Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Верхнекамское месторождение калийно-магниевых солей является самым уникальным среди крупнейших соляных отложений в мире, прежде всего своей классическ...полностью>>
'Документ'
(Предупреждение читателям, которым труден или не интересен текст про музыкальную акустику: в конце будет практический вывод, который более или менее ...полностью>>
'Документ'
Заслушивание начальников управлений, председателей комитетов, руководителей учреждений и организаций о работе по подготовке к празднованию 30-летия го...полностью>>
'Контрольные вопросы'
Учебно-методический комплекс (УМК) «Экология» разработан для организации самостоятельной работы при изучении данного предмета студентами гуманитарных...полностью>>

Программа развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

Программа развития

муниципального образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №1

г. Данилова Ярославской области

на 2006-2010 гг.

Утверждена на заседании педагогического

совета МОУ СОШ №1 14 декабря 2005г.

Протокол № 3

Содержание

Раздел I. Паспорт программы развития школы.

Раздел II. Информационная справка о школе.

2.1. Общие сведения о школе и контингенте учащихся.

2.2. Приоритетные направления работы.

2.3. Организация образовательного процесса.

2.4. Внешние связи школы.

2.5. Ресурсное обеспечение школы.

2.5.1. Кадровые ресурсы.

2.5.2. Материально-техническая база.

2.5.3. Финансовые ресурсы.

2.6. Традиции школы.

Раздел III. Аналитическое обоснование программы.

3.1. Анализ уровня здоровья и физического развития учащихся

3.2. Анализ уровня развития учащихся, успеваемости, качества знаний.

3.3. Анализ состояния воспитательной системы школы.

3.4. Состояние и продуктивность системы методической работы

3.5. Социальный заказ и ожидаемые результаты развития школы

Раздел IV. Анализ внешних и внутренних факторов.

4.1. Анализ внешних факторов.

4.2. Анализ внутренних факторов.

4.3. Проблемно-ориентированный анализ работы школы и перспективы ее развития

Раздел V. Концепция программы развития школы.

Раздел VI. Стратегия и тактика развития школы.

Раздел VII. План практических мероприятий.

Раздел VIII. Финансовый план.

Раздел I. Паспорт программы

Наименование программы Программа развития муниципального образовательног о

учреждения средней общеобразовательной школы №1

г. Данилова на 2006-2010 годы (далее Программа).

Нормативно-правовая база Закон РФ «Об образовании»; Закон РФ «Об основных

для разработки программы гарантиях прав ребенка»; Конвенция о правах ребенка;

развития школы Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; Концепция профильной школы (приказ Министерства образования РФ № 2783 от 18.07.2002г); Устав муниципального образовательного учреждения.

Основные разработчики Педагогический коллектив МОУ СОШ №1, учащиеся,

программы родители.

Главная цель программы Создание в школе организационно-педагогических, ма-

териально-технических, санитарно-гигиенических и

других здоровьесберегающих условий для умственного,

нравственного, эмоционального и физического раз-

вития личности; для профессионального и жиз-

ненного самоопределения.

Основные задачи программы * повышение качества образования за счет:

-обновления содержания школьного образования;

-формирования новых компетентностей ученика и

учителя;

-создания условий для максимальной реализации

личного потенциала всех участников образова-

тельного процесса;

-широкого использования новых образовательных

технологий;

-использования информационных технологий;

-совершенствования системы предпрофильной

подготовки школьников;

-внедрения новых способов оценивания достижений

учащихся;

-разработки и внедрения комплекса мер по поддержа-

нию здоровья школьников и педагогических

работников школы;

-широкого внедрения здоровьесберегающих технологий

в учебно-воспитательный процесс;

*обеспечение ресурсной базы школы с целью

ее эффективного развития.

Сроки и этапы реализации 2006-2010 гг.

программы

Управление программой Корректировка программы осуществляется педаго-

гическим советом школы. Управление реализацией

программы осуществляется директором и замести-

телями директора по учебно-воспитательной и воспи-

тательной работе.

Раздел II. Информационная справка о школе

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определила основными целями:

  • повышение качества образования;

  • обеспечение доступности образования;

  • сохранение здоровья учащихся;

  • социализация школьников.

Повышение качества образования предполагает не только вооружение учащихся как можно большей суммой знаний, но прежде всего воспитание конкурентоспособной личности, которая может адаптироваться в обществе, в сложной системе социально-экономических отношений; духовно и физически здоровой личности.

Данная программа содержит концептуальные идеи функционирования и развития школы в соответствии с новыми требованиями содержания образования, а также исходя из запросов и интересов участников образовательного процесса и первоочередных проблем, выявленных в ходе анализа учебно-воспитательного процесса, основных положений Концепции школы, реальных возможностей школы, из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья учащихся, об их социальной адаптации и профессиональном самоопределении, об уровне успешности учащихся в учебной и внеучебной деятельности за последние три года.

В качестве основы нашей деятельности станет модель школы, где приоритетом является забота о сохранении интеллектуального, душевного и физического здоровья школьников, развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, творчески мыслящей, информационно грамотной личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества. Определение целей было проведено после тщательного анализа уровня развития школы на момент разработки программы развития.

2.1.Общие сведения о школе и контингенте учащихся

Школа №1 открыта в 1875 году (точных сведений нет). На протяжении многих лет она располагалась в разных зданиях города, с 1980 года находится в здании бывшей школы-интерната, построенном в 1960 году.

Школа находится в центре города, где расположены в основном частные домовладения и проживают в большей степени пожилые люди и люди среднего возраста: пенсионеры, рабочие, служащие. В центре города расположены административные здания, а также библиотеки, районный Дом культуры, музей, детская школа искусств и спортивная школа, рядом со школой – городской стадион. Но обучаются в ней дети не только с центральных улиц, но и из микрорайонов поселка Мелиораторов, улиц Ярославской, Первомайской, Депутатской, а также учащиеся из сельской местности – из четырех начальных школ: Горушенской, Кузьминской, Марьинской, Попковской. Таких детей 82 человека (12%). Подвоз учащихся из сельской местности осуществляется школьным автобусом, городские дети приобретают льготные проездные билеты.

В школе обучается 649 учащихся, объединенных в 29 классов-комплектов, из них:

в начальной школе – 204 человека (10 классов-комплектов),

в основной школе – 351человек (15 классов-комплектов),

в старшей школе – 94 человека (4 класса-комплекта).

Учебный год

Количество учащихся

В том числе

мальчиков

девочек

2003-2004

822

393

429

2004-2005

734

359

375

2005-2006

649

323

326

Количество классов по ступеням

Ступень

Учебный год 2003-2004

Учебный год2004-2005

Учебный год 2005-2006

класс

количество

класс

количество

класс

количество

I

1

2

3

4

3

4

3

3

1

2

3

4

2

3

4

3

1

2

3

4

1

2

3

4

II

5

6

7

8

9

3

3

3

4

4

5

6

7

8

9

3

3

3

3

4

5

6

7

8

9

3

3

3

3

3

III

10

11

2

3

10

11

2

2

10

11

2

2

Итого

35

33

29

Социальный паспорт школы.

