Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
Спецификой объекта изучения на Уроках наследия являются памятники истории и культуры, которые можно увидеть, исследовать в реальном городском или муз...полностью>>
'Документ'
ОПИСАНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ И РОССИЙСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ СВОЙСТВ ДРЕВЕСИНЫ, ПОДВЕРГНУТОЙ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ОБРАБОТКЕ ПО СРАВНЕНИЮ С НЕОБРАБОТАННОЙ...полностью>>
'Расписание'
К. Маркса, 137 1 .45-18. 0 История медицины 1 неделя (с 30.01 по 1.05) (с .03 по 1.05 - 15.00-1 .35) 1 .45-18. 0 История медицины 1 неделя (с 30....полностью>>
'Документ'
Програма практики розроблена у відповідності до «Положення про проведення практики студентів вищих навчальних закладів», Закону України “Про вищу осв...полностью>>

Рабочая программа дисциплины теоретические основы содержания и организации дошкольного образования для специальности 050704 Дошкольное образование 2008 г

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Департамент общего и профессионального

образования Брянской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«КЛИНЦОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

для специальности

050704 “Дошкольное образование»

2008 г.

ОДОБРЕНА предметной (цикловой) комиссией педагогики и психологии

Клинцовского педагогического

Училища

Председатель ПЦК ________Калинина Л.В.

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050704 “Дошкольное образование» (повышенный уровень)

Заместитель директора по учебной работе

Е.В. Панасюго

Автор (составитель): Надточей А.Н., преподаватель ГОУ СПО КПК

Рецензенты: Калинина Л.В., преподаватель ГОУ СПО КПК

Приходько Л.Н. методист отдела образования администрации

Города Клинцы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебной дисциплины «Теоретические основы содержания и организации дошкольного образования» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050704 Дошкольное образование среднего профессионального образования и является единой для всех форм обучения: очной, заочной, а также для всех типов и видов образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Главной целью изучения данного курса является знакомство с основными тенденциями развития дошкольного образования в России и за рубежом; программами дошкольного образования, современными образовательными технологиями и альтернативными системами.

Основными задачами курса являются:

  • изучение теоретических основ содержания и организации дошкольного образования в стране;

  • знакомство с современными отечественными и зарубежными образовательными программами и технологиями;

  • овладение навыками самостоятельной работы с научно-методической литературой;

  • развитие способности применять полученные знания в практической деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

  • об основных нормативно-правовых документах, регламентирующих дошкольное образование в России;

знать:

  • основные характеристики современных отечественных и зарубежных программ и технологий;

  • роль, место и функции педагога в реализации конкретных программ дошкольного образования;

  • основные тенденции обновления дошкольного образования в стране;

  • особенности образовательных систем и их основные характеристики;

уметь:

  • анализировать содержание различных образовательно-воспитательных программ, сопоставлять их между собой, выделять в каждой программе наиболее существенные характеристики, отличающие данную программу от других;

  • анализировать педагогическую и методическую литературу, связанную с разными программами, отбирать необходимые дидактические материалы и методические рекомендации в соответствии с конкретными требованиями данной программы;

  • выделять при наблюдении работы в образовательном учреждении специфику содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников, свойственных конкретной программе; особенности педагогических условий и содержания организации жизни детей в соответствии с требованиями программы;

  • наблюдать, анализировать и оценивать роль, место и функции педагога в реализации конкретных программ дошкольного образования;

  • рецензировать программы, технологические системы.

Структура содержания, уровень усвоения студентом учебного материала, количество часов на дисциплину в целом определяются в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы по специальности 050704 «Дошкольное образование» среднего профессионального образования.

В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.

Программа включает изучение теоретического и практического материала, а также самостоятельную работу студентов.

Программа рассчитана на изучение материала в объеме 36 часов. В конце изучения дисциплины проводится экзамен.

II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Наименование

Разделов

Максимальная

учебная

Количество аудиторных часов

при очной форме обучения

Самостоятельная

работа

и тем

нагрузка

студента

Всего

Лабораторные

работы

Практические

занятия

студента

Введение

1

1

1

Раздел I. Современные тенденции обновления дошкольного образования в стране

1

1

Раздел II. Вариативные программы и технологии воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

26

Тема 2.1. Программа «Радуга»

8

6

2

Тема 2.2. Программа «Развитие»

5

4

1

Тема 2.3. Программа «Детство»

5

4

1

Тема 2.4. Программа «Истоки»

5

4

1

Тема 2.5. Парциальные программы

3

2

1

Тема 2.6. Новые педагогические технологии.

8

6

2

Раздел III. Альтернативные образовательные системы.

8

Тема 3.1. Детские сады и школы М,Монтессори.

5

4

1

Тема 3.2. Вальдорфский детский сад

5

4

1

ИТОГО:

46

36

10

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

Студент должен:

иметь представление:

  • о роли и месте учебной дисциплины в системе профессиональной подготовки специалистов дошкольного профиля;

знать:

  • задачи, содержание, структуру учебной дисциплины.

