социально-экологической ситуации эта комплексная проблематика приобретает глобальный характер (В.А.Аксенова, К.Г.Пучков). Разнообразные медицинские, социологические, демографические и др. данные, полученные на больших выборках и отражающие динамику состояния здоровья российских детей в последние годы, свидетельствуют о том, что так называемая «гуманитарная катастрофа» - уже не тревожащая перспектива, которая маячит где-то в неопределенном «завтра», а суровая реальность наших дней. Некоторую надежду вселяет лишь то, что социум пока переживает раннюю стадию «гуманитарной катастрофы», а значит, еще располагает известными ресурсами для ее преодоления». По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко, в России лишь около 40% детей можно считать условно здоровыми.

Особая проблема связана с тем, что дети не только в России, но и во всем мире составляют наиболее незащищенную в правовом отношении часть общества. Конвенция о правах ребенка, принятая 44-ой сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1989г, стала первым и пока единственным международным документом, где сформулированы основные права и гарантии детей в области достижения здоровья. В ней отмечается, что обеспечение жизни и нормального развития детей представляет собой первоочередную задачу, которую общество должно решать в приоритетном порядке, вне зависимости от политической и экономической ситуации.

В постановлении Правительства Российской Федерации № 158 от 28.02.94 «О государственной программе неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижению уровня преждевременной смертности на 1994-1996 годы» указывается на отсутствие в обществе системы реализации приоритетного принципа здоровья детей.

Следует подчеркнуть, что проблема здоровья детей - лишь отражение, следствие глобальных социально-экономических, экологических и медицинских проблем взрослого населения. Невозможно создать полноценные условия для нормального развития детского организма в больном (в прямом и переносном смысле) обществе, где не может быть обеспечена в первую очередь охрана здоровья женщины-матери и новорожденного. В начале 90-х годов отмечен заметный рост младенческой смертности, причем наибольший прирост пришелся на инфекционные и паразитарные заболевания.

Одна из важнейших особенностей растущего организма - наличие критических периодов развития, когда диапазон адаптационных реакций ограничивается, а чувствительность к экзогенным воздействиям повышается. В настоящее время ни закон, ни перестраивающаяся система здравоохранения в этом плане не могут обеспечить надежную защиту ребенка. На сегодняшний день в России можно с полным основанием говорить о распространении 12-15 эпидемий среди детей (дифтерия, коклюш, корь, гепатит и др.) (А.В.Васильев). Наряду с этим у детей наблюдается массовый всплеск нарушений сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной, кровеносной, нервной и др. систем.

Но даже на этом фоне современная ситуация с заболеваемостью туберкулезом в детской популяции видится катастрофической.

В нынешних условиях заметно снижается и эффективность применяемых к больным и ослабленным детям лечебно-профилактических мер, таких, как своевременное и систематическое лечение, создание благоприятных условий жизни (свежий воздух, рациональное питание, правильный режим). В упадочном состоянии находится система дошкольных учреждений санаторного типа и санаториев для детей, перенесших туберкулезную интоксикацию, больничных учреждений, куда помещают детей, страдающих локальными формами туберкулеза.

К сожалению, признание приоритетности борьбы с некогда побежденным в массовых масштабах недугом - детским туберкулезом, не подкрепляется необходимыми государственными инициативами на финансово-экономическом, материально-техническом и организационно-правовом уровне.

Наша работа нацелена на выработку новых подходов к построению РОР с ослабленными туберкулезной интоксикацией детьми. Однако эта задача может решаться лишь с опорой на накопленные сведений об особенностях детской заболеваемости туберкулезом, ее причинах, факторах и следствиях и состоянии (соматическом и психическом) ослабленного ребенка.