В школе обучается 30 нерусских детей, это армяне, азербайджанцы, грузины, езды, цыгане. Большинство учащихся проживают в частных домах и неблагоустроенных квартирах.

В школе обучается 41 ученик со справками о задержке психического развития.

Для них организованы классы VII вида, шести ученикам рекомендовано обучение в классах VIII вида, но они по желанию родителей учатся в общеобразовательных классах.

41 ученик (6%) имеет поведенческие проблемы, 11 человек находятся на внутришкольном контроле, на учете в ИДН – 7 человек.

2.2. Приоритетные направления работы школы.

1. Развитие благоприятной и мотивирующей на учебу атмосферы в школе, обучение школьников навыкам самоконтроля, самообразования.

2. Развитие творческих способностей обучающихся.

3. Работа по развитию одаренности и адаптивных возможностей школьников.

4. Работа по совершенствованию предпрофильной подготовки школьников.

5. Совершенствование процедуры мониторинга обученности школьников с целью повышения качества образования.

6. Проведение работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и привития им навыков здорового образа жизни.

7. Усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование у обучающихся гражданственности, нравственности, трудолюбия, любви к своей Родине.

Учитывая приоритетные направления работы в нашей школе реализуются социальные проекты:

2.3.Организация образовательного процесса

Обучение проводится в одну смену. Режим работы школы: 1-4 класс – пятидневная учебная неделя, в 5-11 классах – шестидневная учебная неделя.

За последние 4 года в связи с демографической ситуацией количество учащихся в школе уменьшилось на 100 человек, количество классов-комплектов – на 7.

Школа включает в себя три ступени.

Первая ступень обучения – начальная школа: продолжительность обучения 4 года, возраст обучающихся – 6,5 лет на 1 сентября. На первой ступени школы реализуются программы по дидактическим системам Л.В. Занкова, «Школа XXI века», «Гармония», традиционная система.

Вторая ступень обучения – основная школа: продолжительность обучения 5 лет. Вторая ступень школы обязательна для всех школьников в возрасте до 15 лет. Основная ее цель – обеспечение высокого уровня социализации учащихся. На второй ступени школьникам предлагается широкий спектр курсов по выбору уже с 5 класса, для учащихся 9-х классов организована предпрофильная подготовка.

Третья ступень обучения – старшая школа: продолжительность обучения 2 года.

На третьей ступени обучения ведется преподавание элективных учебных предметов, целью которых является не только профессиональное самоопределение, но и подготовка школьников к поступлению в высшие и средние учебные заведения.

Учебный план школы создан на основе федерального и регионального Базисного учебных планов, скорректирован с учетом внутришкольных ресурсов, интересов учащихся и специфики школы. Учитывая, что школа реализует программу «Здоровье», а одно из приоритетных направлений работы школы – внедрение здоровьесберегающих технологий и сохранение здоровья школьников, в учебный план 2-8-х классов введен предмет «Здоровый образ жизни», во 2-4 классах ведется курс «Подвижные игры», в коррекционно-развивающем 4-г классе – ритмика. Часы школьного компонента в 5-8 и 10-11 классах использованы для обогащения содержания предметов базового компонента, в частности, на увеличение числа часов на изучение математики, русского языка и литературы, для индивидуальных и групповых занятий.

В 9-х классах организована предпрофильная подготовка школьников. Часы школьного компонента отведены на занятия на курсах по выбору - предметные и ориентационные.

2.4. Внешние связи школы

Укрепляются связи школы с социальными партнерами. Количество ребят, занимающихся в кружках и секциях учреждений дополнительного образования, возросло за два года на 10 % и составляет 214 человек. Однако в связи с отдаленностью нашего микрорайона у наших учащихся нет возможности посещать учреждения дополнительного образования в районе заводского поселка.

2.5. Ресурсное обеспечение школы

2.5.1.Кадровые ресурсы

В школе работает 57 учителей, в том числе 4 совместителя. В коллективе 4 мужчины-педагога. Средний возраст педагогического коллектива – 35 лет, а средний педагогический стаж – 18 лет.

Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» имеет 1 человек; Грамотой Министерства Образования РФ награждены 3 человека. 9 человек имеют звание «Почетный работник общего образования»; 5 человек – «Отличник народного просвещения». Награды в районном конкурсе «Учитель года» получили 3 человека.

Анализ кадрового состава позволяет сделать вывод о том, что коллектив достаточно высокопрофессиональный, сложившийся, имеющий высокий потенциал, положительно влияющий на качество обучения и воспитания школьников.

2.5.2. Материально-техническая база

Школа функционирует в одном здании. Общее количество учебных кабинетов и классных комнат с учетом малых кабинетов для занятий по подгруппам – 33. Имеются два спортивных зала, читальный и актовый залы, библиотека, медицинский блок, включающий кабинет врача, процедурный кабинет, кабинет релаксации, кабинет корригирующей гимнастики, фитобар; есть компьютерный класс площадью 66 кв.м с 11 компьютерами, 7 единиц множительной техники, мультимедиапроектор, в читальном зале собрана богатая видеотека учебных фильмов; кабинет обслуживающего труда и комбинированные мастерские.

В 2004-2005 гг. в школе проведен капитальный ремонт, приобретена новая мебель, оборудование, учебно-наглядные пособия; произошло значительное улучшение условий обучения школьников. (Приложение №1)

2.5.3. Финансовые ресурсы

Муниципальное образовательное учреждение СОШ №1 финансируется согласно нормативно-бюджетному финансированию. Бюджет образовательного учреждения состоит из фонда оплаты труда и фонда материального обеспечения. Все бюджетные средства распределяются строго по статьям. Существуют защищенные статьи: заработная плата, методическая литература, оплата классному руководителю. Остальные финансы распределяется самим образовательным учреждением согласно смете. Кроме текущих расходов существуют так называемые долгосрочные: на содержание здания, ремонт, на мебель и дорогостоящее оборудование.

2.6.Традициями школы являются:

  • открытость образовательного процесса;

  • стремление педагогического коллектива оказывать поддержку всем участникам образовательного процесса;

  • организация непрерывного образования учащихся;

  • признание любых позитивных изменений в процессе и результатах деятельности в качестве достижений ученика;

  • уважение к личности ученика и педагога;

  • проведение традиционных школьных праздников: посвящение в первоклассники,

праздничный концерт в честь Дня учителя, Дни здоровья, Новогодние праздники,

праздник «Мужскою доблестью и славой сильна российская земля», Вахта памяти, Последний звонок, Выпускной вечер, многолетние дружеские связи с отрядом космонавтов Звездного городка.

Раздел III. Аналитическое обоснование программы

С 2002-2003 учебного года в школе создана система работы по формированию здорового образа жизни. На уровне школы в этом направлении решаются следующие задачи:

  • создание условий для сохранения здоровья школьников;

  • формирование у учащихся навыков здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью;

  • не допускать ухудшения здоровья детей в период их обучения в школе;

  • достичь допустимого уровня здоровья.

3.1. Уровень здоровья и физического развития учащихся.