Место и роль учебной дисциплины «Теоретические основы содержания и организации дошкольного образования» в системе профессиональной подготовки специалистов дошкольного профиля к практической деятельности.

Задачи, содержание и структура учебной дисциплины, ее межпредметные связи с другими дисциплинами.

Раздел 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБНОВЛЕНИЯ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ

Студент должен:

знать:

  • основные тенденции обновления дошкольного образования в стране;

  • виды образовательных программ для ДОУ и технологии;

уметь:

  • анализировать теоретический материал на основе прочитанной литературы, оперировать имеющимися знаниями.

Современные концепции обновления дошкольного образования в стране. Программа воспитания и обучения как отражение и конкретизация ведущей концепции развития дошкольного образования.

Переход к вариативности программного обеспечения работы дошкольных учреждений. Классификация программ.

Современные педагогические технологии и их влияние на развитие дошкольного образования. Новая образовательная парадигма – ориентация на развитие личности.

Раздел 2. ВАРИАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ И ТЕХНОЛОГИИ

ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Студент должен:

знать:

  • роль, место и функции педагога в реализации вариативных программ и технологий;

  • основные характеристики каждой программы;

  • особенности педагогических технологий;

  • специфику содержания, форм, средств, методов обучения и воспитания дошкольников;

уметь:

  • анализировать содержание образовательных программ и технологий;

  • выделять наиболее существенные характеристики;

  • анализировать методическую литературу, отбирать необходимые дидактические материалы и методические рекомендации в соответствии с требованиями конкретной программы.

Тема 2.1. Программа «Радуга»

Авторский коллектив – Т.Н. Доронова, В.В. Гербова и др.

Цель и задачи, выдвигаемые перед воспитателями. Содержание программы воспитательно-образовательной работы с детьми разных возрастных групп: физическая культура, игра, изобразительная деятельность и ручной труд, конструирование, занятие музыкальным и пластическим искусством, занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, математика.

Условия и методика комплексного использования основных средств воспитания и обучения. Радость при удовлетворении ведущих потребностей ребенка – самоутверждения, игры, познания, общения – важнейшее условие повседневной жизни детей.

Тема 2.2. Программа «Развитие»

Авторский коллектив – Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко.

Самоценность дошкольного периода развития. Развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста. Задачи развития умственных способностей. Содержание обучения и различных видов деятельности в разных возрастных группах. Символизация, моделирование и другие приемы развития умственных способностей детей.

Организация работы в разных возрастных группах.

Тема 2.3. Программа «Детство»

Авторский коллектив – В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.

Цель – обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного. Социально-личностное развитие ребенка, воспитание познавательного и позитивного отношения к окружающему миру. Роль самопознания.

Тема 2.4. Программа «Истоки»

Авторский коллектив – Л.А.Парамонова, А.Н. Давидчук, С.Н.Новоселова.

Деятельный подход к развитию ребенка с учетом возрастных особенностей детей различных возрастных групп дошкольного учреждения.

Направление развития ребенка:

  • социальное развитие;

  • физическое развитие;

  • эстетическое развитие;

  • познавательное развитие;

  • природа и человек;

  • история, география, культура;

  • грамота, развитие речи;

  • овладение иностранным языком;

  • здоровье.

Тема 2.5. Парциальные программы

Парциальные программы (локальные), включающие одно или несколько направлений развития ребенка. Программы «Семицветик» (авторы В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова); «Наш дом – природа» (автор Н.А.Рыжова); «Юный эколог» (автор С.Н.Николаева); «Паутинка» (автор Ж.Л. Васякина); «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л.Князева, М.Д. Маханева). Программа «Я - Человек» С.А.Козловой, программа «Дошкольник и … экономика» А.Д. Шатовой, прграмма «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркиной, О.Л.Князевой, Н.Н.Авдеевой и многие другие.

Тема 2.6. Новые педагогические технологии

«Детский сад – дом радости» (Н.М.Крылова, В.Т.Иванова), «ТРИЗ» (Г.С. Альтшуллер, М. Шустерман и др).

«Детский сад – дом радости».

Необходимость обеспечения формирования совокупности основных видов деятельности и развитие индивидуальности.

Методики формирования у детей системы знаний о любом виде деятельности. Самовоспитание и самообразование в дошкольном возрасте.

Технология проведения режима в разных возрастных группах.

Индивидуальная работа с детьми. Игра – ведущая форма самовоспитания. Создание условий для разнообразной самостоятельной деятельности детей. Роль праздников в формировании эмоциональной сферы ребенка.

«ТРИЗ» в детском саду.

Цель ТРИЗа, принципы работы с детьми.

Основные средства работы с детьми: педагогический поиск, разрешение противоречий, решение сказочных задач.

Методы и приемы решения изобретательных задач.

Виды самостоятельной работы:

Анализ вариативных программ, составление опорной схемы по структуре вариативных программ, подготовка к презентации вариативных программ.