Общая картина детской заболеваемости туберкулезом

В апреле 1993 года ВОЗ объявила туберкулез проблемой безотлагательных действий в глобальных масштабах. По данным ВОЗ, только за 1994 год в Восточной Европе и странах бывшего СССР от туберкулеза погибли около 29 тыс. человек. По прогнозам ВОЗ до 2000 года, почти 2.000.000 жителей Восточной Европы подвергнутся риску инфицирования. В ближайшие 10 лет в мире заразятся туберкулезом 300.000.000 человек, из них 90.000.000 заболеют и 30.000.000 умрут (М.А.Карачунский).

С 1976 до 1991 г. в России количество случаев туберкулёза уменьшалось в среднем на 2,5% в год, при этом низший показатель составлял 34 случая на 100 тыс. населения. Контроль над туберкулёзом в эти годы определялся тотальным флюорографическим обследованием лиц старше 15 лет. Детей вакцинировали и ревакцинировали БЦЖ (bacillus Calmette-Guerin – вакцина против туберкулеза). До последнего времени система здравоохранения в России боролась за сохранение этих методов, несмотря на то, что средств на них почти не было, а в мире уже была доказана жизнеспособность стратегии DOTS (Directly Observed Treatment Short-course — контролируемое лечение относительно коротким курсом химиотерапии) (А.А.Визель, М.Э.Гурылева).

За 1991-97 гг. заболеваемость туберкулёзом в России выросла на 117,4%, достигнув 73,9 на 100 тыс. населения, что соответствует 1970 г.. Смертность в 1996г. достигла уровня 1977 г. — 17,0 на 100 тыс., а в 1997 г. составила 16,7 на 100 тыс. Заболеваемость туберкулёзом детей в России за 5 лет возросла более чем на 60%. По данным ВОЗ, в России ежегодно заболевают 145 600 граждан.

Очевидно, что заболеваемость туберкулезом во многом определяется условиями жизни. Так, только за 1991-1995 гг. в исправительно-трудовых учреждениях она увеличилась на 65,6% и превысила таковую среди остального взрослого населения РФ в 42 раза.

На эпидемиологическую ситуацию в России большое влияние оказали политические перемены, приведшие к локальным конфликтам и росту миграции населения. Среди мигрантов туберкулёз встречают в 8-20 раз чаще, чем у оседлых людей из «спокойных» регионов. Невиданная со времен войны волна беженцев и мигрантов, которые сами подвержены заболеванию, разносит туберкулез из регионов, где он широко распространен, по всей территории России.

При этом, если раньше эпидемическая обстановка была напряженнее в сельской местности, то теперь концентрация мигрантов и асоциальных лиц накаляет ее в крупных городах.

Только в Москве при сравнении данных за 1988 и 1996 гг. среди больных туберкулёзом удельный вес неработающих увеличился с 30 до 59%, медицинских работников — с 1,5 до 3,5%, служащих — с 8 до 12% за счёт молодых женщин.

Чернобыльская трагедия, повлекшая за собой своеобразную «флюорографофобию» в виде необоснованного страха перед облучением, привела к снижению охвата населения этим методом, который позволяет выявлять ранние формы туберкулёза у взрослых. Побочным следствием ликвидации жесткого административного контроля за туберкулезом в стране стало снижению общей эффективности работы фтизиатрической службы (А.А.Визель, М.Э.Гурылева).

Неконтролируемый рост распространенности туберкулезной инфекции в России - факт, уже никем не оспариваемый. Опережающий по сравнению с заболеваемостью рост смертности, деструктивного, фиброзно-кавернозного туберкулеза свидетельствует о значительно большем резервуаре инфекции. Вследствие этого инфицированность детей в России в 10 раз выше, чем в развитых странах. Динамика заболеваемости детей, которые могут служить индикатором экзогенного заражения, обнаруживает выраженную корреляцию с нарастанием смертности (А.В.Васильев).