Распределение учащихся по группам здоровья

20 учащихся отнесены по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А», 4 человека – в СМГ «Б».

3.2. Анализ уровня развития учащихся, успеваемости, качества знаний.

Крайне важной является деятельность школы по вооружению учащихся базовыми знаниями, по предупреждению неуспеваемости. Можно сделать вывод о положительной динамике в решении вопроса о предупреждении неуспеваемости и второгодничества (см. далее таблицу). Следует отметить, что качество обученности по школе за последние три года остается стабильным.

Сравнительный анализ успеваемости и качества знаний в 5-11 классах

2002-2003 учебный год

2003-2004 учебный год

2004-2005 учебный год

11 классы качество 22,4%

успеваем.100%

10 классы качество 24%

успеваем. 100%

10 классы качество 14%

успеваем. 100%

9 классы качество 16,6%

успеваем. 100%

9 классы качество 17,8%

успеваем. 99%

9 классы качество 17%

успеваем. 99%

8 классы качество 21,4%

успеваем. 100%

8 классы качество 19,6%

успеваем. 96,7%

8 классы качество 25%

успеваем. 92%

7 классы качество 18,5%

успеваем. 98,9%

7 классы качество 24,6%

успеваем. 98,7%

7 классы качество 27%

успеваем. 92%

6 классы качество 25%

успеваем. 96,3%

6 классы качество 37,2%

успеваем. 98,7%

6 классы качество 24%

успеваем. 98%

5 классы качество 35,9%

успеваем. 96,2%

5 классы качество 25%

успеваем. 98,4%

5 классы качество 35%

успеваем. 97%

Анализ качества знаний по школе по образовательным областям

Образовательная

область

2004-2005 уч. год

2003-2004 уч. год

2002-2003 уч. год

Филология:

Русский язык

Литература

Иностранный язык

49,2%

45,8%

48,8%

Математика

ОИиВТ

44%

31,7%

45,1%

Естествознание:

Биология

Физика

Астрономия

Химия

46,9%

46,4%

44,5%

Обществознание:

Природоведение

История

Обществознание

География

Экономика

54,7%

52,1%

73,6%

Технология, черчение

74,5%

79%

75,3%

Искусство:

Изо

Музыка

МХК

69,7%

82,1%

83,7%

Физкультура

71,9%

79%

74,2%

Результаты ЕГЭ по математике за 3 года

Учебный

год

Количество

выпускников

Сдали на

«5» «4» «3» «2»

2002-2003

47

1

2%

15

32%

23

49%

8

17%

2003-2004

74

2

3%

30

41%

33

45%

9

12%

2004-2005

47

7

14,9%

6

13%

19

40%

15

32%

Анализ промежуточной аттестации в переводных классах и итоговой аттестации выпускников основной и средней школы показывают, что все учащиеся овладели базовыми стандартами по всем предметам учебного плана, однако уровень качества остается удовлетворительным. Недостаточно высокие результаты учащиеся нашей школы показывают на ЕГЭ по математике и на районных предметных олимпиадах.

Не было победителей в течение трех лет в районных олимпиадах по физике, химии, иностранному языку, биологии, истории, литературе. Причиной такого положения является слабая работа коллектива со способными, талантливыми учениками, мотивированными на учебу, недостаточная внеурочная деятельность по предметам, слабая проектная, исследовательская деятельность учащихся, способствующая умственному развитию и самостоятельной познавательной деятельности школьников. Высокий уровень учебной мотивации наблюдается лишь у 47% школьников, средний - у 29 %школьников, у 24% - низкий.

3.3. Анализ состояния воспитательной системы школы.

Вся воспитательная работа в школе сориентирована на формирование духовно-нравственных ценностей человека, которому суждено жить и трудиться в ХХI веке. Педагогический коллектив, решая воспитательные задачи, формирует ценностный потенциал личности: чувство любви к своему городу, осознанность активного гражданина, чувство дружбы, товарищества, чуткость, отзывчивость, активность в общественных делах, формирует навыки здорового образа жизни и сознательное отношение к здоровью и т.д.

Творческие конкурсы, большое количество спортивных соревнований, смотр художественной самодеятельности, интеллектуальные марафоны, игра «Звездный час», школьный конкурс «Ученик года», научно-практическая конференция старшеклассников позволяют многим школьникам раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои способности и возможности.

Успешно работает школьный драматический кружок, в котором занимается более 20 учащихся разных классов. Театральный коллектив радует своими постановками не только в своей школе, но и на сцене районного Дома культуры.

Учащиеся школы принимают активное участие во всех районных мероприятиях, занимая призовые места.

За последние два года активизировалась спортивно-массовая работа с учащимися. Большой популярностью пользуются школьные олимпийские игры, соревнования по баскетболу, волейболу, веселые старты, Дни здоровья. Физкультурно-оздоровительная работа, которая проводится с учащимися, является составной частью учебно-воспитательной работы и включает выполнение общественной нагрузки, культурный отдых на основе оздоровительных мероприятий и физического совершенствования школьников. Удовлетворенность учащихся физкультурно-оздоровительной работой в школе, по данным мониторинга, возросла с 43% (2003г.) до 74% в 2005 г.

По данным диагностики учащихся по отношению к школе отмечается рост достаточного воспитательного эффекта школьных мероприятий с 54% (2004г) до 78%, положительного отношения к школе с 84% (2004г) до 90%.

Ежегодно в течение трех лет проводится мониторинг уровня воспитанности школьников (по Н.П. Капустину). Оценка проводится учителями, родителями, одноклассниками. На высоком уровне такие качества воспитанности, как: уважение к общественной и государственной собственности, выполнение Устава школы, правил школьника, желание и умение трудиться не только для себя, но и для других, владение грамотной, культурной речью, уровень сформированности самостоятельности.

Уровень воспитанности по школе составил: в 2002-2003 учебном году –80%, в 2003-2004 учебном году – 84%, в 2004-2005 учебном году - 88%.

Проводится диагностика удовлетворенности родителей образовательным процессом в школе. Индекс удовлетворенности образовательным процессом в школе по сравнению с 2003 годом значительно увеличился и составляет 79,56% (в 2003 году – 68,9%).

3.4. Состояние и продуктивность системы методической работы

Научно-методическая работа строится на базе Основных направлений модернизации образования. Ведущими направлениями научно-методической работы являются:

  • освоение новых образовательных технологий;

  • изучение и внедрение передового педагогического опыта педагогов своей школы и лучших педагогов города и района;

  • повышение квалификации педагогов через самообразование и посещение курсов повышения квалификации в ИРО;

  • помощь администрации в осуществлении контроля качества преподавания учебных дисциплин;

  • оказание методической помощи учителям в учебно-воспитательной работе и совершенствовании ими своего педагогического мастерства;

  • оказание методической помощи учителям в создании авторских программ и реализации их в учебно-воспитательном процессе;

  • создание банка мониторинговых исследований по определению результативности образовательного процесса.