Раздел 3. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Студент должен:

знать:

  • особенности образовательных систем и их основные характеристики;

уметь:

анализировать и сопоставлять концептуальные положения вариативных образовательных программ и альтернативных систем

Тема 3.1. Детские сады и школы М. Монтессори

Зарубежный практический опыт в работе дошкольного образовательного учреждения.

История педагогики М. Монтессори. Основные положения, характеризующие сущность педагогической теории М. Монтессори. Характеристика дидактического материала.

Методические рекомендации и их использование.

Подготовленная среда, ее значение и использование в работе с детьми. Роль воспитательницы, учительницы в школе Монтессори. Требования к профессиональным умениям.

Гуманизм воспитательно-образовательной системы и деятельности М. Монтессори.

Тема 3.2. Вальдорфский детский сад

История вальдорфской педагогики. Цель и задачи воспитания детей в вальдорфской педагогике.

Организация и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми: рисование, пение и др.

Роль взрослого в организации среды и деятельности ребенка.

Виды самостоятельной работы:

Анализ парциальных программ, подготовка сообщений и материалов для презентации программ.

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ

Альтернатива – необходимость выбора одного из двух или нескольких возможных решений, направлений; каждая из исключающих друг друга возможностей.

Антропософия – учение о человеке, его самоусовершенствовании и развитии предполагаемых сверхчувственных способностей к духовному единению с природой.

Вариативность – разновидность, видоизменение чего-либо или отдельных частей; возможность изменить, разнообразить традиционное содержание.

Гуманизм – принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в высоком призвании человека, ценности личности, ее праве на свободу; человеколюбие.

Гуманизация – процесс, происходящий в обществе, в основе которого лежит мировоззрение, проникнутое уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей.

Концепция – система взглядов, определенное понимание явлений и процессов.

Личностный подход – индивидуальный подход к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью.

Одаренность – высокий уровень развития способностей ребенка.

Педагогический процесс – целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника.

Педагогическая технология – совокупность способов и средств осуществления педагогических мероприятий, реализации форм педагогической деятельности.

Программа (образовательная) – изложение цели и содержания образовательной педагогической деятельности.

Развитие человека – процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации.

Сенситивный период – наиболее благоприятный этап для развития определенных функций, освоения каких-либо способов или видов деятельности.

Среда (развивающая предметная) – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Система (педагогическая) – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного влияния на формирование личности.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, имеющих общественное значение.

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

Эвритмия – искусство телесных движений, сопровождающих речь и музыку.

целенаправленного влияния на формирование личности.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, имеющих общественное значение.

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

Эвритмия – искусство телесных движений, сопровождающих речь и музыку.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

Концепция гуманной педагогики и её реализация в современном дошкольном образовании.

Формирование гуманного отношения взрослого к ребенку в современных образовательных программах.

Особенности работы с семьей в современных дошкольных учреждениях. (На материале сравнительного анализа образовательных программ и технологий).

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в современных образовательных программах.

Проблема эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении. (На материале сравнительного анализа образовательных программ и технологий).

Изучение педагогических условий развития креативного мышления детей дошкольного возраста. (На материале сравнительного анализа образовательных программ и технологий).

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Радуга: программа и руководство по воспитанию и обучению в детском саду. – М., 1993.

Современные образовательные программы для ДОУ: Учебное пособие для студентов педвузов и колледжей / Под ред. Ерофеевой Т. – М.: Академия, 1997.

Дополнительная

Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. – 1997. - №№ 7-10, 12. – 1998. - № 1, 4, 5, 11, 12. – 1999. - № 1, 3.

Михайленко Н.Я. Новые программы для детского сада // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 8. – С. 4.

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. – М., 1993

Программа «Развитие». – М., 2000.

Соломенникова О.С. Основные и дополнительные программы ДОУ.-М., 2007.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебной дисциплины «Теоретические основы содержания и организации дошкольного образования» Специальность

    Рабочая программа
    Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения.
  2. Областное Государственное Образовательное Учреждение среднего профессионального образования Ульяновский социально педагогический колледж №1 «Утверждаю» директор успк №1 Т. В. Душенькина отчет

    Публичный отчет
    В разделах 7 – 9 - дан анализ реализации основных профессиональных образовательных программ и условий их реализации по конкретным направлениям подготовки: 030504 Право и организация социального обеспечения, 050711 Социальная педагогика,
  3. Рабочая программа учебной дисциплины «Методика экологического образования» Специальность

    Рабочая программа
    Содержание курса «Методика экологического образования» соответствует государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050704 «Дошкольное образование»(повышенный уровень) среднего и
  4. Рабочая программа учебной дисциплины «Методика математического развития» Специальность

    Рабочая программа
    Программа по дисциплине «Методика математического развития дошкольников» составлена в соответствии с государственными стандартами к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050704 «Дошкольное образование».
  5. Рабочая программа учебной дисциплины «Основы педиатрии» Специальность

    Рабочая программа
    Рабочая программа по учебной дисциплине «Основы педиатрии» составлена в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования.

Другие похожие документы..