Смертность от туберкулеза в ряде областей России за 1993 г. повысилась на 8,5 процента. В Западной Сибири за последние 5 лет число умерших от туберкулеза, диагностированного только после смерти, возросло в 3 раза. В целом по России заболеваемость туберкулезом в 1994 г. возросла по сравнению с 1991 г. взрослых на 42 процента, а у детей на 62,2 процента. Смертность за этот же период увеличилась на 87 процентов. Особенно тяжелая ситуация сложилась на Дальнем Востоке, в Сибири, а также в Туве, Дагестане, Калмыкии, Чечне, Ингушетии и среди малых народов Севера. В некоторых из этих регионов детская заболеваемость превышала среднероссийский уровень в 50 раз (М.А.Карачунский).

Туберкулез - болезнь, безусловно, социальная, но повторение этой аксиомы стало давать обратный эффект. Обращение к людям, действительно относящимся к социальным группам риска, не встречает отклика, так как у них слишком много неразрешимых проблем и без туберкулеза. Материально обеспеченные люди не могут поверить, что у них и их детей может развиться туберкулез, хотя, например, для бизнесменов факторы хронического стресса и злоупотребления алкоголем весьма характерны. Среди лиц, занятых в частных коммерческих структурах, весьма распространены самолечение, отказы от стационарного обследования и лечения. В результате - диагностика процесса в запущенной стадии. Все это поддерживает негативное отношение населения к проверочным обследованиям под предлогом их опасности. Число выявленных при профилактических осмотрах больных за 5 лет сократилось более чем на 20%, охват населения ими уменьшился на треть. И, конечно же, ухудшение эпидемиологической обстановки по туберкулезу наиболее сильно отражается на детях (А.В.Васильев).

В последнее время этой проблеме уделяется внимание на самом высоком федеральном уровне - вышло несколько постановлений правительства РФ, Решение Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по охране здоровья населения, соответствующие приказы Министерства здравоохранения РФ. Однако приходится констатировать не только не улучшение, но и ухудшение положения с заболеваемостью туберкулезом среди детей и подростков.

Как пример можно использовать данные по Республике Калмыкия, где тяжелое положение не только сохраняется, но и обостряется (основной эксперимент проводился на базе санаторного детского сада № 17 г. Элиста). Интенсивные показатели заболеваемости и распространенности у детей и подростков по РК остаются высокими в сравнении с РФ на 100 тыс. населения.

Таблица 1.

1995г.

1996г.

1997г.

РФ

Заболеваемость детей

18,2

21,0

18,2

13,2

и подростков

66,4

65,5

44,1

Болезненность детей

73,9

72,5

68,1

нет данных

и подростков

152,9

163,9

164,0

Инфицированность по Республике Калмыкия: у детей - 38,0%, у подростков 63,5%.; по РФ соответственно - 16,5% и 32%.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 8) [Текст]: научно-аналитический журнал серия «Право» (издаётся с 2007 г.)

    Документ
    АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 2 (8) [Текст]: научно-аналитический журнал серия «Право» (издаётся с 2007 г.). Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» («ТГАМЭУП»), 2009.
  2. Хрестоматия (2)

    Документ
    Настоящая хрестоматия адресована студентам и преподавателям для работы по курсу «Специальная психология». Информационный материал, помещенный в хрестоматии, поможет в теоретической и методической подготовке спецалистов к психолого-педагогической,
  3. Учебный план 2 иностранный язык 3 отечественная история 17

    Руководство
    4, 13 Проблемы современного естествознания 150 10 9 9 14 Психология 300 0 14 3,5 3,4 3,5 15 Педагогика 300 8 3,5 ,5, 3 1 Основы специальной педагогики и психологии 7 17 Теория и методика обучения биологии 33 18 18/4 8 ,7,7 8 18 Возрастная
  4. Материалы ежегодной научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета психологии и социальной работы. Тверь: Твер гос ун-т, 2008. 261 с

    Документ
    Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований: Материалы ежегодной научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета психологии и социальной работы.
  5. Пособие для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи Москва 2006

    Документ
    Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности (теория и методика): Пособие для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи / Ред.

Другие похожие документы..