В соответствии с методической темой школы выбраны темы работы МО и самообразования учителей. На проводимых заседаниях обсуждались итоги результативности обучения по четвертям, формы проведения итогового и промежуточного контроля, проводилась экспертиза программ курсов по выбору для учащихся, экзаменационных материалов. За три последних года на различных целевых, проблемных курсах и методических семинарах, курсах повышения квалификации учителей в институте развития образования обучались 70% педагогов школы. Повысили свою квалификационную категорию 10 человек.

Тем не менее, в соответствии с меняющимися требованиями модернизации образования, выполнением стоящих перед школой задач необходимо совершенствовать систему методической работы в школе, повышать ее эффективность, больше внимания уделять инновационной деятельности, изучению и внедрению в образовательный процесс новых продуктивных образовательных технологий, способствующих здоровьесбережению школьников, диагностике работы членов методических объединений, изучению индивидуальных стилей педагогической деятельности учителей, развитию исследовательской и проектной деятельности, способам повышения учебной мотивации школьников.

3.5.Социальный заказ и ожидаемые результаты развития школы

Социальный заказ – это спрогнозированный комплекс общих требований общества к выпускнику школы.

Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа образовательному учреждению. Это:

  • государство;

  • учащиеся;

  • их родители;

  • педагогическое сообщество.

С точки зрения государства к числу приоритетов совершенствования школьного образования относятся следующие направления:

  • повышение качества образования;

  • оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся;

  • создание условий для профессионального самоопределения обучающихся;

  • обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребенка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого школьника;

  • информатизация образовательной практики, формирование функциональной информационной грамотности выпускников как основы информационной культуры личности.

Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися и родителями). Они видят свое образовательное учреждение как открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех участников образовательного процесса, как школу с комфортными для здоровья условиями.

Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила:

  • возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) общего образования;

  • качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения высшего и среднего профессионального образования;

а также создала условия для:

  • сохранения и укрепления здоровья детей;

  • удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников;

  • формирования информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями;

  • организации интересного досуга детей.

Учащиеся хотят, чтобы в школе:

  • было интересно учиться;

  • имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации;

  • была возможность получить качественное среднее образование;

  • имелись условия для освоения современных информационных технологий.

Педагоги ожидают:

  • создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;

  • улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;

  • создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.

По результатам анкетирования видно, что возросла степень удовлетворенности учащимися учебно-образовательным процессом с 69% до 79% по сравнению с 2003 годом.

Вместе с тем выявлены следующие проблемы, на разрешение которых должна быть направлена программа развития школы:

  • усиление индивидуально-личностного подхода;

  • организация методической работы в школе с учётом современных требований к ней;

  • современные требования к информатизации образовательного процесса и повышение уровня подготовленности педагогических кадров к этой работе.

  • действительное состояние здоровья школьников, сформированность навыков здорового образа жизни на основе требований Программы модернизации образования.

Раздел IV. Анализ внешних и внутренних факторов

4.1. Анализ внешних факторов

Политические, экономические, социальные, идеологические преобразования, происходящие в нашем обществе, требуют формирования и развития личности нового типа – экономически грамотной, творчески мыслящей, соответствующей требованиям рыночной экономики, ответственной и дисциплинированной. При этом важно предвидеть возможную сферу будущей деятельности.

К сожалению, многие выпускники школы пребывают в неопределенном положении, решая вопросы жизненного самоопределения. Все это вызывает настоятельную необходимость в организации образовательного процесса с учетом новых социально-экономических реалий.

Необходимость разработки данной Программы развития школы определяется из анализа как внешних, так и внутренних факторов.

Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных целях школы, задает новые требования к ступеням школьного образования в целом: четырехлетняя начальная школа; относительная завершенность общего образования в основной школе; возможность индивидуального выбора профиля учащимися на старшей ступени школы. В Ярославской области региональная система образования рассматривается как одно из основных условий развития региона и средство удовлетворения образовательных потребностей обучающихся и в целом характеризуется:

- стабильностью и устойчивостью;

- наличием необходимой нормативной и правовой базы для функционирования и развития образовательных учреждений;

- развитием процессов гуманизации образования и демократизации управления;

- наличием дополнительных региональных социальных гарантий для работников образования;

- государственной поддержкой инновационных процессов как на уровне управления системой, так и на уровне образовательных учреждений;

- наличием региональной системы психолого-педагогической поддержки образования;

- в целом положительной оценкой населением и Администрацией области деятельности учреждений региональной системы образования.

Из приоритетов сферы образования предметом первоочередной заботы становится реализация подпрограмм социальной поддержки и реабилитации детей и подростков. Становится определяющей социальная направленность в деятельности школы. Она все больше внимания уделяет работе в режиме реабилитации, коррекции развития и социальной помощи детям и подросткам. Осуществляется психологическое обеспечение педагогической деятельности.

За последние несколько лет в экономике и социуме Ярославского региона произошли существенные изменения:

- обозначилась диспропорция в экономическом и социальном развитии городских и сельских районов области, сохраняется высокий уровень безработицы, происходит поляризация жизненного уровня различных групп населения;

- изменилась демографическая ситуация: падение рождаемости, снижение числа практически здоровых детей, увеличение смертности среди населения области, особенно в сельской местности, и, как следствие, - прогрессирующее сокращение числа учащихся и высвобождение учителей в сфере образования;

- наметились тенденции к изменению традиционных ценностей центральной полосы России: потребности значительной части молодежи направлены на удовлетворение личных интересов, коллективизм постепенно вытесняется индивидуализмом.

В то же время следует отметить, что значительное количество учащихся имеет низкую мотивацию учения. Высок субъективизм в оценке знаний учащихся. В образовательном процессе преобладают репродуктивные технологии обучения, учащиеся находятся в позиции «объекта», что не позволяет им осуществлять выбор поведения, содержания образования, видов деятельности, ставить цели и использовать для из достижения адекватные средства.

Повышение квалификации педагогических работников не приводит к значительному изменению в результативности их деятельности. Сама аттестация часто служит только одним из средств социальной защиты учителей. Продолжается старение педагогических кадров образовательных учреждений. (Приложение №2)

    1. Анализ внутренних факторов

Школа, как и все наше общество в целом, претерпевает глубокие преобразования, но, как и прежде, её главная задача – подготовить дееспособного человека, умственно, нравственно, эмоционально и физически развитого, который не потеряется в лабиринтах современных экономических отношений, но и сможет успешно реализовать свой потенциал в любой профессии, какую бы он не выбрал.

Проведя SWOT – анализ современного состояния образовательной системы школы, мы определи ее основные конкурентные преимущества. К их числу следует отнести:

  • учебные планы и программы направлены на создание условий для развития способностей и интересов учащихся;

  • достаточно высокий и стабильный кадровый потенциал;

  • квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу в инновационном режиме;

  • значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию и освоению новых образовательных технологий;

  • возрастающий авторитет школы в окружающем социуме;

  • достаточно развитую материальную базу;

  • наличие материальной базы для медицинского обслуживания и оздоровления учащихся: кабинеты врача и медсестры, процедурного, корригирующей гимнастики, психологической разгрузки, фитобар; тесная связь в вопросах оздоровления школьников с детской районной больницей;

  • внедрение технологий здоровьесбережения в учебно-воспитательный процесс;

  • обучение в одну смену;

  • качественную начальную подготовку, позволяющую школьникам добиваться преимущественно хороших результатов в основной и старшей школе;

  • педагогическая поддержка каждого ребенка независимо от его успехов в учении; уважение к учащимся;

  • расположение школы в центре города, наличие близлежащих учреждений дополнительного образования, культуры;

  • укомплектованность педагогическими кадрами. (Приложение №3)

4.3. Проблемно-ориентированный анализ работы школы и перспективы ее развития

Изучая возможности реализации основных направлений развития школы, нами были выявлены основные проблемы образовательного учреждения и определены способы их решения.

Проблемы

Способы решения

1.Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса

Недостаточная осведомленность педагогов об основных направлениях модернизации школьного образования.

Создание такого информационного пространства в школе, которое будет способствовать повышению не только информированности педагогов, но и их профессиональной компетентности.

Приоритет традиционных форм и методов организации образовательного процесса в школе, низкий процент использования инновационных технологий обучения.

Обучение педагогов новым образовательным технологиям, их внедрение в практику работы педагогов.

Недостаточная подготовка педагогов по организации предпрофильной подготовки, разработке авторских программ курсов по выбору для учащихся девятых классов и элективных курсов для старшей школы.

Организация годичной команды педагогов и классных руководителей девятых классов, разработка системы курсов по выбору и элективных курсов, разработка собственных методических рекомендаций по организации образовательного процесса в ходе предпрофильной подготовки школьников.

Проблема использования традиционной системы оценивания (5-балльной) учебных достижений учащихся.

Поиск новых подходов к оцениванию учебных достижений школьников, внедрение «Портфолио».

Сложность апробации новых учебно-методических комплексов.

Повышение квалификации учителей, работающих по новым учебно-методическим комплексам.

2.Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса.

Личностный рост учителя. Повышение профессионализма педагогов как условие личностной самореализации в рамках культурно-образовательного пространства школы.

Необходимость повышения уровня знаний современной педагогики и психологии.

Повышение компетентности педагогов в процессе их включения в научно-исследовательскую работу; консультирование учителей; сопровождение профессионально-педагогической деятельности педагогов.

Узкопредметная направленность деятельности многих учителей, отсутствие стремления интегрировать свою деятельность и создавать совместные творческие проекты.

Мотивация на разработку индивидуальных и совместных творческих проектов в рамках методических объединений, их защита

Проблема повышения готовности учителей к реализации технологий сотрудничества.

Освоение и внедрение на практике технологий личностной ориентации, сотрудничества, диалога.

Личностный рост учащихся. Создание в рамках школы культурно-образовательного пространства как условие личностной самореализации и проявления детских инициатив.

Унификация содержания и форм деятельности учащихся, ориентация на «среднего» ученика.

Внедрение технологий дифференцированного обучения, развивающего обучения.

Проблема перехода от использования репродуктивных форм организации учебной деятельности учащихся к активным формам организации учебной деятельности.

Внедрение активных форм организации учебной деятельности: проектного обучения, дидактических игр, портфолио.

Знаниеориентированный подход к содержанию образования и оценке учебных достижений учащихся.

Оценивание результатов обучения не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и по совокупности компетенций и личностных качеств, приобретенных школьниками.

Создание возможности свободного выбора и самореализации в образовательном процессе школы.

Внедрение вариативных программ, учебников, технологий, расширение спектра образовательных услуг.

3..Внедрение и дальнейшее совершенствование технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Недостаточная психологическая подготовка учителя.

Психологическое сопровождение деятельности учителя, включающее консультирование по вопросам организации диагностики и мониторинга различных аспектов профессиональной деятельности педагогов; информирование учителей о результатах психологических исследований в школе.

Недостаточная работа педколлектива по формированию здорового образа жизни учащихся.

Принятие педагогическим коллективом категории здоровья как профессиональной и личностной ценности. Повышение информированности и технологической грамотности учителя в вопросах здоровьесбережения.

Недостаточная материальная база для создания необходимого здоровьесберегающего пространства и стимулирования условий, обеспечивающих, обеспечивающих физическое развитие школьников.

Развитие спортивной базы школы. Совершенствование в рамках школы целостной здоровьесберегающей среды, охватывающей физический, психический, нравственный аспекты жизни школьников.

Необходимость создания программ по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Изучение методических рекомендаций по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся; разработка пакета диагностических методик и методических материалов по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках предпрофильной подготовки.

Недостаточная преемственность в системе «Детский сад – школа» и ступенями средней школы.

Разработка программы «Преемственность», установление тесных связей с дошкольными учреждениями.

Раздел V. Концепция развития школы

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Главная идея, положенная в основу концепции развития школы – формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды.

Стратегической целью развития образовательной системы школы является создание условий для становления творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и социальном уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру, ведущей здоровый образ жизни, знающей и любящей отечественную культуру, способной ее достойно наследовать и преумножать.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  • создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;

  • предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности;

  • оптимизировать систему валеологического и психологического сопровождения учебного процесса, создать условия для физического развития личности, ведущей здоровый образ жизни в контексте отечественной духовной традиции;

  • разработать эффективный механизм согласования целей и преемственности между блоками: начальная - средняя, неполное - полное среднее образование;

  • оптимизировать систему дидактического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

  • создать условия для установления прочных интеграционных связей между системой основного и дополнительного образования;

  • создать эффективную, постоянно действующую систему непрерывного образования педагогов и привлечь к работе специалистов ИРО г. Ярославля.

В основу организации жизнедеятельности школы мы положили следующие принципы:

    1. Принцип личностного подхода.

    2. Принцип реальности.

    3. Принцип гуманности.

    4. Принцип демократичности.

    5. Принцип научности.

    6. Принцип природосообразности.

    7. Принцип эффективности социального взаимодействия.

1. Принцип личностного подхода.

Согласно современным представлениям, его основными сторонами являются:

  • ценность личности, заключающаяся в самоценности ребенка;

  • уникальность личности, состоящая в признании индивидуальности каждого ребенка;

  • приоритет личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума;

  • субъективность учебно-воспитательного процесса, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни;

  • самореализация – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей;

  • социализация – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни;

  • адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;

  • индивидуализация – развитие индивидуально-неповторимого потенциала личности.

2. Принцип реальности предполагает тесную координацию целей и направлений воспитания и обучения с объективными тенденциями развития жизни общества, развития у учащихся качеств, которые позволяют ей успешно адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни.

В этой связи особое значение приобретают воспитание правовой и политической культуры личности на основе знания современного законодательного процесса, государственного устройства общества, конституционных прав, свобод и обязанностей.

3. Принцип гуманности, предполагающий

  • создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка, педагога;

  • формирование в школе действенной альтернативы тем тенденциям развития современной цивилизации в целом и российского общества в частности, которые разрушают человеческую личность (обстановка нетерпимости, насилия, экстремизм, жестокость, грубость, хамство, несправедливость в отношениях между личностями, народами, нациями);

  • развитие таких ценностей и приоритетов, как сохранение и развитие жизни на Земле, разумное отношение к природным богатствам государства;

  • формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, правдивости, честности, совестливости, порядочности;

  • создание действенной службы социально – педагогической и психологической помощи школьникам.

4. Принцип демократичности, предполагающий организацию всей школьной деятельности на основе подходов, противоположных авторитарности, бюрократии, с одной стороны, и анархической вседозволенности – с другой, реализуется в системе обучения и воспитания через:

  • разработку системы локальных актов, определяющих содержание, цели, по определенным направлениям деятельности в школе;

  • создание отношение в коллективе, на основе взаимного уважения прав и свобод учителей, учеников, родителей;

  • разработку и внедрение в школе ученического самоуправления, кодексов, уставов и правил поведения, устанавливающих взаимную ответственность членов коллектива в осуществлении личных прав и свобод;

  • развитие коллективных и коллегиальных начал управления и самоуправления школой с равноправным участием педагогов, родителей, учащихся; постепенная передача полномочий администрации и педагогического коллектива детскому коллективу в работе по организации жизни школы, класса;

  • развитие гражданской инициативы, приобретение практического опыта участия в современных демократических процессах.

5. Принцип научности, предполагающий:

  • развитие у учащихся современного научного мировоззрения, понимание места и роли человека в мире, в обществе;

  • создание эффективной системы научно – методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции.

6. Принцип природосообразности предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что учащихся обучают и воспитывают сообразно их полу, возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя.

7. Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает формирование навыков социальной адаптации, самореализации.

Миссия школы

При формировании концепции будущей школы мы учитывали необходимость реализации стратегии модернизации школьного образования и важности удовлетворения запросов со стороны участников образовательного процесса – учащихся, их родителей и педагогов.

Процесс развития школы должен способствовать повышению конкурентоспособности школы, обретению ею своего собственного «лица». Учитывая наработки школы в направлении использования технологий здоровьесбережения, социальные заказы школе, значимость здоровья и здорового образа жизни как условия благополучного существования человека, существующую материальную базу школы, мы пришли к выводу о необходимости создания «Школы содействия здоровью и развитию». Исходя из этого мы стремимся создать такое образовательное пространство, которое позволит обеспечить получение каждым учащимся качественного образования в соответствии с его индивидуальными способностями, возможностями и потребностями; где приоритетом является забота о сохранении интеллектуального, душевного и физического здоровья школьников, развитии способностей каждого ученика, его подготовка к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества.

Идеальная модель выпускника школы №1 - это носитель национальных и общечеловеческих традиций, чувства патриотизма, любви к России, высоких гражданских ценностей. Он руководствуется в своих действиях нравственными принципами, свободен от конъюнктурных влияний в выборе поведения, ответственен перед совестью.

Стремится к творческому самоутверждению и самовыражению, созданию материальных и духовных благ во имя и во благо своего Отечества. Он заботится об охране природы, нравственной чистоте общества. Такой человек непримирим к злу в любых его проявлениях: войне, кровопролитию, национальной розни, преступности, несправедливости, но способен всегда встать на защиту рубежей своей Родины.

Учитывая основные ценности и цели школы, а также содержание ее социально-педагогической миссии, наиболее целесообразным представляется выбор модели выпускника, соответствующий следующим ожиданиям основных субъектов образования.

Модели выпускников

 

Направления

Критерии

Начальная 1 – 4

Основная 5 – 9

Средняя (полная)

10 – 11

Гражданские качества

- знание своих прав и обязанностей;

- долг и ответственность перед семьей и школой;

- осознанность своих поступков;

- патриотизм;

- правдолюбие.

- знание своих прав и обязанностей;

- любовь к родному городу, государству;

- любовь к природе, охрана ее;

- уважение к традициям народа;

- иметь свое мнение, уметь принимать решение, независимость убеждений.

- знание своих прав и обязанностей, умение их отстаивать;

- активная гражданская позиция;

- умение ориентироваться в общественно-политической жизни страны;

- принципиальность;

- патриотизм;

- воспитание национального самосознания.

Нравственные качества

- понятие чести, достоинства;

- выдержка;

- умение жить в коллективе;

- взаимопонимание и взаимовыручка.

- доброта;

- милосердие;

- взаимовыручка;

- честность;

- порядочность;

- понимание другого человека;

- уважение к старшим;

- здоровый образ жизни;

- уважительное отношение к чужому труду;

- гуманизм;

- любовь к школе;

- обязательность.

- гуманизм;

- честность;

- бескорыстность;

- справедливость;

- трудолюбие;

- самоуважение;

- порядочность;

- доброжелательность.

Интеллектуальные способности

- сформированный запас ЗУН;

- использование ЗУН на практике;

- понимание, что учеба – это труд.

- стремление к познанию;

- расширение своего кругозора;

- умение анализировать;

- самостоятельность мышления;

- любознательность;

- способность к самообразованию.

- эрудированность;

- умение применять знания в жизни;

- владение новыми информационными технологиями;

- творческий подход к делу;

- самокритичность;

- способность к самосовершенствованию.

Общая культура

- приобщение к ценностям своего народа, традициям, обычаям;

- чувство прекрасного;

- внешний опрятный вид.

- культура поведения;

- приобретение навыков этикета;

- приобщение к художественным ценностям;

- знание норм морали;

- уважительное отношение к прошлому.

- владение нормами морали и культурного поведения;

- знание общечеловеческих ценностей;

- культура общения;

- культура умственного труда.

Раздел VI. Стратегия и тактика развития школы

Исходя из поставленной цели, выдвигаются следующие направления деятельности, связанные с дальнейшим развитием школы.

Направление 1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса

Цель: совершенствование образовательного процесса, создание максимальных условий для получения каждым учеником качественного образования, подготовки его к полноценному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности.

Задачи

Условия и способы решения поставленных задач

1.Обновление содержания школьного образования.

1.Внедрение новых учебно-методических комплексов.

2.Совершенствование системы предпрофильной подготовки.

3.Разработка системы курсов по выбору в 9-х и 10-11 классах.

4.Разработка программ курсов по выбору для учащихся 9-х и 10-11 классов.

5.Повышение квалификации учителей, работающих по новым УМК.

6.Повышение квалификации учителей, осуществляющих пред-

профильную подготовку.

7.Осуществление перехода на БУП 2004 года.

8.Развитие взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных связей.

2.Внедрение новых образовательных технологий.

1.Изучение современных образовательных технологий.

2.Использование технологии проектной деятельности на всех ступенях школы.

3.Создание широкого проектного пространства с включением в него предметов как гуманитарного, так и естественно-математического циклов:

  • внедрение практики создания проектов на междисциплинарной основе, общешкольных проектов по тематике, формирующей социальную и социокультурную компетенции;

  • проведение школьных научно-практических конференций педагогов и школьников.

3.Совершенствование системы предпрофильной подготовки.

Организация профориентационной работы в школе.

1.Совершенствование средств и способов диагностики наклонностей и интересов учащихся, способностей их к определенным видам деятельности.

2.Создание системы диагностики результативности предпрофильной подготовки школьников.

3.Создание программы психолого-педагогического сопровождения учащихся предпрофильных классов.

4.Разработка и внедрение программы профориентационной работы в школе.

4.Внедрение новых способов оценивания учебных достижений школьников.

1.Поиск и адаптация новых подходов к оцениванию учебных достижений школьников.

2.Включение в содержание обучения методов самоконтроля и самооценивания.

3.Приведение в соответствие требованиям и процедуре Единого Государственного Экзамена форм и методов текущей аттестации школьников.

4.Разработка системы оценивания учебных достижений учащихся по курсам по выбору для учащихся 9-х и 10-11 классов.

5.Внедрение системы оценивания учебных и внеучебных достижений учащихся «Портфолио» со ступени начальной школы.

5. Повышение мотивации обучения учащихся

1.Активизация познавательной деятельности, развитие общих и индивидуальных способностей.

2.Формирование научного стиля мышления, который являясь устойчивым качеством личности, выступает как важный компонент ее мировоззрения, как необходимое условие самообразования.

3.Развитие потребности к самосовершенствованию, формирование способности к самостоятельному добыванию знаний.

4. Вовлечение учащихся в кружки и секции по интересам на базе школы и учреждений дополнительного образования.

Направление 2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса

Цель: достижение положительной динамики развития личностных качеств и ключевых компетенций учащихся и профессиональной компетентности педагогов, способствующих общественной и профессиональной жизнедеятельности

Задачи

Условия и способы решения поставленных задач

1.Осуществление курсовой подготовки и переподготовки учителей.

1.Организация курсов повышения квалификации педагогов по современным образовательным технологиям.

2.Обучение педагогов на курсах повышения квалификации по новым УМК.

2.Профессиональное развитие педагогов.

1.Диагностика потребностей педагогических кадров в повышении своей квалификации, оценка профессиональных затруднений учителей.

2.Работа педагогов над темами самообразования.

3.Организация работы мастер-классов.

4.Организация методических фестивалей.

5.Разработка индивидуальных и совместных творческих проектов в рамках методических объединений и их защита.

6.Совершенствование системы внутришкольного контроля.

7.Информирование педагогов о результатах психологических исследований.

8.Проведение внутришкольных конкурсов учителей и участие в муниципальном конкурсе «Учитель года».

9.Проведение занятий, направленных на улучшение психологического состояния учителей.

10.Обучение педагогов методикам проведения диагностик здоровья, психофизических показателей, удовлетворенности школьной жизнью, нравственных характеристик и т.д.

11.Формирование у школьников, педагогов и родителей потребности в психологических знаниях и желания использовать их в своей деятельности.

12.Консультирование учителей по вопросам создания рабочих программ по предметам.

13. Создание комфортные здоровьесберегающие условия для повышения профессионального мастерства, через обеспечение оптимальной нагрузки, совершенствование методической работы.

14. Совершенствование системы поощрения творчески активно работающих сотрудников.

3.Внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху.

1.Совершенствование методов оценивания достижений учащихся школы.

2.Предоставление учащимся реальных возможностей для участия в общественных и творческих делах, олимпиадах, соревнованиях, интеллектуальных марафонах.

3.Повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания.

4.Развитие ученического самоуправления.

5.Деятельность школьной психологической службы:

  • определение готовности детей к обучению в школе;

  • психолого-педагогическая диагностика адаптации учащихся 1-х классов к обучению в школе, 5-х и 10-х классов к новым условиям обучения.

Выявление индивидуальных особенностей учащихся:

  • индивидуальные консультации участников образовательного процесса (по запросам);

  • семинары по проблемам педагогического общения;

  • развивающие занятия для школьников;

  • коррекционные занятия с детьми из «группы риска»;

  • тренинги по развитию коммуникативных навыков учащихся.

6.Реализация программы «Преемственность».

7.Развитие системы дополнительного образования.

4.Подготовка учителей к использованию информационных технологий в образовательном процессе и формированию функциональной информационной грамотности учащихся школы.

1.Освоение всеми педагогами школы персональных компьютеров и информационными технологиями.

2.Внедрение информационных технологий в образовательную практику.

3.Целенаправленная работа по формированию функциональной информационной грамотности учащихся.

5.Создание банка программно-методических, ресурсных материалов.

1.Совершенствование материально-технической базы школы, обеспечивающей информатизацию образовательного процесса.

2.Создание банка программно-методических материалов.

3.Подключение к сети Интернет и использование ее возможностей в обучении различным учебным дисциплинам.

4.Подбор мультимедиа-программ, учебников для эффективной работы по внедрению информационных технологий в образовательный процесс школы.

5.Создание единого информационного пространства школы.

6.Совершенствование технического оснащения образовательного процесса.

Направление 3. Внедрение и дальнейшее совершенствование здоровьесберегающих технологий и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся

Цель: формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни, воспитание у учащихся потребности к ведению здорового образа жизни, создание в школе максимальных условий для сохранения здоровья.

Задачи

Условия и способы решения поставленных задач

1.Создание службы

медико-психолого-социально-педагогического сопровождения учащихся.

Разработка технологий медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

1.Реализация программы «Здоровье».

2.Сотрудничество школы с центральной районной больницей в решении проблем реабилитации здоровья учащихся и организации работы по здоровьесбережению.

3.Повышение информированности и технологической грамотности учителей в вопросах здоровьесбережения.

4. Повышение квалификации педагогических кадров школы по организации работы, связанной с оздоровлением учащихся.

5.Усиление здоровьесберегающего компонента в системе занятий физкультурой и спортом.

6.Обеспечение профилактики школьной дезадаптации учащихся.

7.Учет закономерностей психического развития детей.

8.Создание благоприятной психологической среды в школе.

9.Формирование у обучающихся и воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию.

10.Работа подготовительной к школе группы.

11.Создание базы данных о детях, нуждающихся в социальной и медико-психолого-педагогической поддержке и отработка механизмов оказания такой помощи и поддержки.

12. Координирование действий школы и семьи в организации различных форм работы по пропаганде здорового образа жизни, формированию стереотипов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

2.Мониторинг динамики психофизического развития учащихся и условий для сохранения и развития здоровья школьников.

1.Разработка базового комплекта психологических методик оценки психологического развития детей

2.Разработка системы критериев и показателей качества работы педагогов и специалистов социально-психологической службы по реализации идей здоровьесбережения в школе

3.Организация мониторинга состояния здоровья школьников

4.Разработка системы критериев и показателей для качественной и количественной оценки здоровьесберегающей деятельности школы.

5.Организация мониторинга здоровьесберегающей среды в школе.

3.Создание здоровье-

сберегающей среды в школе.

1.Превращение образовательной среды в реабилитационно-оздоровительную и просветительскую с целью создания единого адаптационного пространства, соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью.

2.Проведение мероприятий, снижающих риск возникновения различных заболеваний школьников:

  • поиск оптимальных путей предъявления информации и ее усвоения школьниками; реализация межпредметных связей;

  • рациональная организация образовательного процесса;

  • использование личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания;

  • включение в учебный план предметов «Подвижные игры», «ЗОЖ», «Самосовершенствование личности» и др.

  • организация физкультурно-оздоровительной работы;

  • просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;

  • организация и контроль обеспечения сбалансированного питания учащихся;

  • лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников;

  • использование оздоровительных методик , регулирующих двигательную активность, и приемов реабилитации умственной и физической работоспособности;

  • совершенствование обучения школьников по методике В.Ф.Базарного.

3.Развитие дополнительного образования, привлечение максимального количества учащихся к занятиям в спортивных секциях.

4.Укрепление материальной базы для обеспечения условий здоровьесбережения школьников и проведения профилактической работы (оборудование тренажерного зала, массажного кабинета, приобретение приборов для физиотерапии).

5.Организация работы групп продленного дня.

6.Широкое привлечение института семьи к здоровьесберегающей работе.

Направление 4. Совершенствование системы взаимодействия и сотрудничества с семьей и социумом.

Цель: расширение условий для взаимодействия семьи и школы с целью формирования активной педагогической позиции родителей, активного участия в воспитании своих детей

Задачи

Условия и способы решения поставленных задач

Повышение заинтересованности родителей и социума во взаимодействии со школой.

1. Формировать систему педагогических лекториев, индивидуальных консультаций с психолого-педагогической службой, тематических родительских собраний, дней «открытых дверей», общешкольных собраний, конференции.

2. Повышение психолого-педагогических знаний родителей через курсы, лектории, конференции, открытые уроки, групповые мероприятия, индивидуальные консультации.

3. Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс через родительские собрания; организации кружков, секций, клубов, совместные творческие дела; помощь в укреплении материально-технической базы; индивидуальное шефство над неблагополучными семьями.

4. Участие родителей и общественности в управлении школой через Совет школы, родительский комитет.

Направление 5. Развитие материально-технической базы школы

Цель: совершенствование материально-технического обеспечения образовательного учреждения .

Задачи

Условия и способы решения поставленных задач

Расширение материально-технической базы, для удовлетворения образовательных потребностей всех субъектов образовательного процесса.

  1. Совершенствовать качество системы образования, оснащая кабинеты наглядными, раздаточными, дидактическими материалами, пособиями и другими интерактивными средствами.

  2. Максимально компьютеризировать учебные и административные кабинеты.

4.3. Проблемно-ориентированный анализ работы школы и перспективы ее развития

Изучая возможности реализации основных направлений развития школы, нами были выявлены основные проблемы образовательного учреждения и определены способы их решения.

Проблемы

Способы решения

1.Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса

Недостаточная осведомленность педагогов об основных направлениях модернизации школьного образования.

Создание такого информационного пространства в школе, которое будет способствовать повышению не только информированности педагогов, но и их профессиональной компетентности.

Приоритет традиционных форм и методов организации образовательного процесса в школе, низкий процент использования инновационных технологий обучения.

Обучение педагогов новым образовательным технологиям, их внедрение в практику работы педагогов.

Недостаточная подготовка педагогов по организации предпрофильной подготовки, разработке авторских программ курсов по выбору для учащихся девятых классов и элективных курсов для старшей школы.

Организация годичной команды педагогов и классных руководителей девятых классов, разработка системы курсов по выбору и элективных курсов, разработка собственных методических рекомендаций по организации образовательного процесса в ходе предпрофильной подготовки школьников.

Проблема использования традиционной системы оценивания (5-балльной) учебных достижений учащихся.

Поиск новых подходов к оцениванию учебных достижений школьников, внедрение «Портфолио».

Сложность апробации новых учебно-методических комплексов.

Повышение квалификации учителей, работающих по новым учебно-методическим комплексам.

2.Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса.

Личностный рост учителя. Повышение профессионализма педагогов как условие личностной самореализации в рамках культурно-образовательного пространства школы.

Необходимость повышения уровня знаний современной педагогики и психологии.

Повышение компетентности педагогов в процессе их включения в научно-исследовательскую работу; консультирование учителей; сопровождение профессионально-педагогической деятельности педагогов.

Узкопредметная направленность деятельности многих учителей, отсутствие стремления интегрировать свою деятельность и создавать совместные творческие проекты.

Мотивация на разработку индивидуальных и совместных творческих проектов в рамках методических объединений, их защита

Проблема повышения готовности учителей к реализации технологий сотрудничества.

Освоение и внедрение на практике технологий личностной ориентации, сотрудничества, диалога.

Личностный рост учащихся. Создание в рамках школы культурно-образовательного пространства как условие личностной самореализации и проявления детских инициатив.

Унификация содержания и форм деятельности учащихся, ориентация на «среднего» ученика.

Внедрение технологий дифференцированного обучения, развивающего обучения.

Проблема перехода от использования репродуктивных форм организации учебной деятельности учащихся к активным формам организации учебной деятельности.

Внедрение активных форм организации учебной деятельности: проектного обучения, дидактических игр, портфолио.

Знаниеориентированный подход к содержанию образования и оценке учебных достижений учащихся.

Оценивание результатов обучения не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и по совокупности компетенций и личностных качеств, приобретенных школьниками.

Создание возможности свободного выбора и самореализации в образовательном процессе школы.

Внедрение вариативных программ, учебников, технологий, расширение спектра образовательных услуг.

3.Внедрение и дальнейшее совершенствование технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Недостаточная психологическая подготовка учителя.

Психологическое сопровождение деятельности учителя, включающее консультирование по вопросам организации диагностики и мониторинга различных аспектов профессиональной деятельности педагогов; информирование учителей о результатах психологических исследований в школе.

Недостаточная работа педколлектива по формированию здорового образа жизни учащихся.

Принятие педагогическим коллективом категории здоровья как профессиональной и личностной ценности. Повышение информированности и технологической грамотности учителя в вопросах здоровьесбережения.

Недостаточная материальная база для создания необходимого здоровьесберегающего пространства и стимулирования условий, обеспечивающих, обеспечивающих физическое развитие школьников.

Развитие спортивной базы школы. Совершенствование в рамках школы целостной здоровьесберегающей среды, охватывающей физический, психический, нравственный аспекты жизни школьников.

Необходимость создания программ по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Изучение методических рекомендаций по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся; разработка пакета диагностических методик и методических материалов по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках предпрофильной подготовки.

Недостаточная преемственность в системе «Детский сад – школа» и ступенями средней школы.

Разработка программы «Преемственность», установление тесных связей с дошкольными учреждениями.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 г. Туапсе

    Программа
    Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания.
  2. Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

    Доклад
    Доклад адресован широкому кругу читателей: представителям органов законодательной и исполнительной власти, учащимся и их родителям, работникам системы образования, представителям средств массовой информации, общественным организациям
  3. Публичный отчет Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №87

    Публичный отчет
    Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 87 Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
  4. Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г

    Доклад
    Цель доклада - информировать родителей (законных представителей), местную общественность об основных результатах и проблемах функционирования и развития школы в прошедшем учебном году, способствовать развитию партнёрских отношений
  5. Муниципальное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №12»

    Доклад
    Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок. Государству нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут принимать ответственные

Другие похожие документы..